В программах и планах действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны в качестве одного из ведущих направлений по достижению стратегической цели – повышение эффективности российской экономики – определено кардинальное улучшение предпринимательского климата, предусматривающего устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства, повышению конкурентноспособности и созданию благоприятных условий хозяйствования, включая сокращение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Для достижения поставленной цели в 2001 – 2008 годах был осуществлен ряд мер по упорядочению государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензированию и государственному контролю (надзору), направленных на упрощение порядка входа участников хозяйственной деятельности на рынок, в том числе получения права на занятие отдельными видами деятельности, сокращение объемов лицензирования и государственного контроля (надзора), обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации в отношении них государственными органами контрольно-надзорных функций. Вместе с тем реализация федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законов, регулирующих вопросы лицензирования видов деятельности, на которые действие данного закона не распространяется, осуществлялись с серьезными недостатками, сопровождались в ряде случаев новыми административными барьерами, что во многом обуславливается несовершенством самих законов.
В связи с тем, что масштабы и эффективность разнообразных по форме (регистрация, аккредитация, аттестация, сертификация, ведения реестров), но единых по своей сути (необходимость получения различных разрешений на занятие предпринимательской деятельностью) мер административного регулирования экономики недостаточно оценены, Правительством Российской Федерации поручено провести в 2006 – 2008 годах мониторинг влияния установленных указанными законами мер государственного регулирования на развитие предпринимательства (далее – Мониторинг) и выработки предложений по дальнейшему сокращению административных ограничений в области предпринимательства.
В проведении Мониторинга приняли участие порядка сорока федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что данные за каждый исследуемый год представлялись различными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в неполном объеме провести полноценный сравнительный анализ поступившей информации не представляется возможным.
Большинством участников Мониторинга было отмечено отсутствие возможности представления данных в связи с отсутствием упорядоченной системы учета и статистической отчетности об осуществляемой федеральными органами исполнительной власти деятельности по государственному контролю, регистрации и лицензированию, а также отмечалось отсутствие данных о мерах, применяемых судебными органами в случае выявления административных правонарушений (о суммах штрафов, количестве приостановленных лицензий).
Согласно полученным материалам федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не располагают точными данными о численности сотрудников, осуществляющих контрольные и лицензионные полномочия, а также о суммах, выделяемых из федерального бюджета на исполнение этих полномочий, поскольку сотрудники контрольных, лицензирующих и регистрирующих органов выполняют также и целый ряд других обязанностей.
В связи с проведением реорганизации Россвязьнадзора, Россвязьохранкультуры и Росохранкультуры, не представляется возможным провести анализ информации, представленной указанными органами, в полном объеме.
2007 год и первое полугодие 2008 года можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации.
Вступил в силу базовый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), который установил новые критерии для сектора малых и средних предприятий, определил новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства, разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, закрепил основные формы государственной поддержки.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1381 впервые был установлен День Российского предпринимательства (26 мая).
27 марта 2008 года в г. Тобольске состоялось заседание Президиума Государственного Совета, полностью посвященное проблемам малого и среднего бизнеса, на котором Президент Российской Федерации Д.А.Медведев обозначил задачу развития МСП как одну из важнейших в современной государственной политике России. Правительству Российской Федерации был дан ряд поручений, направленных на снятие неоправданных административных барьеров для развития МСП.
Сформирована Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178), в состав которой, наряду с руководителями различных органов государственной власти, вошли и представители ведущих общероссийских предпринимательских объединений. Правительственной комиссией одобрен подготовленный Минэкономразвития России Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности (включает 50 самостоятельных мероприятий, которые одновременно разделены на 96 мер).
Во исполнение Указа Президента России от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и поручений по итогам заседания Госсовета в г. Тобольске Правительством Российской Федерации был оперативно подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов, качественно меняющих идеологию государственного регулирования предпринимательской деятельности:
введение уведомительного порядка начала ведения бизнеса для определенных видов деятельности;
кардинальное изменение процедуры государственного контроля (надзора) и усиление гарантий прав предпринимателей при проверках;
исключение внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проверках бизнеса и сокращение функций ОВД по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях на потребительском рынке;
замена лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности и упрощенный порядок продления действия лицензии;
обеспечение преимущественной замены обязательной сертификации декларированием соответствия.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства», закрепляющее за федеральными органами исполнительной власти функции развития малого бизнеса, включая формирование целевых показателей и критериев оценки эффективности, а также ведомственных программ.
Второе полугодие 2008 года знаменательно также появлением и публичным обсуждением стратегических планов социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Подготовлена и одобрена Правительством Российской Федерации Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей развития МСП.
Однако серьезным испытанием для российского МСП стал разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис. Мировой и внутренний финансовый кризис, обострившийся в сентябре-октябре 2008 года вызвал приостановление кредитования банками МСП, резкий рост ставок по кредитам, а также породил проблемы с платежами и поставками со стороны контрагентов. Это крайне отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности малых и средних предприятий.
В целях преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации оперативно разработан и принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» (далее – План действий), подготовленный на основе рекомендаций делового сообщества, в котором сформирован самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам поддержки малого предпринимательства.