Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ликвидация организаций

Формальное понятие ликвидации.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
Все случаи ликвидации можно подразделить на ликвидацию добровольную и принудительную. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его участниками либо органом юридического лица, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительная ликвидация происходит по решению суда. Некоторые юристы в качестве самостоятельной разновидности выделяют вынужденную ликвидацию, решение о которой юридическое лицо обязано принять в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица.

В этом разделе речь пойдет только о добровольной ликвидации.

Почему в Москве ликвидируется мало фирм?

Огромное количество организаций, зарегистрированных в Москве, прекратили свою деятельность либо так никогда и не приступали к ее осуществлению. Существуя лишь на бумаге, эти организации не сдают бухгалтерскую отчетность и не платят налоги. Об этой проблеме нередко говорят правоохранительные и фискальные органы, всемерно ратуя за чистку реестра юридических лиц и ликвидацию "пустышек". В свою очередь учредители таких организаций зачастую сами хотели бы официально их ликвидировать. Почему же случаи добровольной ликвидации юридических лиц в Москве столь редки?
Причина кроется в порядке ликвидации. Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом. Устанавливая определенную последовательность и сроки осуществления действий в процессе ликвидации, этот порядок имеет своей целью обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и в свою очередь защиту ликвидируемой организации от злоупотреблений и необоснованных требований со стороны кредиторов. На наш взгляд, этот порядок является вполне разумным и реально осуществимым добросовестными участниками гражданского оборота.

Однако помимо Гражданского кодекса в Москве порядок ликвидации юридических лиц регулируется Постановлением Правительства Москвы от 25 августа 1998 г. № 666, а также внутренними актами Московской регистрационной палаты, ряд из которых нигде не опубликован, а порой и вовсе содержится лишь в виде устных распоряжений руководства МРП. В итоге тот порядок ликвидации, который де-факто сложился в Москве, представляет собой настолько многоэтапную и запутанную процедуру, что успешно пройти ее до конца оказываются в состоянии лишь немногие.

Гражданский кодекс обязывает ликвидирующееся юридическое лицо проинформировать своих кредиторов о ликвидации. Эта информация должна быть доведена до кредиторов двумя способами: путем размещения публикации в средстве массовой информации и путем направления каждому кредитору письменного уведомления. Кредиторам должен быть предоставлен определенный срок для заявления требований, который не может быть меньше двух месяцев. В том случае, если кредиторы самостоятельно не заявили требований в установленные сроки, а ликвидация юридического лица завершена, то соответствующие обязательства юридического лица считаются погашенными на основании ст.419 ГК (Прекращение обязательств ликвидацией юридического лица).

Федеральное законодательство предусматривает различную очередность удовлетворения требований кредиторов, однако оно наделяет всех кредиторов одинаковыми правами в отношении сроков заявления своих требований и определяет одинаковые последствия несоблюдения этих сроков. Сложившаяся же в Москве практика ликвидации выделяет такого общего для всех юридических лиц кредитора как государство в лице государственной налоговой инспекции и внебюджетных фондов. И этот кредитор наделяется особыми, недоступными для других правами.

Согласно п.2.1. Постановления Правительства Москвы № 666, для ликвидации юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить в числе многих прочих документов также справки о снятии с учета из налогового органа, пенсионного фонда и фонда занятости. МРП требует также представление справок о снятии с учета из двух других внебюджетных фондов: медицинского и социального страхования. Указанные государственные организации выдают такие справки лишь после установления отсутствия задолженностей перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами.

При обнаружении задолженностей у юридического лица есть два выхода: полностью погасить задолженности или на основании ст.65 ГК объявить о своем банкротстве. Основания признания юридического лица банкротом, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Федеральным законом о банкротстве. Возбуждение процедуры банкротства еще более, причем существенно, усложняет порядок ликвидации юридического лица.

Таким образом, если прочие кредиторы должны проявлять инициативу при заявлении своих требований к ликвидируемому юридическому лицу, то в Москве юридическое лицо должно самостоятельно обратиться в налоговый орган и органы внебюджетных фондов и фактически получить от них согласие на ликвидацию. Именно это обстоятельство и делает порядок ликвидации практически неосуществимым.

Отсутствие задолженностей перед бюджетом устанавливается в результате проведения налоговой проверки. Бывают ли случаи, когда проверка не обнаруживает нарушений налогового законодательства и не выявляет задолженностей? Бывают, если бухгалтерия ведется безукоризненно, а налоги уплачиваются полностью и в срок. Да вот только, такие организации, как правило, не принимают решений о добровольной ликвидации. Напротив, зачастую реальной причиной ликвидации является неудовлетворительное состояние бухгалтерской отчетности и стремление должностных лиц организации уклониться от ответственности за совершение налоговых, таможенных или иных правонарушений. Что же они получают, решив произвести ликвидацию юридического лица? Гарантированную налоговую проверку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"Ликвидация" путем перерегистрации.

По причинам, изложенным выше, большинство юридических лиц (не побоимся сказать, подавляющее большинство) "ликвидируются" путем смены состава участников и должностных лиц, регистрируя соответствующие изменения в учредительных документах. На самом деле никакой ликвидации в этом случае не происходит, так как юридическое лицо продолжает существовать, оно по-прежнему состоит на налоговом учете и сохраняет обязательства перед кредиторами. На что же рассчитывают организации, "ликвидирующиеся" таким образом? Цели у всех разные и любое их обобщение будет страдать определенной некорректностью, но все же практика показывает, что большинство стремится избежать ответственности за те или иные правонарушения, совершенные в процессе осуществления хозяйственной деятельности. И, как будет показано ниже, именно псевдоликвидация, а не ликвидация в установленном законом порядке в наибольшей степени способствует достижению этой цели.
Известно, что юридическая ответственность подразделяется на три основных вида: уголовную, административную и гражданскую. Применительно к ответственности, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, субъектами ответственности могут выступать: сама организация, участники организации, работники организации (как правило, должностные лица: директор и главный бухгалтер).

Если участники организации решили прекратить ее деятельность, то дальнейшая судьба самой организации как юридического лица их обычно не интересует. Следовательно, их не должна беспокоить и возможность привлечения организации к гражданской или административной ответственности. Субъектом уголовной ответственности в России юридическое лицо быть не может.

В большинстве случаев коммерческие организации создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. О причинах - в статье Регистрация коммерческих организаций - общие вопросы. Участники (акционеры) не несут ответственности по обязательствам общества. По этой причине участники общества всегда находятся в относительной безопасности. Вследствие своего правового статуса они, как участники хозяйственного общества, просто не могут совершить каких-либо правонарушений, влекущих их привлечение к ответственности того или иного вида. Разумеется, речь идет об ответственности лишь за те действия (бездействие) которые были совершены лицом в рамках реализации своих полномочий участника хозяйственного общества.

Для полноты картины необходимо отметить, что законодательство предусматривает ряд действий, за совершение которых участники общества могут нести гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Однако составы соответствующих правонарушений сформулированы таким образом, что доказать их совершение практически невозможно. Нам не известно ни одного случая привлечения к ответственности участников хозяйственных обществ.

Итак, привлечение к ответственности как самого общества, так и его участников не представляет проблемы, хотя и по разным причинам. Из перечисленных выше субъектов юридической ответственности остаются должностные лица общества. Именно генеральный директор и главный бухгалтер подписывают бухгалтерские документы общества. Именно генеральный директор действует от имени общества, совершая любые сделки и другие юридически значимые действия. В любом случае гражданско-правовую ответственность за совершение большинства действий несет общество, но что касается уголовной и зачастую административной ответственности, то ее субъектами являются должностные лица.

Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Таким образом, ни ликвидация юридического лица, ни псевдоликвидация путем смены учредителей не освобождают от ответственности должностных лиц за совершенные ими действия. Предположим, в обществе с ограниченной ответственностью поменялся директор. Новый директор будет нести ответственность лишь за те действия, которые совершил он сам. И, наоборот, за все действия, совершенные предыдущим директором до вступления в должность нового, ответственность будет нести предыдущий директор. В правовой науке это правило известно как принцип субъективного вменения. Незнание этого принципа ведет к распространенному заблуждению среди предпринимателей, которые полагают, что ответственность за все предыдущие грехи перекладывается на новых должностных лиц.

Однако для реального привлечения лица к юридической ответственности абстрактного существования достаточных для этого оснований мало. Наличие этих оснований должно быть доказано(!) правоприменительными органами. Как говорится, "не пойман - не вор". Именно на этой народной мудрости и строят свой расчет те, кто "ликвидирует" организации путем смены учредителей.

Какое мероприятие предприниматели не любят больше всего? Конечно налоговую проверку! Как известно налоговые проверки бывают камеральными и выездными. Именно выездные проверки представляют наибольшую опасность для коммерческой организации, так как налоговые инспектора получают доступ к первичной документации фирмы, которая может быть сопоставлена с отчетами, предоставлявшимися в налоговую инспекцию.

Что же происходит после смены участников и должностных лиц юридического лица? Вся документация, а самое главное весь массив первичной документации, передается новым хозяевам фирмы, о чем и ставятся в известность налоговые и прочие государственные органы, пожелавшие произвести проверку деятельности организации. Предыдущий директор предлагает проверяющим обратиться к новому директору, а нового директора найти, как правило, не удается. При этом все, и в первую очередь проверяющие органы, прекрасно понимают, что происходит, но сделать в этой ситуации ничего не могут.

"Ликвидация" путем смены учредителей - не панацея. При наличии у правоохранительных органов достаточной доказательственной базы, изобличающей директора или бухгалтера, эта уловка не поможет. Но в большинстве случаев помогает.

Информация представлена Смоленским областным порталом деловой информации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости