2010
Введение
I. Cостояние и развитие малого и среднего предпринимательства в российской федерации
II. Влияние государственного регулирования на развитие и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства
1. Конкурентоспособность и уровень развития малого и среднего предпринимательства
2. Государственный контроль (надзор)
3. Полномочия органов внутренних дел при проверках предпринимательской деятельности
4. Лицензирование отдельных видов деятельности
5. Обязательное подтверждение соответствия
6. Присоединение к электросетям
7. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
8. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу
9. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу
10. Доступность финансовых услуг
III. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства
1. Общие сведения
2. Направления мероприятий, реализуемых за счет средств субсидии федерального бюджета субъектами российской федерации
2.1. Бизнес-инкубаторы
2.2. Поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта
2.3. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства
2.4. Cоздание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере
2.5. Реализация иных мероприятий субъектов российской федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
3. Основные направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 год
IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
V. Оценка системы факторов развития малого и среднего предпринимательства в субъектах и в Российской федерации
VI. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в российской федерации на долгосрочную перспективу
Приложения
2007 год и первое полугодие 2008 года можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации.
Вступил в силу базовый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который установил новые критерии для сектора малых и средних предприятий, определил новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства, разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местных органов исполнительной власти, закрепил основные формы государственной поддержки.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1381 впервые был установлен День Российского предпринимательства (26 мая).
27 марта 2008 года в г. Тобольске состоялось заседание Президиума Государственного Совета, полностью посвященное проблемам малого и среднего бизнеса, на котором Президент Российской Федерации Д.А.Медведев обозначил задачу развития МСП как одну из важнейших в современной государственной политике России. Правительству Российской Федерации был дан ряд поручений, направленных на снятие неоправданных административных барьеров для развития МСП.
Сформирована Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. №178), в состав которой, наряду с руководителями различных органов государственной власти, вошли и представители ведущих общероссийских предпринимательских объединений. Правительственной комиссией одобрен подготовленный Минэкономразвития России Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности (включает 50 самостоятельных мероприятий, которые одновременно разделены на 96 мер).
Во исполнение Указа Президента России от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и поручений по итогам заседания Госсовета в г. Тобольске Правительством был оперативно подготовлен и внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, качественно меняющих идеологию государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- введение уведомительного порядка начала ведения бизнеса для определенных видов деятельности;
- кардинальное изменение процедуры государственного контроля (надзора) и усиление гарантий прав предпринимателей при проверках;
- исключение внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проверках бизнеса и сокращение функций ОВД по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях на потребительском рынке;
- замена лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности и упрощенный порядок продления действия лицензии;
- обеспечение преимущественной замены обязательной сертификации декларированием соответствия.
Все законопроекты приняты до конца 2008 года.
Принято Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства», закрепляющее за федеральными органами исполнительной власти функции развития малого бизнеса, включая формирование целевых показателей и критериев оценки эффективности, а также ведомственных программ.
Второе полугодие 2008 года знаменательно также появлением и публичным обсуждением стратегических планов социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Подготовлена и одобрена Правительством России Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей развития МСП.
Однако серьезным испытанием для российского МСП стал разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис. Мировой и внутренний финансовый кризис, обострившийся в сентябре-октябре 2008 г. вызвал приостановление кредитования банками МСП, резкий рост ставок по кредитам, а также породил проблемы с платежами и поставками со стороны контрагентов. Это крайне отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности малых и средних предприятий.
В целях преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации оперативно разработан и принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» (далее – План действий), подготовленный на основе рекомендаций делового сообщества, в котором сформирован самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам поддержки малого предпринимательства.