Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

СПС - малому предпринимательству

Важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми. Правительства, сменяя друг друга, неизменно принимали документы, призванные продемонстрировать их стремление поддержать малый бизнес, и даже иногда пытались их выполнить.

И не только документы принимались - государство оказывало и некоторую поддержку, главным образом - в двух формах: в виде льгот по налогообложению (в виде ли льгот по налогу на прибыль для малых предприятий не старше 4-х лет, или в виде упрощенной системы налогообложения и налога на вмененный доход) и льготных кредитов через фонды поддержки малого предпринимательства.

Впрочем, нормальное малое предприятие - если оно не является просто вывеской для уже давно процветающего бизнеса - в первые годы и так никакой прибыли иметь не может; на упрощенной системе налогообложения в силу разных причин никогда не находилось более 4% российских малых предприятий, так что заметного влияния на положение в данном секторе она никогда не оказывала; льготные кредиты, как правило, выдавались “социально значимым” предприятиям и растворялись, не оказав влияния на рыночные ставки кредитования. Что же до налога на вмененный доход, то “просто было на бумаге, да забыли про овраги” - во многих регионах чиновники превратили систему расчета различных поправочных коэффициентов к “вмененке” в нечто совсем не поддающееся человеческому разумению... Одним словом, помощь вроде бы и была, но реально до предпринимателей никогда не доходила.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в недавнем приветственном послании форуму “ОПОРЫ России” - общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства - образно охарактеризовал малый бизнес как “коммерческий пролетариат”. На наш взгляд, это не совсем точно. Скорее, это подлесок, из которого вырастает лес - средний и крупный бизнес.

Пока в России почти нет крупных предприятий, которые возникли бы после начала рыночных реформ - в основном, это наследие советского прошлого, кое-где подновленное и чуть перестроенное. А олигархи, крупные бизнесмены - в большинстве своем люди, оседлавшие финансовые потоки тех советских предприятий, которые конкурентоспособны на мировом рынке - они добывают нефть и газ, производят металлы и иные продукты первичной переработки.

Между тем в Польше, например, именно крупные и средние новые фирмы дают уже до трети рабочих мест! А ведь новые частные предприятия возникают в малом бизнесе, и лишь потом некоторые из них дорастают до более значимых высот. Если в России этого не происходит, то приходится признать - что-то в наших реформах не срабатывает.

С середины 90-х гг. наблюдается стагнация малого бизнеса. Происходит дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению. Опрос экспертов в области малого предпринимательства, проведенный региональными организациями СПС в январе 2003 г., показывает, что ситуация в лучшую сторону пока не меняется (см. таблицу ниже):


Состояние деловой среды для МП за прошедший год… Число ответивших % от числа опрошенных
ухудшилось 66 31,4%
улучшилось 30 14,3%
не изменилось 100 47,6%
затрудняюсь ответить 14 6,7%
Всего 210 100,0%

В этой обстановке малый бизнес - примерно 5,5 млн. владельцев малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - не видит тех политических сил, которые могут выразить и отстаивать его интересы.

СПС, опираясь на предложения 23 региональных организаций, готов предложить повестку дня по реализации минимально необходимых для развития малого предпринимательства шагов и мер. Потому что мы убеждены: если в 21 веке России суждено прорваться в первый эшелон наиболее динамично развивающихся и процветающих обществ, то произойдет это главным образом на основе расцвета малых фирм. Ибо рост разнообразия потребностей, с одной стороны, и развитие техники и технологии, с другой, создали все возможности для индивидуализации производства, перехода к мелкосерийному, “эксклюзивному” выпуску товаров и оказанию услуг. Тем самым объективно малый бизнес становится более конкурентоспособным. Прежние преимущества крупного бизнеса - в первую очередь, экономия на масштабе - сегодня выглядят далеко не бесспорно. Напротив - оказывается, что нововведения чаще и быстрее всего “просачиваются” на рынки из малых фирм. И в этом качестве малые предприятия становятся локомотивами инноваций, к которым присматриваются крупные компании.

Сегодня все больше крепнет убеждение, что в постиндустриальном обществе, в экономике, основанной на знаниях, а не на газовой или нефтяной “трубе”, малый бизнес будет одним из наиболее эффективных и динамичных факторов развития, что именно он способен сыграть роль лидера в создании Экономики Потребителя.

Именно интересы инновационного по своей природе малого бизнеса СПС намерен поддерживать и выражать в своей политической деятельности. Ведь эти люди первыми научились превращать в капитал то богатство, которое буквально лежит под ногами, но заставить которое работать на себя и на общество умеют пока немногие.


ГОСУДАРСТВО, НЕ МЕШАЙ!

Много говорилось о дебюрократизации, о снятии барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса. Но воз, по мнению экспертов из более чем 20 российских регионов, и ныне там (см. таблицу ниже):

Положение малого бизнеса после введения соответствующих мер… ухудшилось улучшилось не изменилось всего
число % число % число % число %
1. Вступления в действие закона “О государственной регистрации юридических лиц” 33 17,6% 21 11,2% 133 71,1% 187 100,0%
2. Вступления в действие закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля” 19 10,5% 53 29,3% 109 60,2% 181 100,0%
3. Вступления в действие нового варианта закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” 48 27,1% 53 29,9% 76 42,9% 177 100,0%
4. Вступления в действие 2-й части Налог. кодекса 55 32,7% 42 25,0% 71 42,3% 168 100,0%
5. Изменения арендных ставок на государственную недвижимость 83 59,7% 12 8,6% 44 31,7% 139 100,0%
6. Изменения арендных ставок на муниципальную недвижимость 15 75,0% 2 10,0% 3 15,0% 20 100,0%
7. Др. меры федеральных властей 20 62,5% 5 15,6% 7 21,9% 32 100,0%
8. Др. меры региональных властей 14 56,0% 5 20,0% 6 24,0% 25 100,0%
9. Др. меры местных властей 24 77,4% 4 12,9% 3 9,7% 31 100,0%
10. Иное 7 50,0% 1 7,1% 6 42,9% 14 100,0%

Фактически, единственное реальное улучшение связано с некоторым сокращением числа и упорядочением контрольно-проверочной вакханалии. Во всех остальных пунктах программы облегчения положения малого бизнеса идеологи умеренного либерализма из правительства “хотели как лучше, а получилось, как всегда”. По-прежнему тяжелым грузом давит пресс многочисленных - законных и незаконных, правовых и неправовых - финансовых изъятий, которые мешают развиваться малому предпринимательству.

На основе многочисленных опросов последних лет можно представить себе реальную картину того, как функционирует типичное малое предприятие в России. Картина эта неутешительна:

• Малое предприятие - юридическое лицо вынуждено уводить в наличный оборот и выводить из-под бухгалтерского учета не менее 15% от фактического оборота (как легального, так и “теневого”);

• Не менее 1% от “теневого” оборота тратится на обналичивание безналичных поступлений - опять-таки, чтобы иметь наличные для различных неформальных выплат;

• Не менее 5% совокупного фактического оборота оно вынуждено платить различным “крышам” за обеспечение безопасности;

• Не менее 5% фактического оборота тратится на взятки и подношения “нужным” чиновникам;

• Не менее 30% заработной платы (примерно до 15% фактического оборота) выплачивается сотрудникам в “конвертах” - ведь нужно как-то сократить бремя единого социального налога;

• Не менее 10% стоимости арендуемых площадей - сверх официальной оплаты - уходит в наличной форме в карманы руководителей тех предприятий, у которых эти площади арендуются, на это уходит еще примерно 1% фактического оборота;

• Чтобы как-то развиваться и иметь помимо головной боли от ведения бизнеса по-русски личный доход, часть прибыли - примерно равная 10% фактического оборота - не показывается в бухгалтерии;

• Не имея доступа к банковскому кредиту, малые предприятия примерно 10% от оборота вынуждены тратить на возврат партнерских кредитов и процентов по ним;

• Наконец, уплачиваемые налоги составляют около 5% от фактического оборота.

Если подвести итог, получается, что сверх формально учитываемых в бухгалтерии издержек и дохода малые предприятия вынуждены иметь некий дополнительный, “теневой” оборот, примерно равный 50% фактического оборота, и вся эта “теневая” часть связана по преимуществу с обслуживанием различных платежей и расходов по ведению бизнеса. Поскольку обычно легально показываемая прибыль оказывается нулевой или близкой к нулю, то это означает, что на личное потребление и накопление, т.е. на вложение в развитие бизнеса, остаются только примерно те 10% фактического оборота, которые удалось спрятать от государства!

Начни малый предприниматель вести бизнес только легально, он не имел бы никаких средств на развитие - в лучшем случае, небольшой минус.

Поэтому-то в России малый бизнес и не развивается - он попросту не имеет средств на развитие. И даже если различные меры по снижению налогов сократят его расходы на 1-1,5 % оборота, то картину это не изменит. Тем более не изменят ее те 0,2-0,3% совокупных расходов малого бизнеса, которые он - теоретически - может получить в виде целевых кредитов через различные фонды поддержки: это - в 10-15 раз меньше суммы уплачиваемых ежегодно чиновникам взяток.

Отсюда ясно - все традиционно применявшиеся меры так называемой поддержки малого предпринимательства были, что мертвому припарки.

Ясно и другое - меры, которые нужны для успешного развития малого предпринимательства, должны быть принципиально иными.

Малый бизнес никогда не выйдет из “тени”, если “ярем барщины старинной” (нынешняя запутанная и непрозрачная система налогообложения) не будет заменен “оброком легким” (налогом на вмененный доход и упрощенной системой налогообложения), если начатая реформа судебной власти не будет доведена до логического завершения - создания быстрого и эффективного механизма правоприменения, если административная реформа не положит предел разрастанию коррупции в государственном аппарате.

Для этого от кампании за снижение административных барьеров пора переходить к пересмотру всей системы взаимоотношений между государством и бизнесом - при реальном отказе государства от советской по сути “руководящей” и “направляющей” роли.

Приоритеты СПС в области налоговой политики:

Долой налог с продаж!

Даешь снижение ставки ЕСН до 24%!

Малым предпринимателям - свободу выбора: платить ЕСН или добровольно
осуществлять страхование своих сотрудников!

• Поступления от налога на прибыль - туда, где эта прибыль создается, т.е. на места!


В целом государственная политика в отношении малого бизнеса должна решить три основных задачи:

• Обеспечить благоприятные и стабильные условия для функционирования экономической деятельности в целом, в том числе малого бизнеса, т.е. „не мешать“,

• Оказать поддержку тем, кто желает начать предпринимательскую деятельность и развить собственное дело, т.е. „дать удочку, а не пытаться ловить рыбу“,

• Обеспечить защиту прав и безопасность личности и частной собственности предпринимателя, т.е. дать по рукам рэкетирам и вымогателям-коррупционерам.


СЕМЬ ШАГОВ ЗА “ГОРИЗОНТ”: ЧТО МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ ВЫЖИВАЛ, А РАЗВИВАЛСЯ

Несмотря на ряд “судьбоносных” встреч и заседаний на самом высшем уровне, при формировании законодательной базы, бюджетном планировании вопросы и нужды малого предпринимательства практически не включаются в рассмотрение. Более того, государство через законодательство и фискальную политику пытается частично переложить на малый бизнес недобор налоговых поступлений с крупного бизнеса и финансово-промышленных групп, делает его заложником своего неумения или нежелания рационально распорядиться ресурсами и собственностью для наполнения бюджета.

Внешняя среда предпринимательской деятельности остается неблагоприятной, существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло. Милиция, ОБЭП, ОМОН, следственный комитет МВД и т.д., и т.п. структуры по-прежнему вмешиваются в сугубо хозяйственные вопросы деятельности предприятий, налоговые органы - “казнят и милуют”, прибегая к казуистике налогового права.

Невыполнение взятых на себя государством обязательств по отношению к малому предпринимательству порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к свертыванию деловой активности. Государство препятствует развитию предпринимательской активности населения, которая сама по себе достаточно высока.

Выше изложены общие цели СПС в области содействия малому предпринимательству. Но у нас есть и более конкретное видение того, что нужно сделать в каждой из наиболее проблемных сфер в среднесрочной перспективе, опирающееся на предложения региональных организаций. Вот оно:


1. Контроль за контролерами!

Необходимо поставить государственный контроль в равное положение с предпринимателем - их спор должен быть соревнованием на почве закона, а не игрой в одни ворота. С этой целью:

1.1. Развернуть кампанию по слиянию всех органов налогово-финансового контроля в единый орган.

1.2. Законодательно установить запрет взимания платы за осуществление проверок, в том числе путем навязывания малым предприятиям “услуг” предприятий (организаций), так или иначе связанных с контролирующими органами.

1.3. Добиваться установления имущественной ответственности лиц и организаций за ущерб, причиненный вследствие нарушения правил контроля.

1.4. Оказывать через правозащитные структуры на местах при необходимости содействие предпринимателям при обжаловании результатов проверок.

1.5. Добиваться устранения материальной заинтересованности органов исполнительной власти в росте количества наложенных штрафов и предоставленных платных услуг. Запретить оказание платных услуг органами государственного контроля, финансировать их деятельность исключительно из бюджета и только на основании бюджетной классификации (а не по сметам ведомств). Всех контролеров сделать государственными служащими, с соответствующим уровнем оплаты и ответственности.

1.6. Выдачу любых заключений, справок, производство экспертизы перевести исключительно на рыночную основу, выведя соответствующие организации из состава или из подчинения государственным органам, осуществляющим администрирование данного вида деятельности.

1.7. Разработать единую тарифную сетку штрафов, при которых за одно и тоже нарушение малое предприятие могло быть оштрафовано только один раз. Добиваться детализации размеров возможных штрафных санкций, выведя этот вопрос из ведома конкретного чиновника.


2. Защитить частную собственность и личность предпринимателя, ограничить произвол правоохранительных органов!

2.1. Добиваться слияния многочисленных силовых структур правоохранительных органов в единую структуру при МВД: пусть у гидры легализованного вымогательства будет поменьше голов!

2.2. Провести - как на федеральном, так и на уровне тех регионов, где СПС окажется влиятельной силой - ревизию всех ведомственных инструкций, противоречащих положениям Гражданского кодекса, в части проверок деятельности малых предприятий органами внутренних дел.

2.3. Необходимо внесение изменений в законы “О милиции” и “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также в Федеральный закон № 134 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…”, направленных на разделение оперативно-розыскных мероприятий и контроля за обязательными требованиями в ходе предстоящей реформы милиции.

2.4. Разработать - на основе предложений Мордовского отделения СПС - концепцию и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона “О защите частной собственности”, закрепляющего - в развитие положений Конституции - механизм гарантий неприкосновенности частной собственности.


3. “Одно окно” как для входа в бизнес, так и для его ликвидации!

3.1. Разработать специальный закон “О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей” или внести соответствующие изменения и дополнения в закон “О государственной регистрации юридических лиц”.

3.2. Доработать (а по сути - разработать заново) и принять закон, связанный с упрощением процедуры выхода неэффективного бизнеса с рынка (ликвидация юридических лиц). Нужно дополнить законопроект упрощенной процедурой ликвидации малых предприятий.

3.3. Осуществить корректировку и изменение действующего “ведомственного” законодательства, регулирующего проведение контрольных/надзорных мероприятий в сфере предпринимательской деятельности на предмет приведения более раннего законодательства в соответствие с законом “О защите прав юридических лиц…” и законом “О техническом регулировании…”.

3.4. Добиваться снижения - до прежнего уровня - возросшей в 15-20 раз платы за регистрацию юридических лиц.

3.5. Поддерживая в целом новый закон о лицензировании, в то же время добиваться:
- установления срока действия лицензий не менее 5 лет;
- введения ответственности лицензирующего органа за незаконный отказ в выдаче (продлении) лицензии.

3.6. Внести в “отраслевые” законы (“О связи” и т.п.), которые содержат нормы лицензирования, выведенные из-под действия закона “О лицензировании”, нормы прямого действия, в частности, детальное описание порядка выдачи лицензии, сформулировать в них закрытый перечень лицензируемых работ и видов деятельности.


4. Какой порядок сертификации и стандартизации нужен малому бизнесу?

4.1. После принятия Закона “О техническом регулировании” по мере разработки технических регламентов инициировать объединение в единый орган с четко ограниченными полномочиями, связанными только с контролем за безопасностью, ряда контрольно-разрешительных органов (например, Госторгинспекции, хлебной инспекции, органа ветеринарного контроля, ряда органов контроля субъектов РФ, которые в настоящее время в соответствии со ст.7 закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” имеют право организовывать контроль за качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых и находящихся в обороте на территориях субъектов Российской Федерации). Внести законотворческие предложения по упразднению ряда функций и полномочий контроля у тех органов, которые в настоящее время их имеют, или же консолидации этих функций (МАП России, Госстандарт России и т.д.).

4.3. Ускорить разработку и принятие закона “О саморегулируемых организациях”, который в законодательном порядке позволит передавать часть полномочий государства обществу (включая различные группы предпринимательского сообщества). Особенно это становится актуальным в связи с принятием закона “О техническом регулировании…” и отказа государства от контроля за качеством продукции.

4.4. Инициировать создание постоянно действующей трехсторонней комиссии, включающей представителей Госстандарта Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей и общественных объединений защиты прав потребителей для сокращения и периодического регулирования перечня подлежащих обязательной сертификации товаров и услуг с правом предоставления его на утверждение Правительством Российской Федерации.

4.5. Добиваться, чтобы методами подтверждения соответствия качества были признаны следующие (исключающие взаимное дублирование) процедуры:
- регистрация товара;
- обязательная сертификация;
- декларация о соответствии изготовителя (поставщика);
- добровольная сертификация.

4.6. Необходима тотальная ревизия санитарно-эпидемиологических и экологических требований - они должны быть приближены к возможностям малых предприятий и устанавливаться в диалоге между саморегулируемыми предпринимательскими организациями и обществами потребителей.


5. Доступ к помещениям - через аренду и выкуп

5.1. Вернуться к практике выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства, внесшими в арендуемый объект 40% стоимости неотделимых улучшений, в приоритетном порядке, без аукционов и торгов.

5.2. Обеспечить - на уровне рамочного федерального закона - гарантии арендаторов против произвола со ставками аренды, сплошь и рядом творимого региональными и местными властями.

5.3. Реализовать давно обсуждаемую идею создания целевых фондов недвижимости, предназначенных для продажи субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В состав фондов должны быть включены: нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, помещения, отчуждаемые в процессе приватизации предприятий, объекты, незавершённые строительством.

5.4. Следует законодательно обеспечить и более простые формы доступа малого бизнеса к недвижимости: определить специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа, вплоть до предоставления на безвозмездной основе производственных мощностей и объектов федеральной собственности, с последующим возвращением средств в бюджеты различных уровней в виде налогов.

5.5. Необходимо добиваться упрощения передачи федерального имущества субъектам малого предпринимательства и создания малых предприятий на базе высвобождающегося федерального имущества. Добиваться, чтобы разработка пакетов исходно-разрешительной и проектной документации на вновь создаваемые имущественные комплексы, передаваемые на условиях аренды субъектам малого бизнеса, велась за счёт бюджетных средств.

5.6. Содействовать информационному обеспечению развития рынка недвижимости, систематизировать ту информацию, которой располагают государственные и муниципальные органы, и делать её доступной для предпринимателей.


6. Как ослабить финансово-кредитную удавку?

6.1. Главный источник финансирования малого бизнеса всегда и везде - собственные ресурсы. Именно поэтому для малого бизнеса необходимо восстановить инвестиционную льготу!

6.2. Для успешного привлечения финансовых средств (как отечественных, так и зарубежных инвесторов) в малый бизнес предложить специальный механизм финансово-кредитной поддержки сферы МП и решения комплекса взаимосвязанных вопросов, включающий развитие системы гарантийного обеспечения кредитов коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательного поля, информационную поддержку, развитие инфраструктуры МП, эффективную координацию в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

6.3. Законодательно необходимо обеспечить возможность создания системы гарантийного обеспечения инвестиционных проектов малого предпринимательства, что позволило бы снизить кредитные риски и существенно повысить привлекательность работы с малым предпринимательством для российских и зарубежных коммерческих банков. С этой целью пересмотреть роль ряда существующих институтов (Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, региональных фондов и др.).

6.4. Главную роль в финансово-кредитной поддержке развития малого предпринимательства, в соответствии в мировым опытом, должны играть небанковские институты - микрофинансовые организации, в том числе общества взаимного кредитования (ОВК), лизинга, франчайзинга, венчурного финансирования. СПС следует - в союзе с представляющими их интересы ассоциациями - добиваться не только скорейшего принятия законов “Об обществах взаимного кредитования”, “Об обществах взаимного страхования”, но и разработки законопроекта “О небанковских финансовых институтах” и принятия поправок в федеральный закон о лизинге, учитывающих особенности малого предпринимательства.

6.5. Добиваться, чтобы перераспределение бюджетных потоков от малого предпринимательства в пользу местных бюджетов стало необратимым.


7. Поддержать инновационный бизнес!

СПС должен, во-первых, принять активное участие в пропаганде успеха: нужно поддержать и “раскрутить” те малые инновационные предприятия, которым удалось выйти на рынки с достойной и конкурентоспособной продукцией. Во-вторых, необходимо содействовать формированию слоя своих, российских “бизнес-ангелов”, способных помочь начинающим инноваторам преодолеть “долину смерти” - т.е. дать шанс другой, куда более многочисленной когорте потенциальных инноваторов без потерь пройти этап налаживания опытного производства. В-третьих, нужно побудить отечественный крупный финансовый капитал вкладываться, наконец, не только в нефть и газ в России и недвижимость за рубежом, но и в венчурную инфраструктуру. Необходимо:

7.1. Проводить - совместно с заинтересованными общественными организациями, ассоциациями бизнеса, банковским сообществом - подкрепленные финансовыми ресурсами (создание фонда “СПС - инновации”) конкурсы инновационных проектов, с созданием базы данных по инновационным предприятиям, предоставлением лауреатам необходимых гарантий и поручительств по кредитам, а также оплатой услуг по сопровождению (экспертиза, сертификация, патентование).

7.2. Содействовать подготовке кадров “венчурных предпринимателей” - предпринять необходимые для этого шаги совместно с Ассоциацией приватизированных и частных предприятий, Круглым столом бизнеса России, Российским союзом инновационных предприятий и др. потенциально заинтересованными силами. Без специалистов в области венчурных технологий в России никогда не сложится отечественная система венчурного бизнеса.


ВСЕ ГОВОРЯТ - МЫ СДЕЛАЕМ! ЧТО ПРЕДЛОЖИТ ФРАКЦИЯ СПС В СЛЕДУЮЩЕМ СОСТАВЕ ГОСДУМЫ?

Среднесрочные планы СПС по улучшению условий для развития малого предпринимательства могут быть осуществлены только при том условии, что им будет дан скорый и энергичный старт. Иначе и через 5 лет мы будем вынуждены констатировать, что в положении отечественных малых предпринимателей ничего по сути не изменилось.

Кое-что с участием СПС сделать для облегчения положения малого бизнеса уже удалось:

• сокращено число лицензируемых видов деятельности с 500 до 100 и список подлежащих лицензирования видов деятельности сделан закрытым,

• ограничены возможности ряда контролирующих органов по проведению неограниченного числа проверок по собственному усмотрению,

• в законодательстве прописана регистрация в "одном окне",

• снижена ставка налога с выручки для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, до 6%,

• удалось добиться повышения предельных размеров торговых площадей для "вмененщиков" до150 кв. м,

• предельный размер оборота для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, повышен с 4 млн. руб. до 15 млн. руб. в год,

• в список расходов предприятий торговли, относимых на себестоимость, включены расходы на покупку товаров для реализации,

• в федеральном законе прописали предельные показатели доходности по единому налогу на вмененный доход, а коэффициент К2 устанавливается от 0,05 до 1 (первоначально предлагалось - от 0,1 до 1),

• добились отмены единого социального налога в 2002 г. - задним числом, с компенсацией уже уплаченных сумм,

• кадастровый коэффициент К1 в 2003 г. при расчете единого налога на вмененный доход не применяется,

• в Бюджетном кодексе закреплено расщепление налогов от малого бизнеса, при котором значительная часть (45%) поступлений попадает в местные бюджеты,

• разрешается включать в расходы суммы таможенных платежей,

• более четко прописано ограничение по стоимости амортизируемого имущества - теперь оно оценивается по остаточной стоимости.


Но этого мало. Ниже мы излагаем нашу программу-минимум - те меры, которые отражены в уже находящихся в портфеле думской фракции законопроектах, подготовленных для внесения в повестку дня работы Государственной думы еще до конца нынешней или в самом начале следующей легислатуры:

1. Подготовка и внесение взамен ныне существующего, но реально не действующего Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства” нового закона прямого действия, направленного на радикальный пересмотр сложившейся системы институтов и форм так называемой государственной поддержки малого предпринимательства. На этой основе нового закона станет возможным, в частности:


2. Внесение и принятие поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих:

- допущение альтернативности видов налогообложения и принцип добровольности для субъектов малого предпринимательства при переходе с одного режима налогообложения на др.,

- замену едиными налогами уплаты максимального количества действующих налогов и сборов, взимаемых с субъектов малого предпринимательства по общепринятой системе, за исключением ограниченного количества налогов и платежей, имеющих специфику начисления и уплаты, которые должны быть прямо указаны в Законе - исходить не из “освобождения от поименованных налогов”, а из “освобождения от всех налогов, кроме поименованных”.

- снижение ставки единого социального налога до 24% с целью вывода заработной платы из “тени” и облегчения налогового бремени на малые предприятия, а также обеспечение малым предприятиям возможности отказаться от уплаты единого социального налога при заключении добровольных договоров медицинского, пенсионного и социального страхования сотрудников,

- введение моратория на ухудшение налоговых условий для субъектов малого предпринимательства в связи с изменением налогового законодательства в первые 4 года существования предприятия;

- облегчение перехода на упрощенную систему налогообложения и введение простых критериев возможности перехода на единый налог на вмененный доход, в частности - снятие ограничения на возвращение к упрощенной системе в течение года после утраты такого права;

- резкое увеличение размеров показателей (напр., оборота, при котором возможно переходить на упрощенную систему налогообложения, - минимум до 30 млн. руб. в год), при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также недопущение применения “задним числом” налоговых санкций к МП, которые в связи с ростом объемов деятельности в течение 1 года превысили в каком-то из кварталов допустимые показатели по обороту;

- резкое увеличение размеров показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода, в частности - в розничной торговле и общественном питании при площади торгового зала до 300 м2,

- возможность для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, добровольно перейти на уплату НДС;

- отмену двойного - бухгалтерского и налогового - учета для субъектов малого предпринимательства, существенное упрощение налоговой отчетности для всех категорий МП, безотносительно к применяемому налоговому режиму (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения), и перевод малых предприятий на отчетность по всем видам налогов не чаще 2-х раз в год, а индивидуальных предпринимателей - 1 раза в год,

- возможность уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе, в виде однократной в течение года по патентному принципу, без заполнения дополнительных форм налоговых деклараций;

- распространение действия главы Налогового кодекса о специальных режимах налогообложения малого бизнеса на все субъекты малого предпринимательства, включая фермерские хозяйства,

- перераспределение налоговых поступлений от малого бизнеса в пользу местного самоуправления - в том числе не менее 60% в бюджеты муниципалитетов, причем регионы должны иметь возможность увеличивать эту долю,

- установление параметров (коэффициентов) расчета вмененного дохода органами местного самоуправления,

- внесение др., более частных изменений, направленных на устранение двусмысленностей и неясностей в налоговом законодательстве в отношении малого предпринимательства (подробно изложенных в предложениях Камчатской, Карачаево-Черкесской, Омской, Тюменской и ряда др. региональных организаций СПС).


3. Прекращение регулярного навязывания все новых и новых модификаций контрольно-кассовых машин за счет предпринимателей. Безусловная отмена требований по пользованию ККМ предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход.

4. Решение, по предложению Карельской организации СПС, вопросов социального и пенсионного страхования индивидуальных предпринимателей, самозанятых и их работников.

5. Реализация на деле принципа “одного окна”, включая постановку юридических лиц на учет в статистические и иные органы. Создание при участии региональных отделений СПС общественных приемных для начинающих предпринимателей в целях консультирования по вопросам регистрации.

6. Принятие Федерального закона “О непотребительской кредитной кооперации”.

7. Внесение отдельных изменений и дополнений в закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…” - в частности, чтобы распространить его действие на милицию, лицензионные и иные органы, в части реализации ими контрольных функций за соблюдением обязательных требований, разработать ряд новых норм прямого действия, в том числе - детально регламентировать порядок проведения внеплановых проверок и доведения до сведения предпринимателей нормативных актов, содержащих обязательные требования.

8. Внесение поправок в Административный кодекс, резко сокращающих непомерное число контрольно-инспекционных органов, а также передающих контрольные органы в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации, с выдачей всех видов лицензий только через лицензионные палаты субъектов Федерации.

9. Внесение соответствующих поправок после взаимосогласования имеющихся противоречий и нестыковок в законах “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…”, “О защите прав потребителей” и “О техническом регулировании”, в перспективе - “Об организациях саморегулирования”.

Кроме того, СПС намерен усилить “разъяснительную” и контрольную (путем внесения соответствующих депутатских запросов) работу по введению новой системы единого налога на вмененный доход. СПС будет работать с федеральными и региональными властями с целью установления приемлемого для предпринимателей механизма расчета налога на вмененный доход и осуществлять мониторинг за действиями властей в этой области. За основу предлагается принять механизм, предложенный группой предпринимателей из Новгородской области (предельные ставки базовой доходности по каждому виду деятельности, за основу которых принимается соответствующая ставка в регионе с самым низким официальным прожиточным минимумом; поправочные коэффициенты для др. регионов должны определяться как отношение прожиточного минимума в них к прожиточному минимуму в базовом регионе).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости