и среднего предпринимательства при ФАС России,
Москва, 2009
1. Суть проблемы.
Для организации и проведения лотереи в России, лотерейному организатору необходимо получить разрешение на проведение лотереи в Федеральной налоговой службе сроком на 5 лет и изготовить билеты на лицензированном предприятии с нанесением обязательных степеней защиты уровня «Б». Сама же реализация лотерейных билетов на Российском лотерейном рынке подчиняется правилам свободной торговли и свободной конкуренции.
На данный момент существует 3 самых крупных канала распространения и реализации лотерейных билетов на территории России:
- Сбербанк России. Годовой объем реализации лотерей составляет примерно 1 млрд. рублей.
- Почта России. Годовой объем - примерно 300 млн. рублей.
- Бывшая и некогда самая крупная специализированная сеть СПОРТЛОТО. Годовой объем - примерно 500 млн. рублей.
Но, стоит отметить, что с момента начала деятельности Сбербанка России в сфере продаж лотерейных билетов, количество и наименование партнеров Сбербанка по данному направлению ни разу не подвергалось ротации.
Как в прошлом, так и в настоящее время Сбербанк России осуществляет согласованную политику сотрудничества исключительно с 4 лотерейными компаниями в области оказания услуг по распространению лотерейных билетов, а именно: Конструктивно-экологическое движение «Кедр», Российский фонд культуры, ОАО «Спортивные лотереи», ООО «Дирекция спортивных лотерей».
При этом, реализация проектов с некоторыми указанными операторами осуществляется Сбербанком России с нарушениями действующего законодательства. Так, нами зафиксированы (Московская, Калининградская, Ростовская области и др. регионы РФ) многочисленные случаи нарушения ст.14 Закона о защите конкуренции при реализации через подразделения банка лотерейных билетов ОАО «Спортивные лотереи» и ООО «Дирекция спортивных лотерей» с незаконным использованием олимпийской символики, а точнее присутствие на билете надписи «Сочи 2014» и олимпийских символов: факел, олимпийские кольца и эмблема Олимпийского комитета России. Это, так же, является прямым нарушением ст. 7 ФЗ N310 от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе сочи, развитии города сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».
На многочисленные запросы других операторов лотерей руководство банка отказывается оказывать аналогичную услугу под различными предлогами: реализация приоритетных направлений в пользу лотерей с олимпийской тематикой; негативные финансовые последствия для операторов, которые уже работают по договорам со Сбербанком и т.д. Так же были направлены депутатские запросы на имя Руководителя ФАС Артемьева И. Ю. и на имя Председателя правления Сбербанка РФ Грефа Г. О. с просьбой обратить внимание на деятельность Сбербанка России в сфере оказания услуги по реализации лотерей.
По нашему мнению, на сегодня Сбербанк России является компанией, занимающей доминирующее положение на федеральном рынке услуг по распространению лотерейных билетов в России и, во многом, оказывающей решающее влияние на общие условия обращения указанного товара на рынке. Указанный банк имеет централизованную и разветвленную сеть филиалов по России, обеспечивающую высокий спрос на лотерейную продукцию. В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, создание препятствий доступу на товарный рынок.
Кроме того, действия Сбербанка России содержат признаки сговора с участием 4 лотерейных компаний, что препятствует в доступе к услугам банка по распространению лотерейных билетов других операторов. В соответствии со ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в частности, к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), созданию препятствий доступу на товарный рынок. Текущее положение дел свидетельствует об ограничении конкуренции между лотерейными операторами, имеющими соответствующие договоры со Сбербанком России и теми, которые таковых не имеют в пользу первых. Это подтверждается, прежде всего тем, что, как уже было указано выше, за все время деятельности Сбербанка России в данном направлении, не произошло не одной ротации в пользу сторонних операторов лотерей. Причем, в Сбербанке России полностью отсутствуют нормативные акты по отбору лотерейных компаний для дальнейшего сотрудничества по распространению лотерей.
2. Предложения по решению проблемы. Предложения в проект решения Экспертного совета.
- рассмотреть действия Сбербанка России и его 4-х компаний - партнеров по отказу операторам лотерей в допуске к услугам банка по распространению лотерейных билетов на предмет соответствия антимонопольному законодательству (статьи 10 и 11 Закона о защите конкуренции);
- при наличии нарушения – применить меры антимонопольного регулирования (возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдать предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и т.д.);
- при установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства привлечь причастных лиц к административной ответственности.