Москва, 2010
Полная версия материала в файле "rar" и на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации
малого и среднего предпринимательства
Кризис, начавшийся в 2008 году в финансовой сфере, существенно повлиял на экономическое развитие во всех странах
Являясь частью экономики страны, малый и средний бизнес оказался также под ударом проблем: усилившийся дефицит финансовых ресурсов, сокращение спроса на продукцию, рост задолженности со стороны покупателей.
При этом по опросам, проводимым ОПОРОЙ РОССИЕЙ и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подавляющее большинство предприниматели стремились сохранить бизнес за счет уменьшения издержек. Лишь 4% из них рассматривали вариант продажи активов, а 12% - сокращения числа работников.
Однако полностью избежать негативного влияния финансового и экономического кризисов на деловую активность не удалось.
Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 192 363 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- 1 065 016 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;
- 227 706 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;
- 17 486 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;
- 3 882 155 индивидуальных предпринимателей.
Динамика, которая наблюдается с января по сентябрь 2009 года, имеет разнонаправленные векторы.
Так, общее число микропредприятий и малых предприятий снизилось на 74 700 компаний (-6,5%), а число средних предприятий увеличилось на 402 (+ 2,3%), также увеличилось и число индивидуальных предпринимателей на 107 630 человек (+2,85%).
Общее снижение числа малых и средних компаний не было одновременным по всем субъектам Российской Федерации: в регионах отмечаются и рост числа компаний и его уменьшение.
Единственный федеральный округ, в котором зафиксировано увеличение числа малых компаний – Уральский федеральный округ (+ 2,6%). Осталось практически без изменения число предприятий в Северо-Западном федеральном округе (-0,3%). Максимальное падение отмечается в Дальневосточном округе (-23,3%), далее следуют Южный федеральный округ (-13%), Сибирский федеральный округ (-10,9%), Приволжский федеральный округ (- 4,7%) и Центральный федеральный округ (- 2,2%) (Приложение 1).
В 12 субъектах Российской Федерации падение превышает 20% от числа действовавших на 1 января 2009 года компаний. В 10 регионах падение несущественно – не превышает 5%. Прирост малых и средних компаний наблюдается в 31 субъекте Российской Федерации в 5 из 7 федеральных округов (кроме Дальневосточного и Южного федеральных округов).
Общее число средних компаний, действующих в Российской Федерации, увеличилось на 402 компании (+2,4%). Однако в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах зафиксировано падение их числа на 10,3% и 7,5% соответственно. Максимальный рост средних компаний зафиксирован в Сибирском федеральном округе (+17,3%). В остальных федеральных округах число средних компаний менялось незначительно (+2% , +3%).
В 6 субъектах Российской Федерации зафиксирован значительный рост числа средних компаний – в 1,5 – 2 раза (Республика Карелия, Республика Тыва, Мурманская, Новосибирская и Костромская области, Ненецкий автономный округ). Еще в 39 субъектах Российской Федерации отмечается рост числа средних компаний от 50% до 10%, а в 22 регионах число средних компаний снизилось по сравнению с показателями прошлого года (Приложение 2).
По данным ФНС России наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей во всех федеральных округах, при этом темпы прироста одинаковы и составляют 2% - 3%. Наибольший прирост зафиксирован в Республике Ингушетия (+28%) и Республике Тыва (+15%). В 11 субъектах Российской Федерации отмечается падение числа индивидуальных предпринимателей, при этом максимальное падение отмечено в Брянской области (-4,1%) (Приложение 3).
Подводя итоги можно отметить, что общее число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) выросло по сравнению с 1 января 2009 г. на 53 354 субъектов (+ 1%).
При этом в статистических данных отмечается миграция компаний из малых в микро- , средние предприятия, а также опережающий рост числа индивидуальных предпринимателей (Приложение 4).
Основными причинами такого процесса являются:
1) уточнение методики проведения выборочных обследований малых и средних компаний, применяемой Росстатом.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым установлены критерии определения микропредприятий, малых и средних предприятий, в том числе:
- критерий «независимости происхождения» компании, как основной элемент, во многом определяющий ее рыночное поведение, стимулирующий развитие конкуренции.
- ограничение по числу занятых в компании: до 15 человек для микропредприятий; от 16 до 100 человек – для малых предприятий; от 101 до 250 человек – для средних предприятий;
- ограничение по годовому обороту компании.
При этом право установить предельные размеры передано Правительству Российской Федерации. Такое постановление Правительства Российской Федерации принято только 22 июля 2008 года.
Таким образом, данные за 2008 год Росстатом сформированы без учета ограничения по годовому обороту компаний. В 2009 году Росстат провел дополнительный анализ обследуемой совокупности малых и средних компаний с учетом «оборотного» критерия, что повлекло перераспределение малых компаний в сектор микропредприятий и средних предприятий.
2) в соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статистическое обследование микропредприятий проводится ежегодно, т.е. уточненные данные по данному сегменту мы сможем получить лишь в апреле 2010 года. Предполагается, что именно в данном секторе компаний будет увеличения численности.
3) изменения федерального законодательства, ограничившие число проверок микро- и малых компаний, а также установившие уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности вступили в силу в мае -июле 2009 года и по объективным причинам еще не смогли оказать существенное влияние на увеличение числа начинающих предпринимателей.
«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 12 ноября 2009 г. № 4 Минэкономразвития России осуществляет ежеквартальный мониторинг реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
По информации, представленной Росреестром, за 9 месяцев 2009 года подано 4 243 заявления на приобретение недвижимого имущества в рамках Федерального закона № 159-ФЗ, проведена регистрация 3 185 договоров купли-продажи в рамках указанного Федерального закона.
Необходимо отметить, что ни одного договора не зарегистрировано в Республиках Адыгея, Ингушетия, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Омской области, городе Москве.
Менее 10 договоров заключено в Республиках Алтай, Дагестан, Хакасия, Брянской, Курганской, Орловской, Пензенской, Рязанской и Смоленской областях.
Регионами-лидерами являются: Красноярский край – 181 договор, Московская область – 170 договоров, Чувашская Республика – 150 договоров, Волгоградская область – 147 договоров, Челябинская область – 139 договоров, Республика Марий Эл – 138 договоров,
Во исполнение решения принятого в ходе проведения расширенного заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (пункт 4 раздела I протокола от 30 апреля 2009 г. № 2) об организации в 2009 и 2010 году мониторинга реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минэкономразвития России проводится мониторинг по итогам девяти месяцев 2009 года. Обработка представленных в октябре 2009 года отчетов 61 субъекта Российской Федерации показала:
Представленный анализ поступивших анкет свидетельствует, что 52 % договоров заключено с микропредприятиями, 45 % договоров заключено с малыми предприятиями, 3 % договоров заключено со средними предприятиями.
77 % договоров купли-продажи с использованием преимущественного права выкупа заключено с возможностью оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества в рассрочку. Средний срок рассрочки составляет 3,5 года.
Средняя стоимость 1 кв. м. выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений составила 17,2 тысяч рублей (Хабаровский край, Республика Татарстан, Республика Бурятия). В то же время в нескольких субъектах Российской Федерации стоимость 1 кв. м. существенно выше среднего значения: средняя стоимость 1 кв. м. выкупленных субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в Санкт-Петербурге составила 56,3 тысяч рублей, в Нижегородской области 44,3 тыс. рублей, в Курской области 34,5 тыс. рублей. Минимальная стоимость 1 кв. м. выкупленных субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в Ростовской области (4,5 тыс. рублей), Сахалинской области (4,6 тыс. рублей), Удмуртской республике (6,4 тыс. рублей).(Приложение 5).
недвижимого имущества для предоставления в долгосрочную аренду
субъектам малого и среднего предпринимательства
На основании данных ежеквартального мониторинга Минэкономразвития России из 61 региона, представившего анкету, по состоянию на 1 октября 2009 года в 11 субъекте Российской Федерации1 перечни имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – перечни имущества), не сформированы.
Совокупное количество помещений, включенных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в перечни имущества, составляет 38164 единиц общей площадью около 9,5 млн. кв. м, из которых 21473 объектов нежилых помещений общей площадью около 5,3 млн. кв. м расположены на территории города Москвы (55 % от совокупных площадей)2, и около 1,4 млн. кв. м. нежилых помещений – на территории Красноярского края (15 % от совокупных площадей).
По сравнению с данными июля 2009 года общая площадь помещений, включенных в такие перечни увеличилась на 1,67 млн. кв.м.
Совокупное количество субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих помещения, включенные в перечни имущества, составляет 10666 единиц (0,8 % от общего количества зарегистрированных юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 году, по данным Росстата), из которых микропредприятиями являются 61 % арендаторов, малыми предприятиями - 36 % арендаторов и средних предприятий – 4 % арендаторов.
Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства арендует имущество, включенное в перечни: в Белгородской области (1319), Московской области (1265), Хабаровском крае (758), Кемеровской области (718), а также в Мурманской области (647).
В то же время в 15 субъектах Российской Федерации количество субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих помещения, включенные в перечни имущества, не превышает 50 единиц (в каждом из субъектов Российской Федерации).
1 Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Пермский край, Вологодская область, Иркутская область, Калужская область, Нижегородская область, Новгородская область, Саратовская область, Томская область, Тульская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Костромская область, Ненецкий автономный округ.
2 Ввиду того, что Департамент имущества города Москвы не предоставил подробные данные о структуре и пользователях перечней имущества, дальнейший анализ составлен за вычетом помещений города Москвы.