I. Основные принципы организации государственного контроля в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности
II. Обоснование основных принципов
III. Порядок разработки проектов технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований
IV. Функции Госстандарта России
I. Основные принципы организации государственного контроля в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности
Органы государственного контроля в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности осуществляют надзор за соблюдением всеми организациями, не зависимо от их ведомостной подчиненности и форм собственности, а также гражданами:
- технических регламентов, устанавливающих обязательные для применения и соблюдения заинтересованными сторонами характеристики товаров или процессов (методов) их производства;
- государственных стандартов на продукцию (работы, услуги) приобретаемые в рамках государственного заказа;
- санитарных норм и правил;
- строительных норм и правил;
- экологических нормативов;
- требований к охране и использованию земель;
- правил торговли;
- требований к охране труда.
Выполнение контрольных функций государством в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности должно основываться на соблюдении следующих основных принципов:
- утверждение технических регламентов, обязательных для исполнения норм, правил и требований, соблюдение которых контролируют органы государственного контроля, осуществляется путем принятия федеральных законов, а в случаях, прямо указанных в федеральных законах – Постановлениями Правительства Российской Федерации;
- утверждение государственных стандартов продукции (работ, услуг), приобретаемых в рамках государственного заказа, производится Правительством Российской Федерации;
- проекты всех технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований должны проходить до официального утверждения процедуру публичного обсуждения, а в случаях прямо установленных нормативными правовыми актами (за исключением ведомственных) - независимую экспертизу;
- технические регламенты, государственные стандарты, обязательные для исполнения нормы, правила и требования должны быть максимально формализованы, должна быть исключена возможность их двойного и расширенного толкования, изменения по решению или по согласованию с органом государственного контроля, министерствами или ведомствами;
- функции и исчерпывающий перечень полномочий органов государственного контроля устанавливается исключительно федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в рамках их полномочий; не допускается расширенное толкование органами государственного контроля полномочий по осуществлению контрольных функций в собственных нормативных документах (инструкциях, приказах и распоряжениях);
- органы государственного контроля принимают участие в обсуждении проектов, но не разрабатывают и не утверждают стандарты, правила, нормы и требования, соблюдение которых они должны контролировать;
- финансирование деятельности органов государственного контроля осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета;
- финансирование установленных законодательством экспертизы и испытаний осуществляется субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности за счет собственных средств, возникшие издержки относятся на себестоимость работ (услуг);
- не допускается благотворительная и спонсорская поддержка деятельности органов государственного контроля;
- не допускается направление штрафов, взимаемых органами государственного контроля, на цели их финансирования;
- не допускается выполнение органами государственного контроля работ и оказание услуг на платной основе субъектам хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- контрольные мероприятия должны осуществляться путем формализованной проверки соответствия деятельности предприятий, организаций и учреждений, а также производимой ими продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) утвержденным техническим регламентам, государственным стандартам, а также обязательным для исполнения нормам, требованиям и правилам;
- не допускается дублирование контрольных функций различными органами государственного контроля (проведение проверок одного и того же объекта контроля на соответствие одним и тем же требованиям); при этом возможно согласованное распределение полномочий по контролю между различными органами государственного контроля;
- не допускается наложение более чем одного штрафа по одному и тому же основанию, выявленному разными органами государственного контроля в течении периода, установленного для устранения выявленных нарушений, с момента вынесения решения о взыскании штрафа;
II. Обоснование основных принципов
Основаниями для установления таких принципов служат следующие соображения:
1. Совмещение в одном государственном органе нормоустанавливающих и контрольных функций негативно влияет не только на деятельность субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, но и на качество принимаемых технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований, а также на качество государственного контроля за их исполнением, поскольку:
- в том случае, если один и тот же государственный орган разрабатывает и утверждает технические регламенты, государственные стандарты, обязательные для исполнения нормы, правила и требования исчезает контроль качества, что негативно влияет на разрабатываемые материалы;
- совмещение процессов подготовки, принятия решений и контроля за их исполнением в одном ведомстве приводит к преобладанию узковедомственных подходов, не учитывающих последствия в целом от принятия таких решений;
- органы государственного контроля не заинтересованы в изменении требований, так как с изменением технологий у органов государственного контроля появляется возможность наложения дополнительных штрафов на субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности в результате несоответствия раннее установленным требованиям;
- в зависимости от узковедомственных интересов, существующие технические регламенты, государственные стандарты, обязательные для исполнения нормы, правила и требования могут быть пересмотрены независимо от целесообразности этого действия;
- отступления от технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований могут согласовываться вопреки интересам государства, а также субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- создаются предпосылки для принятия государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований, исходя не из соображений целесообразности, а из удобства осуществления контрольных функций, что ведет к неоправданному увеличению издержек и излишней бюрократизации экономики.
2. Нечеткость описания контрольных функций и полномочий по их осуществлению в законах, указах Президента и постановлениях Правительства привели к тому, что сегодня органы государственного контроля принимают внутренние документы, которыми устанавливают себе чрезвычайно широкие и необоснованные полномочия. Кроме этого, многие органы государственного контроля фактически дублируют функции друг друга.
3. Неформализованность критериев контроля приводит к тому, что каждый проверяющий трактует их по своему, что ставит под сомнение возможность существования в этих условиях самого понятия “государственный контроль”.
4. Система, позволяющая органам государственного контроля осуществлять хозрасчетную деятельность, оказывать на возмездной основе услуги (выполнять работы) организациям, которые являются объектами контроля, использовать штрафы, взимаемые с субъектов хозяйственной деятельности и предпринимательства для финансирования своей деятельности, а также получать благотворительную и спонсорскую помощь от организаций, деятельность которых контролируется, стимулируют, как показывает практика, органы государственного контроля на использование “неформальных” элементов взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности.
III. Порядок разработки проектов технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований
Практическая реализация изложенных выше принципов может быть осуществлена следующим образом:
- Органы Госстандарта России с участием профильных технических комитетов с привлечением научных организаций, объединений промышленников и предпринимателей, обществ защиты потребителей и других заинтересованных структур и лиц разрабатывают проекты технических регламентов, государственных стандартов, а также обязательных для исполнения норм, правил и требований.
- Органы Госстандарта России организуют публичное обсуждение проектов технических регламентов, государственных стандартов, а также обязательных для исполнения норм, правил и требований для выявления и учета замечаний. Для этой цели информация о проектах размещается на сайте Госстандарта России в сети интернет и публикуется в общероссийских средствах массовой информации.
- Профильные министерства и ведомства в участвуют в обсуждении разработанных проектов технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований. В том случае, если в процессе обсуждения возникают замечания, с которыми Госстандарт России не согласен, то составляется протокол разногласий.
- Госстандарт России направляет проекты технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований с приложением, в случае необходимости, протокола разногласий, в Правительство Российской Федерации. При этом:
- если разработаны технические регламенты, а также обязательные для исполнения нормы, правила и требования, то материалы представляются в виде проектов федеральных законов или дополнений и изменений в действующие федеральные законы, а в случаях прямо предусмотренных в федеральных законах - в виде проектов постановлений Правительства Российской Федерации;
- если разработаны государственные стандарты для продукции (работ, услуг), приобретаемых в рамках государственного заказа – то материалы представляются в виде проектов Постановлений Правительства Российской Федерации;
В том случае, если инициатором разработки обязательных для исполнения норм, правил и требований выступают иные лица, обладающие правом законодательной инициативы в виде проектов федеральных законов - Правительство Российской Федерации, получив для согласования проекты соответствующих федеральных законов, поручает Госстандарту России организацию их публичного обсуждения и проведения экспертизы. Экспертиза проводится на предмет обоснованности введения, отсутствия дублирования с другими существующими обязательными для исполнения нормами, правилами и требованиями. Заключения Правительства Российской Федерации в этом случае готовятся на основе отчета Госстандарта России о результатах экспертизы и публичного обсуждения.
IV. Функции Госстандарта России
Госстандарт России:
- организует разработку, публичное обсуждение, а в том случае, если документы поступили в Правительства из Федерального Собрания, экспертизу проектов технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований.
- осуществляет хранение, учет технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований;
- обеспечивает публичную доступность технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований:
- в режиме свободного доступа – путем размещения этой информации на своем сайте в сети интернет;
- передачи на безвозмездной основе утвержденных документов общероссийским средствам массовой информации;
- распространения утвержденных документов в печатном виде на возмездной основе (стоимость комплектов документов определяется в соответствии с тарифами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации).
- Госстандарт России не имеет права контролировать соблюдение технических регламентов, государственных стандартов, обязательных для исполнения норм, правил и требований участниками хозяйственной и предпринимательской деятельности.