Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства

Федеральным законодательством установлена своеобразная "дедушкина оговорка" (как для иностранных инвесторов) для субъектов малого предпринимательства: в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. с момента введения единого налога на вмененный доход законодательными органами государственной власти субъектов РФ применение данной нормы в соответствующем регионе прекращается (в Москве единый налог на вмененный доход пока не введен).

Федеральным законом от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Законом г. Москвы от 16 октября 1996 г. N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" установлена возможность перехода таких субъектов на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном законодательством.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления (в настоящий момент 100 рублей).

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их государственная регистрация.

Официальным документом, удостоверяющим право субъекта малого предпринимательства на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый налоговыми органами по месту постановки субъектов на налоговый учет, на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

  • если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности (см. выше - 15 человек);
  • если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
  • если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.

При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи.

Юридические лица получают патент бесплатно.

Индивидуальные предприниматели получают патент при предъявлении квитанции об уплате в бюджет города Москвы одной четвертой части годовой стоимости патента.

Годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя составляет:

  • в первый год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности величину, равную 12-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на момент получения патента; (Согласно письму Госналогинспекции по г. Москве от 19 февраля 1998 г. N 31-08/4433 заявление о выдаче патента на второй и последующие годы должно быть представлено на позднее чем за 15 дней до завершения календарного года)
  • во второй год - величину, равную 24-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на начало календарного года;
  • в третий и последующие годы - величину, равную 48-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на начало календарного года.

Оплата годовой стоимости патента осуществляется индивидуальным предпринимателем ежеквартально равными долями в сроки, указанные в патенте.

В случае если индивидуальный предприниматель отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до истечения трехлетнего срока, он уплачивает в бюджет города Москвы разницу из расчета величины стоимости патента в третий год за весь период деятельности и суммой, уплаченной за этот же период. При этом для расчета принимается размер минимальной месячной оплаты труда, действующий на момент подачи заявления об отказе от упрощенной системы. Но данное положение не применяется:

  • в случае, если совокупный размер валовой выручки за год, предшествующий подаче заявления, превысил 100000-кратный минимальный размер оплаты труда и предприниматель теряет право на работу по патенту;
  • в случае, когда предприниматель подает в установленном порядке заявление о прекращении своей деятельности.

Объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В Московском законе используются оба варианта объекта обложения. Но установлен "ступенчатый" порядок выбора объекта налогообложения, т.е. выбора самим юридическим лицом фактически нет. "Выбор" объекта обложения объективно зависит от доли совокупного дохода в валовой выручке организации (смотрите ниже - ставки налога).

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Согласно Письму Департамента налоговой политики Минфина РФ от 17 мая 2000 г. N 04-02-10 - затраты, не приведенные в этом перечне, в частности, командировочные расходы при определении совокупного дохода, подлежащего налогообложению, из валовой выручки не исключаются.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Юридические лица, у которых доля совокупного дохода в выручке составляет Ставки налога зачисляемые в
Федеральный бюджет Московский бюджет
Менее 40% 3,33 % от суммы валовой выручки 6,67 % от суммы валовой выручки
Менее 40%, но при этом юридическое лицо осуществляет виды деятельности, определенные в качестве приоритетных для города Москвы 3,33 % от суммы валовой выручки 3,67 % от суммы валовой выручки
От 40 до 45% 10 % от совокупного дохода 16 % от совокупного дохода
От 45 до 50% 10 % от совокупного дохода 18 % от совокупного дохода
50% и более 10 % от совокупного дохода 20 % от совокупного дохода

Согласно Федеральному Закона 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" под его действие не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Применение упрощенной системы налогообложения подпадающими под ее действие, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для этих организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от:

  1. Федеральных налогов, к которым относятся:
    • налог на добавленную стоимость;
    • налог на операции с ценными бумагами;
    • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
    • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
    • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
    • налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
    • сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
  2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:
    • налог на имущество предприятий;
    • лесной доход;
    • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
  3. От местных налогов, действующих на территории г.Москвы, к которым относятся:
    • налог на рекламу;
    • земельный налог;
    • налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль", со следующих видов доходов:

  • доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
  • доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
  • доходов по иным ценным бумагам

Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

Информация представлена интернет-порталом Правоман.Ру

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости