Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое предпринимательство и прямые инвестиции в России

Власов А.В.

Для развития венчурной индустрии необходимо наличие многих экономических предпосылок, но, по крайней мере, три из них абсолютно необходимы:

  • средства, чтобы их инвестировать (venture capital);
  • компании, привлекательные для инвестирования (deal flow);
  • ликвидность инвестиций (exit).

I. Венчурный капитал

В настоящее время в России действует 20 венчурных фондов, у которых под управлением находится около 2 млрд. долларов США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1.5 млрд. долларов должны быть инвестированы в ближайшее время. Внешне ситуация выглядит вполне достойно, однако если ее проанализировать глубже, то она представляется уже не такой благополучной.

В течение последних нескольких лет в России не было образовано ни одного нового венчурного фонда; более того, все организационные изменения, которые претерпевали управляющие компании, не привели к увеличению капиталов под их управлением.

Если в странах с развитой венчурной индустрией около 50% венчурного капитала имеет национальное происхождение, а в тех западных странах, где венчурное инвестирование стало развиваться недавно, национальный капитал значительно превалирует, то в России в венчурной индустрии национального капитала просто нет, что существенно тормозит ее развитие.

Если проанализировать, кто инвестирует в венчурные фонды Европы и России, то мы увидим, что это совершенно разные инвесторы:

В России реально существуют два основных инвестора – ЕБРР и Правительство США. В странах ЕС более 50% инвестиций в венчурные фонды поступает из банков и пенсионных фондов; далее идут страховые компании, крупные компании, частные лица и государственные органы.

В России же пенсионным фондам юридически разрешено инвестировать только в:

  • недвижимость;
  • банковские депозиты;
  • акции квотируемых предприятий;
  • государственные ценные бумаги.

Венчурные фонды не входят в этот перечень.

В связи с исчезновением или сокращением многих финансовых рынков, страховые компании и банки испытывают в последнее время давление свободных денежных средств, но относятся к прямым инвестициям через венчурные фонды с большой осторожностью, так как венчурное инвестирование в России еще не получило широкой известности и практики, а механизмы его реализации юридически не разработаны. Таким образом, меры государственной поддержки венчурного инвестирования должны быть направлены на совершенствование законодательной базы, которая бы позволила широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции и определяла механизм его реализации. Другая группа мер должна стимулировать (в т.ч. и путем налоговых льгот) прямые инвестиции в отрасли, в развитии которых заинтересовано Правительство РФ.

II. Малые и средние предприятия (МСП)

Развитие малых и средних предприятий играет огромную роль в становлении венчурной индустрии в любой стране. Венчурные капиталисты ратуют за стимулирование малого предприниматеьства не потому, что находятся под сильным впечатлением от работы

2-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий, и не потому, что предпочитают “ларьково-челночный бизнес” Кировскому заводу или “Светлане”, а потому, что этот тип бизнеса ориентирован на достижение максимального результата, инициативен, у него есть чувство рынка. Если роль малого предпринимательства понимается Правительством правильно и ему предоставлены мало-мальски сносные условия существования, то потенциал развития малых компаний очень велик и в относительно короткие сроки эти компании могут стать крупными. Венчурные капиталисты ратуют за создание благоприятных условий малому бизнесу потому, что именно этот тип бизнеса может увеличивать свои обороты в десятки и сотни раз, значительно эффективнее использует достижения научно-технического прогресса, агрессивен в своей экспортной политике. Кроме того, на совершенствование своих изделий и технологий (т.е. НИОКР) малые компании тратят примерно в 6 раз больше, чем крупные предприятия, относительно своего оборота.

Для венчурного инвестора все вместе это означает, что именно малые и средние предприятия являются идеальными объектами инвестирования, т.к. рост стоимости этих компаний, а, значит, и заработки инвесторов адекватны тому риску, который инвестор на себя принимает.

С другой стороны, государство от успешного развития малого бизнеса получает стабильно высокий уровень занятости, стабильные налоговые поступления, выравнивание уровня жизни различных слоев населения. Последнее особенно важно для России, где неравенство в доходах различных социальных слоев уже достигло показателей наименее благополучных стран Латинской Америки.

Кроме того, стабильное развитие малого бизнеса привлечет к этой сфере зарубежного и российского инвестора, который уже сейчас предпочитает в России прямые инвестиции всем другим. В России уровень развития МСП значительно ниже, чем в США, Японии и Европе.

Страна

Количество МСП (тыс.)

Количество МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел.)

Доля МСП в объеме численности занятых, %

ЕС

15770

45

68

72

США

19300

74,2

70,2

54

Япония

6450

49,6

39,5

78

Россия

844

5,65

8,3

10

Источник: Ресурсный Центр малого предпринимательства, 1998.

Более того, в последние годы наблюдается ухудшение положения в малом предпринимательстве.

Состояние малого бизнеса в России

 

1994

1995

1996

1997

июль 1998

Число МПС

870

877

828

850

871

Занятость (тыс. чел.)

15,156

13,871

8,621

8,639

6,186

Среднестатистическая численность на одно МСП

16,9

15,8

10,4

10,2

7,1

Источник: Росстатагентство, 1998.

Эти цифры говорят прежде всего о том, что снижается средняя численность работающих на одном предприятии, вместо динамичного развития компании наблюдается их стагнация. Второе возможное объяснение – уход малого бизнеса в теневую экономику.

Это подтверждается данными Российского Независимого Института социальных и национальных проблем в малых предприятиях России:

реальная занятость выше на, %

70

реальный фонд заработной платы выше на, %

90

оборот занижен на, %

70

До 50% МСП не имеют государственной регистрации. Т.е. по существующей системе налогообложения малые предприятия не доплачивают в бюджет 60-70% от сумм, которые они должны платить.

В чем причина такого положения малого бизнеса, от которого страдает занятость, бюджет, уровень прикладных разработок и внедрения?

Даже теми небольшими льготами, которые предоставлены государством МСП, многие из них не могут воспользоваться из-за различия в формальных определениях МСП, которые существуют в странах ЕС и России. Отличаются даже принципы, заложенные в эти определения. Если в странах ЕС для отнесения компании к числу малых и средних необходимо удовлетворять 4 параметрам:

  • занятость (обычно до 250 – 500 человек);
  • оборот до 75 млн. Евро;
  • основные фонды не превышают 40 млн. Евро;
  • в собственности крупного предприятия (КП) не более 33% капитала МП;

то в России таких требований только два:

  • занятость (максимум от 30 до 100 чел. в зависимости от направления деятельности, включая совместителей);
  • структура акционерного капитала (более 25% совокупного акционерного капитала не должно принадлежать КП).

Вторая составляющая определения приводит к негативным последствиям – малые предприятия после получения инвестиций не могут рассматриваться моментально как малые.

Кроме того, имеющиеся ограничения по числу сотрудников в определении малых предприятий заставляют руководителей компаний либо усложнять структуру предприятия, деля его на несколько компаний, либо извращать официальную отчетность. И то, и другое не способствует получению инвестиций.

Излишнее бюрократическое давление ощущает на себе весь российский бизнес. Однако, если Газпром или “Лукойл” его выдерживают, то малое предприятие просто погибает под напором 32 организаций, которые на основании своих внутриведомственных инструкций могут закрыть любое из них.

Если предприятие проверяется одним из контролирующих органов раз в три года, уже это означает, что компанию проверяют ежемесячно. Частые проверки не столько улучшают положение вещей, сколько являются дополнительным источником дохода для бюрократии разных уровней и ведомств.

Зарегистрировать предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, у нас – месяцы. При этом срок регистрации зависит не от российского законодательства, а только от произвола чиновников и, в основном, на местах.

Сроки регистрации компаний

Налогообложение – ключевой вопрос регулирования предпринимательской активности общества государством. В конце 20-х годов Советское Правительство побороло НЭП очень просто и почти одними экономическими методами – налоги были увеличены до 34% от дохода. Зарубежный опыт показывает, что налог, составляющий 40% от дохода компании тормозит развитие бизнеса. Также общеизвестно, что налоговые ставки в 50% и выше приводят к “эффекту Лаффера” – резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговых ставок, превышающих 30%, нигде в мире нет.

У нас законопослушные предприниматели платят более 60%.

Меня, к сожалению, не удивляет, что из всех наших инвестиций, несмотря на то, что компаниями руководят очень порядочные люди, только в одной, медицинской, которая освобождена от многих налогов и у которой совокупный налог с оборота не превышает 30%, официальная отчетность совпадает с отчетностью, которую ведут менеджеры для себя. Еще один аспект негативного вмешательства государства в дела компаний – это ряд положений Постановления Правительства РФ от 5.08.92 г. № 552 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении”.

Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке:

  • НИОКР;
  • закупка нового оборудования;
  • расходы по продвижению товара на рынок

не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

Более того, до сих пор действует положение “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР” от 22.10.90 г., в соответствии с которым персональный компьютер, например, может быть полностью амортизирован за 8 (!) лет.

Неравные условия конкуренции

Венчурные инвесторы, как я уже неоднократно подчеркивал, преимущественно инвестируют в молодые, быстрорастущие малые и средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета, что вызывает недоумение, т.к. приобретение акций компании даже с оборотом 10-15 млн. долларов США никоим образом не ограничивает конкуренцию в отрасли и не может создать предпосылки для монополизации какого-либо сегмента российской экономики.

С другой стороны Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства вопиюще халатно относится к серьезнейшим нарушениям равных условий конкуренции – основного правила развития рынка.

Прежде всего, это невыполнение закона о банкротстве – вместо закрытия неэффективно действующих предприятий и оказания содействия молодым и работоспособным структурам, крупным “советским” предприятиям постоянно оказывается скрытая в виде налоговых послаблений и снижения цен на энергоносители или явная в виде финансовых вливаний помощь. Это очевидно приводит к тому, что потенциально эффективные производства, которые исправно пополняют бюджет и за все платят по рыночным ценам, не могут не только развиваться, но иногда погибают, т.к. они не в состоянии конкурировать с предприятиями, которые не платят налоги, имеют ценовые льготы и значительно устойчивее к бюрократическому прессу.

Другая сторона этой проблемы – государственные заказы, доступ к которым фактически закрыт для МСП. Тендеры по госзаказам проводятся недобросовестно: либо информация о них недоступна, либо результаты тендера заранее предопределены.

Отсутствие равных условий конкуренции – еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии в России. Более того. Россия могла бы увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

Выводы

  1. Должно быть изменено формальное определение малого предприятия в РФ, государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, а тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет.
  2. Меры государственной поддержки должны содержать действия, направленные на:
    • ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в т.ч. и в учетную политику);
    • снижение налогового бремени; фискальная политика должна быть ориентирована на стимулирование и развитие бизнеса;
    • предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы (в т.ч. и в области НИОКР);
    • принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.

III. Ликвидность инвестиций

Любое дело должно иметь начало, продолжение и быть завершено. Для венчурной индустрии завершение дела – это реализация инвестиции, т.е. продажа акций, принадлежащих фонду, последующему инвестору.

В связи с этим мне хотелось бы остановиться на проекте, который реализуется в Санкт-Петербурге “Рынок роста Санкт-Петербург”. Его суть в создании нового сегмента на Санкт-Петербургской валютной бирже для акций быстрорастущих и инновационных компаний. В случае его успешной реализации будет создана модель рынка с повышенной прозрачностью и ликвидностью, повышенными требованиями к предпринимателям по раскрытию информации, что позволит дополнительно привлекать российских и зарубежных инвесторов.

Поэтому я призываю Правительство РФ обратить внимание на этот проект и всячески его поддержать.

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть одну мысль – не удастся привлечь инвестиции в бизнес, если для его развития не созданы условия. Главное – это не предоставление льгот венчурным или другим инвесторам, главное – улучшение условий функционирования самого бизнеса.

Информация представлена порталом Интернет-журнал "Технологический бизнес"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости