Шестоперов О.М., Закускина А.С, Шамрай А.А., Мигин С.В.
© Фонд «Либеральная миссия»
© НИСИПП, коллектив авторов
- Характеристика выборки
- Распределение предприятий выборочной совокупности по стадиям
- Особенности отдельных показателей деятельности на различных стадиях жизненного цикла
- Прекращение деятельности малых предприятий
- Факторы, определяющие динамику развития малых предприятий на отдельных стадиях жизненного цикла
- Оценка теневого оборота
- С момента первого раунда прошло 2 года, что для цикла развития малого предприятия довольно значительный срок (40%
- С момента первого раунда прошло 2 года, что для цикла развития малого предприятия довольно значительный срок (40% «жизни», если обратиться к результатам первого раунда). Это выразилось в том, что ряд предприятий за это время ушел с рынка, преобразовался. Некоторая часть сменила адрес, поиск в общедоступных базах данных нового адреса таких предприятий по их названию не дал существенных результатов.
- Было получено значительное число отказов по предприятиям. В частности это было обусловлено включением в анкету вопросов, касающихся теневой составляющей деятельности предприятий2.
3.1. Численность работников
3.2. Динамика оборота
3.3. Реинвестирование
3.4. Горизонт планирования
3.5. Оценка успешности и финансово-экономического состояния бизнеса
3.6. Делегирование полномочий по принятию управленческих решений
4.1. Основные причины прекращения деятельности и формы прекращения деятельности
4.2. Появление на рынке новых предприятий
4.3. Меры, предпринимаемые действующими предприятиями для минимизации негативного влияния последствий
финансово-экономического кризиса
5.1. Факторы, способные придать существенное ускорение развития предприятиям
5.2. Наиболее существенные препятствия для развития малых предприятий на различных стадиях жизненного цикла
5.3. Доступность заемных средств
5.4. Прогноз возвращения бизнеса на докризисный уровень по мнению опрошенных малых предприятий
5.5. Возможность перерастания в средний бизнес по мнению опрошенных малых предприятий
5.6. Ожидания в отношении роста бизнеса
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проходил в период май-июль 2009 года.
Выбор указанных регионов для проведения опроса был обусловлен проведением в них предыдущего исследования жизненного цикла малых предприятий. Порядка 40% опрошенных малых предприятий участвовали в предыдущем исследовании (первая половина 2007 г., 300 руководителей малых предприятий)1. Далее он обозначается как раунд 1. Не соблюсти «панельность» на достаточном уровне пришлось в виду следующих основных причин:
В разрезе видов деятельности в выборке были представлены все основные сферы активности малого бизнеса, но с определенным смещением в производственную сферу. Так, больше всего в выборке предприятий, занимающихся в основном розничной торговлей (13,7%), производством продукции промышленного назначения (13,3%) и потребительских товаров (13,3%), строительством (10,3%). По сферам деятельности оба раунда совпадают.
Преобладающей организационно-правовой формой предприятий, попавших в выборочное обследование, была форма общества с ограниченной ответственностью (75,7% предприятий). Также в выборке были представлены индивидуальные предприниматели (19,7%) и закрытые (3,0%) и открытые (0,7%) акционерные общества.
1 Жизненный цикл малого предприятия. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2009.
2 В 1-м ранде данный блок вопросов отсутствовал. Включение этих вопросов имело целью продолжить изучение теневой деятельности, начатого в исследовании Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002–2006 гг. / Мигин С.В., Шестоперов О.М., Шеховцов А.О., Щетинин О.А. – М.: МОНФ; НИСИПП, 2007. – 127 с. – Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 199.