Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ответы на вопросы: ремесленничество

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Ответы на вопросы:

  1. Кто такой ремесленник?
  2. Почему для организации ремесленной деятельности нужен Федеральный закон?
  3. Что относится к ремесленной деятельности?
  4. Как организована ремесленная деятельность за рубежом?
  5. Подготовка кадров?
  6. Организационно-правовая форма ремесленных палат: общественная или некоммерческая организация?
  7. Монополизм Ремесленных палат?
  8. Можно ли к ремесленникам относить только тех, кто занимается выпуском уникальных или высокохудожественных изделий или услуг (как принято в Московском законе)?
  9. Несовершенство закона “Об образовании” и проблема профессионального образования
  10. Классификатор ремесленных профессий

Москва 2002 г.


1. Кто такой ремесленник?

Этот вопрос часто вызывает споры и непонимание. Лучше всего это становится понятно на примере.

Допустим, на серийном машиностроительном заводе работает токарь. Он точит детали в соответствии с технологией массового производства. Здесь он просто токарь массового профиля.

Однако ему не хватает заработка, но у него есть свой гараж или сарай, а в нем кое-какие инструменты, а может быть и токарный станок. По вечерам он точит (а может точит и на предприятии), например, секретки к колесам автомобилей или делает фурнитуру для умывальников. Естественно, он ни у кого ничего не спрашивает, как делать и что, достает, где может материалы. Потом он продает изделия кому-то и получает какой-то доход. Такая деятельность может быть названа деятельностью сходной с ремесленной. Здесь он действует в рамках существующих законов. Он может также с кем-то объединиться, образовать юридическое лицо и работать.

Через некоторое время токарь решил, что на заводе платят мало. Лучше начать свое дело в гараже и поставить его на серьезную основу.

Он докупил себе необходимый инструмент, нашел помощников и сказал: “Теперь я хозяин средств производства, т.е. мастерской”. Однако чтобы на законных основаниях что-то выпускать, нужно образование (разряд), а он у него есть. Он говорит окружающим: “У меня есть официальный разряд токаря-универсала и своя мастерская. Я буду делать фурнитуру для умывальников”.

Поработав немного, он понял, что требуется еще и сертификат на продукцию, а как его получить он не знает. Тогда он пошел в ассоциацию механиков, где собрались такие же, как и он. Ему все рассказали, помогли, и он вступил в эту ассоциацию в качестве члена. Он пообещал, что будет следовать правилам, технологиям, сертификатам, которые нужны для производства его изделий и стал их выполнять. Это тоже деятельность сходная с ремесленной.

Пообщавшись с такими же рабочими в ассоциации, он узнал, что администрация его района помогла бы ему с арендой помещения, и есть возможность даже получить льготную ссуду на ремонт помещения и расширение дела. Однако для этого нужно объявить о себе, дать всю необходимую информацию о своем деле, строго выполнять требования сертификатов или лицензии. Все это осуществляется, когда он удовлетворяет требованиям Ремесленного реестра и входит в него на правах мастера-ремесленника.

Подумав немного, токарь решил, что он ничего не потеряет, а только выиграет, если объявит о себе всю информацию в Ремесленном реестре и вступит в ремесленную палату своего города. Он так и сделал.

Вот теперь он настоящий ремесленник – субъект ремесленной деятельности, а его деятельность называется ремесленной деятельностью.

Ремесленная палата помогает получать льготы от администрации города, бесплатно дает юридические консультации, имеет свой учебный центр, информирует ремесленника о действующем порядке совместной работы, организует семинары по новинкам оборудования и технологий, организует сбыт продукции и услуг своих участников и еще многое другое.

Это один пример. По аналогии работают гончары, парикмахеры, булочники, ткачи, ювелиры и все другие.

Ремесленник может выпускать как обычную продукцию, так и высокохудожественную, и от этого он не становится только ремесленником или только художником – это дело его способностей и чести. Он, конечно, может стать еще и художником, войдя в какую-то профессиональную художественную организацию. Он может бросить свое ремесло и заняться только какой-то его художественной частью и стать только художником.

Таким образом, ремесленник – это тот, кто:

    • имеет средства производства и работает сам;
    • имеет подтвержденную профессиональную квалификацию;
    • входит в какую-то профессиональную ассоциацию;
    • вписан в Ремесленный реестр и является участником Ремесленной палаты.

 

2. Почему для организации ремесленной деятельности нужен Федеральный закон?

Понятие ремесленник, ремесленная деятельность существуют во всем мире – это единая терминология Евросоюза, ВТО и ООН. Однако в законодательной базе России этого термина с 20-х годов прошлого столетия нет.

  1. Для использования его в обиходе законодательной практики и для непосредственного применения в хозяйственной деятельности он может быть введен только Федеральным законом.
  2. Понятия “ремесленная деятельность”, “ремесленник” являются важнейшими понятиями в мировой экономической практике. Во всех странах ЕС существуют федеральные законы О ремесленной деятельности, а в ВТО специальная классификация ремесленных товаров и услуг.
  3. Введение понятий “ремесленная деятельность”, “ремесленник” возможно только федеральным законом ст.71 пункты (ж, о) Конституции РФ, т.к. это категории, требующие правового определения.

  4. Особенности ремесленной деятельности можно выделить по следующим основным позициям:

- правовое определение и особенности категорий ремесленная деятельность, ремесленник и т.п., нормы отнесения к видам деятельности и т.п. (специфическая часть предпринимательской деятельности) (ст. 71, пункт о);

- специфика трудовых отношений (особенности социальной характеристики, перечень профессий, разрядность, квалификационные требования, подготовка кадров, особенности пенсионного обеспечения и т.п.) (ст. 71, пункт е). Перечень ремесленных профессий существовавших под другим названием с 1990г. отсутствует. Он может быть введен только федеральным законом, ст.71 пункт ж. Только после этого Правительство может ввести ремесленные профессии, их названия и требования к ним.

- специфика ремесленной деятельности характеризуется не только наличием собственности на средства производства, а также собственностью на вид ремесленной деятельности. Поэтому, если мастер ремесленник умирает, то его ремесленное дело (а не только собственность на средства производства) должно быть унаследовано. Порядок наследования ремесленной деятельности, существующий во всех развитых странах в России отсутствует, его может ввести только Федеральный Закон, ст.71, пункт о.

- специфика стандартизации, лицензирования, категорирования, метрологического контроля и т.п. (ст. 71, пункт р); В стране отсутствуют какие-либо нормативно- методические документы по ремесленной деятельности. Их некому разрабатывать и никто не уполномочен их вносить на утверждение. До 1990г. в России существовало 26 правил деятельности, утверждаемых правительственными органами (правила для парикмахеров, бань, ритуальным услугам, химической чистке, ремонту обуви т.п.). Полностью прекращен метрологический контроль со стороны органов Госстандарта, т.к. ремесленная деятельность формально не узаконена. Восстановить все это можно только Федеральным Законом ст.71, пункт р.

- особенности установления основ федеральной политики страны в части государственного, экономического, социального, культурного и национального развития значительной части самобытного населения России, связанного с ремеслами (ст. 71, пункт е);

- особенности установления правовых основ единого рынка ремеслных товаров и услуг, учет требований ВТО (ст. 71, пункт ж);

- в стране существует около 40 ремесленных палат субъектов РФ и около 500 других ремесленных объединений в городах, районах и т.п. Специфика их деятельности такова, что они решают вопросы:

а) санитарного благополучия населения;

б) защиты окружающей среды;

в) организации культурно-массовых предпочтений населения;

г) воспроизведения национально-культурных особенностей народов России и т.п.

Поэтому специфика организации ремесленных палат и объединений должна быть зафиксирована в Федеральном Законе, ст.71, пункты е, ж, з, и, р;

- в России ремесленной деятельностью занимаются 4-7млн. человек и этот важнейший вид профессионального труда не имеет ни наград, ни почетных званий. Это может быть введено только Федеральным Законом, ст.71 пункт с;

- попытки принятия законопроектов о ремесленной деятельности субъектами федерации без решения вышеупомянутых вопросов федерального ведения приводят к невозможности или неэффективности таких законодательных актов. Единственным примером такого законодательного акта является Закон “О ремесленной деятельности” Москвы, в котором часть понятий (субъект ремесленной деятельности, мастер, подмастерье и др.) введен с нарушением федерального законодательства, а многие нужные другие понятия просто не введены из-за отсутствия полномочий.

3. Что относить к ремесленной деятельности?

Законопроект в самом общем виде называет ремесленными те виды деятельности предпринимателей и предприятий, которые связаны с определенными ремесленными профессиями. Перечень таких профессий в соответствии со ст. 4 Законопроекта будет утверждать Правительство России. В качестве дополнительного материала предполагаемый перечень приведен в разделе 10.

Какие же туда входят профессии? Был изучен опыт дореволюционной России, а также перечни ремесленных профессий, существующие в мировой практике (Германия, Франция, Италия, Швейцария, США и т.п.).

Вывод таков: по большинству видов деятельности эти перечни пересекаются, а имеющиеся отличия, в основном, отражают особенности национального и регионального характера. Если говорить укрупненно, то это специалисты:

- по пошиву и ремонту одежды, обуви, галантереи и других предметов;

- строители, механики, автомеханики, радиотелемастера, лодочники и т.п.;

- изготовители посуды и другой утвари: гончарные изделия, литье, ковка и т.п.;

- булочники, кулинары, колбасники, мясники и т.п.;

- изготовители эстампов, линогравюр и другой печатной продукции;

- парикмахеры, косметологи и т.п.;

- аптекари, очечники и т.п. и еще многие другие.

Практически все эти профессии укладываются, за некоторым исключением, в три вида деятельности, существовавшие в России – это деятельность бытового обслуживания, частично местной промышленности и народных промыслов.

Примерно такое же деление было и в дореволюционной России.

Однако на сегодня существуют различные точки зрения. Например, в Москве считают, что ремесленники – это только те, кто самостоятельно занимается выпуском высокохудожественных изделий, т.е. работники народных художественных промыслов.

В Кирове к ремесленникам относят всех тех, кто обеспечивает бытовую и культурную инфраструктуру городов, поселков и сел.

В Белгороде, Нижнем - Новгороде, Санкт – Петербурге и др. к ним относят всех бытовиков и работников местной промышленности и народных промыслов.

Ремесленная палата России со своими 56 учредителями (из них 40 ремесленных палат субъектов федерации) считают, что к ремесленникам можно относить тех, кто обеспечивает людей всем необходимым в быту, жизни, в работе, т.е. дом, бытовые потребности, в том числе национально-культурные.

Мы долго обсуждали эти вопросы, и пришли к такому выводу.

Во-первых. Не стоит ограничивать перечень ремесленных профессий бытовым обслуживанием, или народными художественными промыслами, или еще чем-либо.

Во-вторых. Следует опереться на европейский опыт и позаимствовать оттуда этот перечень с учетом российских особенностей.

В третьих. Нужно сделать так, чтобы любой субъект федерации взял из этого перечня то, что ему удобно и соответствует его организационным возможностям и особенностям.

Если в Москве есть разделение бытового обслуживания и художественных промыслов в рамках Комитета потребительского рынка и Комитета по поддержке малого предпринимательства, есть закон о Ремесленной деятельности, где это уже принято, то пусть все так и остается. Это особенность Москвы, ее организационной инфраструктуры.

Если в Белгороде и Кирове думают и делают по-другому, в этом нет ничего плохого.

Федеральный закон, конечно, должен сказать, что в России будет относиться к ремесленной деятельности, но сказать так, чтобы любой субъект мог взять то, что он считает приемлемым для себя. Если он ограничивает свой перечень, то это его дело. Однако Федеральный закон должен дать весь общий перечень.

Отнесение деятельности к ремесленной или не к ремесленной влияет только на то, по какому порядку будут работать люди. Причем выбор порядка совершенно доброволен. Не хочешь быть ремесленником – работай в рамках существующих законов, хочешь им быть – будь добр, подчиняйся закону о Ремесленной деятельности.

Если г. Москва в силу своей специфики желает относить для себя к ремесленникам только людей, занятых народными художественными промыслами, а работников бытового обслуживания не относить к ремесленникам, то пожалуйста. Никто этому не мешает. Палата ремесел г. Москвы может состоять только из представителей народных художественных промыслов, а работники бытового обслуживания работать вне данного закона. Другие субъекты федерации могут принимать в силу своей специфики другие решения.

Именно так устроены ремесленные структуры Германии, Франции и других стран Евросоюза.

4. Как организована ремесленная деятельность за рубежом?

Ремесленная деятельность в странах Евросоюза организована очень четко. Во Франции, Германии и других странах приняты федеральные законы в отношении ремесленной деятельности. Более того, в рамках ЕС существуют многочисленные соглашения о единых ремесленных профессиях, единых требованиях к ремесленным профессиям и системе подготовки кадров позволяющие, например, мастеру-ремесленнику из Германии открыть свое дело в Швейцарии и наоборот.

Кто такой ремесленник в этих странах ?!

Франция. Ремесленник – это лицо, которое:

1. Осуществляет за свой счет определенную работу, руководит своим предприятием и обычно принимает личное участие в его работе.

2. Имеет профессиональную квалификацию (диплом или стаж, подтвержденный сертификатом Ремесленной палаты).

3. Работает с членами своей семьи, учениками и максимум с пятью компаньонами (сейчас эти ограничения почти сняты).

4. Входит в Ремесленный реестр и является членом Ремесленной палаты департамента.

Ремесленные палаты создаются по одной на каждый департамент (у нас субъект Федерации).

Функции ремесленных палат таковы:

    • ведение реестра и выдача сертификатов ремесленникам;
    • организация обучения и профессиональной подготовки кадров;
    • содействие имеющимися средствами расширению ремесленного сектора и рынков сбыта;
    • создание профессиональных организаций (технологических, научных, сбытовых, рекламных и т.п.), организаций взаимопомощи ремесленникам;
    • изучение и решение технических, экономических и социальных проблем ремесленников.

Германия. Ремесленник – лицо (группа лиц), которые должны отвечать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированными в Ремесленной палате;
  • принадлежать к одной из 124 профессиональных федераций по ремеслам или ремесленным видам деятельности;
  • иметь свидетельство, подтверждающее профессиональное мастерство.

В Германии более 60 Ремесленных палат, создаваемых по географическому принципу (по землям), которые осуществляют юридический надзор за деятельностью профессиональных федераций на своей территории.

Функции ремесленных палат таковы:

    • ведение реестра ремесленных предприятий;
    • формирование правил конкурентной борьбы, правовых норм;
    • осуществление экспертизы (сертификация, лицензирование и т.п.);
    • решение общих экономических вопросов, проведение технических консультаций;
    • участие в решении вопросов защиты окружающей среды;
    • информационное обеспечение с привлечением прессы, радио, телевидения;
    • разработка схем рационального размещения ремесленников по зонам, планирование строительства, транспортировка грузов;
    • внешнеэкономическая деятельность;
    • таможенная деятельность;
    • профессиональное обучение и разработка программ.

Аналогичным образом организована ремесленная деятельность в других странах Евросоюза. Федеральные законы “О ремесленной деятельности” в Германии и “Кодекс ремесленного производства” во Франции, а также другие законодательные акты этих стран в части ремесленничества, насчитывают 300-500 страниц текста и подробнейшим образом фиксируют специфические особенности ремесленной деятельности. Например, в русском переводе все вопросы законодательной практики ремесленной деятельности Германии желающие могут получить в Ремесленной палате России.

5. Подготовка кадров

На сегодня страна практически на 90% потеряла систему подготовки рабочих кадров для предприятий ремесленного профиля, т.к. действовавшая ранее система подготовки рабочих кадров на рабочих местах и в учебно-производственных комбинатах (УПК) фактически ликвидирована. На рабочих местах без лицензий готовить запрещено по закону “Об образовании”, учебные комбинаты остались без базовых предприятий и перешли в основном на переподготовку кадров по заявкам Фондов занятости. Эти фонды, как и вся страна, нищие и выбирают по конкурсу для переподготовки те УПК, которые готовят быстрее и дешевле. Естественно, программы подготовки произвольно сокращаются по отношению к ранее действовавшим, новые современные методы и оборудование в них идет в сокращенном виде, отсюда рабочие выходят недоучками. Следствия этого ужасны. В феврале 2002 года в Краснодаре погиб молодой самостоятельный ремесленник – мастер по ремонту кондиционеров, погиб от взрыва кондиционера (при ремонте вместо хладона долил в систему пропан, не по ошибке - а по незнанию).

В Челябинской области погибли люди от отравления дихлорэтаном – работники химчистки заменили перхлорэтилен дихлорэтаном.

Вспышка грибковых заболеваний в стране связана не только с неблагоприятной экологией, но и с тем, что 60% сапожников по ремонту обуви являются переносчиками грибковых инфекций, т.к. не применяют средства и устройства для обеззараживания обуви при ее ремонте, существующие для этого.

Ювелиры-ремесленники далеки от соблюдения требуемых правил при составлении сплавов, качество их часто не соответствует цене только потому, что их сейчас нигде не учат.

Можно привести много примеров подобных ситуаций, связанных с неграмотностью ремесленников, они массовые.

Некоторые могут сослаться на то, что ослаб контроль со стороны метрологических служб. Да, он конечно ослаб, более того, он в известной мере стал бюрократический и превратился скорее в побор, а не контроль. Видимо здесь мы еще долго не исправим положение, т.к. за 10 лет утеряны действующие лаборатории и ушли специалисты. Осталась в основном форма без профессионального содержания.

Однако только критиковать органы контроля сейчас не продуктивно – это наша общая беда и боль. Задача в другом – необходимо срочно восстанавливать профессиональную подготовку кадров ремесленников и пока нет другого пути, чем передать ряд функций по подготовке рабочих кадров производственным объединениям и ремесленным палатам.

Необходимо вычленить из государственного ведения подготовку кадров ремесленных профессий, отдать их в руки ремесленников-мастеров, помочь им организовать процесс обучения, а не давить государственными лицензиями, аккредитациями и аттестациями.

Контроль за учебным процессом, конечно, должен остаться за государством, но только контролировать нужно не ремесленников, а ремесленные объединения и палаты, которые могут и должны организовать подготовку ремесленных кадров.

Ремесленные палаты и объединения совместно с Ремесленной Академией и др. специализированными учебными заведениями должны взять на себя подготовку учебных программ, методических материалов, учебников, порядка аттестации ремесленных кадров, квалификационных требований и т.п.

Необходимо также вычленить перечень ремесленных профессий из общероссийского классификатора профессий, либо сделать его отдельным разделом этого классификатора. Это позволит избежать путаницы, т.к. многие ремесленные профессии и массовые рабочие профессии по названиям совпадают, а по своей сути совершенно различны, например:

    • обувщик узкой специализации (колодочник, лекальщик, затяжщик и т.п.) и обувщик ремесленник;
    • строитель (бетонщик, каменщик, штукатур и т.п.) и строитель ремесленник;
    • ювелир (огранщик, паяльщик, литейщик и т.п.) и ювелир ремесленник;
    • кузнец (на крупном заводе) и кузнец ремесленник.

Ремесленник отличается тем, что делает весь объем работ по профессиям сам и, как правило, не может иметь узкую специализацию.

Решить эти вопросы – одна из главных задач данного законопроекта.

6. Организационно-правовая форма ремесленных палат: общественная или некоммерческая организация?

По этому вопросу существует три точки зрения организационно-правовая форма может быть - общественная, общественно-государственная и некоммерческая.

В самой первой редакции законопроекта была выбрана форма некоммерческой организации (некоммерческого партнерства). Однако дальнейшее уточнение функций ремесленных объединений показало, что ряд позиций не вписываются в закон “О некоммерческих организациях”.

Так, некоммерческое партнерство не рассчитано на организацию с большим числом участников, тем более Всероссийскую. Это связано с вопросами внутреннего устройства и управления. Например, для ремесленной палаты высшим органом может быть съезд (конференция), а не собрание членов. Почему? Дело в том, что численность участников ремесленных объединений, например, субъекта федерации, это несколько тысяч физических и юридических лиц. Трудно себе представить, что эти люди, ежедневно работающие, могут собраться на собрание для решения дел ремесленного объединения. А без такого собрания невозможно решить оперативные вопросы участия в других организациях, создания и ликвидации представительств, филиалов и т.п.

Поэтому вопросы такого типа в ремесленной палате отнесены к прерогативе ее Правления, что, естественно, нарушает закон “О некоммерческих организациях”.

Таким образом, противоречие закону “О некоммерческих организациях” в части организации высшего органа управления - съезда, а не собрания (как в некоммерческом партнерстве, см. ст. 29 названного Закона) не позволяет иметь достаточные основания для отнесения ремесленных палат к некоммерческим организациям.

Кроме того, по своей сути палаты – это представители определенной профессиональной группы людей, что дает им право выступать в форме некоей общественной силы для обеспечения процессов самоорганизации и защиты от административных барьеров.

Поэтому в представленной редакции законопроекта она дана в форме общественной организации в смысле ст. 8 Закона об общественных объединениях.

Этот вывод подтверждается и уставами действующих ремесленных палат (около 30 палат), хотя они ошибочно названы в уставах некоммерческими организациями.

Особенности такой общественной организации, как ремесленная палата (в том числе и возможность членства в ней коммерческих организаций) на основании статей 4 и 8 Закона об общественных объединениях как раз и предусмотрены данным законопроектом, а именно “…особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов объединений могут регулироваться специальным законом…”. Тем более, что доля коммерческих организаций-участников в палатах не превысит 5-8% - это учебные, научные, рекламные и т.п. организации.

Такие разъяснения и рекомендации были получены от ряда юристов и, в частности, в официальном порядке в заключении института Частного права при Президенте РФ.

Другая возможная форма организации ремесленных палат – общественно-государственное объединение также дискутировалась в кругах экспертов и юристов. Здесь также есть как “за”, так и “против”.

С одной стороны, общественно-государственная форма более гибкая в работе, позволяет оказывать существенную материальную помощь со стороны государства, но она более жесткая по отношению к ремесленникам в части управления – передача части госфункций, согласования планов и назначений и т.п.

Здесь мнение сложилось такое – для начала ремесленные палаты не нужно сильно нагружать госфункциями, пусть они встанут на ноги сами. Тем более, что у государства пока нет существенных финансовых ресурсов для помощи этой группе производителей.

В дальнейшем, по мере появления в государстве определенных возможностей, накопления опыта взаимодействия ремесленных палат с администрациями, видимо, будет целесообразно перейти на форму общественно-государственного объединения. Но это дело будущего.

7. Монополизм Ремесленных палат?

Некоторые оппоненты указывают на то, что законопроект ограничивает право на ремесленную деятельность членством в ремесленных палатах. Это не так. Можно заниматься деятельностью сходной с ремесленной и не быть в Ремесленном реестре, не быть членом Ремесленной палаты. Это та же ремесленная деятельность, но ее участники не выполняют все или какой-либо из критериев отнесения к субъекту ремесленной деятельности. Таких критериев три:

    • иметь производственные ресурсы;
    • обладать подтвержденной квалификацией по ремесленной профессии;
    • быть внесенным в ремесленный реестр; ст.3 Законопроекта.

Теперь давайте посмотрим, можно ли субъектов деятельности, сходной с ремесленной, отнести к ремесленникам.

По первому критерию. Если человек не обладает производственными ресурсами для ремесленной деятельности, то как он ее будет осуществлять?! Ресурсы могут быть как собственными, так и арендованными, но они должны быть.

Кто может сделать заключение о наличии или отсутствии таких ресурсов – только Ремесленная палата, так как только она может сделать это профессионально, а не чиновники какой-либо администрации.

По второму критерию. Кто может подтвердить ремесленную квалификацию?! В стране нет даже перечня ремесленных профессий, не говоря о требованиях к ним. Спрашивается, кто и как будет оценивать ремесленную квалификацию?

Это может сделать только Ремесленная палата, исходя из требований данного законопроекта или какое-либо учебное заведение аттестованное с участием Ремесленной палаты.

По третьему критерию. Вхождение в ремесленный реестр является обязательным условием ремесленной деятельности, так как субъект ремесленной деятельности открыто заявляет о том, что он будет делать, как он будет делать, дает обязательства по выполнению всех необходимых регламентов (по безопасности, не нанесению морального или физического вреда клиенту, по сохранности окружающей среды, необходимой сертификации и т.п.). Если производитель это не сделал, то кто поручится, что он выполняет требования безопасности и других регламентов – никто.

Это три самых элементарных требования. В Европейских ремесленных палатах таких требований больше. Если человек не выполнил хотя бы одно из них, то как и кто его может назвать ремесленником. Он может назваться только сам, если он предприниматель или если он юридическое лицо, то данное юрлицо объявляет, что в его составе работают ремесленники.

Где же здесь объективность, кто может это оценить? Никто это объективно оценить не сможет, здесь есть только самооценка.

Таким образом, институт ремесленничества может быть введен только при наличии критериев отнесения к ремесленничеству, и при наличии организации, которой поручено оценивать каждого желающего по этим критериям. Такой организацией, в данной профессиональной сфере, является Ремесленная палата и никто больше.

А если производитель является субъектом ремесленной деятельности, то он автоматически является членом ремесленной палаты. Иначе быть не может, так как ремесленная палата не благотворительная организация, а общественная и на выполнение своих функций, даже по оценке производителя как ремесленника, должна иметь средства. Откуда эти средства? Они появляются из взносов плюс коммерческой деятельности.

Во всем мире это так, а у нас называют элементарный рыночный порядок – монополизмом. У ремесленных палат не может быть монополизма, так как они выборные общественные организации. У нас есть или очень может быть монополизм чиновников, и кто говорит о монополизме ремесленных палат, автоматически выступает за монополизм чиновников в ремесленном деле.

8. Можно ли к ремесленникам относить только тех, кто занимается выпуском уникальных или высокохудожественных изделий или услуг (как принято в Московском законе).

Разработчики Федерального закона “О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях” и разработчики московского закона “О ремесленной деятельности”, разошлись во мнениях кого относить к ремесленникам и какую деятельность считать ремесленной.

Москва в своих документах определила только виды ремесленной деятельности, а ремесленные специальности не определила совсем, например, 192 производство обуви (изготовление авторской обуви), 4540032 устройство зеленых насаждений (аранжировка цветочных композиций) и т.п. см. Закон г. Москвы “О ремесленной деятельности”, взяв эти виды деятельности из общероссийского классификатора. Причем в “Перечне ремесленных видов деятельности” (см. Приложение1, распоряжения мэра Москвы от 04.07.2001г №643-РМ) указано всего 90 видов деятельности. Однако в Классификаторе ремесленных профессий Ремесленной палаты России содержится только ремесленных профессий более 200. Для сравнения следует отметить, что перечень ремесленных и приравненных к ним профессий Германии содержит 165 видов. Количество видов ремесленной деятельности в зависимости от степени агрегации показателей составляет от 1000 до 5000, а не 90, как в Московском законе.

Ремесленник в Московском законе определен как “…- мастер (подмастерье) ….являющийся носителем художественной традиции какого-либо ремесла или промысла”, (статья 2), что существенно ограничивает виды ремесленной деятельности.

Для примера можно сказать, что ремесленные палаты Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Московской области гораздо больше Московской палаты ремесел и содержат в себе ассоциации “Работников бытового обслуживания”, “Народных промыслов”, “Работников местной промышленности” и т.п., т.е. значительно больший контингент ремесленных видов деятельности, нежели в Москве.

Другой пример. Во всех странах Евросоюза к ремесленным профессиям относят примерно те же, которые приняты в Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге, Московской области, Кирове, Белгороде, Ростове, Краснодаре и т.п. Ремесленная палата России также имеет классификатор ремесленных профессий близкий к применяемым в странах Евросоюза.

Какое же следует принять решение?

Москва жестко придерживается своей точки зрения, а другие субъекты России своей точки зрения. И те, и другие доказывают свою правоту, т.к. учитывают местные условия и особенности структуры управления.

Анализ показывает следующее.

  1. Точка зрения Москвы на ремесленную деятельность является уникальной и нигде в Мире не встречается.
  2. Если будет принята Московская трактовка ремесленной деятельности, то возникнут большие трудности в организационных процессах так:
    • другие субъекты РФ не в состоянии иметь такую узкую специализацию Ремесленных палат как предлагает Москва, что не позволит их содержать и охватывать весь перечень ремесленных видов деятельности субъекта Федерации;
    • при объединительных процессах в рамках СНГ возникнут проблемы стыковки ремесленных профессий, т.к. процессы создания ремесленных структур там также происходят и за образец взята схема стран Евросоюза (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Украина);
    • при вступлении России в ВТО мы будем заново менять виды ремесленных профессий, приводя их в соответствие с требованиями ВТО. Если это не сделать, то ремесленники России окажутся изгоями и не смогут работать по законам ремесленничества ни в странах дальнего зарубежья, ни в странах СНГ и все местное хозяйство будет наводнено дешевыми зарубежными товарами, имеющими по ВТО льготы и субсидии.

  3. Учитывая сложившуюся ситуацию нужно либо изменить редакцию Московского закона, либо разрешить субъектам РФ самим выбирать из перечня ремесленных специальностей только те, которые ему подходят. Это можно сделать, добавив в статье 4 данного законопроекта пункт 2, где указать на эту возможность.

Вывод:

Учитывая существенное влияние видов ремесленной деятельности на организационные структуры и схемы административного управления в субъектах Российской Федерации, а также различия в условиях и методах организационного управления целесообразно дать право субъекту федерации выбирать виды ремесленной деятельности самостоятельно из общего типового перечня утвержденного Правительством России.

Для справки

Перечень организаций входящих в Палату ремесел Нижегородской области:

Бытовое обслуживание Строители, кузнецы, парикмахеры, ювелиры, изготовители одежды и аксессуаров, изделий из кожи, авторемонтники
Местная промышленность Пекари, кондитеры, упаковщики, оптики, производители автодеталей, ножей; производство медицинского оборудования
Народные промыслы Мастера по обработке дерева, прикладного искусства; изготовители авторского трикотажа, росписи по шелку, глиняных картин
Прочие . . .

9. Несовершенство закона "Об образовании” и проблема профессионального образования

После принятия ФЗ “Об образовании” в 1992г. прошло не так много времени, однако уже сегодня мы видим, как он ограничил профессиональную подготовку кадров практически во всех сферах промышленного производства. Особенно большие проблемы возникли при профессиональной подготовке кадров для предприятий малого бизнеса и предпринимателей. Если человек открыл свое дело в форме малого предприятия, например, изготовление ювелирных изделий, металлоремонт, пошив сумок из кожи, производство линогравюр, оказание косметических услуг, выпечка домашних булочек, каменотес и т.п., то он работает с небольшим количеством помощников, часто в рамках своей семьи. Как научить его помощников мастерству, которым он владеет сам?!

Раньше, до 1992г., когда предприятия были государственными, арендными или работали на договорной форме все они входили в какое-то объединение, например, парикмахеров, ювелиров, ремонта бытовой техники, промысловые объединения и т.п. Тогда по закону любой квалифицированный рабочий, имеющий разряд и достаточный опыт по профессии мог обучать учеников. За это ему даже платили деньги. Он обучал своему ремеслу учеников, и через 3-6 месяцев ученики могли сдавать экзамен по данной профессии и получали 1 или даже 2 или 3 разряд в зависимости от знаний и мастерства.

Экзамен сдавался комиссии, в которую входили инженеры, технологи и квалифицированные рабочие. Состав комиссии утверждал директор предприятия. Таким образом готовилось 80 – 90% рабочих кадров в том числе и для малых предприятий.

С выходом в 1992г. ФЗ “Об образовании” такая практика прекратилась, т.к. в соответствии со статьей 21, пункт 3 “Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального, профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно – производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию, и имеющих соответствующие лицензии”.

Теперь, чтобы осуществлять профессиональную подготовку нужно иметь на предприятии образовательное подразделение, имеющее лицензию или как минимум аттестованного специалиста тоже имеющего лицензию. Какое может быть на малом предприятии образовательное подразделение, да еще с лицензией?! И какой рабочий будет проходить аттестацию, тратить деньги и время на получение лицензии, если он живет только за счет своего труда.

Кроме того, если раньше ученик, обучаясь профессии у мастера не платил ни каких денег, то теперь за получение профессии в образовательных организациях он вынужден, как правило, платить за учебу от 100 до 2000$ США. Где взять такие деньги молодым людям!?

В результате на малых предприятиях и у предпринимателей профессиональная подготовка на рабочих местах не производится. Надежда на то, что она будет осуществляться образовательными учреждениями, не оправдалась. Если ранее образовательными учреждениями готовилось 10-20% рабочих кадров, и эти учреждения находились, как правило, при крупных промышленных предприятиях, то сейчас образовательные учреждения стали самостоятельными и большинство из них потеряли базу профессиональной подготовки. Таким образом в настоящее время мы имеем всего подготовку 2-5% рабочих кадров от потребности, а качество подготовки рабочих кадров сильно ухудшилось.

Где теперь готовить до 90% рабочих кадров?! Особенно плохо обстоит дело на малых предприятиях и самое сложное положение у ремесленников, для многих из которых просто не существует образовательных учреждений для их подготовки (печники, кузнецы, колодезные мастера, ювелиры, шорники и т.п.).

Дефицит квалифицированных рабочих кадров и особенно для малых предприятий стал проблемой в России.

Вместе с тем ФЗ “Об образовании” в отношении профессиональной подготовки крайне противоречив и нуждается в корректировке.

1. В преамбуле закона сказано, что: “…Под образованием понимается процесс, связанный с констатацией достижения гражданином установленных государственных уровней (образовательных цензов)”.

2. В статье 21, пункт 1 сказано “…Профессиональная подготовка не связана с повышением образовательного уровня обучающегося, т.е. в соответствии с определением категории “образование” профессиональная подготовка, не является образовательным процессом”. Если это так, то профессиональная подготовка как вид необразовательной деятельности может выполняться любой организацией и эта организация не подлежит лицензированию как образовательная.

3. Кроме того, в статье 28 пункт 23 и статье 29 пункт 7 говорится только о лицензировании образовательных учреждений и ничего не сказано о лицензировании образовательных подразделений организаций (о них упоминается только в статье 21 пункт 3, где сказано, что они также должны лицензироваться). Следовательно, требования статьи 21 пункт 3 нарушают положения статьи 28 пункт 23 и 29 пункт 7, т.к. учреждение есть самостоятельное юридическое лицо, а подразделение организации и тем более специалист не являются самостоятельным юридическим лицом, т.е. не является образовательными учреждениями.

Кроме того, статья 30 пункт 1, говорит “… Установленная статьями 28 и 29 … компетенция в области образования … является исчерпывающей и не может быть изменена иначе, чем как законом”. Следовательно, статья 21 пункт 3 нарушает и эту статью ФЗ “Об образовании”. Профессиональная подготовка как необразовательная деятельность (по статье21 пункт 1 не сопровождается повышением образовательного уровня обучающимся) не требует от занимающихся ею подразделений организаций или специалистов, ни какой лицензии. Лицензии в соответствии со статьями 28 пункт 23 и 29 пункт 7 устанавливаются только для образовательных учреждений.

Такая путаница в ФЗ “Об образовании” по нашему мнению связана с тем, что профессиональная подготовка по своей специфике сильно отличается от образовательного процесса и нуждается в собственной регламентации.

Для устранения возникающих проблем с профессиональной подготовкой рабочих кадров нужно внести изменение в статью 21 пункт 3, оставив лицензирование только для самостоятельных образовательных учреждений. В отношении подразделений организаций, занятых профессиональной подготовкой следует потребовать, чтобы “профиль” профессиональной подготовки совпадал с профилем деятельности организации и это подразделение имело дипломированных специалистов со стажем работы по данному профилю не менее 5 лет. Если профессиональную подготовку осуществляет специалист в порядке индивидуальной подготовки, то он должен иметь установленную по данному профилю квалификацию, подтвержденную свидетельством и иметь стаж работы по данной профессии не менее 5лет.

Таким образом, подразделения организаций и специалисты, занятые подготовкой кадров должны быть освобождены от лицензирования.

Аттестацию по профессиональной подготовке должны осуществлять комиссии при организациях, имеющих подразделения по профессиональной подготовке, утвержденные руководителем данной организации. Если профессиональную подготовку на предприятии осуществляет специалист в порядке индивидуальной подготовки, имеющий свидетельство о профессиональной квалификации и стаж работы не менее 5лет, и на данном предприятии нет подразделения по профессиональной подготовке кадров, то аттестация осуществляется либо в соответствующем образовательном учреждении, либо в родственной организации, где имеется подразделение по профессиональной подготовки для данной специальности и аттестационная комиссия.

Подразделения по профессиональной подготовке рабочих кадров при организациях можно также создавать, если данная организация является объединением предпринимателей и юридических лиц, (ассоциацией, союзом, палатой и т.п.) по данной профессиональной деятельности или сходным видам деятельности.

С учетом сказанного в ФЗ “Об образовании” корректировке подлежит статья 21 пункт 3, где начиная со слов … “а также” … должна быть сделана следующая редакция … “а также в подразделениях по профессиональной подготовке рабочих кадров организации данного профиля или организациях, являющихся объединениями предпринимателей и юридических лиц, (ассоциациями, союзами, палатами и т.п.) по данной профессиональной деятельности или сходными видами деятельности”.

Профессиональная подготовка может также осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, имеющих свидетельство о профессиональной квалификации и стаж работы по данной специальности не менее 5лет.

В статью 21 добавляется также пункты 4 и 5.

4. Аттестацию, присвоение квалификации и выдачу свидетельства о профессиональной подготовке осуществляет аттестационная комиссия, утверждаемая руководителем организации, где осуществляется профессиональная подготовка. Если профессиональная подготовка организована в порядке индивидуальной подготовки, то аттестация, присвоение квалификации и выдача свидетельства производится в организации, имеющей права на профессиональную подготовку по данной специальности.

5. Программы профессиональной подготовки утверждаются организациями, осуществляющими профессиональную подготовку в соответствии с данным законом.

Данная корректировка ФЗ “Об образовании”, во-первых, снимает противоречия, имеющие место между статьями 21 и 28, 29,30, а во-вторых, позволит организовать профессиональную подготовку без лишних затрат и в массовом порядке.

10. Классификатор ремесленных профессий (СТП – 5)

1.Перечень ремесленных профессий

1.1. Строительная деятельность и отделочные работы

1.1.01 Каменщик

1.1.02 Специалист по строительству с применением бетонных и железобетонных конструкций

1.1.03 Специалист по строительству систем отопления и дымовых труб

1.1.04 Специалист по изготовлению печей для хлебопекарен

1.1.05 Печник

1.1.06 Плотник

1.1.07 Кровельщик

1.1.08 Сантехник

1.1.09 Газовщик

1.1.10 Штукатур

1.1.11 Электрик по сетям

1.1.12 Асфальтировщик

1.1.13 Вентиляционщик

1.1.14 Мастер по лепным изделиям

1.1.15 Полотер

1.1.16 Арматурщик

1.1.17 Столяр

1.1.18 Шлифовальщик

1.1.19 Литейщик пластмасс

1.1.20 Сварщик изделий и пластмасс

1.1.21 Дорожник-строитель

1.1.22 Специалист по тепло- и звукоизоляции

1.1.23 Плиточник, мозаист (укладчик кафельных и изразцовых плиток, мозаики)

1.1.24 Специалист по изготовлению бетонных блоков и терраццо (мозаичных полов)

1.1.25 Укладчик бесшовных полов

1.1.26 Специалист по строительству колодцев

1.1.27 Каменотес и скульптор по камню

1.1.28 Распиловщик камня

1.1.29 Маляр и лакировщик

1.1.30 Специалист по изготовлению изразцовых печей и систем воздушного отопления

1.1.31 Бахромщик

1.1.32 Цветочник

1.1.33 Озеленитель

1.1.34 Дизайнер

1.1.35 Трубочист

1.2. Электротехника и металлообработка

1.2.01 Специалист по изготовлению металлоконструкций

1.2.02 Специалист по хирургическому оборудованию

1.2.03 Специалист по изготовлению кузовов автомобилей

1.2.04 Механик в машиностроении

1.2.05 Инструментальщик

1.2.06 Токарь (по металлу)

1.2.07 Механик двухколесных транспортных средств

1.2.08 Специалист по изготовлению и ремонту холодильных установок

1.2.09 Специалист по электронным системам для информационных бюро

1.2.10 Автомеханик

1.2.11 Автоэлектрик

1.2.12 Механик сельскохозяйственных машин

1.2.13 Специалист по точной механике

1.2.14 Электрогазосварщик

1.2.15 Штамповщик

1.2.16 Антенщик

1.2.17 Ружейный мастер

1.2.18 Жестянщик

1.2.19 Кузнец

1.2.20 Специалист по водо- и газоустановкам

1.2.21 Специалист по установке систем центрального отопления и вентиляции

1.2.22 Медник

1.2.23 Электромонтер

1.2.24 Электромеханик

1.2.25 Специалист по электронным системам связи

1.2.26 Специалист по ремонту электромашин

1.2.27 Радио и телемастер

1.2.28 Часовщик

1.2.29 Паяльщик

1.2.30 Мастер по ремонту кинофотоаппаратуры и видеокамер

1.2.31 Мастер по ремонту швейных машин

1.2.32 Гравер

1.2.33 Чеканщик

1.2.34 Гальванотехник и шлифовальщик

1.2.35 Шорник

1.2.36 Специалист по литью из олова

1.2.37 Формовщик и литейщик

1.2.38 Колокольный мастер

1.2.39 Ювелир

1.2.40 Специалист по изготовлению и ремонту художественных изделий из золота

1.2.41 Специалист по изготовлению и ремонту художественных изделий из серебра

1.2.42 Специалист по обработке золота, серебра и алюминия

1.3. Деревообработка, изготовление и ремонт мебели

1.3.01 Столяр

1.3.02 Паркетчик

1.3.03 Специалист по изготовлению жалюзи

1.3.04 Специалист по изготовлению лодок

1.3.05 Судостроитель

1.3.06 Моделист

1.3.07 Каретный мастер

1.3.08 Токарь (по дереву)

1.3.09 Специалист по изготовлению деревянных игрушек

1.3.10 Специалист по изготовлению зонтов

1.3.11 Скульптор по дереву

1.3.12 Бочар (бондарь)

1.3.13 Изготовитель щеток и кистей

1.3.14 Корзинщик

1.3.15 Мебельщик, обойщик мягкой мебели

1.3.16 Изготовитель матрасов

1.3.17 Мастер по ремонту мебели

1.3.18 Реставратор антикварной мебели

1.4. Портновское дело, текстильное и кожевенное производство, пошив и ремонт обуви

1.4.01 Мужской портной

1.4.02 Дамский портной

1.4.03 Портной по пошиву белья

1.4.04 Вышивальщик

1.4.05 Вязальщик

1.4.06 Модистка

1.4.07 Ткач

1.4.08 Канатчик

1.4.09 Закройщик

1.4.10Изготовитель лекал

1.4.11 Швея

1.4.12 Кружевница

1.4.13 Плиссеровщик - гофрировщик

1.4.14 Гладильщик, формовщик

1.4.15 Изготовитель фурнитуры

1.4.16 Кеттельщик

1.4.17 Манекенщик

1.4.18 Художник-модельер

1.4.19 Вальщик валенок

1.4.20 Мастер по изготовлению корсетных изделий

1.4.21 Изготовитель ковровых изделий

1.4.22 Специалист по изготовлению оснастки парусных судов

1.4.23 Скорняк

1.4.24 Специалист по изготовлению шляп и шапок

1.4.25 Перчаточник

1.4.26 Сапожник

1.4.27 Специалист по ремонту обуви

1.4.28 Кожевник

1.4.29 Шорник

1.4.30 Меховщик

1.4.31 Специалист по выделке шкур животных

1.4.32 Специалист по оформлению интерьера

1.5. Производство продуктов питания

1.5.01 Пекарь

1.5.02 Кондитер

1.5.03 Мясник

1.5.04 Мельник

1.5.05 Пивовар и солодовник

1.5.06 Винодел

1.5.07 Сыродел

1.5.08 Маслобойщик

1.5.09 Специалист по изготовлению солений и варений

1.5.10 Колбасник

1.5.11 Специалист по выращиванию грибов

1.5.12 Овощевод

1.6. Оздоровление, гигиена, парикмахерские услуги, химическая чистка и уборка

1.6.01 Оптик

1.6.02 Специалист по слуховым аппаратам

1.6.03 Техник-ортопед и бандажист

1.6.04 Специалист по изготовлению ортопедической обуви

1.6.05 Зубной техник

1.6.06 Парикмахер

1.6.07 Постижер

1.6.08 Стилист

1.6.09 Манекенщик

1.6.10 Косметик

1.6.11 Маникюрша

1.6.12 Специалист по работе с воском

1.6.13 Специалист по соляриям

1.6.14 Тренер-консультант

1.6.15 Мойщик автомашин

1.6.16 Мойщик окон

1.6.17 Уборщик помещений

1.6.18 Красильщик

1.6.19 Специалист по уходу за зданиями

1.6.20 Оператор стиральных машин

1.6.21 Оператор машин химчистки

1.6.21 Пятновыводчик

1.6.22 Банщик

1.6.23 Массажист

1.7. Стекольное, бумажное, керамическое производство и прочие виды работ

1.7.01 Стекольщик

1.7.02 Специалист по отделке изделий из стекла

1.7.03 Оптик

1.7.03 Специалист по изготовлению приборов из стекла

1.7.04 Изготовитель термометров

1.7.05 Художник по стеклу и фарфору

1.7.06 Шлифовальщик драгоценных камней

1.7.07 Гравер драгоценных камней

1.7.08 Фотограф

1.7.09 Переплетчик

1.7.10 Брошюровщик

1.7.11 Книгопечатник: наборщик, печатник

1.7.12 Литограф

1.7.13 Специалист по трафаретной печати

1.7.14 Специалист по флексографии

1.7.15 Специалист по химиграфии

1.7.16 Стереотипер

1.7.17 Специалист по гальванопластике

1.7.18 Специалист по изготовлению керамики

1.7.19 Органный мастер (настройщик)

1.7.20 Настройщик музыкальных инструментов

1.7.21 Специалист по изготовлению фортепьяно и клавесинов

1.7.21 Специалист по изготовлению не духовых инструментов

1.7.22 Скрипичный мастер

1.7.23 Специалист по изготовлению смычков

1.7.24 Специалист по изготовлению металлических духовых и ударных инструментов

1.7.25 Специалист по изготовлению деревянных духовых инструментов

1.7.26 Специалист по изготовлению щипковых музыкальных инструментов

1.7.27 Позолотчик

1.7.28 Специалист по изготовлению вывесок и световой рекламе

1.7.29 Вулканизаторщик и шинник

1.8. Ритуальные услуги, бюро услуг, прокат, ломбард

1.8.01 Агент ритуальной службы

1.8.02 Мастер по изготовлению венков, цветов и др. принадлежностей

1.8.03 Мастер по изготовлению гробов

1.8.04 Мастер по изготовлению оград и постаментов

1.8.05 Организатор обрядов

1.8.06 Мастер по изготовлению памятников

1.8.07 Работник бюро добрых услуг

1.8.08 Работник службы знакомств

1.8.09 Няня

1.8.10 Специалист справочной службы

1.8.11 Руководитель кружка

1.8.12 Работник прокатной службы

1.8.13 Оценщик ломбарда

1.8.14 Контролер ломбарда

1.8.15 Товаровед ломбарда

1.8.16 Кладовщик ломбарда

1.8.17 Аукционист ломбарда

2. Перечень профессий, приравненных к ремесленным

2.1. Строительная деятельность и отделочные работы

2.1.01 Специалист по изготовлению каркасов (установка и предоставление во временное пользование каркасов из дерева, стали и легкого металла)

2.1.02 Специалист по осушению строительных сооружений

2.1.03 Укладчик полов (с использованием линолеума, покрытий из пластика и резины)

2.1.04 Асфальтировщик (кроме асфальтирования улиц)

2.1.05 Стыковщик (при надземном строительстве)

2.1.06 Специалист по защите деревянных конструкций и строительных сооружений от воздействия атмосферных явлений (защита стен и пропитка деревянных конструкций в зданиях)

2.1.07 Специалист по изготовлению свайных конструкций в гидротехнических сооружениях

2.1.08 Бурильщик и резчик бетона

2.1.09 Художник-оформитель театров и выставок

2.2. Металлообработка

2.2.01 Специалист по изготовлению проволочных каркасов для декоративных целей по специальным заказам

2.2.02 Шлифовщик и полировщик металлических изделий

2.2.03 Точильщик ножей

2.2.04 Специалист по защите заправочных станций (защита цистерн с горючим от коррозии без применения химических методов)

2.2.05 Специалист по утилизации транспортных средств

2.2.06 Чистильщик труб и каналов

2.2.07 Прокладчик кабеля при надземном строительстве (кроме стыковочных работ)

2.3. Деревообработка

2.3.01 Сапожник

2.3.02 Специалист по изготовлению колодок

2.3.03 Специалист по изготовлению клепок (бочарное производство)

2.3.04 Специалист по изготовлению стремянок (по специальному заказу)

2.3.05 Специалист по изготовлению лотков и корыт

2.3.06 Специалист по изготовлению обручей

2.3.07 Специалист по изготовлению кровельной драни

2.3.08 Специалист по изготовлению стандартных строительных блоков (окон, дверей, оконных рам, полок)

2.4. Портновское дело, кожевенный и текстильный промыслы

2.4.01 Специалист по изготовлению гладильных приспособлений для мужской верхней одежды

2.4.02 Портной-декоратор (кроме оформления витрин)

2.4.03 Специалист по изготовлению лоскутных ковриков

2.4.04 Кружевница

2.4.05 Портной по пошиву театральных костюмов

2.4.06 Плиссировщик

2.4.07 Позументщик

2.4.08 Художник по ткани

2.4.09 Вязальщик

2.4.10 Текстильщик

2.4.11 Штопальщик

2.4.12 Портной, занимающийся починкой

2.5. Производство продуктов питания

2.5.01 Мясник- потрошитель

2.5.02 Специалист по изготовлению пищевого льда

2.5.03 Специалист по разделыванию мяса на куски

2.6. Здравоохранение, гигиена, химическая чистка и уборка

2.6.01 Аппретурщик, декатировщик

2.6.02 Специалист по срочной химической чистке

2.6.03 Чистильщик ковров

2.6.04 Специалист по чистке трубопровода для подачи напитков

2.6.05 Косметолог

2.6.06 Гример

2.7. Прочие виды работ и услуг

2.7.01 Похоронные услуги

2.7.02 Санитар ритуальной службы

2.7.03 Специалист по изготовлению абажуров (по специальному заказу)

2.7.04 Настройщик фортепьяно

2.7.05 Театральный скульптор

2.7.06 Реквизитор

 

Литература

  1. Ягенуль И.Н. “Промысловые синдикаты”, Москва, 1895г.
  2. “Ремесла. Энциклопедия земли Вятской”, том 10, под редакцией Ситникова В.А., изд. “Вятка”, г. Киров, 2000г.
  3. Кобелев Н.Б. “Организация ремесленной деятельности”, изд. ООО “Издательский Дом БОН”, г. Москва, 2000г.
  4. Хартли Т.К. “Основы права Европейского сообщества”, изд. “ЮНИТИ”, г. Москва, 1998г.
  5. Герчикова И.Н. “Международные экономические организации”, изд. АО “Консалтбанкир”, г. Москва, 2000г.

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.