Бауман Инновейшн
Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ
Несмотря на продолжившееся в марте падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса становится меньше. По сравнению с началом года все больше компаний полагают, что ситуация в ближайшее время кардинально меняться не будет.
Москва, 8 апреля 2009 – ОПОРА РОССИИ совместно с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн представляет итоги мартовского мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. На сегодняшний день доля компаний, которые характеризуют свое состояние бизнеса как хорошее (21%), меньше доли компаний, дающих негативную оценку (30%). Остальные компании предпочли формулировку «ни хорошо, ни плохо». По итогам трех месяцев мониторинга 2% респондентов выбыли из линейки опроса: компании отказались участвовать в мониторинге в связи с критическим изменением ситуации в собственном бизнесе.
Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит чуть менее удручающе, чем в начале года, когда к ухудшениям готовились около половины опрошенных компаний: в марте компаний, дающих негативные прогнозы, оказалось 32%. До 41 % (по сравнению с 26% в начале года) увеличилась доля компаний, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. Количество оптимистов по сравнению с началом года практически не изменилось: по итогам мартовского мониторинга 27% опрошенных ждут улучшений уже через месяц.
Мониторинг – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении всего 2009 года руководители и/или владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.
Около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года таких компаний было 63%). Как «неизменную» ситуацию со спросом охарактеризовали 39% опрошенных (в начале года – 24%). Вместе с тем, с начала года стабильно 2/3 компаний оценивают текущий размер спроса как «умеренный» (43%) или «высокий» (20%). Увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (с начала года около половины респондентов по-прежнему испытывают сложности).
По-прежнему серьезные проблемы сохраняются в сфере заемного финансирования: на сегодняшний день для 2/3 компаний привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями (40%) или «практически невозможно» (28%).
С начала года наблюдается значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков: за последний месяц его отметила половина опрошенных компаний (для сравнения лишь 8% опрошенных компаний отметили снижение цен поставщиков). На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены поставщиков назвали 39% респондентов, 55% компаний считают цены своих поставщиков «умеренными». При этом среди компаний-респондентов на понижение отпускных цен идет одна из пяти компаний (22%), зато о повышении цен заявили 28% респондентов.
Незначительные позитивные изменения отмечаются на рынке кадровых ресурсов: сегодня подобрать персонал для 38% компаний не представляет труда (в начале года эта цифра составляла 33%). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для трети респондентов (35%).
Более доступной становится недвижимость: подбор помещений для бизнеса не вызывает никаких сложностей у 35% респондентов. Вместе с тем, проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для трети опрошенных компаний.
12% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов: при этом давление на бизнес за последний месяц усилилось. 11% компаний испытали на себе противоправные действия налоговых органов. Давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 4% респондентов.
На высоком уровне остается активность рейдеров: 13% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последний месяц и почти половина из них отмечают, что ситуация ухудшается.
С начала года более половины опрошенных предпринимателей регулярно отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем, в настоящее время на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (29% и 26% соответственно). Почти треть компаний (28%) планирует повышение цен.
30% респондентов имеют задолженности, чаще перед поставщиками. Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (40%).
В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует «падение спроса» (отмечено 49%1 респондентов). На втором месте - «дефицит финансовых ресурсов» (46%), на третье место поднялась проблема, связанная с «неплатежами со стороны покупателей» (28%). По сравнению с началом года в 2 раза возросла актуальность проблемы, связанной с «требованиями и проверками со стороны регулирующих органов»: если в начале года лишь каждый 20-й респондент отмечал ее в качестве одной из трех, ключевых для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге эту проблему отметил уже каждый 10-й.
Опрос показал, что отрасли по-разному реагируют на кризис. Так, по итогам трех месяцев мониторинга предприятия торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой назвали спад спроса на продукцию/услуги. Дефицит финансов поставили на 1 место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли. А для сферы ЖКХ важнее других проблем неплатежи покупателей.
Структура приоритетов компаний практически не меняется. Около 60% опрошенных компаний основной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 14% соответственно). Такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 18%, 12% и 8% соответственно. 13% компаний предполагают пойти на снижение цен. 25% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса.
Малый и средний бизнес ждет от Правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (49% ), развитие кредитования МСП (49%) и «замораживание» тарифов (40%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные с повышением доступности госзаказа (30%), снижением административного давления (24%) и ставок за аренду государственного и муниципального имущества (21%).
«Мартовский мониторинг наглядно демонстрирует – за несколько месяцев малому бизнесу удалось «приноровиться» к новой ситуации, неслучайно, ожидания и прогнозы предпринимателей стали менее пессимистичными. Но это не означает, что проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с кризисом, разрешатся сами собой. Мы по-прежнему ожидаем от Правительства решительных и выверенных действий. В противном случае, тренд может смениться на негативный», отметил президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов.
Результаты апрельского мониторинга будут представлены в мае.
1 Респондентам предлагалось выбрать три ключевые проблемы из списка.
2 Респондентам предлагалось выбрать три приоритета из списка возможных мер.
3 Респондентам предлагалось выбрать три позиции из списка возможных мер.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Основные задачи: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией; введение в практику доступных схем кредитования малого и среднего бизнеса; становление российского среднего класса; поддержка престижа предпринимательской деятельности; создание канала «обратной связи» в отношениях бизнеса и власти.
В составе ОПОРЫ РОССИИ действуют 80 региональных отделений. НП «ОПОРА» - объединяет 126 отраслевых союзов и ассоциаций. www.opora.ru
Бауман Инновейшн. Специализация - решения, стратегии и программы в области конкурентоспособности и экономического развития. Основные направления деятельности: разработка стратегий и формирование программ повышения конкурентоспособности и экономического развития регионов и региональных отраслевых кластеров; повышения эффективности и стратегической направленности деятельности администраций и отдельных ведомств; повышения эффективности федеральной и региональной политики в области образования, технологий и инноваций. Клиентами Бауман Инновейшн в России и за рубежом являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес ассоциации.