Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Александры Юрьевны Левицкой на заседании круглого стола «Совершенствование корпоративного управления в компаниях с государственным участием» 13 апреля 2010 г.

Уважаемые коллеги!

13 апреля исполняется два года с того момента, как Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым была поддержана инициатива общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» о необходимости развития института независимых директоров, в том числе путем замены госслужащих в советах директоров акционерных обществ с государственным участием на профессиональных (независимых) директоров.

В работе, проведенной за эти два года, можно выделить следующие результаты успешного сотрудничества государства с общественными профессиональными организациями, такими как РСПП, РИД, АНД и др.:

- наблюдается тенденция увеличения количества акционерных обществ с участием независимых директоров. Так в 2008 г. на основании решений Правительства Российской Федерации 112 профессиональных директоров избрано в 18 из 42 акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, из них 41 – независимые директора и 71 – профессиональные поверенные. В 2009 г. в 38 из 46 акционерных обществ специального перечня избрано 188 профессиональных директоров, из них 59 - независимые директора и 129 - профессиональные поверенные. Таким образом, в 2009 году количество акционерных обществ специального перечня с участием независимых директоров увеличилось в 2 раза по отношению к 2008 году.

Кроме того, в 2009 г. Росимуществом также обеспечено избрание 431 профессионального директора в 233 акционерных общества.

Таким образом, количество акционерных обществ с участием профессиональных директоров составляет более 18 % от общего количества акционерных обществ, акции которых находятся в собственности государства (всего акционерных обществ – 1476, акционерных обществ с участием профессиональных директоров – более 270).

При этом независимые директора выдвигаются в акционерные общества, планирующие в ближайшее время осуществить публичное размещение акций на российских и зарубежных фондовых биржах (ОАО «РЖД», ОАО «Совкомфлот» и др.).

- в 2009 году в сравнении с 2008 годом количество профессиональных директоров, избираемых в крупнейшие акционерные общества с государственным участием, увеличилось на 13,3 % от общего числа кандидатов и составило 46,5 % (2008 год – 35,2 % от общего числа кандидатов).

- формированием специализированных комитетов при советах директоров акционерных обществ с государственным участием, возглавляемых независимыми директорами. В настоящее время специализированные комитеты при советах директоров сформированы в 252 акционерных обществах.

- при участии независимых директоров в акционерных обществах организована работа по внедрению внутренней системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности общества. Результаты выполнения КПЭ планируется учитывать при определении размеров вознаграждений менеджменту общества и членам совета директоров общества.

При рассмотрении избираемых независимых директоров и профессиональных поверенных в отраслевой принадлежности наибольшее количество кандидатов занято в инвестиционно-финансовом секторе – 30 % и научно-образовательной сфере – 12% от общего числа кандидатов.

Вместе с тем, в целях дальнейшего повышения качества корпоративного управления в государственных компаниях, в частности, посредством предоставления возможности избрания в состав совета директоров независимых директоров, требуется проведение ряда мероприятий, направленных на законодательное закрепление института независимых директоров, создание прозрачного механизма, обеспечивающего избрание в состав совета директоров профессиональных директоров и ряда других мер, способствующих достижению главных целей – повышение прозрачности управления обществами и их инвестиционной привлекательности.

С учетом нашего опыта считаю, что одной из наиболее приоритетных стоящих перед нами задач на будущее является законодательное закрепление понятия «независимый директор» и требований к кандидатам, для выдвижения их в качестве независимых директоров в составы советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ исходя из правоприменительной практики.

Следует подчеркнуть, что работа в данном направлении уже проводится ФСФР России, Минэкономразвития России, Минфином России совместно с представителями Рабочей группы Комитета независимых директоров при РСПП.

Мы в основном поддерживаем предложения РСПП:

- о целесообразности введения в Закон об акционерных обществах понятия «независимого директора» и требований к независимому директору и его деятельности, определив случаи при которых лицо не может быть признано независимым директором;

- о введении института СРО независимых директоров;

- об установлении предельного срока (5 лет) участия члена совета директоров в качестве независимого директора в совете директоров акционерного общества.

Однако дискуссионным является предложение о закреплении в Законе об акционерных обществах требования об обязательности избрания независимых директоров в компаниях с государственным участием.

Кроме того, считаем целесообразным установить сбалансированное участие независимых директоров и профессиональных поверенных в составах советов директоров акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности государства, а также определить более четкие критерии, предъявляемые к указанным лицам.

Следует также отметить, что в рамках проведенного нами совместно с Росимуществом анализа эффективности деятельности советов директоров в 2008-2009 годах на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова были сформулированы основные задачи, решение которых позволит повысить эффективность деятельности акционерных обществ, в частности внести в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации, изменения предусматривающие:

- установление требований к порядку разработки и содержанию годового отчета акционерного общества с государственным участием, используемых федеральными органами исполнительно власти при определении позиции представителей Российской Федерации по голосованию по вопросу об утверждении годового отчета;

- предоставление отчетности представителями интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с государственным участием с использованием Портала и установление требований к формату и содержанию такой отчетности Росимуществом с учетом имеющихся поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- использование Портала для согласования позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам управления государственной собственностью и уведомления их о заседаниях органов управления открытых акционерных обществ, с государственным участием;

- возможность выдачи Росимуществом директив представителям Российской Федерации по голосованию по вопросам собраний (заседаний) органов управления акционерных обществ с государственным участием, если такие директивы необходимы для исполнения поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

Кроме того, в качестве еще одной площадки для обсуждения вопросов деятельности института профессиональных директоров в государственных компаниях мы предлагаем создать Экспертно-консультативный совет по развитию института независимых директоров в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, при Минэкономразвития России.

Подводя итоги, можно сказать, что задачи, поставленные перед нами в 2008 году, успешно реализуются. Вместе с тем, всем нам предстоит еще проделать большую работу, результатом которой будет являться достижение развитой культуры корпоративного управления и инвестиционной привлекательности компаний.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости