Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вступление на рынок малых и средних предприятий и динамизм экономики в Японии

Вступление на рынок малых и средних предприятий и динамизм экономики в Японии

Хироки Кавай и Шужиро Урата
Институт Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития/
Всемирный банк
1818 H Street, N. W.
Washington, D. C. 20433, U. S. A.

Введение

Настоящая работа подготовлена для проекта Значение малых и средних предприятий в странах Восточной Азии. Проект был организован Институтом Всемирного банка в рамках Программы изучения японского опыта управления развитием, финансировавшейся Траст-фондом развития трудовых ресурсов, учрежденным правительством Японии при Всемирном банке.

Основная цель этой Программы заключается в изучении опыта развития искусства управления в Японии и других странах Восточной Азии и распространении полученной информации в странах с развивающейся и переходной экономикой. Рассматривается и опыт других стран, с тем чтобы представить собранный материал в нужном контексте. Использование сравнительного метода помогает выявить факторы, от которых зависит эффективность работы институциональных механизмов, структур управления и методов проведения реформ, использующихся в разных контекстах. Помимо основной Программа преследует не менее важную цель, заключающуюся в содействии обмену идеями как среди японских ученых, так и ученых других стран, между техническими экспертами и политиками.

Исследования, проведенные в рамках данного проекта, охватывают целый ряд важных проблем развития малых и средних предприятий (МСП), их деятельности в регионе. Среди них следующие: устойчивость МСП к экономическим потрясениям и кризисам, их вклад в создание новых продуктов и разработку новых технологий, в научно-технический прогресс, их отношение к таким ставшим привычны чертами экономической обстановки, как выполнение работ по субподрядам, укрупнению рынков, их влияние на занятость и акционерный капитал, реакция на проводимую государством политику.

Фаррук Игбал,
Менеджер программы

МСП в экономике Японии

Малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль в экономике. Наиболее важным является придание экономике динамизма, что, в свою очередь, приводит к ускорению темпов развития. Поскольку МСП отличает гибкость и занятие самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, они легче адаптируются к меняющимся условиям рынка, чем крупные предприятия. В большинстве случаев именно МСП вступают на рынки первыми, некоторые становятся крупными компаниями. И таких случаев в истории послевоенной Японии немало. Например, в марте 1979 года в электронной отрасли работало 120 крупных компаний, оплаченный капитал которых составлял 1 млрд. йен. Из них 54 предприятия или 45 % от общего числа в марте 1955 попадали в категорию малых. В период между мартом 1955 и мартом 1979 года появилось 6 крупных компаний, которые первоначально были организованы как МСП. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что более 50 % производителей электроники, работавших на рынке в марте 1979 года, за послевоенный период превратились из малых в крупные предприятия.

Доля МСП в общем числе предприятий оставалась за последние 40 лет на удивление постоянной, составляя 99,7 % в 1957 и 98,8 % в 1996. Та же динамика наблюдается и в отношении занятости, хотя изменения здесь отмечаются в более широких пределах. Хотя общая картина в целом остается постоянной, изменения в гораздо большей степени проявляются в разрезе отраслей, в зависимости от числа занятых на предприятиях и от временных интервалов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Малые и средние предприятия в экономике Японии

 

Количество деловых предприятий

Число занятых

   

Кол-во

(1,000)

Доля в общем кол-ве

(%)

Доля в обрабат. отраслях

(%)

Кол-во

(1,000)

Доля в общем числе занятых (%)

Доля в обрабат. Отраслях

(%)

Промышленность

Опт и розница

Сфера услуг

Строительство

Недвижимость

Транспорт и связь

Всего в обрабатывающих отраслях

 

1956

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

1957

1969

1981

1986

1996

541

733

868

874

768

1,804

2,287

3,011

3,045

2,805

773

973

1,335

1,519

1,746

176

345

550

595

647

23

127

238

280

292

67

84

133

151

189

3,452

4,624

6,230

6,572

6,562

99.4

99.4

99.5

99.5

99.4

99.8

99.6

99.5

99.4

99.1

99.4

98.9

98.5

98.3

97.2

99.9

99.8

99.9

99.9

99.9

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

99.3

99.6

99.5

99.5

99.7

99.4

99.4

99.2

98.8

15.6

15.9

13.9

13.3

11.7

52.2

49.5

48.3

46.3

42.7

22.3

21.0

21.4

23.1

26.6

5.0

7.5

8.8

9.1

9.9

0.6

2.7

3.8

4.3

4.4

1.9

1.8

2.1

2.3

2.9

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

5,475

8,680

9,551

9,921

9,576

9,635

9,010

12,978

13,635

15,146

2,318

3,664

5,580

6,448

8,449

1,097

2,931

4,714

4,597

5,527

60

294

610

694

896

799

1,549

2,083

2,446

3,033

16,222

27,414

37,206

39,506

44,493

73.5

69.0

74.3

74.4

74.1

94.4

86.9

87.4

87.0

83.2

88.8

74.5

69.2

67.1

61.2

88.3

89.3

95.3

96.0

95.7

98.3

95.7

97.6

98.0

96.5

82.3

81.9

88.8

88.1

87.6

82.8

78.3

81.4

80.6

77.6

33.7

31.7

25.7

25.1

21.5

34.7

32.9

34.9

34.5

34.0

14.2

13.4

15.0

16.3

19.0

6.7

10.7

12.7

11.6

12.4

0.3

1.1

1.6

1.8

2.0

4.9

5.7

5.6

6.2

6.8

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0


Примечание:
МСП считаются предприятия с числом работников менее 299 человек, за исключением оптовой торговли (менее 99 человек), розничной торговли и сферы услуг (менее 49 человек).

Источник: Агентство по управлению и координации, перепись деловых предприятий, разные годы.

Например, количество МСП в промышленности и торгово-распределительной сети (оптовая и розничная торговля) после 1989 года сократилось, но продолжало расти в сфере услуг, строительстве, торговле недвижимостью, на транспорте и в связи. Практически такая же динамика отмечалась в изменении структуры производства от промышленности и торгово-распределительной сети до сферы других, характерных для японской экономики, услуг. Изменения в структуре производства можно объяснить изменениями спроса и промышленной политики государства. В качестве примера можно привести поправки, внесенные в закон о крупных магазинах розничной торговли в конце 1980-х. Однако, под давлением США, заинтересованных в приходе на рынок Японии американских сетей розничной торговки, японское правительство смягчило закон. В результате либерализации нерентабельные маленькие магазинчики закрылись, что привело к сокращению общего числа деловых предприятий. Несмотря на то что их число в относительном выражении последнее время сократилось, их доля в промышленности и торговле все еще немаленькая в общем числе предприятий, 54 % в 1996 году.

Рассматривая изменения в уровне занятости, интересно отметить, что только в промышленности число рабочих мест сократилось с 9,9 млн. в 1989 до 9,6 в 1996. Сокращение числа занятых на МСП в промышленности объясняется не только сокращением объема производства, но и увеличением производительности труда в результате использования трудосберегающих технологий.

Мы рассказали о наиболее значительных изменениях в распределении МСП по числу занятых во времени. Среди МСП с разным уровнем занятости число МСП с наименьшим числом работников (от 1 до 4 работников) начало сокращаться в середине 1980-х, хотя до этого времени отмечался их постоянный рост, тогда как число МСП с несколько большим числом работников продолжало увеличиваться (таблица 2). В частности, количество очень мелких МСП сократилось с 4,4 млн. в 1986 до 4,1 млн. в 1996, тогда как количество относительно крупных МСП, насчитывающих 5 - 299 работников увеличилось за тот же период от 2,1 млн. до 2,4 млн.

Наблюдая идущие в противоположном направлении изменения количества микро и относительно больших МСП в течение последних нескольких лет, можно заметить, что в течение всего послевоенного периода доля первых снижалась, а доля последних возрастала. Так, доля микро МСП в общем количестве деловых предприятий равномерно снижалась с 83 % в 1951 до 63 % в 1996, тогда как доля, приходящаяся на более крупные МСП росла. В частности, доля МСП, в которых занято от 5 до 9 человек, значительно возросла от 9 до 19 % за период с 1951 по 1996 год.

МСП отводится большое значение в выполнении субподрядных работ. По данным исследования, проведенного Агентством по делам малых и средних предприятий, в 1987 их выполняли 55,9 % МСП. Большинство крупных фирм зависят от запасных частей и компонентов, поставляемых МСП. Хорошо известен тот факт, что производство Японией конкурентоспособных автомобилей, электронных приборов и другой техники основывается на эффективно работающей системе субподрядов, частью которой являются МСП. Они занимают прочные позиции в целом ряде региональных производственных групп, являющихся неотъемлемой частью хозяйственной деятельности в Японии. Подряды, как правило, распределяются между членами этих групп.

Вступление и уход МСП с рынка

В предыдущем разделе мы рассматривали положение МСП в японской экономике и те, изменения, которые они претерпели в послевоенный период. В частности, основное внимание было уделено динамике изменений количества деловых предприятий в этот период. В данном разделе будет рассмотрена динамика вступления фирм на рынок и ухода с него, в частности МСП, которые мы рассматривали, когда говорили об изменениях в количестве фирм.

Коэффициент вступления значительно снизился в период с середины 1960-х по середину 1990-х (рис. 3). С конца 1960-х вплоть до конца 1970-х (1978 – 81) средний коэффициент ежегодного вступления в частный сектор обрабатывающих отраслей оставался на уровне 6-7 %, затем он начал заметно опускаться, достигнув в первой половине 1990-х уровня 2,82 %. Среднегодовой коэффициент ухода также снизился с 4,20 % в середине 1970-х до 2,93 % в начале 1990-х. Темпы снижения значительно выше для вступления, чем для ухода. На самом деле, среднегодовой коэффициент ухода фирм с рынка был выше соответствующего коэффициента вступления в первой половине 1990-х, в результате сократилось общее количество фирм.

Наблюдаемые изменения коэффициентов, характеризующих вступления и уход, свидетельствуют о том, что между ними существует зависимость. Исследование, предпринятое Агентством по делам МСП (1999), обнаружило прочную зависимость между двумя этими коэффициентами, с одной стороны, и темпами экономического роста, с другой. Несмотря на то что по мере увеличения темпов экономического роста, появляется больше возможностей заняться предпринимательской деятельностью, и открывается много новых фирм, высокий коэффициент вступления оборачивается высоким коэффициентом ухода, так как вероятность ухода новичков очень большая. В период бума текучесть рынка из за многочисленных вступлений и многочисленных уходов новых фирм увеличивается, чем, вероятно, и объясняется экономический рост вследствие увеличения распределительной и технической эффективности. Насколько это утверждение соответствует действительности, будет рассмотрено ниже.

Таблица 2. Количество предприятий по числу занятых: обрабатывающие отрасли.

Год

Всего

1-4

5-9

10-29

30-49

50-99

100-299

300

Количество предприятий (1000)

1957

1969

1981

1986

1996

3461

4650

6269

6494

6503

2715

3360

4349

4428

4080

433

687

1056

1118

1230

237

431

640

705

886

38

84

113

124

156

22

54

70

75

94

12

27

33

36

46

4

7

8

8

10

Доли в составе (%)

1957

1969

1981

1986

1996

100

100

100

100

100

78.45

72.26

69.37

68.19

62.74

12.51

14.77

16.84

17.22

18.92

6.85

9.27

10.21

10.85

13.63

1.10

1.81

1.80

1.90

2.40

0.64

1.16

1.12

1.16

1.45

0.35

0.58

0.53

0.56

0.70

0.12

0.15

0.13

0.12

0.16


Источник:
Агентство по управлению и координации, перепись деловых предприятий, разные годы.

Коэффициенты, характеризующие вступление обнаруживают значительные различия в зависимости от числа занятых на предприятиях. Из таблицы 3 видно, что коэффициенты вступления выше для фирм, число работников в которых составляет от 5 до 9 человек и от 10 до 19. Самый высокий коэффициент вступления на рынок обнаруживают фирмы с числом занятых от 5 до 10 человек. По мере увеличения размера фирмы коэффициент вступления равномерно снижается и достигает наименьшего значения для фирм с числом занятых более 300 человек. Установленная зависимость между вступлением на рынок и размером фирмы характерна для большинства отраслей, представленных в таблице. Коэффициент, характеризующий уход с рынка, аналогично коэффициенту вступления зависит от размера фирмы. Единственное различие заключается в том, что в отличии от коэффициента вступления, значение которого для самых мелких фирм (от 1 до 4 работников) не самое большое среди всех категорий фирм не зависимо от размера, значение коэффициента ухода самых мелких фирм достигает наибольшего значения и равномерно снижается с увеличением из размера. Высокие коэффициенты вступления и ухода, характерные для малых предприятий, говорят о том, что препятствия для их вступления и ухода с рынка, такие как, требуемый объем капитала и трудовых ресурсов или неокупаемые капиталовложения, практически отсутствуют. Высокие коэффициенты ухода можно объяснить недостаточной конкурентоспособностью МСП, причиной которой является нехватка финансовых и трудовых ресурсов.

Рис.1 Вступление, уход с рынка и нетто коэффициента вступления

Различия в коэффициентах, характеризующих текучесть фирм различных размеров находят отражение в возрастной структуре фирм с различным числом работников. Цифры в таблице 4 свидетельствуют о том, что большинство малых предприятий являются молодыми, а крупные старыми. Так более 50 % фирм с числом занятых от 5 до 19 появились на рынке после 1975 года, тогда как соответствующий показатель для фирм с числом занятых более 300 человек гораздо ниже, всего 29,1 %. Наоборот, 30 % фирм с 300 и более работниками были организованы до 1954 года, тогда как соответствующее значение этого показателя для фирм с 5-9 работниками значительно ниже, около 13 %. Помимо различий в коэффициентах вступления и ухода среди фирм различных размеров, о которых шла речь выше, большое количество крупных фирм среди всех тех, кто уже работает на рынке, объясняется тем, что выжившие фирмы стремятся к увеличению числа занятых.

Таблица 3. Коэффициент, характеризующий вступление в разрезе отраслей по числу занятых в период 1986-91

 

Размер предприятия (число работников)

 

В среднем

1-4

5-9

10-19

20-29

30-49

50-99

100-199

200-299

300-

Все отрасли

С/х, лесная, рыболовство

Горнодобыча

Строительство

Промышленность

Коммунальное хозяйство

Транспорт и связь

Оптовая и розничная торговля

Финансы и страхование

Сфера услуг

6.2

4.1

2.7

4.9

4.3

4.0

5.9

 

6.6

7.7

6.8

5.9

4.3

4.1

4.1

3.8

2.8

5.4

 

6.4

8.9

6.2

7.3

4.5

2.6

6.2

5.1

6.0

9.2

 

7.5

10.0

8.6

6.8

4.2

2.0

5.4

5.3

5.8

7.1

 

7.3

7.1

8.3

6.0

3.5

1.0

4.4

4.8

4.6

4.8

 

6.4

6.3

8.0

5.3

2.7

1.7

4.0

4.4

3.9

4.3

 

5.6

5.3

7.2

4.4

1.2

2.6

3.3

3.8

3.6

3.5

 

4.9

4.4

5.3

3.6

2.1

0.0

3.0

3.2

3.0

2.8

 

3.9

4.1

4.5

3.4

0.0

0.0

3.3

2.4

2.4

3.2

 

4.5

4.5

4.5

2.6

0.0

5.6

4.1

1.4

2.4

2.3

 

4.5

3.6

3.7


Примечание
: Выделенные значения выше, чем в среднем в отрасли.

Источник: Агентство по управлению и координации, перепись деловых предприятий, разные годы.

Таблица 4. Возрастная структура деловых предприятий (%): 1996

Размер предприятия по числу работников

Год создания

 

-54

55-64

65-74

75-84

85-86

87-89

90-

Всего

Всего

1-4

5-9

10-19

20-29

30-49

50-99

100-199

200-299

300-

15.7

16.9

13.3

12.3

13.2

14.8

17.2

19.8

23.1

30.6

12.0

12.2

11.0

11.1

12.1

13.2

14.9

16.6

16.4

17.3

21.3

21.1

20.6

22.1

23.4

23.7

24.5

24.8

24.9

23.1

26.6

26.4

27.2

27.4

26.4

25.4

23.5

21.6

19.4

15.8

6.7

6.5

7.1

7.1

6.7

6.2

5.7

5.2

4.9

4.5

11.6

10.8

13.5

13.2

12.3

11.4

9.9

8.4

7.9

6.2

6.2

5.9

7.3

6.8

6.0

5.3

4.4

3.6

3.4

2.6

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

 

Источник: Агентство по управлению и координации, перепись деловых предприятий, разные годы.

Мотивы к вступлению и сдерживающие факторы

В этом разделе мы рассматриваем мотивы, которыми руководствуются владельцы японских МСП при вступлении на рынок, и препятствия, с которыми они сталкиваются на этом пути. За основу анализа берутся результаты опроса владельцев МСП, проведенного Агентством по делам малых и средних предприятий при японском правительстве. В следующем разделе мы попытаемся определить основные причины вступления в обрабатывающую отрасль и сделать это путем статистического анализа факторов, способствующих вступлению и препятствующих ему.

Согласно результатам опроса наиболее распространенным мотивом, названным 47 % опрошенных, является стремление к осуществлению мечты. Часто упоминается также стремление “попробовать свои силы (36,3 %)” и “работать не зависимо ни от кого (22,6 %)”. Вслед за этими неэкономическими и в некоторой степени духовными запросами идет стремление к обогащению (21,6 %). Высокий процент неудач и ухода с рынка новых фирм можно объяснить большим числом предпринимателей, движимых неэкономическими мотивами, в бизнес планах которых скорее всего плохо проработана финансовая сторона. Интересно отметить, что “восхищение удачливыми предпринимателями” и “знакомство с предпринимателями” составляют следующие две часто называемые ориентированными на открытие своего дела студентами.

Стремящиеся войти на рынок сталкиваются с разнообразными препятствиями. Результаты опроса, проведенного Агентством по делам малых и средних предприятий, выявили три основные причины, а именно, отсутствие финансовых средств, отсутствие трудовых ресурсов и трудности в развитии каналов распределения. Новички на рынке считают эти препятствия наиболее трудно преодолимыми. Ниже мы рассмотрим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются начинающие фирмы, пытаясь привлечь финансовые средства и кадры, подробно.

У большей части потенциальных предпринимателей средств для того, чтобы начать работу на рынке, не хватает. Согласно данным Агентства по делам МСП, доход приблизительно 70 % потенциальных предпринимателей, стремящихся войти на рынок малого и среднего бизнеса, составляет 5 или менее млн. йен в год. В 1998 расходы на то, чтобы начать дело почти у 79 % начинающих фирм составляли не менее 5 млн. йен, а у 67 % более 10 млн. В свете этих данных, те, кто заинтересован в открытии фирмы на собственные средства, испытывают трудности, связанные с получением нужной им суммы. Тем не менее, именно личные сбережения наиболее часто используются в качестве начального капитала, поскольку отсутствие доверия к МСП из за их небольшого размера затрудняет заимствования из внешних источников. Так личные сбережения послужили источником финансовых средств, необходимых для открытия фирм, для 80 % предпринимателей. Члены семей и друзья также могут служить важным источником получения финансовой помощи, поскольку приблизительно 30 % стремящихся на рынок МСП полагаются на них как на источник займов или инвестиций.

Примерно 40 % начинающих МСП обращались за кредитами в финансовые организации, но получить их было трудно. В большинстве случаев размеры займов были значительно более низкими, чем запрашиваемые. Результаты исследования, проведенного Народной финансовой корпорацией, говорят о том, что стремящиеся к выходу на рынок малые предприятия не могут предоставить обеспечение кредита (73 % обследованных фирм), их кредитоспособность низка (59 %) и нет поручителя (29 %). Для получения кредита в японских банков, как правило, необходимо и обеспечение и поручительство. Отсутствие четкого разграничения в структуре собственности МСП частных средств и средств фирмы приводит в случае банкротства к потери предпринимателем собственных средств, часто предоставляемых в качестве обеспечения кредита. Действительно, такая перспектива заставляет будущих предпринимателей задуматься о правильности решения открыть собственное дело. Государство оказывает финансовую помощь начинающим фирмам в форме займов и кредитов. Однако, МСП не очень заинтересованы в получении займов от государственных организаций, потому что условия их получения не намного отличаются от тех, на которых с МСП готов работать частный сектор.

В связи с трудностями получения МСП финансирования, желательно было бы расширить его источники, в частности получить возможность выхода на рынки капитала, обращения к рисковому капиталу и инвестиционным инструментам типа “ангел”. Однако, для МСП все это сделать непросто, потому что от них требуется предоставление очень подробной информации о себе, в частности балансового отчета, на основании которого принимаются инвестиционные решения. Понимая это, МСП больше заинтересованы в увеличении верхнего предела суммы кредита, предоставляемого Ассоциацией гарантированных займов, а также в увеличении размера субсидий начинающим фирмам.

Начинающим МСП трудно найти квалифицированных сотрудников. Согласно данным опроса, проведенного Агентством МСП, найти людей, которые их вполне устроили, удалось 40 %обследованных. Респонденты отметили, что неспособность начинающих фирм платить высокую заработную плату и обеспечить желаемые условия труда были главными причинами неудач в подборе квалифицированного персонала. Кроме того, следует учитывать характерное для японцев желание работать в известных солидных фирмах, что еще более затрудняет малым предприятиям подбор кадров.

Факторы, обуславливающие вступление: количественный анализ

Фирма начинает работать на рынке тогда, когда от ее деятельности ожидается положительная прибыль. Положительная прибыль, в свою очередь, представляет собой разницу между предполагаемым доходом от продаж и издержками на то, чтобы начать и вести дело. Как уже отмечалось при рассмотрении результатов исследования о барьерах, которые новым фирмам нужно преодолеть при вступлении на рынок, издержки на то, чтобы открыть фирму, - а из размер зависит от высоты этих барьеров, - оказывают значительное влияние на вступление. Очевидно, что вступление на рынок происходит тогда, когда ожидается высокий доход от продаж, а существующие на пути к нему барьеры низкие. Даже при ожидании высокого дохода, вступления может не случиться при высоких барьерах.

Основным причинам, обуславливающим вступление новых фирм в промышленный сектор Японии, посвящено несколько исследовательских работ. Yamawaki (1991) составил формулу для определения нетто-вступлений на основе данных по 135 отраслям из трехзначного отраслевого классификатора Японии за период с 1979 по 1984 год. Он обнаружил, что на нетто-вступления значимое и при этом положительное воздействие оказывает запаздывающая рентабельность (доля прибыли в цене, ДПЦ), замедленный рост производства в отрасли и темпы роста ВНП. Значимое и отрицательное воздействие на них оказывает цена на товары производственного назначения и учетная ставка. Поскольку цена на инвестиционные товары и учетная ставка здесь заменяют стоимость капитала, полученные данные указывают на то, что высокая стоимость капитала препятствует нетто-вступлениям.

Odagiri и Honjo (1995) составили формулу определения нетто-вступлений на основе данных по 98 отраслям за период 1988-90 год. Они обнаружили, что рентабельность (ДПЦ) и увеличение объема продаж оказывают на нетто-вступления значимое и положительное воздействие, а эффект масштаба и капиталоемкость – значимое и отрицательное. Коэффициент, характеризующий долю рынка был положительным, но не статистически не значимым. Отдельно определяли воздействие на нетто-вступления концентрации производства, которая, как оказалось, оказывает на них отрицательное воздействие, при этом зависимость не является статистически значимой. Morikawa и Tachibanaki (1997) провели анализ брутто-вступлениям в 156 отраслях за период с 1990 по 1993. Было установлено, что здесь значимое и положительное воздействие оказывает увеличение объема продаж, а незначимое и отрицательное, среднее число занятых на каждом деловом предприятии и капиталовооруженность работника. Кроме того, авторы обнаружили, что введение в формулу регулирования в качестве переменной делает брутто-вступления отрицательно и значимо зависимыми от него.

В этих исследованиях нашло подтверждение предположение о том, что факторы, связанные со спросом, оказывают положительное, а существующие барьеры отрицательное воздействие на вступление новых предприятий в промышленный сектор Японии. Теперь мы рассмотрим факторы, от которых зависит вступление, в более широком контексте. Во-первых, введем дополнительные казуальные переменные и, во-вторых, проанализируем вступления фирм с различным числом работников.

Также как и при рассмотрении основных факторов вступления, воспользуемся тремя переменными, с тем чтобы определить воздействие побудительных причин (доля прибыли в цене, доля рынка и увеличение объема продаж), и четырьмя переменными, оказывающих на вступление отрицательное воздействие (минимальный экономически эффективный масштаб производства, минимальный объем капитала, техническая вооруженность и ассортимент продукции). Мы предполагаем, что первая группа факторов будет оказывать положительное воздействие на вступление, а вторая отрицательное.

Необходимо сказать несколько слов о переменных, обозначающих препятствия к вступлению. Мы рассматриваем два вида препятствий – эффект масштаба и уровень издержек, которые, как будет показано ниже, тесно связаны между собой. В отрасли, где эффект масштаба имеет большое значение для производства или распределения продукции, уже работающие на рынке предприятия, достигшие минимального экономически эффективного масштаба производства и, таким образом, способные выпускать продукцию с меньшими затратами, имеют бесспорное преимущество перед начинающими. Минимальный экономически эффективный масштаб производства используется нами в качестве показателя эффекта масштаба. Он определяется отношением между средней стоимостью поставок, осуществляемых предприятиями, входящими в группу, на которую приходится 50 % всех поставок в отрасли, с одной стороны, и стоимостью всех поставок в отрасли, с другой.

Высокий уровень производственных издержек затрудняет осуществление инвестиций в физический капитал, технологии, маркетинг и рекламу. Эффективно работающие на рынке фирмы, с которыми вынуждены конкурировать новички, уже построили фабрики, установили как основное, так и вспомогательное оборудование. Более того, у них уже есть разработанные посредством НИОКР технологии, кадры, торговая марка и репутация, приобретению которых способствовала реклама. Чем больший объем капиталовложений требуется для вступления, тем больше инвестиционный риск, а значит выше барьер на пути к рынку. Поскольку инвестиции в физический капитал, технологии и рекламу относятся к постоянным издержкам, их высокий уровень тесно связан с эффектом масштаба. На этом основании мы включаем капиталоемкость, коэффициент НИОКР – объем продаж и коэффициент расходы на рекламу – объем продаж в качестве переменных в формулу определения воздействия, оказываемого на вступление тремя видами препятствий. Мы предполагаем, что именно эти три препятствия в большей степени, чем другие, сдерживают вступление на рынок малых предприятий.

Помимо этих переменных, мы рассматриваем воздействие трех других: концентрации, заключение договоров на выполнение субподрядов и ссуды под страховой взнос. Рыночная концентрация может оказывать на вступление как положительное, так и отрицательное воздействие. Согласно одной из высказываемых гипотез, уже работающим на рынке фирмы гораздо легче бороться с начинающими там, где им принадлежит большая часть рынка, чем в отраслях, где такой концентрации не наблюдается. Это объясняется тем, что в отраслях, где ведущим компаниям принадлежит большая часть рынка, новичка легче обнаружить. В соответствии с этой же гипотезой, концентрация рынка не способствует вступлению на него новых фирм. И наоборот, можно предположить, что большие прибыли в отраслях с высокой концентрацией рынка способствуют приходу в них новых предприятий. Принимая во внимание, что начинающие фирмы не представляют слишком большой угрозы уже существующим, можно ожидать, что концентрация оказывает на вступление положительное воздействие.

Множество японских фирм, особенно МСП, связаны с другими контрактами на выполнение субподрядных работ. Это дает фирмам определенные преимущества. К ним относится увеличение возможности избежать провалов, причиной которых зачастую является отсутствие согласованности в действиях. Благодаря тесному контакту сторон легко уровни производства легче поддаются корректировке Субподрядчики получают преимущества и в форме технической и финансовой помощи от тех, кто дает им работу, т. е. от субподрядчиков первого уровня или от материнских фирм.

В отношении воздействия субподрядов на вступление на рынок новых фирм можно высказать предположение, что эта практика ему препятствует, поскольку строиться на долговременных отношениях между фирмами. С другой стороны, есть причины считать, что субподряды способствуют вступлению, поскольку система заключения такого рода контрактов в Японии открыта для всех. На самом деле, материнским фирмам выгодна конкуренция между субподрядчиками, поэтому они поддерживают открытость системы. Это позволяет им удерживать цены на выполнение субподрядных работ на низком уровне, а качество на высоком. Так материнские фирмы с легкостью идут на прекращение контрактных отношений с субподрядчиками, которые не удовлетворяют их требованиям, и нанимают других, качество работы которых выше.

Способствует вступлению новых фирм на рынок многочисленные случаи, когда бывшие сотрудники материнских компаний начинают собственное дело и сами становятся субподрядчиками бывших работодателей. Материнские компании часто даже поддерживают в этом своих сотрудников, так как получают от заключения с ними контрактов на субподряды выгоды, о которых шла речь выше, а также преимущества от снижения эксплуатационных издержек. Наконец, можно предположить, что система выполнения работ по субподрядам облегчает вступление начинающим компаниям потому, что позволяет им значительно снизить уровень начальных капиталовложений, так как они имеют возможность заниматься именно тем, в чем обладают преимущество перед конкурентами. На основе приведенных рассуждений воздействие системы субконтрактов определяется a priori.

Ссуды под страховые взносы, предоставляемые государственными финансовыми организациями, служат важным источником финансирования для МСП. В конце 1997 года на их долю приходилось 25 % всех предоставленных МСП займов. Ссуды под залог страховых полисов начинающим компаниям давали, но все-таки большую часть получали уже существующие компании. Ссуды начинающим компаниям, испытывающим нехватку средств, безусловно, являются для них благом, однако, аналогичные ссуды уже работающим компаниям создают барьеры к вступлению новичков, поскольку способствуют увеличению конкурентоспособности этих компаний.

Таблица 5. Основные факторы, влияющие на брутто вступления новых компаний
в промышленный сектор японской экономики в разрезе числа работающих: 1986-91

(двузначный отраслевой классификатор)

 

От 1 до 4 сотрудников

От 5 до 9 сотрудников

От 10 до 19 сотрудников

От 20 до 29 сотрудников

От 30 до 49 сотрудников

 

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

ДПЦ

Доля рынка

Увеличение объема продаж

Мин. эф. масштаб

Капиталоемкость

Концентрация

НИОКР

Реклама/продажи

Субподряды

Ссуды под залог

Константа

R2

Nob

0.054

0.001

 

0.376

-0.020

-0.005

-0.004

.0.004

0.001

0.000

-0.002

0.037

0.758

20

1.147

0.558

 

2.735

-1.867

-0.172

-1.437

-2.263

0.247

1.961

-2.079

1.071

0.021

0.000

 

0.274

-0.004

-0.005

-0.002

-0.002

0.002

0.000

-0.002

0.036

0.7796

20

1.562

0.002

 

2.519

-1.222

0.224

-1.721

-1.783

0.457

1.809

-1.915

1.332

0.024

0.000

 

0.294

-0.003

-0.034

-0.002

-0.002

0.000

0.000

-0.002

0.046

0.8211

20

1.721

-0.264

 

2.979

-1.210

-1.605

-1.751

-1.719

0.100

1.887

-1.050

1.898

0.015

0.001

 

0.223

-0.011

-0.055

-0.001

0.000

0.001

0.000

-0.001

0..041

0.7763

20

1.393

0.307

 

1.937

-0.593

-2.223

-1.280

-1.016

0.247

1.972

-1.588

1.414

0.015

0.000

 

0.107

-0.022

-0.049

0.000

-0.002

0.000

0.000

-0.003

0.043

0.6174

20

1.272

-0.043

 

0.654

-0.827

-1.414

-1.070

-1.661

-0.005

1.787

-1.031

1.049

 

От 50 до 99 сотрудников

От 100 до 199 сотрудников

От 200 до 299 сотрудников

От 300 сотрудников

 

Всего

 

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

Коээфи-

циенты

Значение t

ДПЦ

Доля рынка

Увеличение объема продаж

Мин. эф. масштаб

Капиталоемкость

Концентрация

НИОКР

Реклама/продажи

Субподряды

Ссуды под залог

Константа

R2

Nob

0.018

0.002

 

0.189

0.000

-0.068

-0.001

-0.003

0.002

0.000

-0.001

0.031

0.7358

20

1.461

0.937

 

1.633

-1.015

-2.777

-1.344

-1.123

0.439

0.722

-0.482

1.093

0.005

0.003

 

0.228

-0.023

-0.054

0.001

-0.001

0.002

0.000

-0.001

-0.019

0.7192

20

1.131

1.618

 

2.017

-1.214

-2.230

0.444

-0.416

0.617

-0.767

-1.733

-0.683

0.012

0.004

 

0.103

-0.014

-0.041

0.001

-0.002

-0.001

0.000

-0.001

-0.012

0.664

20

1.271

1.875

 

0.798

-1.635

-1.485

0.287

-0.721

-0.202

0.136

-0.572

-0.361

0.013

0.002

 

0.101

-0.003

-0.021

0.003

0.000

0.001

0.000

0.002

-0.032

0..4723

20

1.293

0.883

 

0.799

-1.122

-0.776

0.046

0.137

0.309

-0.401

0.731

-1.035

0.070

0.006

 

0.052

-0.010

0.000

-0.002

-0.004

0.001

0.000

-0.002

0.012

0.9559

20

6.416

2.268

 

2.788

-3.019

-2.991

-1.475

-3.386

-1.955

4.258

-2.878

1.122


Результаты регрессионного анализа основных факторов воздействия на вступление на рынок новых фирм приводятся в таблице 5. В качестве зависимой переменной было взято среднегодовое значение коэффициента, характеризующего брутто-вступления. Использованными в анализе каузальными переменными объясняется от 60 до 90 % колебаний коэффициента вступлений. Изучение значений вступления на рынок деловых предприятий без учета числа работников, которые приводятся в графе общего количества предприятий, заставляет сделать вывод о том, что факторы, способствующие вступлению, такие как ДПЦ, доля рынка и увеличение объема продаж, по большей части представлены положительными значениями, тогда как факторы, препятствующие вступлению, такие как минимально эффективный масштаб производства, капиталоемкость, НИОКР и коэффициент расходы на рекламу – объем продаж, в основном представлены отрицательными значениями. Значение коэффициента концентрации рынка, для определения которого авторы воспользовались индексом Херфиндаля (Herfindahl), отрицательное, но статистически малозначимое. Субподряды рассматриваются как фактор, способствующий вступлению. Предполагается, что отношения, характерные для сторон, заключивших контракт на выполнение субподрядных работ, могут складываться у дающих подряды и с начинающими, ранее не известными фирмами. Субподряд дает МСП возможность выполнять виды работ, в которых они способны составить конкуренцию фирмам, занимающим прочное положение на рынке, а также возможность получить финансовую, техническую и другую помощь от материнских компаний. Ссуды под залог страховых полисов приняты за фактор отрицательного воздействия, поскольку укрепляют положение уже работающих на рынке фирм.

Изучение результатов, относящихся к деловым предприятиям без учета числа работников, позволяет сделать вывод о том, что использованные в анализе каузальные переменные объясняют коэффициенты, характеризующие вступления МСП на рынок лучше, чем крупных предприятий. На самом деле, ни один из рассчитанных коэффициентов, характеризующих вступление не является статистически значимым для деловых предприятий с числом работников, превышающим 300 человек. Среди факторов, способствующих вступлению, увеличение объема продаж оказалось положительным и значимым для предприятий с различным числом занятых, в то время как рентабельность и доля рынка оказались в большинстве случаев малозначимыми. Последствия эффекта масштаба (минимально экономически эффективный масштаб производства) оказались практически непреодолимым препятствием для наиболее мелких предприятий, тогда как нехватка капитала составила самый высокий барьер на пути вступления на рынок деловых предприятий среднего размера (20–199 работников). Технический барьер (НИОКР) особенно труден для предприятий относительно небольшого размера, тогда как возможность выполнения субподрядных работ способствует вступлению на рынок как малых, так и средних предприятий. Предоставление ссуд под страховые полисы компаниям, уже закрепившимся на рынке, в значительной степени сдерживает вступление на него очень мелких предприятий.

Заключение

Показатель, характеризующий вступление на рынок новых фирм в Японии, более или менее равномерно уменьшался с начала 1980-х. С помощью перекрестного анализа факторов, влияющих на вступление, мы выявили несколько препятствий к нему структурного характера. В частности, в большой степени сдерживает вступление высокий уровень издержек, обусловленных небольшим масштабом производства и нехваткой финансовых и технических ресурсов. Для снижения технических барьеров государство может предоставлять будущим МСП содействие в форме обучения и финансовой помощи, которая приведет к снижению требований к объему начального капитала. Тот факт, что финансовая помощь уже существующим фирмам еще более укрепляет их положение, тем самым препятствуя вступлению на рынок новых фирм, подводит к выводу, что ее следует предоставлять тем, кто только собирается открыть свое дело, а из существующих фирм только тем, кто обладает высоким потенциалом развития.

Приложение 1.

Различные термины и источники информации, использованные при определении основных факторов вступления на рынок

Изменяющееся название

Определение

Источник

Доля прибыли в цене (ДПЦ)

Доля рынка

Увеличение объема продаж

Минимально эффективный масштаб производства

Капиталоемкость

Рыночная концентрация

НИОКР

Коэффициент реклама – продажи

Субподряды

Ссуды под страховой полис

(продажи - материальные издержки –капитальные издержки) / продажи

Продажи

Темпы роста продаж

см. основной текст

Стоимость материальных активов / выпуск продукции

Индекс Херфиндаля (Herfindahl)

Расходы на НИОКР / продажи

Расходы на рекламу / Продажи

Доля фирм, работающих по контрактам на выполнение субподрядных работ

Непогашенные государственные займы / Непогашенные займы, всего

MITI, Kogyo Tokei Hyo

(Перепись в промышленности)

MITI, Kogyo Tokei Hyo

(Перепись в промышленности)

MITI, Kogyo Tokei Hyo

(Перепись в промышленности)

MITI, Kogyo Tokei Hyo

(Перепись в промышленности)

MITI, Kogyo Tokei Hyo

(Перепись в промышленности)

Комиссия по торговым ярмаркам, Ежегодный обзор рынка

MITI, таблицы вводимых ресурсов – конечных результатов

MITI, таблицы вводимых ресурсов – конечных результатов

Агентство МСП, Kogyo Jittai Kihon Chosa (Базовое исследование производителей)

Агентство МСП, Kogyo Jittai Kihon Chosa (Базовое исследование производителей)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости