исследований проблем предпринимательства
Москва, май 2010
Методика исследования
Индекс кредитного благоприятствования
Индекс кредитной политики
Индекс маркетинговой активности
Индекс качества консультирования и продаж
Карта рынка
Общая информация об организаторах
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель проекта
Цель проекта – регулярный мониторинг конъюнктуры на рынке кредитования малого бизнеса.
Индекс кредитного благоприятствования – это индекс банковского рынка, отражающий настроения участников, их готовность кредитовать малый бизнес. Основные черты такой готовности – открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).
Малые предприятия, как правило, ограничены в ресурсах для длительной работы с банками. Кредит часто нужен срочно, и тот банк, который окажется более оперативным в рассмотрении заявки, который предоставляет больше информации о своих услугах, и становится партнером предпринимателя.
Оперативность и внимание представители малого бизнеса ценят и по той причине, что многие из них еще не имеют опыта кредитования (по данным 13-го мониторинга индекса ТРАСТ, более 80% малых предприятий не планируют пользоваться кредитами в течение ближайшего года).
Ориентация на оценку конъюнктуры именно банковского рынка является отличительной чертой индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в сравнении с мониторингами Общероссийской общественной организации «ОПОРа России» и КБ «ТРАСТ», ориентированных на отслеживание динамики экономического положения малых предприятий и их ожиданий на финансовом рынке.
Изменение индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в большую или меньшую сторону показывает настроения участников рынка, уровень их заинтересованности в кредитовании малых предприятий.
Проект реализуется совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), ведущей экспертной площадкой по вопросам развития предпринимательства в России. В 2009 году сотрудники Финист и НИСИПП провели большую работу по исследованию тенденций развития малого бизнеса, специфики поведения малых компаний в новых экономических условиях, включая взаимодействие с финансовыми институтами.
Задачи исследования и результаты для банков
Основное содержание исследования:
- Анализ существующих кредитных программ для малого бизнеса;
- Мониторинг процентных ставок кредитования;
- Качественная оценка организации консультирования клиентов;
- Общая оценка благоприятности кредитованию малого бизнеса со стороны исследуемых банков.
Отправной точкой для анализа является не банк, а каждая отдельная программа кредитования. По сравнению с кредитованием вообще программа имеет большую ценность, удовлетворяя конкретные потребности клиентов.
Чем более четко сформулировано содержание программы, тем более она полезна для потребителя. Сам факт наличия программ в банках уже является важным индикатором готовности банка кредитовать.
В идеале программы кредитования должны быть ориентированы на решение конкретных экономических вопросов и, поэтому, соответствовать определенному ряду требований, в частности, иметь:
- цели предоставления финансирования (допустим конкретный перечень товаров и услуг, на которые разрешено использовать предоставленные средства);
- четко формализованное описание потенциальных заявителей, включая отраслевую принадлежность, масштаб деятельности, география бизнеса и т.д.;
- ценовые условия сотрудничества, включая различные возможности для оплаты услуг банка (фиксированные и плавающие процентные ставки);
- доля участия банка в общем финансировании проекта;
- сроки предоставления финансирования, включая возможности отсрочки платежей по процентам, основному долгу и т.д.;
- порядок обеспечения по предоставленному финансированию;
- ограничения действия программы конкретными временными рамками;
- название.
В реальности столь детально описанных программ не зафиксировано, поэтому мы выбрали в качестве основного критерия программы тот факт, что она выделена банком в отдельную позицию и имеет свое название.
Дополнительный критерий – это различия не менее, чем по трем характеристикам программы (например, по требованиям к залогу, к оборотам заемщика, процентной ставке).
Поэтому те случаи, когда банк выделяет свои продукты отдельной строкой, дает каждому из них свое описание, дифференцирует по нескольким характеристикам, даже сохраняя видовое название кредитной программы (кредит «Овердрафт»), мы рассматривали как сознательное позиционирование нескольких продуктов, нацеленное на продажу клиенту не кредитования вообще, а отдельных кредитных программ.
Также при анализе программ мы не прибегаем к унификации критериев отнесения предприятий к малому или крупному бизнесу, ориентируясь на те параметры, которые задают сами банки (так, минимальные суммы кредитования малых и средних компаний начинаются от сотен тысяч, а максимальные - превышают сто миллионов рублей).
Использование общего и частных индексов позволяет отслеживать и общие тенденции рынка, и относительную конкурентоспособность банков друг к другу по отдельным аспектам – общее позиционирование на рынке (сайт, маркетинговые акции и пр.), уровень компетенции и квалификации в анализе потребностей целевой аудитории (содержание кредитных программ), уровень организационного планирования и контроля (консультирование клиентов).
Критерии оценки прозрачны, поэтому банки могут использовать результаты в управленческих целях, например, «подтягивая» работу по какому-то из «просевших» пунктов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы банками для:
- формирования ценовой политики банка и своевременной актуализации условий предложения услуг;
- актуализации продуктового ряда в соответствии с маркетинговой политикой конкурентов, в том числе для разработки новых целевых продуктов для малого бизнеса;
- оптимизации продвижения кредитных услуг для малого бизнеса, а также отдельных бизнес-процедур, связанных непосредственно с рассмотрением кредитных заявок и выдачей кредитов;
- оценки текущей ситуации и прогнозирования таких параметров как кредитная активность, склонность рынка к риску, экономическая динамика сектора малого бизнеса.
База для исследования
Исследование охватывает 20 крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов (использовались данные рейтинга РБК, а также собственные оценки на основании информации, публикуемой в СМИ).
Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков на 1 января 2010 г. составлял более 1,2 трлн рублей, увеличившись за год на 2%.
Методика расчета индекса
Индекс кредитного благоприятствования рассчитывается на основании оценки банка в целом и отдельных его программ по формализованному набору критериев. В ходе разработки индекса были проанализированы несколько десятков критериев, из которых были отобраны 11 основных2.
Основные принципы отбора критериев:
- доступность (наличие возможности для регулярного использования и сопоставления разновременных данных);
- динамичность (подверженность изменениям в зависимости от проводимой банком маркетинговой политики);
- дифференцированность (способность отражать различия в рыночной политике банков);
- возможность для управленческих воздействий на основании результатов мониторинга.
Отобранные критерии оценки:
Кредитная политика |
---|
- ставка кредитования
- требования к сроку деятельности заемщика
- готовность кредитовать под залог приобретаемого имущества
- ставка дисконтирования
Маркетинговая активность |
---|
- наличие на сайте банка специального раздела для малого бизнеса
- проведение банком специальных акций по кредитным продуктам или рекламных мероприятий
- наличие у банка специальных программ кредитования
- уровень презентации программ кредитования
Организация консультирования и продаж |
---|
- готовность предоставлять клиенту информацию о кредитовании
- субъективная оценка сотрудниками банка текущей возможности прокредитовать предприятие
- наличие выходов на клиента по инициативе банка после первичного контакта
Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Затем оценки взвешиваются для расчета частных индексов (наибольший вес имеет блок «кредитная политика», наименьший – «качество консультирования»):
- Индекс кредитной политики – отражает оценку банком рисков кредитования малого бизнеса, стоимость ресурсной базы банка (объекты оценки: ставки кредитования, требования к заемщику);
- Индекс маркетинговой активности – является индикатором специализации банка на кредитовании малого бизнеса (объекты оценки: сайт банка, маркетинговые акции, кредитные программы);
- Индекс качества консультирования – является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке (объекты оценки: этапы консультирования клиентов по телефону).
Интегральный индекс кредитного благоприятствования является суммой частных индексов, отражающих изменение активности банков по отдельным направлениям работы с малым бизнесом. Все оценки по индексам приведены в баллах. Оценка по критериям строго формализована, что обеспечивает сопоставимость результатов разновременных мониторингов, позволяет осуществлять внутренний контроль, а также в случае необходимости перепроверять результаты мониторинга.
По результатам пилотного мониторинга в феврале были внесены коррективы в распределение весов по отдельным критериям, приведшие к изменению интегрального индекса кредитного благоприятствования на 7%. В настоящем отчете приведены сравнительные данные с учетом данных поправок, которые в дальнейшем становятся базовыми для расчетов.
1 - Список исследуемых банков может меняться в связи с изменениями их положения на рынке, однако не более, чем на 10% ежегодно, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных. По сравнению с февральским мониторингом произошло обновление перечня банков – Альфа-банк и Абсолют-банк уступили место Россельхозбанку и СБ-банку, которые по актуализированным данным, имеют больший портфель кредитов для малого и среднего бизнеса.
2 - Предусмотрено изменение набора критериев оценки в случае если они перестают соответствовать предъявляемым к ним требованиям, в частности, дифференцировать банки. В течение года допустимо изменение не более 10% от перечня критериев, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных. Распределение весов при изменении критериев не меняется.