Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Льготы и преимущества субъектов малого предпринимательства

Федеральный уровень льгот и преимуществ. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г.) предусмотрел следующие особенности статуса таких субъектов:

Возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Смотрите статью "Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства"). Еще раз подчеркнем, что свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства (Практически не применяется, но есть положительные примеры выдач кредитов МБРР и Всемирного Банка в связи с реализацией данной льготы).
Страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Практически не применяется).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. (Реализовано в виде Постановления Правительства, обязывающего выполнять данную льготу. Информацией по реальному применению не располагаем).
В России создан и функционирует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Региональный уровень льгот и преимуществ.

Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр г. Москвы (Смотрите статью "Регистрация субъектов малого предпринимательства"), имеют преимущественное право на:

  • скидки до 50% лицензионного сбора (Распоряжение мэра Москвы от 20.01.1998г. № 41-РМ);
  • получение кредитов, субсидий, дотаций по линии структур поддержки МП;
  • льготное получение оборудования в лизинг;
  • участие в целевых подрядных конкурсах по размещению доли городских заказов;
  • обучение и консультирование персонала;
  • участие в открытых целевых конкурсах по продаже прав на аренду;
  • получения помещений из состава целевого фонда нежилых помещений для МП;
  • содействия со стороны Держателя Реестра в организации и развитии делового сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями и организациями;
  • оказание помощи в переквалификации и трудоустройстве персонала субъектов Реестра, высвободившегося при перепрофилировании их производств, обучение и консультирование персонала;
  • регистрация изменений в учредительных документах предприятия в Московской регистрационной палате за три рабочих дня (приказ Московской регистрационной палаты № 127 от 15.12.1997г.);
  • регистрация предприятия по домашнему адресу одного из учредителей - физических лиц (Закон г.Москвы от 28.06.1995г. № 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" статья 5, п. 5.6. и Приказ Московской регистрационной палаты № 224 от 30.11.1998г.);
  • льготы по арендной плате: за нежилые помещения с 01 января 1999 года для субъектов МП увеличение арендной платы на коэффициент инфляции в 1.7 раз не производится (Постановление Правительства Москвы от 08.12.1998г. № 943 "О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год", пункт 47);
  • и иные льготы и преимущества.

Какие же конкретные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства предпринимает московское правительство?
Приведем выдержки из Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 296 "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг."

"В течение двух лет за финансовой поддержкой обратилось более полутора тысяч предприятий, которым были выданы льготные кредиты на сумму более 80 млн.рублей. В каждом административном округе созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые имеют помещения, оснащенные техникой. Созданы гарантийные фонды. Заключено 22 договора с банками по совместной работе, дополнительно привлечено 100 млн.рублей на кредитование малых предприятий.

Реализовано более 200 лизинговых проектов на сумму более 100 миллионов рублей. Создан фонд нежилых помещений с предоставлением субъектам малого предпринимательства права выкупа помещений с рассрочкой на 10 лет; установлены льготы по аренде помещений для малых предприятий. Размер арендной платы после финансового кризиса оставлен на уровне 1998 года, а для ремесленных предприятий установлен коэффициент 0.8.

Новые возможности перед ремесленниками открыл принятый в 16.06.99 Закон города Москвы N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве". Учреждена Московская палата ремесел, в административных округах при непосредственной поддержке префектур создаются центры, дворы и улицы ремесел. За отчетный период создано 8 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов (!). Создан Московский центр высоких технологий в г.Зеленограде общей площадью 14 тыс.кв.м. Для предпринимателей Москвы открыт Центральный дом предпринимателя.

В области международного делового партнерства приняло участие более 500 фирм, заключено 110 коммерческих договоров. Проводились выставочные мероприятия, по результатам которых заключено свыше 2000 договоров на поставку продукции малыми предприятиями Москвы.

По программе подготовки кадров было подготовлено свыше 30 тыс.человек не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением средств Всемирного банка, Европейского экономического сообщества, Международного валютного фонда.

Была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы, возглавляемая Мэром Москвы, по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, организована постоянно действующая "горячая линия" для предпринимателей. На базе Московского и территориальных агентств по развитию предпринимательства в префектурах производится бесплатное консультирование предпринимателей, работает электронная система дистанционного консультирования, обучения и переподготовки кадров для малых предприятий.

Распоряжением Мэра Москвы от 15.03.2000 N 271-РМ "О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы" на предприятиях города введены книги инспекторских проверок, ограничено количество проверок одного малого предприятия одной комплексной проверкой в год, а для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья населения, - двумя комплексными проверками в год.

Распоряжением Мэра Москвы от 14.03.2000 N 258-РМ "О дополнительных мерах по упрощению процедуры государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Москвы" упрощена регистрация малых предприятий. Предприниматели получили возможность начать свой бизнес бесплатно. Малым предприятиям предоставлено право использовать адреса территориальных агентств по развитию предпринимательства и типовые уставные документы".

Автор данного материала не является экономистом, поэтому предпочитает воздержаться от суждений об эффективности и значимости перечисленных выше мер в масштабах такого города как Москва. Автор не берется также судить о том, какими в действительности качествами и возможностями должен обладать предприниматель для того, чтобы реально претендовать на содействие московских органов власти в своем бизнесе. Представляется лишь, что эти качества далеко выходят за пределы тех, которые официально перечислены в московских актах о поддержке малого предпринимательства.

Существуют и дополнительные по отношению к основным московским (Смотрите статью "Понятие субъекта малого предпринимательства") условия, дающие субъектам малого предпринимательства г. Москвы преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города Москвы. То есть, данным лицам теоретически должен быть отдан приоритет при предоставлении, например, кредита или помещения в аренду, если претендовать на это будут несколько субъектов малого предпринимательства города Москвы. Эти дополнительные условия таковы:

Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве, или субъект малого предпринимательства должен на момент подачи заявления с просьбой о поддержке осуществлять работы по выполнению городского заказа или участвовать в реализации городских программ социально-экономического развития.
Перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, дающих преимущественное право на получение поддержки от органов власти города Москвы, утверждается Московской городской Думой.
Cубъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой (у индивидуального предпринимателя, например, нет "уставного капитала") должен иметь:

  1. бизнес-план на период не менее года, если иной срок не определяется характером оказываемой помощи;
  2. обоснование размеров и формы необходимой поддержки с указанием целей расходования испрашиваемых финансовых средств, использования помещений и иных ресурсов и соответствия указанных целей потребностям социально-экономического развития Москвы;
  3. действующий договор о страховании принадлежащего ему имущества.

Информация представлена Смоленским областным порталом деловой информации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости