Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблема организации системы «одного окна» на этапе создания юридических лиц

Материалы к заседанию Комитета ТПП РФ
по вопросам регулирования предпринимательской деятельности 18 апреля 2003 г.

Автор: Александров Игорь Александрович,
председатель Московской регистрационной палаты
член Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования
предпринимательской деятельности

1. Передача функций по государственной регистрации юридических лиц Министерству Российской Федерации по налогам и сборам автоматически не привела к упрощению регистрации. Норм, определяющие построение системы «одного окна» в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» нет.

Вопреки положениям п.3. ст.49 и п.2. ст.51 ГК РФ юридическое лицо не может в полной мере реализовать свою правоспособность с момента внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц – т.е. не имеет возможности осуществлять свою деятельность сразу после государственной регистрации. Для начала деятельности юридическому лицу необходимо представить документы для постановки на учет в территориальную инспекцию МНС России, территориальный орган Госкомстата России, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальный орган Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Для открытия расчетного счета юридическому лицу необходимо представление свидетельств о постановке на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде и налоговом органе, что в свою очередь требует получения кодов статистики.

Во все инстанции подается практически одинаковый пакет документов. За непредставление документов в установленный срок (от 10 до 30 дней со дня государственной регистрации) установлена административная ответственность (штрафные санкции – от 5 до 10 тыс. рублей). При этом предприниматели часто не успевают выдерживать сроки (в особенности, если с выдачей свидетельства о регистрации задерживает территориальная инспекция МНС России) и вынуждены уплачивать штрафы. Общий срок регистрации, включая постановку на учеты, доходит до 30 дней и более.

В результате в течение месяца юридическое лицо не может приступить к своей деятельности, несет финансовые затраты, связанные с оформлением и нотариальным заверением документов, не получает доходов.

В целях сокращения временных и финансовых затрат предпринимателей необходимо изменить процедуру постановки юридических лиц на учет и реализовать на практике систему «одного окна».

2. В настоящее время построение системы «одного окна» на этапе создания и начала деятельности юридических лиц представляется вполне реальным. Для этого достаточно, чтобы юридическим основанием для постановки на налоговый учет, учет во внебюджетных государственных фондах и получения кодов статистики являлось внесение записи о регистрации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.

Примерная схема работы системы «одного окна» может выглядеть следующим образом:

  • для регистрации юридического лица и его последующей постановки на учеты заявитель подает комплект документов (при необходимости в нескольких экземплярах) в орган «одно окно». Функции органа «одного окна» могут быть возложены на регистрирующий орган, либо поручены отдельному органу;
  • функции регистрации и постановки на налоговый учет совмещаются (т.к. функции регистрирующего и налогового органов совмещены);
  • после государственной регистрации юридического лица орган «одно окно» направляет сведения о регистрации (а при необходимости – и документы) в государственные внебюджетные фонды и органы статистики;
  • на основании полученных сведений о государственной регистрации юридического лица осуществляется присвоение кодов статистики и постановка на учет в государственных внебюджетных фондах без дополнительного предъявления документов заявителем;
  • орган «одно окно» на основе обратной связи осуществляет мониторинг исполнения всеми организациями, входящими в систему «одного окна», своих функций в отношении заявителя;
  • вновь созданное юридическое лицо приступает к своей деятельности сразу после государственной регистрации (свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет выдаются одновременно). После присвоения кодов статистики и постановки на учет во внебюджетных фондах соответствующие документы направляются юридическому лицу по указанному им при подаче документов адресу (либо по выбору заявителя могут быть получены им в органе «одно окно»);
  • ответственность за несоблюдение процедуры постановки юридического лица на учет возлагается на орган «одно окно» и на все органы, входящие в систему «одного окна». Заявитель несет ответственность только за достоверность представленных им сведений.
  • Создание системы «одного окна» позволит не только существенно сократить финансовые и временные затраты предпринимателей, но и защитить их от огромной массы чиновников на первом, самом уязвимом этапе их деятельности.

3. Для достижения указанной задачи, во-первых, необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральное законодательство, а именно в:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (Глава 14);
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.15.3);
  • Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст.6, п.1 ст.19);
  • Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (ст.19);
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст.11, п.1 ст.27);
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (п.2 ст.9, п.2 ст.12);
  • Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ст.27);
  • Подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты:
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 1166 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации".
  • Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1018 «О мерах по выполнению закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»;
  • Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в пенсионный Фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», утвержденный Постановлением правления Пенсионного Фонда российской Федерации 11 марта 2001г.№33А;
  • Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденный Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 04 декабря 2000 года № 119.

Во-вторых, требуется проведение межведомственных организационно-технических мероприятий, направленных на установление электронного документооборота между регистрирующим органом и учетными организациями. Электронный обмен информацией должен заменить бумажный межведомственный документооборот, приводимый в движение исключительно «ногами клиента».

Самое главное, что необходимо для введения системы «одного окна» - это политическая воля. Никаких иных объективных препятствий к созданию такой системы в настоящее время не усматривается.

4. В развитых странах введение системы «одного окна» является приоритетным направлением административных реформ. Так, например, в Великобритании внедряется концепция «электронного Правительства» (e–Government) – государственного электронного интерфейса, посредством которого граждане получают доступ к необходимым государственным процедурам без необходимости личного обращения к чиновникам.

Предлагаемая система «одного окна» может быть первым этапом в создании одной из подсистем «электронного Правительства» в Российской Федерации.

В настоящее время организация системы «одного окна» является политической задачей, решение которой направлено на повышение эффективности работы государственных институтов. Создание такой системы может стать заметным этапом в осуществлении административной реформы в Российской Федерации и развитии современной бизнес-инфраструктуры.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости