"Рост капитализации и инфляционный процесс.
Предпринимательство как условие роста капитала")
Санкт-Петербург, 2007
Николай Мужиков,
Вице-президент группы компаний Транзас
Компания Транзас 16 лет занимается созданием продукта в интеллектуальной IT-сфере. Скажу немного о нашей компании Транзас и её продуктах. Мы начинали в 1990 году. Собрались в прошлом инженеры-сопроводители, окончившие академию им. Макарова. И, имея на руках очень маленький капитал, начали создавать продукты. Мы понимали, что нужно для морского рынка, что требуется для улучшения условий труда при морских перевозках, и, постепенно к 1992-93 году сделали свою первую продукцию. В сфере электронной картографии мы были на рынке первыми. Никто ещё не понимал, зачем заниматься какими-то высокими технологиями. Мы привлекли программистов. Одновременно поняли, что в России наши изделия предлагать – не перспективно. И стали строить международную дистрибьютерскую сеть. За 16 лет её построили, это наши дочерние компании, которые находятся практически во всех ключевых точках земного шара. Мы представлены в 110 странах. Около 200 иностранцев работают, продавая нашу продукцию. У нас получилась уже мощная база по материальным активам. Но самое главное, конечно, нематериальные активы. Это наша продукция, которую мы изначально правильно строили. Мы являемся именно продуктовой компанией и подняли всё с нуля. На сегодня у нас трудится около 1200 сотрудников в сфере высоких технологий. Это связано с традиционным морским бизнесом. А такая большая сеть, потому что больше половины наших продаж идёт на запад. Для оптимизации налогового обложения мы разместили свой международный офис в Ирландии. В направлениях деятельности группы наших компаний существует и строительство, не как отдельное звено, а как необходимость подведения под ключ больших объектов, предназначенных для нашего производства. Наша компания завоевала в мире известность, её знают все в морской индустрии.
С 1994 года мы начали заниматься ещё и авиацией. И по объёмам она сейчас занимает даже больше, чем морская тематика. На конец прошлого года годовой оборот был 160 миллионов долларов. Надеемся, что за следующие пять лет мы дойдём до миллиарда. Кроме моря и авиации у нас есть ещё военные технологии. Для их создания есть структура, работающая совместно с Рособоронэкспортом. Мы начали новые направления – телекоммуникационные решения для железнодорожного транспорта.
Переходя от одного сектора к другому, мы что-то модифицируем и запускаем в работу. Естественно готовим почву, чтобы это было принято рынком, и используем аналитические механизмы. Есть у нас и ещё одно новое направление – образовательно-развлекательные комплексы – тоже наша продукция. Конечно, самое главное – это программное обеспечение. Комплексы управления движением судов, вертолётные тренажёры. Конечно мы не конкуренты глобальным лидерам, которые имеют влияние на многие виды продукции. У нас – достаточно узкий сегмент, но большим игрокам на сегодняшний день в нём не развернуться. На рынке мирового тренажёростроения по морской продукции мы сейчас вышли на первое место. Там всего шесть конкурентов. Мы построили по всему миру около 700 крупных тренажёрных комплексов. Это большие здания, наполненные специальным оборудованием. Там имеются разноплановые тренажёры для обучения капитанов, механиков. Продукт востребованный, нужный в мире. Мы выигрываем тендеры, завоёвываем долю на рынке, - и постепенно получилось так, что во многих странах мы стали просто доминировать. В США практически все тренажёры сейчас наши, они популярны в Японии, а в Китае заполняют 70% рынка. Цифры уже впечатляющие. Мы захватили эту нишу и держим её. Она небольшая – весь годовой объём 100 миллионов долларов. Но нужно не сдавать позиций, делать продукцию лучше, чем у конкурентов. Около 30 миллионов уплатило нам государство – Росморфлот – за осуществление проекта по безопасности Финского залива. Проект охватил порты Высоцк, Приморск. По авиации всё, что производится в Петербурге – хай-тек, сложная линейка. Конкурируем с Израилем и США. И кажется, добились лучших результатов. Пока осваиваем российский рынок. Мы скупаем компании, которые имеют уже устоявшееся имя. Закупаем в США такую компанию вместе с ресурсами, людьми. Понимаем, как позиционировать продукцию на рынке. А этот рынок огромен, и туда уже надо двигать наши продукты. Потом перейдём в Европу, Восточную Азию, но начинаем в России. На своей почве у нас широко представлены полётные тренажёры – здесь тоже большой рынок. Начиная с крупных – за 5 миллионов долларов, основанных на системе подвижности, когда пилот получает в специальной капсуле полётные ощущения. По авиации у нас – сначала освоение российского рынка, а потом западного. А по морю – мы начали с запада. Ещё один интересный проект – мы делаем беспилотники, чтобы самолёты летали без пилотного управления. Это может быть использовано в ряде отраслей, начиная с МЧС и заканчивая разведывательными заданиями.
И ещё одно новшество – уже не для морских и авиационных отраслей, а для широких масс публики. Мы много лет занимались компьютерной графикой, формировали специальные базы данных для развития этого нового сегмента диверсификации нашей продукции для массового потребителя. Раньше о нас знали только профессионалы, теперь на основе тренажёростроения мы создали игрушку для взрослых и детей. В Петербурге построено два таких развлекательных комплекса «Трансфорс». Опытный образец 2 года работает на проспекте Просвещения. Космический корабль имеет проекционную систему, экран. И сидящие внутри люди получают ощущение управления полётом. Они «пролетают» города, «летят» в космос. Сейчас мы собираемся сеть таких комплексов внедрять в других городах России. Используем также разные форматы для осуществления школьных общеобразовательных программ, проведения детского досуга. Помогаем родителям, например, интересно отпраздновать день рождения своего ребёнка. Найдена ниша – спектакли, видеотрансляции идущие по выходным дням. Понятна ценовая планка, рассчитано, что нужно делать, чтобы зрители приходили регулярно. В этом году мы планируем вывести продукцию и на американский рынок.
Есть задумки и для ресторанов – электронные системы меню. Сейчас прорабатываем идею, чтобы и еда доставлялась по трубам – через пневмопочту. То есть полная фантастика. Сначала пробуем всё это на тестовой площадке, поймём, как это всё работает и воспринимается нашими клиентами. А далее уже проверенные решения будем осуществлять в партнёрстве или по франшизе. Задача – вывести этот бизнес на несколько миллиардов, чтобы о наших марках «Транзас» и «Трансфорс» знали, как о «Макдональдсе». Если мы это сделаем как представители России – это будет хорошим достижением. Но за этой работой в первую очередь стоят люди – программисты, менеджеры, труд которых надо направлять в правильное русло. Это не простая задача – сделать так, чтобы все были довольны и с радостью ходили на работу.
Продукт, конечно, интересный. Но рынок всё же – достаточно широкий. Приходят мощные американские компании, которые способны переманить к себе наших людей на более выгодных условиях. Надо решать вопросы, как их удержать. А также, как правильно запустить продукт, чтобы он не погряз в сервисе, тем более, если он вышел на рынок ещё не доделанным. Можно отодвинуться назад с большими потерями. Чем сложнее продукт – тем труднее довести его до нормального уровня, чтобы он хорошо продавался.