Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О проблемах малого предпринимательства Карагандинской области

(по материалам анкетирования руководителей малых предприятий)

В развитии предпринимательства проблемы еще не исчерпаны, о чем свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного среди руководителей малых предприятий Карагандинской области областным управлением статистики в 2000 году. Следует отметить, что подобное анкетирование проводится органами статистики в пятый раз, начиная с 1997 года. Причем каждое последующее анкетирование обогащается новыми аспектами исследования деятельности малого бизнеса, расширяется круг исследуемых проблем. Так, наряду с традиционными вопросами взаимодействия с правоохранительными и проверяющими органами, финансовой поддержки, налоговой дисциплины и т.д. в программу обследования включены вопросы, исследующие тактику конкурентной политики руководителей малых предприятий, проблемы занятия бизнесом женщин, участие малых предприятий в реализации областных программ занятости и создания рабочих мест и т.д.

Периодичность проведения обследования малых предприятий способствует отслеживанию динамики (положительной либо отрицательной) в решении проблем и развития, предпринимательства в Карагандинской области.

В анкетном обследовании в прошлом году приняли участие 366 руководителей малых предприятий, из которых 12.3% относятся к промышленности, 9.6% - строительству, 30.3% - торговле, 6.0% - транспорту и связи, 10.4% - бытовому обслуживанию населения, 12.6 % - общей коммерческой деятельности, 6.6% - к операциям с недвижимым имуществом.

Анкетирование проведено среди руководителей малых предприятий гг.Караганды, Жезказгана, Темиртау, Сарани, Шахтинска и Абая. Из обследованных предприятий 26.0% созданы до 1996 года, 70.7% - с 1996-го по 1999 г., что свидетельствует о том, что с созданием Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" в 1997 г., а также последующих, многочисленных указов и нормативных актов малому предпринимательству в основном созданы условия для развития и расширения деятельности.

Как показали результаты обследования, преобладающую роль в бизнесе продолжают играть мужчины, число которых составило 73.5% респондентов. Доля женщин составила 26.5% (в 1998 году - 37.5%, в 1999-м - 32.2%).

По возрастному цензу преобладающее число предпринимателей продолжают составлять лица в возрасте от 30 до 50 лет. По результатам анкетирования их удельный вес составил 78.1%. По сравнению с предыдущим анкетированием представительство лиц среднего возраста несколько уменьшилось (в 1999 году - 82.2%). В то же время возросла доля респондентов старше 50 лет и молодежи, которая составила соответственно 11,2% и 10,7% против 7.9% и 9.8% в 1999 году.

Анкетирование показало, что в 2000 году наиболее частой причиной создания малых предприятий является желание быть независимым, на что указало 26.5% опрошенных, и желание заниматься предпринимательской деятельностью (20,2% опрошенных).

Причем эти причины были в числе преобладающих и в 1997 году (см. таблицу № 1).

Таблица № 1
(в % к числу ответивших респондентов)
Причины прихода в бизнес Время проведения анкетирования
ноябрь 1997 года июнь 2000 года
Желание заниматься предпринимательской деятельностью 28.5 20.2
Возможности реализации собственных идей 17.421.3
Сокращение штатов по госпредприятиям 21.319.0
Желание быть независимым 20.4 26.5
Отсутствие возможностей для служебного роста 2.33.5
Не устраивали режим и условия на прежней работе 1.91.9
Неудовлетворенность оплатой труда на прежней работе 7.07,7

Из данных таблицы видно, что, как и в 1997 году, побудительным мотивом в создании собственного дела остается наличие возможности для реализации собственных идей. Все эти факторы условно можно отнести к добровольным причинам прихода в бизнес. Вместе с тем многие приходят в бизнес в силу сложившихся обстоятельств, нередко это связано с сокращением штатов на предприятиях. По этой причине открыли собственное дело почти пятая часть опрошенных. Менее значимыми причинами для организации бизнеса, как и 3 года назад, являются отсутствие возможностей для служебного роста, а также несоответствие режима работы и условий труда потребностям обследуемых. Необходимо отметить, что в создании малых предприятий основным движущим мотивом продолжает оставаться созидающий фактор, а не меркантильный интерес. Так, неудовлетворенность оплатой труда на прежней работе высказали 7.7% опрошенных.

По образовательному цензу (68.2%) опрошенных предпринимателей имеют высшее образование, из них 42.5% - с техническими специальностями, 6.9% - с экономическими, 12.7% - с гуманитарными, 6.1% - с торговыми. Пятая часть опрошенных руководителей малых предприятий (22.7%) имеет среднеспециальное образование, 5.8% - общее среднее.

Не перестает оставаться актуальной тема бизнес-образования в предпринимательстве, поскольку современные условия развития малого бизнеса требуют профессионализма и грамотности в подходах к планированию собственной деятельности, реализации стратегии управления на новых принципах. Результаты анкетирования показывают, что ситуация малого предпринимательства в этом плане по-прежнему остается проблемой, поскольку специальную подготовку для занятий бизнесом имеет пока 40.2% респондентов, большинство же руководителей (59.8%) такой подготовки не имеет. Вместе с тем определенный прогресс по сравнению с предыдущим анкетированием видится в увеличении доли респондентов, имеющих специальную подготовку в бизнесе, которая возросла по сравнению с 1998 годом на 17.8%, с 1999 годом - на 25.1%.

В немалой степени росту образовательного уровня способствует расширение сети всевозможных обучающих центров. Однако, по результатам обследования, их роль пока невелика. Так, на курсах по предпринимательской деятельности получили в прошлом году знания для ведения бизнеса 9,5% респондентов против 6.7% в 1999 году. 19.9% респондентов получили бизнес-образование в вузе (или техникуме), 9.8% - от руководителей действующих малых предприятий. Большинство же предпринимателей (57.7%), как и 2 года назад (54.7%), в своей практике применяют знания, полученные самостоятельно, без прохождения специальных курсов.

Несмотря на небольшое количество руководителей, прошедших специальную "школу предпринимательства", большинство предпринимателей, участвовавших в анкетировании (71.9%), считают себя достаточно компетентными в ведении собственного дела, пятая часть респондентов (22.8%) - не вполне достаточной и лишь 5.3% указывают на отсутствие опыта.

Сравнительный анализ с результатами аналогичного анкетирования 1997 года свидетельствует, что предприниматели стали более уверенно себя чувствовать в бизнесе.

Таблица № 2
(в % от числа ответивших)

 Время проведения анкетирования
ноябрь 1997 года июнь 2000 года
Оценка предпринимателями собственной компетенции по ведению бизнеса:
достаточная46.6 71,9
не вполне достаточная 40,622.8
отсутствие опыта12,8 5.3

В условиях свободного рынка, когда для отдельных лиц и их объединений существует возможность без диктата государства производить и продавать нужные населению товары, конкурируя между собой, такое качество личности, как предприимчивость, приобретает очень важное значение. Обладая этим качеством, люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство - это прежде всего путь к личному благополучию, в чем заключается основной мотив занятия предпринимательской деятельностью.

В ходе анкетирования ставилась задача исследования условий функционирования малых предприятий при рыночной экономике. Условия существования малых предприятий предполагают комплекс экономических мер, приемов и методов, позволяющих не погибнуть в сложном мире бизнеса, а быть не только на плаву, но и успешно развивать свое дело.

Важным рычагом успеха в бизнесе является знание того, пользуется производство продукции спросом у населения или нет. По результатам опроса треть респондентов (34.7%) практически работает вслепую, не зная, пользуется его продукция повышенным спросом или нет, 37.7% сказали, что их продукция имеет повышенный спрос у населения. О том, что продукция не пользуется повышенным спросом, отметили 27.6% респондентов.

В значительной степени на спрос влияет платежеспособность населения. 22.4% отметили, что спрос на продукцию уменьшился, из них 5.7% - резко уменьшился. Половина респондентов (49.5%) считает, что спрос на продукцию не изменился. Об увеличении спроса сообщили 14.2% респондентов.

Двигателем развития малого бизнеса является честная и здоровая конкуренция.

По результатам опроса большая часть респондентов (43.1%) оценила уровень конкуренции своей продукции как "умеренный", что свидетельствует об активизации предпринимательской деятельности. 28.1% опрошенных отметили в анкетах высокий уровень конкуренции, в том числе 3.7% - очень высокий, что говорит о достаточной насыщенности карагандинских рынков однородными товарами и продуктами. 6.3% опрошенных не испытывают никакой конкуренции и поэтому считают, что конкуренция отсутствует.

Успешная конкурентная политика должна строиться с использованием своевременных достоверных и по возможности полных знаний о конкурентах. Причем важна информированность как о внешних (партнеры по хозяйственным связям, цены), так и о внутренних (производственные возможности, планируемая программа действий) характеристиках конкурирующего бизнеса.

По результатам анкетирования уровень осведомленности местных бизнесменов о конкурирующем бизнесе следует признать достаточным.

Таблица № 3
(в % от числа ответивших)

Знания о конкурентах Удельный вес к числу ответивших, %
Номенклатура продукции:
плохо осведомлен22.8
достаточно осведомлен 65.5
полностью осведомлен 11.7
Поставщики:
плохо осведомлен21.1
достаточно осведомлен 67.0
полностью осведомлен 11.9
Потребители:
плохо осведомлен20.9
достаточно осведомлен 67.1
полностью осведомлен 12.0
Цены:
плохо осведомлен16.3
достаточно осведомлен 70.1
полностью осведомлен 13.6
Уровень конкурентоспособности:
плохо осведомлен17.7
достаточно осведомлен 70.0
полностью осведомлен 12.3

Из данных таблицы видно, что 65-70% респондентов имеют достаточную осведомленность о конкуренте, 11-13% - полную.

Лучше всего предприятия знают о ценах и уровне конкурентоспособности продукции своих партнеров. Следует отметить, что полные знания о конкуренте способствуют успеху в конкурентной борьбе и, как следствие, коммерческому успеху предприятия.

Одной из наиболее важных и сложных мер, формирующих рыночную политику предприятия, является обновление основных факторов производства (ассортимента продукции, оборудования, технологии и т.д.). По результатам обследования большинство предприятий (44.0%) никаких нововведений за последние 2 года не предпринимало, довольствуясь наработанным потенциалом. В то же время 21% респондентов предприняли обновление ассортимента продукции, 18.3% - обновление поставщиков, 13.4% - потребителей, 7,4% - обновление оборудования и внедрение новых технологий.

Освоение новых видов деятельности предприняли 11.5% опрошенных, приобретение новых помещений - 6.8%, 9.3% создали новые рабочие места. Незначительная доля респондентов (0.8%) осуществила формирование новых структурных подразделений.

Немаловажное значение в рыночной политике малых предприятий занимает периодическое обновление ассортимента, поскольку обновляя ассортимент, фирма получает возможность одновременно удержать старых и привлечь новых потребителей.

Основным источником информации, стимулирующим предприятия к обновлению ассортимента, чаще всего являются потребители их продукции, на что указало 46.5% респондентов. Четвертая часть опрошенных (24.7%) направления в новизне ассортимента черпают от знакомых предпринимателей и коллег, 18.5% - посредством проведения внутрифирменного анализа, десятая часть - всевозможных выставок и ярмарок. По результатам обследования преобладающая часть респондентов (56.8%) не имеет проблем с закупкой и реализацией продукции, соответственно для 43,2% респондентов сфера сбыта представляет определенные трудности.

Преобладающей сферой приложения деятельности малых предприятий является местный рынок. На него приходится 77.9% потребителей продукции малых предприятий и 55.8% поставщиков сырья и материалов. Среди других потребителей продукции МП 16,2% приходится на другие регионы республики, 4.5% - страны ближнего зарубежья, 1.4% - на страны дальнего зарубежья. На то, что сырье и материалы приобретают в других регионах республики, указало 28.3%, в странах ближнего зарубежья -11.9%, в странах дальнего зарубежья - 4.0%.

Обеспеченность ресурсами предпринимателей области нельзя признать удовлетворительной. Дефицит оборудования констатировали в своих анкетах 46.5% респондентов, производственных запасов и материалов - 52.4%, помещений - 25.8%. А недостаток денежных оборотных средств ощущают 77% опрошенных руководителей малых предприятий.

В отраслевом разрезе по всем видам ресурсов дефицитность бизнеса в производственных отраслях - промышленности, строительстве - была выше, чем в торговле. Так, по кругу обследованных малых предприятий дефицит оборудования отметили в своих анкетах 62.5% строительных респондентов, 43.5% - промышленных и 38.1 - торговых. Недостаточную обеспеченность запасами и материалами указали 58.1% опрошенных руководителей строительных организаций, 65.1% - промышленных и 39.0% - торговых, денежных средств - соответственно 62.5%, 86% и 67,3%. Обеспеченность помещениями у данных групп респондентов примерно одинаковая. Дефицит помещений отметили 21.4% строительных организаций, 23.3% - промышленных и 23.8% - торговых предприятий.

Таким образом, малое предпринимательство требует в настоящее время надежной поддержки. Съездов, конференций, симпозиумов, посвященных проблемам малого бизнеса, проведено достаточно. Необходимо принятие действенных и эффективных мер для реализации рыночной политики малых предприятий, поскольку малый бизнес, несмотря на различные трудности (финансовые, производственные и т.д.), выполняет ряд важнейших функций по диверсификации производства, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы, и обеспечивает дальнейшее развитие инфраструктуры и сферы услуг.

Областное управление статистики

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости