Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Социально-политические механизмы минимизации предпринимательских рисков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Файлы

На правах рукописи

Саратов 2009

Автор: Мошкунов Константин Владимирович

Специальность: 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (социологические науки)

Диссертация выполнена на кафедре социологии регионов социологического факультета ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

Научный руководитель –кандидат социологических наук, доцент
Никифоров Ярослав Александрович
Официальные оппоненты:доктор социологических наук, профессор
Дыльнова Татьяна Владмировна
 кандидат социологических наук, доцент
Рослов Сергей Александрович
Ведущая организация: Поволжская академия государственной службы имени П. А. Столыпина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется двумя ключевыми моментами. Первый связан со значимостью данного исследования в плане приращения научного знания в области теории, методологии и практики государственного управления в условиях социальной рыночной экономики.

Отношение к проблеме политического обеспечения бизнеса, неоднозначно со стороны политиков, ученых-обществоведов, предпринимателей. Одни из них выступают за независимое от политики государства функционирование экономики, бизнеса; другие – за ограниченное использование государственных механизмов, третьи – за восстановление практики государственного управления по единому плану. Однако реальная жизнь убедительно показала, что всякая абсолютизация роли какого-то одного фактора – экономического, политического или государственного – в конечном счете оказывается несостоятельной. Сегодня все больше приходит понимание того, что необходим новый взгляд на проблему отношения политики и экономики. Ныне, по мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенена, невозможно анализировать общественные экономические расходы независимо от изучения политического процесса1.

Вторым аспектом, актуализирующим данную проблему, безусловно, является современное критическое состояние российского общества. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность общества и государства.

В условиях функционирования современной рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что оказывает негативное воздействие на развитие государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее жизнеспособность. Согласно Концепции национальной безопасности обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния. Вклад предпринимательского сектора в социально-экономическое развитие и обеспечение экономиче- ской безопасности страны обусловливает его социальную значимость и необходимость защиты от рисков его дестабилизации. Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса – это одно из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.

Все сказанное в целом и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Анализ работ, опубликованных по теме исследования, показывает, что поставленная проблема рассматривается в научной литературе в двух относительно обособленных аспектах. Первый подход касается разработки теоретических положений предпринимательских рисков, методов оценки риска, рекомендаций о путях и способах их уменьшения и предотвращения.

Теоретические исследования категорий неопределенности и риска предпринимательской деятельности находятся в центре внимания зарубежных ученых с начала XX века. В современных западноевропейских научных исследованиях значительное внимание уделяется теории риска. Риск может быть обусловлен ограничениями человеческой рациональности, техническим прогрессом, а также взаимодействием общественных групп2.

Среди отечественных исследователей в первую очередь следует выделить работы Б. В. Райзберга, М. Г. Лапусты и Л. Г. Шаршуковой, которые анализируют сущность предпринимательской деятельности и рассматривают различные виды рисков, сопутствующие современному бизнесу; Чернова В. А., особое внимание уделяющего внутрифирменным и межхозяйственным рискам, выбору оптимального решения из имеющихся коммерческих альтернатив; Гранатурова В. М., рассматривающего проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночных решений3.

Второй перспективой рассмотрения проблемы исследования является изучение государственного регулирования экономических и социальных процессов, имеющих место в переходной экономике, формирование институциональных основ ее социальной ориентации.

Теоретические и методологические разработки в этом направлении содержатся в трудах Л. И. Абалкина, Н. И. Аристера, И. Д. Афанасенко, А. В. Бузгалина, Г. В. Горланова, В. В. Радаева, В. Т. Рязанова, В. В. Куликова, В. И. Кушлина, Ю. М. Осипова, Ю. М. Швыркова, В. Ф. Шумейко и других.

Однако вместе с этим теоретические и методологические вопросы взаимодействия государства и предпринимательства в деле минимизации предпринимательских рисков разработаны недостаточно полно и требуют доработки с учетом современных процессов. Существующий теоретический инструментарий не вполне учитывает реальные взаимосвязи факторов рыночной неопределенности, уровня риска и социально-политических процессов, в результате чего не обеспечивается научно обоснованное решение актуальных задач формирования сбалансированной системы экономических отношений.

Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности и недостаточной разработанности проблемы была сформулирована цель исследования: на основе теоретических положений выработать практические рекомендации, обеспечивающие эффективность взаимодействия бизнеса и государства по снижению предпринимательских рисков. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

  • обобщить и систематизировать теоретические и методологические подходы к исследованию предпринимательского риска;
  • определить значение предпринимательского риска как источника угроз национальной экономической безопасности;
  • обозначить наиболее значимые рискообразующие факторы, сдерживающие становление, функционирование и развитие российского предпринимательства;
  • исследовать социально-политические детерминанты предпринимательского риска;
  • выявить сущность и содержание политико-экономического сотрудничества бизнеса с органами власти и управления;
  • построить общую схему социально-политического механизма взаимодействия государства с предпринимательскими структурами различного уровня в области минимизации предпринимательских рисков.

Объект исследования – политико-экономические отношения между органами власти и предпринимательскими структурами в России.

Предмет исследования – механизмы взаимодействия бизнеса и государства в сфере минимизации предпринимательских рисков.

Методологическая основа и теоретические источники диссертационного исследования. Методологической основой исследования является системный подход – взаимодополняющие друг друга качественный и количественный анализ. Реализация целей и задач исследования осуществлялась с использованием общенаучных методов логического и сравнительного анализа, методов сопоставления, экспертных оценок, статистических методов обработки данных и прогнозирования.

Отдельные задачи решались с помощью методов экономико-математического моделирования, классификации, группировок. Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области экономической безопасности, предпринимательского риска, механизмов сотрудничества бизнеса и государства.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, материалы Госкомстата России и Торгово-промышленной палаты, отчеты и аналитические материалы научно-исследовательских институтов и вузов России, публикации в специализированных научных изданиях, опубликованные в периодической печати, результаты социологических исследований, материалы практических конференций и семинаров по теме исследования.

Научная новизна диссертационного исследования связана с актуальностью предложенной темы, постановкой проблемы, не получившей достаточно полной социологической интерпретации и освещения в научной литературе. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения:

  • обобщены и систематизированы теоретико-методологические подходы к исследованию предпринимательских рисков;
  • доказана взаимосвязь и взаимозависимость национальной экономической безопасности, безопасности предпринимательства и предпринимательского риска;
  • выявлены факторы, препятствующие становлению эффективного предпринимательства;
  • зафиксированы социально-политические детерминанты предпринимательских рисков в современных условиях;
  • научно обоснованы основные направления реформирования государственной поддержки предпринимательства;
  • определен механизм взаимодействия предпринимательских и властных структур, представляющий собой совокупность принципов и методов, а также экономических и политико-правовых форм и технологий, организационных структур, в рамках которых строятся отношения между бизнесом и властью.

Положения, выносимые на защиту

В ходе диссертационного исследования, полученные обобщения и выводы предлагаются как положения, выносимые на защиту:

  1. Предпринимательство является инновационной формой социального поведения, поэтому оно связано с риском. В современной научной литературе насчитывается более 40 различных критериев рисков и более 200 видов рисков. Провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно, многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом. Все риски в конечном счете влияют на результаты деятельности предпринимателя и требуют учета для успешной деятельности предприятия.
  2. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную многоплановую конструкцию и служит структурным элементом системы национальной безопасности.
  3. Безопасность предпринимательства выступает неотъемлемой частью экономической безопасности. Предпринимательские риски как фактор постоянной угрозы оказывают негативное давление на систему экономической безопасности.
  4. Существует множество типов рискообразующих факторов, которые можно объединить в две большие группы. К внутренним факторам относятся действия, процессы и предметы, причиной которых является деятельность компании как в сфере управления, так и в сфере обращения и производства. К категории внешних факторов риска относятся политические, научно-технические, социально-экономические и экологические факторы. Воздействие ни одного из факторов внешней группы не может быть уменьшено предпринимателем без поддержки со стороны государства.
  5. К социально-политическим детерминантам предпринимательских рисков в общем виде относятся факторы, связанные со структурой и функционированием социально-политической системы и действиями государства. Наиболее значимыми социально-политическими рисками следует считать: нестабильность внутриполитической обстановки страны, риск национализации и экспроприации; риск разрыва контракта из-за действий властей; риск военных действий и гражданских беспорядков; высокий риск изменений в любое время цен на услуги и сырье, отношения со стороны контрагентов и т. д.
  6. Современное состояние отношений государства и предпринимательства можно охарактеризовать как отношения, предполагающие разовый выигрыш, достижение успеха одной стороны за счет другой. Взаимодействующие отношения должны быть стабильны и непрерывны, исходить из общенациональных интересов. Отношения, рассчитанные на краткосрочность, ведут к чрезмерным административным акциям (инструкциям, запретам, предписаниям, санкциям и т. п.) со стороны государства и давлению на власть со стороны предпринимательства путем лоббирования. Лоббизм, проникая в исполнительные органы власти, способствует развитию коррупции, что, в свою очередь, представляет собой прямую и непосредственную угрозу национальной безопасности.
  7. Модель системы социально-политических механизмов взаимодействия государства и бизнеса в области минимизации предпринимательских рисков является системой взаимодополняющих социально-политических механизмов. В качестве составляющих элементов такой системы выделяют системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящие механизмы. К системоформирующим относятся механизмы, обеспечивающие наличие необходимых условий для запуска новых способов хозяйствования. К числу системоутверждающих относятся механизмы, обеспечивающие достаточные условия для стабильности предпринимательской деятельности. Раскрыты условия оптимизации предпринимательских рисков за счет запуска системовоспроизводящих механизмов, прежде всего за счет формирования государством условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, сделанные в работе, могут послужить теоретической основой для дальнейшей разработки проблем анализа и оценки рисков, совершенствованию теории взаимодействия государства и предпринимательства. Практическая значимость работы заключается в подготовке методических рекомендаций по управлению предпринимательскими рисками, определению наиболее приемлемых механизмов сотрудничества с органами государственной власти различных уровней. Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для преподавателей вузов и использоваться в учебном процессе при проведении лекций и семинарских занятий по курсам политической социологии, экономической социологии, социологии предпринимательства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались на научных конференциях преподавателей, аспирантов и докторантов социологического факультета СГУ. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в четырех публикациях общим объемом 2,5 печатных листа, из которых 1 – статья в периодическом научном издании, включенном в перечень ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


1 См.: Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М., 1997, С. 39–55.

2 См., например: Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5. 1994; Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982; Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций: пер. с англ. М., 2002; Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции : пер. с англ. М., 1999; Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.

3 См.: Райзберг Б. В. Предпринимательство и риск. М., 1992; Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 1998; Чернов В. А. Анализ коммерческого риска. М., 1998; Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М., 2002.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости