КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект, редакция от 20.11.01)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение >>>
1. Состояние и проблемы малого предпринимательства >>>
2. Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства >>>
3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства >>>
3.1. Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства >>>
3.2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства >>>
3.3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства >>>
3.4. Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса >>>
3.5. Содействие развитию инновационного предпринимательства >>>
3.6. Совершенствование информационной поддержки >>>
3.7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса >>>
3.8. Содействие интеграции малого и крупного бизнеса >>>
3.9. Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса >>>
3.10. Обеспечение демонополизации рынков и пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям >>>
Заключение >>>
Приложение 1. Краткое описание основного содержания механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства >>>
Приложение 2. Механизмы расширения возможности и повышения эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне >>>
Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малый бизнес не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность.
Неоправданно низкие темпы развития малого бизнеса препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание необходимого количества новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Вместе с тем анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Российской Федерации существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:
- традиционно высокий уровень предпринимательской активности и предпринимательских способностей россиян;
- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки;
- наличие находящихся на разных стадиях формирования практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.
К сожалению достаточно велико влияние на развитие малого и среднего предпринимательства отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства:
- избыточные административные барьеры и высокий уровень коррупции в системе государственных и контролирующих органов;
- априорное восприятие предпринимателей значительной частью представителей властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса, с нанесением ущерба государству и остальной части населения;
- недоверие граждан к государству и государственной политике, выражающееся, в частности, в таких формах, как “консервация” личных сбережений, теневая предпринимательская деятельности;
- слабо развитые традиции предпринимательства, следствием чего является недостаточный уровень предпринимательской культуры и низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, – там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.
Обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью Концепции государственной политики развития и поддержки малого бизнеса, разработанной по поручению Президента Российской Федерации при участии представителей государственных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства.
В ходе разработки Концепции достижение главной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:
- идентификация основных проблем развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния;
- выявление причин и параметров несоответствия существующей системы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации задаче решения основных проблем развития малого бизнеса;
- исследование возможности использования опыта промышленно развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации;
- формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации и механизмов их реализации;
- формирование программы мероприятий, необходимых для реализации государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации.
1. Состояние и проблемы малого предпринимательства
Оценка состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации должна производиться в контексте соответствия развития этого неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства подлинной цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
За последние десятилетия можно наблюдать определенное структурное преобразование экономической системы, заключающееся в переходе лидерства в ней от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Доля малого бизнеса в общественном производстве России и экономически развитых стран также существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира до 10-11% – в России.
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла: в США – 70%, Япония – 78%, Италия – 73%, Франция – 54%.
Несмотря на то, что в Российской Федерации численность персонала малых предприятиях неуклонно увеличивается и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек, это составляет менее 22% от общей численности занятых в российской экономике.
Понятие среднего предприятия не формализовано в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий. Таким образом, идентификация ситуации и проблем развития среднего бизнеса невозможна с использованием процедур, применимых к малому предпринимательству, что требует выделения этого вопроса для разработки отдельного направление государственной политики.
Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.
В 1999 году 15,8% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору. Почти такое же количество малых и средних предприятий (15,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост малых и средних предприятий в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем, в 1994-95 годах их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, при этом значительная часть используемых “теневыми” предпринимателями ресурсов оказывается незадействованной для решения общегосударственных задач.
Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всех уровней. Несмотря на то, что в 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (14,7 миллиардов рублей) на 80% превысили поступления 1999 года.
В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Одна из причин этого – экономические барьеры на пути входа малых предприятий на рынок. Другая – административные барьеры и неуспешные попытки их снижения. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана специальным Указом Президента Российской Федерации. Но на практике ситуация лишь улучшилась незначительно.
Собственники малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными препятствиями, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
- несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого бизнеса;
- несовершенство системы налогообложения;
- высокий уровень монополизации рынков;
- слабая кооперация малого и крупного предпринимательства;
- несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;
- трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей.
2. Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства
В соответствии с представленной концепцией, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
- повышение экономической эффективности деятельности малых предприятий – увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий;
- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;
- стабилизацию и устойчивость темпов развития малого предпринимательства как стратегического фактора социально-экономического развития государства.
- Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены следующие задачи:
- выбор приоритетных (стратегических) направлений развития малого предпринимательства в России и субъектах Российской Федерации;
- формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
- формирование системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
- повышение эффективности деятельности органов государственной власти по выполнению следующих функций:
- управление и контроль при реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства;
- координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия структур, реализующих меры государственной поддержки малого предпринимательства;
- установление диалога и гармонизация деятельности структур, относящихся к различным секторам поддержки малого предпринимательства: государственного (государственные структуры поддержки), рыночного (коммерческие структуры поддержки) и общественного (общественные объединения предпринимателей);
- участие в распределении кредитных рисков в рамках механизмов финансового и имущественного обеспечения малого предпринимательства.
- Механизмы и меры, реализуемые для решения основных задач государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства, должны базироваться на следующих принципах:
- безоговорочное признание конституционного права граждан на частную собственность и свободу экономической инициативы;
- признание малого предпринимательства сферой экономической деятельности, где в силу действия фактора максимизации адаптивности, самоорганизации и саморазвития открытая и действенная государственная поддержка малого предпринимательства гарантирует быстрый и значительный социально-экономический эффект для развития общества в целом, в связи с чем для развития государственной системы инфраструктурной поддержки развития малого предпринимательства целесообразно систематическое выделение финансовых средств из государственного бюджета;
- меры государственной поддержки малого предпринимательства, осуществляемые на федеральном и региональном уровнях должны удовлетворять условиям системности и комплексности;
- создание благоприятной для развития малого предпринимательства среды и гарантии его правовой, судебной и физической защиты должны осуществляться на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
3.1. Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства
В целях дебюрократизации внешней среды функционирования малого бизнеса необходимо оптимизировать нормативно-правовые основы администрирования малого предпринимательства со стороны государства, в том числе реализовать следующие неотложных мер:
А) по снижению уровня административных барьеров, оказывающих влияние на демографию малых предприятий:
- ввести административную ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий;
- отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения существующих законов, в сферах: лицензирования, сертификации, регистрации, аренды помещений, землеотвода для осуществления предпринимательской деятельности и так далее;
- установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности.
Б) по упорядочению деятельности контролирующих и инспектирующих органов:
- установить предельный перечень контролирующих органов федерального, регионального и местного уровня, регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок малых предприятий;
- принять нормативные акты, устанавливающие жесткий порядок проведения проверок субъектов малого бизнеса, полномочия, обязанности и ответственность должностных лиц, проводящих проверку;
- создать (совместно с торгово-промышленными палатами в регионах) негосударственного реестра проверяющих, контролирующих и инспектирующих организаций и объектов их проверок в малом бизнесе;
- законодательно закрепить безвозмездность проведения всех проверок (в том числе – для целей лицензирования) контролирующими органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
- в законодательном порядке ввести ответственность фискальных и контролирующих организаций за превышение полномочий при проведении проверок;
- ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; исключить практику установления контролирующими органами “вилок” для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не имеет жесткого регламента;
- внести изменения в Закон Российской Федерации “О милиции”, ограничивающие возможности исполнения контрольных и оперативно-розыскных функций милиции в отношении тех субъектов малого предпринимательства, которые не представляют угрозу законности и правопорядку.
В) по облегчению доступа малых предприятий к государственному и муниципальному заказам:
- ввести административную ответственность за нарушения законов, регулирующих осуществление государственных закупок и дискриминацию малых предприятий по отношению к крупному бизнесу и государственным предприятиям при организации конкурсных процедур;
- обеспечить выделение из общего объема федерального государственного заказа экономически целесообразной (обоснованной) части для разукрупнения по территориальному признаку на лоты в привязке к нуждам территориальных подразделений федеральных ведомств;
- ввести в действие нормативные предельные сроки для расчётов по исполненным поставкам для государственных нужд; утвердить порядок установления и выплаты поставщикам, выполнившим свои обязательства по поставкам для государственных нужд, штрафов за просрочку платежей со стороны органов государственной власти и управления.
- Для оптимизации работы по реализации перечисленных мер, необходимо создать механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности:
- создать в Общественном совете предпринимателей при Правительстве Российской Федерации секции малого предпринимательства, с возложением на указанную секцию функций организации проведения предварительной общественной экспертизы всех проектов правовых и нормативных документов по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства;
- ввести в состав межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в отношении малого предпринимательства представителей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого бизнеса.
3.2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:
- разработка и реализация государственных программ предоставления кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между кредитующими организациями, государством (в лице специально созданных для этих целей организаций) и самими малыми предприятиями);
- предоставление льготных займов для малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
- стимулирование банков с государственным участием в уставном капитале к участию в кредитовании малого предпринимательства;
- внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и “лизинга под ключ”;
- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства.
Краткое описание содержания перечисленных основных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства приведено в Приложении 1.
3.3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства
Необходимо расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер:
- установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности малым предприятиям на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
- упростить создание малых предприятий на базе высвобождающегося федерального имущества;
- организовать и обеспечить учет ведения реестра федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства;
- создать на региональном и муниципальном уровнях реестры нежилых помещений предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях, включая рассрочку платежей при заключении договоров купли-продажи до 10 лет, и обеспечить доступ предпринимателей к реестрам;
- законодательно закрепить принцип “одного окна” для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами малого предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
- ввести запрет на взимание с малых предприятий платы за продление (перезаключение) договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
- установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами малого предпринимательства на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы;
- установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента 0,5 при расчете ставок арендной платы на срок до 3 лет;
- упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий небольшой площади;
- обязать органы регистрации осуществлять документарное оформление земельных правоотношений при оформлении договоров аренды субъектами малого предпринимательства нежилых помещений посредством включения соответствующих пунктов непосредственно в договор аренды нежилого помещения в соответствии со статьей 652 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Для субъектов Российской Федерации с высоким уровнем урбанизации, а также для крупных населенных пунктов, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями целесообразно разработать региональные (муниципальные) программы, включающие наряду с указанными иные меры, учитывающие местные особенности структуры государственной (муниципальной) собственности и тенденции развития малого предпринимательства (наиболее характерные из хорошо зарекомендовавших себя мер приведены в Приложении 2).
3.4. Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются необходимыми условиями улучшения налогового климата для малых предприятий и должны стать приоритетными направлениями государственной налоговой политики.
В целях совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо:
- дополнить вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации отдельной главой “Единый налог по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства”, в которой предусмотреть:
- возможность применения субъектами малого предпринимательства в качестве объектов налогообложения валовой выручки или совокупного дохода (по выбору самого субъекта малого предпринимательства);
- включение в единый налог по результатам хозяйственной деятельности отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога);
- для заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, предприятий оптовой торговли и иных, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства и других предприятий, не начисляющих и не уплачивающих налог на добавленную стоимость, возможность при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки исчислять облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость;
- предоставить субъектам малого предпринимательства право выбора системы налогообложения – с начислением и уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности, единого налога на вмененный доход при осуществлении определенных видов деятельности и традиционной системой налогообложения;
- снизить максимальную ставку единому социальному налогу для работников малых предприятий до 30%.;
- установить предельные размеры базовой доходности и регулирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход при осуществлении определенных видов деятельности непосредственно в Федеральном законе “О едином налоге на вмененный доход”.
Кроме того необходимо внести изменения в порядок учета и отчетности малых предприятий, а также в порядок уплаты налогов и штрафных санкций:
- распространить на субъекты малого предпринимательства, перешедшие на уплату единого налога по результатам хозяйственной деятельности или единого налога на вмененный доход при осуществлении определенных видов деятельности упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и заменить ежеквартальную отчетность на ежегодную;
- отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;
- исключить возможность взыскивать в безакцептном порядке задолженность малых предприятий по налогам при наличии задолженности государственного (местного) бюджета за поставленные товары (работы, услуги);
- отменить применение контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении определенных видов деятельности;
- исключить возможность появления инструктивных писем Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которые приводят к усложнению отчетности.
3.5. Содействие развитию инновационного предпринимательства
Развитие инновационного предпринимательства должно быть обеспечено за счет общероссийской инфраструктуры развития и поддержки инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства, для ускоренного создания которой необходимо:
- принять федеральный закон “Об инновационной деятельности”, стимулирующий развитие инновационного предпринимательства, в том числе за счет создания системы преференций собственникам и инвесторам, развивающим производство на основе высоких технологий и использования интеллектуальной собственности;
- обеспечить координацию действий федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций и заинтересованных объединений предпринимателей с целью реализации мероприятий по созданию системы поддержки инновационной деятельности;
- стимулировать развитие системы венчурного финансирования и создание условий для эффективного использования венчурного капитала, включающих заявительный характер регистрации сделок по инвестициям, систему мер по снижению риска венчурного капитала, создание венчурных фондов с государственным участием;
- принять дополнительные меры по развитию инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, включающей инновационно-технологические центры (в регионах), бизнес-инкубаторы (на муниципальном уровне);
- разработать федеральную программу поддержки инновационных предприятий, выпускающих импортозамещающую и экспортную продукцию; предпринять дополнительные меры для защиты интересов малых инновационных предприятий на внешних рынках.
3.6. Совершенствование информационной поддержки
В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства необходимо:
- включить в Федеральную программу статистических работ сплошное обследование субъектов малого предпринимательства;
- включить информационное обеспечение предпринимательства в программы поддержки предпринимательства как одно из приоритетных направлений поддержки российского бизнеса;
- обеспечить формирование положительного образа предпринимателя, информационную поддержку через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества;
- определить перечень государственных информационных ресурсов, имеющих отношение к ведению предпринимательской деятельности, довести его до сведения предпринимателей и обеспечить к ним доступ малых предприятий, используя возможности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и объединений предпринимателей;
- создать федеральные и региональные специализированные теле-, радиопрограммы и печатные средства массовой информации, направленные на поддержку предпринимательства, распространение передового опыта предпринимателей, в том числе с выделением средств из региональных и федерального бюджетов; обеспечить эффективное взаимодействие всех действующих федеральных и региональных программ и проектов информационного обеспечения;
- содействовать распространению передового опыта информационного обеспечения малых предприятий, накопленного региональными, отраслевыми, коммерческими и международными системами и структурами;
- содействовать добровольному взаимодействию и координации деятельности союзов и объединений предпринимателей, предприятий и организаций, занимающихся созданием и поддержкой информационных ресурсов и систем информационного обеспечения предпринимательства;
- создать общественно-государственную систему добровольной сертификации информационных ресурсов и программно-технических средств для предпринимателей, обеспечить продвижение и широкое информирование предпринимателей о необходимости использования сертифицированных информационных ресурсов;
- содействовать развитию электронных форм ведения бизнеса, осуществлять пропаганду возможностей новых информационных технологий, содействовать развитию доступа предпринимателей в сеть Интернет, развивать их возможности по распространению в сети своей информации, разрабатывать и внедрять на федеральном и региональном уровнях целевые программы развития электронной коммерции в России;
- рекомендовать международным и донорским организациям, выполняющим проекты в области информационного обеспечения предпринимательской деятельности, разрабатывать специальные программы по организации информационного взаимодействия их проектов, реализуемых на территории России.
- Кроме этого коллегиям при Полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах необходимо:
- усилить контроль за соблюдением оперативного и достоверного обеспечения малых предприятий официальной информацией;
- поощрять добровольное взаимодействие и координацию деятельности действующих организаций и систем по информационному обеспечению малых предприятий, использование ими передовых информационных технологий;
- обратить особое внимание на создание региональных и межрегиональных систем деловой информации, содействовать распространению передового опыта информационного обеспечения малых предприятий, накопленного федеральными, региональными, международными и коммерческими системами и структурами.
3.7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса
Формирование целостной и эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства необходимо для обеспечения структурной перестройки экономики России, формирования класса цивилизованных предпринимателей, создания новых рабочих мест, решения других социальных проблем на региональном и местном уровнях. Это направление должно стать одним из приоритетных в системе мер, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Развитие сферы образовательных услуг, направленных на удовлетворение спроса различных социальных групп (молодежь, безработные и незанятые граждане, высвобождаемые работники реструктурируемых предприятий, вынужденные переселенцы, уволенные в запас военнослужащие и другие) в подготовке к предпринимательской деятельности, должно стать важной задачей органов государственной власти, негосударственных и общественных организаций, призванных оказывать поддержку и содействовать развитию предпринимательства в России.
Усилиями государственных и негосударственных структур, органов власти в значительной части регионов России сформировалась сеть образовательных учреждений, оказывающих услуги по переподготовке и повышению квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства. Вместе с тем, в ряде депрессивных регионов, в большинстве малых и средних городов система подготовки кадров для малого предпринимательства находится в начальной стадии своего становления и развития.
В качестве важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для малого предпринимательства необходимо:
- выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений программ поддержки малого предпринимательства всех уровней (федерального, регионального, муниципального);
- разработка и обеспечение финансирования из федерального бюджета системы мер, направленных на создание в депрессивных регионах Российской Федерации и дальнейшее развитие во всех регионах системы дополнительного образования, обеспечивающей переподготовку и повышение квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных структур, координация российских и международных программ в сфере подготовки кадров для малого предпринимательства;
- осуществление целевого финансирования на конкурсной основе исследований, направленных на обобщение и анализ практического опыта, накопленного учреждениями делового образования в сфере подготовки кадров для малого предпринимательства, отбор и поддержку лучших образовательных и учебных программ и методических разработок;
- осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;
- построение и обеспечение функционирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;
- реализация мер по обеспечению доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности;
- развитие дистанционных и электронных технологий подготовки граждан к предпринимательской деятельности;
- формирование развитой системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в инновационно-технологической сфере;
- развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных и учебных программ подготовки к предпринимательской деятельности;
- разработка системы мер, направленных на стимулирование повышения квалификации специалистов, занятых в сфере предпринимательства и малого бизнеса, в том числе – путем создания для них системы льготного кредитования для оплаты образовательных услуг, увеличения процента от средств, направляемых на повышение квалификации работников и относимых на себестоимость продукции малых предприятий;
- разработка и утверждение образовательного и профессионального стандарта по специальности “Предприниматель-менеджер” и “Руководитель малого предприятия”;
- включение в общую концепцию государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства мероприятий, связанных с развитием малого предпринимательства в области культуры и декоративно-прикладного искусства;
- организация масштабной подготовки молодежи по программам “Основы предпринимательской деятельности”;
- создание Федерального координационного совета по проблемам подготовки кадров для рыночной экономики из представителей органов власти субъектов Федерации, образовательных учреждений, общественных организаций, авторитетных ученых и специалистов;
- внесение в законодательные и нормативные документы изменений, направленных на стимулирование переподготовки и повышения квалификации персонала малых предприятий.
3.8. Содействие интеграции малого и крупного бизнеса
Взаимодействие крупных и малых предприятий должно быть построено на основе получения синергетического эффекта в рамках общей хозяйственной структуры за счет взаимного использования каждым предприятием конкурентных преимуществ своего контрагента. При оценке целесообразности конкретного варианта взаимодействия должны быть рассмотрены вопросы повышения реактивности и чувствительности крупных предприятий, повышения финансового и имущественного маневра малых предприятий и в конечном итоге – повышение устойчивости рыночного состояния участников взаимоотношений благодаря диверсификации деятельности создаваемой хозяйственной структуры.
Основной целью и результатом установления взаимоотношений крупных и малых предприятий должны стать:
- повышение эффективности деятельности и устойчивости рыночного состояния участников взаимоотношений;
- повышение реактивности деятельности крупных предприятий;
- расширение возможностей финансового и имущественного маневра малых предприятий.
Требуется государственная поддержка широкого распространения и развития таких форм интеграционного взаимодействия малых и крупных предприятий, которые в настоящее время еще не получили должного распространения. К их числу в первую очередь следует отнести субконтрактацию, франчайзинг (коммерческую концессию) и аутсорсинг (отказ крупных предприятий от собственного производства некоторых изделий и услуг и переход на их закупку у сторонних организаций).
Непременным условием развития тех или иных форм интеграционных взаимоотношений малых и крупных предприятий должен стать стабильный благоприятный предпринимательский климат и наличие достоверной и исчерпывающей информации о контрагентах. Для достижения последней цели необходимо организовать единую сеть центров промышленной субконтрактации, деятельность которых должна ориентироваться на обеспечение прежде всего малого и среднего бизнеса информационными, маркетинговыми и экспертными услугами, а также на содействие установлению партнерских взаимоотношений.
Одновременно необходимо разработать и реализовать меры государственной политики, направленные на повышение мотивации руководителей крупных предприятий расширять кооперацию с малыми и средними предприятиями.
В частности прямое государственное регулирование субконтрактации должно осуществляться при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд за счет обязательного квотирования поставок, осуществляемых малыми предприятиями (возможно – не готовой продукции, являющейся предметом государственного заказа, но комплектующих и материалов для ее изготовления).
Таким образом, первоочередными мерами содействия интеграции малого и крупного бизнеса являются:
- создание и внедрение механизма гарантированного участия малых предприятий в получении заказов на производство продукции для государственных нужд, в том числе по принципу субконтрактации;
- внесение изменений в законодательство, позволяющих упростить механизм и процедуры заключения договоров коммерческой концессии.
3.9. Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса
В системе мер государственной поддержки малого предпринимательства необходимо добиться наиболее эффективного сотрудничества государственных и негосударственных структур поддержки.
Повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства требует наличия ряда внешних условий, в первую очередь таких, как стабильность условий деятельности субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки, достаточное государственное финансирование инфраструктуры, льготное налогообложение государственной инфраструктуры.
Первоочередными направлениями развития государственной инфраструктуры являются:
- кооптация субъектов государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в создаваемую систему финансово-кредитного обеспечения на основе различных механизмов в том числе таких, как: лизинг, государственные гарантии кредитования, компенсация процентной ставки коммерческим банкам;
- участие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства и его инфраструктуры;
- создание единого информационного пространства в сфере малого предпринимательства;
- развитие деятельности информационно-маркетинговых служб и развитие выставочно-ярмарочной деятельности структур поддержки малого предпринимательства по оказанию помощи в продвижении товаров малых предприятий на внутренние и внешние рынки;
- осуществление мер по поддержке инновационного бизнеса;
- развитие международного сотрудничества с зарубежными институтами поддержки малого предпринимательства (обмен опытом, содействие продвижению товаров малых предприятий на внешние рынки, например, с использованием возможностей системы торговых представительств МИД России за рубежом и т.п.).
К 2005 году должно быть практически завершено создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с переносом центра тяжести на муниципальный уровень. Регионы должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которых входят бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, технопарки, учебно-деловые центры, центры реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, создаваемых на паритетной основе федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Совершенствование деятельности государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства должно сопровождаться усилением взаимодействия с муниципальными структурами поддержки малого предпринимательства (фондами, бизнес-центрами или филиальными отделениями региональных фондов), повышения за счет этого качества и расширения ассортимента оказываемых предпринимателям услуг.
3.10. Обеспечение демонополизации рынков и пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям
Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики.
Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции должны быть:
- активизация деятельности федерального антимонопольного органа Российской Федерации (МАП России) по разработке и реализации мер по демонополизации производства и обращения, играющих существенную роль в развитии малого предпринимательства, открывая субъектам малого предпринимательства новые возможности в освоении соответствующих рынков;
- ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства, пресечение злоупотреблений доминирующим положением на рынках;
- обеспечение прозрачности информации о принимаемых государством решениях по распределению любого вида ресурсов;
- обеспечение реального режима конкуренции при организации закупок для государственных нужд;
- невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
- устранение препятствий для банкротства неэффективных предприятий;
- недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;
- преодоление недобросовестной конкуренции, прежде всего в сфере собственности;
- усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства;
- подключение к работе по подготовке изменений в федеральное законодательство и нормативно-правовую базу по вопросам реформирования естественных монополий (электроэнергетики, железнодорожного транспорта и др.) государственных структур поддержки малого бизнеса и общественных объединений предпринимателей;
- законодательное закрепление принципов конкурентной среды на различных рынках с определением оптимального соотношения представительства крупного и малого бизнеса, создание реальных инструментов по реализации данных принципов;
- введение в действие механизма обязательного биржевого формирования цен на отдельные виды сырья и продукции с обеспечением условий, равнодоступных для представителей малого и крупного бизнеса;
- вменение естественным монополиям обязанности информировать широкий круг предпринимателей об условиях работы и нормативной базе субъектов естественных монополий, о возможностях оптимизации условий работы с ними, о готовящихся изменениях в соответствующих нормативно – правовых документах.
Особого внимания заслуживает свобода выбора организационно-правовых форм деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях несовершенства действующего законодательства.
Необходимо внести в статью 23 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, устанавливающие запрет на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица с привлечением наемного труда. Принятие этой меры должно обеспечить преодоление сложившейся негативной тенденции, при которой предприниматели без образования юридического лица имеют по ряду аспектов преимущественное положение с точки зрения конкуренции с юридическими лицами, занимающимися производством одной и той же продукции и (или) оказывающими одинаковые с индивидуальными предпринимателями услуги.
Осуществление выше указанных мероприятий позволит успешно превратить Россию в страну добросовестной конкуренции, привлекательную для инвестиций и развития деловой активности.
Начиная с момента зарождения малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. В настоящее время сознаёт ту. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале становления малого предпринимательства, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.
Самыми существенными из этих проблем являются: недостаток финансовых и имущественных ресурсов, отсутствие системы финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства; несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в сфере налоговой политики и администрирования малого предпринимательства; недостаточно развитая инфраструктура поддержки и информационного обеспечения малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по своей направленности и пропорциям в основном является отражением федеральной политики. При этом все проблемы малого предпринимательства и недостатки системы поддержки малого предпринимательства, естественно, наиболее остро проявляются на муниципальном уровне: недоступность финансовых средств, нехватка или недоступность производственных помещений, информационная недостаточность, низкий образовательный уровень предпринимателей.
Перечисленные трудности в ряде случаев компенсируются деятельностью международных программ поддержки малого предпринимательства. Однако в большей своей части муниципальные образования не имеют достаточно развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время в Российской Федерации в сфере в том или ином виде существуют все элементы государственной поддержки малого предпринимательства, эффективно действующие в промышленно развитых странах. Однако при этом невозможно говорить о действующей системе поддержки малого предпринимательства. Признаками этого являются в первую очередь: ничтожные объёмы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого предпринимательства; отсутствие действенной системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого предпринимательства, отсутствие достаточно сильных и авторитетных объединений предпринимателей, способных осуществлять защиту их интересов и осуществлять функции самоуправления в этой сфере экономической деятельности.
Государственная политика Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, направленная на создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, должна реализовываться в 2002-2010 годы по следующим основным направлениям:
- оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства
- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства
- совершенствование системы налогообложения малого бизнеса
- содействие развитию инновационного предпринимательства
- совершенствование информационной поддержки
- укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса
- содействие интеграции малого и крупного бизнеса
- совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса
- обеспечение демонополизации рынков и пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.
Выводы о предполагаемой действенности изложенных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства будут сделаны после того, как будут получены замечания и предложения членов Рабочей группы.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Государственные программы гарантирования кредитных рисков
Распределение кредитных рисков между банками (или лизинговыми компаниями) и государством, как показывает опыт развитых промышленных стран, является наиболее эффективным механизмом обеспечения для малого предпринимательства доступа к кредитным ресурсам.
Государство сможет стимулировать банки и лизинговые компании к предоставлению финансирования малым предприятиям и сделать целевое кредитование посильным для малого бизнеса, только если само начнет частично гарантировать эти инвестиции.
При отсутствии государственных гарантий банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они могут понести в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость риска должна частично принять на себя специализированные организации (распорядители гарантийных средств, гарантийные фонды), созданные с помощью и при участии государства на федеральном и региональном уровнях), таким образом, чтобы оставшаяся часть стоимости риска была приемлема и для банков (лизинговых компаний), и для предприятий.
При этом государство не должно подменять банковскую систему, а выполнять по отношению к банкам стимулирующую роль, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малого предпринимательства. Основным условием успеха гарантийной системы должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Это доверие может быть достигнуто за счет нескольких факторов, которые должны быть учтены при разработке государственных программ гарантирования кредитных рисков:
- гарантия банкам (лизинговым компаниям) должна предоставляться непосредственно специализированной государственной гарантийной организацией (гарантийным фондом) в форме заключения договора поручительства;
- для банков должна быть обеспечена полная прозрачность в вопросах управления государственными гарантийными фондами. Они должны иметь право на получение информации об эволюции обязательств, взятых на себя фондами, о размере нетто гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, об общем объеме кредитов, по которым ведутся судебные разбирательства;
- законодательно должен быть установлен порядок бюджетного дотирования гарантийных фондов.
Для членов рабочей группы в качестве дополнения к настоящему Приложению приводится общая схема функционирования системы государственных гарантий, разработанная в ходе реализации в России в 2000-2001 годах проекта ТАСИС “Юридическая защита субъектов экономической деятельности”,
2. Расширение практики предоставления фондами поддержки малого предпринимательства льготных займов малым предприятиям
Практика выдачи льготных займов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными программами поддержки малого предпринимательства оказывает определенное положительное влияние на развитие малого предпринимательства и должна сохраниться еще на некоторое время.
Такой вид поддержки малых предприятий требует привлечения больших средств, обладает высокой рискованностью для организаций, предоставляющих займы, и поэтому его использование должно быть ограничено и постепенно сокращаться по мере развития других форм поддержки и по мере формирования системы государственных гарантий.
3. Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства
Одной из причин, затрудняющих доступ субъектов малого предпринимательства к внешним финансовым ресурсам, является высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам. Такой уровень ставок обусловлен действием целого ряда причин и даже при создании системы государственных гарантий он может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого предпринимательства.
Для этих предприятий может быть использован такой способ государственной поддержки, как субсидирование процентных ставок по получаемым ими банковским кредитам. При использовании этой схемы малое предприятие, получив кредит в коммерческом банке на рыночных условиях, имеет право на получении компенсации части процентной ставки от специализированной государственная организация или фонда поддержки малого предпринимательства. Такой механизм требует использования достаточно большого объема бюджетных средств и поэтому должен использоваться только для поддержки ограниченного круга проектов – например, проектов, имеющих социальную значимость. В этой связи необходимо четко определить и обосновать критерии выбора проектов для оказания подобной поддержки.
4. Привлечение банков с участием государства в капитале к кредитованию малого предпринимательства
Значительным ресурсом для оказания финансовой поддержки малому предпринимательству могут стать средства, находящиеся в распоряжении банков с государственным участием в уставном капитале, если органами управления таких банков будут приняты решения о направлении части (определенной доли) имеющихся в их распоряжении ресурсов на кредитование малого предпринимательства.
Очевидно, что подобные операции должны осуществляться банками, имеющими развитую филиальную сеть и имеющими опыт работы с населением и со сравнительно мелкими организациями. Такими банками на федеральном уровне являются Сбербанк и Россельхозбанк.
Кроме того, представляется необходимым привлечь к участию в региональных программах развития и поддержки малого предпринимательства банки, в уставном капитале которых участвуют региональные органы власти. Такие банки обладают достаточным объемом кредитных ресурсов, и их участие в кредитовании малого предпринимательства может обеспечить приток необходимого объема средств в данный сектор экономики. Отбор проектов для кредитования и условия предоставления кредитов должны определяться самими банками, но при этом для субъектов малого бизнеса должна быть обеспечена реальная доступность средств. Опыт таких банков в работе с малым бизнесом станет серьезным побудительным мотивом для участия и других (частных) банков в кредитовании малого бизнеса.
На начальном этапе формирования этого механизма, функции по кредитованию малого бизнеса можно возложить на Российский банк развития и/или Всероссийский банк развития регионов, разработав для этого специальную программу. Банки развития могут выступать не только в качестве кредитора, но и в роли гаранта по кредитам для малых предприятий. Банк с государственным участием может предоставлять кредиты не непосредственно заемщикам (малым предприятиям), а заранее определенным кредитным институтам, которые в свою очередь будут удовлетворять кредитные заявки субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, необходимо предоставить возможность кредитным организациям уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на величину расходов, связанных с формированием резервов на возможные потери по кредитам (за исключением отнесенных к первой группе риска) в связи с тем, что расходы на формирование указанных резервов являются по существу элементом себестоимости банковских операций.
5. Содействие расширению применения типовых лизинговых схем в сфере малого бизнеса
Для дальнейшего расширения применения лизинга оборудования, как одной из наиболее эффективных форм поддержки малого предпринимательства, необходимо, прежде всего и в срочном порядке, ликвидировать существующие противоречия в действующих нормативных документах различных уровнях.
Целесообразно обеспечить приведение Федерального закона “О лизинге” в соответствии с нормами Гражданского Кодекса по терминологии, а также по вопросам определения видов лизинга, сублизинга, отмены запрета на совмещение обязательств кредитора и лизингополучателя, отмены права лизингополучателя отдавать в залог лизинговое имущество и по другим аспектам.
Необходимо подготовить и принять:
- Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О лизинге”, который должен наряду с перечисленными задачами обеспечить развитие международного лизинга, как наиболее эффективной формы иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;
- изменения в Таможенный Кодекс Российской Федерации, и в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, направленные на приведение указанных законов в соответствие с Федеральным законом “О лизинге”, предоставляющим право лизинговым компаниям уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей и осуществлять лизинговые операции без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
- изменения в главу 25 второй части Налогового Кодекса Российской Федерации, которые предусматривали бы сохранение действующих норм для лизинговых сделок в части:
- применения ускоренной амортизации активов с коэффициентом до 3 для целей налогообложения;
- отнесения процентов по кредитам и займам, используемым для приобретения активов для лизинговых операций, на себестоимость лизинговой компании без ограничений;
- включения лизинговых платежей в полном объеме в себестоимость продукции лизингополучателя;
- свободы выбора учета лизингового имущества на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Также необходимо расширить способы приобретения предмета лизинга, сделав приоритетом сам факт приобретения имущества, исключив обязательства приобретения его у “продавца”.
Это даст возможность использовать на практике оборот кроме термина “купля оборудования”, такие термины и соответствующие им сделки, как “создание оборудования” или “безвозмездная передача”, что позволит значительно расширить поддержку отечественных производителей за счет организации лизинга их продукции, а также окажет существенное влияние на развитие лизинга в строительном секторе за счет применения таких важных сделок, как “лизинг под ключ”.
Важным направлением развития лизинговых схем в целях оказания содействия развитию малого бизнеса должно стать содействие государственных агентств, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально используемого государственного имущества (в том числе – имущества предприятий-банкротов).
6. Стимулирование развития малых предприятий за счет привлечения внебюджетных финансовых ресурсов
Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать создание кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес, одновременно создавая условия для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с последующим их распределением по умеренным ставкам между этими кредитными кооперативами, союзами и т.п.
Кредитная кооперация, при создании необходимой законодательной базы, способна обеспечить большую защищенность средств вкладчиков и содействовать восстановлению доверия населения к финансовым операциям и финансовым учреждениям.
Необходимо от лица государства поддержать развитие и расширение использования механизма самофинансирования малых предприятий, в том числе внести в действующее законодательство изменения и дополнения, предусматривающие возможность преобразования кредитных кооперативов и их объединений в небанковские кредитные организации.
7. Развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства
Венчурное финансирование в настоящий момент с учетом имеющегося в России высокого интеллектуального потенциала, значительного количества интересных инновационных разработок, может обеспечить резкий подъем экономики страны и создать условия для успешной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках.
Для его реализации необходимо создание в том числе с использованием государственного (муниципального) имущества и средств государственных (местных) бюджетов широкой сети технопарков как базовой инфраструктуры развития инновационного малого предпринимательства. При этом необходимо стимулировать развитие технопарками не только деятельности по предоставлению малым предприятиям площадей для реализации собственных проектов, но и по предоставлению субъектам малого предпринимательства широкого комплекса дополнительных услуг, включая участие в финансировании, обеспечение оборудованием, услугами по патентованию, ведению централизованной бухгалтерии, офисных услуги и т.д.
МЕХАНИЗМЫ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Проблему расширения возможности и повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне можно решить:
1. За счет осуществления государственных (муниципальных) инвестиций в объекты недвижимости, целевым образом предназначенные для сдачи в аренду либо продажи субъектам малого предпринимательства, в сочетании с обеспечением возможности субъектов малого предпринимательства осуществлять возможные инвестиции самостоятельно.
Государственные (муниципальные) инвестиционные средства должны направляться на:
- строительство технопарков, бизнес-инкубаторов, деловых центров для субъектов малого предпринимательства;
- приобретение объектов недвижимости для целевой имущественной поддержки малого предпринимательства на вторичном рынке (особенно объектов производственного назначения), прежде всего – у предприятий-банкротов;
- применение механизмов имущественного зачёта между предприятиями-должниками бюджетов различных уровней и государством с передачей в счёт задолженностей недвижимости предприятий в собственность субъектов федерации и муниципальных образований для целевого использования в интересах поддержки малого предпринимательства;
- разработку за счёт бюджетных средств пакетов исходно-разрешительной и проектной документации на вновь создаваемые объекты малого бизнеса в приоритетных и особо затратных областях деятельности (с коммерческими либо социальными условиями в отношении получивших такую поддержку предприятий).
2. С использованием механизма образования территориальных единиц с особым статусом (ТЕОС) для развития и отработки новых форм имущественной поддержки малого предпринимательства, с установлением на их территории специальных упрощённых инвестиционных режимов для малых предприятий и образованием администрации ТЕОС для решения всех организационно-технологических вопросов функционирования малого предпринимательства и взаимодействия с государственными структурами.
3. С использованием механизма предоставлением длительной рассрочки платежей через региональные (муниципальные) Фонды нежилых помещений при продаже нежилых помещений субъектам малого предпринимательства. Аналогичные фонды показали свою эффективность и возможность реализовывать даже такие объекты, которые орган по управлению имуществом обычными способами продать не может в силу их низкого качества или иных причин. Продажа объектов с рассрочкой через Фонд позволяет значительно расширить спектр потенциальных покупателей недвижимости. Полностью защищаются государственные (муниципальные) интересы, так как объект остаётся в городской собственности на весь срок рассрочки платежей. Решается проблема получения дополнительных бюджетных доходов при формальном сохранении активов. При этом объект оперативно вводится в текущую эксплуатацию, с территориальных органов снимается обязанность по обеспечению сохранности объекта.
4. За счет снижения расценок на оформление сделок с недвижимостью и их государственной регистрации. Стоимость регистрации арендных отношений на объект площадью более для малого предприятия более чем в 15 раз превышает стоимость аналогичной услуги для физического лица. Следует понизить и централизованно (на уровне субъектов Российской Федерации) зафиксировать ставки для уменьшения накладных расходов предпринимателей. Все формы государственного учета договорных отношений хозяйствующих субъектов должны осуществляться государственными органами (передача этих функций хозрасчётным организациям приводит к дополнительным платежам со стороны предпринимательских структур). Существенное снижение расценок позволит увеличить количество регистрируемых сделок и, соответственно, получить достоверную информацию об обороте недвижимого имущества.