Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сравнительный обзор законодательной и правоприменительной практики специальных налоговых режимов для малого бизнеса в зарубежных странах и России

СОДЕРЖАНИЕ

О проекте >>>

1. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных режимов налогообложения в РФ (закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности") >>>

2. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах бывшего СССР (Литва, Украина) >>>

2.1. Украина >>>

2.2. Литва >>>

3. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах развитой экономики (Великобритания, Франция, Голландия, Швеция, США) >>>

3.1. Великобритания >>>

3.2. Голландия >>>

3.3. Швеция >>>

3.4. США >>>

3.5. Франция >>>

4. Сравнительный обзор специальных режимов налогообложения в России и в странах развитой экономики >>>

5. Анализ реальной практики в России: поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (согласно федеральному закону от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП”) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности >>>

6. Принципы/рекомендации совершенствования специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства в России >>>

7. Библиография >>>

О проекте

Настоящий обзор подготовлен в октябре 2001 года автономной некоммерческой организацией “Информационно-аналитический центр “Тезаурус-Маркетинг” по заказу Академии менеджмента и рынка.

1. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных режимов налогообложения в РФ (закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности")

Актуальность темы обзора обусловлена необходимостью создания в России стабильной налоговой системы, что является основным принципом государственной политики РФ в области налогообложения, а также обеспечением развития и поддержки малого бизнеса, ибо именно создание условий для деятельности малого предпринимательства имеет основополагающее значение для достижения экономического роста России.

Гарантией от внезапных изменений законодательства, существенно затрудняющих предпринимательскую деятельность, являются требования, предъявляемые к законодательным актам о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности, касающиеся как содержания, так и порядка введения их в действие, определяя отличия от общего порядка вступления в силу иных законов.

Следует отметить, что для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (в том числе и малого предпринимательства) законодательством Российской Федерации закреплены специальные нормы о применении законодательных актов.

Так, согласно статье 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

При этом положение Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второй части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.99 № 111-О, постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 № 161/00).

Если инвестор или субъект малого предпринимательства полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то он вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится выбор подлежащих применению норм с учетом сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.

Конечно, подобные нормы имеют и недостаток, в частности, не позволяют проводить оперативную налоговую политику. Кроме того, в целях устранения возможных коллизий следует рассмотреть вопрос о включении положений вышеназванных законов в налоговое законодательство.

В отличие от крупного бизнеса, который имеет возможность лоббировать свои интересы, достигая приемлемого компромисса с властью, малый бизнес практически не обладает рычагами влияния на законодательство в сфере налогообложения и на исполнительную власть.

Примером и подтверждением этого могут послужить суммы бюджетного финансирования, выделяемые на поддержку малого предпринимательства. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.06 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию". В проекте Федерального бюджета на 2002 год предусмотрена сумма в размере 20 млн. рублей на всю Россию.

Согласно статье 18 "Специальные налоговые режимы" Части 1 Налогового кодекса РФ к специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно - территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В настоящий период времени в России представлены три основные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства:

    • общеустановленная система учета, отчетности и налогообложения (аналогично с предприятиями среднего и крупного бизнеса);
    • упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие Федеральным законом № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
    • налогообложение единым налогом на вмененный доход в соответствии с Федеральным Законом № 148-ФЗ от 31.07.1998 г. “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.

Кроме того, каждый законодательный акт о налоге или сборе устанавливает свой состав плательщиков, порядок исчисления и учета, свои ставки налога и льготы по конкретному виду налога или сбора.

Федеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и Федеральный Закон № 148-ФЗ от 31.07.1998 г. “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” создают предпосылки для развития российского малого бизнеса и снижения налогового бремени предпринимателей.

Неоспоримыми преимуществами данных систем налогообложения является упрощение исчисления налога и предоставления отчетности.

В то же время нельзя не обратить внимание и не отметить слабые стороны существующего порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства:

    • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – это региональный налог (ст.1 ФЗ РФ № 148-ФЗ). Конкретные виды деятельности, подпадающие под единый налог с вмененного дохода, размер вмененного дохода и иные составляющие формул, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога определяются органами государственной власти субъектов РФ. Вопрос о повышении или понижении ставки единого налога на вмененный доход могут решить только региональные законодательные органы. Обязательность перехода на уплату единого налога всех субъектов, попадающих под установленные виды деятельности и количественные показатели, неконтролируемость обоснованности расчета вмененного дохода нередко приводят к установлению дискриминирующих режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
    • согласно ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, выбор объектов обложения (валовая выручка или прибыль) осуществляется органом государственной власти субъекта РФ. Последние устанавливают стоимость патентов по видам предпринимательской деятельности, а для организаций и индивидуальных предпринимателей – расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям – представителям.

В силу вышеперечисленных причин, эффективность и целесообразность действия налогового законодательства на местах в основном зависит от государственных органов власти субъектов РФ.

2. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах бывшего СССР (Литва, Украина)

2.1. Украина

Среди специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий на Украине особого внимания заслуживают: лицензирование деятельности, специальные лицензии, единый налог для малых предприятий, правила уплаты НДС.

Расходы на лицензирование не заменяют собой выплату других налогов, но вместе с тем, вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Таким образом, лицензия становится “минимальным” и обязательным налогом, который налогоплательщик должен выплачивать вне зависимости от своих доходов.

Специальная лицензия. В 10 регионах Украины внедрена и отрабатывается экспериментальная система, предусматривающая возможность покупки специальной лицензии. Специальная лицензия освобождает от налогов на прибыль, подоходного налога, от НДС, налога на фонд заработной платы и ряда других налогов. Владельцы данной лицензии освобождаются также от обязанности иметь кассовые аппараты.

Физическое лицо, имеющее специальную лицензию, имеет право не вести бухгалтерский учет того вида хозяйственной деятельности, на который выдана специальная лицензия.

В компетенцию местных органов власти входит установление стоимости специальной лицензии с учетом местонахождения предприятия и типа хозяйственной деятельности. В идеале, суммарные расчетные доходы от продаж специальных лицензий не должны быть меньше всей суммы налогов, которые был бы обязан заплатить владелец специальной лицензии за предыдущий финансовый год (с учетом инфляции).

Режим специального лицензирования применяется ко всем хозяйствующим субъектам, занимающимся определенными видами деятельности, безотносительно их оборота, с тем, чтобы крупные и прибыльные предприятия могли покупать специальные лицензии и действовать в соответствии со специальными правилами.

Единый налог для малых предприятий. Применительно к физическим лицам, это фиксированная величина налога, устанавливаемая в зависимости от вида деятельности. Право на уплату фиксированного налога имеют физические лица, удовлетворяющие следующим условиям:

    • количество работников предприятия не должно превышать 10 человек (включая членов семьи);
    • годовой оборот не должен превышать 500 тысяч гривен (2.5 млн. рублей)

Ставка налога устанавливается органом местной власти по месту регистрации налогоплательщика с учетом вида деятельности. Для налога устанавливается "коридор" ставок, при которых налог не может быть менее 20 гривен (100 рублей) и более 200 гривен (1 тысячи рублей) в месяц. За каждого дополнительного человека, занятого на предприятии, величина налога возрастает на 50% .

При уплате единого налога субъект малого предпринимательства освобождается от подоходного налога, НДС, налога на фонд заработной платы и определенных видов других налогов. Персонал предприятия-налогоплательщика может также освобождаться от уплаты подоходного налога с получаемой заработной платы. Кроме того, предполагается применение упрощенных требований к учету и отчетности.

Применительно к юридическим лицам единый налог представляет собой фиксированную долю от валового дохода, причем:

    • если налогоплательщик предпочитает уплачивать НДС, то эта доля равна 6%;
    • если налогоплательщик не платит НДС, то эта доля составляет 10%.

Право на уплату единого налога имеют юридические лица, удовлетворяющие следующим условиям:

    • количество работников на предприятии не должно превышать 50 человек;
    • годовой оборот не должен превышать 1 млн. гривен (5 млн. рублей);
    • доля в предприятии, принадлежащая лицам, не подпадающим под действие системы единого налога, не может превышать 25%.

Юридические лица, уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на фонд заработной платы, от НДС (если выбирает 10%-ная ставка) и от ряда других налогов.

В этом случае также действует упрощенная система учета и отчетности. Юридические лица, желающие платить единый налог, обязаны ежеквартально подавать декларацию до 20-го числа каждого месяца, следующего за окончанием календарного квартала.

Правила уплаты НДС. Если совокупная величина налогооблагаемой суммы сделок за любой 12-месячный срок превышает 61,200 гривен (306 тысяч рублей), то хозяйствующему субъекту требуется регистрация в качестве плательщика НДС. Налогоплательщики, занимающиеся деятельностью, оплата за которую осуществляется наличными деньгами, могут применять кассовый метод бухгалтерского учета, если совокупная величина налогооблагаемой суммы сделок за любой предыдущий год не превышает 122,400 гривен (612 тысяч рублей).

Кроме того, в отличие от месячных деклараций, подаваемых малыми предприятиями с выручки менее 122,400 гривен (612 тысяч рублей) за предыдущий налоговый год, эти предприятия ежеквартально подают декларации по НДС.

2.2. Литва

По аналогии ряд специальных мер в сфере налогообложения существует и в Литве, где метод налогообложения малых и средних предприятий зависит от статуса налогоплательщика (юридическое или физическое лицо). Если налогоплательщик является физическим лицом, то во внимание принимается еще и его вид деятельности.

Более подробно следует остановиться на специфике уплаты подоходного налога в условиях обычной системы налога на прибыль и в условиях специального налогового режима.

Подоходный налог с юридических лиц в условиях обычной системы налога на прибыль уплачивается, как правило, по ставке 29% от чистой налогооблагаемой прибыли. Малые предприятия, валовый доход которых составляет менее 100 тысяч лит в год (25 тысяч долларов США), платят налог по более низкой ставке, а именно - 15%. Чтобы иметь право на уплату налога по этой ставке, налогоплательщик должен удовлетворять следующим условиям:

    • на предприятии должно быть не более 50 сотрудников;
    • предприятие не должно заниматься определенными видами деятельности, связанными с производством и реализацией алкогольной продукции, нефти и продуктов нефтепереработки, продовольствия и ряда других.

Юридические лица, работающие в области сельскохозяйственного производства, имеют возможность платить налог на прибыль по ставке 10%, но лишь в том случае, если более 50% валового дохода получено в результате сельскохозяйственного производства.

Личный подоходный налог применяется (в условиях обычной структуры подоходного налога) по отношению к физическим лицам (предпринимателям), занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью и партнерам в товариществах.

Предприниматели платят личный подоходный налог по ставке 29% (до 2000 года ставка составляла 24% - для сравнения, 33% составляет ставка от трудового дохода и 20% от других доходов).

Вычеты расходов, которые можно делать в соответствии с Законом о налоге с доходов корпораций, включаются в резервы для расчета дохода индивидуальных предпринимателей.

В качестве мер по созданию специального режима для физических лиц выступает лицензирование на занятие хозяйственной деятельностью.

Лицензирование на занятие хозяйственной деятельностью распространяется на физических лиц, занимающихся определенными видами деятельности и не имеющих наемных работников.

Плата за лицензию заменяет личный подоходный налог, прочие налоги, включая НДС и платежи в социальные фонды, необходимо платить на себя.

Виды деятельности, на который распространяется данный режим, включают:

    • 25 типов промышленной/ коммерческой деятельности, включая производство и продажу одежды, туризм, кустарное производство;
    • 13 типов деятельности в сфере услуг, включая парикмахерские и фото- услуги, музыкантов;
    • 6 типов торговой деятельности, включая торговлю из киосков, с повозок, на открытых рынках (за место);
    • другие виды деятельности, включая переводы, электронные игральные машины, профессиональных спортсменов.

Каждый вид деятельности подлежит налогообложению по отдельной схеме - общенациональный закон устанавливает рамки налогов, а органы местной власти определяют точную ставку, в соответствии с которой налогоплательщики, зарегистрированные в данном районе, выплачивают налог.

В абсолютном выражении платежи устанавливаются в диапазоне от 100 лит до 6 тысяч лит в год.

Если в период действия лицензии валовой доход налогоплательщика в результате его лицензированной деятельности составит 100 тысяч лит и более, то требуется получение дополнительной лицензии, которая стоит почти вдвое дороже обычной лицензии. В последующем, если налогоплательщик обратится за очередной лицензией, плата за нее будет вдвое выше установленной органом местной власти.

Для получения лицензии налогоплательщик обязан представить в местное отделение налоговой инспекции следующие документы:

    • документ, удостоверяющий личность налогоплательщика,
    • 2 фотокарточки,
    • отчет об обороте в результате деятельности за предыдущий отчетный период,
    • документ, удостоверяющий личность члена семьи, который будет включен в лицензию,
    • медицинскую справку (если деятельность связана с продовольственными товарами, косметикой, детскими игрушками),
    • документ, подтверждающий платежи в социальные фонды.

Налогоплательщик платит налог – оплачивает лицензию – в отделении налоговой инспекции того района, в котором он проживает и получает заполненную лицензию. При этом допускается следующее (и это может быть указано в лицензии): другой член семьи налогоплательщика может заниматься тем же видом деятельности от его имени по этой же лицензии.

Налогоплательщик, имеющий лицензию на коммерческую/торговую деятельность, обязан представить в налоговую инспекцию перечень товарно-материальных ценностей и хранить документы о происхождении, квитанции и другие доказательства того, что товары были приобретены законным путем, и все причитающиеся с него налоги уплачены в срок. Плательщики НДС обязаны хранить копии счетов об НДС. Выписываемые клиентам квитанции по форме должны соответствовать утвержденным налоговой инспекцией.

Для ведения бухгалтерского учета налогоплательщики обязаны иметь книги учета доходов и расходов, в которые записываются любые замечания и другая информация, сделанные в ходе проверок. Обязательно иметь книги регистрации потоков денежных средств (упрощенный учет).

Ежегодно, 15 сентября и 15 февраля, налогоплательщики, имеющие лицензию, представляют в налоговую инспекцию документацию и сведения об обороте от лицензированной деятельности.

Уплата НДС. В рамках общего налогового режима налоговое законодательство Литвы предусматривает, что налогоплательщики (физические и юридические лица), годовой оборот которых превышает 100 тысяч лит, обязаны подавать декларацию и платить НДС. Налогоплательщикам, годовой оборот которых ниже этого уровня, платить НДС не обязательно. Налогоплательщики, зарабатывающие в пределах 10-100 тысяч лит, могут выбрать, платить им НДС или нет.

3. Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах развитой экономики (Великобритания, Франция, Голландия, Швеция, США)

3.1. Великобритания

В Великобритании нет какого-то единого определения малого предприятия. Малые и средние предприятия, как правило, подчиняются тем же правилам расчета и декларирования дохода, как и другие налогоплательщики, хотя и с небольшими исключениями.

В числе таких исключений выделяются менее строгие требования к отчетности. Согласно законодательству Великобритании, если доход предприятия составляет менее 15 тысяч фунтов стерлингов, то оно обязано всего лишь заполнить простую налоговую декларацию без приведения подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах.

Кроме того, если суммарные обязательства предприятия за год составляют менее 500 фунтов стерлингов, то оно не платит по счетам за следующий год (освобождение от авансовых платежей). Оно просто платит то, что с него причитается на дату закрытия баланса – это способствует увеличению оборотных средств .

В нормативно-правовую базу Великобритании заложено действие прогрессивных ставок налогообложения – шкалы ставок подоходного налога, в основе которой лежит подлежащая налогообложению прибыль. Зависимость величины налогов от суммы прибыли выражена в прямой прогрессии – чем выше доходы, тем выше налоги. Для малых предприятий это, несомненно, весьма благоприятная система.

Так, например, при прибыли на уровне 0 - 1,520 ф.ст – ставка составляет 10%, при прибыли в размере 1,521 – 28,400 ф.ст – ставка составляет 22%, при прибыли свыше 28,400 ф.ст – ставка составляет 40%.

Также весьма значимую роль играет стимулирование капиталовложений в здания и сооружения.

Действующая в Великобритании налоговая система и правила амортизации зданий и оборудования в целях налогообложения позволяют производить списание по ставке 25% со стоимости приобретения с учетом снижающейся балансовой стоимости - так называемая “Налоговая скидка по списанию на износ”. Для ряда малых предприятий вычету может подлежать до 40% от стоимости новых зданий и оборудования. Для получения права на данную льготу, предприятие должно удовлетворять, по крайней мере, двум из следующих условий:

    • годовой оборот компании не должен превышать 11.2 млн. ф.стерлингов;
    • стоимость активов не должна превышать 5.6 млн. ф.стерлингов;
    • штат предприятия не должен превышать 250 человек.

Также существуют и так называемые временные льготы, т.е. льготы, вводимые на определенный период времени. Так, в частности, до марта 2003 года в Великобритании действует налоговая льгота для малых предприятий, вкладывающих средства в приобретение высокотехнологичной продукции – компьютеров, современных средств связи, программного обеспечения, включая средства, направленные на создание web-сайтов.

Согласно текущему законодательству, 100% такого имущества можно вычитать из налогооблагаемой прибыли уже в год приобретения. Чтобы иметь на это право, малое предприятие должно удовлетворять хотя бы двум следующим критериям:

    • годовой оборот не может превышать 2.8 млн. ф.стерлингов;
    • активы не должны превышать 2.8 млн. ф.стерлингов;
    • число сотрудников не должно превышать 50 человек.

С 1 апреля 2000 года в Великобритании введен в действие еще один стимул в виде налоговых скидок на связанные с НИОКР затраты. Основная цель – поощрение нововведения путем предоставления малым и средним предприятиям значительных стимулов, связанных с ростом инвестиций в НИОКР. В соответствии с данным законом, малое предприятие может списать 150% затрат с налогооблагаемого дохода. Компании, еще не получающие прибыли, могут получить кредит в наличной форме, составляющей порядка 24% понесенных издержек.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в Великобритании действуют различные налоговые стимулы для инвесторов в акции малых предприятий.

3.2. Голландия

Аналогичная система налогообложения представлена и в Голландии, где малые и средние предприятия подчиняются обычным правилам расчета и декларирования дохода для целей налогообложения, как и любые другие предприятия. Однако, малые и средние предприятия имеют целый ряд особых преимуществ.

Во-первых, в Голландии действуют прогрессивные ставки подоходного налога – ставки налогов на доходы компаний тем ниже, чем меньше их доходы.

Действует специальная шкала ставок личного подоходного налога для отдельных предпринимателей.

Налогооблагаемый доход до 15.255 гульденов облагается по ставке 33.9%, доход в пределах 15.256-48.994 гульденов облагается по ставке - 37.95%, доход в пределах 48.995-107.756 гульденов облагается по ставке 50% и, наконец, свыше 107.756 гульденов – по ставке 60% (указанные сумы дохода и ставок налогообложения действовали до 2000 года. 1 января 2001 года началась налоговая реформа).

К юридическим лицам применяются следующие ставки подоходного налога:

    • Налогооблагаемый доход до 50 тысяч гульденов – 30%
    • Налогооблагаемый доход 50 тысяч гульденов и выше – 35%.

Во-вторых, налоговая система Голландии для малых и средних предприятий предполагает наличие вычета расходов на инвестиции.

Предприятие может уменьшить свой налогооблагаемый доход на некоторую долю от суммы средств, вложенных в определенные капитальные активы. В число этих инвестиций не входят земля, жилые дома, частные автомобили, ценные бумаги, “гудвилл”, концессии, животные и ряд других активов. Однако в эту категорию входят произведенные самостоятельно активы.

Эта сумма вычитается только в том случае, если совокупные годовые инвестиции, подпадающие под льготу, находятся в пределах 3,900 – 566,000 гульденов. Каждая отдельная единица активов должна стоить, по меньшей мере, 1 тысячу гульденов.

Вычитаемая сумма представляет собой долю общих затрат на приобретение активов, которая рассчитывается по скользящей шкале процентов, начиная с 27% применительно к годовым инвестициям, не превышающим 3900 гульденов, и снижается до 0% при годовых инвестициях, не превышающих 566 тысяч гульденов.

Данный стимул распространяется на всех без исключения налогоплательщиков, но в наибольшей степени от него выигрывают малые предприятия. Аналогичный стимул предоставляется в случае инвестиций в энергосберегающее оборудование.

Стимулы применительно к НИОКР. В случае, если голландские компании принимают на работу человека для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то они получают право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. И в этом случае, стимул распространяется на все компании, но больше всего от него, опять же, выигрывают малые предприятия.

В соответствии с “Правилом тетушки Агаты” (“Tante Agaath regeling”) предпринимателям, открывающим новые предприятия, представляется целый ряд стимулов. Это снижение ставки подоходного налога с физических лиц и корпораций на процентные доходы от ссуд, предоставляемых начинающим предприятиям и возможность вычитать убытки от ссуд, выделяемых начинающим предприятиям. “Правило тетушки Агаты” предназначено не только для малых и средних предприятий, хотя именно они большей частью и используют эти льготы.

При закрытии предприятия или переводе его в другое место полагается заплатить причитающиеся с него налоги. Однако при закрытии или передаче предприятия по случаю смерти предпринимателя также предоставляются налоговые льготы.

Помимо вышеперечисленного, существуют и другие особые налоговые льготы отдельным категориям предпринимателей.

Предпринимателям предоставляется специальная личная льгота, снижающая их налогооблагаемый доход. Размер вычета изменяется в зависимости от величины полученной налогооблагаемой прибыли. В случае если налогооблагаемая прибыль составляет менее 96,170 гульденов, то это позволяет вычитать 13.110 гульденов. Когда же прибыль превышает 108.395 гульденов, вычитаемая сумма снижается до 8.730 гульденов. Отдельные категории предпринимателей в течение 3-х лет работы предприятия могут вычитать из налогооблагаемой прибыли еще 3.840 гульденов. Сумма вычетов также возрастает, когда предприниматель затрачивает более 625 часов рабочего времени в течение календарного года на НИОКР.

Предприниматель, чья супруга/супруг работает на данном предприятии, имеет еще одну налоговую льготу. Размер льготы колеблется от 0 до 4% в зависимости от количества часов, отработанных в течение календарного года. Вместо налоговой скидки предприниматель может предпочесть платить своему супругу/супруге более приличное вознаграждение, по крайней мере, 17046 гульденов. Предприниматель может вычесть эту заработную плату, с которой налог уже будет платить супруга/супруг.

Предприниматели могут создавать пенсионные резервы с отсрочкой налога в размере 12% от своей налогооблагаемой прибыли.

3.3. Швеция

В Швеции отсутствуют какие-либо специальные налоговые режимы для малых и средних предприятий.

Основной принцип базирования налогового законодательства Швеции – это принцип “нейтральности”, в соответствии с которым ко всем предприятиям безотносительно их юридической формы, типа хозяйственной деятельности, размера или места нахождения, применяются одна и та же налоговая база, одни и те же ставки налогообложения и обязательства в плане регистрации, подачи документов, отчетности, платежей и т.п. Попросту говоря, налоговое бремя и общие условия налогообложения будут одинаковыми и для самостоятельно занятого, и для корпорации, занимающихся одинаковым бизнесом.

Тем не менее, и в этом принципе "нейтральности" имеются исключения в форме налоговых льгот, специально предоставляемых для малых предприятий.

Самостоятельно занятые, мелкие торговцы и большинство товариществ с оборотом менее 720 тысяч крон (примерно 80 тысяч долларов США) заполняют упрощенную налоговую декларацию. От них не требуется предоставления полной балансовой ведомости или отчета о прибылях и убытках.

Самостоятельно занятые, мелкие торговцы и большинство товариществ с оборотом менее 720 тысяч крон имеют особое право использовать кассовый метод учета.

Самостоятельно занятые и мелкие торговцы любого размера не обязаны регистрировать свое дело в государственных органах. Достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции.

Уплата НДС. В случае, если годовой оборот предприятия составляет менее 1 млн. крон (порядка 110 тысяч долларов США), то данное предприятие может подавать лишь одну налоговую декларацию в год, а не ежемесячно, как обязаны делать все прочие предприятия.

Предприятия с оборотом менее 40 млн. крон (примерно 4.4 млн. долларов США) обязаны выплачивать НДС в течение 42 дней с момента окончания отчетного периода. Если оборот превышает 40 млн., то платить НДС следует в течение 26 дней после окончания отчетного периода.

Новому частному торговцу, самостоятельно занятому или партнеру, если это отдельное лицо, позволяется вычитать убытки от хозяйственной деятельности из возможного дохода в течение первых пяти лет деятельности.

Дивиденды, полученные от компаний, которые не котируются на бирже или принадлежат отдельным лицам, частично освобождаются от налога. Эта льгота призвана стимулировать инвестиции в малые предприятия, и компенсировать им более высокую стоимость заемного капитала, с которой им приходится иметь дело по сравнению с котирующимися на фондовой бирже компаниями.

3.4. США

В США отсутствуют какие-то особые налоговые режимы для малых и средних предприятий. Все предприятия, зарегистрированные в данной стране, обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли на целей налогообложения.

Однако, как и в других странах с развитой экономикой, в законах о подоходном налоге имеется ряд специальных положений о малых предприятиях, которые позволяют упростить процедуру учета и отчетности, тем самым стимулируя и облегчая инвестиции в малый бизнес.

В США компании, имеющие низкие прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. При годовой налогооблагаемой прибыли на уровне до 50 тыс. долларов США используется налоговая ставка на уровне 15%, при прибыли на уровне 50-70 тыс. долларов США – ставка составляет 25%, при прибыли в размере 75 тыс – 10 млн. долларов США – ставка 34%, при прибыли свыше 10 млн. долларов – ставка 35%.

Точно также имеется шкала ставок подоходного налога и с физических лиц, от 15 до 39,6%.

Некоторые мелкие налогоплательщики могут использовать кассовый метод учета, а не учет методом начисления, обычно используемый для декларирования доходов предприятия.

К их числу относятся:

  1. Физические лица, которые:
      • занимаются сельскохозяйственным производством;
      • занимаются любой хозяйственной деятельностью, если закупки и реализация товаров не являются существенным фактором для получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей-продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления).

  2. Юридические лица, которые:

    • занимаются сельскохозяйственным производством и имеют валовой доход менее 1 млн. долларов США;
    • занимаются любой хозяйственной деятельностью, если годовой валовой доход налогоплательщика составляет менее 5 млн. долларов США, и реализация товаров не являются существенным фактором для получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей-продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления).

Кроме того, помимо простой амортизации стоимости покупки долгосрочных активов, используемых на предприятии налогоплательщика, некоторые предприятия предпочитают вычитать эти издержки как текущие затраты и уменьшать налогооблагаемую прибыль на долю таких инвестиций, произведенных в налоговом году. По законодательству, данная сумма, которую налогоплательщик может вычесть (т.е. некоторая часть инвестиций в долгосрочные активы) не может превышать 24 тысячи долларов. Если общая стоимость постоянных фондов, закупленных в данном году, превышает 200 тысяч долларов, то эта сумма уменьшается. Последующая амортизация этой части стоимости активов, которая была списана в первый год, не допускается.

Существует и такое налоговое послабление для собственников малых предприятий как освобождение от налогов на доходы от прироста капитала, то есть налоговые льготы применительно к доходам, полученным физическими лицами от продажи акций определенных “квалифицированных малых предприятий”. Под “квалифицированным малым предприятием”, понимается корпорация с совокупными валовыми активами менее 50 млн. долларов США, которая не занимается ни одним из следующих видов деятельности:

    • банковское дело,
    • страхование или иная финансовая деятельность,
    • проектно-конструкторские работы,
    • юридическая сфера,
    • бухгалтерский учет или консультирование,
    • добыча нефти или газа,
    • гостиничное или ресторанное дело.

По существующему законодательству лица, продающие доли юридических лиц, обязаны включать в налогооблагаемый доход любые доходы, полученные в результате такой продажи. Применительно ко всем такого рода доходам, отдельные лица платят налог по более низким ставкам – 20%, если проданные активы находились в собственности налогоплательщика более 18 месяцев, и 18% в случае владения ими более 5 лет.

Если продается доля “квалифицированного малого предприятия”, то налогоплательщик может исключить из налогооблагаемого дохода 50% от суммы, полученной в результате реализации, при условии, что он владел акциями более 5 лет.

Предприниматели в США имеют возможность рассматривать и трактовать корпорацию как товарищество, тем самым уходя от двойного налогообложения прибыли. По законодательству, налоги взимаются один раз, когда корпорация получает прибыль, и второй раз, когда выплачивает дивиденды. Если такой выбор сделан, то собственники небольших корпораций подлежат непосредственному налогообложению, то есть налог взимается с их соответствующей доли в налогооблагаемой прибыли корпорации. Как правило, корпорация не платит федеральный подоходный налог. Позже, когда корпорация выплачивает дивиденды своим собственникам, дивиденды, как правило, не облагаются налогом.

Небольшие корпорации, имеющие право такого выбора, не могут иметь более 75 собственников, каждый из которых является гражданином или резидентом США.

3.5. Франция

К странам, практикующим специальные налоговые режимы для малых и средних предприятий, относится Франция.

В зависимости от величины оборота налогоплательщика, французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Если речь идет об очень малых предприятиях (микро-предприятие), то оно заполняет налоговую декларацию и платит налоги по весьма упрощенной схеме. К числу микро-предприятий, подпадающих под действие такого режима, относятся физические лица, обязанные платить подоходный налог, и чей годовой оборот не превышает следующих предельных значений:

    • 500,000 французских франков (фф) (1 евро примерно равен 6.56 фф), не включая НДС, если налогоплательщик занимается торговыми операциями;
    • 175,000 фф, не включая НДС, если налогоплательщик занимается оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.

Касательно подоходных налогов, отметим, что налогооблагаемый доход равен обороту за вычетом установленной процентной доли:

    1. Для дохода от торговых операций – уменьшение оборота на 70%;
    2. Для дохода от предоставления услуг – уменьшение оборота на 50%;
    3. Применительно к доходам от других видов деятельности – уменьшение оборота на 35%.

Эти уменьшения заменяют все прочие вычеты из налогооблагаемых доходов. Суммы после вычетов облагаются обычным подоходным налогом на физических лиц по установленной ставке.

Налогоплательщик просто заполняет декларацию о своих доходах и подает ее в налоговое ведомство, которое проводит соответствующие вычеты и определяет размер налога. Никакой особой декларации применительно к предприятию налогоплательщика не требуется.

Уже по определению доходы микро-предприятий неизменно оказываются ниже порогового значения, установленного для плательщиков НДС. Если только налогоплательщик сам не захочет попасть под действие закона об НДС (то есть подпадать под упрощенный или обычный режим), микро-предприятию обязательно регистрироваться или подавать документы на предмет НДС.

Требования к ведению учета на микро-предприятии сводятся к обязанности налогоплательщика вести следующие книги и счета:

    1. Учет закупок (с документальным подтверждением указанных сумм)
    2. Учет поступлений (с документальным подтверждением указанных сумм)
    3. Копии счетов на НДС (с указанием, что НДС не взимается, потому что минимальное пороговое значение оборота не превышено).

Налогоплательщик, чей оборот находился в этих пределах, договаривался на индивидуальной основе с налоговым ведомством о некоторой процентной доле оборота, которая считалась налогооблагаемой прибылью, с которой и взимался подоходный налог. Договор оставался в силе в течение двух лет. Эту систему критиковали за ее негибкий характер, потому что в случае сокращения поступлений налогоплательщик мог платить при этом режиме больше, чем при обычном налоговом режиме. Этот режим был отменен. А вместо него остался режим для микро-предприятий.

Применительно к малым и средним предприятиям действует упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов, в рамках которого фактические расходы и издержки относятся на производство, и требуется регистрация на предмет уплаты НДС. Однако требования к учету и отчетности менее строгие, чем применительно к большим предприятиям. Упрощенный режим распространяется на следующие предприятия:

    1. Налогоплательщиков, обязанные платить либо личный подоходный налог, либо налог на прибыль (т.е. юридические лица подпадают);
    2. Налогоплательщиков, годовой оборот лежит в следующих пределах:

    • От 500 тысяч до 5 млн. фф включительно (не включая НДС), если это оборот от торговой деятельности
    • От 175 тыс. до 1.5 млн. фф включительно (не включая НДС), если это оборот от предоставления услуг или некоммерческой деятельности, и налогоплательщик подпадает под действие налогового режима BIC.
    • Свыше 175 тыс. фф (без НДС), если это оборот от предоставления услуг или некоммерческой деятельности, и налогоплательщик подпадает под действие налогового режима BNC (т.е. только физические лица, оказывающие услуги в индивидуальном порядке).

Что касается подоходного налога, то французское налоговое законодательство предполагает, что налогооблагаемый доход определяется как разность между фактическим доходом и расходами налогоплательщика. По сути, чистые операционные убытки могут быть посчитаны и отнесены на будущее с целью компенсации уменьшения налогооблагаемого дохода в предстоящие годы, точно так же как и по обычным законам о налогообложении предприятий. Однако, при этом действует упрощенная схема отчетности. Требуется заполнять менее сложные формы, хотя налогоплательщик обязан представить основные данные о своих балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности). Требуется делать ежеквартальные авансовые выплаты налогов и заполнение ежегодной налоговой декларации, обобщающей обязательства по подоходному налогу в соответствующем году.

Применительно к налогоплательщикам, занимающимся оказанием услуг, возможен вариант, при котором официальный аудитор проверяет их налоговую декларацию, и в этом случае находятся возможности для дополнительного сокращения налогооблагаемого дохода (“declaration controlee”).

Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие, как правило, физическим лицам, уплачивают налог по сниженной ставке. Налог с налогооблагаемой прибыли уплачивается по ставке 19%, а не 33%. Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие, чтобы подпадать под действие данного налогового режима, налогоплательщик обязан показать, что он удовлетворяет перечисленным ниже условиям:

    • Оборот предприятия составляет менее 50 млн. фф, не включая НДС;
    • Более 75% капитала предприятия принадлежит физическим лицам;
    • Сумма налогооблагаемой прибыли, с которой налог взимается по сниженной ставке, составляет менее 25% финансовой прибыли, остающейся после уплаты налогов;
    • Доход, с которого налог взимается по сниженной ставке, должен быть реинвестирован в предприятие, и предприятие берет на себя обязательство ежегодно, в течение последующих трех лет, вкладывать ту же долю прибыли, остающейся после уплаты налогов, в предприятие.

И последнее касается особенностей взимания НДС.

Налогоплательщики, обороты которых находятся в вышеуказанных пределах, обязаны начислять и платить НДС. Однако, они выигрывают от упрощенного режима отчетности – вместо ежемесячного заполнения и подачи налоговых деклараций и уплаты налога они обязаны платить НДС ежеквартально. Результаты работы за год сводятся в ежегодной декларации, как и у обычных плательщиков НДС.

4. Сравнительный обзор специальных режимов налогообложения в России и в странах развитой экономики

На основании проведенного анализа законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных режимов налогообложения России и зарубежных стран следует отметить, что современная международная практика развития и поддержки малого и среднего предпринимательства предполагает применение ряда мер, включаемых в специальные налоговые режимы для малого предпринимательства.

Среди них: упрощение ведения бухгалтерского учета, упрощение и сокращение количества форм отчетности, налоговых деклараций, увеличение периодичности и упрощение порядка их представления в налоговые и иные фискальные органы, отсутствие обязательного порядка публичного декларирования данных балансовой и финансовой отчетности, льготные налоговые ставки, освобождение от авансовых платежей, применение единой ставки одного вида налога, сокращение видов и количества налогов, сборов и пошлин.

Международный опыт в области специальных режимов налогообложения достаточно разнообразен – от отсутствия специальных налоговых режимов для малого предпринимательства до применения специальных программ.

К примеру, налоговое законодательство США, Великобритании, Голландии, Швеции по отношению к малым и средним предприятиям применяют обычные налоговые правила, предусматривающие исключения – льготы МП.

С другой стороны, к странам, практикующим специальные налоговые режимы относятся - Россия, Франция, Литва, Украина.

Согласно целям и задачам настоящего обзора, более подробно следует остановиться на особенностях функционирования специальных налоговых режимов в России.

Рассматривая упрощенный порядок налогообложения малого предпринимательства, особо следует учитывать негативные стороны существующей практики в России, с тем, чтобы выработать наиболее эффективный механизм развития и поддержки малого бизнеса, что является весьма актуальным для разработки концепции экономической политики и, соответственно, дальнейшего роста российской экономики.

Принципиальным отличием российской и зарубежных систем является отработанность и эффективность механизма поддержки малого и среднего предпринимательства, присущие налоговым системам промышленно развитых стран.

К числу факторов, негативно выделяющих Россию в ряде рассмотренных стран в рамках данной работы, относятся:

    • Недостаточно взвешенный подход к формированию перечня “определенных видов деятельности” для предпринимательства в регионах России;
    • Не отвечающие экономическим возможностям большинству российских предпринимателей завышенные стоимость патента и величина вменяемого дохода;
    • Авансовые платежи по налогу, существенно затрудняющие предпринимателям реальное налоговое планирование, отвлекающие оборотные средства и не учитывающие фактическую способность налогоплательщика к уплате налогов;
    • Сложности для многопрофильных предприятий при существующем принципе расчета единого налога на вмененный доход, когда лишь часть из осуществляемых видов деятельности подпадает под его уплату, что значительно затрудняет ведение бухучета;
    • Несовершенство регионального законодательства;
    • Отсутствие законодательной инициативы законодательных органов регионов РФ, которая отвечала бы и интересам государства и интересам предпринимателей, особенно в части корректировки значений коэффициентов базовой доходности и определения коридора подъема налога, что весьма затруднено на федеральном уровне и требует грамотного адресного подхода к особенностям каждого региона и сфер предпринимательской деятельности;
    • Неконтролируемость обоснованности расчета вмененного дохода, что приводит к установлению дискриминирующих режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
    • Несовершенство налогового законодательства, связанное с тем, что некоторые нормы закона страдают отсутствием механизмов, реализующих данную норму.

5. Анализ реальной практики в России: поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (согласно федеральному закону от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП”) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

Проведенный в рамках настоящего исследования статистический анализ налоговых поступлений в 1999 и 2000 годах от единых налогов в России, в рамках законов “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП” и “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, показывает, что в целом за весь 2000 год по сравнению с 1999 году по России поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (ЕНМП) возросли в 1,5 раза.

Увеличение поступлений ЕНМП в 2000 году наблюдалось во всех федеральных округах. Однако в Южном и Дальневосточном округах это повышение значительно ниже общероссийского показателя. Максимальный прирост достигнут в Северо-Западном ФО.

Как в квартальной, так и в годовой динамике рост поступлений ЕНМП наблюдался в большинстве регионов. По итогам 2000 года по сравнению с 1999 годом поступления увеличились в 73 регионах, при этом в 52 из них рост превысил 30%. Наибольшее увеличение зафиксировано в Эвенкийском АО (в 67.2 раза). Увеличение свыше 2 раз произошло в Санкт-Петербурге (в 2.6 раза), Республике Татарстан (в 2.3 раза), Таймырском АО (в 2.2 раза), Свердловской области (в 2.1 раза), Республике Башкортостан (в 2 раза) и Калининградской области (в 2 раза). Снижение поступлений ЕНМП, превысившее 30%, зафиксировано в Еврейском АО (на 86.6%), Республике Дагестан (на 60.6%), Чукотском АО (на 52.9%), республиках Якутия (на 47.7%) и Северная Осетия (на 39.1%), а также Кабардино-Балкарской Республике (на 40.3%).

В 4 квартале 2000 года по сравнению с 3 кварталом снижение поступлений ЕНМП более, чем на 10% наблюдалось в Эвенкийском АО (на 83.5%), Усть-Ордынском Бурятском АО (на 32%), Республике Марий Эл (на 22.6%), Коми-Пермятском АО (на 18.2%) и Новгородской области (на 10.5%).

Максимальное увеличение поступлений в 4 квартале зафиксировано в Республике Карелия (в 2.2раза) и Сахалинской области (в 2.1 раза). Повышение более чем в 1.5 раза характерно для таких регионов, как Орловская (на 90%), Амурская (на 74.8%), Магаданская области (на 73.8%), республиках Мордовия (на 73.1%) и Адыгея (на 57.2%), Таймырском АО (на 57.2%) и Пермской области (на 55%).

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД) в рассматриваемые периоды был введен на территории не всех субъектов РФ.

В 4 квартале 1999 года этот налог выплачивался в 70 регионах, в 3 и 4 квартале 2000 года – в 75 регионах.

Увеличением количества регионов, где введен ЕНВД, и объясняется резкий прирост поступлений этого налога в 2000 году по сравнению с 1999 годом как в целом по РФ (на 88.3%), так и во всех федеральных округах. Вместе с тем, повышение наблюдалось в 37 из 38 регионов, где ЕНВД введен с начала 1999 года. При этом в 26 из них прирост превысил 30%.

Если в 3 квартале 2000 года по сравнению с предыдущим кварталом в целом по стране рост поступлений ЕНВД составил только 1.9%, то в 4 квартале – 20.9%. Поступления увеличились в 65 из 75 регионов, где режим уплаты ЕНВД действовал и в 3, и в 4 квартале 2000 года (в предыдущем квартале только в 33). Максимальный рост зафиксирован в Ямало-Ненецком АО (в 4.5 раза). Увеличение свыше 70% произошло в таких регионах как Свердловская (на 94.7%), Тамбовская области (на 87.1%), Республика Башкортостан (на 84%), Смоленская область (на 82.4%) и Республике Татарстан (на 73.8%). Максимальное сокращение отмечено в Ульяновской области (на 41%), а также в Тульской области (на 11.8%).

6. Принципы/рекомендации совершенствования специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства в России

Весной 2001 года Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства с привлечением ведущих ученых и экспертов в сфере развития и поддержки малого предпринимательства был разработан проект Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на период с 2002 по 2004 годы.

В проекте заложены новые подходы к государственной поддержке малого предпринимательства, направленные на повышение роли региональных программ в поддержке малого предпринимательства, дифференциацию мер поддержки для регионов с разным уровнем развития сектора малого предпринимательства и разных целевых групп субъектов малого предпринимательства.

Данный проект программа базируется на основных положениях разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ и уже утвержденной правительством РФ “Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (до 2004 года)”.

В соответствии с данной программой, действия Правительства в сфере поддержки и развития малого предпринимательства в первую очередь должны быть направлены на решение следующих основных задач:

    • формирование стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства;
    • обеспечение защиты субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции;
    • упорядочение механизмов налогообложения и процедур учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;
    • устранение правовых ограничений по доступу малых предприятий к поставкам товаров и услуг для государственных нужд;
    • использование объектов государственной собственности в качестве экономической базы оказания практической имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства;
    • защита малого бизнеса от антиконкурентных действий локальных монополий, включая муниципальные организации, на региональных рынках;
    • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования;
    • оптимизация функционирования действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе через создание единого механизма финансовых расчетов системы фондов поддержки малого предпринимательства;
    • содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях, военных городках и гарнизонах;
    • содействие развитию структур поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне;
    • содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональные и региональные рынки;
    • более активное вовлечение в предпринимательскую деятельность военнослужащих, вынужденных переселенцев, женщин, молодежи, людей с ограниченной трудоспособностью, в том числе через развитие современных систем обучения, включая дистанционные;
    • ориентация системы общего и профессионального образования на подготовку населения для занятия самостоятельной предпринимательской деятельностью;
    • формирование рынка информационных, консультационных, научно-технологических и обучающих услуг для малых предприятий, в том числе оказываемых специализированными объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, с использованием современных технологий.

Вместе с тем, в проекте Плана конкретных действий Правительства РФ на период до 2004 года, который по сути является составной частью “Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу” предусмотрено только одно мероприятие из свыше 150, которое связано с малым предпринимательством – Разработка раздела части II Налогового Кодекса РФ, регулирующих особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в рамках специальных налоговых режимов, в том числе при реализации СРП, для малых предприятий, особых экономических зон, индивидуальных схем инвестирования на рынке ценных бумаг”.

Фактически Планом мероприятий среднесрочной Программы в данном случае является разработанная Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, “Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию”.

К сожалению, Программа в Государственную Думу до сих пор не внесена. Кроме того, формально Программа в течение последних пяти месяцев находится на рассмотрении в Аппарате Правительства РФ, а фактически лежит там без движения.

Принятие Программы и полноценное финансирование ее мероприятий (на 2002 год проектно предусмотрено выделение средств в размере 1345.5 млн. рублей, разработаны все необходимые финансовые обоснования) позволит в течение ближайших лет системно и комплексно разрешить многие проблемы данного сектора экономики, решить которые не позволяла позиция и подходы правительства прежних лет.

Таким образом, к числу первоочередных мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства в России следует отнести:

    • принятие и реализацию Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на период с 2002 по 2004 годы;
    • законодательное установление сроков решения поставленных в Программе основных задач (в целях осуществления более полного контроля над ее реализацией);
    • организация подготовки аналитической работы по оценке упущенной выгоды в результате срыва сроков реализации данной программы.

Проведенный сравнительный анализ законодательной и правоприменительной практики специальных налоговых режимов в зарубежных странах и России показывает, что государство слабо контролирует ход реализации разработанных в рамках федеральных программ поддержки малого предпринимательства мер по поддержке малого предпринимательства в России.

Думается, что отсутствие должного правительственного контроля и необходимых действий в этой области связано, прежде всего, с кадровой политикой. Люди, которые занимаются этой проблемой, крайне неопытны. Если решить организационные вопросы, то можно в значительной степени активизировать работу.

В результате подобной задержки стране наносится значительный материальный ущерб.

Кроме вышеизложенного, в качестве рекомендаций по развитию и поддержке малого предпринимательства в России хотелось бы выделить:

    • Необходимость приведения федерального и регионального законодательства к единой, взаимосвязанной и непротиворечивой основе;
    • Необходимость совершенствования и последующей кодификации налогового законодательства, в котором все нормы не будут страдать отсутствием механизмов, реализующих данную норму;
    • Упрощение действующей системы налогообложения, сопровождающееся упрощением бухгалтерского учета;
    • Определение места субъектов малого предпринимательства при переходе на международные стандарты отчетности в перспективе;
    • Необходимость создания эффективной системы статистического контроля за применением специального налогового режима. В настоящее время налоговые поступления от малого предпринимательства могут быть определены только оценочно, с большой погрешностью;
    • Использование единых основных показателей (составляющих формул), применяемых для определения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства при применении единого налога на вмененный доход (с целью повышения прозрачности определения вмененного дохода).

7. Библиография

    1. Авилова A.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова T.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Горшков M., Чепуренко A., Шереги Ф. – М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.
    2. Авилова А.В. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (зарубежный опыт в контексте российских проблем // Предпринимательство в России, 1998, № 3.
    3. Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ (в ред. от 31 марта 1999 г.)
    4. Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения отчета и отчетности для субъектов МП" от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ
    5. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 № 88-ФЗ
    6. Налоговый кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    7. Разгулин С.В. "О порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах", "Финансы", №11, 2000 г.
    8. ТАСИС SMERUS 9803, Малые и средние предприятия. Обзор специальных налоговых режимов. Опыт разных стран. Ноябрь 2000 г.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости