Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Создание организационных, экономических и иных условий в области поддержки малого и среднего бизнеса

Автор: Привалов Игорь Анатольевич

Два года назад был принят Закон о Программе развития малого предпринимательства в республике Татарстан. Мало, где в России в то время имелись подобные документы. Время показало, что решения были приняты своевременно, и через 2 года основные положения закона действуют активно и не устарели.

Опираясь на этот закон, сообщество предпринимателей Республики вышло из “детского возраста” и стало реальной экономической силой Республики, основой среднего класса.

Исполнительными органами Программы были определены министерства, госкомитеты, фонды и другие учреждения.

Главное, - более 30% татарстанцев обеспечены работой на предприятиях малого бизнеса. В 4 раза сократилось число предпринимателей, оценивающих условия работы как худшие, чем в других регионах. Во всех городах и районах Татарстана приняты и выполняются программы развития предпринимательства.

В крупных городах созданы фонды кредитования, где ведется работа с предпринимателями. Успешно действует лизинговая компания. В центре обучения предпринимателей прошли подготовку более 1000 человек. Пропаганда предпринимательской деятельности ведется в специализированных передачах электронных СМИ и газетах.

В 2001 году, когда при Республиканской Межведомственной Комиссии на общественных началах был создан экспертный совет, мы приглашали для работы предпринимателей и слышали от них, что “всё это бесполезно, нас все равно не услышат”. В 2002 году Экспертный совет оказался катализатором политической активности предпринимателей. Исчезло скептическое отношение общественности к мероприятиям правительства, люди поняли, что у власти есть искреннее желание развивать предпринимательство. Мы и не предполагали, что желающих работать в экспертном Совете будет больше, чем его численная возможность.

Совет активно выступал за упорядочение представления арендных площадей. Очень много заинтересованных лиц тормозило выравнивание государственных цен с рыночными. Арендные площади были в дефиците. Стало проще, как только цены выровнялись. Теневые перепродавцы потеряли маржу и появились свободные помещения.

Мы народ быстрых желаний. То, что на Западе создается веками, мы делаем за считанные годы. А потом еще ругаем друг друга за медленную работу. Вот принято решение о создании Республиканского Технопарка и венчурного фонда. Оказалось, все. Что существует подобное в этом плане в других регионах России не выдерживает никакой критики, посколько там были зачастую бесполезно потраченные деньги. Учитывая это, мы в данном случае бюджетные деньги не намерены терять впустую ни копейки. Инфраструктура малого предпринимательства, в том числе создание Технопарка. Является одной из приоритетных задач Агентства по развитию предпринимательства РТ.

В течение года мы никак не могли сдвинуть проект государственных гарантий под кредиты малого предпринимательства. Это новое решение для России. Опыта нет. В начале 2003 года процесс подготовки этого проекта был завершен.

Министерство финансов добилось от всех участников проекта нужного алгоритма и механизм предоставления кредитов под госгарантии запущен. Хорошо поставлена работа с предпринимателями в КМБ-банке, в Автоградбанке, Ак барс банке. Руководство этих финансовых учреждений настроено прогрессивно. Начальный этап завершен. Пора переходить к активным действиям.

Работа некоторых министерств и госведомств по реализации программы оставляет желать, мягко говоря, лучшего. Например, исполнителем пункта программы об упрощенных формах отчетности назначен “Экологический фонд”. За два года он так эти формы упростил, что предприниматель не знает, куда бежать с отчетом. И так в большинстве случаев.

Мы не против платежей. Но нельзя же при помощи громоздких отчетов на 26 страницах кормить расплодившихся вокруг Министерства природы фирмы. Создана благоприятная среда для фирм – прилипал. К примеру, в Москве отчет состоит из 2 страниц, в Санкт-Петербурге – из 3 страниц, в Татарстане на 26 страницах. Чем наш предприниматель провинился?

В министерствах и ведомствах работают очень хорошие специалисты, ответственные люди. Но они уже по своему определению не могут развивать малый бизнес, они это делают как побочную, малоприятную работу. По всей видимости, пришло время кардинальных реформ.

В феврале 2003 года Агентство разослало по ведомствам проект Постановления Кабинета Министров “О переводе жилых помещений первых этажей в нежилые”. Из 15 адресатов откликнулось два. И это по вопросу, о котором говорил Президент в своем Послании Госсовету.

Создание конкурентной среды в сфере ЖКХ. В прошедшую зиму некоторые регионы постигла гуманитарная катастрофа. Слава богу, нас это не коснулось. О конкуренции в сфере ЖКХ говорить бесполезно. Предпринимателям на этот рынок не дают даже палец просунуть. Это хороший индикатор того, что этот рынок далеко не бедный.

Некоторые регионы начали реформу ЖКХ с увеличения тарифов. Не оригинальны руководители и нашего жилищного хозяйства. Они прекрасно знают, как это сделать, не повышая цен. Но они хотят провести реформу, не потеряв финансовые потоки.

В 2003 году задача у них осложнилась. В Послании Президента РТ говорится: “Объединения жильцов возможно на уровне подъездов, домов, групп домов. Они и будут управляющими компаниями. Граждане должны полностью контролировать движение денежных средств, поступающих от жильцов за жилищно-коммунальные услуги и из бюджета”.

Рейтинг за 2002 год, к сожалению, показал снижение инвестиционной привлекательности Республики. Хотя на общем фоне России мы находимся в первой половине, тем не менее сигнал о снижении получен. Ответом с нашей стороны должна быть полная и быстрая реализация Программы развития предпринимательства, которая создаст необходимые условия для развития экономики в целом, уже на ином качественном уровне.

Информация представлена интернет-порталом "Форум стратегии регионального развития"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости