Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О взаимоотношениях органов власти с предпринимателями

Туржанов С.А.
Директор Департамента малого бизнеса
Аппарата Акима г. Алматы

17.07.2002г.

Уважаемые участники встречи!

Что такое малый бизнес города Алматы сегодня?

Приведу некоторые цифры и продемонстрирую наглядно. Обратимся к таблице №1. По данным Управления статистики на 1 июля текущего года в городе зарегистрировано субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) 36485, из них действующими являются 24151, что на 11% больше чем в аналогичном периоде прошлого года.

Рассмотрим таблицу №2. В качестве индивидуальных предпринимателей по г.Алматы зарегистрировано – 10 862 человека, что на 1696 больше чем в 2001 году.

Численность занятых всего (данные приведены в таблице №3) в сфере малого бизнеса сегодня по городу Алматы составляет 140960, что превышает показатель прошлого года на 4,5%.

Обратимся к таблице №4. Какую же конкретно реальную сумму платежей получил бюджет города от малого бизнеса? Это - не много не мало в 2001 году – 26,969 млрд.тенге, а за шесть месяцев текущего года поступления составили 12,774 млрд.тенге. Если учесть, что весь годовой бюджет города не превышает 29 млрд.тенге то можно объективно говорить о важности этого сектора экономики для развития нашего города.

Не случайно руководством нашей Республики уделяется столь пристальное внимание проблемам малого и среднего бизнеса.

На совещании, состоявшемся 10 апреля Президентом РК Н.А. Назарбаевым определены ключевые задачи по дальнейшему развитию среднего и малого бизнеса:

это снижение налогов, повышение доступа к кредитным ресурсам, уменьшение количества проверок, упрощение процедурных вопросов, создание региональных центров содействия предпринимателям, оказание маркетинговых услуг;

Все перечисленные проблемы, так или иначе, затрагивают интересы, как органов государственной власти, так и предпринимательства в целом. От того, на сколько эффективно и законно будут складываться отношения между гос.аппаратом с представителями бизнеса, во многом зависит дальнейшая судьба отечественного предпринимательства. Мы должны твердо усвоить, что все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого бизнеса к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации, а потребителя – от не добросовестных поставщиков товаров и услуг.

Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля за субъектами бизнеса. Государственное регулирование и контроль должны быть эффективными элементами единой политики. Однако, в действительности, как следствие не эффективной деятельности структур государственного регулирования и контроля порождаются специфические трудности развития бизнеса, которые принято называть административными барьерами.

Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса являются именно административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты, несовершенство законодательной базы и многое другое.

Обычной или даже можно сказать естественной реакцией малых предприятий на перечисленное является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых не производительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно задействовать механизмы управления и регулирования экономикой, не дает представить реальную картину и прогнозировать развитие событий.

В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население – от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели – от проблем ведения двойной бухгалтерии. Сегодня мы должны создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально.

Для этого прежде всего необходимо снизить налоги для предпринимателей. Мы предлагаем:

• Установить единую ставку подоходного налога с физических лиц, по аналогии с Российским налоговым законодательством, на уровне 13 процентов.

• Концептуально изменить методику исчисления социального налога, в соответствии с которой установить данный налог для работающих в сельско-хозяйственной сфере - 0,5 МРП за одного работника в месяц, в других отраслях экономики – 1,5 МРП.

• В целях повышения заинтересованности населения в использовании имущества для предпринимательской деятельности предлагается уравнять ставки налога на имущество предпринимателей и физических лиц на уровне 0,1 процента от стоимости имущества в год (сейчас налог составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента).

• Объявить амнистию по налогам на 6 месяцев в части отмены штрафов и пени, начисленных за несвоевременную уплату налогов, для субъектов малого бизнеса, занимающихся производственной деятельностью.

• Разработать специальные меры по стимулированию инвестиций в сфере малого бизнеса с внесением необходимых изменений в налоговое законодательство.

• Провести легализацию собственности и активов.

Такой подход обеспечит значительный рост числа субъектов предпринимательской деятельности, создаст необходимые условия для их стабильной работы, существенно повысит долю налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет.

Недавно по инициативе Департамента малого бизнеса совместно с общественными объединениями предпринимателей была проведена научно-практическая конференция по влиянию административного законодательства на развитие предпринимательства. Я думаю, что многие участники сегодняшней встречи присутствовали на конференции.

Принципиальные недостатки Административного кодекса, широкие полномочия правоприменителей создают условия для незаконного давления на конкурентов по бизнесу; и хуже того, дают действенные рычаги устранения их с рыночного поля посредством административных механизмов и санкций, заложенных в кодексе.

Административный кодекс предоставляет неоправданно широкие полномочия должностным лицам контролирующих органов в части определения административных правонарушений практически в любой сфере деятельности и наложений взысканий на физические и юридические лица.

В статьях, устанавливающих штрафы за различные административные правонарушения, в большинстве случаев предусмотрена “вилка” штрафных санкций от 5-ти МРП до 20-ти и более как для физических так и для юридических лиц. В ряде статей установлены только верхние границы до 1000 МРП или 5,5 тыс. долларов США, что порождает неопределенность санкций. Выбор конкретного размера штрафа в каждом отдельном случае остается за должностным лицом этот штраф налагающим. Такой подход создает благоприятную почву для развития коррупции.

Анализ действующего административного законодательства с первых своих шагов показывает полную абсурдность и не состоятельность применения отдельных их положений на практике. П. 3 статьи 205 гласит: нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе влечет штраф на юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от суммы облагаемого оборота за каждый месяц не постановки на учет. Приведу наиболее яркий пример:

ТОО субъект малого предпринимательства имея одного бухгалтера подало заявление 4 февраля, так как весь январь находилась на стационарном лечении, с серьезным диагнозом. Причем, налоговый комитет был уведомлен о болезни бухгалтера и были представлены больничные листы. Тут бы в пору применить положение ст. 68 Административного кодекса, освобождение от ответственности в виду малозначительности правонарушения. Но, налоговый комитет вынес административный протокол с санкцией предусмотренной п. 3 ст. 205. Результат – руководитель ТОО оштрафован на 20 МРП, на ТОО наложен штраф в размере 1млн. 200 тыс. тенге, которых у него просто нет!!!

Хотелось бы обратить ваше внимание на п.1 ст. 207 того же КоАП - Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения - влечет штраф на юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от стоимости сокрытых объектов налогообложения, а по части второй этой же статьи предусмотрен штраф - в размере ста процентов от стоимости сокрытых объектов налогообложения. Например: Субъект малого предпринимательства взял кредит под залог личного имущества приобрел себе мельницу стоимостью 2 млн. тенге и по банальной ошибке бухгалтера (если он у него конечно есть), указанная мельница не нашла своего отражения в бухгалтерском учете. Как следствие к установленному сроку не был уплачен налог на имущество. Как вы думаете каковы правовые последствия по данной статье. Во-первых в отношении предпринимателя будет составлен административный протокол который будет передан в суд. Норма четко предусматривает по мимо ответственности самого предпринимателя, санкцию в размере 50 % от стоимости сокрытого объекта налогообложения в нашем случае это 1 млн. тенге, а у предпринимателя который взял кредит на покупку данной мельницы, денег нет даже на оборотные средства, что бы запустить производство. Что дальше, а дальше мельница автоматически попадет в так называемый режим ограниченного распоряжения имуществом налогоплательщика (хотя абсолютно не понятно чем этот режим отличается от ареста) и будет реализован со всеми ужасающими последствиями. И таких примеров из жизни предпринимателей достаточно.

Ситуация сегодня обстоит таким образом, что Административный кодекс руководствуется интересами прежде всего фискальными, целями пополнения доходной части бюджета, а интересы граждан республики отходят на второй план. И это, не взирая на то, что развитие, поддержка малого и среднего бизнеса провозглашены Президентом РК приоритетами среднесрочного развития. Именно этот сектор экономики важен в первую очередь рабочими местами, во вторую очередь тем, что формирует внутренний рынок, на котором растет отечественный капитал. И только потом – как источник государственных доходов. По итогам этой конференции участниками была принята резолюция и направлена в Правительство и Парламент РК. Весьма отрадно, что наш голос был услышан, и на совещании у Премьер-Министра РК 15 апреля 2002 года сделано поручение Министерству государственных доходов рассмотреть и представить в Правительство РК до 1 июля 2002 года предложения о целесообразности внесения изменений в Закон РК “О бюджетной системе”, предусматривающих исключение из доходной части штрафов и пени, начисляемых в соответствии с Административным законодательством. Мы надеемся на положительное решение не только этой отдельно взятой проблемы, но и других, не менее судьбоносных для малого бизнеса, предложений по совершенствованию законодательной базы.

Хочу остановиться на вопросах уменьшения количества проверок и упрощения процедурных вопросов.

В настоящее время Департаментом малого бизнеса совместно с Американским агентством по международному развитию (ЮСАИД)/ Центром развития предпринимательства корпорацией Прагма при участии городских структур: ГорКомЗема, Алматы Жер, Департамента архитектуры и градостроительства, ГАСКа, РГП “Центр недвижимости” проведена работа по упрощению процедуры оформления земельных участков, реконструкции и строительства объектов предпринимательской деятельности. В ближайшие дни Акиму города будут предложены альтернативные варианты по оптимизации существующей схемы.

Сегодня назрела необходимость диалога между органами государственной власти и субъектами малого предпринимательства.

Для преодоления существующих административных барьеров нам необходимо направить наши усилия на упорядочение деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства, при этом обратить особое внимание на принятие ими различных нормативно-правовых актов, которые иногда носят незаконный характер, и даже являются коррупционными.

Приведу пример: в соответствии с Постановлением Правительства РК № 616 от 22 мая 1999 года “О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства РК” и решением Акима г.Алматы “О дополнительных мерах по укреплению противопожарной защиты объектов хозяйствования г.Алматы” предприниматель должен организовать на своем предприятии противопожарную службу, либо заключить договор на обслуживание с РГП “ОРТ СУНДИРИШ”. Как малому бизнесу содержать пожарные бригады? Вот прямой факт ущемления прав предпринимателей, который узаконен нормативно-правовыми актами двух уровней, создающие условия для возникновения коррупции. Хотя нужно отдать должное, что в последнее время пожарными службами практически не применяются “наезды” на предпринимателей. Но ведь эти документы никто не отменял, они остаются действующими. И в любой момент могут дать о себе знать. Не случайно, на совещании состоявшемся 15 апреля сего года Премьер-Министр РК поручил Министерству гос.доходов в срок до 1 июня 2002 года разработать и внести в Правительство проект типового положения об Экспертных Советах при гос.органах. Думаю, мы в г.Алматы можем начать создание таких советов при Городской противопожарной службе, при ГорСЭУ, постепенно охватывая и другие гос.структуры. В состав экспертных советов должны войти представители общественных объединений предпринимателей. Тогда каждый нормативно-правовой акт, затрагивающий интересы бизнеса, будет проходить общественную экспертизу.

Но сегодня жизнь показывает, что процесс ущемления прав предпринимателей чиновниками продолжает иметь место. Нашим Департаментом совместно с Корпорацией Прагма была проведена проверка применения законодательства о государственном контроле над производством этилового спирта и алкогольной продукции. Выявлены нарушения в деятельности экспертных комиссий двух районов г.Алматы. При выдаче заключений субъектам предпринимательства, желающим заниматься розничной торговлей алкогольной продукцией, предъявляются требования на наличие отдельного заключения противопожарной службы о безопасности объекта, что противоречит установленным правилам для получения лицензий на данный вид деятельности. Органами Прокуратуры были внесены представления об устранении нарушений в адрес районных акиматов, проведена разъяснительная работа с членами районных экспертных комиссий. Но несмотря на это по сегодняшний день в Бостандыкском районе продолжают требовать у предпринимателей, претендующих на участие в розничном товарообороте алкогольной продукции, отдельных заключений противопожарной службы.

Хотелось бы остановиться на вопросе применения контрольно-кассовых аппаратов. Не так давно общими усилиями с большим трудом мы добились отмены ежемесячной обязательной процедуры технического обслуживания кассовых аппаратов в неких избранных девяти частных фирмах. Мы очень радовались этой победе, но вышло новое Постановление Правительства РК от 18 апреля 2002 года № 449, которым предусматривается наличие в контрольном чеке всего перечня приобретенного товара. Находящиеся в употреблении у предпринимателей контрольно-кассовые машины в 80% не приспособлены технически для печатания такой информации, требуемой вышеназванным Постановлением. То есть сейчас 80% всех предпринимателей стоят перед решением непосильной задачи замены существующих аппаратов на новые дорогостоящие. Считаем, что данное Постановление является продолжением лоббирования интересов фирм, торгующих и обслуживающих кассовые аппараты. С выходом этого Постановления Департамент малого бизнеса обратился в Республиканское Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, Министерство государственных доходов РК за разъяснениями, но ответов к сожалению не получили до сих пор.

Уважаемые дамы и господа! В 1998 году Решением Акима г.Алматы был введен “Журнал учета проверок посещения должностными лицами”. Но выдача этого журнала ведется не системно и отдана на откуп бизнес-ассоциациям. Зачастую контролирующие органы не воспринимают этот Журнал как законный документ и отказываются регистрироваться в нем. Поэтому в настоящее время мы хотим обратиться к руководству города с предложением изменить методику выдачи данного журнала, придать ему законную силу, определив ответственным за выдачу данного Журнала государственный орган - Департамент малого бизнеса.

В заключении хочу сказать, что город Алматы был и является авангардом всех хороших начинаний нашей страны, особенно в сфере малого бизнеса. Поэтому, у меня есть уверенность, что объединив наши усилия, мы решим те ключевые задачи, поставленные Президентом РК и Правительством РК по обеспечению дальнейшего развития предпринимательства.


Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы