Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ежегодное послание Главы администрации Тамбовской области Бетина Олега Ивановича к Тамбовской областной думе: 2010 год

Уважаемые депутаты областной Думы, участники заседания!
Уважаемые жители области!

За минувший год всем нам пришлось пройти через серьёзные испытания, выдержать жёсткую проверку на прочность.

Год назад, как вы помните, ситуация была напряжённой, нервной. Кризис только набирал обороты. В экономике возникло много так называемых факторов неопределённости, казалось бы непреодолимых сложностей. Хватало с избытком и самых мрачных прогнозов.

Для выхода из сложившейся обстановки был создан антикризисный штаб, принята программа неотложных мер. Работа велась в режиме ежедневного мониторинга и принятия решений.

Уже к середине года всё это вместе взятое дало определённые результаты. В августе были рассмотрены и откорректированы подходы к вновь образующимся проблемам на общеобластном совете.

Недавно, в декабре, мы подвели итоги за десятилетний период нашей совместной деятельности. (Эти материалы у участников заседания имеются).

Накопленный запас прочности позволил нашей области даже в кризисный год не останавливаться в своём развитии. В строй действующих введено много новых производственных и социальных объектов, даже больше, чем в предшествующие благоприятные годы.

Да, проблем ещё много. Но сегодня с уверенностью можем сказать: взятые нами ранее обязательства, мы выполнили.

В сложившейся обстановке надо было сохранить управляемость экономикой, ведь даже некоторые руководители производств потеряли в то время уверенность. Защитить тех, кто лишился работы или оказался под угрозой увольнения.

Для этого были приняты меры по поддержке реального сектора экономики за счёт наращивания спроса со стороны государства по линии Минобороны, ОАО «РЖД», ОАО «Газпрома», Минрегионразвития, Минсельхоза, Минтранса, государственных фондов: реформирования ЖКХ, пенсионного, медицинского и социального страхования. А самое главное, мы сделали экономику области более открытой и привлекательной для внешних капиталов.

По линии службы занятости с учётом софинансирования из областного бюджета региональная программа содействия занятости населения корректировалась трижды в сторону увеличения финансирования. В результате дополнительных мер средства, направленные на развитие рынка труда, за счёт этих источников выросли вдвое и составили 982 млн. рублей. Все желающие, а это более 44 тысяч человек, смогли воспользоваться программой содействия занятости.

Конечно, временные рабочие места и общественные работы большихдоходов не дают. Цель в данном случае на первое время была более скромная – поддержать человека, который оказался в трудной жизненной ситуации. И уже во втором полугодии было организовано опережающее обучение более полутора тысяч человек новым специальностям, и столько же получили финансовую поддержку по программе самозанятости. Ранее эти подходы не применялись.

В самых критических случаях были приняты решения по прямому вхождению администрации области в собственность и капиталы предприятий. Это было сделано в отношении Новотомниковского конезавода, ситуация по которому широко освещалась в прессе, Моршанской мануфактуре, Котовскому лакокрасочному заводу. Производственная деятельность этих предприятий в то время была остановлена, выросли долги, в том числе и по зарплате. Сегодня они функционируют в текущем режиме, зарплата выплачивается. К первым двум предприятиям проявлен интерес со стороны Минобороны России. По Котовскому лакокрасочному заводу проводятся переговоры с крупным зарубежным инвестором.

Другим подходом, особенно с учётом ограниченных бюджетных возможностей, было вхождение завода «Электроприбор» в госкорпорацию «Ростехнология», завода «Тамбоваппарат» - в корпорацию «Созвездие».Совместно с этой корпорацией удалось предотвратить банкротство НИИ «ЭФИР», предварительно проведя там кадровые замены в руководстве.Впереди, видимо, будут непростые проблемы, связанные со сменой акционеров на мичуринском заводе «Прогресс» и в некоторых других. Так что эти процессы не исключены и в текущем году.

Приняты меры оздоровления и запуска в работу производств на «Моршанскхиммаше» и «Милореме». Но в целом ситуация там пока очень сложная. При поддержке областной Думы последнему были даны гарантии по кредитам. Такие же меры применялись в отношении Рассказовского кожевенного предприятия, отдельных строительных и сельскохозяйственных организаций.

Была оказана поддержка в реализации ряда инвестиционных проектов путём предоставления налоговых льгот. Их получили также предприятия малого и среднего бизнеса, создающие или сохраняющие рабочие места.

Количество малых предприятий увеличилось в области на 3,4 процента, вырос их оборот. Инвестиционных кредитов по сравнению с предшествующим годом ими получено в 3,6 раза больше -2,2 млрд. рублей. Это позволило большинству предприятий не просто выжить в трудных условиях, а сделать шаги в своём развитии. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства включил нашу область в первую десятку регионов с динамичным развитием малого бизнеса.

Доля работников, задействованных на малых и средних предприятиях, достигла 18,5 процента.В налоговой службе вновь зарегистрировано 1800 индивидуальных предпринимателей.

В результате всех этих мер во втором полугодии 2009 года количество вакансий в сфере экономики превысило число зарегистрированных безработных. Уровень безработицы к концу года снизился до 1,7 процента от численности экономически активного населения, в то время как в 2008 году его величина составляла 1,9 процента.

В целом же по России уровень безработицы существенно вырос. Положительные тенденции и результаты, полученные в нашей области, отмечены в аналитических обзорах Минэкономразвития РФ и итоговых документах Федеральной службы занятости.

Эта работа не дала бы такого результата без включения в неё финансовых механизмов и прежде всего активизации банковского кредитования реального сектора экономики.

Как многие помнят, при нарастании кризисных процессов вклады в банках резко сократились, и банки практически перестали выдавать кредиты. В одностороннем порядке стали вводиться дополнительные условия, выросла процентная ставка.

Благодаря мерам, принятым Президентом и Правительством РФ, а также активным совместным действиям на региональном уровне объёмы кредитования в целом по области близки к восстановлению. Кредитный портфель обрабатывающих производств к концу года увеличился по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза, в том числе перерабатывающих – в 2,1 раза, а предприятий по производству машин и оборудования – в 2,5 раза.

В 1,5 раза возросло кредитование под гарантию областного бюджета для оказания действенной поддержки ряду предприятий, попавших в трудное положение, а также строительному комплексу на реализацию целевых программ, определяющих развитие области.

В то же время пока не восстановлены объёмы ипотечного и потребительского кредитования физических лиц.

Средняя зарплата по области выросла и к концу года составила 11,6 тысяч рублей. В результате чего реальная зарплата, несмотря на все перипетии, не снизилась.

Хотелось бы выразить слова признательности всем, кто ликвидировал долги по зарплате. Разбухшая было задолженность в результате совместных действий в конце годасведена к минимуму. По официальной отчётности на 1 января 2010 года она осталась лишь на одном предприятии.

В потребительской сфере сохранились объёмы платных услуг, розничной торговли продовольственными товарами. В то же время население стало меньше делать дорогих покупок и приобретать товаров длительного спроса. Но при этом небывало по сравнению с предыдущими годами увеличились вклады физических лиц на счетах в банках. Их прирост за год составил более 26 процентов. В целом же товарооборот сократился на 6 процентов. По России сокращение составило 5,5 процента.

В условиях кризиса усилились колебания цен на продукцию и услуги как на розничном так и оптовом рынках. Эта тема не сходила со страниц прессы, являясь предметом специального рассмотрения.

Особо много суждений было в отношении отпускных цен на энергоносители и лекарственные препараты. Остановлюсь на этом более подробно, с учётом региональных полномочий.

На поставляемые в область газ и электричество оптовые цены устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Их удельный вес в конечной цене составляет от 60 до 80 процентов. К полномочиям же субъекта Федерации относится регулирование тарифов на транспортировку и сбыт этих энергоносителей. В результате принятых жёстких мер тариф на эту составляющую, которая относится к полномочиям субъекта Федерации, снижен на 10 процентов. Тарифы на электроэнергию для населения в нашей области до сих пор остаются одними из самых низких в Центральном Федеральном округе.

В то же время, электроэнергия для промышленных потребителей, в соответствии с федеральным законодательством, в 2009 году поставлялась наполовину от потребности по свободным, нерегулируемым ценам. В 2010 году доля регулируемых цен для них сократится ещё - до 20-15 процентов. Это коснётся всех потребителей, включая и бюджетные организации, кроме населения. А с 2011 года тарифы для всех потребителей (кроме населения) полностью будут формироваться по рыночным механизмам без участия государства.

 

Следует отметить, что цены на нефтепродукты уже давно формируются по свободным ценам. В прошлом году наблюдалась их стабилизация и даже сезонное снижение. Это, видимо, связано для нашей области с фиксацией Правительством РФ верхних ценовых пределов для сельхозпредприятий и активной позицией, которую занимала в прошлом году антимонопольная служба. Ею неоднократно подавались иски и выигрывались судебные процессы по фактам необоснованного завышения цен.

Дополнительной мерой по оптимизации цен может стать договорённость с руководством компании «Лукойл» по её вхождению в Тамбовскую область в объёмах не менее 10-15 процентов от рынка нефтепродуктов. Учитывая, что «Лукойл» реализует нефтепродукты только собственного производства и гарантированного качества, это должно усилить конкуренцию и снизить возможность ценового сговора местных компаний.

Не меньшая острота возникла и на лекарственном рынке. Конъюнктурное повышение цен на необходимые препараты в период эпидемии гриппа в октябре-ноябре прошлого года достигало двухкратного значения. Эта ситуация, а также нехватка в продаже нужных лекарственных средств, естественно, вызывали недовольство населения.

В результате проведённых массовых совместных проверок органами прокуратуры, Росздравнадзора, комитета по государственному регулированию тарифов области и общественностью острота проблемы была снята. После чего, по данным мониторинга Росздравнадзора, в нашей и ещё нескольких областях в аптечной сети сложились самые низкие цены на лекарства. Но эта ситуация, надо признать, была далека от устойчивости.

По обращениям субъектов федерации, в том числе и нашим, Правительством РФ введено государственное регулирование цен на 500 жизненно важных и необходимых лекарственных средств. Что должно обеспечить их ценовую предсказуемость. Наша задача – до 1 марта текущего года организовать непременное исполнение этого решения во всех аптеках области.

В целом же регулирование цен на розничном рынке, а также отношения между товаропроизводителями и торговлей с нынешнего года будут строиться в соответствии с принятым законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Он позволяет субъектам федерации вводить государственные регуляторы на социально значимые продовольственные товары на срок до 90 дней. Но только при условии повышения цен в течение месяца более чем на 30 процентов.

Эти меры дают нам дополнительные полномочия по стабилизации потребительского рынка и, соответственно, налагают дополнительную ответственность.

Процедуры поддержки и оздоровления экономики показали их востребованность. Ни одно из крупных и значимых для области предприятий не обанкротилось. Падение промышленного производства на 23 процента удалось преодолеть. Многие ведущие отрасли превысили объёмы 2008 года, и в целом по области индекс промышленного производства составил более 100 процентов. Это второй результат по регионам ЦФО после Белгородской области.

 

По оценке Министерства регионального развития РФ, на протяжении всего прошлого года Тамбовщина неоднократно отмечалась в числе регионов, где наиболее успешно реализуются антикризисные меры и обеспечивается социально-экономическая стабильность.

Были в целом сохранены достигнутые в 2008 году объёмы производства в агропромышленном комплексе. Погодные условия, да и закупочные цены складывались для сельхозпроизводителей не самым лучшим образом. Особенно для производителей зерна и молока.

И тем не менее в аграрном комплексе индекс произведённой продукции составил 100,2 процента. Стоимостьваловой сельхозпродукции превысила 35 млрд. рублей. Тамбовская область в числе немногих в Российской Федерации увеличила производство подсолнечника, вдвое возросла его переработка на масло. Получено больше белого сахара за счёт рекордного за всю историю свеклосеяния выхода при переработке свёклы – 16,85 процента. Наибольшее значение выхода достигнуто на Кирсановском сахарном заводе «Кристалл» -18,3 процента и Знаменском– 17,55 процента.

За год в области в севооборот введено 50 тысяч гектаров неиспользуемых ранее земель. В результате удельный вес обрабатываемой пашни вырос до 90 процентов.

Значительную прибавку в общий результат дали начавшие свою производственную деятельность свиноводческие комплексы. Это напрямую отразилось на росте производства мяса (103,6 процента к уровню предшествующего года). Замечу, что бюджеты районов, где они расположены, увеличились за счет налоговых поступлений на четверть и более. В этом заключается важный социальный смысл разворачивающегося строительства таких объектов.

Перелома в производстве молока пока добиться не удалось. Кроме проектов крупных молочных комплексов в прошлом году начато другое социально важное направление развития - создание сети семейных (малых) ферм. Мы вошли в число пяти регионов России, где при поддержке Минсельхоза РФ будет осуществляться этот проект. В прошлом году построено шесть таких ферм, по другим ведутся работы. В селе Стрельцы на днях вступит в строй новыймолокозавод.

Этим и другими объектами закладывается фундамент технологически новой, более совершенной перерабатывающей промышленности.

Так, летом прошлого года состоялся ввод крупнейшего в Центральной России спиртового предприятия. Его потребность в зернеболее 100 тыс. тонн в год. В будущем доходы бюджета области с этого предприятия только за счёт акцизов на алкоголь составят 870 миллионов рублей в год. В прошлом году их уже получено около 600 миллионов.

Были запущены также Сабуровскоемукомольное производство с полным циклом переработки зерна, завод по переработке и заморозке плодоовощной продукции «Айстек».

Строятся и другие объекты в соответствии с принятой в области программой развития АПК. По совокупности в уже введенные и строящиеся объекты мы смогли привлечь на один рубль бюджетных средств 12 рублей частных инвестиций (в среднем по России этот показатель втрое ниже).

В целом рост инвестиций в реальный сектор экономикиобласти оценивается на уровне 103,3 процента к предшествующему году. Общий их объем составил 47 млрд.рублей. Это в 1,6 раза больше консолидированного бюджета области. Для сравнения в РФ инвестиции за прошлый год сократились на 17 процентов.

Капиталовложения в новые производства во многом удержали нашу экономику в равновесии и не позволили разбалансировать рынок труда, обеспечили устойчивость исполнения бюджета. В результате Тамбовская область, никогда не входившая в число лидеров по привлечению инвестиций, согласно рейтингу авторитетного агентства «Эксперт РА», за три годаподнялась сразу на 50 пунктов и вошла в десятку лучших регионов, заняв восьмое место в России.

Неплохие результаты получены также в такой чувствительной к инвестициям сфере как экология. Эксперты Независимого экологического агентства «НЭРА» считают проводимые ими исследования одним из эффективных способов оценки конкурентоспособности и привлекательности регионов. По сумме мест, занятых в рейтингах 76 субъектов РФ, наша область заняла в минувшем году шестую строчку в списке лидеров.

Инвестиционный климат и принятые меры поддержки инвесторов позволили нам отстоять в конкурентнойборьбе с другими регионами свое право разместить в Тамбове производство тракторов «Террион», Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича. И если трактора начали выпускать еще год назад, то создание нового производства на площадке Тамбовского завода «Вагонреммаш» начнется в текущем году.

Большая часть инвестиций сегодня направляется в жилищное и социальное строительство. В 2009 году введено 564,8 тысячи квадратных метров жилья – несколько больше предшествующего года (100,8 %). Сданы в эксплуатацию новые объекты здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, сферы торговли и услуг.

Самый большой объем сдачи нового жилья пришелся на областной центр. По его вводу на душу населения Тамбов вышел на уровень стандартов развитых стран – это порядка одного квадратного метра.

Для того, чтобы это всё выполнить, на строительство жилья были направлены все отмобилизованные бюджетные средства (диаграмма бюджетных расходов в 2009 году в сравнении с предшествующими годами представлена на рисунке), а также взятые под гарантию администрации области более 600 млн. рублей кредита Сбербанка.

Для управления этими средствами Областное агентство по ипотечному кредитованию, учредителем которого является администрация области,было наделено функциями государственного заказчика.

Другим направлением его деятельности совместно со Сберегательным банком явилось ипотечное кредитование и привлечение средств дольщиков строящегося жилья. В результате удалось частично стабилизировать обстановку в этой сфере.

Количество выданных в прошлом году ипотечных кредитов тем не менее сократилось вдвое. Для сравнения: сокращение по России было пятикратным.

Из построенного для реализации более 2,5 тысячи квартир около полутора тысяч задействовано на выполнение областной Программы обеспечения жильём отдельных категорий граждан, а одна тысяча – поступила для продажи всем желающим.

В течение последних двух лет наша область участвует в реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства при финансовом содействии соответствующего Федерального фонда. За этот период капитально отремонтировано 1700 многоквартирных домов суммарной площадью 3,6 млн. кв. метров, в которых проживают без малого 180 тысяч тамбовчан. Не помешал этому и наступивший кризис.Тысячи работников нашли применение своим силам в этой социально важной сфере.

Объём субсидий, выделенных Фондом на четыре года, составил 2 млрд. 166 млн. рублей. За два года обеспечено полное их освоение.

Следует также отметить возросшие в прошлом году качество ремонтных работ и контроль за ним со стороны самих жильцов, которые стали охотнее объединяться в товарищества собственников жилья и проявлять себя как настоящие хозяева своих домов. Это обнадёживающий знак поддержки проводимых преобразований.

Интегральным показателем эффективности принимаемых мер является бюджет области. В настоящее время он стал главным инструментом развития экономики.

Как вы помните, по рекомендациям Минфина РФ и собственным прогнозам в связи с кризисом вначале прошлого года мы приняли решение о сокращении бюджетных расходов. У нас оставался лишь один выход для улучшения положения – участие в федеральных целевых программах по принципу софинансирования. Подготовленные нами заявки прошли жёсткий конкурсный отбор в соответствующих министерствах и ведомствах. Большинство из них было принято. Насофинансирование реализации программ, а это является обязательным условием, потребовались дополнительные средства из областного бюджета.

При поддержке депутатов мы пошли на активное банковское кредитование. В результате «второе дыхание» получили строительство социальных объектов и инвестиционный процесс.

За счет программных мер доходы консолидированного бюджета выросли на 5,7 млрд.рублей и составили 30,8 млрд.рублей вместо 25,1 млрд.рублей, как это было в 2008 году. Их прирост оказался не хуже, чем в лучшие докризисныегоды, - 22,6 процента. В том числе по собственным доходам прирост составил 9,5 процента, или 1,35 млрд.рублей.

Это позволило выполнить все социальные обязательства, обеспечитьфинансирование программ развития и снизить бюджетную задолженность предшествующих лет. Впервые в прошлом году стало возможным проводить активную бюджетную поддержку предприятий промышленности, строительства,других сфер экономики за счет прямого участияв этомбюджета.

Уважаемые коллеги!

Сейчас ещё рано давать исчерпывающую оценку эффективности принятых антикризисных мер. Но, несмотря на всю тяжесть текущих проблем, прошедший год не был потерян и для перспектив развития области.

Хотелось бы поблагодарить вас за совместную работу и за то, что мы действовали как сплочённая команда, объединённая общей целью.

А что же нас ждёт впереди? Сегодня большинство экспертных оценок экономической ситуации сводится к тому, что активная часть кризиса прошла. По предварительным прогнозам, в 2010 году в стране ожидается увеличение ВВП примерно на 3 процента. Вместе с тем сохраняются и риски.

Последствия кризиса будут сказываться ещё минимум в течение одного-двух лет. Подъём экономики начнётся прежде всего в конкурентоспособных отраслях, на предприятиях, продукция которых окажется востребована на внутреннем рынке, а также там, где будет эффективное стимулирование со стороны государства.

По всем другим направлениям продолжится, хотя и низкий, рост безработицы. Не исключены банкротства. Прежде всего, это может коснуться предприятий машиностроения, химии и некоторых других - в случае отсутствия спроса потребителей на их продукцию. Но какой-то сверхбезработицы, как это было в прошлом году, уже не будет. Это подтверждается и заявками предприятий.

Администрацией области подписано соглашение с Федеральной службой занятости о совместной реализации в области в текущем году Программы содействия занятости населения, а также Дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда. Общий объём их финансирования составит около 1 млрд. рублей. Это позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы в среднем по году не более 2 процентов.

Организация оплачиваемых общественных работ в этом году приобретёт строго целевой характер. Планируется снижение неполной занятости предприятий. Будет расширено привлечение безработных по программам самозанятости (не менее 3 тысяч человек вместо 1,5 тысяч в 2009 году). Это позволит создать порядка 3200 рабочих мест в сфере малого бизнеса, а также заключить договора на опережающую подготовку восьмисот человек по 67 наиболее востребованным специальностям.

Дополнительные рабочие места будут созданы на новых стройках и вводных объектах. Средства необходимо направить прежде всего на те объекты, где будет обеспечена эффективность их вложения.

С учётом изменившихся условий на рынке труда станет принципиально иным и подход к поддержке предприятий. Поддержка слабых и неэффективных для того, чтобы сохранить во что бы то ни стало рабочие места, будет переходить в систему мер по стимулированию наиболее успешных предприятий, которые дают наибольший экономический и социальный эффект. Причём выбор отраслей и предприятий будет строго ограничен стратегическими интересами развития области.

Такой отраслью для нашей области, в соответствии с приоритетами стратегического развития, является аграрно-промышленный комплекс. Обоснование этому было дано в прошлом моём Сообщении. Сегодня же остановлюсь на задачах текущего года и перспективах его развития в ближайшие годы.

В соответствии с подготовленной Доктриной продовольственной безопасности страны в течение пяти лет Россия перейдет, в основном, на продукцию отечественного производства. Для достижения этой цели и более эффективного развития отрасли Министерством сельского хозяйства РФ согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов продукции, определена их роль в агропродовольственном рынке страны. Соглашение по нашей области на этот счёт недавно было подписано с Минсельхозом Российской Федерации.

При этом отношения с территориями теперь формируются на иных условиях, чем раньше. Регионы и сельхозпроизводители теперь сами должны владеть рыночной ситуацией и производить ту продукцию, в тех объемах, по тем ценам и того качества, которые востребованы.

Министерством создан общероссийский Реестр сельхозпроизводителей, вводится сквозной контроль эффективности использования средств государственной поддержки по каждому производителю и региону в целом. Напомню, что в 2009 году в АПК области было направлено 2,3 млрд. рублей государственных средств, из них 1,3 млрд.рублей - из федерального бюджета. С этого года уровень федеральной поддержки будет зависеть от роста показателей и выполнения Госпрограммы каждым регионом. По уже заключенным соглашениям в текущем году сельхозпроизводители нашей области смогут получить более 1,4 млрд. рублей на поддержку производства за счёт федерального и областного бюджетов. Дополнительно на социальное развитие села – 400 млн. рублей. Продолжится работа по субсидированию строительства новых объектов и закупаемых минеральных удобрений.

Исходя из Государственной программы, в текущем году в нашей области должно быть произведено не менее 2700 тыс. тонн зерна, увеличено производство мяса, сахарной свеклы, плодов. Задания представлены в таблице.

Для этого посеяно 470 тысяч гектаров озимых. В случае пересева создан необходимый запас семян, будут увеличены площади под кукурузу на зерно и сахарную свеклу. Возрастут к прошлому году объемы внесенных удобрений, имеется переходящий запас горюче -смазочных материалов и необходимая техника. Банки готовы кредитовать АПК области по согласованным суммам необходимых средств.

Дополнительно в севооборот в нынешнем году планируется ввести не менее 70 тысяч гектаров неиспользуемых сельхозземель.

Мировая практика показывает, что формирование высокоэффективного агропромышленного комплекса предусматривает сбалансированное развитие всех его сфер: производства средств производства, самого сельского хозяйства, хранения и переработки, транспортировки и продажи товарной продукции. При этом доминирующее положение в высокоэффективном АПК занимает последняя сфера, производящая более 60 процентов от общей стоимости продукции.

Если область задержится на старте или свернёт с этого пути, то переработка уйдет в другие регионы вместе с тамбовским сельхозсырьем. В этом случае и объемы производства будут «оседать» там - Тамбовщина может окончательно утратить свои конкурентные позиции на российском продовольственном рынке.

Именно поэтому на повестку дня выходит вопрос модернизации структуры АПК области: ускоренного развития животноводства, переработки, хранения и продажи конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это создаст условия для активного включения Тамбовской области в процесс импортозамещения и наполнения растущего рынка продовольствия страны.

Особая острота сегодня ощущается в слабой и во многом устаревшей базе для хранения зерна. При нынешнем объеме его производства дополнительная потребность в хранениисоставляет 2 млн. тонн, из них только в элеваторных емкостях - около 1 млн.тонн.

В настоящее время предложения по строительству шести элеваторов суммарной мощностью 815 тыс. тонн единовременного хранения направлены в Минсельхоз РФ для участия в конкурсе на выделение субсидий. Получено предварительное согласие банков на кредитование. Сметная стоимость их строительства составит не менее 4,5 млрд. рублей. Эти элеваторы должны стать базовыми предприятиями для более глубокой переработки зерна.

Требует оптимизации и структура использования поступающего на хранение зерна. Около 1 млн. тонн его пойдёт на производство спирта, муки, хлебопечение, формирование семенного фонда и некоторые иные потребности. Оставшаяся часть (в прошлом году 1,8 млн. тонн) в виде товарной продукции направляется на продажу за пределы области. При сложившихся рыночных ценах это не дает хорошей доходности.

С другой стороны, использование этого зерна на приготовление комбикормов для последующего производства около 600 тыс. тонн мяса птицы или свинины с его переработкой в продукты питания может дополнительно дать, по нынешним ценам, порядка 100 млрд. рублей. Для сравнения, сегодня валовое производство АПК Тамбовской области, являясь максимальным за всю обозримую история, составляет 35 млрд.рублей.

Поэтому вместе с Программой строительства элеваторов в Минсельхоз РФ также внесены предложения по субсидированию нового строительства одиннадцати животноводческих комплексов по производству 120 тыс. тонн свинины в год и содержанию 12 тысяч голов дойного стада. Общая сметная стоимость проектов - 28 млрд. рублей.

Недостаточны в области и мощности по переработке подсолнечника. В прошлом году они были увеличены вдвое. Переработано 165 тыс. тонн маслосемян. Но это менее половины от всего собранного в прошлом году урожая. Как видите, здесь у нас также есть большие резервы. И хотя, в текущем году будет введён новый маслобойный завод в г. Уварово, этого все равно будет недостаточно. Дополнительно потребуются еще мощностина 200 тыс. тонн переработки подсолнечника в год.

Другой самой доходной культурой в последние годы стала сахарная свекла. Увеличение ее производства также сдерживается из-за отсутствия мощностей по переработке. В настоящее время ведется реконструкция существующих сахарных заводов. Их мощность за последние годы увеличена на 200 тыс. тонн в год. В текущем году они должны будут переработать, исходя из площади посевов, не менее 3 млн.тонн корнеплодов и произвести вместе с переработкой сырца порядка 740 тыс.тонн белого сахара. Это значительно больше объемов прошлого года (2009 г. – 654 тыс. тонн).

В активную фазу вошло строительство Мордовского сахарного завода. На сегодня там освоено более 1 млрд. рублей. Определены объекты пускового комплекса, на которых сосредоточено сегодня особое внимание. Мощности этого завода после ввода в эксплуатацию составят 5 процентов от всего производства сахара в стране.

Готовится площадка для возведения второго подобного завода в Тамбовском районе. Проведены предварительные согласования в Минсельхозе РФ и Россельхозбанке. Работы на площадке могут быть начаты уже в этом году.

Наряду с крупными комплексами будет продолжено создание малых (семейных) молочных ферм. В соответствии с принятой Программой их будет построено не менее 50. Шесть уже построено. В Сампурском районе начато строительство ещё трех ферм из запланированных восьми на 150 голов каждая.

Возможности программы самозанятости населения будут использованы для производства товарного молока в домашних условиях, особенно в удаленных сельских поселениях, где сложно найти соответствующую работу. Для этого возможно будет приобрести до 3 тысяч коров.

И еще один принципиальный момент. Жизнь показала, что применяемая в области практика субсидирования производства товарного молока оказалась неэффективной. За три года на субсидии из областного бюджета было выделено около 300 млн. рублей. Но это никак не повлияло на увеличение поголовья коров. Как в коллективных хозяйствах, так и в частном секторе. Получаемые субсидии перекочёвывают от первичных сельхозпроизводителей переработчикам, занижающих закупочные цены в период большого молока. Выявилась даже закономерность: чем больше направляется средств в качестве государственной поддержки - тем ниже закупочные цены.

Чтобы разорвать этот порочный круг, в этом году намечается за счёт средств, направляемых ранее на субсидии, реконструировать или построить новый молокозавод. Независимо от сезонного фактора, он должен будет закупать молоко по согласованным фиксированным ценам и в необходимых объёмах. Таким образом прямая поддержка производителей будет заменена на косвенную - посредством установления более высоких закупочных цен. Эта практика может быть перенесена и на другие молокозаводы области.

В последующем возможна передача акций этого завода постоянным молокосдатчикам в счет субсидий и формирование из их представителей совета директоров. Администрация области в этом случае оставит за собой блокирующий пакет акций и функции контроля.

Для внедрения научных разработок наших ученых в практику и привлечения для этого возможностей бизнеса, администрациями области и Мичуринска совместно с компанией «Лакор» направлены необходимые документы в Минкомсвязь и Минсельхоз Российской Федерации для участия в конкурсе по созданию технопарка сельскохозяйственного профиля федерального значения. Пройден первый этап рассмотрения - получено положительное заключение экспертной организации.

Этим проектом предусматривается создать на основе новых технологий мичуринских ученых производство мясной, молочной и плодоовощной продукции, а также организовать современное производство упаковочных материалов. Организация агропарков является приоритетным направлением Минсельхоза Российской Федерации на ближайшую перспективу. Они должны включать в себя перерабатывающие, транспортные и логистические мощности.

Если реализуем все намеченное, объем инвестиций в агропромышленный комплекс области в нынешнем году может превысить 18 млрд. рублей, что соответствует параметрам комплексного проекта развития АПК области, одобренного комиссией Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса еще в докризисных условиях.

При этом объемы инвестиций в переработку к уровню 2009 года вырастут в 5,5 раза. Тем самым будет обеспечен прорыв к эффективной экономике не только в агропромышленном комплексе, но и области в целом.

Если говорить о промышленности, то кризис обострил, прежде всего, проблемы отдельных отраслей и производств. И как следствие – проблема градообразующих предприятий, выпускающих, как правило, одну номенклатуру продукции,которая оказалась невостребованной на рынке или цены на которую существенно упали. Мы, по сути, в режиме прямого управления брали на себя ответственность за ситуацию на отдельных предприятиях, исходя из обстановки. В текущем году эта работа будет продолжена с учетом развития кризисных процессов, региональной значимости предприятий и востребованности продукции.

Другим наиболее важным направлением будет модернизация производства, расширение инвестиционной деятельности и инноваций. Прежде всего, это участие в общероссийских программах модернизации предприятий РЖД и федеральных целевых программах по развитию оборонно-промышленного комплекса, национальных систем химической и биологической безопасности, пожарной безопасности в РФ.

В 2010 году продолжится поддержка приоритетных инвестиционных проектов. Налоговые льготы будут предоставлены ООО «Гранит-М» на реализацию проекта по производству листа из полимерных материалов, на технологическое развитиеОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Артемова А.С.» и ЗАО «Агротехмаш-Т» и некоторых других.

Планируется пуск в эксплуатацию нового производства ОАО «Изорок»,расширение мощностей на ТВРЗ, освоение новых технологий и производств на ОАО «Пигмент», «Электроприбор» и других. Общая сумма инвестиций в основные фонды предприятий должна превысить 11,6 млрд. рублей

В проработке находятся проекты создания крупнейших в России и Европе производств сжиженного газа в Староюрьевском и нефтеперегонного завода в Мичуринском районе. Сейчас их подготовка находится в стадии активности и высокой заинтересованности инвесторов.

Будут приняты дополнительные меры по созданию условий для развития производственного малого и среднего предпринимательства, в том числе на инвестиционных площадках «Салют-инвест» в Уварово и«Индустриальный парк» в Тамбове.

Достигнута договоренность с Центром стратегических исследований и Минэкономразвития РФ о создании бизнес-инкубатора дляинновационной деятельности на базе Мичуринского аграрного университета.

Для реализации этих и других проектов, их привязки на местности необходимо завершить разработку документации по территориальному планированию. Схема территориального планирования области, о которой говорилось в прошлом Сообщении, подготовлена, прошла экспертизу и в апреле т.г. будет официально рассмотрена в Министерстве регионального развития. Территориальные схемы планирования городов и районов, а также генпланы городов утверждены или находятся на согласовании. Завершить эту работу необходимо в текущем году.

Хуже дела обстоят по райцентрам: утвержден генплан поселка Сосновка, на рассмотрении находятся генпланы Дмитриевки, Первомайска, Знаменки. Однако 12 райцентров не приступали к этой работе. Поэтому размещение здесь новых объектов, как того требует федеральное законодательство, после 2011 года будет невозможно. Подобная ситуацияеще в более трехстах сельских поселениях области.

Для выполнения этих условий необходимо будет не менее 400 млн. рублей. Частичное софинансирование проектов предусматривается за счет федерального бюджета. Но средств там на эти цели заложено недостаточно и обязательное условие -прохождение отбора. Так чтоэту работу надо разделить на этапы в зависимости от срочности строительства объектов.

Необходимо также упростить все разрешительные процедуры, предшествующие началу строительства и последующего оформления документации. По этим вопросам администрация области и другие регионы не раз обращались в Правительство Российской Федерации. Сейчас готовится более упрощенная схема.

Проведенный анализ существующих административных барьеров по г.Тамбову показал, что при параллельном согласовании разрешительной документации по принципу «одного окна» сроки согласования даже по действующим процедурам могут быть сокращены в два раза. Это нужно будет обязательно выполнить, не откладывая в долгий ящик.

Объемы ввода жилья в текущем году составят 600 тысяч кв. метров. При этом возводимые дома должны быть поэтапно доведены до статуса жилья экономического класса по энергоэффективности и экологичности, начиная со стадии проектирования. Будет меняться и технология строительства – предстоит переход на каркасно-монолитное домостроение, гораздо более экономное по сравнению с традиционными технологиями. Об этом заключено Соглашение с Союзом строителей России.

Для активизации продажи жилья юридическим и физическим лицам и ускорения нового строительства в конце января текущего года администрацией области было заключено соглашение с Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, которому Правительство РФ выделяет 250 млрд. рублей на строительство доступного жилья.

Для нас это Соглашение имеет важное значение не только с целью активизации покупательной способности тамбовчан, но и для кредитования строительства начатых объектов.Этим шагом в области завершается создание механизмагосударственных гарантий для населения и поддержки жилищного строительства.

Отмечу, что в прошлом году все свои финансовые обязательства в отношении обманутых дольщиков «Социальной инициативы» по строительству жилья областная администрация выполнила. Специально созданная для этих целей комиссия в г. Тамбове также завершает свою деятельность. Теперь все участники строительства, если на то будет их желание, могут иметь государственную гарантию при долевом строительстве. Механизм реализации этих требований как для функционирующих, так и строящихся объектов с нынешнего года регламентируется принятым в декабре 2009 года Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

Требования энергоэффективности предусматривает обязательный коммерческий учет энергоресурсов, а также надежность их доставки потребителям.

Однако нынешняя да и прошлая зимы показали крайнюю ненадежность систем энергообеспечения. Даже в областном центре магистральные теплотрассы давно уже эксплуатируются сверх нормативного срока. Требуется почти полная их замена. Поступающих текущих платежей потребителей на это явно не хватит. Не менее острой в ряде населенных пунктов является и проблема холодного водоснабжения.

Поэтому предусматривается переход к долгосрочному регулированию тарифов на срок от трех и более лет с одновременным закреплением обязательств компаний по количеству и надежности предоставленных услуг. При таком подходе у эксплуатирующих организаций создаются серьезные стимулы для сокращения потерь.

Для более эффективного учёта и контроля предполагается создать единую информационную систему по энергоэффективности, которой смогут воспользоваться все жители области.

На основе этих подходов проведены переговоры с руководствомкомпании ТГК-4 о замене магистральной теплотрассы в г.Тамбове по ул.К.Маркса, эксплуатация которой является особо проблемной, реконструкции существующих тепловых пунктов, обновлении подводящих сетей и установке приборов учета. Сейчас идёт проработка финансовых источников и задания по организации работ.

Состоялись также конструктивные переговоры с руководством Межрегиональной сетевой компании,Российских коммунальных сетей, других системных компаний, работающих в области.

В 2010 году объем средств, направляемых в жилищно-коммунальную сферу, к уровню прошлого года должен вырасти почти в два раза и превысить 3,8 млрд. рублей. Из них средства инвесторов увеличатся в шесть раз и составят 1,8 млрд. рублей. В предшествующие годы инвестиций на эти цели выделялось гораздо меньше. Этими решениями открываются принципиально новые возможностивосстановления изношенного сетевого хозяйства. Дополнительно мы рассчитываем на продолжение участия области в программе федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ по ремонту многоквартирных жилых домов. Соответствующие заявки в Фонд на сумму 1 млрд. рублей уже направлены. Предусматривается также софинансирование согласно установленному ранее порядку.

В 2010 году будет сохранен уровень финансирования дорожных работ за счет всех источников финансирования. Для поддержания опорной сети дорог при недостатке средств на ремонт в нынешнем году будет увеличен норматив на их содержание.

Продолжится работа по передаче дороги Тамбов-Моршанск-Шацк в федеральную собственность, привлечению бюджетного кредита, а также возможностей финансирования строительства дорожных покрытий на вводимых объектах за счет средств федерального Инвестиционного фонда.

При выполнении всего намеченного рост инвестиций в основной капиталпрогнозируется в 2010 году порядка 115 процентов к предыдущему году. Их общий объем долженсоставить не менее 55 млрд. рублей. Даже при сложившейся в области пропорции привлечения - 10 рублей инвестиций на 1 рубль бюджетных средств, выполнении обязательств по софинансированию инвестпрограмм мы должны будем направить на эти цели не менее 5-6 млрд. рублей. Это в 2,5 - 3 раза больше, чем сегодня предусмотрено в областном бюджете на эти цели. Поэтому для обеспечения софинансирования проектов необходимо в течение года принять дополнительные меры по увеличению доходов и сокращению расходной части бюджета.То есть основная содержательная работа с бюджетом ещё впереди.

Модернизация экономики требует иного подхода к подготовке и подбору кадров. Образование должно стать сферой инвестирования, а не потребления. Оно должно давать реальную отдачу. На это и нацелен Президентский проект «Наша новая школа». Он предусматривает преодолениеинертности образования, создание современной материальной базы, системы подготовки и аттестации педагогов. Все, что должно формировать кадровый потенциал для перевода общества на инновационный путь развития.

В нашей области участие системы образования в программе модернизацииначалось три года назад. Тогда проект, представленный нашей областью, был одобрен правительственной комиссией и получил право на реализацию.

За это время проделана огромная работа. Все необходимые преобразования в соответствии с программой по форме в основном завершены. Создана новая современная школьная инфраструктура. Количество учащихся, обучающихся в полностью оборудованных и оснащённых классах, достигло в 2009 году свыше 73 процентов. К концу текущего года этот показатель должен подняться до 75 процентов. А три года назад их было всего 3 процента. Теперь предстоит перейти от количественных к качественным результатам.

В ходе этой работы возникалиогромные проблемы. Были люди, которыеимитировали модернизацию, ничего не делая, или уклонялись от трудностей. Но если только сетовать на препятствия и помехи,то лучше вообще заняться чем-нибудь другим.Никогда не бывает таких преобразований, которые бы всем нравились. Тогда это профанация.

Проект Президента РФ основан нановаторских разработках лучших педагогических коллективов, в том числе и Тамбовской области. Хотелось бы высказать всем его участникам слова уважения и благодарности.

Продолжая начатую работу, следует уделить внимание, прежде всего, доступности и качеству общего образования, его интеграции с дополнительным и профессиональным образованием.

В сельских территориях наиболее приемлемы социально-культурные комплексы. Их сегодня функционирует124,а в крупных населенных пунктах – базовые средние школы с пришкольными интернатами.

В городах основу составят школы-ступени, в рамках которых,независимо друг от друга,должны функционировать дошкольное, начальное, основное отделения и старшие классы.

Получат дальнейшее развитие специальные школы для одаренных детей. Сейчас их в области четыре. А такжедистанционное образование, прежде всего для детей с ограниченными возможностями.

Дошкольная подготовка должна стать доступной для всех детей пяти-шести летнего возраста. Для сокращения очередей в детские сады, а сегодня в них стоит по области 3973 человека, наряду с созданием дополнительных мест, новым строительством,все желающие смогут получать денежный эквивалент затрат на содержание ребенка в детском саду. Будетподдержано создание для дошколят Центров развития ребенка. Эта форма уже зарекомендовала себяв ряде областей.

Для гуманизации школьного образования, раскрытия талантов у детей в раннем возрасте, в школах будет систематизировано дополнительное образование, чтобы дети могли быть заняты полный день.

Расширится создание колледж-классов в базовых школах. В них учащиеся 10-11 классов смогут дополнительно к общему среднемуполучать и специальное начальное или среднее образование.

Следует позаботиться о доступности художественного образования для детей в сельской местности. Всего лишь 7 процентов из них имеют такую возможность. Это в среднем. А по удаленным территориям и того меньше. Вместе с тем в области созданы более 130 базовых школ и более 120 социокультурных комплексов, где есть условия для организации занятий музыкой, хореографией, изобразительным искусством.

В этих школах будут открываться филиалы учреждений культуры и секции детских спортивных школ. Такая практика показала положительные результаты. Ее широкоеприменение сдерживается рядом факторов и, прежде всего неприспособленностью некогда лучших зданий старых школ для проведения занятий со старшеклассниками. По большому счету современные помещения начальной, основной и старшей школ должны строитьсяпоспециальным проектам.

Ключевыми элементами модернизации образования является создание действенных стимулов для оценки качества труда и педагога, и ученика, рациональное использование бюджетных средств, развитие школьного самоуправления. По оценке Минрегионразвития РФ, в нашей области в сфере образования нерациональные расходы в 2008 году составляли более 1,3 млрд. рублей, при общем объёме финансирования 6,1 млрд. рублей.

Во всех школах была введена отраслевая система оплаты и стимулирования труда учителя. В прошлом году было принято дополнительное решение о раздельном финансированиизарплат педагогических и хозяйственных работников, что должно сделать оплату труда учителей более существенной, прозрачной и понятной.

В области также в полной мере действует система грантов, премий, дополнительных мер стимулирования. В связи с объявленным «Годом учителя» принято специальное решение о дополнительной поддержке: а) молодых специалистов (2 тыс. руб. в месяц); б)шестисот лучших учителей - по 40 тыс. руб. в год; в) школьных коллективов - от 500 тыс. руб. до 1,5 млн. рублей для поощрения 1100 педагогов по 15 тыс. рублей. Всего же на эти выплаты предусмотрено 60 млн. рублей и их получат 2 тысячи педагогов, или 25 процентов от их общей численности.

Подобные подходы будут реализованы и в образовательных учреждениях культуры и спорта.

С нынешнего года все учебные заведения начального профессионального образования (бывшие ПТУ) переходят в областное подчинение и будут финансироваться за счет средств региона. Для трудоустройства учеников совместно с работодателями и службой занятостисоздан и начал свою работу специальный центр.

Предстоит организовать работу по интеграции вузовской науки с производством, выработке механизма внедрения разработок в практику.

Здоровье детей, прежде всего, связано с их питанием. К концу прошлого года в 40 школах установлено новое кухонное технологическое оборудование. Все пищеблоки и столовые отремонтированы и укомплектованы по индивидуальным проектам. Сегодня этой программой охвачено более 30 процентов школьников. До конца 2010 года их будет уже около 50 процентов.

Приступили к работе на базе колледжей два комбината школьного питания. Кроме практики в обеспечении столовых обедами учащиесяпроходят здесь квалифицированную подготовку. После окончания колледжей выпускники будут рекомендованы для работы в системе школьного питания.

В большинстве школ оборудованыустановки питьевой воды попрограмме «Чистая вода».

Введен мониторинг здоровья учащихся с помощью специальных приборов, изготовленных Тулиновским заводом «ТВЕС». Сегодня они имеются почтиповсеместно. В школах созданы медкабинеты, где эту работу проводят подготовленные специалисты.

И в целом профилактика заболеваний в соответствии с национальным проектом «Здоровье» и формирование здорового образа жизни становятся все более важными направлениями развития здравоохранения области.

В настоящее время для этих целей открыты три Центра здоровья. В 2010 годупредстоиторганизация еще одного - Центра для детей. Эти учреждения призваны работать со здоровыми людьми: оказывать медицинские услуги и, при необходимости, консультировать пациентов о поддержании здоровья.

Кроме того, в текущем году в нашей области по Программе Минздрава РФ будут осуществляться мероприятия, направленные на снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга, инфаркта миокарда.

Такие Центры планируется создать в городах Мичуринске, Моршанске, Уварове и на базе областной больницы. Министерством здравоохранения и социального развития выделены 238 млн. рублей субсидий для закупки специального оборудования. Из областного бюджета предусмотрено софинансирование на проведение строительных и ремонтных работ в соответствии с требованиями проекта. Цель этой работы в том, чтобы создать условия для оперативной доставки больных из любой точки области в такие Центры для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Получит развитие Служба крови. За счет средств федерального бюджета будет приобретено оборудование стоимостью 100 млн. рублей. Оно включает мобильный пункт её заготовки для проведения выездныхдней донора.

Необходимо такжеорганизовать работу по включению нашей области в федеральную онкологическую программу, что позволит привлечь около 450 млн. рублей на создание в областномдиспансере службы лучевой терапии. Для этого будет построен специальный корпус с каньоном.

От указанных недугов в области сегодня страдает около 35% больных. Именно они являются чаще всего причиной высокой смертности.По оценке специалистов, внедрение высоких технологий в диагностике и лечении этих болезней на самых ранних стадиях должно снизить летальность в два раза.

В кризисный период увеличились объёмы социальной поддержки населения за счёт бюджетного финансирования. В соответствии с областным и федеральным законодательством, мерами такой поддержки, а их насчитывается у нас около ста видов, пользуются свыше 400 тысяч тамбовчан, что составляет более трети населения области. На финансирование этих мер направляется три четверти всех расходных обязательств, предусмотренных в областном бюджете на сферу социального развития. Очевидно, что сегодня этооправдано. Поэтому в 2010 году общий объем финансирования этих мер будет ещё больше на 10,4 процента.

Претерпят изменения сами подходы к оказанию социальной поддержки. Усилен ее адресный характер, расширен спектр оказываемой помощи. Она станет более существенной для тех, кто в ней больше всего нуждается.

С 2010 года к полномочияморганов власти субъектов РФ в полном объеме отнесены вопросы обеспечения отдыха и оздоровления детей. Они должны решаться такимобразом, чтобы каждый ребенок, независимо от материального достатка семьи, места ее проживания, получил возможность побывать в оздоровительных лагерях и других профильных учреждениях.

С этого года вводится выплата компенсации части родительской платы на содержание детей в дошкольных образовательных заведениях. С муниципального уровня на областной взята забота овыплате ежемесячного пособия на ребенка, что гарантирует своевременное его получение.

Областной бюджет будет также в полном объеме обеспечивать ежемесячные выплаты ветеранам труда и труженикам тыла, оплату льготного проезда на транспорте, а также предоставление субсидий пооплате за жилье и коммунальные услуги, всем гражданам, относящихся и к областной, и к федеральной категориям льготников. Иными словами, приоритет в социальной защите отдан прежде всего детям, инвалидам и людям пожилого возраста.

В прошлом году мы расширили меры поддержки многодетных семей, проживающих в сельской местности и имеющих пять и более несовершеннолетних детей. Для них определена единовременная выплата на приобретение коров. Эта практика будет продолжена.

За минувшие пять лет за счет средств областного бюджета были обеспечены собственным жильем более 300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако их очередь на квартиры сокращается медленно. Необходимо проработать механизм ускорения ее продвижения и одновременно позаботитьсяи достойном трудоустройстве этих ребят.

Особая забота должна быть проявлена о ветеранах Великой Отечественной войны. И в первую очередь по обеспечению нуждающихся квартирами. В конце прошлого года 141 ветерану были вручены соответствующие документы на передачу квартир в собственность. Другие реализовали свое право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилой площади, в том числе и на вторичном рынке жилья. Сегодня очередивставших на учет до 1 марта 2005 года уже не существует.

В списке ветеранов, включенных в очередь на получение квартир после 1 марта 2005 года, значится 238 человек. Кроме того, таковыми могут быть признаны еще более 100 ветеранов. Часть средств на строительство и приобретение для них жилья имеется. Другую, большую часть, предстоит ещё найти. Однако ни у кого не может быть сомнений - поручение Президента и Правительства РФ об обеспечении всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны квартирами будет выполнено.

В 2010 году предстоит осуществить поэтапный переход наденежную форму предоставления социальной поддержки льготным категориям граждан. С 1 марта многодетные семьи и те, кто выбрал денежное возмещение льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, будут получать его на свои счета в банках или через почтовые отделения в размере, определенном законодательством, с учетом действующих нормативов потребленияиутвержденных тарифов, после оплаты услуг поквитанциям в полном объеме.

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны по-прежнему будут пользоваться правом на бесплатный проезд в общественном транспорте на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах. Ав период с 3 по 12 маяс.г. они смогут бесплатно совершить поездкиавиационным, железнодорожным и водным транспортом по всей территории России.

Сложившееся в области многообразие мер социальнойподдержки населения потребовало выработки единого механизма реализации этих мер и выстраивания единой вертикали в реализации социальной политики. Это призвано создать максимум удобств для жителей области.

В числе первых в стране два года назад мы создали Многофункциональный центр предоставления услуг населению. С начала его работы количество ежедневных обращений выросло в 2,5 раза – от 600 до 1700 к настоящему времени.

Эти цифры говорят об отношении самих тамбовчан к нашей работе по искоренению волокиты, бюрократизма и коррупции. Но это лишь первые шаги к открытости власти. Большие возможности в этой работе открывают достижения в области информационно-коммуникационных технологий.

Как один из пилотных регионов, где апробируются такие технологии, Тамбовщина стала участником реализации федеральной программы «Электронная Россия». Цель состоит в том, чтобы граждане, где бы они ни проживали, могли через Интернет решать свои проблемы, не обращаясь непосредственно в органы власти и другие инстанции.

В соответствии с этой программой, уже сегодня жители нашей области могут получать информацию по 50 видам предоставляемых услуг. Для этого создан и действует Интернет-портал государственных услугТамбовской области, который входит в единую систему госуслуг Российской Федерации. До конца первого полугодия на портале должна быть размещена информация уже по 250 услугам. Далее жители смогут оформлять заявления, корреспондировать их и получать ответы.

Для обеспечения оперативности и чёткости в этой работе предстоит наладить компетентное взаимодействие между органами государственной власти и муниципального управления. Необходимо будет не только ускорить прохождение документации, но и максимально упростить процедуру её оформления, сократив избыточное количество справок, выписок, согласований и т.п.

Параллельно с этой работой следует активно продвигать предоставление услуг населению вглубь территорий. До конца года будет создан филиал МФЦ в городе Мичуринске и тем самым будет заложена основа трёхуровневой системы предоставления услуг по цепочке: область – город (райцентр) – сельское поселение. Этим путём пойдём повсеместно до полного охвата всего населения области.

И еще одна важная тема. Кризис – это не только перелом и переустройство в экономической сфере деятельности. Это и период упорядочения общественной жизни, очищения ее от всего того, что наносит ущерб и мешает развитию.

В прошлом году в области значительно меньше произошло чрезвычайных ситуаций. По отношению к 2008-му количество погибших в них снизилось более чем на 70 процентов. На 22 процента уменьшилось число погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Этому способствовало создание и оснащение специальной службы скорой помощи. А это значит, удалось сохранить десятки человеческих жизней и избежать семейных трагедий.

Сократились людские потери на воде и при возникновении пожаров. Последнему способствовало ужесточение мер ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Общими усилиями мы ликвидировали в области легальный игорный бизнес. В течение года было закрыто 190 таких заведений, изъято более 1300 игровых автоматов. Этот сегмент предпринимательства по-прежнему находится под контролем правоохранительных органов.

В первых числах Нового года Правительством России принята концепция борьбы с алкоголизмом в стране. Суть ее в том, что эта борьба не должна превращаться в рутину, кампанейщину. Результат не будет быстрым, но главное -последовательно идти к намеченной цели. В конце прошлогогода было ограничено время торговли крепкими спиртными напитками. Введеныограничительные меры в отношении пребывания на улицах и в увеселительных заведениях несовершеннолетних подростков в вечернее и ночное время.

Естественно, не все приняли эти меры однозначно положительно. Милицейские же сводки показали, что криминогенная обстановка в области стала спокойнее. Преступность пошла на спад. Число противоправных действий в молодежной среде уменьшилось почти на 19 процентов. Причем сокращение подростковой преступности зафиксировано в 17 городах и районах области.

Согласен, что только административными мерами это зло из жизни не вытеснить. Уже пытались, и не раз. Нужно будет создавать систему воспитания иных, жизнеутверждающих ценностей, особенно среди детей и молодежи.

Для организации этой деятельности в прошлом году был открытМежрегиональный Центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» в селе Тулиновка. С помощью Интернета он объединил все территории не только нашей, но и соседних областей. Считаю, что это может стать базой для большой и комплексной работы по формированию у детей и подростков уважения к историческому наследию страны и родного края, к ценностям православия и культуры.

В Тамбове начала действовать Академия футбола, в которой уже занимаются более тысячи детей. Наряду с другими введенными спортивными объектами и её филиалами, она должна стать одним из центров спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в целом по области.

Вовлечение молодых тамбовчан в спортивную жизнь следует сочетать с активной антиалкогольной пропагандой. Многое в этом деле могут сделать наши средства массовой информации. В текущем году в области должна появиться программа, направленная на профилактику злоупотребления алкогольной продукции. На следующем этапе необходимо будет запустить программу по формированию здорового образа жизни. Федеральные аналоги таких проектов уже готовятся.

Тамбовчане не могли не заметить, как год от года становится разнообразней и насыщенней культурная жизнь области. К имеющему международную известность Рахманиновскому фестивалю теперь добавились новые всероссийские и межрегиональные фестивали и форумы, которые позволяют жителям областизнакомиться с лучшими образцами театрального, музыкального, хорового искусства, хореографии и живописи.

С большим творческим подъемом проходят Дни тамбовской культуры в соседних областях и странах СНГ. Впервые за последние тридцать лет тамбовским артистам рукоплескали лучшие концертные залы столицы.

Большие изменения происходят в библиотечной системе. Преображаются и музеи. На базе областного краеведческого музея состоялось открытие виртуального филиала Русского музея Санкт-Петербурга. Продолжилось восстановление жемчужины нашего края – Мамонтовой пустыни. Отреставрированы и построены заново многие православные храмы.

Продолжая эту работу, надо и дальше развивать и обогащать наше культурное пространство, вовлекая в него больше людей - разных возрастов, рода занятий, способностей и образа жизни. «Побеждает то общество, - говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, которое имеет более высокий творческий, а значит и культурный потенциал». Равенство доступа к культурным ценностям сегодня одна из важнейших задач.

Компьютерное оснащение областной, городских и районных библиотек, создание единого библиотечного портала, все более полное пополнение книжных фондов создают небывалые ранее возможности превращения их в информационные, образовательные и просветительские центры. Библиотека перестала быть просто хранилищем книг. С 30 до 60 тысяч возросло число посещающих сайт областной библиотеки им. Пушкина. Люди потянулись к книге, литературе, и это добрый знак. Необходимо завершить создание электронной библиотеки Тамбовской области. Сделать библиотечную сеть доступной и притягательной для всех ее жителей.

И еще одна важная тема, касающаяся главной памятной даты этого года. С выходом в свет третьего тома сборника архивных документов периода Великой Отечественной войны тамбовчане получат возможность впервые за послевоенную историю узнать всю правду о жизни области за этот период, об огромном реальном вкладе Тамбовщины в Победу. Это уникальный труд. Вслед за ним будут изданы воспоминания участников тех грозных событий. Будетпроведена оцифровка (то есть перевод на электронные носители) Книг Памяти. Весь этот обширный материал должен пройти через общественное осмысление, обсуждения, публичные дискуссии, диспуты. Пусть он послужит не только исторической науке, но прежде всего делу воспитания и формирования у нынешнего и последующих поколений гражданской ответственности за судьбу своей малой родины и великого Отечества.

Год 2009-й стал испытанием для самосознания людей. В обществе сохранялось единство, что и позволило, опираясь на созидательные силы, удержать экономику от падения и направить в русло развития. Месяц назад, встречаясь с журналистами по случаю Дня российской прессы, я обратился к ним с просьбой опубликовать предложения тамбовчан для включения в проблематику настоящего Сообщения. И что порадовало - многие откликнулись. Со страниц газет были высказаны дельные предложения и собственные видения путей развития области. И они, конечно же, были учтены.

Нынешний год для всех нас особенный. Через несколько месяцев будет отмечаться знаменательная дата - 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К этой дате подготовлена областная программа юбилейных мероприятий. Создан Фонд Победы. Тысячи тамбовчан от чистого сердца сделали свои взносы в этот Фонд. Нам предстоит благоустроить памятники и обелиски погибшим защитникам Отечества, привести в порядок воинские захоронения и очень важно привлечь ко всей этой работе молодежь.

Каждодневная забота о ветеранах, их социальном благополучии должна стать главной в деятельности всех органов власти, общественных объединений, всех, кто сегодня окружает наших победителей.

Надо постараться, чтобы их великий подвиг на всю жизнь остался в памяти и сердцах молодого поколения тамбовчан. Наш сыновний долг - защитить завоеванную ими Победу от исторической неправды, распространяемых искажений и глумления. Донести до сознания молодежи, что Победа стала не только гарантом мирной жизни на многие десятилетия, но и служит источником укрепления государственных основ и авторитета России сегодня. Она придает нам силы и уверенность в преодолении нынешних трудностей.

«Этот юбилей, - писал в своей статье «Вперед, Россия» Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, - напоминает нам о том, что народ, победивший жестокого и очень сильного врага в те далекие дни, должен, обязан сегодня победить коррупцию и отсталость. Сделать нашу страну современной и благоустроенной». А также высказывает убеждение, что «интеллект, трезвая самооценка, чувство собственного достоинства и предприимчивость… дают нам шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути».

И действительно, время, которое мы переживаем, по-настоящему новое. И не потому что «все течет и все изменяется». А потому что таких шансов в нашей истории, пожалуй, никогда не было. Это будет первый опыт всесторонней модернизации экономики и общественного устройства, основанный на завоеванном и созданном нашими отцами и дедами наследии и ценностях демократии.

Тамбовщина сегодня должна ощутить себя не только частью большой страны, которую ждут большие перемены, а сообществом людей, способных к этим переменам на своей родной земле. Для этого у нас есть созданный экономический потенциал, Стратегия развития области на десятилетие вперед.

Кризис наглядно всем показал: попытки выжать дополнительные дивиденды из старых мощностей и систем оборачиваются крахом. Победу сегодня следует одерживать прежде всего над устаревшими жизненными принципами и представлениями. Кто не готов изменить их, уже не удержится на плаву.

Вместе с тем нам важна не столько скорость восстановления, сколько его качество. Подъем должен происходить с опорой на новые факторы роста. Стратегическая линия дальнейшего развития области - это системная модернизация, основанная на инновационном подходе.

Работа предстоит большая и напряженная. Нам нужно всерьез мобилизовать себя и объединить тамбовчан на эти важные для области дела.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости