Киселев Артем Николаевич
Генеральный директор
ЗАО "Межрегиональный центр промышленной
субконтрактации и партнерства"
www.subcontract.ru
e-mail: subcontract@binec.ru
Мое выступление посвящено московскому опыту поддержки предпринимательства в промышленности.
Наша организация – межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства создан в 1998 году и развивается в рамках совместного проекта:
- Правительства Москвы в лице Московского Фонда поддержки малого предпринимательства
- Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства
Деятельность Центра поддерживается Департаментом Поддержки и развития малого предпринимательства Москвы.
Основное направление деятельности Центра – создание условий для развития предпринимательства в промышленности, создание эффективного механизма интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности,
За основу деятельности нашего центра изначально был принят лучший международный опыт, методики, разработанные ЮНИДО, был изучен подход, применяемый в странах Европейского Союза, Японии.
Этот подход, несмотря на определенные различия, базируется на широком применении механизма субконтрактации.
Субконтрактация представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и малыми предприятиями - поставщиками комплектующих. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ресурсов.
Практика производственной кооперации/субконтрактации повсеместно считается действенным инструментом повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. Значительная часть экономического сообщества, как теоретиков, так и практиков бизнеса, признает, что широкое использование субконтрактации является одной из главных причин успеха, достигнутого за последние 40 лет экономическими системами Японии, Италии, Германии и Франции. Основой для развития субконтрактации в этих странах стала проведенная в 60-70 годы прошлого столетия масштабная реструктуризация машиностроительной отрасли.
Хотя субконтрактные отношения могут иметь место в различных отраслях промышленности, наибольшее распространение они получили в машиностроении, в таких секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.
В качестве контракторов обычно выступают предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т.д., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих.
Как правило, эти предприятия сохраняют за собой такие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, конечная сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства компонент, несущие в себе ключевые "ноу-хау".
Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и многократно ускоряет оборачиваемость средств в производстве.
В качестве субконтракторов, как правило, выступают малые предприятия. Высокий уровень специализации на определенных производственных процессах и операциях позволяет этим предприятиям поставлять качественные товары на экономически выгодных условиях в строгом соответствии с техническими требованиями контрактора.
В России попытки создать действующую схему субконтрактации в ее “правильном” понимании до сих пор к успеху не привели.
Поясню:
В России разговоры о необходимости проведения масштабной реструктуризации промышленности ведутся давно, но практические изменения происходят достаточно медленно.
Крупные предприятия в большинстве своем проводят достаточно неэффективную маркетинговую политику и не в состоянии добиться полной загрузки производственных мощностей. В то же время, эти предприятия, располагая практически всеми необходимыми для производства конечной продукции производствами, не спешат с ними расставаться. Многие из руководителей крупных предприятий полагают, что могут сохранить существующую громоздкую и неэффективную в рыночных условиях структуру.
Проведение реструктуризации крупных предприятий и холдингов с использованием принципа субконтрактации, доказавшего свою эффективность в развитых странах позволит высвободить значительные ресурсы (оборудование, производственные помещения и т.д.) для создания производственно- технологических зон, в которых могут быть размещены малые и средние промышленные предприятия с высокой степенью специализации на ограниченном количестве производственных процессов. При этом набор услуг, обычно предоставляемых бизнес – инкубаторами и технопарками (общий учетный центр, единая складская система и др.) позволит этим предприятиям существенно сократить издержки, упростить получение кредитов.
Положительная тенденция в этом направлении наметилась только в этом году.
Малые и средние предприятия в подавляющем большинстве ориентированы на производство продукции, пользующейся спросом на рынке. Эти предприятия придерживаются агрессивной стратегии развития, в отличие от большинства крупных предприятий, до сих пор держащихся за стратегию выживания. Малые предприятия в силу объективных причин не в состоянии осуществлять полный цикл производства изделий. Они и не нуждаются в этом. Им достаточно развивать свое главное конкурентное преимущество – ключевую технологию, знание рынка. Большинство производственных процессов заказывается “на стороне”. При этом, роль субконтракторов обычно принимают на себя крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, а также отдельные цеха крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность.
Таким образом, схема субконтрактации стихийно складывается в России двумя путями: “сверху”, путем реструктуризации крупных предприятий, чрезвычайно медленно и пока не всегда эффективно, и “снизу” путем возникновения малых и средних предприятий – контракторов, не располагающих достаточными средствами, чрезвычайно уязвимых с точки зрения рисков, но активно расширяющих свою деятельность.
Руководители промышленных МП в большинстве своем видят перспективу и не собираются останавливаться на малом. При этом стоит отметить особенность: если малые предприятия в торговле, сфере услуг ориентированы в первую очередь на получение прибыли, то малые предприятия в промышленности, как правило, ориентируются на увеличение стоимости предприятия. Скажу больше – это обязательное условие их выживания.
Задача нашего Центра - помочь руководителям МП превратить малое предприятие в среднее, добиться стабильности. Центр отказался от слепого копирования зарубежных методик. Мы изучили лучший зарубежный опыт, выбрали из него все, что можно применить в России с учетом существующих реалий, дополнили собственными разработками и, как говорится, “процесс пошел”.
В прошлом году при поддержке московского регионального отделения Фонда Евразия нашим Центром было проведено исследование практики производственной кооперации в пяти регионах России. На основе его результатов мы пришли к выводу, что основной акцент в своей работе мы должны сделать на информационной поддержке вновь создаваемых предприятий.
Руководители вновь создаваемых малых и средних предприятий не располагают устоявшимися связями для успешной деятельности. В начале деятельности у них нет толстых записных книжек, в которых можно найти все - надежных поставщиков, платежеспособных заказчиков и т.д.
Таким образом, первоочередной задачей нашей деятельности стало создание информационной площадки, которая к настоящему времени уже действует и успешно развивается на нашем сайте www.subcontract.ru .
Усилиями наших специалистов при поддержке НДП “Альянс – Медиа” создана информационная система обмена производственными заказами.
Эта система представляет собой две базы данных:
- базу данных актуальных заказов
- базу данных поставщиков
Обе БД связаны общей системой поиска и структурированы с использованием классификаторов производственных процессов, применяемых в ЕС.
Информационная система сейчас работает в русскоязычном варианте, но может быть быстро переведена на основные европейские языки, что мы и собираемся сделать в скором времени.
Мы максимально упростили самостоятельную работу пользователя с базами данных, систему поиска и ввода информации. Вся информация открыта, в том числе адресная информация о заказчиках. Результат - судите сами: с июля 2001 года количество уникальных посетителей нашего сайта увеличилось в 15 раз. Большинство посетителей проводит на сайте более 10 минут, просматривает более 5 страниц и возвращается снова в течение 10 дней. Не бывает дня, чтобы на сайте "висело" в свободном доступе менее 50 заказов с чертежами и производственными программами (обычно 100-150). Нашу информационную систему используют для поиска партнеров крупные отечественные и зарубежные предприятия. В то же время, мы бесплатно размещаем на сайте кооперационные предложения московских малых предприятий, значительное количество заказов приходит именно от них.
Большинство заказов в системе – механообработка, литейные работы, меньше – производство изделий из полимеров, РТИ. Но мы готовы приветствовать в нашей системе и производителей электротехники, электроники.
Эффективность использования информационной системы достаточно высока: по результатам проведенного опроса, более 80 процентов предприятий, разместивших заказы в системе, нашли необходимых поставщиков. Как правило, заказчик в течение 5 – 8 рабочих дней с момента размещения информации о заказе получает 10- 15 предложений от поставщиков. При этом, поставщики уже ознакомлены с чертежами и производственной программой и, как правило, подготовлены к переговорам по цене и графику поставок. То есть, фактически, работая с нашей информационной системой, заказчик проводит неявный тендер на поставку необходимой ему продукции и выбирает поставщика по собственным критериям ( соотношение цена/качество, надежность поставок и т.д.).
Мы последовательно превращаем наш сайт в полноценный портал, оптимизированный для нужд промышленных предприятий. Недавно мы дополнили нашу информационную систему важнейшими разделами, связанными с производственной кооперацией, а именно:
- производственное оборудование, инструмент
- материалы, комплектующие
- производственные помещения
- партнерство, инвестиции, услуги
- вакансии предприятий.
Расширяя спектр и углубляя объем информации, мы не планируем усложнять дизайн, сайт будет оставаться максимально функциональным - большинство наших пользователей пока используют для связи модемы и медные провода.
Параллельно с развитием интернет – ресурса, наш Центр участвует в наполнении тематическими статьями, кооперационными предложениями и интервью руководителей предприятий издания “Деловая Москва” и приложения к нему “ДМ – Производство”, издаваемых ИД “Деловая Пресса”.
Помимо работы по организации информационных потоков, наш Центр предоставляет малым предприятиям консалтинговые услуги.
Приведу один из таких примеров. В наш Центр обратился коллектив разработчиков блока управления, используемого в изделиях, пользующихся значительным спросом (блоках управления вентильными двигателями, используемыми в нефтедобыче). Разработчики согласовали необходимые вопросы с производителями конечной продукции, проанализировали потребность в своем блоке управления и пришли к выводу, что самостоятельное производство разработанного ими устройства может принести стабильную выгоду. Зарегистрировали ООО и обратились в наш Центр. Мы заключили с ними договор на управление проектом по организации цепочки поставок и сборочного производства. Мы нашли поставщиков всех необходимых комплектующих, составили график поставок, нашли предприятие, готовое предоставить испытательные стенды, помогли подобрать помещение для сборочного цеха. Для коллектива разработчиков такое сотрудничество оказалось хорошим выходом - они занимаются своим делом, совершенствуют конструкцию изделия, а мы решаем для них задачи, которые являются нашей специализацией.
Наш Центр входит в инфраструктуры поддержки предпринимательства г. Москвы и мы стараемся использовать в работе с предприятиями все имеющиеся ресурсы.
Приведу пример: малое предприятие может получить в нашем центре консультацию, какое оборудование необходимо для выполнения технологического процесса, кто в Московском регионе располагает таким оборудованием. Можно посчитать, что выгоднее – приобрести такое оборудование в лизинг (Московская Лизинговая Компания предоставляет малым предприятиям значительные скидки) или использовать чужое оборудование по субконтракту. При организации маркетинга продукции помогает система ММЦ – межрегиональных маркетинговых центров, позволяющая продвигать продукцию в более, чем 80 регионах России и, теперь уже за рубежом. Я перечисляю далеко не все возможности московской системы поддержки предпринимательства. Хочу подчеркнуть следующее: каждое обратившееся к нам малое предприятие, как правило, имеет “клубок” взаимосвязанных проблем. Соответственно, и поддержка должна предоставляться интегральная, комплексная, что мы и делаем.
Крайне непростая ситуация складывается с развитием межрегиональных кооперационных связей. Очевидно, что ресурсов нашего центра недостаточно для организации “точечной” работы с предприятиями в регионах.
Для решения этой проблемы был найден выход: создание межрегиональной системы центров субконтрактации. То есть: в каждом заинтересованном регионе при поддержке местной администрации создается региональный центр субконтрактации, работающий с нами в едином формате с использованием разработанных нашим центром методик.
Наша информационная система субконтрактации, размещенная в Интернете пригодна для совместного использования. Мы предоставляем региональным центрам возможность работы с нашим программным продуктом, проводим обучение специалистов. В настоящий момент создание центров субконтрактации начато в 10 регионах.
В некоторых регионах в создании центров субконтрактации приняли участие Торгово- Промышленные Палаты, оказывают поддержку областные министерства развития промышленности и поддержки предпринимательства.
Сейчас мы планируем на базе существующего интернет – ресурса создать общероссийский портал, который послужит технической основой для более эффективного взаимодействия региональных центров субконтрактации, позволит достичь необходимого синергетического эффекта за счет концентрации усилий.
Таким образом, можно утверждать, что механизм интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности к настоящему моменту уже находится в стадии становления.
В то же время, я считаю, что для развития предпринимательства в промышленности в настоящий момент необходимо:
- Выделить малое предпринимательство в сфере промышленного производства в особый и наиболее важный для экономического развития вид предпринимательства, несущий в себе потенциал научно-технического и технологического прогресса, роста промышленного производства, сохранения и развития научно-технических и производственных кадров;
- Придать процессам реструктуризации промышленных предприятий мощную идеологическую и методическую основу с участием всех заинтересованных сторон, включая систему центров субконтрактации;
- Привлекать центры субконтрактации к разработке региональных программ развития промышленности и к участию в их выполнении;
- Организовать сбор информации о свободных производственных мощностях предприятий регионов, производственных помещениях и предоставление такой информации центрам субконтрактации для передачи малым предприятиям.
Реализация указанных пунктов позволит существенно расширить предпосылки для количественного и качественного развития предпринимательства в промышленности.