Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Административные барьеры

Общие рекомендации при проверке

1. Как избежать необоснованных проверок (Журнал учета мероприятий по контролю)

Предпринимателей сегодня проверяют десятки контролирующих организаций, в числе которых: налоговая инспекция, налоговая полиция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, Фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, милиция и множество других.

Штрафы, накладываемые этими органами и организациями, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. В настоящее время предпринимательство практически полностью зависит от чиновничества. Сегодня во власти чиновников такое количество вопросов, что они при желании могут “задавить” любого предпринимателя. В компетенции некоторых чиновников находятся вопросы проведения проверок деятельности предпринимателей, и если какой либо чиновник пожелает, предпринимателя могут достаточно длительное время проверять различные организации, которых у нас в области более чем достаточно. Говорить о последствии таких проверок излишне. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка — это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов.

До принятия ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” от 08.08.2001г. количество проверок никак не регламентировалось. В соответствии с данным законом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года. ФЗ предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать как исполняются предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия.

Внеплановые проверки проводятся в строго определенных законом случаях:

  • если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившее орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки. К сожалению, вышеуказанный Федеральный закон распространяет действие не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением:

  • налогового контроля;
  • лицензионного контроля;
  • оперативно-розыскных мероприятий - дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; а также некоторых других.

Закон закрепляет ряд важных принципов защиты прав юридических л предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа, учет мероприятий по контролю, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении, недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; за проведение мероприятий по контролю и др.

Одним из принципов является недопустимость непосредственного получения органами контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю. Однако контролирующие органы часто его игнорируют.

Важной гарантией защиты прав предпринимателей является журнал учета мероприятий по контролю. Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ “О защите прав юридических лиц” документ, который хранится у предпринимателя и в котором каждый проверяющий должен делать соответствующие отметки о проведенных им проверках. Итак, форма журнала учета мероприятий по контролю субъекта предпринимательской деятельности:

Журнал учета мероприятий по контролю субъекта предпринимательства

Полное наименование:___________________________________________ Местонахождение:_____________________________________________ Орган регистрации:_____________________________________________ Дата:_________________________________________________________ Государственная регистрация: номер_______________серия____________

Каждый предприниматель должен иметь прошитый, пронумерованный и скрепленный своей печатью журнал учета мероприятий по контролю. Если у предпринимателя несколько мест торговли он должен иметь журнал учета в каждом месте торговли. В графе “Местонахождение” указывается юридический адрес (адрес прописки) предпринимателя, а если книга проверок хранится, к примеру, в павильоне, то указывается местонахождение павильона. Это существенно поможет ему в дальнейшем. Наличие заполненного журнала поможет предпринимателю и в случае апеллирования к различным интонациям с жалобами на действия проверяющих. При отказе проверяющего от заполнения журнала учета мероприятий по контролю предприниматель вправе не допускать его к проверке.

2. Примерные правила поведения при проверке

Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки обычно допускается множество грубых ошибок, как с его стороны, так и со стороны проверяющего. Цель настоящего пособия — научить предпринимателя поведению при проверке, использованию в свою пользу ошибок проверяющего. Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую просто не имеет представления о всех нюансах своего поведения при проверке. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке.

Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и знайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).

В распоряжении должно быть также указано:

  • его номер и дата;
  • наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые основания проведения проверки;
  • дата начала и окончания проверки.

Проверяющий всегда настроен негативно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к нему доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.

Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или подписание документов не имеет существенного значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких-либо документов оценит это скорее негативно.

В случае, если вы по каким либо причинам не согласны с составлением проверяющими документом, при подписании сделайте пометку “не согласны”. Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.

Необходимо знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.

Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило “разрешено все, что не запрещено”, то для проверяющего наоборот: “запрещено все, что не разрешено”. Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия в законности которых вы сомневаетесь.

Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя доказывая свою невиновность, наоборот государственные орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности.

При осуществлении правосудия “... не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона…” (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушение закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности.

Статья 234 кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом

Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему согласно ст. 247 КоАП должны быть разъяснены права, копия протокола должна быть не медленно вручена предпринимателю (ст. 236.1 КоАП). В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец, и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.

При этом для проверяющих возникают сложности следующего порядка. Согласно статье 38 КоАП, “...административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения”. Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно.

Документирование при проверке

Согласно статьи 231 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) “…доказательствами ... являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении й иные обстоятельства, имеющие значение правильного разрешения дела…”. Эти фактические данные могут иметь различную форму. Вторая часть указанной статьи гласит, что “…эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом изъятии вещей и документов, а также иными документами...”. В соответствии ст. 9 ФЗ “О защите прав юридических лиц...” в качестве доказательства можно рассматривать также и акт проверки.

Итак, при проверке, которая выявила недостатки в деятельности предпринимателя, теоретически могут быть составлены следующие документы:

  • акт проверки;
  • протокол об административном правонарушении;
  • объяснения предпринимателя;
  • объяснения потерпевшего;
  • объяснения свидетелей;
  • заключение эксперта;
  • протокол об изъятии вещей и документов;
  • другие документы.

Однако, как правило, составляется протокол об административном правонарушении, акт проверки, реже акт изъятия (товара, документов и других вещей, которые потом являются вещественными доказательствами по делу).

1. Протокол об административном правонарушении

К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех иных нарушений, что в свою очередь влечет наложение штрафа в размере от 3 до 1000 МРОТ. Однако, не торопитесь расставаться со своими кровными, помните два важных принципа:

  • абсолютно все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона, то есть им запрещено все, что прямо не разрешено законом. Любые нарушения этого принципа и выход за пределы полномочий сводит на нет все результаты их деятельности;
  • совершение действий, входящих в компетенцию проверяющего, должно происходить в соответствии с законодательством. То есть, даже если это ему решено, он делает это не так, как ему вздумается, а в строгом соответствии с законом.

Из этих принципов следует важный вывод — любые действия или акты проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже если с вашей стороны действительно были нарушения.

Наиболее важным документом, является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушёния. Это означает, что если нет протокола, или он утратил силу, то нет и ответственности за правонарушение. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР законодательством, “...о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации...”. Помимо КоАП, это предусмотрено в Налоговом кодексе (ч. 7 ст. 101), Федеральном законе “Об административной ответственности юридических лип (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (ст. 17), Законе “О милиции” (п. 1 ч. 1 ст. 1 1) и т.д.

Обращаем ваше внимание на то, что обязательное составление протокола предусмотрено Федеральными законами, поэтому любые заявления проверяющих о том, что это не предусмотрено их внутренними актами (обращения наших членов показали, что этим особенно грешат сотрудники милиции) неправомерны, поскольку ни один подзаконный акт (таковыми являются внутренние инструкции и распоряжения) не может противоречить закону.

Законом предусмотрен также перечень случаев, когда протокол не составляется (ст. 237 КоАП. Он сводится к двум пунктам:

  • ряд незначительных правонарушений, штраф за которые взимается на месте (нарушения правил дорожного движения, правил пользования раз видами транспорта и т.п.). В данном случае протокол не составляется, если нарушитель согласен с наложенным на него взысканием и готов уплатить штраф;
  • случай, когда производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если ни имеются; объяснения нарушителя; иные сведения (ст. 235 КоАП РСФСР).

Как правило, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения правонарушения, если нарушитель на месте. Это вытекает из смысла ст. 238 КоАП. Кроме того, некоторые нормативные акты прямо указывают на это, например, ст. 19 Федерального Закона № 143-ФЗ “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Только в случае невозможности составить протокола на месте осуществляется привод нарушителя в РУВД для выяснения обстоятельств и составления протокола (ст. 238 КоАП). В случаях, предусмотренных ст. 18 Закона № 143-ФЗ протокол составляется после административного расследования (если требуется производство сложных и трудоемких экспертиз). Однако такие случаи в практике встречаются нечасто, поэтому, если в вашем присутствии обнаружили какое-то нарушение, а протокол составили через неделю, то в большинстве случаев вы имеете основания для обжалования наложенного на вас взыскания. Поэтому, при подписании документа следите за тем, чтобы дата в нем соответствовала дате составления, и в случае каких- либо отклонений делайте соответствующие пометки.

Протокол составляется только в присутствии нарушителя: должностного лица организации или самого предпринимателя. Это вытекает из смысла ст. 235 КоАП. Очень часто в ходе рассмотрения обращений выясняется, что составление протокола проводилось в отсутствие предпринимателя, протокол подписывался продавцами, а сам он узнает об этом позднее. Такими действиями со стороны проверяющих грубо нарушаются процессуальные права нарушителя, предусмотренные ст. 247 КоАП. Кроме того, в соответствии с законодательством продавец не является представителем предпринимателя, поскольку представительство в этом случае возможно только по доверенности. Поэтому он не имеет права ни подписывать протокол от имени предпринимателя, ни получать копию протокола за него. Таким образом, если и данные правила были нарушены проверяющими, то ваши шансы на положительное решение суда резко возрастают. При составлении протокола обращайте внимание на то, чтобы все графы были заполнены. Помните, в протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для вас:

  • личные сведения;месте жительства, семейном положении, количестве и иждивенцев и т.д.Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства (ст. 28-33 К0АП);
  • сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством;
  • должны быть зафиксированы сведения о месте и времени правонарушения, указано существо правонарушения, а также нормативный акт, который вы нарушили. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что, по общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Подробное описание существа совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф накладывают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;
  • указываются информация о свидетелях и потерпевших, если таковые имеются. Обращаем ваше внимание, на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола;
  • в ходе составления протокола вы можете давать свои объяснения, как в устной, так и в письменной форме. Однако, непременным атрибутом “хорошей” проверки является наличие гнетущей атмосферы, находясь в которой порой очень трудно собраться с мыслями и правильно написать объяснения. Поэтому если вам предлагают дать объяснения, но вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.

Помните, что в соответствии с законодательством лицо, составляющее протокол, обязано довести до вас ваши процессуальные права, предусмотренные ст. 247 КоАП, о чем должна быть сделана пометка в протоколе.

Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Это в свою очередь их раздражает, что приводит к лишней трате времени и нервных клеток. Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки. Проверяющие могут просто сделать надпись, что вы отказались от подписи и все, а сам факт отказа будет не в вашу пользу. Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: “с актом не согласен” (если у вас есть основания для этого).

2. Акт изъятия

Как показывает практика, акт изъятия — наиболее часто составляемый проверяющими документ. Про то, что согласно части 4 статьи 244 КоАП при изъятии товара и документов “…об этом составляется протокол либо де лается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании...” работники милиции и не подозревают, они, как правило, предпочитают посещать павильоны предпринимателей, проводить там проверки, составлять акты изъятия и изымать понравившийся им товар, а потом трепать нервы предпринимателю. Однако не обходимо знать, что проверяющие не имеют право изымать оригиналы документов, а также требовать от предпринимателя представления документов, информации, образцов продукции, если они не относятся к предмету проверки. Давайте остановимся подробнее на оформлении процедуры изъятия.

Согласно ст. 244 КоАП “...вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при ... досмотре вещей, изымаются...”. Эти вещи и документы должны храниться до рассмотрения дела об административном правонарушении, а после его рассмотрения - конфисковываться, возвращаться владельцу, уничтожаться или реализовываться. Крепкие спиртные напитки домашней выработки однозначно подлежат уничтожению. Поэтому предприниматель не должен при своих попытках возврата товара принимать во внимание объяснения проверяющих о том, что изъятый товар куда либо передан или уничтожен. После уплаты штрафа товар должны вернуть.

Конфискация, уничтожение или реквизиция (принудительная реализация с возвратом полученных денег собственнику) допускаются только на основании решения суда, так гласит часть З статьи 35 Конституции гласит: “.. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда...”.
Поэтому если работники милиции (наиболее распространенный случай) отказываются вернуть изъятый товар, обжалуйте этот отказ, да заодно и наложение на вас штрафа (если он налагался) в суде. Суд разрешит само дело об административном правонарушении и решит вопрос о судьбе изъятого товара. При этом имейте в виду, что обстоятельства, послужившие основанием к применению в отношении вас административной ответственности, должны доказывать проверяющие, а не вы. Зачастую получается ток, что делается проверка с составлением всех необходимых документов, на основании которых налагается взыскание (штраф), все это обжалуется в суде и суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о необоснованности наложения штрафа. Если вы обратитесь к грамотному юристу, имеющему практику по этому вопросу, он практически всегда найдет недостатки в действиях проверяющих.

3. Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (предпринимателя)

Согласно ст. 247 КоАП “...лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ... давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства...”. Из перечисленного наиболее часто встречаемым документом являются объяснения. Они даются лицом, привлекаемым к ответственности, (предпринимателем) при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях.

Документ этот может иметь несколько форм, Так, при осуществлении проверки на месте (в павильоне) объяснения предпринимателя должны согласно части З статьи 235 КоАП заносится в протокол об административном правонарушении или прилагаться к нему, о чем в протоколе должна делаться соответствующую запись, т.е. это либо устные объяснения, занесенные в протокол, либо письменное заявление предпринимателя по теме вопроса. При рассмотрении дела об административном Правонарушении на административной комиссии объяснения предпринимателя составляются им самим (его юристом) и представляются на административную комиссию. В этом случае они принимают форму самостоятельного документа.

Как бы то ни было, имейте в виду, что это ваше право, а не обязанность. И в случае, если вас принуждают к написанию каких либо объяснений под диктовку — отказывайтесь. В данном случае, вас защищает Конституция России, статья 51 которой гласит: “Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом”. Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.

С вашим правом давать объяснения корреспондирует соответствующая обязанность определенного должностного лица принять у вас эти объяснения. Необоснованный отказ вас выслушать или принять у вас письменные объяснения, по какому либо вопросу, не допускаются. Также не допустим и отказ от принятия Объяснений мотивированный тем, что сейчас некогда, давайте потом.

Причем имейте в виду, что объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, в статье 231 КоАП (доказательства) даны на одном уровне с протоколом об административном правонарушении и какие либо заявления проверяющего о том, что объяснения никакой юридической силы не имеют необоснованны.

Проверка конкретными органами

1. Милиция

Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники милиции. Их полномочия при проведении внеплановых проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст. 11 Закона РФ “О милиции” №1026-1 от 18.04.1991 г., который указывает: “…милиции для выполнения возложенных нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и формы собственности; в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товар материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения фактам нарушений законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, милиция, в соответствии с пунктом 5 этой же статьи, имеет право на составлении протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры”.

Но пользоваться данными правами и выполнять обязанности сотрудник милиции может только в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.

Проведение внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, мате риалы оперативно — розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить, на каком основании производится проверка. Следует иметь в виду, что незаконное вторжение подпадает под действие ст. 286 УК РФ “Превышение должностных полномочий”.
Кроме того, милиция пользуется правами, предоставленными ей кодексом об административных правонарушениях, в частности, правом изъятия товара, реализация которого ограничена или запрещена законодательством.

При проверке необходимо следовать нижеизложенным рекомендациям:

  • в процессе общения старайтесь быть немногословными;
  • избегайте конфликта, так как из всех проверяющих органов только милиция имеет право пресечь правонарушение;
  • помните, что каждый час после составления протокола для вас дорог. Чем быстрее вы встретитесь с адвокатом или юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки. Это объясняется тем, что самим протоколом не устанавливается мера ответственности, ее определяет либо руководство милиции, либо административная комиссия, либо суд;
  • необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер, копия протокола об административном нарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение (ст. 236-1 КоАП РФ);
  • при ознакомлении с протоколом не оставляйте в графах свободных мест, заполните их прочерками;
  • если в отношении вас применяют административное задержание, не давайте повода к применению к вам более жестких мер, требуйте составления протокола задержания. Статья 242 КоАП РСФСР устанавливает, что административное задержание может длиться не более трех часов. Помните, что только на свободе вы можете эффективно защитить свои права;
  • во время проведения осмотра ни в коем случае не препятствуйте действиям сотрудников милиции.

Для осуществления своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право досмотра предприятий торговли, товара, документов на товар. За неповиновение, либо за открытый отказ от исполнения либо иное умышленное неисполнение законного требования работника милиции по пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торгов л и независимо от форм собственности, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от трех до двадцати пяти ММ РОТ. Злостное неповиновение влечет штраф от двадцати пяти до пятидесяти ММРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток. Если сотрудник милиции лично заметил нарушения с вашей сторона (не выдали чек, просрочена дата реализации продукта), то он обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого направления ему не требуется.

В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц. Кроме того, допускается осмотр в присутствии представителя администрации. О том, кто является представителями или уполномоченным лицом, будет сказано далее.
Сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. Обыск проводится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске. Он отличается от осмотра тем, что при обыске сотрудники милиции проводят тщательный расширенный осмотр, не спрашивают разрешения собственника на вскрытие ящиков, коробок, сейфов и т.п., при обыске обязательно наличие понятых.

Сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, если они являются доказательством административного правонарушения или преступления. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных/расходных ордерах и других аналогичных документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник милиции не имеет права (кроме случаев наличия сомнения в их подлинности).

Очень важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но это не означает, что они могут давать правовую оценку этим документам. Сотрудники милиции не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам как сертификаты, тетради учета индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и т.п.
Сотрудники милиции имеют право требовать проведение ревизии кассы (“снятие кассы”). Именно требовать, а не проводить. Дело в том, что “Порядок ведения кассовых операций в РФ” утвержден решением совета директоров ЦБ России 22.09.1993 г. №40, п. 37 в соответствии, с которым ревизия кассы осуществляется только по приказанию руководителя, причем предварительно должен быть проведен ряд обязательных процедур. Так что, если у вас “снял” кассу самовольно сотрудник милиции, то это означает, что он совершил действия, на которые не имел полномочий. Кстати, это положение касается не только сотрудников милиции, но и других чиновников (налоговой инспекции, налоговой полиции и др.).

Кроме того, следует знать, что в соответствии со ст. 203 Кодекса об административных нарушениях органам внутренних дел (милиции) даны полномочия давать правовую оценку, т.е. рассматривать дела об административных правонарушениях и право налагать административные взыскания (штрафы) за следующие виды правонарушений:

1. Ст. 146.3 “Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена” (штраф 3-100 МРОТ + конфискация таких товаров).

2. Ст. 146.5 “Продажа товаров без документов” т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф 50-100 МРОТ).

Здесь необходимо дать небольшой комментарий. Ст. 10 Закона РФ “О защите прав потребителей” определяет, какую документированную информацию продавец обязан предоставить покупателю. Она включает следующие позиции:

  • стандарты, требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги),
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров при соблюдении перечня этих показателей для продуктов питания;
  • цена и условия приобретения товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров;
  • место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей или производящий ремонт и техническое обслуживание товара (работ);
  • информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации (подлинник сертификата либо копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата или органом по сертификации, или нотариусом, или территориальным органом Госстандарта России;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и тд.); о правилах продажи товаров и др.

Все это представляется в виде технической документации, этикетки, иной маркировки, а если это невозможно, то на специальном документе — листе вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара, и должно быть на русском языке. Кроме того, продавец обязательно должен выдать покупателю кассовый и/или товарный чек.

3. Ст. 146.7 “Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов” (штраф 10-100 МРОТ).

4. Ст. 150.3 “Обман потребителей в небольшом размере”, т.е. обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей предпринимателями, со вершенные в небольшом размере, т.е. менее, чем на 0,1 МРОТ (штраф 1-30 МРОТ). Если эти действия совершены в крупном размере — более 0,1 МРОТ, это уже уголовно наказуемая статья.
Здесь также необходим комментарий. Противоправные действия рассматриваемого состава административного правонарушения могут проявляться в различных формах:

  • обмеривание — отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли - продажи.
  • обвешивание — отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных сред приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.п.
  • обсчет - получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качество товаров — продажа товара (оказание услуги, передача результата работы) несоответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге.

Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, признается оконченным с момента совершения обманных действий в отношении потребителя или нескольких потребителей. Само по себе превышение установленных цен, отсутствие требуемого кассового аппарата в торговом предприятии, если не был произведен расчет с потребителем, не образуют еще состава данного административного правонарушения.

5. Ст. 153 “Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами”, т.е. незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платеж документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной операции не превышает двадцати пяти рублей (штраф 100-200 рублей).Не подпадает под действие настоящей статьи такие сделки с валютными ценностями, как дарение, завещание, либо приобретение валютных ценностей по праву наследования.

6. Ст. 155 “Незаконный отпуск или приобретение бензина или других горюче - смазочных материалов”, т.е. бензина или других горюче - смазочных материалов, принадлежащих государственным или общественным предприятиям, учреждениям и организациям, при отсутствии признаков хищения (штраф 20- рублей).

7. Ст. 156 “Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью” (штраф 50-100 рублей).
Кроме того, предпринимателям необходимо иметь в виду, что КоАП содержит также статью 165 “Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника”, которая предусматривает штраф 10-15 МРОТ. Предприниматель, если у него нет стопроцентной уверенности в незаконности требований работника милиции, ни в коем случае не может не выполнять их.

2. Госторгинспекция

Одним из органов контроля, с которым часто приходится сталкиваться предпринимателям, является Госторгинспекция, которая имеет следующие права:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества;
  • осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата — на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
  • давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
  • получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
  • составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
  • передавать материалы в следственные органы;
  • выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению обнаруженных нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Органы Госторгинспекции полномочны на основании ст. 224.6 Кодекса об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений, допускаемые предпринимателями:

1. Ст. 146 “Нарушение правил торговли”, те. продажа товаров в нарушение установленных правил реализации товаров (штраф 3-25 МРОТ). Этой статье следует дать небольшой комментарий о самом понятии “нарушение правил торговли”. Дело в том, что принимать правила торговли имеют право только Федеральные органы власти (за исключением правил торговли на колхозных рынках). Никакие другие органы власти и управления - ни краевые, ни областные, ни городские не уполномочены принимать собственные правила торговли, следовательно, наказание за нарушение незаконно принятых правил торговли является незаконным и может быть обжаловано в суде.

2. Ст. 146.3 “Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена” (штраф 3-100 МРОТ + конфискация таких товаров).

3. Ст. 146.4 “Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил” т.е. товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке (штраф 3-25 МРОТ). Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за торговлю продовольственными товарами ненадлежащего качества: “Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей” (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров.

4. Ст. 146.5 “Продажа товаров без документов” т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф 50-100 МРОТ).

5. Ст. 146.6 “Нарушение государственной дисциплины цен”, т.е. завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен (штраф 50-100 МРОТ).

6. Ст. 146.7. “Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов” (штраф 10-100 МРОТ).

7. Ст. 147 “Нарушение правил торговли спиртными напитками”, т.е. нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками (штраф 100-200 рублей МРОТ).

8. Ст. 150.3. “Обман потребителей в небольшом размере” (штраф 1-30 МРОТ).

9. Ст. 165.9 “Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции” (штраф 50-100 МРОТ). Работники Госторгинспекции в процессе проверки составляют акты, которые не являются решением. Решение по акту принимает руководитель.

Поэтому рекомендуем принять все меры, чтобы встретиться с ним до вынесения решения, т.к. такая встреча может создать реальные предпосылки для рассмотрения вопроса с учетом ваших интересов.

Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие и производящие товары и услуги. Должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя, обеспечить сохранение технологической и коммерческой тайн.

3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (СЭС)

Полномочия работников санитарно-эпидемиологического надзора вытекают из положений Федерального Закона 52-ФЗ от 30.03.1999 г. “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения”. Санитарные требования к предприятиям торговли отражены в СанПиН 2.3.5.021-94 “Санитарные правила для предприятий продовольственно торговли” для заключения территориального центра Госсанэпиднадзора предприниматели любых организационно правовых форм и граждане обязаны представить на согласование:

  • ассортимент и объем реализуемой продукции;
  • условия транспортировки;
  • дислокацию реализуемых пищевых продуктов;
  • помещения объекта мелкорозничной торговли, условия хранения, транспортировки и реализации согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

Горячие готовые изделия (пирожки, чебуреки, беляши, и т.д.) отпускаются из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.

Запрещается реализация скоропортящихся продуктов питания при отсутствии холодильного оборудования (мясные, молочные, рыбные, кремовые, кондитерские и другие изделия).

Не разрешается совместная реализация сырой и готовой продукции, а также консервов в герметической таре, изготовленных в домашних условиях, мяса без клейма, а также условно годного мяса, непотрошеной птицы, молочных продуктов в загрязненной стеклотаре и обезличенных товаров промышленного производства (без этикеток, штамповки, тиснения).

Запрещается торговля непосредственно с земли, для этой цели должны быть складные подставки, подтоварники и др. приспособления.

Продавец должен иметь сертификат при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
- подлинник сертификата;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат,
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, вы давшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона; качественное удостоверение предприятия изготовителя на реализуемые продукты. Накладную с указанием времени, даты изготовления, срока реализации особо скоропортящихся продуктов.

В случае реализации плодоовощной продукции в накладной указывается фактическое содержание нитратов и остаточных количеств пестицидов. Кроме того, продавец должен иметь личную медицинскую книжку, нагрудный фирменный знак и предупредительный талон о санитарных нарушениях. При реализации (перевозке) продуктов животного происхождения (мясо, рыба, куриные окорока) в пределах субъектов РФ в товарно-транспортном документе (качественном удостоверении) предприятия на отгружаемую продукцию указывается номер и дата ветер свидетельства и наименование учреждения (подразделения) государственной ветеринарной службы, его выдавшего. Ветеринарное свидетельство остается у производителя данной продукции и подлежит хранению в течение одного года. (Приказ Минсельхозпрода РФ 14 в ред. от 26.08.1997г.).

Продавец несет ответственность за качество реализуемых продуктов. В случае сомнения в доброкачественности продукта продавец обязан немедленно прекратить их реализацию.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП, ст. 234 которого указывает, что об административном право нарушении составляется протокол (постановление). Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему.

Проверяющий не вправе требовать образцы (пробы) продукции для про ведения исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов проб продукции в установленной форме и количестве, превышающем нормы, установленные госстандартами и иными нормативными документами.

Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен следующими должностными лицами Государственной санитарно службы (убедитесь в полномочиях проверяющих!):

  • заведующими отделами, отделениями (труппами, секторами), санитарными врачами, врачами-эпидемиологами, врачами-паразитологами, врачами-дезинфекционистами;
  • врачами-энтомологами, инженерами, техниками;
  • помощниками санитарных врачей, помощникам и эпидемиологов, паразитологов, энтомологов центра государственного санитарно-эпидемиологическими надзора;
  • начальникам управлений - врачами, начальников отделов - врачами, начальниками секторов – врачами, ведущими специалистами - врачами Госсанэпиднадзора России.

Если по результатам проверки нарушений не обнаружено, то этот факт указывается в Акте проверки, составляемом должностным лицом СЭС. Если на рушения обнаружены, то должностным лицом СЭС выдается предписание на устранение. В этом документе подробно описываются допущенные нарушения, и указывается срок, в течение которого они должны быть устранены.

Если допущенное лицом правонарушение подпадает под признаки административного, то должностным лицом СЭС составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии с п. 2 ст. 55 Ф3 №52-Ф3 устанавливаются следующие виды административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований:

  1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (штраф на предпринимателей 10-20 МРОТ, на юридических лиц — 100-200 МРОТ);
  2. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно - технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-З 00 ММРОТ);
  3. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц - 200-300 ММРОТ);
  4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-З00 ММРОТ);
  5. Невыполнение санитарно-противоэпидемическнх (профилактических) мероприятий (штраф на предпринимателей 30-40 МРОТ, на юридических лиц 300-400 ММРОТ).

Кроме того, в соответствии со ст. 216 КоАП органы санитарно-эпидемиологического надзора рассматривают следующие дела об административных правонарушениях:

1. Ст. 146.3 Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена” (штраф 3-100 ММРОТ + конфискация таких товаров).

2. Ст. 146.4 “Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил” (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров).

Из положений пункта 2.2 инструкции “О порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических ли за санитарные правонарушения” утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 07.07.1993г.) №61 и зарегистрированной в Министерстве Юстиции 27.10.1993г. № 378 видно, что Госкомсанэпиднадзор РФ не передает другим органам полномочия по составлению протокола о санитарных правонарушениях. А это означает, что налагать административные взыскания за нарушение санитарных правонарушений, полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзор РФ. Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений, как, например, просроченной сертификат качества или его отсутствие, нарушение правил ведения санитарной книжки или ее отсутствие полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.

4. Проверка обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 45 Закона РФ “О защите прав потребителей” дает им право проверять соблюдение прав потребителей. Это действительно так. Однако не отчаивайтесь, право на проведение проверки не дает им право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя. При проведении проверок требуйте предъявления соответствующих документов (удостоверения и направления на проверку).

Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1, 8 “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”, утвержденных постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. №8, который гласит: “Внеплановые проверки производятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы”. Но в соответствии с п. 1.7., проверка проводится только в присутствии представителей метрологической службы.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, о правах покупателя.:
Согласно “Правил продажи отдельных видов товаров”, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. №55, покупатель имеет следующие права: проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Но эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила - это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.

И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; (см. например права Госторгинспекции и др.), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель - наблюдает.

Прежде всего, надо отметить, что Закон “О защите прав потребителей” №2300-1 от 07.02. 92 г. в редакции ФЗ № 212 от 17.12.99 г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь “информацию о сертификации товаров (работ, услуг)”, и эта информация согласно ст. 10 п. З этого Закона “доводится до сведений потребителей в Технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятых для отдельных видов товаров (работ, услуг)”.

Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке законом соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе его выдавшем). Это положение развивает ст. 12 Постановления Правительства РФ №55 - при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

  • подлинник сертификата;
  • копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом). На основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.

Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, у продавца, продающего товар непосредственно населению, не обязан находиться сертификат, но обязательно должна быть информация о сертификации товара (например, в накладной или в приложении к накладной). При проверке правильности сертификации товаров, зачастую проверяющие органы пытаются оспорить саму возможность подтверждения факта сертификации товаров через накладную, утверждая, что Постановление Правительства РФ К 55 относится лишь к отдельным видам товаров. Но, во-первых, существует Закон РФ “О защите прав потребителей”, который и устанавливает такую возможность, а во-вторых, только Постановление Правительства РФ определяет, что такое копия сертификата.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя - по другую сторону прилавка!
И в завершение данной главы еще раз напоминаем, что общество защиты прав потребителя может только составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать это нарушение в порядке административного производства, а уж тем более накладывать какое-либо взыскание. Так что если особо рьяный защитник потребителей приглашает вас к себе на “комиссию” или предлагает заплатить штраф можете смело ставить его на место.

Проверки налоговой инспекцией

В ходе осуществления предпринимательской деятельности вам, как правило, не избежать проверок со стороны налоговой инспекции. Ее права определены в статье 7 Закона РСФСР “О налоговых органах РФ” от 21.03.1991 г. № 943-19 (в ред. от 07.11.2000г. №135-ФЗ), в соответствии с которой государственным налоговым инспекциям предоставляется право:

  1. Производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан, и л без гражданства про верки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, декларации и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
  2. Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, осуществляющими предпринимательской деятельностью.
  3. Получать от предприятий, а также от граждан с их согласия справки, документы и — копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
  4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов, налогообложения независимо от места нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
  5. Требовать от руководителя и иных должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет, и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
  6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
  7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
  8. Применять к предприятиям и гражданам финансовые санкции.
  9. Взыскивать в бюджет недоимки с предприятий в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.
  10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
  11. Налоговые инспекторы, направляемые для выездной проверки, обязаны иметь направление на проверку. При проверках налоговые инспекторы обязаны соблюдать принцип территориальности, т. к. принцип районирования введен п. 18 Положения о государственной налоговой службе РФ от 31. 12. 1991 г. 340 (налоговая полиция, например, такого принципа не имеет и правомочна действовать на всей территории РФ).
  12. Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся вашей финансово-хозяйственной деятельности. Он имеет право изъять только те документы, которые указаны в инструкции Главной государственной налоговой инспекции на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции. Таким образом, например, сертификаты, санитарные книжки, налоговый инспектор проверять не уполномочен.
  13. В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физические лица за нарушение этого закона.
    Юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие денежные расчеты с населением хорошо знакомы с штрафами за ведение денежных расчетов с населением без использования ККМ в размере равном 350-кратному установленному законом размеру минимальной оплаты труда (ст. 7 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”).
  14. В Постановлении Конституционного суда РФ от 12.05.98 14-П указано, что впредь до урегулирования федеральным собранием вопроса о штрафах за на рушение законодательства о ККМ, в соответствии с Конституцией РФ и с учетом указанного Постановления, за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Госналогслужба РФ Письмом от 27.07.98 г. №ВК-6-16/472 довела до сведений налоговых органов Методические рекомендации о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми органами по соблюдению требований Закона РФ “0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и принятию мер по взысканию штрафных санкций. Из рекомендаций следует, что Госналогслужба РФ предлагает руководствоваться КоАП РФ только в части размера санкций и в части сроков.

    При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем б части 1 статьи 7 Закона РФ от 18.06.93 №5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” такая ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек покупателю (клиенту). По смыслу данной нор мы таким лицом может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения.

    За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона, ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.

    В соответствии с Постановлением №10 от 04.08.1999 г. Пленума Высшего Арбитражного суда РФ - ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы, менее уплаченной. Следует помнить, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет Ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно - кассовой машины, поскольку наличие на контрольно - кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).

    В соответствии со статьями 2 и 4 Закона контрольно-кассовые машины, используемые юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для денежных расчетов с населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. В силу пункта 1, а также подпункта “е” пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин Поэтому использование контролю машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.

    Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий (утвержден Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.93 №745), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

    В соответствии с пунктом 1 Перечня, юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовьюм машинам.

    Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

    При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения контрольно-кассовых машин государственными органами, которым в соответствии с КоАП РСФСР предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании статьи 146.5 КоАП РСФСР.

    Одной из самых распространенных ошибок при работе на кассовых машинах является выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем чек выдавать покупателю до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечет штраф в размере 10 минимальных зарплат.

    После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском - 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта (ст. 115 НК РФ).

    До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

    Следует отметить, что недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.
    Получив решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения, не торопитесь уплатить суммы начисленных штрафов. Тем более этого не следует делать, если вы сомневаетесь в правильности сделанных выводов. Дождитесь, пока налоговый орган обратится в суд с иском о взыскании с предприятия санкций за нарушение налогового законодательства.

    Это Вам даст возможность:оттянуть время уплаты штрафов, оспорить решение об их взыскании, возможно, налоговый орган пропустит 6-ти месячный срок подачи соответствующего иска, и вы вообще не будете привлечены к ответственности.

    В решении руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства (п. З, ст. 101 НКРФ).

    Рассмотрение дела об административном правонарушении

    После составления всех необходимых документов наступает самая важная процедура в административном производстве — рассмотрение дела об административном правонарушении, которое урегулировано гл. 21 КоАП.
    Всю процедуру можно разбить на три этапа:

  15. подготовка к рассмотрению дела;
  16. собственно рассмотрение;
  17. вынесение решения.

1. При подготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос, относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правил подведомственности по предметной компетенции (ст. 199-224.11 К0АП). При этом, если выясняется, что дело неподведомственно данному органу, оно направляется по подведомственности.

Второй шаг — проверка правильности составления протокола и иных документов. Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрения дела. К сожалению, законом четко не определено, что делать, если при составлении документов допущены нарушения. На практике, как правило, наличие существенных нарушений является причиной возврата документов органу, их составившему, если, конечно, еще возможно их правильное оформление. В противном случае, дело остается без рассмотрения. И в любом случае, эти нарушения являются лишним основанием для отмены постановления о наложении штрафа в суде.

Следующее действие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствии постановления, заключается в проверке надлежащего извещения участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения. Здесь необходимо отметить, что КоАП не определяет порядок и способы извещения лиц. Однако суд в своей практике по рассмотрению жалоб на ненормативные акты руководствуется гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащим извещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой Повестка может быть вручена либо лично, либо направлена по почте.

Внимание! Расписываться за вручение повестки может только либо сам правонарушитель, либо его законные представители (причем продавцы не являются представителями предпринимателя). Следует отметить, что в ряде случаев суд признает надлежащим вручение повестки управляющему или иному лицу, которое фактически выполняет функции администрирования (т.е. проводится аналогия с администрацией Предприятия). Кроме вышеуказанных способов извещения, суд признает действительным извещение путем росписи нарушителя в протоколе или акте под извещением о дате, месте и времени рассмотрения дела. В соответствии со ст. 247 КоАП “дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности в отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела”. Кроме того, имеется ряд дел, которые могут быть рассмотрены только в присутствии правонарушителя. Для предпринимателя это ст. 150 “Торговля с рук в не установленных местах”.

И, наконец, последними действиями при подготовке дела являются рассмотрение ходатайств сторон и проверка наличия всех необходимых дополнительных документов.

2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст. 258-259 КоАП. Не останавливаясь подробно на этапах рассмотрения, коротко перечислим их: представление дела и состава комиссии (должностного лица), разъяснение процессуальных прав сторон, оглашение дела, заслушивание сторон, рассмотрение и оценка доказательств, вынесение решения. Остановимся на самом главном: правах предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности. Они определены ст. 247 КоАП. В соответствии с данной статьей лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:

  1. знакомиться с материалами дела;
  2. давать объяснения, представлять доказательства;
  3. заявлять ходатайства;
  4. пользоваться юридической помощью защитника;
  5. выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
  6. обжаловать постановление по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны быть выяснены следующие вопросы:
• был ли факт нарушения;
• виновно ли лицо в его совершении;
• имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассмотрение дела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.


3. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое может быть двух видов — о наложении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу.

Постановление должно содержать: наименование органа, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственности принятое по делу решение. Федеральный закон I4 143-ФЗ предусматривает необходимость указания срока и порядка обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых ранее вещах и документах, при этом необходимо отметить, что, согласно Закона К 143 ФЗ, решение о конфискации алкогольной продукции может быть решен только судом. К тому же, здесь возможна ссылка на ст. 35 Конституции РФ, также предусматривающую возможность лишения собственника имущества только судом.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу в отношении которого оно вынесено. Вручение производится под расписку.
И в заключение данной главы скажем несколько слов о процессуальных сроках, предусмотренных административным законодательством.
В соответствии со ст. 38 КоАП административноё взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения”.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно было обращено к исполнению в течение трех месяцев дня вынесения (ст. 282 КоАП).

Обжалование

Проверка прошла, протоколы, акты и иные документы составлены, вынесено постановление о наложении на предпринимателя штрафа. Как ему поступать в случае несогласия с ним?

Статья 266 Кодекса об административных правонарушениях гласит: “Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность, или с размером самого штрафа предприниматель, имеет полное право подать соответствующую жалобу в суд или в вышестоящий орган, например на начальника районного отдела внутренних дел жалоба может быть подана в городское (областное) Управление внутренних дел.

Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу.

Жалоба должна быть подана в течение 10 дней с момента вы несения по становления по делу об административном правонарушении, однако это практически невозможно. Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трех дней. Зная, как работают канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то, что области, но и города, получение постановления за оставшиеся семь дней нереально. Бывают, конечно, случаи, когда предприниматель получает жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу и у него на ее подготовку остается не более 4-6 часов. В таком случае ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если вы получаете постановление лично, требуйте, чтобы на нем указали дату вручения. Это даст вам повод для ходатайства о восстановлении пропущенных сроков обжалования.

Согласно ст. 268 КоАП восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика. Такое заявление должен рассматривать орган, которому подается жалоба, а не орган, через который она подается. Все отговорки, начальника милиции, например, в принятии жалобы на том основании, что срок пропущен, необоснованны, т.к. не ему этот вопрос надо решать, а его начальнику.

Жалоба, согласно части 2 статьи 267 КоАП, должна подаваться тому же должностному лицу, которое приняло решение по делу об административном правонарушении, которое должно в течение трех дней с момента получения, направить ее в орган (должностному лицу) правомочный ее рассматривать. Жалоба постановление о наложения административного взыскания государственной пошлиной не облагается.

Предпринимателям стоит всегда помнить и то, что согласно статьи 269 КоАП на постановление по делу об административном правонарушении может быть принесен протест прокурора. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу. Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру.

Каждый предприниматель должен иметь в виду, что обжалование постановления по делу об административном правонарушении в суде или принесении прокурором протеста на постановление приостанавливают его исполнение, т.е. взыскание штрафа. Сам факт подачи жалобы прокурору не приостанавливает исполнение постановления по делу об административном правонарушении, исполнение приостанавливается только в случае, если прокурор, рассмотрев вашу жалобу, пришел к выводу о необходимости принесения протеста и внес такой про тест.

Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д.

Орган, рассматривавший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:
- оставить жалобу или протест без удовлетворения;
- отменить постановление по делу об административном правонарушении и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить постановление и прекратить дело;
- изменить размер налагаемой ответственности в сторону уменьшения (уменьшить размер штрафа).

Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был уполномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган.
В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трехдневный срок сообщено предпринимателю или прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, но когда у него по тем или иным причинам нет такой возможности, ему все равно в течение трех дней вышлют копию постановления по делу.

Ст. 226 КоАП гласит, что постановление судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Т.е. Кодекс об административных правонарушениях ограничивает пределы обжалования су дом первой инстанции и не дает возможностей обжалования постановления в вышестоящих судах. По этому вопросу Конституционный суд России принял Постановление № 9-П от 28.05.1999г., которым указанная норма признана не соответствующей конституции, т.е. эта норма не должна применяться. Кроме того, споры предпринимателей и государственных органов по поводу привлечения к административной ответственности подведомственны Арбитражному суду Воронежской области. Судьи Арбитражного суда заняли такую позицию, что данная норма не ими применяется. Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано многократно:

  • в вышестоящий орган (жалоба на городского санитарного врача подается областному врачу);
  • в Арбитражный суд Иркутской области в общем порядке (дело рассматривается коллегиально);
  • в Арбитражный суд Иркутской области в апелляционном порядке (дело рассматривается коллегиально);
  • в Федеральный арбитражный суд Сибирского округа в кассационном порядке;
  • в Генеральную Прокуратуру России или Высший арбитражный суд России в порядке надзора.

Как видите, обжалование возможно на пяти стадиях. Кроме того, на каждой стадии решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принятие какой либо из инстанций решения, которое отменяет постановление по делу об административном правонарушении “... влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений... При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость”.


Информация представлена интернет-порталом "Иркутское агентство развития бизнеса"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости