Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О защите и поддержке частного предпринимательства в г.Алматы

Туржанов С.А.
директора Департамента малого бизнеса
Акимата г.Алматы

Уважаемые дамы и господа!

Развитие малого предпринимательства сегодня является приоритетной сферой государственной экономической политики. Малый и средний бизнес занимает одно из ключевых мест и в экономике нашего города.

В настоящее время малый бизнес составляет 3,8% валового национального дохода Республики Казахстан и 22% от общего количества налоговых поступлений г.Алматы или 26,869 млрд.тенге (данный показатель превышает показатель прошлого года на 34%).

В течении 2001 года субъектами малого предпринимательства выполнено работ, оказано услуг на сумму 262 млрд. тенге (что превышает показатель прошлого года на 121 %).

Численность работающих в сфере малого предпринимательства, по состоянию на 1 января 2002 года, по городу Алматы составила – 216 тысяч человек (что на 8,5% больше чем в прошлом году).

В соответствии с государственной политикой развития малого предпринимательства Департаментом была разработана “Программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2001-2002 годы”. В рамках реализации данной Программы нами были инициированы ряд решений Акима г.Алматы направленные на дальнейшее развитие малого предпринимательства. Решением Акима города Алматы, в 39 городских структурах и во всех районных акиматах определены заместители первых руководителей, курирующие вопросы развития предпринимательства. Для пресечения фактов необоснованного вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность предпринимателей введены Журналы учета посещений и проверок предприятий должностными лицами контролирующих органов. В настоящее время можно констатировать сокращение количества необоснованных проверок контролирующими органами на 80%, по сравнению с 1998 годом.

Для привлечения человеческих, материальных и других ресурсов к выполнению государственных и городских программ в городе, Департамент малого бизнеса тесно сотрудничает с общественно-предпринимательскими организациями города. Всего в городе зарегистрировано 120 общественных объединений, из них наиболее активными являются 54 структуры. В тесном сотрудничестве с которыми, в парламентскую рабочую комиссию были направлены предложения по внесению изменений и дополнений в проекты Законов РК “О торговле”, “О защите прав предпринимателей от неправомерных действий должностных лиц органов государственного управления”, “Об инвестициях”, в Закон РК “О лицензировании”, “О системе здравоохранения”, в налоговый, таможенный и административные кодексы. По итогам обращения в Аппарат Президента РК по вопросу применения контрольно-кассовых аппаратов было принято Постановление Правительства, которым отменена обязательная процедура заключения договоров с Центрами технического обслуживания, при регистрации контрольно-кассового аппарата и установлена процедура снятия с учета контрольно-кассового аппарата.

С целью обеспечения эффективной деятельности, повышения престижности и социальной значимости негосударственного сектора здравоохранения на основе высокого профессионализма и сохранения здоровья населения было принято решение о создании Экспертного совета по развитию негосударственного сектора здравоохранения при Департаменте, в состав которого вошли как члены бизнес-ассоциаций, так и государственные органы. Также в целях внедрения и развития маркетинга – как необходимого инструмента рыночной экономики был создан Экспертный совет при Департаменте, к работе которого привлекаются члены общественных объединений и ассоциаций предпринимателей, предоставляющих информационные, образовательные, консультационные и экспертные услуги в области маркетинга.

С целью координации действий социальных партнеров – органов государственного управления, работодателей, учебных заведений, научно-исследовательских, общественных и других организаций, заинтересованных в повышении эффективности подготовки кадров с учетом потребности рынка труда образован Экспертный совет в сфере профессионального образования при Департаменте.

Проведена научно-практическая конференция на тему “Влияние административного законодательства на развитие предпринимательства”, в которой приняли участие руководители государственных органов, депутаты, руководители бизнес-ассоциаций, предприниматели, представители международных организаций, занимающихся проблемами развития малого и среднего бизнеса. На данной конференции были выявлены проблемы, возникшие у предпринимателей в результате вступления в силу Административного кодекса. Так, в статьях, устанавливающих штрафы за различные правонарушения, в большинстве случаев дается “вилка” штрафных санкций довольно в большом диапазоне (от 5 до 1000 МРП) для юридических лиц. Выбор же конкретного размера штрафа в каждом отдельном случае остается за должностным лицом, его налагающим. Увеличение ставок штрафов подталкивает предпринимателя к выбору – либо заплатить по закону, либо откупиться гораздо меньшей взяткой.

Согласно статьи 207 субъекты малого и среднего бизнеса штрафуются за сокрытие ими имущества от налогообложения. В этом случае опять же для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливается штраф в размере от 50 до 100% от стоимости незадекларированного имущества. Спор вызывает не сам факт наложения взыскания, а вольная трактовка и варьирование штрафными санкциями, что дает возможность надзорным органам на вполне законном основании экспроприировать имущество предпринимателя. По итогам конференции направлена резолюция в Правительство РК с предложениями по усовершенствованию Административного кодекса.

Но несмотря на прилагаемые усилия, проблем у предпринимателей ещё хватает, и государственным структурам на всех уровнях предстоит еще многое сделать, чтобы предпринимательство стало основой стабильности в государстве.

Надо отметить, что законодательная база, необходимая предпринимателям для успешного ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но вместе с тем практика показала, что абсолютное большинство проблем возникает именно из-за несовершенства принятых законов и других нормативно-правовых актов. К примеру, применение нового Налогового кодекса выявило некоторые проблемы.

- Прежде всего это касается предпринимателей деятельность которых связана покупкой разовых талонов. В соответствии с введённым в действие 1 января 2002 года Кодексом Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” субъекты малого бизнеса для осуществления предпринимательской деятельности могут использовать один из следующих порядков исчисления и уплаты налогов:

  1. общеустановленный порядок;


  2. специальный налоговый режим на основе разового талона;


  3. специальный налоговый режим на основе патента;


  4. специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации.

Но, учитывая условия деятельности в вышеперечисленных режимах, предприниматели, торгующие на рынках, могут осуществлять свою деятельность лишь на основании разовых талонов, которые в соответствии со ст.373 выдаются предпринимателям, деятельность которых носит эпизодический характер и сроком лишь на 90 дней. Торговцы на рыках, купив талоны, считают, что этим себя узаконили. Но через 90 дней вся эта масса уже не имеет право торговать. Люди, которые отработали по талону 90 дней – сегодня вне закона и они совершенно объективно будут оштрафованы согласно Административного кодекса. Создаётся безвыходная ситуация. Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, исключающие ограничения сроков действия разовых талонов, установить оптимальные ставки по сбору на рынках для каждого региона, обсудив предварительно размеры ставок с представителями маслихатов, местных исполнительных органов, бизнес-ассоциаций, общественных объединений предпринимателей. Кроме того, в нарушение Указа Президента РК “О запрещении передачи государственных функций и функций надзора и контроля частным и хоз.расчетным структурам” право реализации разовых талонов отдано администрациям рынков, а не уполномоченному государственному органу, что ведет к нелегальному сбору средств с торгующих, а так же порождает скрытую занятость на рынках. Сегодня примерно из 700 000 торгующих на рынках Республики Казахстан 50% работают нелегально. Предлагаем передать продажу талонов в ведение налоговых органов, усилив роль государственного регулирования на рынках. Сегодня директора рынков обладают неограниченной властью, являясь прямо заинтересованными в увеличении числа нигде не зарегистрированных торговцев, которые пополняют только их карманы, а не государственный или местный бюджет. Владельцы рынков должны выступать исключительно в качестве арендодателей торговых мест и оборудования, заниматься только вопросами организационно-технического обеспечения торгующих на рынках. Принятые меры приведут к росту поступлений в бюджет и решению вопроса легализации скрытой занятости.

Также необходимо отметить, что Налоговый кодекс определяет завышенный процент социального налога для работодателя и подоходного налога с дохода физических лиц.

Действующий порядок исчисления социального налога предусматривает отчисления от Фонда Оплаты Труда (ФОТ) в размере 21%. Любой заинтересованный в прибыльности своей деятельности предприниматель, стремясь уменьшить свою долю отчислений на социальные нужды, укрывает и будет укрывать реальные размеры ФОТ своего предприятия. И показывает документально такую заработную плату (и соответственно ФОТ), величина которой предусматривает минимально возможные размеры отчислений социального налога, соответственно и подоходного налога (с заработной платы), чем уменьшает и сумму начисления в пенсионные фонды.

Сам социальный налог для работодателей и работающих является “размытым”, так как поступает в общей массе в гос.бюджет и тратиться в общем на социальные нужды. То есть социальный налог не персонифицирован.

Все это, безусловно, приводит к следующим негативным явлениям во взаимоотношениях между работодателем, работником и государством:

  1. С целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления социального налога происходит сокрытие реального ФОТ;


  2. Снижаются поступления в гос.бюджет:
    - социального налога,
    - подоходного налога с физических лиц (т.к. скрывается реальный размер зар.платы каждого работника, а документально фиксируется такая ее величина, при которой предполагаются минимальные начисления подоходного налога – 5% ),
    - как следствие уменьшаются и отчисления в пенсионные фонды-10% от зар.платы.


  3. Учитывая, что основная масса малых и средних предприятий работают с наличностью, резко снижается налоговое поле.


  4. Сам работодатель ежемесячно для выплаты реальной, но укрываемой зар.платы, озабочен поисками “левых” наличных средств, путей обналичивания необходимой N-ой суммы, при этом используя различные противозаконные методы, ухудшая этим криминогенную обстановку.


  5. При завышенном размере налогов как социального, так и подоходного увеличивается себестоимость продукции, что отрицательно влияет на её конкурентоспособность.

Для разрешения этой ситуации предлагаем рассмотреть следующий порядок исчисления социального налога, исходя из норматива социального налога на одного работника в месяц, установленного для работающих в сфере сельского хозяйства – 0,5 МРП, для работающих в других отраслях экономики – 1,5 МРП. Исчисление социального налога за месяц производить исходя из фактически работающего или числящегося работника за отчетный месяц на установленный норматив социального налога.

Учитывая, что значительная масса работающих в республике сегодня получают з/плату до 10 тыс.тенге, предлагаем установить размер ставки взимания подоходного налога в размере 5 процентов для этой категории работающих (например, в сфере сельского хозяйства) и 13 процентов – для получающих з/плату свыше 10 тыс. тенге.

Кроме того, создав экономические предпосылки для легализации заработной платы, можно ожидать увеличения поступлений вышеуказанных налогов.

По неофициальным данным сокрытие реального фонда оплаты труда имеет массовый характер, практически в 70 случаях из 100 за исключением организаций, содержащихся за счет государственного бюджета.

Применение предложенной схемы будет шагом вперед в процессе становления здоровых экономических отношений внутри отдельного взятого предприятия и в целом в масштабах экономики страны.

Следующей задачей стоящей перед нами является - легализация имущества. Давайте теперь рассмотрим налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц которое для первых составляет 1 процент, а для вторых – 0,1 процента от стоимости имущества в год. Так, к примеру, частное лицо, выкупившее квартиру на первом этаже для организации своего бизнеса вкладывает инвестиции в экономику города, создает дополнительные рабочие места, платит налоги (налог на землю, НДС, подоходный налог, социальный налог и т.д.) но при этом он, как юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, должен теперь платить налог на имущество в размере 1 процента, хотя ранее как владелец квартиры платил 0,1 процент. Другой пример, если частное лицо, имеющее 1,5 млн.долларов вкладывает эти средства на покупку или строительство жилья для семьи, то он оплачивает 0,1% налога на имущество как физическое лицо. Но если эти средства он вкладывает на открытие своего бизнеса, вполне солидного, и создает дополнительные рабочие места, вкладывая инвестиции в экономику города, платит налоги, развивает производство, то он должен платить налог на имущество в размере 1 процента. Это не справедливо! Данный факт способствует тому, что субъекты малого бизнеса, стремясь уменьшить свои расходы, уходят в тень, то есть показывают своё имущество в качестве физических лиц. В результате занижаются активы компаний, и растёт объём теневого имущества. В городе Алматы в прошлом году было собрано порядка 127 млрд.тенге, а имущественный налог составил с юридических лиц 1,493 млрд.тенге и 0,3 млрд.тенге с физических лиц, т.е. доля собираемого имущественного налога не так значима по сравнению с общим объемом сбора. Но при этом данный налог отрицательно отражается на деятельности легального предпринимателя. Предлагаем уравнять ставки взимания налога на имущество как с юридических так и с физических лиц установив в размере 0,1 процент, в год.

- Необходимо определить преференции для развития производства: если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от налогов, а сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, он уже не имеет развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития).

* Остаются нерешенными проблемы, возникающие при лицензировании деятельности хозяйствующих субъектов. Их определено по Закону 60, а в результате издания различных нормативно-правовых актов их число достигло 1040. Лицензии как правило выдаются Республиканскими органами т.е. в г.Астане. Только 9 видов из 60 выдает уполномоченный орган в г.Алматы. А вся остальная масса предпринимателей вынуждена ехать за лицензией в столицу. Предлагаем создать рабочую группу по разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство по лицензированию. В состав рабочей группы нужно включить представителей общественных объединений предпринимателей занимающихся теми видами деятельности которые подлежат лицензированию.

* Остается проблема дублирования функций смежных государственных органов, что увеличивает прямо пропорционально их количеству и число проверок и получение согласований субъектами малого бизнеса. Это можно проследить, проанализировав деятельность пяти-шести структур связанных с охраной здоровья человека (ГорСЭУ, Ветнадзор, Горэкология, Городская противопожарная служба, ЧС, Ветеринарная и экологическая полиция, Инспекция по труду). Аналогичная картина и в сфере узаконения, переоборудования, строительства, реконструкции объектов. Это ГАСК, Горкомзем, Департамент архитектуры и градостроительства, КГП “Алматыжер”, РГП “Центр по недвижимости”. К этому перечню нужно добавить ЗАО “Алматыградкадастр”, ТОО “ЦентрГеоинформ”, РГП “АлматыгорНПЦзем”. Многие государственные ведомства передали контрольно-надзорные функции РГП, ДГП. Фактически эти структуры подменяют деятельность государственных органов власти и управления, при этом необоснованно получают прибыль из кармана предпринимателя.

Нами совместно с Международной организацией Прагма при участии представителей контрольно-надзорных органов проведен подробный анализ действующей схемы оформления недвижимости предпринимателями. установлено, что весь процесс делится на 28 обязательных этапов, пройдя которые предприниматель в лучшем случае затратит полгода, а в худшем полтора года. Я уже не говорю о материальных затратах, которыми сопровождается этот не легкий путь. Безусловно, такую схему нужно ломать. В настоящее время Департаментом вырабатываются предложения по упрощению этого процесса, которые будут направлены руководству города.

Отрадно отметить, что многие из перечисленных проблем были рассмотрены на недавно состоявшемся совещании у Президента РК и встречи у Премьер-министра РК с предпринимателями и представителями их общественных объединений. Определены следующие задачи, которые необходимо решить в ближайшее время. Это:

  1. Отраслевая поддержка малого предпринимательства;


  2. Улучшение кредитно-финансовой и налоговой политики в сфере предпринимательства;


  3. Снижение налогов, повышение доступа к кредитным ресурсам;


  4. Преодоление административных барьеров препятствующих развитию предпринимательства, упрощение процедурных вопросов, уменьшение количества проверок;


  5. Совершенствование законодательной базы – Административного кодекса, Закона “О лицензировании” и других законов и подзаконных нормативно-правовых актов;


  6. Поддержка общественных организаций предпринимателей;


  7. Создание региональных центров содействия предпринимателям для подготовки и повышения квалификации кадров, оказания маркетинговых услуг и ведения централизованной бухгалтерии.

Хочу надеяться, что все указания Главы Государства при нашем с Вами участии и поддержке будут выполнены.


Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости