Фонд развития предприятий
и
Центр предпринимательства США - Россия
Фонд развития предприятий и Центр предпринимательства США - Россия предприняли долгосрочное исследование вопросов, оказывающих влияние на развитие динамичной предпринимательской культуры в России.
Первичные исследования проводились в двоякой форме - посредством подробных собеседований и опросов. Целью собеседований и опроса было выяснение мнений по двум сферам, имеющим важное значение для успешного развития компаний и формирования культуры, поддерживающей предпринимательство и способствующей ему: одна касается видов проблем, с которыми сталкиваются российские предприниматели при развитии своих компаний; вторая - мнения предпринимателей относительно пользы конкретных знаний и навыков в области бизнеса.
В Москве эта работа проводилась силами двух групп, которые провели собеседования с 11 предпринимателями и 9 частными лицами, работающими в сфере инвестиций (Специалистов по инвестициям просили принять участие в этом исследовании, так как они работают в тесном контакте с российскими предпринимателями и их взгляд на обсуждаемые вопросы представляет собой мнение информированной третьей стороны. В данном отчете ответы специалистов по инвестициям приводятся лишь для сравнения в тех случаях, когда мнения представителей двух групп существенно разнятся). Опрос проводился в аналогичной аудитории; по данным на 17 октября 2002 г. анкеты были получены от 16 предпринимателей и 3 специалистов по инвестициям. (Анкеты заполняли не все интервьюируемые, так же, как и не все опрошенные прошли собеседование.) В данном отчете излагаются предварительные результаты собеседований и опросов.
На основе собеседований и вопросов анкеты, предполагающих развернутые ответы, определились три разряда существенных внешних факторов, с которыми приходится иметь дело предпринимателям и их компаниям: бюрократия, доступ к капиталу и политика.
Как выяснилось, то, насколько бюрократия мешает предпринимателям и сокращает их прибыль в предприятиях, является серьезным фактором с точки зрения как процесса формирования компаний, так и распространения здоровой культуры предпринимательства. Развитию компаний мешает масса регулирующих норм. В некоторых случаях чиновникам приходится платить, иначе процесс создания компании затормозится. Вопросы прозрачности, финансовой отчетности и общие принципы бухгалтерского учета необходимо систематизировать, унифицировать для всех российских предприятий и привести к единому стандарту сдержек и противовесов. Слишком сложна налоговая система, молодые предприятия редко соблюдают ее требования, что еще больше усугубляет факт отсутствия необходимой инфраструктуры российских предприятий. Не менее сложна и правовая система, она противоречива и часто непоследовательна по отношению к субъектам права. Как заметил один российский предприниматель и инвестор, бюрократическое окружение, в котором оказывается предприниматель, может привести ко взяточничеству, коррупции и росту неопределенности:
«К числу препятствий на пути создания компании относится и недостаток информации. Нужно, чтобы было какое-нибудь одно место, где можно было бы узнать. как создать компанию: вопрос помещения, оборудования, кадров, государственных требований. Кроме того, слишком сложен и запутан процесс регистрации, неясно, как к тебе отнесутся чиновники. Могут потребовать и взятку за бумажную работу. Предпринимателям надо иметь представление о правовом окружении - налогах и особых требованиях, оказывающих воздействие на бизнес».
Вот мнение еще одного предпринимателя:
«Бюрократия. Попытка организовать собственное дело - это кошмар. Бизнес - заложник капризов и прихотей регулирующих органов. Стране нужна независимая судебная власть, чтобы освободиться от гнета чиновников и поставить их под контроль».
Один российский предприниматель, успешно работающий в сфере информационных систем, считает уход от налогообложения фактором, требующим изменения делового климата:
«Снижение налоговых ставок не приведет к тому, что мелкие и средние компании станут платить соответствующую долю налогового бремени. Система заработает только тогда, когда государство начнет заставлять людей соблюдать закон, наказывая тех, кто налогов не платит».
В число важнейших вопросов политики входят обеспечение прав на интеллектуальную собственность, содействие передаче технологий и совершенствование корпоративного управления. Именно эти вопросы выходили на первый план в собеседованиях с разными людьми. Вот что сказал на этот счет один российский инвестор:
«Очень нужна деловая этика. Деловая практика уходит корнями в старую советскую систему. Надо развивать корпоративное управление. Есть необходимость говорить об этике, чтобы начать привлекать внимание к тому, насколько это важно в бизнесе».
Наконец, важным для предпринимателя является вопрос доступа к капиталу. По мнению кредитных организаций, капитала сравнительно много, но предприниматели не умеют рассказать о своем бизнесе как об инвестиционной возможности. Как считает один зарубежный инвестор, занимающийся Россией, предпринимателям необходимо:
«...научиться иметь дело с финансовыми организациями и получать финансирование. Предприниматели не знают, как вести себя с инвесторами и кредитными организациями. Например, было бы полезно, чтобы они заранее поговорили с опытными инвесторами и узнали о том, что нужно делать, чтобы добиться своего. Им надо уяснить важность раскрытия финансовой информации, международных стандартов бухучета и быть готовым говорить на языке инвесторов».
Предприниматели же считают, что капитал получить трудно. По словам одного американского предпринимателя, работающего в России на розничном и потребительском рынке,
«Какие-то источники есть...но нужен гораздо более свободный доступ к капиталу».
Существующее политико-правовое окружение отрицательно сказывается на предпринимателях, занимающихся поиском инвестиционных средств. В условиях ведения двойной бухгалтерии и высокого уровня бегства капитала оказывается, что недостаток финансовой прозрачности, должного учета и отчетности, которые часто воспринимаются как деловая необходимость, мешают предпринимателям найти требуемые источники инвестиций для финансирования роста их предприятий. Поэтому понятно, когда предприниматели говорят, будто найти инвестиции трудно, а специалисты по инвестициям утверждают, что деньги есть.
Собеседования были рассчитаны на качественное изучение вопроса, в то время как опрос был предназначен дать количественную оценку конкретных наборов навыков, которые, по мнению предпринимателей, важнее всего для создания успешно функционирующей компании. Респондентов просили дать численную оценку полезности основных сфер предпринимательского развития - знаний деловой сферы, деловых навыков и личных характеристик - по пунктам, присваивая им баллы от 1 (бесполезно) до 7 (очень полезно).
В том, что касается совершенствования знаний деловой сферы, предприниматели считают следующие предметы наиболее полезными:
Знание деловой сферы: | В среднем |
Деловое планирование | 6,5 |
Постановка задач | 5,8 |
Финансовый анализ | 5,7 |
Сбор средств | 5,6 |
Управление денежными средствами | 5,6 |
Маркетинг | 5,6 |
Кадровая политика | 5,4 |
Разработка продукта | 5,3 |
Контроль качества | 5,3 |
Ценообразование | 5,0 |
Корпоративное управление | 5,0 |
Схемы вознаграждения | 4,8 |
Деловая этика | 4,7 |
Подбор поставщиков профессиональных услуг | 4,0 |
Интересно отметить, что постановка задач оказывалась по результатам опросов приоритетной темой, но собеседования этого не подтверждали. И наоборот, деловая этика ставилась предпринимателями на одно из последних мест в анкете, а во время собеседований она упоминалась часто.
Интересно отметить, что постановка задач оказывалась по результатам опросов приоритетной темой, но собеседования этого не подтверждали. И наоборот, деловая этика ставилась предпринимателями на одно из последних мест в анкете, а во время собеседований она упоминалась часто.
Есть еще один момент, который подчеркивает различия между мнениями предпринимателей и инвесторов, высказываемыми при собеседовании: польза корпоративного управления. По опросам инвесторы ставят этот пункт так же высоко, как деловое планирование и постановку задач. А предприниматели — на одно из последних мест, что может свидетельствовать о недостаточном понимании роли корпоративного управления в обеспечении капиталом и формировании компании.
Если говорить о совершенствовании навыков, предприниматели считают следующие 12 из них самыми полезными:
Совершенствование навыков: | В среднем |
Организаторские способности | 6,2 |
Творческое начало/Новаторство | 6,1 |
Умение вести переговоры/разрешать конфликты | 6,1 |
Умение стимулировать других | 6,1 |
Сбыт | 5,9 |
Установление отношений | 5,8 |
Умение уговаривать | 5,7 |
Умение говорить | 5,4 |
Презентационные навыки | 5,2 |
Умение писать | 5,1 |
Умение слушать | 5,1 |
Знание английского языка | 4,9 |
Существенные различия между предпринимателями и инвесторами наблюдаются в двух случаях: умение слушать и умение говорить. Презентационные навыки основаны и на умении говорить, и на умении слушать. Во время собеседований инвесторы указывали, что предпринимателям необходимо учиться лучше представлять свои компании как потенциальные объекты для вложения средств.
В области личного совершенствования предприниматели отметили следующие 9 полезных качеств:
Личное совершенствование: | В среднем |
Выработка точки зрения |
6,0 |
Принятие решений | 6,0 |
Умение распоряжаться временем | 6,0 |
Развитие лидерских качеств | 5,9 |
Осознание личных достоинств/недостатков | 5,8 |
Умение рисковать | 5,6 |
Самостимулирование | 5,4 |
Передача полномочий | 5,1 |
Осознание собственного стиля управления | 3,9 |
Несмотря на то, что вопрос делегирований полномочий по опросам получил более низкие оценки, во время собеседований он часто упоминался как исключительно важный для предпринимателей, руководящих быстрорастущими компаниями. Специалисты по инвестициям считали передачу полномочий одной из наиболее полезных сфер личного совершенствования предпринимателей.
Предварительные результаты выявили некоторые факторы, мешающие развитию здоровой предпринимательской культуры в России. Участники собеседований объясняли, что внешние препятствия, в том числе несовершенство государственной политики и правоприменения, мешают организации своего дела, препятствуют росту компаний, создают почву для коррупции и взяточничества. Данные опроса отражают эти факторы: российские предприниматели ставят деловую этику и корпоративное управление на одно из последних мест в перечне полезных знаний.
Тем не менее, есть надежда на перемены к лучшему. По мере увеличения числа успешно работающих предпринимателей, по мере того, как все более заметными становятся создаваемые ими ценности и рабочие места, государство может проявлять растущую заинтересованность в том, чтобы прислушиваться к их мнению относительно законов, призванных содействовать росту предпринимательства в России.
Фонд развития предприятий является ведущей некоммерческой просветительской организацией США, целью которой является создание высокоэффективных организаций, обеспечение экономической жизнеспособности и повышение уровня благосостояния общества посредством предпринимательской деятельности и стимулирования работников. Фонд обладает обширным международным опытом разработки и реализации программ и в течение десятилетия участвовал в разработке образовательных программ для российских предпринимателей.
Центр предпринимательства США - Россия помогает российским предпринимателям, сочетая теоретическое и практическое обучение, способствующее формированию компаний, и содействуя развитию предпринимательского процесса в России. Центр предпринимательства показывает предпринимательство как положительную силу, способствующую экономической динамике и социальному развитию, сводя предпринимателей, политиков и инвесторов в среде обучения, которая поддерживает и укрепляет роль и масштабы предпринимательства в России.
Источник: Центр предпринимательства США-Россия