Документ взят с сайта "Электронной библиотеки по малому предпринимательству России" (http://lib.rcsme.ru).
Все права на материалы, размещенные в Библиотеке, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. Пользователь не имеет права тиражировать и распространять в коммерческих целях полученные документы. По всем вопросам использования текстов публикаций необходимо обращаться к авторам или владельцам исключительных прав на использование информации.
Москва, 2000
Авторы: BDO Rufaudit - член консорциума, возглавляемого НЭИ, в рамках проекта Тасис SMERUS 9803
Аннотация
Данный отчет подготовлен BDO Rufaudit - членом консорциума, возглавляемого НЭИ, в рамках проекта Тасис SMERUS 9803 Поддержка развития малого предпринимательства
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
БОЛГАРИЯ
ДАНИЯ
ГЕРМАНИЯ
РУМЫНИЯ
ФРАНЦИЯ
ШВЕЦИЯ
ПОЛЬША
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Правительством Великобритании применяется ряд мероприятий, направленных на поддержку малых и средних предприятий (МСП). Например:
Прогрессивная шкала корпоративного налога (налога с юридических лиц)
Прибыль | Ставка корпоративного налога |
10 000 фунтов ст. (первоначальная ставка) | 10,0% |
40 000 фунтов ст. (предельная ставка) | 22,5% |
250000 фунтов ст. (ставка для малых предприятий) | 20,0% |
1,2 млн. фунтов ст. (предельная ставка) | 20,0% |
Свыше 1,5 млн. фунтов ст. (стандартная ставка) | 30,0% |
Эффект от применения этих ставок состоит в том, чтобы облагать очень маленькие компании по очень низкой ставке (10%), обеспечив определенные льготы для 270 000 предприятий. Компании, зарабатывающие до 300.000 фунтов ст., облагаются по ставке 20%, предельная ставка применяется свыше этой суммы, а как только их прибыль достигнет 1,5 млн. фунтов ст., применяется ставка в 30%.
Уменьшение корпоративного налога является постоянной тенденцией при составлении бюджета на протяжении последних нескольких лет. Правительство гарантировало, что оно не увеличит его в течение срока работы нынешнего Парламента.
Налоговые послабления на капитальные затраты
Льготы, связанные с капитальными затратами,
Малые предприятия, которые инвестируют в информационное оборудование и средства связи (компьютеры, программные продукты, мобильные телефоны с доступом в Интернет), в течение трех лет, начиная с 1 апреля 2000 г., могут получить в первый год 100% скидку на капитальные затраты, получая, таким образом, возможность сразу списать всю сумму их капиталовложений. Целью предоставления такой льготы является присоединение более 1 миллиона малых предприятий к Интернету. Имеется ряд других льгот по расходам, связанным с промышленным строительством, сельскохозяйственным строительством, гостиницами, патентами, ноу-хау, научными исследованиями и добычей полезных ископаемых.
Производственные зоны. Некоторые области, в которых Правительство хочет поощрить капиталовложения, обозначаются как производственные зоны. Те, кто создает предприятия в производственной зоне, получают определенные преимущества на ограниченное число лет, например, освобождение от уплаты налога на производственное имущество и предоставление права на 100% скидку в отношении затрат на новые здания для использования в торговых нуждах.
Содействие проведению научно-исследовательских работ (НИР)
Начиная с 1 апреля 2000 г., предоставляются налоговые скидки на проведение научно-исследовательских работ для поощрения инноваций путем предоставления малым и средним предприятиям серьезных стимулов по увеличению их капиталовложений в НИР.
Скидка на текущие затраты по НИР увеличилась со 100% до 150%, поэтому за каждые 100 фунтов ст., которые компания тратит на НИР, из налогооблагаемого дохода вычитается 150 фунтов ст. Компании, которые еще не имеют прибыли, могут перенести скидку на будущий период и уменьшить стоимость своих научно-исследовательские работы на 24%.
Поощрение участия работников в акционерном капитале компании
Правительство Великобритании проводит политику стимулирования участия работников в акционерной собственности компаний, и разработало ряд мер, способствующих приобретению акций компаний их сотрудниками. По сравнению с США, где половина населения владеет акциями, в Великобритании эта цифра в два раза меньше. Владение работниками акциями компаний рассматривается как большое преимущество по сравнению с ростом заработной платы из-за инфляции.
Недавно введены новые схемы: "Стимулирование руководства предприятий" и "Схема участия в акционерном капитале всех работников".
Стимулирование руководства предприятий. Эта схема может быть использована в компаниях, где стоимость активов составляет не более 15 млн. фунтов ст. и которые являются независимыми. В этой схеме могут принимать участие до 15 "ключевых" работников и им может быть предоставлен опцион на акции на сумму до 100 000 фунтов ст. на дату передачи. При этом не взимается налог на передачу опциона и работники, как правило, не будут платить налоги и сборы на Национальное Страхование при реализации опциона. Как правило, и работодатель не будет платить сбор на Национальное Страхование. При продаже акций, как правило, с даты выдачи опциона предоставляется скидка на налог на доход от капитала.
Схема участия в акционерном капитале всех работников. Работодатели могут предоставлять работникам каждый год акции на сумму до 3 000 фунтов ст., свободные от налогов и сборов на Национальное Страхование. Работники также могут приобретать "партнерские" акции из своей заработной платы до вычета налогов максимум на 1 500 фунтов ст. в год, не платя налогов и сборов на Национальное Страхование, а работодатель может выкупать "партнерские" акции, предоставляя работникам до двух обычных акций за каждую "партнерскую" акцию, которую они приобрели.
Имеются и другие утвержденные схемы - схема сохранения акций (SAYE Sharesave) и План акционерного опциона компании (Company Share Option Plan, CSOP) - в соответствии с которыми любому работнику предоставляется опцион на приобретение акций по стоимости, равной или близкой к рыночной на дату опциона, и после определенного (разрешенного) периода право получить прибыль от роста курса акций, с которой подлежит уплате налог на прирост капитала (с использованием годовых скидок CGT и системы уменьшающихся льгот), а не подоходный налог.
Ослабление в регулировании малых предприятий
Компании освобождены от обязательного аудита, когда их оборот не превышает 1 млн. фунтов ст., а валюта баланса не превышает 1,4 млн. фунтов ст. Однако имеются определенные исключения, когда компания входит в состав зарубежной группы. Некоторые компании лишены этого права, если они являются государственной организацией, банком или страховой компанией или "уполномоченным лицом" в соответствии с Законом о финансовых услугах от 1986 г. Имеются и другие незначительные исключения.
Также малые предприятия не обязаны регистрироваться для уплаты НДС (налога с продаж), до тех пор пока их оборот не достигнет 52 000 фунтов ст. в год. Стандартная ставка НДС составляет 17,5%.
Стимулы для привлечения инвестиций физических лиц
В Великобритании имеется ряд специфических налоговых положений, направленных на поощрение физических лиц, инвестирующих средства в компании. Целью этого является повысить недостаточный уровень долгосрочных инвестиций в Великобритании.
Схема инвестирования предприятий. Согласно этой схеме поощряется осуществление инвестиций физическими лицами посредством налоговых льгот, предлагаемых при покупке за наличные денежные средства акций торговых компаний, удовлетворяющих определенным правилам. Налоговые стимулы предоставляется в виде льготы по подоходному налогу в размере 20% инвестиций (до 150 000 фунтов ст. в любой налоговый год) и освобождение от налога на прирост капитала при соблюдении определенных условий в течение разрешенного периода и при условии, что акции не будут продаваться, по крайней мере, в течение пяти лет. Нерезиденты имеют право на льготу по подоходному налогу, но скидки могут быть предоставлены только в отношении британских обязательств. Вообще говоря, эти налоговые стимулы ограничены в отношении физических лиц, которые контролируют не более 30% капитала компании.
Налог на доход от капитала (снижающаяся скидка). Как правило, физические лица или компании, которые не являются резидентами Великобритании, не входят в круг лиц, облагаемых налогом на доход от капитала. Исключение из этого правила предусматривается в том случае, когда прибыль от капитала получена от активов, используемых для осуществления торговли в Великобритании через филиал или агентство. В этом случае доход облагается налогом.
Физическим лицам, проживающим в Великобритании, представляется уменьшающаяся скидка в отношении налога на доход от капитала. Размер скидки зависит от того, является ли актив коммерческим или некоммерческим, и от времени владения активом. Применяется шкала пропорционально уменьшающихся скидок с учетом времени обладания активом. Для коммерческого актива максимальная скидка предоставляется после четырех лет в виде обложения налогом только 25% прибыли. Для некоммерческого актива максимальная скидка предоставляется после 10 лет в виде обложения налогом 60% прибыли.
БЕЛЬГИЯ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Бельгия является одним из учредителей Европейского Союза (ЕС) и в настоящее время соблюдает все директивы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета и отчетности. Более конкретно, действуют 4-я Директива по годовой отчетности компаний (1978) и 7-я Директива по консолидированной отчетности (1983).
Бельгийское законодательство в области бухгалтерского учета и отчетности охватывает следующие вопросы:
- годовая отчетность
- минимальный набор счетов в плане счетов p>
- публикация годовой отчетности
- консолидированная отчетность
- внешние аудиторы
Для малых и средних компаний (не превышающих двух из указанных ниже критериев) делаются исключения из указанных правил и допускаются упрощения. Критерии включают:
- Оборот - 5 миллионов евро;
- Всего активы - 3,5 миллиона евро;
- Персонал - 100 человек
Сегодняшние тенденции более ориентированы на правила оценки и стандарты бухгалтерского учета. Международные стандарты бухгалтерского учета (International Accounting Standards) широко применяются на предприятиях, которые ведут международную торговлю. Кроме того, большое внимание уделяется обязательному введению евро и, конечно, для малых и средних компаний не существует исключений, поскольку евро станет единственной валютой. Корректировка систем бухгалтерского учета является довольно тяжелой ношей для многих компаний.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Вследствие отсутствия единых правил в ЕС, налогообложение является исключительно компетенцией Правительства Бельгии. Можно выделить три основные категории налогов, применяемые в отношении предприятий:
- налог на прибыль юридических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на регистрацию.
В отношении налога на прибыль юридических лиц, предприятие считается малым, если его налогооблагаемая прибыль менее 322 000 евро. Кроме того, его акции не могут более, чем на 50% принадлежать другим компаниям; менеджеру должны выплачивать минимальную зарплату, а дивиденды не могут превышать 13% от акционерного капитала. Если соблюдаются все эти критерии, ставка этого налога уменьшается до 28%, постепенно повышаясь до 41%.
Торговым компаниям, в которых занято менее 40 человек, и компаниям любой иной отрасли, в которых занято меньше 50 человек, предоставляется специальная инвестиционная льгота.
Что касается НДС, то малые компании, годовой оборот которых не превышает 225 000 бельгийских франков (эквивалент примерно 5 625 евро), не включая НДС, могут получить освобождение от уплаты НДС на стоимость поставленных ими товаров или оказанных ими услуг. Этот режим основан на законодательстве ЕС.
В отношении налога на регистрацию, семейные предприятия, независимо от их размера, сейчас пользуются правом на применение нулевых налоговых ставок в отношении пожертвований и наследования. Это позволяет передавать семейное дело следующему поколению без какого-либо налогового бремени. Эти предприятия должны соблюдать определенные правила в течение первых пяти лет после передачи дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что в Бельгии к вопросам бухгалтерского учета и отчетности регулируются правилами ЕС. Что касается вопросов налогообложения, пока применяются национальные правила, установление которых иногда входит в компетенцию различных органов. В результате, правила не всегда единообразны, были введены на различных стадиях и не согласуются с правилами в других странах, входящих в ЕС.
БОЛГАРИЯ
Последние статистические данные показывают, что малые и средние предприятия (МСП) в Болгарии составляют 98,9% всех действующих предприятий, зарегистрированных в стране. Эти предприятия осуществляют свою деятельность в различных юридических формах - юридические лица типа компаний с ограниченной ответственностью, партнерств, акционерных компаний или как физические лица - единоличные торговцы. Все эти предприятия должны официально зарегистрироваться (через суд) в соответствии с Коммерческим Кодексом.
Болгарское правительство, в принципе, поощряет развитие МСП в Болгарии. С сентября 1999 г. Парламент принял новый закон, а именно "Акт о малых и средних предприятиях". Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной политики поощрения и развития МСП. Целью закона является создать благоприятные институциональные, законодательные и финансовые условия для создания и развития таких предприятий в Болгарии. Ответственность за разработку и проведение в жизнь государственной политики несет "Агентство по МСП". В 1999 г. правительство учредило также Банк Содействия. Его основной задачей является предоставление кредитных средств для МСП. Министр финансов и Глава Дирекции Европейского Инвестиционного Банка недавно подписали гарантийное соглашение о предоставлении Банку Содействия крупного кредита в размере 10 млн. евро. Банк получит возможность финансировать большее число МСП в Болгарии.
Существует "Национальная Ассоциация МСП", которая организована на региональной и отраслевой основе. Эта ассоциация предлагает комплекс услуг своим членам по льготным ценам. Среди ее задач: сбор мнений и предложений ее членов, подготовка и представление правительству предложений по изменению действующего законодательства с целью содействовать созданию соответствующей законодательной и административной основы для МСП.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Закон о бухгалтерском учете, Национальный План счетов и 25 Национальных стандартов бухгалтерского учета (Стандарты) регулируют систему бухгалтерского учета в Болгарии.
Закон о бухгалтерском учете (Закон) действует с 1 апреля 1991 г. и изменялся несколько раз в 1992, 1996, 1997 и 1999 гг. В соответствии с основными положениями этого закона, предприятия со средней численностью персонала за предыдущий год до 10 человек и общим объемом выручки за предыдущий год до 75 000 левов могут применять одну из двух возможных систем учета: метод одинарной записи или метод двойной записи. Большинство МСП удовлетворяют перечисленным требованиям и применяют систему учета по методу одинарной записи.
Национальный План счетов предусматривает конкретные требования в отношении организации бухгалтерского учета в Болгарии, включая коды и корреспонденцию счетов, правила учета материальных запасов и т.д. Имеется глава об организации системы бухгалтерского учета по методу одинарной записи. Бухгалтерский учет по методу одинарной записи должен вестись на основе принципов бухгалтерского учета, изложенных в Национальном Плане счетов и Стандартах. Предприятия, применяющие систему бухгалтерского учета по методу одинарной записи, должны вести книги учета доходов и расходов, внеоборотных активов, материальных запасов, кредиторской и дебиторской задолженности и некоторые другие. Финансовая отчетность, составленная в этом случае, включает отчет о прибылях. Он представляется вместе с годовой налоговой декларацией в налоговую администрацию и в Национальный Статистический Институт вместе с некоторой дополнительной информацией, касающейся численности персонала, приобретенных долгосрочных материальных активах и проч.
МСП, применяющие систему бухгалтерского учета по методу двойной записи, должны составлять свою годовую финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона и Стандартов. Не имеется отдельного стандарта для МСП, за исключением тех, которые касаются отдельных видов деятельности (банки, страховые компании и т.п.). Финансовый год для всех предприятий Болгарии длится с 1 января по 31 декабря. Финансовая отчетность включает Балансовый отчет, Отчет о прибылях, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в собственном капитале и Примечания. В соответствии с последними изменениями в Стандартах, для МСП имеется возможность составлять финансовую отчетность в "сокращенной" форме (Статья 37 Стандарта 1 "Представление финансовой отчетности" и приложений 5, 6 и 7). МСП могут выбирать, какую именно форму использовать.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Болгарская налоговая система регулируется несколькими законами, среди которых наиболее важными являются Налоговый Кодекс, Закон о корпоративном налоге, Закон о подоходном налоге физических лиц, Закон об НДС, Закон об акцизном сборе и Закон о местных налогах и сборах. Не существует отдельного закона о налогообложении МСП. Эти предприятия подлежат налогообложению в соответствии с требованиями указанных выше законов.
В соответствии с Законом о корпоративном налоге, вступившим в силу с 1 января 1998 г., финансовый результат предприятия облагается налогом на прибыль и муниципальным налогом. Доходы (такие как дивиденды, проценты, роялти, гонорар за технические услуги и т.д.), страховые взносы и расходы (такие как расходы на социальные нужды, представительские расходы) облагаются едиными налогами.
Ставка муниципального налога на нужды муниципалитетов составляет 10%.
Подлежащие налогообложению лица, чья налогооблагаемая прибыль за текущий год составляет 50.000 левов, облагаются ставкой налога на прибыль в размере 20%. Для подлежащих налогообложению лиц, чья налогооблагаемая прибыль за текущий год превышает 50.000 левов, эта ставка равна 25%. Ставка налога зависит от суммы налогооблагаемой прибыли, а не от размера компании.
Если местные юридические лица осуществляют определенные виды деятельности, указанные в Законе о подоходном налоге с физических лиц (гостиницы, бары, рестораны, розничная торговля, оптовые склады, транспорт, парикмахеры, косметические и фитнес-студии, парковки, ремонт домашних электроприборов, обуви и т.д.), то с них взимается ежегодный единый (патентный) налог. Закон требует, чтобы не осуществлялись иные виды деятельности, налогоплательщик имел годовой оборот не более 75 000 левов и не был зарегистрирован согласно Закону об НДС.
Многие МСП платят такой ежегодный единый налог (патент). Этот налог определяется различными способами, в зависимости от числа посадочных мест или коек, местоположения, района и т.д. Если частные предприниматели осуществляют другие виды деятельности, не соответствующие "патентованным", они платят годовой подоходный налог. Годовой подоходный налог определяется по прогрессивной шкале (до 40%).
Ставка НДС в Болгарии составляет 20% или 0% (для экспортных поставок). Закон об НДС не проводит различия между МСП и другими предприятиями. МСП должны быть зарегистрированы для целей обложения НДС, если налогооблагаемый оборот за последние 12 месяцев превышает 75 000 левов.
ДАНИЯ
Огромное число малых компаний, принадлежащих одному лицу или одной семье, характеризует деловую среду в Дании.
Деятельность осуществляется во всех юридических формах: единоличные торговцы, партнерства, различного рода компании с ограниченной ответственностью, в большинстве - акционерные компании.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Датский Закон о бухгалтерском учете и Закон о годовой финансовой отчетности регулируют систему бухгалтерского учета и форму представления годовой финансовой отчетности компаний в Дании. Закон о годовой финансовой отчетности очень близко следует Международным Стандартам бухгалтерского учета.
В Дании не существует Национального Плана Счетов. Основное правило таково, что компания должна планировать и вести бухгалтерский учет таким образом, чтобы можно было представлять информацию в соответствии с Законом о годовой финансовой отчетности, а также требованиями Налоговых Предписаний. Следует отметить, что положениями указанных документов предусматривается ведение бухгалтерского учета по методу двойной записи.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Датское налоговое законодательство имеет высокую степень разработанности по большей части вследствие высокого уровня налогообложения в Дании, и требует точного и подробного указания налогооблагаемой прибыли, а также уплачиваемого НДС.
НДС в Дании составляет 25% на все виды оборота при очень небольшом числе исключений, таких как медицинское лечение, медицинский уход и образование. Для малых и средний предприятий каких-либо специальных правил относительно уплаты НДС не существует.
Налог на прибыль юридических лиц составляет 32% от налогооблагаемой прибыли, а физические лица облагаются налогом по прогрессивной шкале с максимальной ставкой 59%.
Уровень налогообложения, кажется, достиг абсолютной величины того, что возможно потребовать от населения для покрытия нужд бюджета. Каждый год проводятся дебаты, когда в Парламенте обсуждаются финансовые планы на будущий год. Однако, кажется, невозможно снизить налогообложение из-за необходимости финансирования датской системы социального обеспечения.
В Дании существует специальный режим налогообложения бизнеса и профессионального дохода бизнеса, не зарегистрированного в виде юридического лица. Этот режим позволяет "оставлять" прибыль в бизнесе, выплачивая условный налог в размере 32% вместо обычного подоходного налога с физических лиц, таким образом, частично откладывая обязательство уплаты налога.
ГЕРМАНИЯ
Малые и средние предприятия составляют в Германии существенную часть экономики. Они предоставляют примерно 60% рабочих мест в Германии. Малые и средние предприятия работают фактически во всех областях экономики; они предлагают услуги в ремесле, в промышленности и в т.н. свободных профессиях (адвокаты, архитекторы, консультанты и т. д.). Понятие "малые и средние предприятия" объединяет предприятия от т.н. "единоличных предприятий" (предприятие, где работает один человек, например предприниматель-индивидуал или ТОО, в котором работает только сам учредитель) до предприятий с численностью более тысячи сотрудников, несколькими дочерними предприятиями за границей и консолидированным оборотом в несколько сотен миллионов немецких марок.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
В области учёта для малых и средних предприятий есть различия в зависимости от юридической формы и величины предприятия. Для предприятий, созданных в юридической форме "предприниматель-индивидуал" или "товарищество", действуют принципиальные правила учёта, изложенные, в основном, в Торговом кодексе. Кроме некоторых исключений все малые и средние предприятия обязаны осуществлять учёт и составлять не менее одного раза в год отчётность (баланс, отчёт о прибылях и убытках). Требования к учёту и к составлению отчётности регулируются в основных чертах в Торговом кодексе. Для малых и средних предприятий, созданных в юридической форме "предприниматель-индивидуал" или "товарищество", существуют основополагающие правила по учёту (включению в баланс), месту отражения и оценке предметов имущества, обязательств и капитала. Кроме того действуют правила, предписывающие форму и содержание баланса и отчёта о прибылях и убытках.
Малые и средние предприятия, созданные в юридической форме "общество", т.е. без личной ответственности учредителя, должны соблюдать более строгие правила в отношении учёта (включения в баланс), места отражения и оценки предметов имущества, обязательств и капитала, а также представления финансового положения в балансе, отчёте о прибылях и убытках и относящимся к ним пояснительной записке и отчёте о состоянии дел.
При отнесении обществ к малым предприятиям регулирующие органы исходят из того, что предприятие с суммой баланса до 6,72 млн. немецких марок, оборотом до 13,44 млн. немецких марок и количеством сотрудников до 50 человек является малым предприятием. Общество с суммой баланса до 26,89 млн. немецких марок, оборотом до 53,78 млн. немецких марок и количеством сотрудников до 250 человек относится к средним предприятиям. Все общества, превышающие показатели средних предприятий (хотя бы по двум признакам), являются крупными предприятиями.
Упрощённо можно сказать, что предприятия с суммой баланса свыше 32,27 млн. немецких марок, оборотом свыше 64,54 млн. немецких марок и количеством сотрудников свыше 250 человек обязаны дополнительно составлять консолидированную отчётность с включением всех отечественных и зарубежных дочерних предприятий.
Малые и средние предприятия, созданные в форме "общество", раз в году должны опубликовать свою годовую отчётность, причём для определённых категорий предприятий (в зависимости от величины) имеются определенные льготы.
Если бизнес приносит не более 48 000 немецких марок в год и оборот не превышает 500 000 немецких марок, то для расчета налогооблагаемой прибыли может быть использован метод наличности (или метод чистого дохода). В любом другом случае налогооблагаемая прибыль должна исчисляться по методу сравнения чистой стоимости.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В налоговом праве Германии существуют льготы для малых и средних предприятий.
Льготы имеются в части НДС - освобождение или снижение по объёму обязательств по уплате налога. Существует специальный режим налогообложения для малых предприятий, чей общий оборот (и подлежащий обложению НДС, и освобожденный), в предшествующем календарном году не превысил 32 500 немецких марок и в следующем году, как ожидается, не превысит 100 000 немецких марок. Если эти условия соблюдаются, то малое предприятие:
(1) не имеет права вычитать НДС из инвестиций и расходов; а также оно
(2) не имеет права выделять сумму НДС отдельной строкой в своих счетах.
В области подоходного налога с физических лиц и налога с предприятий малым и средним предприятиям предоставляются такие льготы, как ускоренная амортизация, льготы по финансированию инвестиций и освобождение от т.н. "промыслового" налога (Gewerbesteuer). Промысловый налог - это не налог на прибыль предприятий. Это дополнительный налог на доход от любого бизнеса в Германии (т.е. дополнительно к подоходному налогу с физических лиц или налог на прибыль предприятий). Освобождение от налога, упомянутое выше, касается именно промыслового налога, а не налога на прибыль предприятий.
Ускоренная амортизация. Ускоренная амортизация движимых внеоборотных активов разрешена МСП, если стоимость чистых активов бизнеса не превышает 400 000 немецких марок. Коэффициент ускоренной амортизации равен 20% и может быть использован в течение первых 5 лет дополнительно к обычной норме амортизации. В качестве исключения из общего правила, ускоренная амортизация может комбинироваться с методом снижающегося остатка. Такая ускоренная амортизация была установлена в основном для малых и средних предприятий, однако крупные компании также могут извлечь из нее выгоду, если их чистая стоимость снизилась до 400 000 немецких марок и меньше, например, в результате убытков.
Инвестиционный резерв. Компания, имеющая чистую стоимость 400 000 немецких марок или меньше, может образовать необлагаемый налогом резерв максимальной величиной 300 000 немецких марок (600 000 немецких марок для новых предприятий) для приобретения новых движимых внеоборотных активов. Необлагаемый налогами резерв не может превышать 50% стоимости рассматриваемого актива, который налогоплательщик должен приобрести в течение 2 лет (5 лет для новых предприятий). Если рассматриваемый актив не приобретен в течение 2 или 5-летнего срока, резерв должен быть расформирован. Кроме того, доход компании увеличивается на 6% от суммы расформированного резерва за каждый год существования необлагаемого налогом резерва.
Инвестиционные гранты. В соответствии с Законом об инвестиционных грантах от 22 января 1996 г., лицам, инвестирующим в пять новых земель Германии, включая Восточный и Западный Берлин, предоставляются инвестиционные гранты (обычно это - определенный процент от стоимости приобретения или производственной стоимости активов). Для получателя инвестиций этот грант является свободным от налогов.
Для малых и средних ремесленных предприятий инвестиционный грант при определенных обстоятельствах может быть увеличен до 20%. Инвестиционный грант применяется к новым движимым и амортизируемым активам, которые принадлежат компании, находящейся в одной из пяти новых земель в течение по меньшей мере 3 лет. Инвестиционный грант не выдается на приобретение недвижимого имущества, нематериальных активов, оборотных активов и частной собственности.
С 1 января 1999 г. новый Закон об инвестиционных грантах от 18 августа 1997 г. регулирует предоставление не облагаемых налогами грантов лицам, осуществляющим инвестиции и пять новых земель, включая Восточный и Западный Берлин. Инвестиции должны быть начаты после 31 декабря 1998 г. и завершены до 1 января 2005 г. (1 января 2002 г. для ремесел, торговли оптом и в розницу).
Гранты ограничены новыми амортизируемыми активами, включая новые здания и стоимость модернизации старых зданий, которые находятся в пяти новых землях в течение не меньше 3 лет. Активы должны принадлежать производственной компании, малому или среднему ремесленному предприятию, малому или среднему предприятию оптовой или розничной торговли или определенному бизнесу в сфере услуг, таких как маркетинг, инжиниринг, научно-исследовательские работы и программное обеспечение. Как правило, не облагаемый налогами грант равен 10% от суммы инвестиций. При определенных обстоятельствах он может быть увеличен до 20%.
РУМЫНИЯ
В соответствии с румынским законодательством мелкими и средними предприятиями (МСП) являются:
Румынское регулирование | Требования |
Распоряжение Правительства 25/25.08.1993 | до 20 работников и оборот 10 млн. - 2 млрд. леев - мелкие предприятия |
Постановление Правительства 156/08.03.1999 | до 49 работников и оборот 20 млн. - 100 млрд. леев - мелкие предприятия 50-250 работников и оборот 20 млн. - 100 млрд. леев - средние предприятия |
Закон 133/20.07.1999 | до 9 работников и оборот менее 8 млн. евро -
микро-предприятия 10-49 работников и оборот менее 8 млн. евро - малые предприятия до 50-249 работников и оборот менее 8 млн. евро - средние предприятия |
Законодательные органы, участвующие в регулировании МСП
После 1990 г. деятельность МСП координирует Национальное Агентство по приватизации и развитию малых и средних предприятий (НАМСП). Основной его задачей было оказать помощь МСП, используя программы, финансируемые румынским правительством или международными организациями (ООН и др.).
В 1991 г. НАМСП создало Консультативный Центр по частному предпринимательству.
В декабре 1998 г. НАМСП было переименовано в Агентство по малым и средним предприятиям.
В ноябре 1999 г. была создана Парламентская рабочая группа по МСП.
В мае 2000 г. Румынское Агентство развития и Агентство по МСП объединились, создав Национальное Агентство по региональному развитию.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
В системе, регулирующей бухгалтерский учет в Румынии, не имеется особых правил для МСП. Правила и обязательная отчетность одинаковы как для крупных компаний, так и для МСП.
Примечание:
Новая система бухгалтерского учета, которая отвечает требованиям 4й Директивы Европейского Экономического Сообщества и Международных Стандартов бухгалтерского учета, заменит существующую систему к 2007 г. Первыми компаниями, которым придется, начиная с 2000 г., составлять свою финансовую отчетность в соответствии с новой системой, являются некоторые крупные компании, большинство из которых зарегистрировано на Румынской Фондовой Бирже, общественные коммунальные службы и компании, работающие на рынке капитала. В зависимости от оборота и численности персонала, остальные компании начнут составлять свою отчетность в 2001, 2002, ... , 2007 гг. и позднее.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
До июля 1999 г., когда вышел Закон № 133, касающийся стимулирования частного предпринимательства в целях создания и развития сектора МСП, не имелось особых правил налогообложения для МСП.
Единственными стимулами для МСП были:
- Кредиты под более низкие проценты (государственная субсидия);
- Гранты и субсидии;
- Бесплатные консультационные услуги;
- Региональные программы развития;
- Система лизинга на особых условиях;
- Кредитная гарантия.
В Законе № 133 от июля 1999 г. предусматривается много налоговых стимулов для МСП:
- Освобождение от таможенного сбора и НДС на импортируемую технику и ноу-хау;
- Освобождение от таможенного сбора и НДС на импортируемое сырье для производства, если изготовленные из него продукты проходят ту же обработку (освобождение от таможенного сбора);
- Валовая прибыль, направляемая на инвестиции, освобождается от налога;
- Уменьшение налога на прибыль на 20%, если МСП увеличивает численность работников на 10% по сравнению с предыдущим финансовым годом. Скидка предоставляется на период, в течение которого новый персонал работает на данном МСП, если компания не увольняет работников;
- Снижение на 75% налога на прибыль на экспортируемую продукцию;
- Для того, чтобы упростить систему налогообложения МСП, налог на прибыль рассчитывается с учетом совокупного оборота за прошлый год.
Все эти стимулы были отменены, начиная с 1 января 2000 г.
В настоящее время не существует особых налоговых стимулов для МСП, но имеются некоторые налоговые стимулы для всех компаний:
- Для экспортных сделок, расчет по которым ведется в твердой валюте, ставка налога на прибыль составляет 5% (базовая ставка налога на прибыль составляет 25%);
- Компания, которая приобретает оборудование или средства транспорта (не легковые автомобили) после 1 января 2000 г., может произвести подлежащие вычету расходы в размере 10% от балансовой стоимости в месяце, в котором было сделано приобретение. Эта скидка может быть использована для уменьшения налога на прибыль.
ФРАНЦИЯ
В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению налогообложения и формальностей для малых предприятий (МП), однако это снижение ограничивается, в основном, очень небольшими объемами прибыли. Недавно появился проект Финансового Закона на 2001, в котором предлагается еще больше расширить эти преимущества.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Малые предприятия определенного размера подлежат ограниченному или очень ограниченному регулированию в отношении бухгалтерского учета. Точкой отсчета является оборот в размере 228 673 евро для услуг и 762 245 евро для продажи товаров.
При превышении этих лимитов предприятия обязаны соблюдать все требования в отношении бухгалтерского учета.
При величине оборота в размере от 26.700 до 228.673 евро для услуг и от 76.300 до 762.245 евро для продажи товаров учетная документация упрощается.
Однако предприниматель, принадлежащий к одной категории, всегда может выбрать соблюдение бухгалтерских и налоговых требований других режимов. Это особенно интересно в случае дефицита или в случае ситуации, связанной со льготами по НДС.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Налогообложение корпораций
До 2000 г. действовала ставка налога с корпораций в размере 36,66%, но она будет постепенно уменьшена до 33,33% в 2003 г. Далее, будет применяться уменьшенная налоговая ставка в размере 25% в 2001 г. и 15% в 2002 г. для части прибыли, которая не превышает 250.000 фр.фр. (38.112 евро) для предприятий, чей оборот не превышает 50 млн. фр.франков (7,72 млн. евро).
Другой тенденцией является уменьшение налоговой льготы, предоставляемой акционерам корпорации, когда они получают дивиденды. Как правило, дивиденды, полученные из источника во Франции, имеют налоговую льготу в размере 50% от объема дивидендов, которая является частичным рефинансированием налога с корпораций, для того, чтобы ограничить двойное налогообложение предприятий + акционеров. Эта налоговая льгота в настоящее время снижена до 40% от объема дивидендов для акционеров корпорации и будет уменьшена до 25% в 2001 г. и 15% в 2002 г.
Следует заметить, что налоговая льгота может быть передана иностранным акционерам, это предусматривается соответствующим договором, но не в случае с Россией. Однако от этой так называемой "системы условного начисления" отказались в большинстве западных стран, которые ее применяли (Великобритания, Германия), и Франция является единственной страной, которая возмещает частично или полностью корпоративный налог, заплаченный во Франции, некоторым иностранным акционерам (с учетом оплаты 15%-го налога, удерживаемого у источника). Поэтому маловероятно, что эта система прекратит свое существование в ближайшем будущем.
Правила исчисления дохода от бизнеса различаются в зависимости от типа дохода. Что касается дохода от бизнеса, то налогооблагаемой базой является чистая прибыль, которая равна полученному доходу за вычетом понесенных издержек на ведение бизнеса.
К доходу от торговли может применяться упрощенный налоговый режим (т.н. налоговый режим "микро-предприятия"), если оборот или сумма в накладных ниже определенного уровня (в настоящее время это 500 000 фр. франков).
Местные налоги
Во Франции имеется комплексная система местных налогов, которые основаны не на доходе, а на заработной плате и рентного дохода от инвестиций. Эта система находится в процессе реформы, направленной на уменьшение части заработной платы в налоговой базе в течение 5 лет. МП стали первыми, кто воспользовался преимуществами этого снижения.
Кроме того, эти налоги в целом ограничены по сумме для предприятий, которые не имеют достаточной добавленной стоимости. Хотя это ограничение относится ко всем предприятиям, оно особенно эффективно для МП.
НДС
Поскольку НДС является европейским налогом, применяемым всеми членами Европейского Союза, то не имеется особых французских трактовок для МП. Система начисления НДС упрощена, и имеется возможность заплатить НДС частями с окончательным расчетом в конце года.
Для очень маленьких предприятий имеется лимит по обороту, ниже которого предприниматели освобождаются от НДС (однако они могут предпочесть заплатить его, если они хотят получить скидку на свои инвестиции). Этот предел по обороту составляет во Франции 26 700 евро для услуг и 76 300 евро для продаж. Ниже этих лимитов налогооблагаемая прибыль может определяться как процент от оборота, и предприятия освобождаются от уплаты НДС. Такая же система скидок существует повсеместно в ЕС.
ШВЕЦИЯ
В Швеции за весь долгий период ее мирного существования созданы основы для развития промышленной благоденствующей страны, которая добилась сильных позиций в нескольких отраслях и послужила международной моделью для разработки программ социального страхования.
С середины 90-х гг. Швеция является членом Европейского Союза. Членство в ЕС серьезно повлияло на законодательную сферу.
ПРЕДПРИЯТИЯ
Основными формами предприятий в Швеции являются:
- компании с ограниченной ответственностью
- партнерства
- ограниченные партнерства
- частные предприниматели
- отделения
- торговые представительства.
Компании с ограниченной ответственностью, являющиеся наиболее общей формой предпринимательства местных и иностранных компаний, регулируются преимущественно Законом о Компаниях, которым предусматривается, что ответственность владельцев ограничивается суммой, выплаченной за акции. Образование компании с ограниченной ответственностью подробно регулируется законодательством. Минимальный акционерный капитал (с 1 января 1995 г.) составляет 100 000 шведских крон (до этого минимальный акционерный капитал составлял 50 000 крон). В отношении права голосования акции могут быть различного типа. Независимый аудит является обязательным для всех компаний с ограниченной ответственностью. Аудитор проверяет и составляет отчет по финансовой отчетности, включая консолидированную отчетность, направляемый Совету директоров и администрации компании.
Партнерства и ограниченные партнерства. Партнерство является юридическим лицом, которое регулируется отдельным законодательством. Оно основано на партнерском соглашении, когда два или более партнеров договариваются вести дело вместе. Прибыли и убытки распределяются среди партнеров в соответствии с условиями их договора. Такое же распределение, как правило, осуществляется и в налоговых целях. Не имеется требования в отношении минимального капитала.
Закон о бухгалтерском чете применяется в полной мере к партнерствам, поэтому те из них, которые превышают определенные размеры, должны составлять годовую отчетность, которая подлежит аудиторской проверке и представлению в Регистрационный Офис.
Отделение. Дочерние компании подчиняются всем шведским законам и должны составлять подтверждаемую аудиторами годовую отчетность, которая подлежит представлению в Регистрационный Офис.
Торговые представительства. Если торговая компания не имеет постоянного представительства в Швеции, это означает, что она не может вступать в контакты самостоятельно, не подчиняется требованиям в отношении регистрации, представления документации и аудита.
Все компании с ограниченной ответственностью и филиалы иностранных компаний обязаны составлять финансовую отчетность, которая подлежит аудиторской проверке. Аналогичное требование относится к партнерству, превышающему определенный размер. Эти требования изложены преимущественно в Законе о бухгалтерском учете от 1999 г. и в Законе о компаниях от 1975 г. Налоговое законодательство также в значительной степени влияет на практику бухгалтерского учета.
Аудиторы и аудиторские требования
Профессия аудитора в Швеции включает лицензированных публичных бухгалтеров, представленных организацией Foreningen Auktoriserade Revisorer (FAR) и утвержденных бухгалтеров. Утвержденные бухгалтеры не имеют права проводить аудит зарегистрированных на бирже компаний или частных компаний или групп, превышающих определенный размер.
Комментарий:
Малые предприятия в Швеции, по сравнению со многими другими странами ЕС, имеют обширные обязанности в отношении аудита. Поэтому высказываются идеи относительно снижения требований для таких компаний. До сих пор это только идеи, и данный вопрос не рассматривался официально.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ
Налоги на доход и прибыли: | Налоги на имущество: |
. | |
Налоги на сделки: | Прочие: |
. | |
. | |
. |
Комментарии:
В шведском налоговом законодательстве содержатся некоторые правила, которые применимы только для малых компаний и их владельцев. Приобретение имущества во многих случаях рассматривается налоговыми органами как приобретение для личных нужд владельцев (с серьезными последствиями для компании и владельца). Эта область жестко ограничена законом. Некоторые из этих правил были отменены с 1 января 2000 г.
ПОЛЬША
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТАТУС МСП
- Официальное определение - Закон о предпринимательской деятельности 1999 г.
- имели менее 50 работников;
- получили чистую прибыль от предпринимательской и финансовой деятельности менее 7 млн. евро или представили баланс на общую сумму менее 5 млн. евро.
- более 25% собственного капитала (акционерного капитала/акций);
- более 25% прав на распределение прибыли;
- более 25% прав на голосование на общем собрании акционеров.
- имели менее 250 работников;
- и получили чистую прибыль от предпринимательской и финансовой деятельности менее 40 млн. евро или представили баланс на общую сумму менее 27 млн. евро.
- более 25% собственного капитала (акционерного капитала/акций);
- более 25% прав на распределение прибыли;
- более 25% прав на голосование на общем собрании.
- Другие правовые источники
Признавая значение малых и средних предприятий (МСП) как предприятий, обеспечивающих занятость населения и производящих ВВП, правительство решило стимулировать их развитие и деятельность. С этой целью в Законе о предпринимательской деятельности 1999 г. выделена отдельная категория предприятий под названием МСП. Это сделано для того, чтобы предприятия, которые отвечают определенным критериям, могли воспользоваться преимуществами льготного режима несмотря на общее правило, предусматривающее равные условия и честную конкуренцию. В Законе даны следующие определения:
1. Малые предприятия - это те, которые в течение предыдущего финансового года:
Однако, даже если предприятие отвечает указанным критериям, оно не может быть определено как малое предприятие, если другое, не являющееся малым, например, среднее или крупное предприятие, владеет:
2. К средним предприятиям, в отличие от малых предприятий, относятся те предприятия, которые в течение предыдущего финансового года:
Однако, даже если предприятие отвечает указанным критериям, оно не может быть определено как среднее предприятие, если другое, не являющееся малым или средним, например, крупное предприятие, владеет:
В Законе не определяются "микро-предприятия".
Указанные предельные значения могут быть изменены Постановлением Совета Министров. Интересно отметить, что данные предельные значения идентичны тем, которые официально определены Европейской Комиссией (Директива о предприятиях - бывшая Директива ГД XXIII).
В соответствии с последними статистическими данными, около 2 млн. предприятий попадает в пределы, определенные для МСП, или приблизительно 97% всех предприятий. В Законе устанавливаются правовые основы для развития малого предпринимательства, однако данное заявление остается декларативным. Одной из задач, указанных в Законе, является содействие мобилизации капитала (займы, гарантии, специальные условия для организаций, финансирующих деятельность МСП). Не упоминается никаких конкретных инструментов и не дается ссылки на возможные приказы, распоряжения или положения, которые могли бы дать более точное определение. Одной из причин такого неясного заявления является то, что прямая государственная помощь, как правило, является нарушением Статьи 93 Римского Договора. В свете того, что Польша стремится к присоединению к ЕС и с учетом Европейского Договора, любой прямой конфликт польского регулирования с Римским Договором неприемлем или, по крайней мере, нежелателен. Однако в соответствии с правилом ЕС "DE minimus", МСП можно предоставить 50 000 евро в качестве помощи даже без извещения ЕС. Это в какой-то степени оставляет "лазейку" для правительства. В Законе не содержатся предложения относительно упрощения бухгалтерского учета. Деловое сообщество приветствовало бы такое предложение.
Хотя Закон, обсуждавшийся в п. 1, является единственным, в котором содержится четкое определение МСП, во многих других положениях предусматривается особая или упрощенная трактовка определения "малого" предпринимательства. Предельные значения, указанные в них, не согласуются с критериями, определенными в Законе о предпринимательской деятельности. Например, согласно Закону, малые предприятия освобождаются от обязанности регулярно вести бухгалтерские книги, если их чистая годовая выручка от продажи товаров, продукции и финансовые операции за предыдущий финансовый год ниже, чем сумма, эквивалентная 800 000 евро в польских злотых (Статья 2). В то же время, согласно Закону (Статья 64), от аудита освобождаются организации, которые не превысили двух из следующих трех показателей: чистая выручка - 3 000 000 евро, всего активов - 1 000 000 евро, численность работников - 50 человек. Конкретные предельные значения будут подробно обсуждаться далее. Мы сразу приводим некоторые показатели, чтобы привлечь внимание к несоответствиям критериев, характеризующих МСП, в польском законодательстве. Стоит отметить, что аналогичные вопросы поднимаются в ЕС, где официальные критерии далеки от предельных значений, указанных в так называемых Бухгалтерских Директивах (4-я и 7-я Директивы Совета ЕС). Можно даже сказать, что единое определение не может охватить все параметры малых и средних предприятий.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Как правило, все предприятия разделяются на две группы:
- Предприятия, руководствующиеся Законом о бухгалтерском учете от 29 сентября 1999 г. с последующими дополнениями, т.е. ведущие бухгалтерский учет в полном объеме.
- Предприятия, в отношении которых Закон о бухгалтерском учете не применяется.
В разделе 1 ниже будет разъяснена ситуация в отношении МСП, для которых применение Закона обязательно.
1. Ведение бухгалтерского учета в полном объеме
1.1. Охват
Положения Закона относятся к следующим предприятиям:
a) компании, созданные в соответствии с коммерческим и гражданским правом, за исключением Государственного Казначейства и Национального Банка Польши;
b) физические лица и партнерства физических лиц, если их чистая выручка от продажи товаров, продукции и финансовых операций в течение предыдущего финансового года составила сумму в польских злотых, эквивалентную, по крайней мере, 800.000 евро;
c) организации, действующие на основе Закона о банках; Закона о публичной торговле ценными бумагами и инвестиционных фондах; или Законе о страховании независимо от размера дохода;
d) государственные и муниципальные организации и их соответствующие службы; организации, финансируемые Государственным Казначейством; государственные и муниципальные фонды специального назначения;
e) организации без правового статуса, за исключением организаций, указанных в пп. 1 и 2;
f) иностранные юридические лица, иностранные незарегистрированные организации, иностранные физические лица;
g) прочие организации, получающие субсидии, денежные пожертвования, помощь из государственных или муниципальных бюджетов.
Можно отметить, что в самом последнем проекте Закона о бухгалтерском учете (Проект) не изменен предел в 800.000 евро (см. подпункт выше). Проект, однако, все еще подлежит изменению вследствие несовершенства правовой процедуры. Также все еще неясно, какова будет дата вступления Закона с поправками в силу (январь 2001, январь 2002 или иная), и вступят ли все эти поправки в силу на ту же дату (по всей вероятности, нет). Следует подчеркнуть, что все замечания, сделанные в связи с Проектом Закона, следует толковать только как своего рода указание на то, чего можно ожидать в этой сфере в будущем.
1.2. Содержание
По существу, Закон о бухгалтерском учете вместе с некоторыми дополнительными положениями, принятыми Министерством финансов, составляет основу регулирования бухгалтерского учета в Польше. В Законе устанавливается ряд правил по составлению и публикации финансовой отчетности, аудиту финансовой отчетности, ведению бухгалтерского учета и правила бухгалтерского учета. Основополагающим положением для Закона о бухгалтерском учете является Положение о консолидации, принятое в 1995 г. Имеются также дополнительные законы и положения для отдельных отраслей, как например, банков или инвестиционных фондов.
В Законе затрагиваются все основные вопросы бухгалтерского учета. Он основывается на 4-й и 7-й Директивах ЕС и в целом соответствует основным положениям Международных стандартов бухгалтерского учета (IAS). В то же время IAS относительно свободно определяют формы и заголовки, используемые в финансовой отчетности, по сравнению с польским законодательством, которое является более жестким в таких вопросах.
Предполагается, что базовые положения относительно:
- непрерывности функционирования
- начислений
- исторической стоимости
- последовательности и
- расчетливости
лежат в основе финансовой отчетности, составленной в соответствии с польским законодательством, и использованы при выборе принципов бухгалтерского учета.
Одним из наиболее важных различий между IAS и польским законодательством является то, что в Законе не имеется особых положений для представления существа сделок. Часто соблюдаются правовая форма или налоговое регулирование, в то время как согласно IAS, сделки должны отражать их экономическую сущность, а не просто правовую форму.
Закон представляет собой образчик современного регулирования, содержащий ряд обязательных правил. Польские законодатели, однако, как кажется, имели ввиду регулирование бухучета для компаний, зарегистрированных на бирже, требуя, в то же время, от мелких компаний соблюдать практически те же самые правила (несмотря на упрощение, о котором говорилось ранее).
В результате, ведение бухучета в соответствии с Законом является довольно дорогим, требует больших затрат времени и профессиональной компетенции. Кроме того, Проект разработан еще в большей степени, поскольку планировалось, что он охватит такие области, которые не были отрегулированы до настоящего времени, и приведет регулирование в полное соответствие с Международными Стандартами бухучета. Факт, который, несомненно, является положительным для крупных предпринимателей (типа компаний, зарегистрированных на фондовой бирже, других активных участников финансовых рынков), кажется не очень удовлетворительным для малых предприятий, которые обязаны соблюдать Закон.
Такое единообразие систем бухучета было взято в качестве аксиомы во всем мире (за исключением некоторых стран Центральной Европы) в течение многих лет, но имеются серьезные основания поставить под сомнение это убеждение (см. также Отчет Секретариата ЮНКТАД "Бухгалтерский учет для малых и средних предприятий"). Очевидно, что экономические реалии малых предприятий различны. Представляется логичным, что бухучет должен быть способен отражать это различие. Проблема административной ноши, наложенной на малые предприятия, важна в Польше и соответствующие расходы рассматриваются как более обременительные, чем это необходимо.
1.3. Упрощенная финансовая отчетность
Статья 50 Закона позволяет определить организации, которые должны составлять упрощенный вариант баланса и отчета о прибылях. В этом случае требуется менее детальная информация (раскрытие). Примечания к финансовой отчетности также могут быть составлены в упрощенной форме. Это правило относится к организациям, которые, в соответствии с Законом, удовлетворяют двум из трех следующих условий для финансового года, за который составляется финансовая отчетность:
a) среднегодовая численность работников - 50 человек (такая же, как в Проекте Закона);
b) общая сумма активов в балансе на конец финансового года - эквивалент 1 000 000 евро в польской валюте (в Проекте 2 000 000 евро);
c) чистая выручка от продажи товаров, продукции и финансовых операций - эквивалент 2 000 000 евро в польской валюте (в Проекте 4 000 000 евро).
Если проект будет одобрен, то большее число компаний будут иметь право на упрощенную отчетность. Банки и страховые организации не имеют права на упрощенную отчетность.
1.4. Совместимость Закона о бухучете с налоговым регулированием
Хотя Закон о бухучете расходится с налоговым регулированием, он часто не дает подробных указаний и иногда ссылается (преимущественно в отношении бухучета внеоборотных активов) на налоговое законодательство. Отсутствие положений, регулирующих форму, а также подробных инструкций приводит к тому, что некоторые бухгалтерские решения основываются на налоговых решениях. Поэтому обширное налоговое регулирование, созданное Министерством финансов, было выбрано в качестве ссылки при трактовании вопросов бухучета в данном документе, включая, например, Положение об амортизации основных средств и об амортизации нематериальных активов или Положение об аренде (в Проекте вопрос аренды рассматривается непосредственно).
Большая группа малых предприятий рассматривает бухгалтерский учет как средство, позволяющее налоговым органам оценить и собрать налог. Это обусловлено также и тем, что очень небольшое число руководителей МСП имеют знания, позволяющие вести учет. Положительная роль бухучета и его полезность часто недооценивается или просто не понимается. Поэтому в отношении тех областей, которые толкуются различно в налоговом регулировании и в Законе о бухучете, руководители МСП имеют тенденцию выбирать только одно решение - то, которое будет приемлемо для налоговых органов. Только крупные компании не имеют проблем, особенно обладающие компьютеризированными системами, в ведении такого учета, который позволяет им представлять управленческие отчеты, а также налоговые отчеты для целей налогообложения.
1.5. Аудит и публикация финансовой отчетности
Помимо банков, страховщиков и акционерных копаний, имеется ряд других предприятий, от которых требуется, чтобы их финансовая отчетность была проверена и опубликована (Статья 64). Это относится к организациям, которые достигли или превысили предел двух из трех следующих критериев в финансовом году, предшествующем году, за который составляется финансовая отчетность:
a) среднегодовая численность работников - 50 человек (такая же, как в Проекте);
b) общая сумма активов в балансе на конец финансового года - эквивалент 1 000 000 евро в польской валюте (2 500 000 евро в Проекте);
c) чистая выручка от продажи товаров, продукции и финансовых операций - эквивалент 3 000 000 евро в польской валюте (5 000 000 евро в Проекте).
Кроме того, годовая отчетность других компаний, соблюдающих положения Закона (за исключением кооперативов) должна проверятся каждые три года. Это требование предусматривает, что и мелкие компании должны периодически подвергаться внешнему независимому аудиту. Это важно, поскольку внутренние системы контроля таких компаний обычно развиты недостаточно. К сожалению, это положение исчезло в Проекте.
2. Бухучет в компаниях, которые не обязаны соблюдать Закон о бухучете
Предприятия, которые не перечислены в Статье 2 Закона о бухучете, не обязаны вести бухучет в полном объеме. Про существу, эта привилегия может быть представлена только очень мелким компаниям, которые не затрагивают общественных интересов. Такие организации ведут только учет, который необходим в налоговых целях. Различные типы такой учетной документации рассматриваются в следующем разделе настоящего отчета.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Правовые формы
В соответствии с польским законодательством малые и средние предприятия могут действовать в различных правовых формах. В большинстве случаев они учреждаются в виде партнерств физических лиц, компаний с ограниченной ответственностью или выступают в качестве самостоятельных предпринимателей (единоличных торговцев). Менее часто организации регистрируются в форме партнерств с ограниченной ответственностью. Значительные изменения, введенные в Закон о компаниях, который вступил в силу в начале этого года, определенно приведет к значительному изменению правовой структуры в отношении МСП. В настоящем отчете, однако, рассматривается нынешняя правовая среда.
В зависимости от правовой формы, МСП подлежат различным типам налогообложения. Партнерства физических лиц и частные предприниматели будут облагаться налогом в соответствии в Законом о персональном подоходном налоге (ППН - с физических лиц) от 26 июля 1991 г., поскольку эти формы деятельности не имеют правовой формы. Компании с ограниченной ответственностью обязаны соблюдать положения Закона о корпоративном подоходном налоге (КПН - с юридических лиц) от 15 февраля 1992 г. Оба указанных закона изменялись несколько раз. Имеется только несколько различий между положениями ППН и КПН, касающихся признания налогооблагаемого дохода и вычитаемых расходов. Эти различия незначительны (например, проценты на банковском счете не облагаются налогом для физических лиц). Что действительно имеет значение, так это ставки уплачиваемого налога.
1. Корпоративный подоходный налог - КПН
В соответствии с Законом о КПН, налоговые обязательства налагаются на юридические лица и организации вне зависимости от правовой формы (за исключением партнерств). Как правило, фермерская (сельскохозяйственная) деятельность освобождена от подоходного налога.
В соответствии с Законом от налогоплательщиков требуется вести бухучет (в соответствии с конкретными положениями) таким образом, который позволяет с достоверностью подсчитать налогооблагаемый доход (налоговый убыток). Обязательно вести учет материальных и нематериальных внеоборотных активов, который позволяет определить амортизационные отчисления в налоговых целях.
Для всех плательщиков КПН имеется только одна ставка. В этом году она составляет 30% от налоговой базы. В Законе указаны ставки на будущие годы:
Период | Ставка (от налоговой базы) |
1.01 - 31.12.2001 | 28% |
1.01 - 31.12.2002 | 26% |
1.01 - 31.12.2003 | 24% |
1.01 - 31.12.2004 | 22% |
2. Персональный подоходный налог - ППН
МСП, не имеющие правовой формы, должны платить ППН. Способ, каким рассчитывается налоговое обязательство, зависит, главным образом, от объема выручки, но имеются некоторые дополнительные ограничения, запрещающие определенным видам предприятий использовать некоторые типы налогообложения. Сводная информация, касающаяся форм налогообложения в зависимости от правовой формы и выручки, представлена в таблице на стр. 30.
Имеются по существу два типа ППН: прогрессивный налог и аккордный налог.
2.1 Прогрессивный налог
Обложение плательщика ППН возрастает по мере того, как он получает свой доход в течение финансового года. Хотя предпринимались попытки сделать ставки более однородными, до сих пор сохраняются три типа ставок. Идея состояла в том, чтобы постепенно снизить самую высокую ставку и увеличить самую низкую и получить одну "усредненную" ставку. В настоящий момент это предложение не имеет достаточной политической поддержки. В эти дни Парламент принял решение оставить ставки на том же уровне (19%, 30% и 40%) на следующий год. В 2000 г. налог согласно этой системе подсчитывается следующим образом:
Налогооблагаемая база в польской валюте | Налоговое обязательство | |
Свыше | До | |
. | 32.736 | 19% от налоговой базы + 436,20 злотых |
32.736 | 65.472 | 5.783,64 злотых + 30% от излишка, превышающего 32.736 злотых |
65.472 | . | 15.604 злотых + 40% от излишка, превышающего 65.472 злотых |
Прогрессивный налог используется для частных предпринимателей, партнерств и партнерств с ограниченной ответственностью. Когда выручка от продажи товаров, продукции и финансовых операций в течение предыдущего года превышает 800.000 евро, компания должна вести учет в полном объеме. Если нет, то ей разрешено вести приходно-расходную книгу.
Приходно-расходная книга (называемая также налоговой книгой)
Ясно, что это упрощенный вариант ведения бухучета. Он регулируется Законом о ведении приходно-расходной книги (последняя редакция от 16 декабря 1999 г.). Предполагается, что организации учтут весь приход и расход в целях определения налогооблагаемого дохода и затем начислят соответствующий налог, используя прогрессивные ставки, указанные выше. Принцип двойной записи не применяется. Организации непосредственно указывают приход и расход, что позволяет произвести арифметический подсчет налогового обязательства. Принципы бухучета могут быть описаны как "неполноценный" метод начислений. С одной стороны, все расходы признаются в тот месяц, когда они были произведены, даже если они относятся к более продолжительному периоду. Например, страховой полис, охватывающий 12 месяцев, будет учтен в полном объеме в тот месяц, когда был произведен расход. Как следствие, не будет ни предоплаты, ни начислений. С другой стороны, в Законе указывается, что приход признается, как только будут выписаны счета, но на конец года (31 декабря) налогоплательщик включает в приход также стоимость проданных товаров и оказанных услуг, на которые не выписан счет, а будет выписан только в следующем финансовом году (п. 22). Налогоплательщик должен вести адекватный и достоверный учет в отношении амортизационных отчислений и инвентаризации.
2.2. Аккордное налогообложение
Аккордный налог на учтенный доход
Физические лица, а также партнерства физических лиц имеют преимущество платить свой подоходный налог по аккордной системе (Закон от 20 ноября 1998 г. об аккордном подоходном налоге, применяемом для определенных типов доходов, полученных физическими лицами). От таких налогоплательщиков не требуется вести бухучет.
На эту форму налогообложения (и очень простой учет) имеют право налогоплательщики:
a) чей совокупный доход в предыдущем финансовом году от деятельности, осуществляемой в качестве частных предпринимателей, не превысил 426.400 польских злотых (около 107.170 евро); или
b) которые в предыдущем году получали доход только из одного источника, т.е. осуществляли свою деятельность в качестве партнера в партнерстве физических лиц. При этом, совокупный доход партнерства не превышает 426.400 польских злотых; или
c) которые начинают деятельность в данном финансовом году и не используют налоговую карточку (см. ниже).
Это предельное значение периодически пересматривается и изменяется. В настоящее время он составляет 400.000 злотых.
Законодатели решили исключить определенную группу налогоплательщиков из тех, кто подпадает под Закон. Некоторые налогоплательщики не имеют права на аккордное налогообложение, каким бы ни был их доход. Это относится, например, к налогоплательщикам, которые получают весь или часть своих доходов при:
- эксплуатации аптек, ломбардов, обменных пунктов, агентств по поставке запчастей, гостиниц, автомобильных парковок, агентств по недвижимости и из других видов деятельности, указанных в приложении к Закону;
- производстве подакцизных товаров;
- занятиях свободными профессиями.
Запрещается также использовать аккордное налогообложение в отношении налогоплательщиков, которые, согласно их трудовым договорам (имеющимся или заключенным в прошлом году), несут ответственность за выполнение задач, которые совпадают с характером деятельности их партнерств.
Налогоплательщикам, которые платят аккордный налог, совсем не нужно учитывать затраты. Для определения налогового обязательства необходим учет только доходов. В зависимости от типа деятельности, сумма аккордного подоходного налога составляет 8,5%, 5,5% и 3% от учтенных доходов.
Законодательные органы освободили такие организации от части бюрократической ноши, позволив им подавать налоговые декларации только дважды в год, в то время как другие физические лица должны делать это каждый месяц.
Стоит упомянуть, что выручка (доход), облагаемый налогом по указанной выше системе, не суммируется с персональными доходами, полученными из других источников. Поэтому налогоплательщик не рискует превысить более высокий порог в годовых налоговых декларациях, а обязан заплатить налог на этот доход дополнительно.
Налоговая карточка
Эта льготная форма налогообложения доступна только для конкретных категорий налогоплательщиков. В Законе от 20 ноября 1998 г. определены виды деятельности, которые дают право на использование таких налогообложения и ведения учета. Сюда включены, например: розничная торговля пищевыми продуктами, транспортные услуги, если они оказаны с использованием только одного автомобиля, услуги представителей свободных профессий (врачи, ветеринары), уличная торговля, чтение лекций частным образом, многие другие профессии (изготовление скрипок, парикмахеры, меховые изделия, изготовление обуви). Использование системы с применением налоговых карточек является условным и зависит от соблюдения следующих условий:
- налогоплательщик должен представить соответствующее обоснование;
- налогоплательщик не имеет наемных работников (для некоторых видов деятельности допускается нанять ограниченное число работников с уплатой или без уплаты дополнительного налога);
- налогоплательщик занимается только одним видом деятельности (с некоторым ограниченным числом исключений);
- его супруга/супруг не принимает участия в той же деятельности;
- налогоплательщик не производит подакцизных товаров.
Налоговое обязательство непосредственно и в индивидуальном порядке определяется налоговыми органами на основе факторов микро- и макроэкономики и с использованием точных образцов. Налоговый орган может увеличить (когда наем работников разрешен, но "санкционирован" с увеличением налога) или уменьшить (для нетрудоспособных налогоплательщиков в возрасте старше 60 лет) стандартную сумму налога.
Плательщики, имеющие налоговые карточки, освобождаются от обязанности вести бухучет, подавать налоговые декларации по полученному доходу и платить авансы по подоходному налогу. Тем не менее, они выписывают счета или квитанции по требованию заказчиков и обязаны хранить их копии по крайней мере в течение последующих 5 лет.
Таблица
N | Правовая форма | Юридическое/физическое лицо | Тип учета | Тип налогообложения |
1. | Компания с ограниченной ответственность | Юридическое лицо | Бухучет в полном объеме (Закон о бухучете) | КПН - 30% |
2. | Единоличный Торговец | Физическое лицо | Доход до 800.000 евро | |
. | . | . |
|
ППН - прогрессивное налогообложение ППН - 8,5%, 5,5% или 3% от доходов Налоговое обязательство определяется налоговым органом |
. | . | . | Доход свыше 800.000 евро | |
. | . | . | Бухучет в полном объеме (Закон о бухучете) | ППН - прогрессивное налогообложение |
3. | Партнерство | Физическое лицо | Доход до 800.000 евро | |
. | . | . |
|
ППН - прогрессивное налогообложение ППН - 8,5%, 5,5% или 3% от доходов Налоговое обязательство определяется налоговым органом |
. | . | . | Доход свыше 800.000 евро | |
. | . | . | Бухучет в полном объеме (Закон о бухучете) | ППН - Прогрессивное налогообложение |
4. | Партнерство с ограниченной ответственностью | Физическое лицо | Бухучет в полном объеме (Закон о бухучете) | ППН - прогрессивное налогообложение |
НДС
Закон об НДС от 8 января 1993 г. также предусматривает особое трактование для малых предприятий. И опять предельные значения МСП в Законе об НДС не имеют ничего общего со значениями, указанными в других нормативных источниках.
Имеется два условия, которые дают право на т.н. автоматическое освобождение от НДС. Они применяются к налогоплательщикам, которые отвечают одному или обоим из следующих требований:
- Стоимость проданных товаров и оказанных услуг не превышает 80.000 злотых (в настоящее время равно приблизительно 19.000 евро).
- Они платят подоходный налог по налоговой карточке независимо от оборота.
Предприятие может пренебречь своим правом на освобождение и известить налоговый орган о своем намерении остаться плательщиком НДС. В некоторых случаях, когда предприятия приобретают много товаров и услуг, облагаемых НДС, более выгодно заплатить НДС вследствие возможности зачесть "входной" НДС в счет "исходящего" НДС.
Следует отметить, что предельный показатель на освобождение от налога в Польше в несколько раз выше, чем предельное значение, установленное в Статье 24 из VI Директивы Совета ЕС. Поэтому планируется уменьшить этот предел до 10.000 евро. Предусматривается также лишить права на освобождение от налога организации, которые выплачивают свои подоходные налоги посредством налоговой карточки (такое освобождение не согласуется с требованиями указанной Директивы).
В других двух случаях налогоплательщики свободны выбирать между налогообложением и освобождением от него. На освобождение от НДС имеют право следующие налогоплательщики:
- Т.н. организации, применяющие охраняемый труд (нанимающие на работу инвалидов) независимо от величины оборота.
- Организации, начинающие свою деятельность в текущем финансовом году, если ожидаемый объем продажи товаров и услуг не превысит - пропорционально времени продажи - сумму в 80.000 злотых (19.000 евро).
Некоторые группы налогоплательщиков (независимо от объема оборота и формы налогообложения) не имеют право на освобождение, предусмотренное Законом., Это относится, например, к налогоплательщикам, которые продают таможенные товары, продукцию, произведенную из благородных металлов, тем, кто оказывает консультационные, экспертные и ювелирные услуги.
Льготы, предоставляемые конкретным организациям, становятся недействительны, как только налогоплательщик добровольно откажется от данной льготы, а в случае льготы по обороту - в тот момент, когда оборот превысит предельную сумму. Утеря или отказ от освобождения необратимы для налогоплательщика и это означает невозможность получения нового освобождения в течение следующих нескольких лет.