Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Роль государства в развитии гарантийных механизмов в поддержке малого предпринимательства

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:

“ Роль государства в развитии гарантийных механизмов в поддержке малого предпринимательства”

Проект ТАСИС HRRU 9801

“Юридическая защита субъектов экономической деятельности”

Бенефициар: Администрация Президента Российской Федерации

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ”

Завершены на межрегиональном семинаре в Санкт-Петербурге 4-5 сентября 2001

с участием г-на Паскаля Жандро, Заместителя Генерального директора Организации по предоставлению кредита для оборудования малых и средних предприятий,

и г-на Жана-Франсуа Филипона, Советника Президента Банка развития малого и среднего предпринимательства, Париж

Обобщение рекомендаций, выработанных

Рабочей группой Иркутска на заседании 25-27 апреля 2001 года

“Юридические организационно-правовые форы инвестиций и фондов для субъектов малого предпринимательства”

С участием г-на Паскаля Жандро, Заместителя Генерального директора Организации по предоставлению кредита для оборудования малых и средних предприятий,

и г-на Жана-Франсуа Филипона, Советника Президента Банка развития малого и среднего предпринимательства, Париж

Рабочей группой Санкт-Петербурга на заседании 15-17 мая 2001 года

“Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства”

С участием г-на Паскаля Жандро, Заместителя Генерального директора Организации по предоставлению кредита для оборудования малых и средних предприятий,

и г-на Жана-Франсуа Филипона, Советника Президента Банка развития малого и среднего предпринимательства, Париж

Рабочей группой Москвы на заседании 9-11 июля 2001 года

“Обеспеченное финансирование, создание гарантийных фондов”

С участием г-жи Брижит Бильдштейн, Старшего эксперта Департамента международных дел, Банк “Бюргес Фёрдерунгсбанк”, Австрия

 

Содержание

I. Контекст и проблематика >>>

II. Рекомендации >>>

A. Система государственных гарантий >>>

1. Общие принципы >>>

2. Организационно-правовая форма государственного гарантийного фонда >>>

3. Территориальный аспект организации функционирования системы государственного гарантирования >>>

4. Механизм предоставления гарантии >>>

Б. Лизинг >>>

В. Государственные заказы >>>

Г. Взаимное кредитование и поручительство >>>

Д. Обеспечение безопасности банковских кредитов >>>

Е. Создание государственного информационного органа в субъектах РФ для начинающих компаний, поддержка государством соответствующих негосударственных органов развития бизнеса >>>

III. Разработка рекомендаций >>>

IV. Адресаты рекомендаций >>>

 

I.Контекст и проблематика

Малые предприятия, которые в силу своей гибкости и приспосабливаемости играют определяющую роль в создании новых технологий и рабочих мест, испытывают трудности в привлечении средств на свои инвестиционные потребности - причем как краткосрочные, так и средне- и долгосрочные.

Российские банки мало заинтересованы в малых предприятиях в связи с высокой степенью риска и незначительностью занимаемых сумм. С другой стороны, профессиональные объединения пока что плохо организованы и еще не создали обществ взаимного поручительства.

Федеральный закон “О поддержке малого предпринимательства” предусматривает создание фондов поддержки на федеральном и региональном уровнях. Однако, эти фонды располагают ограниченным бюджетом и ориентируются пока в основном на прямые формы поддержки (льготные кредиты, субсидии).

В период сильных бюджетных ограничений представляется важным развитие непрямых форм содействия, как например выступление государства гарантом по инвестиционным кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства от кредитных организаций на коммерческой основе. Соединяя свои усилия с банковской системой и системой взаимного поручительства, государство может увеличить эффект рычага выделенного им объема финансирования. Предлагается создать систему государственной гарантии.

Другие рекомендации предназначены для укрепления государственной поддержки малого предпринимательства в привлечении инвестиций касаются :

  • Лизинга,
  • Доступа малых предприятий к государственным заказам,
  • Взаимного кредитования и поручительства,
  • Обеспечения безопасности банковских кредитов (вне государственной гарантии).
  • Создания государственного информационного органа в субъектах РФ для начинающих компаний

II. Рекомендации

A. Система государственных гарантий

1. Общие принципы

Цель

  • Государство побуждает банки и лизинговые компании предоставлять финансирование малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции.
  • Без этого вмешательства кредиты либо не предоставлялись бы вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.
  • В такой стране как Франция считается, что средняя стоимость риска, который несут банки, выраженная в банковском проценте, равняется 2 % для инвестиционных кредитов, когда такие кредиты предоставляются предприятиям, существующим более 3-х лет; эта же стоимость составляет 6 % для предприятий с меньшим сроком существования или для вновь создающихся.

    В отсутствие гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам.

  • Эту стоимость, таким образом, частично принимает на себя государственный гарантийный фонд - так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предприятий. Субсидии, которые государство предоставляет таким образом, в принципе намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.
  • В этих партнерских отношениях между государством и банками государственная поддержка играет стимулирующую роль, но не подменяет собой банковскую систему.
  • Общая схема функционирования системы государственных гарантий

  • Предприятие обращается в банк за получением кредита с информацией о своих собственных возможностях по предоставлению залогового обеспечения под запрашиваемую сумму кредита.
  • Банк в свою очередь обращается в фонд, предоставляющий государственную гарантию, если считает, что его риск слишком велик, и он не может взять его полностью на себя. Фонд решает, предоставлять свою гарантию или нет.
  • Банк платит государственному гарантийному фонду комиссионное вознаграждение, которое затем включает в кредитную процентную ставку, устанавливаемую им для своего клиента. Это комиссионное вознаграждение в любом случае значительно ниже, чем стоимость риска, который банку, в случае отсутствия гарантийного фонда, пришлось бы учитывать при начислении своей процентной ставки. (Например, во Франции комиссионное вознаграждение, взимаемое государственным гарантийным фондом, соответствует 0,60 % годовых от общей суммы кредита с 50-процентным гарантированием, то есть 1,2 % от гарантируемой части кредита).
  • Государственный гарантийный фонд рассчитывается с банком в случае неплатежеспособности предприятия.
  • Основное условие успеха системы: доверие банков к государственному гарантийному фонду

  • Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия им будут возвращены деньги. Это доверие может основываться на нескольких факторах:
  • с юридической точки зрения, гарантия должна быть предоставлена напрямую гарантийным фондом в форме поручительства - и не только за счет собственных гарантийных средств.
  • банки должны обладать правом на полную прозрачность в вопросах управления государственным гарантийным фондом. Если они не могут участвовать в управлении фондом в качестве акционеров и директоров, они, по крайней мере, должны каким-либо другим образом быть своевременно информированы (i) об эволюции обязательств, взятых на себя гарантийным фондом, (ii) о размере нетто гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, по которым идет судебный спор, а также (iii) об общем объеме гарантированных кредитов, по которым идут судебные разбирательства. С банками по мере возможности должны проводиться консультации по общим направлениям деятельности гарантийного фонда, в частности, для определения политики принятия рисков и особенно для установления инвестиционного мультипликатора (соотношение между максимальной суммой обязательств, которую может взять на себя гарантийный фонд, и размером средств в фонде) и максимальной доли гарантируемого кредита в зависимости от типа финансирования.
  • Порядок бюджетного дотирования гарантийного фонда также является определяющим для банков. Порядок, выбранный Францией - но отнюдь не всеми остальными странами, имеющими подобную систему государственного гарантирования - это предварительная дотация (“ex ante”): перед каждым предстоящим отчетным периодом правительство принимает решение о дотировании гарантийных фондов, необходимом в следующем отчетном периоде; эта дотация учитывает ту деятельность, которую предусматривает для себя гарантийный фонд, сумму предполагаемых потерь от кредитов за данный отчетный период и выбранный инвестиционный мультипликатор. Таким образом, банки могут рассчитывать на заранее выделяемый резерв для покрытия их возможных потерь от невыплаты, и знают, что этот резерв, возможно, будет увеличен в следующие годы. В то же время государство управляет фондом, руководствуясь принципом предосторожности. Французские эксперты рекомендуют создать отдельный гарантийный фонд для работы с предприятиями на стадии создания (предприятия, которые существуют менее трех лет и являются наиболее уязвимыми).
  • По мере возможности банки должны быть уверены, что они получат назад деньги в случае неплатежеспособности предприятия, что им будет заплачено, каковым бы ни было положение гарантийного фонда. Иными словами, государство должно предусмотреть механизм, позволяющий ему исполнять обязательства, взятые на себя государственным фондом, в случае истощения его собственных финансовых средств. Такая ситуация может возникнуть только при исключительных обстоятельствах, если были предусмотрены ранее упомянутые меры предосторожности.
  • Другие возможные партнеры: общества взаимного поручительства (см. ниже).
  • 2. Организационно-правовая форма государственного гарантийного фонда

    “Особое” акционерное общество: “оптимальное” решение

  • Юридическое лицо, созданное в форме “особого” акционерного общества .
  • Состав капитала: мажоритарная доля принадлежит государству. Банки, желающие использовать механизм гарантирования, участвуют в капитале. Это наилучшее решение, потому что оно привлекает банки к деятельности вышеуказанного общества, но можно также предусмотреть создание фонда, где 100-процентная доля капитала принадлежит государству, а банки участвуют в деятельности фонда иным образом.
  • Общество предоставляет общественно-полезную услугу. Извлечение прибыли не является его целью. Но оно должно, по крайней мере, покрывать свои текущие расходы за счет получаемых комиссионных.
  • Получение бюджетных дотаций. Общество должно самостоятельно управлять своими активами под контролем государства - мажоритарного акционера.
  • Акционеры отвечают за долги фонда в случае исчерпания средств.
  • Преимущества:

  • Прозрачность для банков, которые представлены в Совете директоров.
  • Банки делят риски с государством. Все партнеры заинтересованы в правильном управлении.
  • Гибкость управления в рамках акционерного общества по сравнению с бюджетным управлением.
    • Изменение в П.1 ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 “Об акционерных обществах”.

    В силу того, что введение этой модели требует важных изменений в законодательстве и вряд ли осуществимо уже сейчас, можно рассмотреть и другие организационно-правовые формы государственного гарантийного фонда. Но они имеют тот недостаток, что не позволяют банкам непосредственно участвовать в управлении данным фондом и в распределении рисков. Для того чтобы банки доверяли этой системе, в подобных условиях необходимо найти другие способы их привлечения к деятельности государственного гарантийного фонда.

    Государственная корпорация: “реалистичное” решение

    Государственный гарантийный фонд создается в форме государственной корпорации путем принятия закона РФ в соответствии со статьей 7.1 Федерального Закона №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12.01.96 для реализации общественно-полезной услуги (предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства).

    • Осуществление этого подхода предполагается принятие федерального закона “О государственной гарантийной корпорации”, в котором должно быть предусмотрено, что :

  • корпорация является прямым получателем бюджетных дотаций, которые становятся ее собственностью,
  • Российская Федерация отвечает по ее обязательствам.
  • Федеральный фонд поддержки малых предприятий (далее ФФПМП): “переходное” решение

  • Используется уже существующая государственная некоммерческая организация, созданная в форме учреждения, - федерального фонда существующий государственный орган - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, которому придается новая функция.
  • Для осуществления гарантирования ФФПМП в расходной части федерального бюджета должна быть предусмотрена отдельная строка.
  • Российская Федерация несет субсидиарную ответственность в случае отсутствия у фонда средств. Должно быть четко сформулировано, что в отношениях с банками нельзя будет ссылаться на бюджетные трудности, чтобы не исполнять обязательства по гарантиям.
  • Банки не смогут участвовать в управлении государственным гарантийным фондом, но им должна предоставляться информация о его деятельности и финансовом состоянии.
  • Предварительные изменения законодательства

  • В ст.8 ч.3 “участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставном капитале ФПМП не менее 50%” изменить на “учредительный взнос РФ, субъектов РФ, муниципальных образований ФПМП должен быть не менее 50%”.
  • Федеральный фонд должен получать субвенции или субсидии из федерального бюджета напрямую (включение в бюджетную классификацию РФ) и должен сам управлять своими фондами. Таким образом, нужно отменить обязанность указывать поименно всех получателей гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета (Ст. 116 Бюджетного кодекса РФ).
  • Это является временным решением до тех пор, пока не будет создано акционерное общество или, по крайней мере, государственная корпорация.

    3. Территориальный аспект организации функционирования системы государственного гарантирования

  • При любой организационной форме государственного гарантийного фонда эта организация должна быть представлена на всей территории страны, и государственная гарантия должна быть одинаково надежной как в неблагополучном, так и в процветающем регионе.
  • Государственный гарантийный фонд должен быть федеральной структурой, в деятельность которой регионы могут привнести свое дополнительное участие двумя способами: 1-й - федеральный гарантийный фонд с филиалами в каждом федеральном округе Российской Федерации; 2-й -федеральный гарантийный фонд без сети филиалов и учрежденные им на паритетных условиях (50% на 50%) с субъектами РФ региональные гарантийные.
  • 1-й способ - федеральный гарантийный фонд с филиалами в каждом федеральном округе Российской Федерации.

    Филиалы федерального гарантийного фонда

    • Федеральный гарантийный фонд, который получает бюджетные средства из федерального бюджета, создает в федеральных округах филиалы, каждый из которых имеет свои собственные финансовые средства для предоставления гарантий (может быть создано по два филиала в каждом округе: один – для предоставления гарантий по кредитам выдаваемым на создание предприятий; второй – для предоставления гарантий по кредитам на развитие действующих предприятий).
    • Распределение бюджетных средств, выделяемых федеральному гарантийному фонду между филиалами может осуществляться на основе экономических критериев, которые подлежат уточнению: экономическое благосостояние региона, плотность сети малых предприятий... и т.д.
    • Федеральный гарантийный фонд со своей стороны выступает гарантам по финансовым обязательствам своих филиалов.
    • Федеральный гарантийный фонд определяет общую политику: тип гарантированных операций; эффект "рычага" (который может в случае необходимости учитывать экономическую ситуацию на данной территории); гарантируемую долю кредита. Он осуществляет контроль за расходованием филиалами финансовых средств и определяет условия их размещения.

    Управление

  • Каждый филиал имеет свой собственный кредитный комитет, объединяющий представителей коммерческих банков и некоммерческих общественных организаций созданных на территории соответствующего округа по отраслевому признаку. При отсутствии соответствующих некоммерческих общественных организаций в кредитный комитет могут быть приглашены представители известных предприятий данной отрасли. Этот комитет изучает предложенные банками инвестиционные проекты и делает предложение федеральному гарантийному фонду, которому принадлежит право окончательного решения (кроме тех случаев, когда принятие решения делегируется филиалу).
  • Дополнительная гарантия из гарантийных фондов

  • Некоторые регионы (субъекты Российской Федерации) хотят активно способствовать развитию этого механизма и повышать его эффективность. Другие, наоборот, довольствовались бы системой, установленной на федеральном уровне - либо потому, что им не хватает бюджетных средств, либо потому, что у них другие приоритеты.
  • Поэтому предлагается, чтобы заинтересованные регионы создали региональные гарантийные фонды, которые дополнительно к услугам федерального фонда предоставляли бы дополнительную гарантию по кредитам для реализации тех инвестиционных проектов которые выбраны этими регионами.
  • Например, если федеральный гарантийный фонд предоставляет гарантию на 50 %, региональный гарантийный фонд мог бы довести эту гарантию до 80 % - либо для всех проектов на своей территории, либо для проектов, которые рассматриваются как приоритетные: молодые предприятия, инновационные инвестиции, проект, создающий новые рабочие места и т.д.
  • В целях экономии средств было бы желательно, чтобы введение этой дополнительной региональной гарантии было передано отделению в соответствующем округе.
  • 2-й способ – федеральный гарантийный фонд без сети филиалов и учрежденные им на паритетных условиях (50% на 50%) с субъектами РФ региональные гарантийные фонды

    Региональные гарантийные фонды

    • Федеральный гарантийный фонд который получает бюджетные средства из федерального бюджета создает региональные гарантийные фонды в тех субъектах РФ, которые выразят желание на паритетных с ним условиях создать соответствующую организацию (как и при первом способе может быть создано по два региональных гарантийных фонда).
    • Федеральный бюджет через федеральный гарантийный фонд и региональный бюджет на паритетных условиях выступают гарантами на паритетных условиях по финансовым обязательствам регионального гарантийного фонда.
    • Федеральный гарантийный фонд не вправе отказаться от участия в создании регионального гарантийного фонда при наличии инициативы со стороны соответствующего субъекта РФ.
    • В функции федерального гарантийного фонда входит участие в процессе учреждения региональных гарантийных фондов и участие в управление ими.
    • Формирование региональных гарантийных фондов целесообразно осуществлять путем реорганизации уже существующих региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

    Управление

    Каждый региональный гарантийный фонд имеет свой собственный кредитный комитет, который формируется по принципу, описанному в 1-м способе. Этот комитет изучает предложенные коммерческими банками инвестиционные проекты и принимает окончательное решение по каждому из них.

    Роль банков

  • Важно, чтобы у банков было полное доверие к сформированной системе государственных гарантий, и чтобы порядок ее функционирования был известен их коммерческим службам.
  • В предложенной системе банки на федеральном уровне участвуют в определении общей политики гарантийного фонда, а на окружном и региональном – в работе кредитного комитета, где они вносят свой вклад в анализ и отбор инвестиционных проектов.
  • Кроме того, чтобы банки систематически не отвергали рискованные, но перспективные проекты, нужно поощрять механизм гарантирования в целом. Следует, например, изменить (уменьшить) процент обязательного резерва в Центральном Банке в случае если фонд гарантирует кредитование малых предприятий.
    • Изменение Инструкция ЦБР от 30 июня 1997 г. N 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам письма”.

    Роль отраслевых некоммерческих общественных объединений

  • По малым предприятиям не хватает общей статистики; бухгалтерские отчеты не всегда надежны. Эти слабые места могут быть частично компенсированы, если использовать знания о рисках, свойственных данным секторам деятельности, которые имеют представители хозяйствующих субъектов соответствующих отраслей. Поэтому было бы целесообразно привлечь их к участию в работе кредитных комитетов.
  • Представляется интересным поощрять создание обществ взаимного поручительства, уточнив предварительно их статус и регулирование. Так же как и субъекты РФ, они могли бы выдавать дополнительную гарантию, а также привнести свое (ценное) профессиональное мнение.
  • 4. Механизм предоставления гарантии

    Типы гарантируемых операций

  • финансирование (банковское и лизинговое) классических инвестиций: для предприятий, существующих много лет, и инвестиций, связанных с основным видом деятельности предприятия.
  • кредиты на создание предприятий: для предприятий, существующих менее 3-х лет.
  • Гарантируемая доля: устанавливается в зависимости от имеющихся средств в фонде, а также опыта и необходимости стимулировать банки к участию в финансировании операции. В качестве примера:

    • Классические инвестиционные проекты: 40-50 %
    • Создание предприятий: 70-80 %

    Коэффициент-мультипликатор (устанавливается вместе с банками)

    • Если коэффициент-мультипликатор равен 5, и гарантируемая доля - 50 %: на дотацию в 100 ед., фонд мог бы гарантировать 500 ед., это позволило бы поднять банковский кредит в 1000 ед., гарантированный на 50 %, то есть эффект рычага был бы равен 10.

  • Поскольку инвестиции на создание предприятий представляют повышенный риск, требует куда более низкий коэффициент - вначале не более 2.
  • Порядок реализации государственной гарантии

  • Необходим четкий объективный критерий для определения обстоятельства, при котором возникает обязанность произвести выплату по гарантии В большинстве стран таковым считается неплатежеспособность заемщика, признанная в судебном порядке. В то же время возникновение серьезных трудностей с погашением кредита не должно помешать началу переговоров между предприятием-заемщиком, банком и государственным гарантийным фондом.
  • Для установления факта неплатежеспособности заемщика по небольшим кредитам отсутствует необходимость обращения к судебным процедурам по вопросу банкротства, достаточно установления факта прекращения деятельности предприятия или его исполнительного органа.

  • Выплата по государственной гарантии осуществляется только после реализации всех других видов обеспечения, имеющихся у банка: государственный гарантийный фонд возмещает банку средства только в случае их окончательной утраты. Залог и другие виды обеспечения кредита должны быть поделены между банком и государственным гарантийным фондом, но, из соображений эффективного управления, фонду выгоднее предоставить банку заботу об оформлении обеспечения кредита и об обращении в суд, то есть о реализации видов обеспечения.
  • Пример: Банком X выдан кредит в 1000 ед., гарантированный государственным гарантийным фондом на 50 %. Банк получит обратно 500 ед. за счет обеспечения кредита, которые он получил помимо фонда. Его окончательная потеря, таким образом, составит 500 ед., и государственный гарантийный фонд вернет ему 50 % от суммы этой окончательной потери, то есть 250 ед.

  • Государственный гарантийный фонд, помимо оставшегося причитающегося к уплате основного долга, выплачивает также проценты, начисленные и неуплаченные к моменту возникновения неплатежеспособности.
  • Проценты, начисленные после обращения за возмещением по гарантии, не покрываются фондом. В то же время государственный гарантийный фонд может согласиться либо на частичный аванс банку на долю от общего объема сумм, причитающихся ему в порядке гарантии, либо на выплату процента из ликвидных средств на гарантированную часть спорного долга в ожидании фактической выплаты гарантии.
  • Заключение

    Создание предложенной системы государственных гарантий является основным способом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сам по себе он не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными средствами для финансирования соответственно среднесрочных и долгосрочных инвестиций.

    Ясно, что если система установлена, она требует использования помощи ЕБРР для пополнения гарантийных фондов. И соответственно, доступ к линиям рефинансирования ЕБРР мог бы быть облегчен созданием механизма гарантии.

    Помимо этих линий рефинансирования, эксперты упомянули систему переучета Центральным Банком среднесрочных (банковских и лизинговых) кредитов на приобретение оборудования, предоставленных банками и обеспеченных через системы государственной гарантии.

    Б. Лизинг

    Эта формула финансирования хорошо приспособлена к нуждам российских предприятий. Речь идет не о предоставлении особых преимуществ, но об исправлении противоречий в законодательстве.

  • Внести изменения в главу 25 части II Налогового Кодекса, которые бы предусматривали сохранение действующих норм для лизинговых сделок в части:
  • отнесения процентов по кредитам и займам, используемым для приобретения активов для лизинговых операций на себестоимость лизинговой компании без ограничений;
  • включения лизинговых платежей в полном объёме в себестоимость продукции лизингополучателя;
  • свободы выбора учёта лизингового имущества на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя.
  • Приведение Федерального Закона “О лизинге” в соответствии с нормами Гражданского Кодекса по вопросам понятия лизинга, видов лизинга, отмены запрета на совмещение обязательств кредитора и лизингополучателя (ст.9), сублизинга, отмены права лизингополучателя отдавать в залог лизинговое имущество и т.д.
  • Внести изменения в Таможенный Кодекс РФ, “Закон о валютном регулировании и валютном контроле”, в соответствии со ст.34 ФЗ “О лизинге”, дающим право лизинговым компаниям уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей и осуществлять лизинговые операции без лицензии ЦБ РФ.
  • Предусмотреть в федеральном и региональных бюджетах выделение средств на целевые гарантии лизинговым компаниям для привлечения долгосрочных кредитов, в т.ч. и иностранных, для проведения лизинговых операций.
  • В. Государственные заказы

    Правила организации государственных заказов

  • Региональное законодательство не должно допускать дискриминации в пользу местных производителей и государственных предприятий.
    • Изменение регионального законодательства о государственных заказах

  • Ответственность государственных юридических лиц в случае нарушения законов, регулирующих проведение тендеров.
  • Оглашение бюджетов, отведенных под госзаказы, и широкое распространение информации об условиях участия.
  • Определение и введение в действие нормативного наикратчайшего срока, в который государство и другие органы власти должны рассчитываться со своими поставщиками. Это срок в то же время должен учитывать обязательства, возложенные на административные органы, которые должны располагать необходимым временем для проверки обоснованности платежей, которые они должны осуществлять.
  • Введение в действие автоматической процедуры по выплате процентов за просрочку платежей в пользу добросовестных поставщиков, которым не было заплачено в нормативный срок. Ставка этих процентов должна быть достаточно убедительной, чтобы побудить административные органы делать все для соблюдения установленного срока платежа.
  • Система аванса ликвидных средств

  • Предусмотреть процедуру возмещения убытков в случае задержки платежа недостаточно для того, чтобы позволить малым предприятиям участвовать в государственных тендерах. Многие из них, в силу нехватки ликвидных средств, не могут вынести задержку платежей.
  • Поэтому для таких предприятий следовало бы установить автоматическую процедуру авансов ликвидных средств (она существует в частности во Франции), которая включалась бы в действие, чтобы финансировать реально причитающиеся государственные долги (не опротестованные) государственных структур с момента истечения нормативного срока платежа.

  • Такой аванс должен быть предоставлен по умеренной ставке в заранее установленном размере (одинаковой для всех предприятий, для того чтобы они были на равных условиях, когда они отвечают на государственный тендер). Эта процентная ставка должна быть в любом случае ниже ставки по процентам за просрочку платежа, которые виновная государственная структура выплачивает предприятию-кредитору.
  • Такая процедура может осуществляться лишь специальным государственным органом по поддержке малого предпринимательства, для которого можно предусмотреть обязательность данных правил и которому будут даны необходимые ресурсы или средства для их получения (например, заем, гарантированный государством, или льготное рефинансирование Центральным банком). Этот статус позволит ему более легко обращаться в органы власти для получения необходимой информации, касающейся неоплаченных долговых обязательств этих органов. Такие полномочия могут быть предусмотрены непосредственно в уставе данного органа по поддержке малого предпринимательства.
  • Таким образом, малые предприятия, имеющие обычно недостаточно свободных ликвидных средств, могли бы более уверенно включаться в государственные заказы, которые могут представлять для них очень важный фактор развития.

    • Ст. 532 ГК РФ; принятие федерального закона (или внесение изменений в Устав федерального фонда поддержки малого предпринимательства) о специальном органе по поддержке малого предпринимательства, который был бы наделен подобными полномочиями. Включение данного органа в бюджетную классификацию РФ.

    Г. Взаимное кредитование и поручительство

    Взаимный кредит является альтернативой банковскому кредиту для малых предприятий, который пока мало развит. Формы взаимного кредитования и поручительства могли бы способствовать созданию профессиональных объединений.

    Критерии действительности договора поручительства

    Определить критерии определенности условий обязательства, которое возникнет в будущем, если для обеспечения такого обязательства заключается договор поручительства, так как возникающие в данной связи правовые риски кредитора (поручительство может быть признано недействительным в силу неопределенности будущего обязательства) влекут за собой уменьшение привлекательности кредитования для кредитора.

    • Изменение в Ч.2 ст. 361 ГК РФ

    Допустить заключение договора поручительства с отлагательным условием

    В настоящее время в российской практике договор поручительства под отлагательным условием с указанием на банкротство должника прямо не предусмотрен, и присутствует существенный риск того, что банкротство должника в качестве условия действия поручительства может быть оценено судом как недействительное условие договора поручительства, не соответствующее императивным требованиям гражданского законодательства (в данном случае – противоречащее смыслу поручительства).

  • Необходимо прямо предусмотреть в статье 361 ГК возможность заключения договора поручительства под отлагательным условием с указанием на банкротство должника или иные обстоятельства, которые могут являться таким условием.
  • Налогообложение операций, совершенных кредитными союзами

  • Предлагается включить уплаты процентов по займу в состав затрат, входящих в себестоимость услуг (в т.ч. по упрощенному налогообложению).
  • Принятие закона о кредитных союзах, предусматривающего льготное налогообложение (с соблюдением содержания ст.25 Налогового Кодекса РФ), стимулирующего и регулирующего создание и деятельность кредитных союзов.
  • Д. Обеспечение безопасности банковских кредитов

    Информация о кредитной истории физических и юридических лиц

    Создание в Центральном банке картотеки, восстанавливающей кредитную историю физических и юридических лиц.

    Поддержка залога

  • Залог личного имущества
  • В случае отсутствия брачного договора – предусмотреть, что, если лицо, состоящее в браке, ведет предпринимательскую деятельность, его (ее) супруг(а) не может оспаривать сделки по распоряжению имуществом, заключенные им (ей) в процессе ведения предпринимательской деятельности.

    • Изменение ст. 35 Семейного кодекса

  • Залог товара в обороте
  • Подтвердить допустимость залога товаров в обороте для случаев, когда залогодателем выступает индивидуальный предприниматель.

    • Прямое указание в Гражданском Кодексе (ст. 357)

  • Ипотека
  • Устранить нотариальное удостоверение договора об ипотеке, так как это усложняет и значительно увеличивает расходы для субъектов экономической деятельности при оформлении залога недвижимости в качестве обеспечения кредита. Государственная регистрация ипотеки служит достаточным основанием для ее вступления в силу и не требует таких промежуточных этапов, как нотариальное удостоверение.

    • Изменение в П.2 ст.339 ГК РФ и п.1 ст.10 ФЗ от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” (далее – Закон об ипотеке)

  • Квази-залог
  • Предоставить возможность заключать такие квази-залоговые сделки, как условная купля-продажа (с отлагательным или отменительным условием), обеспечительная передача имущества, депонирование имущества у кредитора или у третьих лиц, условное отступное и т.п., так как в настоящее время суды склонны рассматривать такие сделки как притворные сделки, “прикрывающие” залоговые правоотношения.

    • Прямое указание в Гражданском Кодексе

    Использование залога для получения кредитной линии

    Предусмотреть возможность использования залога (в том числе - ипотеки) в качестве обеспечения основного обязательства, связанного с заключением договора о предоставлении кредитной линии, а также в качестве обеспечения так называемого онкольного кредита (займа, подразумевающего возврат суммы займа по требованию займодавца (кредитора) без указания на конкретный срок возврата), несмотря на неопределенность, соответственно, размера или сроков исполнения основного обязательства.

    • Изменение П. 1 ст. 339 ГК РФ и Ст. 9 Закона об ипотеке

    Реализация заложенного имущества

    Улучшить процедуру публичных торгов. Предусмотреть возможность самостоятельно определять порядок реализации заложенного имущества с ограничением предельной стоимости либо закрытым перечнем видов заложенного имущества (в отношении которых, соответственно, может или не может быть определен специальный порядок реализации).

    • Изменение П.1 ст.350 ГК РФ

    Иски о признании сделки недействительной

  • Возможность злоупотребления правом: должники опираются на формальные основания недействительности сделок, чтобы уклониться от исполнения обязательства. Так, в практике кредитования встречаются случаи, когда должник или гарант предъявляют иски о признании сделок недействительными или о применении последствий ничтожных сделок, используя, например, следующее:
  • выход юридического лица за пределы его правоспособности (ст.173 ГК);
  • выход за пределы ограничений полномочий органа юридического лица (ст.174 ГК и специальные основания, предусмотренные корпоративным законодательством);
  • выход за пределы полномочий, указанных в доверенности (ст.174 ГК);
  • несоответствие сделки закону или иным правовым актам, в том числе, в случае наличия (или, соответственно, отсутствия) в обеспечительном договоре определенного условия (через ст. 168 ГК).
  • В подобных случаях злоупотребления правом суды могут отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Возможно предложить судам расширить (упорядочить) применение ст. 10 ГК.

    Для частичного решения проблемы можно использовать корпоративное законодательство о защите третьих лиц при заключении договоров (например: в закон может быть включена норма о том, что если от имени юридического лица действует лицо, которое в соответствии с записью в государственном реестре имеет право действовать без доверенности, то юридическое лицо не может ссылаться, например, на то, что в действительности его полномочия были ограничены или прекратились к моменту подписания договора.

    Е. Создание государственного информационного органа в субъектах РФ для начинающих компаний. Поддержка государством соответствующих негосударственных органов развития бизнеса

    Предлагается развивать структуры, обеспечивающие постоянную информационную поддержку для тех, кто решил открыть свой бизнес.

    Большинство предпринимателей, несмотря на мотивацию, желание и талант, не тратят времени на то, чтобы необходимым образом разведать и исследовать область бизнеса, в которую они собираются вступить. Для части предпринимателей начальные ошибки приводят к закрытию бизнеса, для другой части они исправимы, но требуют способностей, дисциплины и усиленной работы, чтобы наверстать упущенное. И здесь возможность получения достоверной информации без серьезных временных и материальных затрат стоит не на последнем месте.

    Промышленные фирмы малого бизнеса придают значение прежде всего:

    • достоверной, актуальной информации о фирмах различных отраслей и их товарах,
    • возможностям выхода на внутренний и внешний рынок,
    • продажи продуктов в соседних странах,
    • торговым и таможенным правилам,
    • изменениям формы собственности предприятий, поискам кредитов и т.д.

    Для широкого и свободного доступа к такого рода информации она должна, прежде всего:

    • быть организована в региональном масштабе, чтобы можно было получить ее вблизи нахождения соответствующего бизнеса;
    • обеспечивать достоверность данных о потенциальных поставщиках и покупателях;
    • быть доступна для поиска по отраслям, адресам и продуктам;
    • публиковаться в профессионально подготовленных справочниках и каталогах фирм;
    • предоставляться в максимально короткий срок.

    Кроме того, многим предпринимателям нужны экономико-юридические консультации, а также финансовые экспертизы, помощь в организации зарубежных сделок, информационные системы об оптовых складах продукции и импорте сырья, о свободных производственных мощностях и т.п.

    В настоящее время в ряде регионов и во многих городах уже существуют различные государственные и некоммерческие службы, исполняющие роль информационных органов для малого бизнеса. Эти службы идут каждая своим путем, повторяя одни и те же ошибки и не имея возможности поделится своими находками, зачастую неэффективно затрачивая при этом скудные бюджетные средства.

    Поэтому необходимо создать в каждом субъекте РФ государственный информационный орган (центральный офис), с отделениями (информационными агентствами) в крупных городах и районных центрах.

    Работа данного органа должна проводится в двух направлениях:

    • сбор и обработка данных, поступающих от информационных агентств, создание различных баз данных, методик, проведение широкомасштабных маркетинговых исследований.
    • предоставление пользования накопленной и систематизированной информацией всем отделениям (информационным агентствам) на местах, поддержка интересных начинаний информационных агентств.

    Кроме того, единый центр сможет производить обучение руководителей и отдельных сотрудников информационных агентств способам сбора и обработки информации, проведения маркетинговых исследований, способам обучения других сотрудников информационных агентств, способам доведения информации до предпринимателей и их обучению.

    Информационные агентства должны тесно сотрудничать и производить обмен информацией с местной Торгово-промышленной палатой и негосударственными организациями, занимающимися информированием будущих и действующих субъектов малого бизнеса.

    Обмен информацией центрального офиса и информационных агентств должен осуществляться с применением передовых Интернет-технологий.

    Персонал информационных агентств должен состоять из 3-5 человек, включая руководителя. В информационном агентстве обязательно должны быть юрист и специалист по Интернет технологиям. При проведении отдельных акций могут наниматься на договорной основе дополнительные специалисты.

    Чтобы не создавать дополнительных структур могут использоваться ныне успешно действующие в отдельных регионах и городах государственные структуры, занимающиеся информационной поддержкой предпринимательства.

    Информационные агентства должны предоставлять предпринимателям следующий минимум услуг:

    • Информация о том, как начать свое дело (выбор формы предприятия, получение необходимых лицензий, сертификация, правила, стандарты и т.д.)
    • Практические рекомендации к написанию и оформлению бизнес-плана, элементы бизнес-плана.
    • Консультации по вопросам права, налогообложения, федерального и местного законодательства, правил патентования и лицензирования, таможенного оформления.
    • Получение сведений о региональных программах поддержки предпринимательства, возможности получения городского заказа, участия в различных проектах и программах, в том числе международных.
    • Возможность пользоваться различными статистическими данными, маркетинговыми исследованиями.
    • Информация о выставках и ярмарках и о том, как успешно готовиться и участвовать в выставках.
    • Предоставление доступа к справочно-информационным базам данных по правовым вопросам, таким как Гарант, Консультант-Плюс, к ресурсам сети Интернет.

    В районных центрах информационные агентства удобнее всего размещать в местных публичных библиотеках, которые являются естественным источником информации для предпринимателей, имеют необходимые площади, определенный библиотечный фонд.

    Центральный офис, кроме вышеупомянутых сбора, обработки информации и обучения сотрудников информационных агентств должен осуществлять следующий минимум услуг:

    • Консультационную помощь начинающим предпринимателям по анализу предпринимательских идей, по подготовке бизнес-плана и кредитной заявки.
    • Информационно-нормативные консультации.
    • Поиск инвесторов;
    • Независимая экспертиза инвестиционных проектов.
    • Обучение: курсы для начинающих предпринимателей, тематические семинары по видам деятельности, маркетингу и другие.
    • Передача готовых семинаров и тренингов информационным агентствам.
    • Консультации по таможенному законодательству в области внешней торговли и кооперации.
    • Помощь в осуществлении внешнеэкономических контактов.
    • Размещение информации о предприятиях в сети Internet.

    Предлагаемые адресаты (на региональном уровне):

    Губернатор Иркутской области, Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса Администрации Иркутской области.

    III. Разработка рекомендаций

    Данные рекомендации были разработаны в два этапа:

  • сначала широкими рабочими группами в четырех регионах проекта : в Иркутске, в Краснодаре, в Москве и в Санкт-Петербурге,
  • затем более узкой группой экспертов на межрегиональном семинаре в Санкт-Петербурге 4 и 5 сентября 2001.
  • В разработке рекомендаций приняли участие :

    Федеральные органы

  • Кузьменкова Татьяна Николаевна, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Территориальное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Заместитель начальника отдела контроля органов исполнительной власти и поддержки предпринимательства
  • Петров Александр Петрович, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (территориальное управление), Отдел контроля органов исполнительной власти и поддержки предпринимательства
  • Симачев Александр Иванович, Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, Начальник юридического отдела, Москва
  • Региональные органы

  • Азерникова Татьяна Анатольевна, Администрация Санкт-Петербурга, Комитет экономики и промышленной политики, отдел поддержки предпринимательства, Главный специалист
  • Матюшкин Владимир Дмитриевич, Фонд поддержки малого предпринимательства Ленинградской области “Рецепт”, директор
  • Митянина Анна Владимировна, Администрация Санкт-Петербурга, Административно-правовой комитет, Заместитель председателя
  • Попова Галина Александровна, Генеральный директор Регионального фонда поддержки малого предпринимательства, Президент Межрегионального центра обслуживания малых и средних предприятий, Краснодар
  • Ржешевская Лариса Михайловна, Правительство Ленинградской области, Начальник отдела поддержки малого предпринимательства
  • Смирнова Наталья Георгиевна, Правительство Ленинградской области, Комитет по экономике и инвестициям, Первый заместитель председателя
  • Снегирев Владимир Иванович, Член Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Иркутской области, Генеральный директор АО РАМПБ “Иркутский бизнес-парк”
  • Ткачук Нина Николаевна, Администрация Иркутской области, Начальник департамента по предпринимательству
  • Представители банковской и лизинговой системы

  • Алексеева Наталия Владимировна, Петровский народный банк, Начальник отдела развития малого бизнеса
  • Рясная Светлана Николаевна, ЗАО Финансовая компания “Балтинвест”, Коммерческий директор, Санкт-Петербург
  • Представители малого предпринимательства

  • Грудцын Дмитрий Витальевич, Фонд поддержки малого бизнеса в России, Европейский банк реконструкции и развития, юрист, Москва
  • Решетов Алексей Александрович, Фонд “Санкт-Петербург – фермерам”, Главный специалист по маркетингу
  • Толокнова Тамара Петровна, Муниципальный фонд поддержки развития экономики и предпринимательства Лужского района (Ленинградская область), Директор
  • Шкода Елена Геннадьевна, Ассоциация некоммерческих организаций малого предпринимательства Ленинградской области, Президент
  • Адвокаты

  • Рухтин Сергей Анатольевич, ЗАО “Юрискон”, Краснодар
  • Западно-европейские эксперты

  • Жандро Паскаль, Организация по предоставления кредита для оборудования для малых и средних предприятий (Crédit d’équipement aux petites et moyennes entreprises, CEPME), Заместитель Генерального директора, Париж
  • Филиппон Жан-Франсуа, Банк развития малого и среднего предпринимательства (Banque de développement des petites et moyennes entreprises, BDPME), Советник Президента, Париж
  • IV. Адресаты рекомендаций

    Рекомендации были переданы

  • Комиссии по совершенствованию законодательства в поддержке малого предпринимательства при Государственном Совете РФ во главе с г-ном Сердюковым, Губернатором Ленинградской области,
  • Администрации Ленинградской области,
  • Администрации Санкт-Петербурга,
  • Администрации Иркутской области
  • Другими возможными адресатами рекомендаций являются:

    На федеральном уровне

  • Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  • Министерство экономического развития
  • Министерство по налогам и сборам
  • Министерство Финансов
  • Центральный Банк
  • Сбербанк
  • Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства
  • Государственная Дума
  • Государственный Совет
  • Совет Федерации
  • На региональном уровне

  • Региональные администрации, Комитеты по экономике
  • Региональные фонды поддержки малого предпринимательства
  • Законодательные собрания / Думы

  • Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости