Андрей Петрухин
С развитием рыночных отношений особенно остро встала проблема защиты интересов предпринимателей от несанкционированных проверок со стороны федеральных органов. Чтобы внезапная проверка не повлекла за собой материальных и нематриальных убытков и потерь, руководителю компании следует начать подготовку к возможным визитам представителей контролирующих органов заблаговременно, с создания "кризисного плана" и обучения своих подчиненных основным правилам поведения при проверке.
Сегодня проверять деятельность предприятия имеют право органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции и еще целый ряд контролирующих структур, всего около 50 организаций.
Многие руководители заявляют о регулярной "дани", выплачиваемой в ходе подобных проверок. Такая ситуация объясняется в основном неосведомленностью самих предпринимателей относительно правовой основы проведения проверок и нежеланием портить отношения с контролерами. Кроме того, "заказные проверки" - достаточно эффективный инструмент жесткой конкурентной борьбы. Зачастую именно по этой причине представители малого и среднего бизнеса стараются "держаться в тени".
Взаимодействие специалистов службы безопасности предприятия с представителями контролирующих органов.
Первыми в контакт с проверяющими обычно вступают работники службы безопасности предприятия. При встрече им необходимо:
- проверить наличие у визитеров служебных удостоверений, подтверждающих их должностные полномочия. Сотрудник службы безопасности вашего предприятия должен проверить реквизиты документов и убедиться в совпадении фотографии с оригиналом. Непродленное удостоверение дает основание усомниться в полномочиях проверяющих;
Бюро экономической безопасности
27 ноября 1998 г. распоряжением мэра Москвы №1199-РМ поддержана инициатива Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) "по созданию Бюро экономической безопасности для обеспечения комплексной юридической поддержки предпринимательства, защиты предпринимателей от необоснованных требований контролирующих органов, в том числе от нарушений порядка проведения проверок, установленного законодательством РФ и города Москвы". Фактически был создан инструмент комплексной поддержки и защиты предпринимательства. Руководство МТПП рассматривает Бюро экономической безопасности как своеобразного коллективного адвоката предпринимательства. И это обусловлено функциями БЭБ, такими как:
- организация обеспечения защиты малого и среднего бизнеса в условиях недобросовестной конкуренции, криминализации общества, нестабильности экономической ситуации и произвола коррумпированных должностных лиц:
- оказание всех видов охранных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- оказание помощи в подборе и изучении лиц, принимаемых на работу;
- организация услуг по комплексному обеспечению безопасности;
- организация защиты законных интересов предпринимателей в отношениях с властными структурами, правоохранительными органами, крупными банковскими, финансово-кредитными и другими коммерческими предприятиями и организациями:
- консультирование и содействие предпринимателям в противодействии произволу должностных лиц путем применения правовых мер;
- юридическая поддержка и консультирование, ведение судебных разбирательств и хозяйственных споров;
- информирование Правительства Москвы и общественности о нарушениях прав субъектов хозяйственной деятельности;
- защита интересов предпринимателей от посягательств криминальных структур;
- организация информационно-аналитического обеспечения и консалтинга предпринимательской деятельности:
- консультирование предпринимателей по вопросам экономической безопасности на всех этапах ведения бизнеса в Москве и Российской Федерации, юридическая и информационно-аналитическая поддержка;
- содействие в изучении деловой надежности и финансовой состоятельности партнеров, в правильном оформлении сделок, сопровождении контрактов;
- проведение маркетинговых исследований, финансового анализа, подготовка и осуществление инвестиционных проектов, содействие в поиске инвесторов и реализации проектов, обеспечение их безопасности;
- построение и содействие развитию системы обеспечения общественной безопасности
- установление контактов и связей с субъектами предпринимательства;
- формирование общественного мнения в средствах массовой информации, проведение рекламной и выставочной кампаний;
- участие в работе по ведению реестра надежных партнеров;
- организация, проведение учебно-практической и консультационной деятельности в области безопасности;
- организация проведения тендеров в области услуг безопасности.
- записать данные предъявителя удостоверения, связаться с тем органом, который указан в удостоверении, и проверить, работает ли там этот человек, может ли он находиться в данный момент в данном месте;
- осведомиться о поводе и основаниях визита проверяющих на предприятие;
- проверить наличие соответствующего направления на проверку, заверенного подписью начальника или заместителя начальника того органа, откуда прибыли проверяющие, и печатью. Должно быть четко указано название проверяемого предприятия. Обратить внимание и на дату, указанную в направлении;
- занести в журнал регистрации проверок информацию о контролере: дату выдачи и номер направления или предписания о проверке; цель посещения проверяющего, с указанием его фамилии и должности. Контролер обязан расписаться в журнале регистрации проверок. Если проверяющий или руководитель группы проверяющих отказывается там расписаться, этого иногда достаточно, чтобы не допустить его на предприятие. О возникновении такого инцидента нужно в короткий срок оповестить соответствующий контролирующий орган, в котором работает "отказник". Журнал регистрации должен быть правильно заполнен.
Хорошо, если руководство и сотрудники службы безопасности сразу смогут сориентироваться относительно целей визита комиссии. Что это:
- плановая проверка деятельности компании;
- визитеры ищут доказательства вины, если у них есть сведения о нарушениях законодательства;
- идет "примерка" обвинений ради показателей.
Верное определение цели позволяет правильно выбрать тактику поведения. Если возникают обоснованные подозрения в том, что проверяющий собирается вымогать деньги или услуги, хорошая тактика - уход от конкретного ответа. Опытный руководитель предприятия или службы безопасности в такой ситуации под благовидным предлогом перенесет разговор на другое время, давая возможность руководству компании разработать дальнейший план действий, проконсультироваться с адвокатом или обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.
Однако верно определить реальные цели визита проверяющих не так просто. Поиск ответа на этот вопрос во многих случаях остается одной из важнейших задач в течение всей процедуры проверки.
Все официальные проверки деятельности предприятия должны осуществляться в течение рабочего дня. Если комиссия посетила ваше предприятие после установленного внутренним распорядком фирмы окончания рабочего дня, представитель предприятия вправе потребовать перенесения проверки на следующий день.
В "кризисном плане", заранее созданном в вашей компании, стоит приблизительно определить время, необходимое на встречу и проверку представителей контролирующих органов с работниками службы безопасности.
И пока с проверяющими разговаривает специалист службы безопасности, руководителю предприятия необходимо настроиться на предстоящее взаимодействие, связаться с юристом, услугами которого пользуется фирма, психологически подготовить коллектив.
Оптимальный вариант - если в "кризисный план" будут включены схемы поведения и действий каждого из сотрудников в случае прихода проверяющих. В критических ситуациях проще тому руководителю, который произносит "ключевое слово" - и команда срабатывает как нужно...
Правила взаимодействия сотрудников предприятия с представителями контрольных органов.
"Хочешь мира- готовься к войне", гласит народная мудрость. Специалисты утверждают, что результаты проверки во многом зависят от того, насколько фирма готова к приходу комиссии с проверкой.
Предварительно должна быть сделана подшивка необходимых нормативных актов, заведен журнал регистрации проверок.
Лучше, если поведение персонала будет регламентировано внутренней инструкцией повседневного соблюдения мер безопасности:
- сотрудники должны иметь на столах минимум бумаг;
- двери рабочих помещений в отсутствие персонала должны быть закрыты;
- посторонние обязаны передвигаться по территории предприятия только в сопровождении работников предприятия.
Что касается проводимой проверки, то сотрудникам надо знать, что каждый из них при обращении к нему проверяющих имеет право проверить удостоверение представителя инспектирующего органа.
Сотрудникам фирмы, непосредственно не задействованным в проверке (в основном это рядовой персонал и менеджеры среднего и низшего звена), не рекомендуется:
- что-либо показывать или объяснять проверяющим;
- отвечать на вопросы, касающиеся деятельности фирмы, ее руководства и персонала;
- сообщать местонахождение руководства, их домашние и мобильные телефоны и т.п.;
- выполнять указания проверяющих: открывать комнаты, сейфы и т.п.
Взаимодействие директора предприятия с представителями контролирующих органов.
Если у руководителя нет сомнений в том, что цель визита представителей контролирующих органов - плановая проверка, немаловажно установить положительный психологический контакт с проверяющими. Созданию доброжелательной атмосферы способствуют:
- обращение к собеседнику по имени-отчеству;
- демонстрация позитивного настроя и открытости (если в работе предприятия есть небольшие недостатки, иногда легче признать их, сделав это в контекстах "кто же из нас безгрешен", "мы знаем о недочетах и над этим работаем", и постараться конструктивно договориться об определении временного периода на их исправление);
- совместные действия (чайная церемония или коллективный обход офиса);
- нахождение чего-то общего (использование приемов "землячество", "родственные души");
- юмор.
Обязательно требуйте (в вежливой форме) у руководителя комиссии конкретного изложения сути претензий. Получив удовлетворяющий вас ответ, обеспечьте доступ контролеров исключительно к той документации и в те помещения, которые непосредственно относятся к цели проверки, заявленной в предписании о ее проведении. Не допускайте неформального общения сотрудников вашей фирмы с визитерами.
Рекомендации
Специалисты частных охранных предприятий рекомендуют.
В распоряжении руководителя службы безопасности предприятия должны быть следующие документы:
- порядок осуществления проверок или инспекций;
- список организаций, имеющих право проверять или инспектировать вашу фирму;
- перечень вышестоящих органов, которым подконтрольны структуры, осуществляющие проверки или инспекции;
- список должностных лиц, которые могут осуществлять проверку или инспекцию, и их полномочия;
- перечень объектов контроля;
- перечень штрафных санкций;
- список, содержащий ФИО и номера телефонов руководителей организаций, осуществляющих проверки или инспекции;
- список, содержащий ФИО и должности лиц, санкционирующих данную проверку или инспекцию, а также полномочия сотрудников этих организаций, проверяющих или инспектирующих ваше предприятие. Своих инспекторов необходимо знать лично. Связи с ними осуществляют уполномоченные на то лица.
Жалобу на действия проверяющих можно подать в вышестоящий орган или в суд, а также обратившись в следующие инстанции:
- Управление делами Президента РФ: 103132, Москва, ул.Ильинка, 23. Тел.: 206-2822;
- Генеральную прокуратуру России: 103793, Москва, ул.Малая Дмитровка, 15"А". Тел.: 229-4662;
- Центральную приемную МВД РФ: 129090, Москва, ул.Садовая-Сухаревская, 11. Тел.: 222-6669;
- Бюро экономической безопасности Московской торгово-промышленной палаты: 117393, Москва, ул. Академика Пилюгина, 22. Тел.: 132-1329.
Многие органы, уполномоченные государством на осуществление надзора и контроля, имеют службы собственной безопасности. Обращения туда бывают достаточно эффективны. Во многих госорганах действуют и телефоны доверия, по которым можно позвонить в случае необходимости.
В ходе проверки реализуйте свое право:
- присутствовать при осуществлении любых административно-исполнительных, процессуально-следственных действий и гласных оперативно-розыскных мероприятий;
- при необходимости требовать участия в этих процедурах понятых, специалистов, экспертов или иных незаинтересованных лиц;
- удостоверить правильность и полноту изложения фактов в документах при осуществлении отдельных административно-исполнительских действий, сопровождающихся составлением акта или административного протокола.
Не спешите давать объяснения и показания (письменные или устные) без консультации юриста.
Осуществление всех контактов с представителями контролирующих органов целесообразно вести при включенном диктофоне. Однако о наличии записывающего устройства вы должны предупредить собеседника и проводить запись с его согласия.
В случае применения контролерами в ходе проверки звуко- и видеозаписи вас должны об этом предупредить. Важно не отступать от следующих правил:
- вести себя спокойно, помнить, что данная форма фиксации не должна вас смущать.
- просить представителей комиссии задавать вопросы в максимально полной форме, с пояснениями. Помнить, что задавать вам наводящие вопросы проверяющие не имеют права;
- обдумывать свои ответы столько времени, сколько потребуется;
- отвечать уверенно, не спеша. Помнить, что каждое ваше слово может быть использовано против вас и вашего бизнеса. Если вам задают аналогичный вопрос другими словами, ответьте, что вы уже все рассказали по данному поводу, и попросите уточнить, что именно показалось представителю контролирующих органов неясным.
Директору фирмы не рекомендуется держать на предприятии неоправданно большое количество документов. А при ознакомлении проверяющих лиц со сведениями, составляющими коммерческую тайну и конфиденциальную информацию предприятия, потребуйте у них подписания соответствующего документа о неразглашении таковой. Об этом необходимо сделать соответствующую отметку в итоговом акте, протоколе.
До самого окончания проверки внимательно наблюдайте за членами комиссии, следите, чтобы они не оставили ничего "лишнего".
Информация представлена сайтом консультационной компании "BKG"