Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Лизинг в России

Файлы

Важность сектора МСП

Малые и средние предприятия (МСП) сегодня играют важную роль в решении важных экономических и социальных задач, а также в создании новых рабочих мест. Создание крепкой культуры предпринимательства жизненно необходимо для общего роста экономики и для того, чтобы российская экономика могла быть конкурентоспособной в будущем. За короткий срок сектор МСП может создать большое количество рабочих мест, увеличить налоговую базу, внести определенный вклад в увеличение национального дохода, а также может произвести ряд товаров, заменяющих импортируемые. В современной экономике сектор МСП является наиболее важным стимулом экономического роста. Таким образом, создание благоприятной среды для развития предпринимательства является критическим вопросом как для сектора МСП, так и для экономики в целом.

Цель исследования

Основная задача проекта Тасис СМЕРУС9803 “Поддержка развития малого предпринимательства” заключается в укреплении позиций и повышении эффективности Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) по вопросам государственной политики в соответствующей области. Именно в этом контексте и проводилось данное исследование по вопросам лизинга в России. Общая цель данного программного документа по лизингу заключается в том, чтобы собрать необходимую информацию по прошлому, настоящему и будущему лизинга, как инструмента финансирования МСП. Более конкретная задача сводится к подготовке рекомендаций, в основе которых должны находиться результаты исследований и изучения документов, бесед непосредственно с организациями, имеющими непосредственное отношение к данному финансовому инструменту в теоретическом, политическом или практическом разрезах.. Рекомендации содержат нормативные и практические предложения по созданию более благоприятной среды, которая приведет, если политики и законодатели воплотят ее в реальность, а финансовые учреждения и МСП будут охотно работать в ней, к тому, что лизинг станет полноправным инструментом финансирования МСП в Российской Федерации.

Введение в суть вопроса

Как правило, МСП финансируют свою деятельность из трех основных источников: собственные средства, банковские ссуды и рынки капитала. В Российской Федерации рынки капиталов еще недостаточно развиты, а банки предпочитают ссужать деньги крупным, устойчиво работающим предприятиям, которые имеют хорошую кредитную историю и могут предложить им достаточное обеспечение. Как следствие, единственным источником оборотных средств нередко становятся собственные средства.

Отработанная система лизинга позволяет МСП обходить два самых распространенных препятствия на пути к внешним источникам финансирования, а именно, запредельные процентные ставки – и на рублевые, и на валютные ссуды – и слишком жесткие требования к обеспечению, связанные с обычным банковским кредитованием. Кроме того, в Российской Федерации, как, впрочем, и на всех других недостаточно развитых и новых рынках, лизинг позволяет получать средства на более длительные сроки, чем могут и действительно предоставляют коммерческие банки. И, наконец, лизинг нередко оказывается единственным внешним источником финансирования, доступным для МСП, и единственным способом получения жизненно важных основных средств.

Как и в случае со всеми другими инструментами долгосрочного финансирования в Российской Федерации, лизинг страдает от дефицита средств со стороны предложения. Что касается стороны спроса, то уже имеется огромный спрос, связанный с необходимостью замены устаревших основных фондов в российской промышленности, который будет возрастать параллельно с макроэкономическим ростом. Одна из целей данного Программного документа состоит в том, чтобы поддержать позиции лизинга с тем, чтобы привлечь к нему больше финансовых средств, как из внутренних, так и внешних источников.

Лизинг позволяет МСП получать новое оборудование и новые технологии, необходимые для расширения и модернизации производства. В основе лизинга лежит допущение, что прибыль получают благодаря использованию средств, а не благодаря наличию прав собственности на них. Отсюда следует также, что собственником арендуемого имущества может быть внешнее по отношению к предприятию лицо, и что финансовые средства, зарабатываемые предприятием, являются для него основным источником лизинговых платежей.

Главное в системе лизинга – способность лизингополучателя зарабатывать в процессе своей хозяйственной деятельности финансовые средства, необходимые для осуществления лизинговых платежей, поскольку на протяжении всего срока действия договора лизинга лизингодатель-финансист сохраняет за собой право собственности на это имущество. Не имея возможности занимать деньги на приемлемых условиях, и не располагая собственными средствами, полученными в виде нераспределенной прибыли или венчурного капитала, МСП не смогли бы развиваться, если бы не было лизинга.

Существуют два вида лизинга: оперативный лизинг и финансовый лизинг. Оперативный лизинг это, по сути, разновидность “аренды” стандартного оборудования (например, компьютеры, фотокопировальная техника, автомобили), когда лизинговая компания занимается также и техническим обслуживанием оборудования. Финансовый лизинг предусматривает участие трех сторон (продавец имущества, лизингодатель и лизингополучатель). Лизинговая компания покупает имущество и доставляет его на предприятие, при этом имущество остается собственностью лизингодателя до тех пор, пока право собственности на него не перейдет на законных основаниях к лизингополучателю. Такой конечный переход права собственности является отличительной чертой финансового лизинга.

Состояние лизинга в Российской Федерации

На российском рынке в лизинг сдаются следующие виды машин и оборудования:

  • Обрабатывающее оборудование
  • Электронно-вычислительная техника
  • Промышленное оборудование
  • Недвижимое имущество

Сравнивая статистические данные за 1998 и 1999гг. (на момент написания данные за 2000 г. еще отсутствовали), можно заметить ряд изменений, которые произошли на рынке лизинга:

В 1998 г. лизингом пользовались, в основном, промышленные предприятия и строительные компании.

В 1999 г. в лизинг сдавалось, главным образом, телекоммуникационное, медицинское и прочее оборудование (57%), а также промышленное оборудование (38%).

Величина рублевых средств, выплаченных за взятое в лизинг оборудование в 1999 г., постепенно возрастала (после финансового кризиса 1998 г.), но, тем не менее, даже близко не приблизилась к цифре 1997 г., составлявшей (по некоторым оценкам) порядка 4 млрд. долл. США. В долларовом эквиваленте сумма платежей все еще сокращается. Это можно объяснить как ростом курса доллара по отношению к рублю, так и тем, что гораздо активнее используется (более дешевое) оборудование российского производства. Здесь следует заметить, что более высокие темпы обесценения рубля, превосходящие уровень его девальвации по отношению к доллару, могут говорить о возможном возврате предпочтений к импортному оборудованию.

Существуют три категории лизинговых компаний:

  • независимые коммерческие лизинговые компании
  • промышленные предприятия во взаимодействии с банками; такого рода объединения действуют, главным образом, в нефтегазовом и горнодобывающем секторах экономики
  • банки и их “кэптивные” структуры: несколько банков предлагают в лизинг также и ряд собственных продуктов (например, Сбербанк РФ)

Механизм лизинга в Российской Федерации еще недостаточно отработан. До сих пор лизинг все еще не стал новым источником финансирования МСП, и его официальное положение, с точки зрения законодательства, регулирования и налогообложения, остается не слишком прочным.

Исследование на тему “Финансовые технологии в малом бизнесе”, проведенное Ресурсным центром МСП в 1999 г., касалось также вопросов лизинга. Особое внимание было уделено лизингу оборудования и недвижимого имущества, которые непосредственно относятся к двум самым существенным категориям основных средств, без которых немыслима организация капитала и труда в производственных процессах.

В области лизинга оборудования сложилась следующая ситуация. Из 282 опрошенных МСП более 100 (>35%) заявили, что нуждаются в лизинге оборудования. Однако когда дело доходит до практического удовлетворения данной потребности, лишь одно из трех-четырех предприятий действительно пользуется лизингом, или менее одного из каждых девяти, участвовавших в опросе.

Разрыв между высоким интересом, проявляемым к лизингу как источнику финансирования оборудования, и чрезвычайно скромным масштабом его фактического применения является убедительным свидетельством того, что потребности в лизинге оборудования далеко не удовлетворяются в Российской Федерации. Еще одним доказательством плачевного состояния дел в этой области является то, что, по мнению четверти респондентов, в 1998 г. число реальных возможностей для лизинга оборудования было значительно ниже, чем в 1997 г.; и лишь 7% респондентов заявили, что положение изменилось к лучшему.

По мере “взросления” предприятия все чаще прибегают к лизингу оборудования. Компании, созданные до 1993г., вдвое чаще указывают лизинг оборудования в качестве возможного источника финансирования, чем предприятия, созданные после 1995 г. Эти факты указывают на необходимость более активной государственной поддержки лизинга для МСП, как средства обеспечения устойчивого развития и роста малых и средних предприятий, что позволило бы им не отказываться от реализации своих планов расширения производства. Потребность в этом становится тем более насущной, когда приходит понимание того, что потерять рабочие места в экономике сегодняшней России гораздо легче, чем создать.

Что касается лизинга недвижимого имущества, то здесь положение еще хуже; отвечая на вопросы, связанные с недвижимостью, 226 из 282 обследованных МСП указали, что 80% предприятий малого сектора сталкиваются с теми или иными проблемами в этой области. Отсутствие производственных площадей ограничивает рост малого бизнеса. Значительная доля респондентов (27%) не в состоянии найти дополнительные площади даже на неблагоприятных для себя условиях аренды. МСП, которые удовлетворены имеющимися у них производственными площадями, могут в любой момент столкнуться с неожиданным ростом арендной платы. Примерно 60% респондентов указали на то, что по сравнению с 1997 г. в 1998 г. условия аренды ухудшились, и лишь 2% полагают, что они улучшились.

Как и в случае с отсутствием достаточного количества оборудования, отсутствие производственных площадей угрожает реализации планов расширения МСП. Отсутствие и того, и другого может привести даже к закрытию и без того испытывающих большие трудности МСП, что является не самой редкой реакцией на “тупиковое” положение.

С учетом вышесказанного, лизинг недвижимости является вопросом исключительной важности для МСП. Однако в действительности лизинг в этой области остается скорее исключением, чем правилом, поскольку используют его лишь пять респондентов. Даже при том, что у некоторых МСП имеется возможность арендовать оборудование и технологические процессы на благоприятных условиях, включая право его последующего выкупа (что фактически представляет собой лизинг, хотя его и называют арендой), применительно к недвижимому имуществу такие схемы не действуют. Аренда объектов недвижимости с возможностью их выкупа по окончании срока договора была бы важным шагом вперед.

Развитие лизинга в рамках государственных программ поддержки предпринимательства можно было бы осуществлять посредством мобилизации принадлежащих государству неиспользуемых помещений и оборудования в интересах МСП. Создание такого рода ресурсов на основе специальной государственной программы могло бы оказаться более полезной, чем действующие в настоящее время обычные программы финансовой поддержки, например, выделения ссуд на льготных условиях.

В принципе малые масштабы использования лизинга со стороны МСП объясняются слабо отработанным нормативно-правовым обеспечением этой деятельности. Закон “О лизинге” от 1998 г. не предоставляет, а лишь декларирует льготы (главным образом, налоговые) лизингополучателям и лизингодателям. Удовлетворительного решения этого вопроса не найдено и в проекте Части 2 Налогового Кодекса, находящейся на момент написания этого программного документа на рассмотрении в Думе.

Совершенствование законодательной базы и обеспечение структурированной государственной поддержки лизинга, как источника финансирования, должно идти рука об руку с обеспечением устойчивых экономических условий. На это указывает кризис 1998 г., последствия которого оказались более серьезными для МСП, использовавших лизинг недвижимости или оборудования, чем для МСП в целом.

Информация представлена порталом Приморского территориального управления МАП России

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости