Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства А.В. Шарова на втором ежегодном деловом форуме "Развитие малого и среднего бизнеса"

Файлы

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.

Наши основные стратегические ориентиры – увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1% до 6%); снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота.

Формирование адекватной законодательной основы такого развития – один из инструментов государственной политики содействия предпринимательства.

Кратко остановлюсь на основных законодательных решениях, реализованных в 2009 году, и планах работы на 2010 год.

Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- 1 374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

- 227 744 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

- 18 012 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;

- 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

По итогам 2009 года наблюдается прирост сектора на 9,1%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам 2009 года 662 462 или 41% от всех юридических лиц (42% - в 2008 году). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малых компаний (3 505,0 тыс.человек).

Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в него вовлечено 290 150 компаний – это 18%. В указанной сфере занято 16% работников – около 2 000,0 тыс. человек.

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний – это строительство: 195 961 компания (12%), которые предоставляют рабочие места для 1 800,0 работников (14,6%).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 000,0 тыс. занятых работников (17%).

Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% компаний).

Однако динамика доли компаний, занятых в сфере науки, научных исследований отрицательна. Так, в 2004 году такие компании составляли 2,5% от числа субъектов малого и среднего бизнеса (22,5 тыс. единиц), К 2009 году общее число снизилось до 12,3 тыс. единиц, а доля упала до 0,75%. На таких компаниях трудится 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе.

Снижение числа постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло лишь на 3% (396,0 тыс.человек) и обусловлено прежде всего переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.

Однако наибольший интерес представляет сопоставление отраслевого распределения средних и малых компаний.

 Микро
предприятия
Малые
предприятия
Средние
предприятия
Оптовая и розничная торговля42,7%30,7%23,1%
Предоставление услуг18,8%17,0%8,5%
Строительство11,7%14,3%12,8%
Обрабат.
производство
9,4%16,0%22,4%

Как видно из таблицы, число средних компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых в сфере торговли.

Необходимо отметить, что около 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых и средних компаний.

Так, по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд.рублей, а в 2009 году всего 541 млрд.рублей, т.е. снизились в 2 раза.

При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних компаний – в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 9%, то в 2009 году отставание составило 44%.

Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России и Правительство Российской Федерации.

Именно поэтому, определяя цели проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Минэкономразвития России предложило выделить:

Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;
Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

При этом ставится задача повышения вклада малых предприятий в ВВП страны с 21 до 29%, в занятости населения - до 23%; доли неторгового сектора – до 40%.

То же самое касается и доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции: увеличить в 6 раз.

В прошедшем году удалось реализовать ряд законодательных мер, направленных сокращение административной нагрузки на бизнес. Ключевая из них - принятие закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» и ряд других важных мер. Однако это только первый этап в программе планируемых мер по сокращению административных барьеров.

За период действия данного закона выдано почти 29 тысяч уведомлений, из них: 44% - это розничная торговля, перевозка пассажиров и грузов – 16%, услуги общественного питания и бытовых услуг – по 12%.

Также отметим, что органами прокуратуры дается отказ на проведение половины внеплановых проверок бизнеса.

Важность данных мер обусловлена, прежде всего, тем, что именно снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе, самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики.

Поэтому тренд на сокращение административных барьеров, на недопущение появления новых барьеров будет первоочередным в законопроектной работе Минэкономразвития и других ФОИВ.

Так, мы продолжим совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь это касается поправок в кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность проверяющего за несоблюдение законодательства при проведении проверок. Чиновник, допустивший нарушение порядка проведения проверки будет нести ответственность в виде штрафа, а результаты такой проверки, должны быть признаны недействительными.

Мы также продолжим работу над расширением уведомительного порядка начала бизнеса.

Больше всего уведомлений подано в Московской области, Москве, Свердловской и Кемеровской областях.

В конце 2009 года были приняты поправки, вводящие в уведомительный порядок еще дополнительно в 7 видах деятельности.

В 2010 планируется уведомительный порядок распространить на все сферы, возможно, кроме лицензируемых сфер деятельности и немногих исключений, прямо поименованных в законе.

Другими нормами, приведшими к резкому снижению необоснованных проверок бизнеса, стали нормы о сокращении оснований для внеплановых проверок и необходимости согласования проведения внеплановой проверки малого бизнеса с органами прокуратуры. По данным Генеральной Прокуратуры за 2009 год поступило более 37 тыс. заявлений о проведении внеплановых проверок, из которых согласовано только 19 тыс. То есть почти в 50% случаях проверяющим было отказано. Причем по регионам также статистика разная. Например, в Москве количество отказов составило 77%, а в Воронежской области – 29%.

Кроме того, исходя из результатов мониторинга, проводимого Минэкономразвития России за III и IV кварталы 2009 г., а также за I квартал 2010 г. отмечается постоянное снижение проводимых органами контроля проверок (за исключением органов финансового контроля и правоохранительных органов). Так, по сравнению с III кварталом 2009 г. в I квартале 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.

Отмечаем, что Федеральным законом от 26 апреля 2010 г. № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 9 мая 2010 г. указанная норма о согласовании внеплановых выездных проверок, распространяется на проверки всех субъектов предпринимательства.

В прошлом году проведена значительная работа, направленная на оптимизацию контрольных функций органов милиции на потребительском рынке.

Установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела.

А 31 марта 2010 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологического, фитосанитарного, налогового контроля, контроля в банковской сфере и сфере финансовых рынков, технического регулирования, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (79 составов).

Две третьих малого бизнеса заняты в сфере торговли и бытового обслуживания, поэтому мы рассчитываем, что эта мера окажет существенное влияние на темпы снижения административного давления на бизнес.

В 2010 году будет продолжена работа по сокращению лицензируемых видов деятельности, а также по унификации порядка лицензирования.

Минэкономразвития готовит комплексный законопроект, предусматривающий унификацию порядка лицензирования и удлинение сроков выдачи лицензий.

Большой потенциал снижения административной нагрузки находится в области саморегулирования. В 2010 году будет продолжена работа по замене лицензирования и государственного контроля в ряде сфер деятельности саморегулированием. Такими сферами могут быть ветеринария, технический осмотр автотранспортных средств и другие.

В 2009 году по инициативе законодательных собраний ряда субъектов Российской Федерации принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Для большинства предпринимателей закон был «лакмусовой бумажкой» при оценке действий Правительства по поддержке именно микропредприятий.

По информации ФНС России с момента вступления указанного закона в силу (с 21 июля 2009 г.) на 1 января 2010 г. в налоговых органах Российской Федерации плательщиками ЕНВД снято 239 тыс. единиц ККТ. При средних расходах на обслуживание ККТ 30 тысяч рублей в год, это составит экономию для предпринимателей более 7 000 млн. рублей.

В данной сфере считаем необходимым продолжить совершенствование законодательства, направленное прежде всего на снижение стоимости контрольно-кассовой техники за счет снятия административных барьеров доступа новых моделей на рынок.

Я остановился на общесистемных мерах, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Однако, много административных барьеров лежит в плоскости отраслевого законодательства. Во многих сферах (например, в сельском хозяйстве) законодательство не менялось десятилетия и не отвечает потребностям модернизационной экономики.

В ноябре 2009 года Правительством был утвержден план проведения работ по реинженирингу контрольно-надзорных и разрешительных процедур в отраслях. По мере проведения данной работы готовятся системные изменения в законодательство по сокращению конкретных административных барьеров. Уже подготовлены предложения в области сельского хозяйства, образования, строительства. Основные законы будут внесены в течение 2010 года.

В то же время комплексная оптимизация услуг и снижение административных барьеров предполагает необходимость серьезного пересмотра и изменения законодательства на региональном и местном уровнях власти, так как многие барьеры находятся как раз на этих уровнях. Это наглядно иллюстрирует исследование всемирного банка, по данным которого при одинаковой федеральной законодательной базе срок получения разрешения на строительство в Ростове на Дону составляет 194 дня, а в Воронеже 1207 дней, в Казани 350, а в Москве 704. Также существенно, на порядок разнятся затраты на получения данной услуги.

Совершенствование законодательства, порядка оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне потребует в 2010 году серьезной совместной скоординированной работы.

Я также хочу остановиться на теме предоставления государственных и муниципальных услуг при осуществлении разрешительных функций и юридически значимых действиях.

Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», цель которого - создание системных условий для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Другое важное направление - регламентация взимания платы при предоставлении услуг. Перечень платных услуг должен быть исчерпывающим, понятным и публичным, а стоимость регламентирована нормативным актом органа, оказывающего услуги на основе принятой методики ее расчета. Эти нормы также нашли свое отражение в проекте федерального закона.

Борьба с административными барьерами – безусловный приоритет в нашей законодательной работе.

Однако реальные потребности малого и среднего бизнеса не замыкаются данной сферой.

Именно поэтому вопросы совершенствования налогообложения, расширения имущественной поддержки и вовлечения малых компаний к государственному (муниципальному) заказу также остаются в повестке работы.

В ноябре 2008 внесены изменения в Налоговый кодека, предусматривающие предоставление законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга права уменьшать ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с 15 до 5 процентов.

По данным «ОПОРЫ РОССИИ», в 2009 году в 60 субъектах Российской Федерации такие решения были приняты. Однако в трети регионов снижение налоговой нагрузки на малые предприятия так и не произошло.

Считаю, что члены Совета Федерации должны уделить данному вопросу на местах самое пристальное внимание.

Считаем, что основное развитие для микропредпринимателей должна получить система патента, как наиболее простая и удобная для микропредприятий система налогообложения. Сейчас ее применяют всего 3,8 тысяч предпринимателей из зарегистрированных 4 млн. человек. По оценкам экспертов, существующий потенциал этой системы - 1 млн. предпринимателей.

В рамках действующего налогового законодательства в период 2007-2009 годов принят ряд решений, направленных на поддержку малых компаний. Однако основная часть таких решений носила общий характер и была связана со снижением общей налоговой нагрузки на бизнес, совершенствованием налогового администрирования.

Правительством уже принят ряд решений, направленных на формирование налоговых стимулов для развития компаний, занятых в сфере высоких технологий и социальной сфере. Соответствующие предложения будут также представлены в весеннюю сессию.

В июле 2009 г. по итогам годового применения федерального закона, предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, приняты поправки, которыми снижен срок обязательной аренды с трех до двух лет, уточнен принцип добросовестности предпринимателя.

Это позволило серьезно увеличить количество сделок по выкупу помещений. По информации, представленной Росреестром, уже 10 500 предпринимателей стали собственниками имущества. Однако до настоящего времени ни одного договора не зарегистрировано в 5 регионах: Республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, городе Москве, Забайкальском крае, а в ряде регионов заключено не более десятка сделок.

91,5 % договоров купли-продажи с использованием преимущественного права выкупа заключено с возможностью оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества в рассрочку. Средний срок рассрочки составил 3,5 года. По сравнению с показателями мониторинга за 2009 год средний срок рассрочки увеличился на 0,2 года. В 6 субъектах Российской Федерации средний срок рассрочки для субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 5 лет.

За 3 месяца 2010 года субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 1 010 тыс. кв.м. на сумму более 7 млрд. руб. Всего за время действия Федерального закона субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 2 048 тыс. кв.м. на сумму более 28 млрд. руб.

Учитывая востребованность предпринимателями преимущества, предоставляемого Федеральным законом № 159-ФЗ, а также неснижающийся темп подачи заявлений на выкуп помещений, целесообразно продлить действие данного Федерального закона.

Средняя стоимость 1 кв.м. выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений составила 13,9 тыс. руб. По сравнению с данными мониторинга реализации Федерального закона за 2009 год средняя стоимость 1 кв.м. выкупленных помещений уменьшилась на 6,1 тыс. руб.

Следует отметить, что в нескольких субъектах Российской Федерации стоимость 1 кв.м. существенно выше среднего значения: средняя стоимость 1 кв.м. выкупленных субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в г. Санкт - Петербурге составила 49,2 тыс. руб., Нижегородской области – 37,2 тыс. руб., Сахалинской области – 36,9 тыс. руб., Новосибирской области – 32,7 тыс. руб., Иркутской области – 30,4 тыс. руб., Курской области – 30 тыс. руб.

Еще один важный вопрос имущественной поддержки – формирование региональных перечней имущества для целей предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду малым предприятиям.

На текущий момент, по данным ежеквартального мониторинга Минэкономразвития России, в аренду малым и средним компаниям предоставляется около 12 млн.кв.м. государственного и муниципального имущества. Такая аренда доступна 22 000 компаний.

Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства арендует имущество, включенное в перечень государственного имущества Самарской области (621), Свердловской области (322), Белгородской области (322), а также Республики Карелия (104).

В то же время в 18 субъектах Российской Федерации количество субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих помещения, включенные в перечни государственного имущества, не превышает 5 единиц (в каждом из субъектов Российской Федерации).

В 2008 году мы предоставили право малым и средним компаниям – арендаторам продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 г.

А в июле прошлого года данный срок был продлен до 1 июля 2015 г.

Первые данные мониторинга показали, что на внеконкурсной основе предоставляется более 4 млн. кв.м. нежилых помещений.

Еще одно направление совместной работы – формирование законодательных основ функционирования специализированных финансовых институтов. В этой связи отмечу принятый в июле 2009 года Федерального закона «О кредитной кооперации».

В 2010 году необходимо обеспечить принятие федерального закона «О микрофинансовой деятельности», который направлен на установление цивилизованных принципов деятельности внебанковского кредитования малых (в первую очередь начинающих компаний).

Данный законопроект уже рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд.рублей, в том числе:

- 16 млрд. рублей - субсидии регионам по линии Миэкономразвития России, включая 2 млрд.рублей на поддержку инноваций, 2 млрд.рублей на моногорода и 1 млрд.руб. на Северный Кавказ;

- 1 млрд.рублей – Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической сфере целевым образом на программу поддержку компаний, созданных высшими учебными заведениями;

- 2 млрд.рублей – квота в программе Минпромторга на поддержку экспорта;

- 5 млрд.рублей – квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых компаний. При этом в бюджетах регионов расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства остались на уровне 2009 года.

Поданы заявки от всех регионов на сумму свыше 24 млрд.рублей.

В 2010 году основной акцент в программе сделан на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства, при этом мы сохранили наиболее востребованные направления: грантовую поддержку, поддержку микрофинансирования, обучающие программы.

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы мы поддержали 540 компаний. Поддержка будет оказана 10-15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортно-ориентированных малых компаний.

Следующий блок поддержки – это развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд.рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд.рублей мы действительно сможем существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению.

В этот блок мы включаем субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере не превышающем 1,0 млн.рублей.

Еще одно направление – предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет будет отдан краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие.

Мы хотим увеличить число обучаемых в 2 раза до 50 000 человек.

Новыми направлениями станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов.

Поддержку малого предпринимательства моногородов считаем необходимым проводить в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

В среднем расходы на реализацию муниципальной программы составляют 80 млн.рублей – 100 млн.рублей.

Такие программы утверждены уже в 6 городах, до конца месяца будут утверждены в 15 городах, а к концу июня – во всех монопрофильных городах.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости