В развитии предпринимательства проблемы еще не исчерпаны, о чем свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного среди руководителей малых предприятий Карагандинской области областным управлением статистики в 2000 году. Следует отметить, что подобное анкетирование проводится органами статистики в пятый раз, начиная с 1997 года. Причем каждое последующее анкетирование обогащается новыми аспектами исследования деятельности малого бизнеса, расширяется круг исследуемых проблем. Так, наряду с традиционными вопросами взаимодействия с правоохранительными и проверяющими органами, финансовой поддержки, налоговой дисциплины и т.д. в программу обследования включены вопросы, исследующие тактику конкурентной политики руководителей малых предприятий, проблемы занятия бизнесом женщин, участие малых предприятий в реализации областных программ занятости и создания рабочих мест и т.д.
Периодичность проведения обследования малых предприятий способствует отслеживанию динамики (положительной либо отрицательной) в решении проблем и развития, предпринимательства в Карагандинской области.
В анкетном обследовании в прошлом году приняли участие 366 руководителей малых предприятий, из которых 12.3% относятся к промышленности, 9.6% - строительству, 30.3% - торговле, 6.0% - транспорту и связи, 10.4% - бытовому обслуживанию населения, 12.6 % - общей коммерческой деятельности, 6.6% - к операциям с недвижимым имуществом.
Анкетирование проведено среди руководителей малых предприятий гг.Караганды, Жезказгана, Темиртау, Сарани, Шахтинска и Абая. Из обследованных предприятий 26.0% созданы до 1996 года, 70.7% - с 1996-го по 1999 г., что свидетельствует о том, что с созданием Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" в 1997 г., а также последующих, многочисленных указов и нормативных актов малому предпринимательству в основном созданы условия для развития и расширения деятельности.
Как показали результаты обследования, преобладающую роль в бизнесе продолжают играть мужчины, число которых составило 73.5% респондентов. Доля женщин составила 26.5% (в 1998 году - 37.5%, в 1999-м - 32.2%).
По возрастному цензу преобладающее число предпринимателей продолжают составлять лица в возрасте от 30 до 50 лет. По результатам анкетирования их удельный вес составил 78.1%. По сравнению с предыдущим анкетированием представительство лиц среднего возраста несколько уменьшилось (в 1999 году - 82.2%). В то же время возросла доля респондентов старше 50 лет и молодежи, которая составила соответственно 11,2% и 10,7% против 7.9% и 9.8% в 1999 году.
Анкетирование показало, что в 2000 году наиболее частой причиной создания малых предприятий является желание быть независимым, на что указало 26.5% опрошенных, и желание заниматься предпринимательской деятельностью (20,2% опрошенных).
Причем эти причины были в числе преобладающих и в 1997 году (см. таблицу № 1).
(в % к числу ответивших респондентов)
Причины прихода в бизнес | Время проведения анкетирования | |
ноябрь 1997 года | июнь 2000 года | |
Желание заниматься предпринимательской деятельностью | 28.5 | 20.2 |
Возможности реализации собственных идей | 17.4 | 21.3 |
Сокращение штатов по госпредприятиям | 21.3 | 19.0 |
Желание быть независимым | 20.4 | 26.5 |
Отсутствие возможностей для служебного роста | 2.3 | 3.5 |
Не устраивали режим и условия на прежней работе | 1.9 | 1.9 |
Неудовлетворенность оплатой труда на прежней работе | 7.0 | 7,7 |
Из данных таблицы видно, что, как и в 1997 году, побудительным мотивом в создании собственного дела остается наличие возможности для реализации собственных идей. Все эти факторы условно можно отнести к добровольным причинам прихода в бизнес. Вместе с тем многие приходят в бизнес в силу сложившихся обстоятельств, нередко это связано с сокращением штатов на предприятиях. По этой причине открыли собственное дело почти пятая часть опрошенных. Менее значимыми причинами для организации бизнеса, как и 3 года назад, являются отсутствие возможностей для служебного роста, а также несоответствие режима работы и условий труда потребностям обследуемых. Необходимо отметить, что в создании малых предприятий основным движущим мотивом продолжает оставаться созидающий фактор, а не меркантильный интерес. Так, неудовлетворенность оплатой труда на прежней работе высказали 7.7% опрошенных.
По образовательному цензу (68.2%) опрошенных предпринимателей имеют высшее образование, из них 42.5% - с техническими специальностями, 6.9% - с экономическими, 12.7% - с гуманитарными, 6.1% - с торговыми. Пятая часть опрошенных руководителей малых предприятий (22.7%) имеет среднеспециальное образование, 5.8% - общее среднее.
Не перестает оставаться актуальной тема бизнес-образования в предпринимательстве, поскольку современные условия развития малого бизнеса требуют профессионализма и грамотности в подходах к планированию собственной деятельности, реализации стратегии управления на новых принципах. Результаты анкетирования показывают, что ситуация малого предпринимательства в этом плане по-прежнему остается проблемой, поскольку специальную подготовку для занятий бизнесом имеет пока 40.2% респондентов, большинство же руководителей (59.8%) такой подготовки не имеет. Вместе с тем определенный прогресс по сравнению с предыдущим анкетированием видится в увеличении доли респондентов, имеющих специальную подготовку в бизнесе, которая возросла по сравнению с 1998 годом на 17.8%, с 1999 годом - на 25.1%.
В немалой степени росту образовательного уровня способствует расширение сети всевозможных обучающих центров. Однако, по результатам обследования, их роль пока невелика. Так, на курсах по предпринимательской деятельности получили в прошлом году знания для ведения бизнеса 9,5% респондентов против 6.7% в 1999 году. 19.9% респондентов получили бизнес-образование в вузе (или техникуме), 9.8% - от руководителей действующих малых предприятий. Большинство же предпринимателей (57.7%), как и 2 года назад (54.7%), в своей практике применяют знания, полученные самостоятельно, без прохождения специальных курсов.
Несмотря на небольшое количество руководителей, прошедших специальную "школу предпринимательства", большинство предпринимателей, участвовавших в анкетировании (71.9%), считают себя достаточно компетентными в ведении собственного дела, пятая часть респондентов (22.8%) - не вполне достаточной и лишь 5.3% указывают на отсутствие опыта.
Сравнительный анализ с результатами аналогичного анкетирования 1997 года свидетельствует, что предприниматели стали более уверенно себя чувствовать в бизнесе.
(в % от числа ответивших)
Время проведения анкетирования | ||
ноябрь 1997 года | июнь 2000 года | |
Оценка предпринимателями собственной компетенции по ведению бизнеса: | ||
достаточная | 46.6 | 71,9 |
не вполне достаточная | 40,6 | 22.8 |
отсутствие опыта | 12,8 | 5.3 |
В условиях свободного рынка, когда для отдельных лиц и их объединений существует возможность без диктата государства производить и продавать нужные населению товары, конкурируя между собой, такое качество личности, как предприимчивость, приобретает очень важное значение. Обладая этим качеством, люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство - это прежде всего путь к личному благополучию, в чем заключается основной мотив занятия предпринимательской деятельностью.
В ходе анкетирования ставилась задача исследования условий функционирования малых предприятий при рыночной экономике. Условия существования малых предприятий предполагают комплекс экономических мер, приемов и методов, позволяющих не погибнуть в сложном мире бизнеса, а быть не только на плаву, но и успешно развивать свое дело.
Важным рычагом успеха в бизнесе является знание того, пользуется производство продукции спросом у населения или нет. По результатам опроса треть респондентов (34.7%) практически работает вслепую, не зная, пользуется его продукция повышенным спросом или нет, 37.7% сказали, что их продукция имеет повышенный спрос у населения. О том, что продукция не пользуется повышенным спросом, отметили 27.6% респондентов.
В значительной степени на спрос влияет платежеспособность населения. 22.4% отметили, что спрос на продукцию уменьшился, из них 5.7% - резко уменьшился. Половина респондентов (49.5%) считает, что спрос на продукцию не изменился. Об увеличении спроса сообщили 14.2% респондентов.
Двигателем развития малого бизнеса является честная и здоровая конкуренция.
По результатам опроса большая часть респондентов (43.1%) оценила уровень конкуренции своей продукции как "умеренный", что свидетельствует об активизации предпринимательской деятельности. 28.1% опрошенных отметили в анкетах высокий уровень конкуренции, в том числе 3.7% - очень высокий, что говорит о достаточной насыщенности карагандинских рынков однородными товарами и продуктами. 6.3% опрошенных не испытывают никакой конкуренции и поэтому считают, что конкуренция отсутствует.
Успешная конкурентная политика должна строиться с использованием своевременных достоверных и по возможности полных знаний о конкурентах. Причем важна информированность как о внешних (партнеры по хозяйственным связям, цены), так и о внутренних (производственные возможности, планируемая программа действий) характеристиках конкурирующего бизнеса.
По результатам анкетирования уровень осведомленности местных бизнесменов о конкурирующем бизнесе следует признать достаточным.
(в % от числа ответивших)
Знания о конкурентах | Удельный вес к числу ответивших, % |
Номенклатура продукции: | |
плохо осведомлен | 22.8 |
достаточно осведомлен | 65.5 |
полностью осведомлен | 11.7 |
Поставщики: | |
плохо осведомлен | 21.1 |
достаточно осведомлен | 67.0 |
полностью осведомлен | 11.9 |
Потребители: | |
плохо осведомлен | 20.9 |
достаточно осведомлен | 67.1 |
полностью осведомлен | 12.0 |
Цены: | |
плохо осведомлен | 16.3 |
достаточно осведомлен | 70.1 |
полностью осведомлен | 13.6 |
Уровень конкурентоспособности: | |
плохо осведомлен | 17.7 |
достаточно осведомлен | 70.0 |
полностью осведомлен | 12.3 |
Из данных таблицы видно, что 65-70% респондентов имеют достаточную осведомленность о конкуренте, 11-13% - полную.
Лучше всего предприятия знают о ценах и уровне конкурентоспособности продукции своих партнеров. Следует отметить, что полные знания о конкуренте способствуют успеху в конкурентной борьбе и, как следствие, коммерческому успеху предприятия.
Одной из наиболее важных и сложных мер, формирующих рыночную политику предприятия, является обновление основных факторов производства (ассортимента продукции, оборудования, технологии и т.д.). По результатам обследования большинство предприятий (44.0%) никаких нововведений за последние 2 года не предпринимало, довольствуясь наработанным потенциалом. В то же время 21% респондентов предприняли обновление ассортимента продукции, 18.3% - обновление поставщиков, 13.4% - потребителей, 7,4% - обновление оборудования и внедрение новых технологий.
Освоение новых видов деятельности предприняли 11.5% опрошенных, приобретение новых помещений - 6.8%, 9.3% создали новые рабочие места. Незначительная доля респондентов (0.8%) осуществила формирование новых структурных подразделений.
Немаловажное значение в рыночной политике малых предприятий занимает периодическое обновление ассортимента, поскольку обновляя ассортимент, фирма получает возможность одновременно удержать старых и привлечь новых потребителей.
Основным источником информации, стимулирующим предприятия к обновлению ассортимента, чаще всего являются потребители их продукции, на что указало 46.5% респондентов. Четвертая часть опрошенных (24.7%) направления в новизне ассортимента черпают от знакомых предпринимателей и коллег, 18.5% - посредством проведения внутрифирменного анализа, десятая часть - всевозможных выставок и ярмарок. По результатам обследования преобладающая часть респондентов (56.8%) не имеет проблем с закупкой и реализацией продукции, соответственно для 43,2% респондентов сфера сбыта представляет определенные трудности.
Преобладающей сферой приложения деятельности малых предприятий является местный рынок. На него приходится 77.9% потребителей продукции малых предприятий и 55.8% поставщиков сырья и материалов. Среди других потребителей продукции МП 16,2% приходится на другие регионы республики, 4.5% - страны ближнего зарубежья, 1.4% - на страны дальнего зарубежья. На то, что сырье и материалы приобретают в других регионах республики, указало 28.3%, в странах ближнего зарубежья -11.9%, в странах дальнего зарубежья - 4.0%.
Обеспеченность ресурсами предпринимателей области нельзя признать удовлетворительной. Дефицит оборудования констатировали в своих анкетах 46.5% респондентов, производственных запасов и материалов - 52.4%, помещений - 25.8%. А недостаток денежных оборотных средств ощущают 77% опрошенных руководителей малых предприятий.
В отраслевом разрезе по всем видам ресурсов дефицитность бизнеса в производственных отраслях - промышленности, строительстве - была выше, чем в торговле. Так, по кругу обследованных малых предприятий дефицит оборудования отметили в своих анкетах 62.5% строительных респондентов, 43.5% - промышленных и 38.1 - торговых. Недостаточную обеспеченность запасами и материалами указали 58.1% опрошенных руководителей строительных организаций, 65.1% - промышленных и 39.0% - торговых, денежных средств - соответственно 62.5%, 86% и 67,3%. Обеспеченность помещениями у данных групп респондентов примерно одинаковая. Дефицит помещений отметили 21.4% строительных организаций, 23.3% - промышленных и 23.8% - торговых предприятий.
Таким образом, малое предпринимательство требует в настоящее время надежной поддержки. Съездов, конференций, симпозиумов, посвященных проблемам малого бизнеса, проведено достаточно. Необходимо принятие действенных и эффективных мер для реализации рыночной политики малых предприятий, поскольку малый бизнес, несмотря на различные трудности (финансовые, производственные и т.д.), выполняет ряд важнейших функций по диверсификации производства, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы, и обеспечивает дальнейшее развитие инфраструктуры и сферы услуг.
Областное управление статистики