Автор: Харисов Константин Нурфаязович
Одной из проблем малого бизнеса в России является доступ к инвестициям. Практика показывает, что обращение предпринимателей к банкам за получением кредитов не всегда находит понимание. Банки до последнего времени ориентированы на выдачу крупных кредитов устойчиво работающим крупным предприятиям. Выдача мелких кредитов от 10 до 500 тысяч рублей связана для банков с большей затратой ресурсов на администрирование, с большими рисками. Даже те банки, которые выбрали своей стратегией работу с субъектами малого бизнеса, имеют подготовленный штат менеджеров охотнее кредитуют малые предприятия с высокой рентабельностью, с короткими сроками оборачиваемости средств, с имуществом, обеспечивающим залог по кредиту. То есть, основными клиентами таких банков становятся мелкие предприятия, занятые в сфере торговли. Предприятия, занятые в сфере производства, внедрения инновационных технологий, остаются изгоями.
Государство не может и не должно оставаться в стороне от этой проблемы. Существуют несколько действующих в регионах РФ механизмов государственной стимуляции банков для работы с малым бизнесом.
Первый. Компенсация части процентной ставки по банковским кредитам. Обычно компенсация осуществляется в размере 50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это позволяет удешевить кредиты, но не дает гарантий банкам на своевременный возврат кредитов. Кроме того, при этой схеме банки необоснованно завышают процентные ставки. На наш взгляд такой механизм государственной поддержки не эффективен.
Второй. Предоставление частичных государственных гарантий банкам по заимствованию субъектов малого предпринимательства. Такой механизм принят соответствующим Постановлением Кабинета Министров в Татарстане. Он позволяет предоставлять заемщику обеспечение кредита в размере не менее 25%, обеспечение остальных 75% берет на себя государство в лице Министерства финансов.
Такая схема поддержки малого предпринимательства обеспечивает доступ к кредитам низкорентабельных предприятий, сферой деятельности которых является производство и предоставление услуг. Впрочем, предприятия, занятые в торговле, наравне с другими могут пользоваться государственными гарантиями.
На практике предложение такого механизма нашло понимание не у всех банков. На наш взгляд, причиной этого служат следующие факторы:
- незаполненность кредитного рынка крупными предприятиями, банки легко находят заемщиков среди рентабельных корпораций;
-нехватка менеджеров кредитных отделов банков, подготовленных для оценки рисков по кредитам для малых предприятий;
-неверие банков в обязательность своевременного выполнения обязательств Министерства финансов в случае невозвращения кредита.
Запуск механизма кредитования по государственным гарантиям требует предварительной работы с предпринимателями, руководителями банков. Требует воли от Министерства финансов своевременно выполнять взятые на себя обязательства.
Есть еще одна перспективная тенденция развития малого предпринимательства - создание разветвленных региональных межрайонных сетей. Большинство субъектов малого бизнеса сосредоточено в крупных городах. В сельских районах малый бизнес задействован преимущественно в сфере торговли и фермерства. Очень мало предприятий, занятых переработкой и заготовкой сельскохозяйственной продукции. Потребительская кооперация по своей структуре, унаследованной от дореформенных времен, не справляется с проблемой. Как следствие, происходит агрессивный захват рынков закупки сельскохозяйственной и животноводческой продукции Татарстана крупными компаниями из других регионов. Недостаточность добросовестной конкуренции приводит к заниженным ценам на зерно, мясо, молоко, что ведет к разорению мелких фермерских хозяйств, к увеличению удельной доли населения, занятого исключительно натуральным хозяйством на собственном подворье. Прямые административные меры не эффективны. Необходима комплексная поддержка сетевого межрайонного малого предпринимательства в сфере заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Эта деятельность малого бизнеса на селе, как никакая другая, нуждается в доступе к кредитным ресурсам под гарантии государства. Дойдут ли банки до села в ближайшие годы? Для этого необходима большая организационная работа не только инфраструктурных организаций поддержки малого предпринимательства, но и сельских органов местного самоуправления.
Практика показывает, что государство должно постепенно уходить от прямого финансирования субъектов малого бизнеса через фонды финансовой поддержки. Основную ответственность за кредитование должны брать на себя банки. Государство должно лишь создавать благоприятные условия доступа к кредитам, развивать институциональные механизмы поддержки деловой активности населения.
Информация представлена интернет-порталом "Форум стратегии регионального развития"