10 декабря 2002 г., выступая на конференции в Москве, первый замминистра финансов РФ С.Шаталов заявил, что уровень налоговой нагрузки в 2003 г. составит 30,7% ВВП. Он отметил, что происходит постоянное снижение налоговой нагрузки, и еще недавно ее общий уровень составлял 34% ВВП. В качестве одного из источников снижения нагрузки С.Шаталов упомянул упрощенную систему налогообложения малого бизнеса, согласно которой, по словам замминистра финансов, малые предприятия в 2003 г. будут платить в 2,5-3 раза меньше налогов, чем в текущем году.
Напомним, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. Налоговый Кодекс РФ был дополнен главой 26.2 “Упрощенная система налогообложения”, вступающей в силу с 1 января 2003 г. Согласно этому документу, с начала 2003 г. “...организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации ... не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж)”. В дальнейшем для применения упрощенной системы доход налогоплательщика не должен превышать 15 млн. руб., стоимость амортизируемого имущества – 100 млн. руб., средняя численность работников – 100 чел.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком из двух вариантов:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6%, во втором – 15%.
Вывод:
Введение грамотной упрощенной системы ведения налогового учета и отчетности и упрощенной системы налогообложения окажет позитивное воздействие на деятельность малых предприятий:1) Это позволит резко расширить налогооблагаемую базу за счет привлечения новых субъектов малого предпринимательства, что подтверждено мировой практикой.
2) Упрощение процедуры ведения бизнеса также положительно отразится на привлечении новых предпринимателей, так как частных предпринимателей пугают сложности, связанные с бухгалтерским сопровождением бизнеса. Их больше заботят не столько результаты деятельности, сколько боязнь проштрафиться.
3) В предпринимательстве очень важен моральный фактор, когда предприни- матель без утайки платит налоги и ходит “с гордо поднятой головой”. Если создадут систему, при которой всякий предприниматель сможет реально заплатить налоги – их будут платить все.
4) Увеличение количества субъектов малого предпринимательства даст стимул для развития промышленности, обслуживающей малый бизнес.
5) Новые шаги в сфере малого предпринимательства, эффективное налого- обложение (за счет невысоких ставок достигается максимальный охват налогоплательщиков), разбюрокрачивание процесса оформления, упрощение процедур ведения бизнеса, – все это позволит активизировать процесс выведения на свет теневой экономики.
Однако чтобы оценить реальную ситуацию, складывающуюся в связи с введением упрощенной системы, вспомним расчет, произведенный РЭО в “Вестнике” №34 для выяснения размера оптимальной ставки налогообложения с доходов, не уменьшенных на величину расходов (с оборота). Следует отметить, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с оборота, безусловно, более эффективен, чем налог на прибыль.
Были проанализированы результаты деятельности реального московского малого предприятия, занятого в сфере розничной торговли с годовым оборотом (выручкой) в 3 млн. руб. По результатам 2001 г. предприятие заплатило налогов в объеме (тыс. руб.):
Налог с продаж | 104 |
НДС | 26 |
Единый социальный налог | 40 |
Налог на доходы физических лиц | 8 |
Налог на имущество | 0,8 |
Налог на пользователей автодорог | 5,2 |
Налог на прибыль | 14 |
Итого: | 198 тыс. руб. |
То есть, предприятием заплачено налогов в размере 6,6% от оборота.
Таким образом, вводимая упрощенная система не решает своей главной задачи – облегчения положения малого бизнеса. Значительного уменьшения административных расходов не предвидится, так как предприятия по-прежнему будут обязаны вести бухгалтерский учет. Говорить же о том, что малые предприятия будут платить аж в 2,5-3 раза меньше налогов, о чем заявил замминистра финансов, нельзя. Фактически, налогообложение остается на прежнем уровне, а значит, никаких положительных изменений положения малого предпринимательства не предвидится.
По нашему мнению, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества