Опубликовано в Бюллетене "Деловая мысль" (Центр предпринимательства США-РОССИЯ)
Автор: Елена Непомящая
В середине апреля 2009 г. Центр предпринимательства США-Россия пригласил Санкт-Петербургскую предпринимательскую группу на круглый стол «Повышение эффективности бизнеса через оптимизацию бизнес-процессов». Участники мероприятия рассказали о своем опыте решения как общих, так и вполне конкретных задач по управлению компанией.
Общего рецепта у консультанта нет, но конкретный – есть
Андрей Задоянный, руководитель отдела консультационных услуг в области бизнес-рисков компании Ernst & Young, считает, что общих рецептов по оптимизации бизнес-процессов нет, но некий опыт подхода к проблеме наработан. Он убежден: «Главное, чтобы топ-менеджеры могли грамотно поставить задачу перед консультантом и, потратив деньги на разработку программы оптимизации, не положили ее на полку до лучших времен, что часто случается. Оптимизация не всегда приводит к экономии средств. Иногда – к созданию более эффективного производства с определенным потенциалом развития на будущее, когда восстановится спрос и экономика в целом. На практике мы часто видим парадокс: компании прибегают к оптимизации бизнес-процессов, только попав в затруднительное положение и исчерпав все возможности по восстановлению сил: урезав затраты, реализовав активы и продав не слишком успешные бизнесы. Я не помню случая, чтобы компания задумалась об оптимизации, когда дела идут хорошо. Интересно, что в Москве компании легче тратят деньги на консультантов, чем в Петербурге – тут стараются все сделать сами.»
Проблемы, с которыми компании обращаются в Ernst & Young в эти кризисные дни, не похожи друг на друга, как несчастливые семьи по Льву Толстому. Одни не могут грамотно справиться с управлением рабочим капиталом или производственными запасами, другие – с разработкой бюджета, а третьи встают в тупик при слиянии (поглощении) бизнесов: проблема в интеграции разных коллективов, принципов работы и ведения документооборота.
Отвечая на вопрос участника круглого стола о сроках и ценах, Андрей Задоянный был краток: «Сроки разработки проектов по оптимизации зависят от того насколько можно отвлечь персонал заказчика от основной работы. Как правило, разработка плана оптимизации одного бизнес-процесса занимает одну неделю. Что касается стоимости, то она считается по стоимости одного часа работы нашего эксперта». Парируя вопрос о том, что любая компания сама знает, где у нее «болит» лучше стороннего наблюдателя, эксперт сказал: «Часто нужен взгляд со стороны, или нет возможности отвлекать своих сотрудников на работы по оптимизации».