Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения

Обзор подготовлен Экспертным советом при Комитете по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства

2. Ключевые проблемы малого бизнеса

3. Малый бизнес и банковская система: механизмы кредитования

4. Проблемы налогообложения малого предпринимательства

5. Развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства

6. Имущественное обеспечение малого предпринимательства

7. Лизинг как механизм поддержки субъектов малого предпринимательства

Заключение


В обзоре использованы материалы ТПП РФ, МАП России, Минэкономразвития России, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Фонда Евразия, ОПОРы, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, "Бизнес-Тезаурус", Ресурсного центра малого предпринимательства, Института предпринимательства и инвестиций, Российско-Американской рабочей группы по развитию малого предпринимательства, Фонда "Деловая культура" Российской ассоциации венчурного финансирования, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Введение

Несмотря на то, что решения о поддержке малого бизнеса на государственном уровне принимаются, начиная с 1990 г., тем не менее, его неравномерное и непоследовательное развитие свидетельствует о том, что для российской власти он, скорее обуза, чем действенный механизм развития рыночной экономики.

В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого предпринимательства (МП) определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Сегодня в развитых странах МП играет заметную роль в экономике:

  • МП производят основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% - в Японии, 40% - в США);
  • МП обеспечивает работой большинство трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78% - в Японии, 75,3% - в Южной Корее, 73% - в Италии, 54% - во Франции и в США);
  • В сфере МП осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу;
  • МП способствует формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.

В России использование подобных возможностей МП пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.

Формальные предпосылки для развития МП в России были созданы к концу 90-х годов: приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке МП, сформирована определенная инфраструктура обеспечения, образованы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей. Органы власти всех уровней выразили готовность поддержать МП и снять все препятствия, мешающие его развитию.

Однако в действительности состояние МП оценивается всеми заинтересованными сторонами как весьма плачевное.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, государство при создании поддержки МП, конкретных механизмов должно исходить из того, что МП является целью и средством (инструментом) развития рыночной экономики и улучшения социального климата, а не побочным или сопутствующим продуктом рыночных отношений.

Государственное содействие развитию МП должно быть комплексным и системным при соблюдении следующих принципов:

а) непротиводействие - это уже содействие;
б) реальность мер и обеспеченность их ресурсами;
в) адресность и приоритетность осуществляемых мер;
г) постоянное сотрудничество органов власти с общественными объединениями предпринимателей.

В этом контексте ресурсная поддержка малого бизнеса приобретает особое значение и звучание.

1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства

По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства - малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств.

В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято 6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью. В промышленной сфере число малых предприятий на конец 2001 г. составляло 125 тыс., по сравнению с 2000 г. оно сократилось на 6,4%; в научно-технической сфере - 28 тыс. при сокращении на 7,4%.

В сельской местности на конец 2001 г. действовали 265,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по сравнению с 1997 г. их число уменьшилось на 5%. Кроме того, около 2,5 млн семейных подворных хозяйств также поставляет свою продукцию на рынок.

В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

Уровень развития малого предпринимательства в России, в сравнении с промышленно развитыми странами явно недостаточен. Так, на 1000 жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС - не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 жителей этих городов приходится 20 малых предприятий и 23 соответственно.

Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%, а совокупный вклад в валовое производство продовольствия составляет около 20%. Характерно, что малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет 15%, производят 30% общего объема выпуска товаров и услуг, обеспечивают занятость в среднем почти 21% от численности работающих.

По прогнозу Минэкономразвития России темпы прироста численности занятых в сфере МП в ближайшие 2-3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2% и к концу 2004 г. не превысит 876 тыс., вклад в ВВП составит не более 10-12%.

Таким образом, развитие МП в России - при сохранении существующих тенденций - все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач. Малый бизнес уже несколько лет (фактически, с середины 90-х гг.) находится в фазе "нулевого роста".
Улучшение ситуации, в соответствии с данным прогнозом, будет зависеть от "скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства".

2. Ключевые проблемы малого бизнеса

Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние для предприятий.

Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Переход к ускоренному развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки МБ является Закон РФ "О государственной поддержке малого бизнеса", принятый в 1995 году. Многие важные положения этого Закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют (например, о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства), а ряд положений устарел. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, "О банках") не учитывают положения данного Закона.
Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.

Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.

Остаются значительной налоговая нагрузка, достаточно сложными процедуры ведения учета и представления отчетности, излишними налоговое администрирование.

Существуют проблемы, которые испытывают субъекты МП в области имущественной поддержки:

  • отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
  • длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества;
  • высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
  • отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Отсутствуют реальные возможности в получении предпринимателями необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов:

  • нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочиям контролирующих органов;
  • о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе, сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;
  • о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;
  • о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.

Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допускаются к госзаказу.

3. Малый бизнес и банковская система: механизмы кредитования

Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из "тени", но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием залогов и гарантий у малых предприятий, кропотливостью и сравнительно низкой рентабельностью проектов. Постепенно банки все больше внимания уделяют сектору малой экономики, однако необходимо и дополнительное по стимулирование этого интереса.

С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. Это привело бы к снижению рисков реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их привлекательность для кредитующих организаций. С другой - необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не стимулируют развитие малых производств.

Мировой опыт, опросы предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе, в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.

Большинство коммерческих банков России как не рассматривало, так и не будет рассматривать в обозримом будущем малые предприятия как потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов малого бизнеса.

Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.

Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий, как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает следующее: государственная гарантия может выдаваться только тогда, когда обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала.

Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.

Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

Дважды по итогам Всероссийских конференций представителей малых предприятий (23 декабря 2000 года и 15 марта 2001 года) Президент РФ давал поручение Правительству РФ совместно с Банком России разработать комплекс мер по стимулированию кредитования малого бизнеса. Однако и сегодня эта проблема не решена.

Анализ проблемы банковского кредитования малого бизнеса существенно дополняет оценка самими банками малых предприятий как клиентов.

В конце 2001 г. Рабочим Центром экономических реформ - либеральная инициатива по заказу Фонда Евразия было проведено анкетирование кредитных организаций с целью оценки привлекательности для них работы с предприятиями малого бизнеса. Обследовано около 50 кредитных учреждений, представляющих среднерусский регион, Урал, Юг и Поволжье, Запад России, Дальний Восток, Сибирь. Все обследованные учреждения расположены в провинции, и результаты опроса в большей степени отражают специфику отношений малого бизнеса и кредитных учреждений именно в провинции. Основная часть опрошенных - небольшие банки. По величине капитала треть банков относится к категории мелких, капитал которых составляет менее 30 млн. руб., 41% имеют собственные средства от 30 до 100 млн. руб.

В результате проведенного обследования было установлено:

  • мелким считается клиент с оборотами менее 50 тыс. руб. в месяц;
  • приемлемыми для банков являются предприятия с оборотами свыше 50 тыс. руб. (42% опрошенных определили эту границу показателем 300 тыс. руб., две трети - 500 тыс. руб.);
  • услугами, наиболее часто предлагаемыми малому бизнесу, является, в первую очередь, расчетно-кассовое обслуживание и кредитование;
  • 18% опрошенных не представляют, какие услуги они могли бы оказать малому бизнесу;
  • преобладает краткосрочное кредитование сроком от 3-х до 1 года, его доля составляет свыше 50% у половины банков;
  • почти треть банков принимают в залог недвижимость;
  • гарантии государственных и муниципальных органов власти не являются привлекательным обеспечением;
  • на решение о выдаче кредита, в первую очередь, влияет финансовое состояние предприятия, а также хороший уровень обеспечения и кредитная история;
  • стоимость кредитования в валюте колебалась в 2001 г. в пределах 15%, в рублях -25-28%;
  • в качестве целей кредитования наиболее часто выступают пополнение собственных оборотных средств, расширение и переоборудование производства (такие цели, как финансирование НИОКР, проведение операций на финансовом рынке и др. упоминались редко);
  • сдерживающим фактором является дефицит ресурсов, прежде всего долгосрочных, у банков и оборотных средств - у предприятий малого бизнеса;
  • перманентные изменения в налоговом законодательстве наносят большой вред бизнесу. Нечеткость действующего налогового законодательства и постоянные ожидания изменений ведут к нарушениям и, соответственно, к злоупотреблениям.

Как показали результаты опроса, а также практика деятельности малого бизнеса, скорее мелкие и средние банки, а не крупные, рассматривают малые предприятия в качестве потенциальных партнеров. Даже крупные многофилиальные банки в силу большей бюрократизации принятия решений (естественной для крупных структур) не в состоянии адекватно и быстро реагировать на потребности малых предприятий.

В связи с этим общее направление банковской реформы должно соотноситься с государственной политикой поддержки малого бизнеса, прежде всего, потому, что наметившаяся тенденция в понимании банковской реформы может привести к насильственному "вымыванию" небольших банков и, как следствие, к негативным последствиям для финансирования и обслуживания малого бизнеса.

Между тем, опыт таких банков, как Европейский банк реконструкции и развития и КМБ-банк, говорит о том, что при грамотной постановке работы малое предприятие становится не только желанным, но и выгодным клиентом.

4. Проблемы налогообложения малого предпринимательства

Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" в 2001 году в 6 регионах России (Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Курске, Новосибирске, Екатеринбурге) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили: "Льготное налогообложение". Эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).

При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" в 2001 году по заказу Фонда Евразия, среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема "высоких налогов" (49,1% опрошенных).

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима - 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием "единого налога" на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного числа видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.

Большинство субъектов малого предпринимательства облагается налоги по общепринятой системе, то есть они уплачивают действующие налогов всех видов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 млн. человек. По упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).

Однако введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

Применяемый в соответствии с Законом РФ №148-ФЗ от 31.07.1998 единый налог на вмененный доход является обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.

Иными словами, система налогообложения посредством вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, действующая в настоящее время система налогообложения субъектов малого предпринимательства существенно препятствует развитию малого бизнеса в России.

Эта система обернулась для представителей малого предпринимательства чрезмерным налоговым бременем, непосильной по сложности и объему отчетностью и создала ряд серьезных препятствий к ведению предпринимательской деятельности. Постоянно вносимые изменения в порядок налогообложения малого бизнеса сопровождаются пренебрежительным отношением власти не только к жизненным интересам предпринимателей, но и к существующим нормам законодательства о порядке принятия соответствующих решений.

Введение Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ значительно сузило льготы малого предпринимательства. В сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение возможностей финансовой поддержки МП со стороны государства и сокращение льгот в очередной раз ставят добросовестные малые предприятия на грань разорения.

Наконец, непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого бизнеса в "теневую экономику". Введение этого налога можно рассматривать как яркий пример безответственного отношения ряда органов власти к своим обязанностям в проведении провозглашенной политики поддержки малого предпринимательства, несогласованности их действий. Непродуманная налоговая политика, по существу, укрепляет криминальные структуры, активно курирующие "теневую экономику".

По оценке движения ОПОРА (А. Насонов, "Известия", 9.04.02) после введения с 01.01.02 единого социального налога уход малых предприятий "в тень" резко усилился, поскольку "в общей сложности отчетность с начала года увеличилась в три раза - ЕСН её удвоил, а введение 25-й главы НК, которая предписывает раздельный налоговый и бухгалтерский учет, утроило. Величина налогов возросла вдвое, а в некоторых видах деятельности втрое. … среди наиболее мелких предприятий численные потери уже составляют до 30%. … к концу года можно потерять до 90% малого бизнеса".

Таким образом, декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства пока остаются не более чем декларациями.

На заседании Правительства РФ 4 апреля с.г. по предложению Минфина России был рассмотрен проект Закона РФ "О внесении изменений и дополнений Часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу некоторых актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Проект закона предусматривает введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и главы 26.3. " Система налогообложения в виде вмененного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Новая упрощенная система налогообложения, в частности, предусматривает:

  • сохранение добровольного порядка перехода на налогообложение субъектов малого предпринимательства;
  • увеличение с 15 до 20 человек предельной численности работающих на малом предприятии;
  • вместо валовой выручки в 100 тыс. МРОТ в качестве условия для перехода на упрощенную систему предусмотрено, что доходы субъекта малого предпринимательства не должны превышать 10 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж);
  • предусматривается освобождение от единого социального налога;
  • предлагаются и другие нормы, призванные, по мнению разработчиков, упростить систему налогообложения;

По мнению, разработчиков, данный законопроект должен произвести налоговую революцию и существенно упростить жизнь субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем, по мнению экспертов и аналитиков, положения данного закона могут быть распространены на сравнительно небольшую группу малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в сфере лоточной торговли, - другие предприятия имеют значительно больший оборот.
По мнению экспертов и предпринимателей, необходим более тщательный анализ прогнозов и возможных последствий от введения в действие данного Закона.

5. Развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства

Одним из инструментов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства является система фондов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).

На поддержку малого бизнеса через систему фондов из региональных бюджетов за период 1999-2001 гг. было выделено около 2,6 млрд. руб. (без учета муниципальных и привлеченных средств), а из средств федерального бюджета с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 0,24 млрд. руб.

Однако активы системы фондов были значительно сокращены из-за событий 1998 года и прекращения финансирования Федеральной программы в 1998, 1999 гг.

Задача увеличения финансовых активов всей системы фондов (в том числе за счет выделения бюджетных средств) может войти в число государственных мер при реализации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Задачи системы фондов логически следуют из определенных Законом РФ №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" основных функций государственных и муниципальных фондов.

Значительный интерес с точки зрения изучения и распространения положительного опыта представляет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Правительством России установлено, что в Фонд ежегодно направляются 1,5% средств федерального бюджета, выделяемых на гражданскую науку (311 млн. рублей в 2001 году). Дополнительными (внебюджетными) источниками средств Фонда являются: возвратные средства от ранее профинансированных проектов (45 млн. рублей), целевые взносы предприятий (8 млн. рублей), привлеченные средства международных программ (10 млн. рублей). Фонд поддерживает проекты НИОКР малых инновационных предприятий, если доля средств Фонда в проекте не превышает 50%.

Представительства Фонда активно работают в 25 регионах Российской Федерации.

За 8 лет (до 15.03.2002 года) в Фонд были поданы 3357 проектов, свыше половины из них - из регионов России. Профинансировано более 500 проектов на сумму 1080 млн рублей. Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание высоко-наукоемких продуктов.

Около 15,0% средств Фонда направляется на создание и поддержание сети инновационно-технологических центров (в России создано около 30 ИТЦ с общей площадью 100 тыс. кв. метров, предоставленной для размещения на льготных условиях сотням малых предприятий), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на десятки миллиардов рублей. Налоговые отчисления этих предприятий государству в 2,4 раза превысили сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (в компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн рублей), на фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.

В системе небанковских форм финансирования существуют значительные потенциальные возможности для микрокредитования (оцениваемые на уровне 7 миллиардов долларов), однако развитие этого рынка идет слишком медленно. В частности, в области кредитной кооперации из нескольких остро необходимых законов был в результате девятилетних усилий принят только один.

Создание благоприятных условий для развития системы микрофинансирования малого бизнеса связано с необходимостью совершенствования законодательства в части:

  • закрепления возможности участия юридических лиц в кредитных кооперативах;
  • разрешения страхования финансовых рисков в обществах взаимного кредитования;
  • законодательного закрепления возможности создания многоуровневой системы небанковских микрофинансовых организаций.

Кроме того, на институциональном уровне следовало бы а) признать необходимость подготовки кадров для микрофинансовых организаций; и б) создать при одном из комитетов экономического блока Государственной Думы РФ экспертный совет по микрофинансированию.

И, наконец, ЦК Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса выдвигает идею создания в муниципальных образованиях "касс взаимопомощи малого бизнеса" с участием объединений предпринимателей. Это предложение, по мнению ЦК, должно иметь правовое обеспечение, включая освобождение от налогообложения средств субъектов малого бизнеса, перечисляемых в "кассы взаимопомощи".

6. Имущественное обеспечение малого предпринимательства

Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства отнесено к основным направлениям государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

Разработанной в 2000 году Программой продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов военной инфраструктуры предусматривалось принятие мер, направленных на формирование системы учета объектов, потенциально пригодных для использования субъектами малого предпринимательства, подготовку и внедрение усовершенствованных процедур, обеспечивающих доступ малых предприятий к федеральной собственности, запуск пилотных проектов по созданию инфраструктуры имущественной поддержки малого бизнеса, а также наращивание объемов федеральной недвижимости, используемой в данном секторе экономики.

По заключению Минимущества России, в соответствии с этой Программой, по состоянию на 01 января 2002 г., реализованы следующие мероприятия.

  • В рамках реестра федерального имущества налажен учет объектов государственной собственности, которые используются или могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства. По учетным данным на конец 2001 г., субъектам малого предпринимательства на условиях долгосрочной аренды передано более 3,6 млн. кв. м. федеральных площадей. Общее количество предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства и использующих в своей деятельности федеральную недвижимость, составляет около 30 тыс. единиц, на которых занято более 225 тыс. человек.
  • Отработан порядок размещения информации об указанном имуществе в центральных и местных средствах массовой информации.
  • Внедрен специализированный механизм контроля эффективности использования и сохранности федеральной собственности в сфере малого предпринимательства.
  • Оформлена система преференций малому предпринимательству материального и процедурного характера при решении вопросов получения доступа к федеральному имуществу.
  • Налажен механизм передачи субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства.
  • Заработала система привлечения для поддержки малого предпринимательства неэффективно используемых объектов материально-технической базы научно-исследовательских и учебных организаций.

Почти в то же время, менее чем за месяц до этого, в декабре 2001 года, Госсовет РФ принимает Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в которой в целях повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства ставятся следующие задачи:

  • организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
  • создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
  • установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
  • разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже нежилых помещений субъектам малого предпринимательства;
  • законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
  • вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
  • снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
  • установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений в качестве уплаты арендной платы;
  • установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
  • упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов;
  • рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, полного взаимопонимания (и взаимной заинтересованности) между органами исполнительной и законодательной власти и представителями малого бизнеса пока еще не достигнуто.

Необходимо отметить, что задача имущественной поддержки малого предпринимательства зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В этой связи кроме кропотливой работы по использованию этого имущества в целях поддержки малого бизнеса на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении.

В рекомендациях Второй Всероссийской конференции содержится пункт о реализации пилотного проекта по использованию федерального имущества через систему бизнес-инкубирования на базе пилотных регионов. Отклики регионов показали, что тема актуальна и необходима для развития малого бизнеса. В плане Минимущества России по выполнению поручений Президента РФ реализация пункта намечена в 1- 3 квартале с.г.

7. Лизинг как механизм поддержки субъектов малого предпринимательства

Эффективное использование лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса опирается на базовые законодательные и нормативные акты, такие как ГК РФ, Закон РФ "О лизинге", валютное законодательство, таможенное законодательство, налоговое законодательство, законодательство об исполнительном производстве др.

В настоящее время правовым основанием, по которому лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга, может являться только договор купли продажи, что исключает возможность самостоятельного изготовления или инвестирования денежных средств в предмет лизинга, заключение договора подряда, мены и т.д. В этой связи актуальной является необходимость в рамках ГК РФ расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.

Действующее валютное законодательство предусматривает более чем либеральный порядок осуществления валютных операций в рамках лизинговых правоотношений. Но, поскольку указанный порядок предусмотрен только инструкциями ЦБ РФ, существует потребность в его "перенесении" в текст Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Важно использовать предстоящее рассмотрение проекта новой редакции Таможенного кодекса РФ (ТК) и предложить:

а) включить в проект ТК вопрос о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей лизинговыми компаниями, импортирующими предмет договора лизинга;

б) урегулировать вопрос определения таможенной стоимости имущества, ввозимого на территорию Российской Федерации на основании договора лизинга;
(при этом следует учесть, что Таможенный кодекс РФ относит решение этого вопроса к компетенции налогового законодательства)

в) решить проблему вывоза имущества с территории Российской Федерации, в случае нарушения лизингополучателем принятых на себя обязательств;

г) отразить в новой редакции ТК ситуацию, при которой в случае, когда лизингодателем выступает российская лизинговая компания, режим временного вывоза имущества предусматривает специальные условия для арендных (лизинговых) правоотношений.

Остается нерешенной проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя, в связи с чем целесообразно внести ряд изменений в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ "О лизинге":

  • включить "исполнительную надпись" в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия. Дополнительным основанием для этого является изъятие предмета лизинга у лизингополучателя. Причем, необходимым условием здесь является снижение размера нотариальной пошлины, взимаемой при нотариальном удостоверении лизинговой сделки. В настоящее время размер пошлины составляет 1.5%;
  • ввести в арбитражную практику процедуру выдачи "судебного приказа" по требованиям лизингодателя об изъятии лизингового имущества у лизингополучателя. Аналогичная процедура предусмотрена гражданско-процессуальным кодексом. Используя процедуру судебного приказа, лизингодатель имеет возможность сократить сроки рассмотрения спорного вопроса в суде и сократить расходы на уплату госпошлины;
  • использовать механизм изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя "судебным приставом" (исполнителем) на основании заявления лизингодателя. Внедрение этого механизма возможно при внесении соответствующих изменений в законодательство об исполнительном производстве и Закон РФ "О лизинге", предусматривающих перечень документов, прилагаемых лизинговой компанией к заявлению об изъятии имущества, ответственность лизингодателя за неправомерное изъятие предмета лизинга и пр.

Представляется целесообразным главу 25 Налогового кодекса РФ дополнить разъяснением:

а) вопроса отнесения на затраты процентов, уплаченных по кредитным договорам, до ввода имущества в эксплуатацию (включаются ли эти проценты в стоимость предмета лизинга или относятся к внереализационным затратам);

б) определения первоначальной стоимости предмета лизинга (в частности, включаются ли в первоначальную стоимость затраты, связанные с вводом имущества в эксплуатацию).

Не менее важно отработать механизмы своевременного возврата НДС из бюджета. Возврат НДС из бюджета производится в течение многих месяцев, снижая оборачиваемость капитала лизинговых компаний.

Заключение

Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.

Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.

Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить "теневой" и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.

Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна - иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее, проблемы есть.

Формирование первоначального капитала для малого бизнеса - проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако, на практике это не так.

Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства.

Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, давая такие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам и получая недостающие в таком случае прибыли за счет более высоких ставок для начинающих.

Выходом из положения могло бы служить создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре малого бизнеса не закрыта.

Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что эффективная управленческая структура сферой малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена. Ранее, как известно, существовал комитет по поддержке малого бизнеса, который затем был упразднен. С 01.01.2001 г. его функции возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась малоэффективной, поскольку не может охватить всего многообразия проблем малого предпринимательства, а также его форм и видов. Но дело не только в создании оптимальной государственной управленческой структуры и негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организаций. Такие организации, как недавно созданная ОПОРА призваны представлять и защищать интересы малого предпринимательства, однако дело в другом.

В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще - и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение малого бизнеса, принятие специальных мер и создание благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в торгово-посреднической сфере). А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях.

Согласно новому Гражданскому кодексу (ГК) РФ Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" утратил силу, в то же время в перечне организационно-правовых форм, утвержденном ГК РФ, определение статуса малого предприятия вообще отсутствует, как, впрочем, и таких форм малого бизнеса, как индивидуальные, семейные частные предприятия, потребительская кооперация. Такая форма малого бизнеса, как промысловая кооперация, тоже предана забвению. В то же время отказ от перечисленных организационно-правовых форм не соответствует практике рыночных преобразований, свойственных национальным традициям России. Исторически эти формы имели широкое распространение, отвечали духу россиян, их менталитету и нравственным устоям.

Для развития малого бизнеса в стране большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых преобразований в экономической и правовой сферах.

В этой связи можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, и можно обосновано выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в малом бизнесе. В-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься малым бизнесом.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости