Введение
Бизнес-план может быть рассмотрен как инструмент для привлечения инвестиций и в качестве основы для планирования собственного дела, как в форме предприятия, так и в виде регистрации предпринимателем без образования юридического лица. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных предприятий и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь получаемой информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Предлагаемая структура бизнес-плана с рекомендациями по его разработке приведена ниже. В целях единства экономических подходов к составлению, оценке и контролю реализации бизнес-плана, а также для обеспечения возможности компьютерной обработки, ключевая информация бизнес-плана должна быть представлена в виде, соответствующем таблицам, помещенным в “Финансовом плане” проекта.
Стимулы для разработки бизнес-плана:
- Наличие спроса на продукцию, товары и услуги, которые планируются к производству, наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой созданным предприятием.
- Наличие конструкторской, технологической и другой документации для производства того или иного вида продукции.
- Наличие производственных мощностей (или возможностей их создания в короткие сроки), сырья и трудовых ресурсов.
- Введение на рынок новых видов товаров (услуг).
- Поиск инвесторов.
- Необходимость стратегического планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
Структура бизнес-плана
Титульный лист
Бизнес-план обязательно должен иметь титульный лист, на котором приводятся следующие сведения (приложение 1):
- наименование проекта;
- наименование предприятия (предпринимателя);
- наименование предприятия (предпринимателя), реализующего проект, или организации-учредителей будущего предприятия;
- местонахождение предприятия (предпринимателя);
- наименование, дата и регистрационный номер документа о создании предприятия;
- подписи руководителя предприятия, реализующего проект, и разработчика бизнес-плана;
- месяц и год разработки бизнес-плана;
- адрес, телефон, факс разработчика бизнес-плана.
В бизнес-план должны быть включены следующие основные разделы:
- Характеристика автора проекта.
- Описание продукции (услуг).
- Анализ рынка сбыта.
- Производственный план.
- План персонала.
- Маркетинговый план.
- Финансовый план.
- Оценка риска и страхование.
- Приложение.
1. Резюме
Резюме составляется в самом конце работы над бизнес-планом, его объем не должен превышать 2 машинописных листов. Издается на хорошей бумаге для использования в качестве рекламы. Резюме пишется максимально просто, по возможности избегая специальных терминов. Оно должно быть сориентировано на то, чтобы убедить неспециалиста в выгодности начинаемого дела.
Основное содержание резюме:
- цели реализации проекта, источники финансирования;
- коммерческий продукт проекта (его отличие от продукции конкурентов),
- возможный интерес покупателей к нему, рынки сбыта;
- описание ситуации на рынке и в отрасли;
- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
- финансовые результаты проекта, ключевые экономические показатели эффективности проекта;
- сильные и слабые стороны проекта;
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- риски и возможные пути их снижения;
- срок, в течение которого Вы сможете вернуть взятые в кредит средства;
- что служит гарантией возврата кредита:
а) гарантийное обязательство банка;
б) гарантийное обязательство другого предприятия;
в) залоговое обязательство.
2. Характеристика автора проекта
Если бизнес-проект будет реализовываться в рамках существующего предприятия или действующего бизнеса, то:
- дается его краткая характеристика;
- основные сферы деятельности;
- стадия развития (становление, расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие);
- краткая история организации;
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, его кредитная история;
- учредители;
- размер уставного капитала и величина оплаченной его части;
- опыт предпринимательской деятельности руководителей;
- репутация предприятия.
(В этом случае к бизнес-плану обязательно прилагаются учредительные документы, баланс на последнюю отчетную дату и справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам).
Если речь идет о составлении бизнес-плана для совершенно нового предприятия, то предоставляется следующая информация:
- сведения об учредителях;
- планируемая организационно-правовая форма;
- опыт предпринимательской деятельности учредителей.
Если речь идет о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то при составлении бизнес-плана приводятся следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество;
- дата рождения;
- место рождения;
- семейное положение;
- количество детей;
- образование;
- наименование учебного заведения;
- год окончания учебного заведения;
- специальность по диплому;
- общий стаж работы;
- стаж работы по специализации проекта;
- паспортные данные;
- почтовый адрес;
- телефоны;
- прочие сведения.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием или предпринимателем продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов по следующей схеме:
- характеристика товара (услуг);
- потребности, которые призван удовлетворить товар;
- особенности товара, его отличие от продукции конкурентов (например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна). По возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены;
- время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций);
- патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт;
- организация сервиса товара.
В качестве иллюстрации к бизнес-плану целесообразно включить в него фотографию или очень хорошие рисунки товара (другое наглядное изображение, описание), которые позволят составить о нем четкое представление .
4. Анализ рынка
В этом разделе производится оценка рынка сбыта товара или услуг и доказывается, что предприятие сосредоточивает внимание на рынке сбыта, а не только на технической стороне выпуска продукции. Основные элементы такого анализа:
- определение целевого рынка;
- емкость рынка (текущее состояние и прогнозы);
- динамика цен за последние несколько лет;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- доля предприятия на рынке (текущее состояние и прогнозы);
- ниша на рынке, которую занимает (планирует занять) предприятие;
- основные покупатели продукции, их характеристика
Приложить протоколы намерений, договоры по сбыту планируемой к выпуску продукции.
Необходимо также обобщить информацию, которая Вам известна о конкуренции на том рынке, куда должна поступить Ваша продукция. Вы должны ответить на следующие вопросы:
- Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? Как обстоят их дела: с объемом продаж, с доходами, с внедрением новых моделей.
- Много ли внимания и средств уделяют Ваши конкуренты рекламе своих товаров?
- Что представляет их продукция? Основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
- Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова их политика цен?
- Какова Ваша стратегия цен?
5. Производственный план
В этом разделе приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет необходимые для этого ресурсы. Вопросы, которые необходимо раскрыть в данном разделе:
- наличие производственных площадей, собственные они или арендованные (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений; в случае необходимости приложить справку местной администрации об отводе земельного участка, экологичности проекта, разрешение Минздрава, пожарной инспекции, инспекции по технике безопасности, санитарных служб и т.п.);
- технология производства товара;
- потребность в оборудовании, где планируется его приобрести, на каких условиях, в какие сроки (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений);
- условия, на которых будут закупаться сырье, материалы и комплектующие;
- репутация поставщиков и Ваш опыт работы с ними (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений);
- партнеры по бизнесу;
- расчет себестоимости и цены производимого продукта
6. План персонала
Этот раздел должен содержать следующую информацию:
- административный персонал;
Должность | Заработная плата, руб./месяц | Период | |
- производственный персонал;
Должность | Заработная плата, руб./месяц | Период | |
- маркетинговый персонал
Должность | Заработная плата, руб./месяц | Период | |
- условия оплаты и стимулирования;
- условия труда;
- структура и состав подразделений;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
Необходимо указать количество необходимых работников и предъявляемые к ним квалификационные требования, т.е. какие специалисты (профиль, образование, опыт) и с какой заработной платой Вам понадобятся, как Вы собираетесь заполучить этих специалистов (на постоянную работу или в качестве совместителей), есть ли возможность воспользоваться услугами специализированных организаций.
Необходимо оговорить вопросы оплаты труда и стимулирования руководящих работников.
Обязательно к бизнес-плану приложить организационную схему управления и штатное расписание предприятия.
7. План маркетинга
План маркетинга должен содержать ответы на следующие вопросы:
- схема распространения продукции;
- методы ценообразования;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания клиентов;
- формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах
В данном разделе надо оговорить следующие моменты:
- как Вы собираетесь продавать свой товар (через собственные магазины или через оптовые торговые организации);
- как Вы будете определять цены на свои товары и какой уровень рентабельности на вложенные средства собираетесь реализовать, какие Вы видите возможности снижения цены в случае возникновения на рынке ценовой конкуренции;
- как Вы будете организовывать рекламу и сколько примерно средств собираетесь на это выделить;
- как будете добиваться постоянного роста объема продаж (например, за счет расширения района сбыта или поиска новых форм привлечения покупателей);
- как будете организовывать службу сервиса, сколько Вам потребуется на это средств;
- как будете добиваться хорошей репутации своих товаров и своей фирмы в глазах общественности.
8. Оценка риска и страхование
В этом разделе необходимо спрогнозировать все типы рисков, с которыми Вы можете столкнуться, моменты их возникновения и разработать меры профилактики. Результаты оценки различных видов рисков можно свести в следующую таблицу:
Тип риска | Ожидаемые негативные последствия | Меры профилактики |
В качестве одного из способов экспертной оценки рисков может быть предложена методика разбиения рисков по стадиям проекта: начальной, подготовительной и функционирования.
Подготовительная стадия
Вид риска | Отрицательное влияние |
Удалённость от транспортных узлов | Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы |
Удалённость от инженерных сетей | Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды |
Отношения местных властей | Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта |
Доступность подрядчиков на месте | Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика |
Наличие альтернативных источников сырья | Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика |
Начальная стадия
Простые риски | Отрицательное влияние |
Платежеспособность заказчика | Увеличение объёма заёмных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции | Увеличение объёма заёмных средств |
Недостатки проектно-изыскательских работ | Рост стоимости строительства, задержки с вводом мощностей |
Несвоевременная поставка комплектующих | Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику |
Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих | Увеличение срока выхода на проектный режим |
Недобросовестность подрядчика | Увеличение сроков строительства |
Стадия функционирования: финансово-экономические риски
Простые риски | Отрицательное влияние |
Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
Появление альтернативного продукта | Снижение спроса |
Снижение цен конкурентами | Снижение цены |
Увеличение производства у конкурентов | Падение продаж или снижение цены |
Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
Неплатёжеспособность потребителей | Падение продаж |
Рост цен за сырьё, материл, перевозки | Снижение прибыли из-за роста цен |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив | Снижение прибыли из-за роста цен |
Недостаток оборотных средств | Увеличение кредитов |
Стадия функционирования: социальные риски
Простые риски | Отрицательное влияние |
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы | Увеличение затрат на комплектование |
Угроза забастовки | Штрафы за нарушение договоров |
Отношение местных властей | Дополнительные затраты на выполнение их требований |
Недостаточный уровень зарплаты | Текучесть кадров, снижение производительности |
Квалификация кадров | Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий |
Социальная инфраструктура | Рост непроизводственных затрат |
Стадия функционирования: технические риски
Простые риски | Отрицательное влияние |
Изношенность оборудования | Увеличение простоев и затрат на ремонт |
Нестабильность качества сырья и материалов | Уменьшение объёмов производства из-за переналадки оборудования, снижение качества продукта |
Новизна технологии | Увеличение затрат на освоение, снижение объёмов производства |
Недостаточная надёжность технологии | Увеличение аварийности |
Отсутствие резерва мощности | Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях |
Стадия функционирования: экологические риски
Простые риски | Отрицательное влияние |
Вероятность залповых выбросов | Увеличение непредвиденных затрат |
Выбросы в атмосферу и сбросы в воду | Затраты на очистное оборудование |
Близость населённого пункта | Увеличение затрат на очистные сооружения и экологическую экспертизу проекта |
Вредность производства | Рост эксплуатационных затрат |
Складирование отходов | Удорожание себестоимости |
9. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое внимание следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный %, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов, выпуска акций и т.д.;
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому рекомендуется прилагать расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Информация представлена интернет-порталом "Малый бизнес Иркутска"