Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Стратегия и механизмы поддержки развития малых предприятий в ходе реструктуризации отраслей

Содержание

1. Введение >>>
2. Состояние развития малого предпринимательства >>>
3. Малое предпринимательство как стратегический фактор проведения процессов реструктуризации отраслей и предприятий >>>
4. Реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных систем >>>
4.1. Механизмы привлечения малого предпринимательства к развитию процессов интеграции и стратегического партнерства>>>
4.1.1.Подрядное кооперирование и совместное производство >>>
4.1.2. Выполнение госзаказов >>>
5. Участие малых предприятий в создании гибких организационных структур предприятий >>>
5.1.Основные схемы взаимодействия малых предприятий с крупным производством >>>
5.2. Механизмы привлечения малого предпринимательства к процессам реструктуризации отраслей и предприятий >>>
5.2.1. Выкуп, аренда >>>
5.2.2.Лизинг >>>
5.2.3.Франчайзинг >>>
6. Стратегическая ориентация на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства >>>
6.1. Механизмы привлечения малого предпринимательства к активизации инновационного потенциала промышленности >>>

6.1.1.Научно-техническое сотрудничество и венчурное финансирование >>>
7. Использование возможностей малого предпринимательства с учетом отраслевой специфики >>>
7.1.Примерная классификация отраслей по степени развития малого предпринимательства >>>
7.2. Основные направления стратегии развития малых предприятий на примере отдельных отраслей >>>
7.2.1. Машиностроительный комплекс >>>
7.2.2. Химический комплекс >>>
7.2.3. Металлургический комплекс >>>
8. Выводы и предложения >>>
Приложение 1 >>>
Приложение 2 >>>
Приложение 3 >>>
Приложение 4 >>>
Приложение 5 >>>


1. Введение

В рамках реализации стратегической задачи на среднесрочную перспективу по созданию условий нормального функционирования промышленности значение малого предпринимательства, как одного из реальных факторов и эффективных инструментов проведения реструктуризации отраслей и реформирования предприятий, может рассматриваться на новом качественном уровне.

Позитивные возможности малого предпринимательства могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решения задач по развертыванию процесса перевода предприятий на современные условия хозяйствования. <

Активизация промышленной стратегии, в основе которой лежит поддержка отраслей и предприятий, способных стать базой выпуска высокоэффективной продукции, конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках, предполагает, прежде всего, реализацию микроэкономической политики, направленной на стимулирование внутренних преобразований на предприятиях.

Определенный интерес к использованию в процессе реструктуризации возможностей малого предпринимательства объясняется тем, что, во-первых, в настоящее время малые предприятия являются существенным сектором экономики.

Во-вторых, на крупных предприятиях сосредоточена основная масса промышленно-производственных фондов, коэффициент загрузки которых крайне низок, а возрастной состав - высок, что определяет в числе первоочередных решение проблемы их обновления.

В-третьих, на крупных предприятиях целый ряд работ уже выполняется автономными подразделениями, иногда фактически готовыми малыми предприятиями.

Эффективны малые предприятия в части использования местных небольших источников сырья и ресурсов, незначительных для крупных производств, а также в утилизации отходов последних.

Немаловажна роль малого предпринимательства в формировании конкурентной среды и становлении рыночного равновесия: спрос - предложение. С одной стороны, это формирование условий эффективного насыщения емкого, эластичного спроса, а с другой - создание эффекта превышающего предложения, активно формирующего механизм свободной конкуренции. В свою очередь через механизм формирования конкурентной среды малое предпринимательство оказывает существенное влияние на повышение качества продукции, работ и услуг.

Способность малых предприятий к достижению максимума результатов при минимуме затрат в краткосрочном периоде нехарактерна для “тяжелого на развороты” крупного производства. Некоторые особенности малого предпринимательства - инициативность, чувство рынка, жизненная потребность работать с высоким уровнем рентабельности - это как раз то, что остро не хватает многим крупным предприятиям, традиционно ориентирующимся на большой государственный заказ, на доступный кредит, на гарантированный сбыт своей продукции.

2. Состояние развития малого предпринимательства

В странах с развитой, стабильной экономикой сложились относительно устоявшиеся пропорции организационной структуры производства, объективно предполагающие необходимость функционирования и оптимального сочетания предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые успешно взаимодействуют в различных сферах деятельности. Оценка роли малого предпринимательства, как весомого фактора экономической активности, подтверждается его значительным местом в экономике большинства развитых стран (Таблица 1).

Таблица 1

  Число МСП Занято Доля МСП:
Страна Тыс. единиц на 1000 жителей в МСП,
млн. чел.
в общей числ.занят.,
в %
в ВВП,
в %
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67
в том числе Германия 2290 37,0 18,5 46 50-54
Россия (только МП) 870,6 5,9 8,53 10,1 10-12

МСП - малые и средние предприятия
Доля средних предприятий в приведенных показателях не играет определяющей роли

Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В среднем по России насчитывается 6 малых предприятий на 1000 жителей. Не менее существенна для характеристики сектора малого предпринимательства и доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общего числа работающих. В целом по России - 10%. Интенсивность развития малого предпринимательства демонстрирует показатель доли вклада малых предприятий в ВВП. В развитых странах этот показатель составляет более 50%, в России - 10%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития малого предпринимательства в России следует признать недостаточным, а его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики крайне низко, что собственно и характеризует состояние экономики в целом.

Динамика развития сектора малого предпринимательства в России (Таблица 2) вызывает озабоченность. Она свидетельствует о стагнации процессов образования новых малых предприятий и уменьшении численности работающих на них.

Таблица 2

Показатели 01.01. 1995 01.01. 1996 01.01. 1997 01.01. 1998 01.07 1998 г.
Число малых предприятий (МП), тыс.шт. 896,9 877,3 828,0 849,6

871,4

Среднесписочная численность работников, тыс чел..

15156,5

13871,0

8621,2

8639,2

6186,1

Введение Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства” новых критериев отнесения предприятий к категории малых изменило суммарный показатель среднесписочной численности работающих (1995 г. - 13871 тыс.чел., 1996 г. - 8621 тыс.чел., 1997 г. - 6392 тыс.чел.), однако тенденция уменьшения абсолютного значения этих показателей сохранилась. (Возможно, в условиях проведения жесткой фискальной политики снижение численности работающих на малых предприятиях вызвано стремлением руководителей предприятий к занижению налогооблагаемой базы, для чего работники “выводятся за штат” и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики). Вместе с тем, из-за изменения ориентиров отнесения предприятий к малым и методик, применяемых Госкомстатом России для исследования малого предпринимательства, вклад малого предпринимательства в решение проблемы безработицы, а также влияние этого сектора экономики на другие макроэкономические показатели, сложно оценить однозначно.

В экономически развитых странах крупные предприятия доминируют в капиталоемких производствах и услугах, средние предприятия - опора обрабатывающей промышленности, малые предприятия присутствуют во всех секторах экономики. Малое предпринимательство в России характеризуется, главным образом, предприятиями, осуществляющими свою деятельность в области торговли и общепита, промышленности и строительства (Таблица 3).

Таблица 3

Доля МП в общем числе МП, %:

01.01.

1995

01.01.

1996

01.01.

1997

01.01.

1998

01.07

1998 г.

в торговле и общепите

46,8

42,7

42,6

43,2

44,3

в промышленности

14,2

14,6

15,7

15,6

15,6

в строительстве

13,8

16,6 16,4 16,6 15,7

Динамика развития малых предприятий в этих отраслях относительно устойчива (Приложение 1, диаграмма 1-3).

Из других отраслей следует отметить агропромышленный комплекс. Более подробно структура малых предприятий по отраслям экономики представлена в Приложении 2, таблица 4, диаграмма 4). В частности, малые хлебопекарни выпускают 10% от общего производства хлебобулочных изделий. Достаточно быстро осваиваются производственные мощности в мини-цехах по производству мясных и молочных изделий. Развивается индивидуальное предпринимательство в сферах бытового, коммунального обслуживания, сельской торговли, народных промыслов.

Следует отметить также серьезную устремленность малых предприятий к инновационной деятельности. Так, в радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий в той или иной мере связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Распределение малых предприятий по отраслям промышленности (Таблица 5, Приложение 3 , диаграмма 5) отражает специфику каждой отрасли и обусловлено возможностями малых предприятий включиться в то или иное производство.

Таблица 5.

 

Число малых предприятий (шт.)
(по состоянию на 01.07.1998 г.)
Удельный вес в общем количестве
(%)
ВСЕГО в промышленности 136326 100
в т. ч. по отраслям промышленности:

 

 

Машиностроение и металлообработка

51405 37,7
Электроэнергетика 306 0,2
Топливная промышленность 825 0,6
Черная металлургия 1113 0,8
Цветная металлургия 1427 1
Хим. и нефтехим., фармацевтическая промышленность 5198 3,8
Деревообрабатывающая промышленность 17889 13,1

Легкая промышленность

18374 13,5
Пищевая промышленность 16711 12,3
Медицинская промышленность 3260 2,4
Промстройматериалы 7905 5,8
Микробиологическая промышленность

162

0,1

В настоящее время наиболее весомо малые предприятия представлены в машиностроении и металлообработке (37,7%), легкой (13,5%), пищевой (12,3%) и деревообрабатывающей (13,1%) промышленностях. Однако, нельзя сказать, что возможности малых предприятий в этих отраслях использованы в полной мере. Есть отрасли, где малые предприятия представлены слабо и их положительный потенциал явно не задействован. Это полиграфическая (2%), микробиологическая (0,1%), химическая, нефтехимическая и фармацевтическая (3,8%) промышленности. Наименьшие возможности для развития малых предприятий имеются в топливной отрасли, электроэнергетике, черной и цветной металлургии, что и отражается наименьшими значениями малых предприятий. Однако и в этих отраслях, по нашему мнению, имеются все шансы на их развитие если не в основном производстве, то во вспомогательных и обслуживающих структурных подразделениях.

Ориентированность малых предприятий на рыночные формы хозяйствования создает благоприятную среду для повышения производительности труда (объем производства по всем видам деятельности в расчете на одного работающего), которая по этому сектору предприятий имеет положительную динамику: за первое полугодие 1997 г. - 15,6 тыс.деноминир.руб., за первое полугодие 1998 г. - 19,2 тыс.руб. Проводя активную инвестиционную политику ( по итогам 1996 г. в строительстве доля капитальных вложений малых предприятий составила 56,2% от общего объема; в торговле и общественном питании - 66,1% от общего объема; промышленные - 4,4% от общего объема инвестиций по отрасли) малые предприятия вносят существенный вклад в поддержание конкурентной среды и стимулирование обновления средств производства. Собираемость налогов по малым предприятиям значительно выше, чем по другим категориям российских предприятий. Сводные показатели развития малого предпринимательства даны в Приложении 4, таблице 6.

По официальной оценке, именно динамичное развитие малого бизнеса за счет внутренних резервов этих предприятий сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производства в экономике России в первом полугодии 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом 1996 года (Приложение 5, диаграмма 6).

3. Малое предпринимательство как стратегический фактор проведения процессов реструктуризации отраслей и предприятий

Несмотря на значительное отставание России от стран с развитой рыночной экономикой по уровню развития малого предпринимательства, крупные российские предприятия уже имеют хозяйственные отношения с широким кругом малых предприятий. По данным независимых исследований на базе большинства крупных предприятий создаются в среднем по 5-6 малых предприятий в форме “дочерних”, вклад которых в результаты деятельности головной фирмы по валовому хозяйственному обороту оценивается примерно в 2,5-5%. Число малых предприятий, с которыми крупные предприятия поддерживают только торгово-экономические связи, - на порядок выше, охватывая в ряде случаев более 100 независимых фирм. Их доля в снабжении и сбыте обследованных предприятий, по оценкам руководства крупных предприятий, варьирует от 10 до 50%.

Взаимодействие крупных предприятий с малыми предприятиями прошло несколько этапов.

Первый этап совпал со стартом “перестроечных” реформ, когда малые предприятия создавались государственными предприятиями преимущественно для перекачки средств. Эти малые предприятия не имели серьезного практического значения для развития крупных предприятий и их адаптации к меняющимся экономическим условиям, но выполнили функцию одного из источников первоначального накопления капитала.

Второй этап имел место с начала акционирования и массовой приватизации крупных предприятий, когда усилились попытки создания на их базе функционально-ориентированных малых предприятий (прежде всего, в сферах снабжения, сбыта, строительных и вспомогательных работ и пр.). Эти попытки проводились как путем выделения отдельных хозяйственных звеньев предприятий, так и за счет создания малых предприятий на новой основе.

Третий этап, сущность которого будет характеризоваться производственно-кооперационной интеграцией крупных предприятий, с одной стороны, и малого бизнеса, с другой, получит развитие в рамках проводимого реформирования предприятий. В условиях отсутствия реальной государственной поддержки по выводу отраслей из кризиса малое предпринимательство приобретает особую актуальность, выступая как внутренний отраслевой ресурс экономического роста. Нетрадиционные комбинации факторов производства, создаваемые посредством предпринимательского подхода, позволяют использовать их с максимальной эффективностью, особенно в организации оптимальных структур и пропорций производства и управления.

В этой связи участие малого предпринимательства в реструктуризации отраслей рассматривается как предпочтительная стратегическая линия, реализация которой должна проходить по следующим направлениям:

  • реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных систем;
  • участие малых предприятий в создании гибких организационных структур отраслей и предприятий;
  • стратегическая ориентация на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства.

4. Реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных систем

Среди многих причин, затрудняющих выход из существенного спада производства, можно назвать и отсутствие нормального, стабильного рынка промышленных отношений. Нарушение устойчивых взаимосвязей и потеря надежных партнеров, составлявших целостные производственно-технологические цепочки, стало одной из острых проблем в деятельности предприятия.

Определенную позитивную роль в формировании устойчивых хозяйственных систем играет мобильность малых предприятий, которая позволяет им заполнить вакуум в посреднических звеньях между крупными предприятиями.

Однако роль малого бизнеса на современном этапе представляется шире: есть основание полагать, что он может стать одним из факторов оздоровления крупных неэффективно работающих предприятий при налаживании интеграционных взаимодействий. Если стратегическое партнерство удается осуществить в достаточно широких масштабах, это становится существенным вкладом малых предприятий в процесс вывода крупных предприятий из полосы кризиса, а также в значительной степени может определить дальнейшее развитие как самого малого предпринимательства, так и экономики в целом.

4.1. Механизмы привлечения малого предпринимательства к развитию процессов интеграции и стратегического партнерства

Включение потенциала малого предпринимательства в процессы развития интеграции и формирования стратегического партнерства в целях устойчивого развития хозяйственных систем проходит через механизмы подрядного кооперирования, совместного производства и выполнения государственных заказов.

В основе рассматриваемых далее механизмов лежит договор как юридический факт возникновения обязательных правоотношений между предприятиями.

4.1.1.Подрядное кооперирование и совместное производство

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия

Основными формами взаимодействия крупных компаний при налаживании кооперационных связей с мелкими фирмами, выступают подрядное кооперирование (субконтрактинг) и совместное производство (договорная специализация).

  • Виды наиболее широко используемых договоров:

Договор купли-продажи, договор на поставку товаров, договор на выполнение подрядных работ, договор о совместной деятельности.

Договора подряда имеют ряд принципиальных отличий от договора купли-продажи. Эти отличия проявляются:

а) в предмете договора - изготовление индивидуально-определенного изделия в подряде, а в купле-продаже -передаваемое имущество;

б) в условиях договора - подряд направлен прежде всего на определение взаимоотношений сторон при выполнении работ, купля-продажа - на передачу (поставку) предмета договора от продавца покупателю.

Договор поставки товаров применяется наиболее широко. К его основным отличительным признакам относятся правовой статус продавца - предприниматель; цель приобретения товара - для использования в предпринимательской деятельности либо для деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним использованием; срок поставки - единовременно, либо отдельными партиями в течение длительного периода времени.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

Объектами подрядного кооперирования могут быть весьма разнообразные виды деятельности - от получения полуфабрикатов до окончательной сборки.

Более высокую ступень подрядного кооперирования представляет выполнение крупными и малыми фирмами совместных проектов и программ. При этом между участниками складываются отношения стратегического партнерства, что приносит обеим сторонам ощутимые выгоды. Деление между партнерами расходов по освоению нового изделия в сочетании с возможностью каждого из них сосредоточиться на более узком звене производства (с учетом особенностей их производственного опыта и имеющегося технологического оборудования) дает им возможность с минимальным риском в короткие сроки осваивать выпуск технически сложных видов изделий, расширить объем экономически выгодного производства однородной продукции, что, в свою очередь, положительно сказывается на создании гибкой организационной структуры отрасли.

Отдельной формой промышленного, в том числе и международного промышленного кооперирования крупных и малых фирм, выступает договорная специализация. Важнейшее условие, которое придает соглашениям о специализации кооперационный характер, это наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства сложной продукции, о взаимных или односторонних субподрядных поставках, о проведении совместных исследований и разработках и т.д.

  • Применение в отраслях:

Подрядная деятельность может использоваться в любой отрасли народного хозяйства в процессе их реформирования. Значительное развитие подрядная форма кооперирования получила в отраслях, выпускающих конструктивно сложные изделия - самолеты, космическую технику, оборудование АЭС, электронное оборудование, оборудование для химических, металлургических и других технически сложных промышленных объектов. Наиболее широкие и всесторонние связи по кооперации сложились в тракторостроении, отраслях, выпускающих бытовые приборы (холодильники, радиоприемники, телевизоры, часы и др.), и особенно в автомобилестроении.

Узкоспециализированное производство может быть не только внутриотраслевым, но и иметь межотраслевой характер, например, производство некоторых изделий общемашиностроительного применения, крепежа и т.п., где малые производства оказываются как нельзя кстати.

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

Для формирования подрядных отношений в России между крупными хозяйственными единицами и малыми и средними структурами интересен опыт организации такого рода отношений в ведущих западных странах, в частности в Японии.

Характерной чертой японской промышленности является наличие тесных и обширных связей между изготовителями продукции и поставщиками комплектующих изделий. Японское промышленное производство обладает мощью и преимуществом в конкурентной борьбе благодаря системе "субподряда". В этой стране субподрядные группы представляют собой сложный экономический институт, в рамках которого поставщики ранжированы по вертикали, а именно: предприятия-поставщики более низкого уровня выступают субподрядчиками относительно предприятий вышестоящего уровня.

Вся эта многоуровневая “конструкция” работает по единому графику поставок, объем которых определяется контрактами помесячно и ежедневно оперативно корректируется в зависимости от развития спроса. Кроме того головная фирма часто практикует диверсификацию субпоставщиков, что позволяет сопоставлять сметы затрат и влиять на ценовую политику.

По оценке американских специалистов в области автомобилестроения эта система обеспечивает японским фирмам экономию около четверти производственных издержек.

  • В. Проблемы развития подрядных отношений в национальной экономике

Развитие субконтрактной системы в России должно строится на использовании современных методов стратегического планирования, позволяющих крупным предприятиям, проходя процесс реформирования, разработать концепцию производственно-технологического кооперирования с малым предпринимательством, а также оптимизировать их финансовые взаимоотношения.

Субконтрактинг в процессе выстраивания рыночных основ хозяйствования стимулирует постоянство во взаимодействии крупных и малых предприятий, что положительно сказывается на экономическом состоянии хозяйственных систем. Кроме того, техническая помощь в рамках субподряда может резко повысить оснащенность и конкурентоспособность большого числа малых предприятий, раскрывая перед ними возможность окрепнув в финансовом и технологическом отношении уйти от субподрядной зависимости, став средним по величине предприятием, способным в течении длительного времени самостоятельно выдерживать рыночную конкуренцию.

4.1.2. Выполнение госзаказов

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия

Сложившаяся к настоящему времени система закупок товаров, работ, услуг для государственных федеральных нужд использует механизм привлечения малых предприятий через конкурсные торги, в процессе которых государственный заказчик на основе заранее объявленных условий выбирает поставщика (исполнителя работ).

  • Виды наиболее широко используемых договоров:

Поставка товаров для государственных нужд.

Отличительной особенностью этой формы взаимодействия является ее осуществление на основе государственных контрактов и за счет средств бюджета и небюджетных источников финансирования.

Правовые нормы, обязывающие государственных заказчиков использовать возможности малых предприятий в реализации госзаказов, закреплены в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, Указе Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 и в постановлениях Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 и от 1 июля 1997 г. № 778.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

Среди возможных элементов механизма включения малых предприятий в систему конкурсных торгов можно выделить:

а) разукрупнение объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность для малого предприятия напрямую участвовать в торгах;

б) проведение специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов, стоимость которых не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда (по которым Указом Президента Российской Федерации от 8.04.97г. № 305 закупка может производиться как посредством конкурсных торгов, так и методом запроса котировок);

в) заключение контрактов в первую очередь с малыми предприятиями, предоставившими обеспечение заявок на участие в торгах (банковскую гарантию, залог или поручительство);

г) в случае участия малого предприятия в торгах совместно с крупным предприятием для него из общего объема поставки, возможно выделение своего (особого, небольшого) лота. При этом к малому предприятию применяется упрощенная процедура участия в конкурсе, а для крупного предприятия - общепринятая.

  • Применение в отраслях:

Участие малых предприятий в выполнении госзаказа возможно практически во всех отраслях промышленности, среди них: машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, промышленность стройматериалов, легкая и пищевая промышленность, некоторые отрасли добывающей промышленности.

В 1997-1998гг малые предприятия участвовали в поставках для государственных нужд:

- продовольственных товаров (мяса, мясных и молочных консервов, растительного и животного масла, муки, круп, сахара-песка и др.);

- мелкого оборудования (для обработки овощей, мини-пекарни и др.);

- военного обмундирования (костюмов, курток, брюк, сапог, ботинок):

- лекарственных средств.

В торгах на осуществление этих поставок МП участвуют на общих основаниях, часто побеждая других претендентов по относительно небольшим контрактам (в основном, цена таких контрактов от нескольких сотен тысяч рублей до 1-3 млн. руб. при контрактах на поставку продовольственных товаров и лекарственных средств, до нескольких десятков млн. руб. при контрактах на поставку обмундирования), например строительство жилых домов в городских поселениях Московской области.

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

В настоящее время, реальное участие малых предприятий в поставках для государственных нужд в целом незначительно. Вместе с тем, можно выделить несколько схем привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд.

1.Малое предприятие участвует в торгах самостоятельно и в случае победы в торгах становится исполнителем и распорядителем заказа.

2.Малое предприятие участвует в торгах не непосредственно, а как структурная единица крупного предприятия, от которого оно получит часть заказа в случае выигрыша торгов материнским крупным предприятием.

3.Малое предприятие становится соисполнителем заказа вместе с крупным предприятием.

  • В. Проблемы участия малых предприятий в исполнении государственных заказов

Самостоятельное участие малых предприятий в торгах на поставку продукции для государственных нужд в настоящее время затруднено из-за слабой материально-технической базы производственных предприятий, отсутствия должного уровня технологий на многих малых предприятиях, незначительностью собственных финансовых ресурсов, трудностями с обеспечением производства высококачественным сырьем и квалифицированными специалистами и т. д.

Также, существенное влияние на участие малых предприятий в торгах оказывает главный критерий конкурсного отбора - минимальная цена предложения. Помимо ценовой конкуренции малым предприятиям также не по силам принять риск несвоевременной оплаты выполненных контрактов, что при слабой финансовой дисциплине госзаказчиков случается часто. В направлении упорядочения системы финансирования госзаказчиков Минэкономики России разработаны проекты нормативных документов по введению процедуры предварительного согласования пакета документов по реализации государственного заказа в Минфине России. Утверждение указанных документов позволит, в определенной степени, снизить риск несвоевременной оплаты выполненных контрактов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию процесса участия малых предприятий в реализации государственных контрактов.

Участие малых предприятий в торгах затруднено отсутствием механизма обратной связи. До сих пор не создан предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 перечень малых предприятий - потенциальных участников госзаказов.

5. Участие малых предприятий в создании гибких организационных структур предприятий

Целью создания гибких организационных структур является выбор такой стратегической линии организации производства, которая максимально повысит долгосрочную эффективность предприятия. Из всех известных стратегических альтернатив в сегодняшней кризисной ситуации наиболее приемлемы стратегии ограниченного роста, отсечения, сокращения и переориентации. Каждая из них предполагает изменение структуры предприятия путем расширения, выделения или переориентации отдельных подразделений.

Ключевым компонентом указанных процессов реорганизации является создание новых юридических лиц - малых предприятий, строящих свои взаимоотношения с крупной реформируемой фирмой по определенным схемам и находящихся в различной степени зависимости от нее. Это взаимодействие характерно в той или иной степени для каждой отрасли народного хозяйства.

5.1.Основные схемы взаимодействия малых предприятий с крупным производством.

С учетом существующих особенностей крупных предприятий, а также практики их взаимодействия с малыми предприятиями, малые предприятия можно классифицировать следующим образом.

1. Малые производственные предприятия, непосредственно связанные с основным производством. Их деятельность может быть достаточно эффективной во взаимодействии с крупными предприятиями в отраслях массового и серийного производства (включая производство ТНП).

2. Малые предприятия, не связанные с основным производством, выполняющие обеспечивающие функции во взаимодействии с крупными предприятиями при проведении реструктуризации. Данные малые предприятия могут создаваться во всех отраслях промышленности и быть сгруппированы по следующим направлениям деятельности:

  • малые предприятия, без которых процесс реструктуризации крупного предприятия не будет иметь в перспективе должной эффективности. Это предприятия, в том числе привлекаемые, занятые научными исследованиями, инновационной деятельностью, маркетингом, инжинирингом, рекламой, консалтингом;
  • малые предприятия, оказывающие услуги производственного характера по обслуживанию основных производственных процессов: снабженческо-сбытовые, транспортные и складские услуги, работа с кадрами, информационно-вычислительные и другие услуги. Эти малые предприятия позволяют аппарату управления крупных предприятий сосредоточиться на основной производственной деятельности;
  • малые предприятия, обеспечивающие функционирование объектов социально-бытового обслуживания работников крупного предприятия. На такие малые предприятия могут быть перенесены вопросы текущего содержания этих объектов и работы, связанные с их передачей или продажей. Образование таких малых предприятий может быть временным явлением, но необходимым для крупных предприятий в силу специфики их современной структуры.

Образовавшиеся малые предприятия могут находиться в различной степени зависимости от крупного предприятия:

  • независимые малые предприятия, строящие отношения на основе договоров “купли-продажи”;
  • малые предприятия частично зависящие от головного предприятия. В наибольшей степени это относится к малым предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью, снабжением и сбытом (дилерскими функциями на рынках), подготовкой кадров, решением проблем, связанных с “социальным шлейфом” предприятия;
    • малые предприятия полностью зависимые от головного предприятия (используют его финансовые, материально-технические, сырьевые и управленческие ресурсы).

5.2. Механизмы привлечения малого предпринимательства к процессам реструктуризации отраслей и предприятий

Выбор стратегии, и, соответственно, схемы взаимодействия предопределяет вид применяемого механизма проведения реструктуризации. Путем включения механизмов выкупа, аренды, различных форм лизинга и франчайзинга в процессы формирования гибкой организационной структуры предприятия осуществляется эффективное использование площадей и имущества, а также других имущественных прав крупных предприятий, высвобождаемых в процессе их реструктуризации, перепрофилирования или применения к ним процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5.2.1. Выкуп, аренда

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия

Выкуп является кратчайшим путем овладения неэффективной собственностью, ее быстрого “реанимирования” и использования в целях получения прибыли.

  • Виды наиболее широко используемых договоров:

Договора аренды. К основным видам договоров аренды в рамках рассматриваемой темы можно отнести прокат, аренду предприятий, аренду отдельных подразделений предприятия или основных фондов.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

Если же покупателем является малое предприятие, финансовые возможности которого, как правило, недостаточны, возникает необходимость в дополнительных финансовых механизмах. В частности, приобретение основных фондов может быть осуществлено с привлечением средств финансового посредника или внешнего инвестора, заинтересованного в продукции создаваемого малого предприятия. В последнем случае может потребоваться поручительство какого-либо финансового института. Схема этой операции представлена на рис.1 (Приложение 6).

Как видно из рисунка, финансовый посредник и инвестор могут выступать в одном из трех качеств или в их комбинации:

- промежуточным продавцом, который, единовременно расплатившись с продающим предприятием, перепродает основные фонды в рассрочку;

- арендодателем, сдающим основные фонды в аренду;

- совладельцем малого предприятия, внесшим свою долю в уставный капитал в виде оборудования.

Процедура выкупа, как сделка купли-продажи, имеет несколько главных составляющих:

- появление эффективного собственника,

- развитие производства,

- появление нового налогоплательщика,

- погашение задолженностей крупного предприятия.

  • Применение в отраслях:

Механизмы выкупа и аренды имеют широкий спектр применения в отраслях и, как правило, используются когда капиталоемкость единицы мощности оборудования или единицы производственных площадей являются сравнительно доступной для малого предприятия.

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

Отраслевые особенности накладывают определенную специфику на масштабы использования данного вида взаимодействия. Так, в отраслях с непрерывным технологическим циклом (топливной, энергетической, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической), а также в отраслях, использующих капиталоемкое и уникальное оборудование использование арендных отношений ограничено в сфере основного производства. В то же время арендные отношения достаточно эффективно могут складываться во вспомогательных производствах, сфере услуг и ряде других областей. Наиболее широко арендные отношения могут быть использованы в отраслях массового и крупносерийного производства, производства ТНП. Следуют отметить возможности развития арендных отношений (во всех отраслях) при аренде высвобождаемых помещений, аренде и прокате средств транспорта, оборудования складских хозяйств, а также аренде или проката оборудования для научных исследований, средств электронно-вычислительной техники, средств связи и др. Перспективным представляется также формы аренды в рамках создания бизнес-инкубаторов, что одновременно решает проблему подготовки кадров и развития инновационной деятельности.

  • В. Проблемы использования малыми предприятиями механизмов выкупа и аренды

К основной проблеме сегодняшнего дня следует отнести отсутствие у малых предприятий достаточного объема оборотных средств, а также информационное обеспечения малых предприятий о имеющихся свободных производственных площадях и оборудовании. В этой связи актуальным является развитие механизмов финансовой поддержки малых предприятий, а также создание и обеспечение эффективного доступа к специализированным базам и банкам данных по рассматриваемой проблеме.

5.2.2.Лизинг

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия
  • Виды используемых договоров:

Договор финансовой аренды (лизинга).

Специфика этого договора состоит в том, что в отличие от других видов аренды объектом аренды является не то имущество, которое ранее использовал арендодатель, а новое, специально приобретенное с целью передачи его в аренду.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

Использование по договорам аренды и некоторых видов лизинга (финансовый и оперативный) оборудования и площадей крупных предприятий, часть которых простаивает, принося дополнительные издержки, малое предпринимательство выступает средством создания эффективной гибкой организационной структуры производства, а также побудительным фактором формирования рынка лизинговых услуг.

Использование малыми предприятиями договоров лизинга наиболее предпочтительно в проведении процессов реструктуризации и перепрофилирования крупных предприятий, а также как одно из направлений санации.

  • Применение в отраслях:

Лизинг представляет интерес как механизм активного развития малого предпринимательства в отраслях, связанных с оснащением и модернизацией оборудования, которое достаточно капиталоемко для его приобретения мелкой фирмой в собственность, но в тоже время необходимо для осуществления хозяйственной деятельности. К данной категории отраслей относятся и сезонные производства, предполагающие смену средств производства в течение года.

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

Использование лизинга имеет весьма большие перспективы при организации малых предприятий на базе активов крупных производств, т.к. отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательного момента при развитии таких отношений.

Следует упомянуть интересную форму лизинга, предлагаемую Московской лизинговой компанией, согласно распоряжению Премьера Правительства Москвы № 504-РП от 28 марта 1994 г. Она направлена на решение проблем поддержки и развития малого предпринимательства и состоит в организации и сдаче в аренду малых предприятий, полностью укомплектованных оборудованием и готовых (“под ключ”) к началу самостоятельной хозяйственной деятельности. Состав сдаваемого в лизинг производственного комплекса определяется договором. Его минимальный набор включает технологию, оборудование, помещения и/или земельный участок. Набор может быть при необходимости дополнен запасом сырья и материалов, “ноу-хау” и заемными оборотными средствами.

  • В. Проблемы использования лизинга малыми предприятиями

Несмотря на предпринятые меры, направленные на развитие лизинга, говорить о том, что в целом по России созданы все необходимые условия для эффективного вложения средств в сферу лизинга преждевременно.

Остро стоит проблема страхования на рынке лизинговых услуг. Это касается как страхования объектов лизинга, так и (причем в большей степени) финансовых рисков. Есть и другие проблемы, вытекающие из общей неразвитости нашего рынка: финансовая маломощность компаний, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей. Среди существующих проблем следует также отметить поиск источников инвестирования, неясность налоговых правил, неотработанность механизма возврата имущества и отсутствие развитого рынка подержанного оборудования. К проблемам, возникающим в деятельности лизинговых компаний следует отнести - отсутствие четких критериев для отнесения договоров к лизингу и неразвитость передачи в лизинг малоценного оборудования.

5.2.3.Франчайзинг

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия

Система франчайзинга в значительной мере облегчает выход на предпринимательский рынок предприятиям и отдельным предпринимателям, располагающим скромным начальным капиталом и не имеющим опыта в предпринимательской деятельности.

  • Виды наиболее широко используемых договоров:

Договор коммерческой концессии.

Эквивалентом договора коммерческой концессии в иностранном законодательстве является “франчайзинг”. Основной особенностью договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

При наличии избыточных производственных мощностей и при возрастающем уровне безработицы, открывается весьма эффективный путь для создания малых предприятий на основе заключения франшизного соглашения с крупными фирмами (или их региональными центрами) на предоставление права ремонта изделий этих фирм при условии гарантированного снабжения запасными частями.

  • Применение в отраслях:

Система франчайзинга пригодна для различных предприятий и широкого диапазона видов деятельности (производство, строительство, оказание услуг, торговля и др.). Поэтому, исходя из потребностей местного рынка, на основе имеющихся ресурсов в ныне простаивающих крупных предприятиях (производственные площади, оборудование, материалы и т.п.), можно выбрать наиболее подходящий вариант франшизы и организовать одно или несколько предприятий, которые в определённой степени будут способствовать оздоровлению социально-экономической ситуации в городе или районе.

Рассматривая перспективу развития франчайзинга в России в ближайшее время можно предположить, что будут прослеживаться те же направления, как и в развитых странах (транспортные услуги, автосервис, гарантийный ремонт техники, строительство и ремонт жилья, общественное питание, торговля и др.). Весьма широко распространен также франчайзинг в производстве узких групп товаров или продуктов (химические товары в спецупаковке, скобяные изделия, сантехника, прохладительные напитки, кондитерские изделия, молочные продукты и др.), а также в предоставлении разного рода услуг (бухгалтерские, аудиторские, юридические, обучение, туризм и гостиничное хозяйство).

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок" и другие. Наряду с уже действующими международными франчайзинговыми системами свое место могут занять российские фирмы, такие как "Русское бистро", "Золотой цыпленок", "Русская трапеза" (сфера питания), "Партнер" (детское питание), "Синий кристалл" (сеть прачечных), "Модный трикотаж" (розничная торговля) и другие.

  • В. Проблемы участия малых предприятий в развитии франчайзинга

С учетом вышеизложенного, франчайзинг, с точки зрения передачи прав на использование отработанных и оправдавших себя технологий, популярной торговой марки со сложившейся рекламой, должен быть интересен для многих крупных предприятий и особенно для градообразующих предприятий оборонного профиля, так как достаточно часто руководящие кадры этих предприятий при всем их высочайшем технологическом профессионализме испытывают огромные затруднения в переориентации предприятий на выпуск гражданской продукции.

Появление в ближайшее время широкой сети франчайзинга в России диктуется острой необходимостью трансферта передовых технологий предпринимательства, при обеспечении гарантий качества продукции и высоких стандартов обслуживания. Учитывая значительную роль франчайзинга, как технологии ведения бизнеса, его положительные стороны для развития предпринимательства в целом, представляется необходимым осуществить ряд дополнительных мер по государственной поддержке развития франчайзинга, среди которых особенно следует отметить развитие соответствующей законодательной базы, проведение информационных, образовательных и пропагандистских мероприятий.

6. Стратегическая ориентация на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства

Основной задачей реализации промышленной политики является повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ускорение институциональных и организационных преобразований на основе активизации инновационной и научно-технической политики.

6.1. Механизмы привлечения малого предпринимательства к активизации инновационного потенциала промышленности

Одним из механизмов повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в промышленности может стать использование инновационного потенциала малого предпринимательства.

6.1.1. Научно-техническое сотрудничество и венчурное финансирование

  • А. Общая характеристика форм взаимодействия

Одним из основных способов ускорения научно-технического прогресса в развитых странах является кооперация крупного капитала с большим числом малых и средних фирм, занятых в сфере НИОКР.

  • Виды наиболее широко используемых договоров:

Договор о совместной деятельности, договор купли-продажи, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Отличительным признаком договора возмездного оказания услуг является то, что предметом соглашения является не результат, а определенные действия, не имеющие материального воплощения, но приводящие к требуемому результату.

Области применения договоров о совместной деятельности достаточно широки, что объясняется как упрощенной процедурой заключения соглашения, так и имеющимися преимуществами в налогообложении.

В отличии от договора подряда в договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на заказчика возлагается бремя риска случайных неудач выполнения работ.

  • Элементы механизма и предмет взаимодействия:

Существует несколько основных форм кооперации крупного и малого бизнеса в сфере НИОКР.

Во-первых, отдача крупными корпорациями контрактов - заказов малым и средним фирмам. Под исполнение заказа крупная фирма может предоставить малой фирме заем.

Во-вторых, крупная компания может представить мелкой фирме, вступившей с ней в контакт, практическую помощь в виде консультационных услуг, передать накопленный опыт и знания в научной области, в сфере управления.

В-третьих, инвестирование в малые и средние фирмы заинтересованными в их разработках крупными компаниями и приобретение акций.

В-четвертых, создание новых малых фирм самим крупным бизнесом. Причем создание малой научно-технической фирмы может происходить путем отделения части кадровых и материальных ресурсов крупной компании. Этот путь обычно используется в тех случаях, когда деятельность крупной компании дает некоторые побочные результаты в виде соответствующих идей или технологий, причем эти результаты плохо согласуются с ее основной сферой деятельности, а их реализация связана с необходимостью новых инвестиций, а также со значительным риском.

В-пятых, крупная фирма и малое предприятие могут успешно сотрудничать в рамках совместной деятельности по разработке и продвижению на рынок новых продуктов или технологий. При этом первая предоставляет капитал и существующие каналы и механизмы рекламы, продажи и обслуживания, тогда как вторая занимается собственно разработками, отработкой технологии и производства.

В-шестых, существует смешанная форма сотрудничества крупных и мелких фирм в области НИОКР, которая заключается в использовании всех перечисленных выше форм в тех либо иных комбинациях.

Особо хотелось бы выделить ту форму организации отношений науки с производством вообще и крупного и малого бизнеса в частности на самых новейших, наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, которая связана с рисковым или венчурным капиталом.

  • Применение в отраслях:

Это взаимодействие характерно в той или иной степени для каждой отрасли народного хозяйства.

  • Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия

Малые фирмы составляют около 90% от общего числа действующих в сфере НИОКР компаний, на которые приходится довольно устойчивая и впечатляющая доля крупных научно-технических нововведений, освоенных в промышленности. В США, например, по некоторым данным, малые предприятия внедряют примерно в два десятка раз больше нововведений на доллар затрат по сравнению с крупными корпорациями. О результативности малых фирм свидетельствует длинный список таких научно-технических новшеств и открытий, как инсулин, пенициллин, хлопкоуборочная машина, каталитический крекинг, гирокомпас, реактивный двигатель, кондиционер, кислородное дутье, электронная лампа, ксерография и многое другое.

  • В. Проблемы участия малых предприятий в научно-техническом сотрудничестве с крупными предприятиями

Исходя из перспективы развития в России венчурного финансирования в качестве формы интеграции крупных и мелких структур, нельзя не указать на возможности весомого потенциала активно создающихся ныне финансово-промышленных групп. Взаимодействие ФПГ с малыми инновационными фирмами эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства; это в определенной мере решило бы и проблему "утечки умов".

Развитию этой формы кооперации между малым и крупным производством необходимо уделить первостепенное внимание. Основным лимитирующим фактором здесь выступает нехватка инвестиционных средств, вызванная прежде всего недостаточным уровнем развития нашей кредитной системы. При высокой доле сбережений в ВВП (по оценкам, свыше 20%), в России пока не развернуты такие формы специализированного кредита, способного обслуживать венчурный бизнес, как пенсионные, инвестиционные, гарантийные, взаимные фонды, кредитная кооперация и др. Законодательно-нормативная база, на которую могут опираться эти институты, практически отсутствует.

Государство обязано создать адекватную этим задачам внешнюю среду, а также обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных венчурных разработок. Немалую роль способны сыграть специальные фонды финансирования, учреждаемые государством и объединениями предпринимателей, Российской фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Существенны и иные элементы инфраструктуры поддержки, в том числе технопарки, уже функционирующие, к примеру, в Зеленограде, Ногинске, Новгороде и других городах страны. Развертывание этой инфраструктуры - неотложная обязанность государства в области стимулирования процесса малого инновационного предпринимательства.

7. Использование возможностей малого предпринимательства в проведении процессов реструктуризации на примере отдельных отраслей

7.1.Примерная классификация отраслей по степени развития малого предпринимательства

Отрасли реального сектора экономики с точки зрения использования возможностей малого предпринимательства в целях формирования современной структуры хозяйства можно условно классифицировать на три следующие группы.

К первой группе следует отнести отрасли, специфика которых предполагает наиболее масштабное участие малых предприятий в производственных процессах. Это, прежде всего, наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством (машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение). В отрасли электронной оптики перспективен выпуск малыми предприятиями определенных видов комплектующих изделий. Основное предприятие, в этом случае, берет на себя инженерное сопровождение процесса производства на малых предприятиях - спутниках.

Обслуживание основных производственных процессов малыми предприятиями возможно также в цветной и черной металлургии. Выведение ремонтных, ремонтно-строительных служб, энергетического обслуживания из состава основного производства путем создания малых предприятий производится с целью удешевления цены продукции, т.к. затраты по содержанию таких цехов включаются в ее себестоимость.

Выделяется ряд отраслей с ограниченными возможностями развития сети малых предприятий: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, отдельные виды нефтяного и химического машиностроения, металлургический комплекс.

Тем не менее, определенные перспективы имеются в развитии малого предпринимательства во вспомогательных производствах и службах этих отраслей (ремонт, транспорт, энергетическое обслуживание и др.), а также в отдельных подотраслях (например, в химической промышленности - переработка пластмасс, производство резино-технических изделий, производство аудио- и видеокассет и др.). В данном направлении наиболее актуально включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.

В отдельную группу могут быть отнесены отрасли, в которых малый бизнес вообще не имеет сколь либо существенных перспектив развития: топливно-энергетический комплекс. Это связано, в первую очередь, с высокой капиталоемкостью основных фондов, большой инерционностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия. Отдельно следует отметить специфику химического комплекса: высокая пожаро- и взрывоопасность многих химических процессов, экологическая опасность, вредные условия труда, возможность использования технологий в запрещенных целях.

7.2. Основные направления стратегии развития малых предприятий на примере отдельных отраслей

Некоторые особенности развития малого предпринимательства в условиях реструктуризации отраслей далее рассматриваются на примере машиностроительного, химического и металлургического комплексов, выделенных с точки зрения наличия подотраслей, относящихся к указанным выше группам.

7.2.1.Машиностроительный комплекс.

Неотложность мер по реструктуризации машиностроительного комплекса диктуется его общим экономическим положением. По мнению специалистов, технология и другие особенности предприятий машиностроительного комплекса вполне допускают использование малых предприятий при реструктуризации отрасли.

Основные направления стратегии развития малых предприятий в машиностроительном комплексе (на примере некоторых отраслей):

    • в автомобилестроении, химическом и нефтяном машиностроении - расширение дилерской сети, расширение служб маркетинга, активизация рекламной деятельности;
    • в станкоинструментальной отрасли - создание на действующих и организуемых вновь МП кооперированного производства компонентов продукции станкостроения на основе международного разделения труда для продажи на внутреннем и внешнем рынках;
    • в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении - широкое привлечение малого бизнеса к участию в формировании предприятий регионального машиностроения, создание которого планируется в связи с коренной перестройкой сложившейся территориальной схемы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения, не отвечающей географическим условиям России, имеющей девятнадцать резко отличающихся природно-климатических зон.

Вместе с тем ряд отраслей имеют ограниченные возможности для развития сети малых предприятий в силу технологических и производственных особенностей. В первую очередь это относится к тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению, а также к отдельным видам нефтяного и химического машиностроения, характеризующегося мелкосерийным и индивидуальным характером производства, а также длительным циклом производства. В этих отраслях малые предприятия будут представлены в основном в сфере бытового обслуживания, торговли, транспортного обеспечения и в производстве товаров для населения.

7.2.2. Химический комплекс.

Основную роль в химическом комплексе играют крупные предприятия со средней стоимостью основных фондов порядка 820 млрд.руб., объемом выпуска продукции 100 млрд.руб. и количеством занятых 1500 человек, осуществляющие непрерывные технологические процессы, нередко экологически, пожаро- и взрывоопасные.

В связи с этим, создание малых предприятий на базе отдельных подразделений крупных химических производств – явление не частое, хотя и имеющее место (например, на ОАО "Бератон", г. Березники). В основном же, по мнению специалистов химической промышленности, использование возможностей малого предпринимательства при проведении реструктуризации основных производств химического комплекса в целом может быть весьма ограниченным.

Что касается других химических производств, то стратегией развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2005 года увеличение числа предприятий малого бизнеса определено как важное направление в институциональных преобразованиях отрасли. Прогнозируется увеличение объема произведенной ими продукции в общем объеме продукции химического комплекса с 7,3% в 1996 г. до 13-15% в 2005 г. Развитие предприятий малого бизнеса планируется прежде всего в таких направлениях как переработка полимерных материалов, производство обуви, лакокрасочной продукции, товаров бытовой химии, изделий из смол и пластмасс, резинотехнических изделий и др.

Другие приоритетные направления развития малого бизнеса, которые получат развитие в ближайшей перспективе:

-сбор и переработка использованных бытовых товаров и упаковки из пластмасс, стекла, алюминия и т.п.;

-разработка новых наукоемких технологий, оборудования, средств производственного контроля и мониторинга окружающей среды.

7.2.3. Металлургический комплекс.

Специфика металлургического производства, представляющего собой многоступенчатую организационно-технологическую структуру, заключается в том, что осуществляемые в нем технологические процессы носят, как правило непрерывный характер и небезопасны в экологическом и пожарном отношениях.

    • Черная металлургия состоит из 14 подотраслей и производств, технологически взаимосвязанных между собой в многопередельном процессе производства черных металлов.

Высокая капиталоемкость и массовость производства продукции черной металлургии, зависимость от сырьевых источников и топливно-энергетических ресурсов, длительность инвестиционного цикла потребовали ориентации на создание крупных комбинатов и предприятий, специализирующихся на выпуске определенного ассортимента продукции, в ряде случаев привязанного к отраслевым и региональным рынкам.

    • Цветная металлургия включает 16 укрупненных видов производства – от крупномасштабных производств алюминия, меди, никеля и других металлов до производства твердых сплавов, электродной продукции, полупроводниковых материалов.

Как и в случае большой химии, использование возможностей малого предпринимательства при проведении реструктуризации основных производств металлургического комплекса весьма проблематично. В то же время, учитывая, что практически на каждом предприятии существуют ремонтные и ремонтно-строительные службы, энергетическое обслуживание и другие вспомогательные цеха, а затраты по обслуживанию являются фактором удорожающим продукцию, имеет смысл выводить указанные службы из состава основного производства и создавать малые предприятия.


8. Выводы и предложения

8.1. Выводы

    1. Достижение целей по обеспечению структурных сдвигов в производстве связано с активизацией промышленной политики и решением задач по развертыванию процесса перевода предприятий на современные условия хозяйствования с использованием позитивного потенциала предпринимательства.
    2. Ядром предпринимательского подхода должна стать реализация мер, обеспечивающих стимулирование деятельности малых предприятий, как подлинного предпринимательства, создающего нетрадиционные комбинации факторов производства, используемых с максимальной эффективностью особенно в организации оптимальных структур управления и пропорций производства.
    3. Оценка роли малого предпринимательства как весомого фактора экономической активности подтверждается его значительным местом в экономиках развитых стран.
    4. В России несмотря на значительное ее отставание от экономически развитых стран по уровню развития малого бизнеса, малые предприятия уже являются существенным сектором национальной экономики и необходимым элементом хозяйственных связей.
    5. Малое предпринимательство уже показало себя интересным партнером для крупного производства. Пройдя этапы участия в процессах первоначального накопления капитала, акционирования и массовой приватизации, малое предпринимательство вплотную подошло к этапу производственно-кооперационной интеграции с крупным производством.
    6. Развитие взаимодействия разных категорий предприятий является объективной необходимостью поступательного развития устойчивых хозяйственных систем, сбалансированность которых в значительной степени будет определяться проводимой государственной политикой.
    7. Включение малого предпринимательства в ход реструктуризации отраслей и предприятий может рассматриваться как предпочтительная стратегическая линия, реализация которой должна проходить по следующим направлениям:

      - реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных систем;

      - участие малых предприятий в создании гибких организационных структур отраслей и предприятий;

      - стратегическая ориентация на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства.

    8. В основе указанных направлений лежат такие формы взаимодействия как: подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование.
    9. Оптимальное использование каждого из перечисленных механизмов в первую очередь зависит от стабилизации макроэкономических показателей. Вместе с тем, сегодня должны быть приняты меры, которые позволяют создать благоприятную среду и на микроэкономическом уровне.

8.2. Предложения:

1. В части совершенствования нормативно-правовой базы:

1. Доработать отраслевые стратегии реструктуризации в направлении более широкого привлечения малого предпринимательства к решению проблем реформирования предприятий.

2. Дополнить Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства” специальными статьями, регулирующими и стимулирующими процесс взаимодействия малого и крупного бизнеса:

  • изменить статью 3 в части увеличения доли крупных предприятий в уставном капитале малых предприятий, в настоящее время ограниченную величиной 25%;
  • ввести более гибкую систему критериев как малого, так и среднего предпринимательства (выделение микропредприятия, малое предприятие, среднее предприятие).

3. В целях стимулирования создания новых малых предприятий в процессе реорганизации крупных предприятий следует законодательно отрегулировать вопрос регистрации новых юридических лиц (скорейшее принятие Федерального закона “О регистрации юридических лиц”).

4. Ввести специальные вид льгот, ориентированные на стимулирование взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями, а также на создание новых малых предприятий в процессе реструктуризации предприятий: исключить из налогооблагаемой базы на имущество для предприятий имущество и земли, передаваемые (арендуемые) в пользование малым предприятиям; установить льготы по налогу на имущество предприятиям при внесении ими имущества (производственных средств) в качестве вклада в уставный капитал малых предприятий.

2. В части развития производственной кооперации:

1. Провести анализ использования государственной собственности в соответствующих отраслях. Составить реестры неиспользуемого имущества (зданий, сооружений, площадей, мощностей, землеотводов, оборудования и т.д.), рекомендуемого для продажи, передачи в аренду, во временное пользование, обслуживание либо другие формы постоянного или временного отчуждения в пользу малого предпринимательства.

2. Изменить нормативы выведения производственных мощностей в резерв. Производственные мощности, экспертно оцененные как возможные к использованию в сфере малого предпринимательства должны выводиться в резерв только на ограниченный срок и при условии включения их в названный выше открытый реестр.

3. Разработать методические рекомендации для руководства крупных предприятий по взаимодействию с малыми предприятиями, прежде всего, дочерними предприятиями (управление, финансовый контроль, кадровая политика и пр.).

4. В рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства предусматривать мероприятия по развитию системы правового консалтинга и юридической помощи (помощь в составлении контрактов и кооперационных соглашений, протоколов разногласий по договорам, исков, представление интересов малых предприятий в суде, оценка размера ущерба и др.).

5. Привлечь внимание системы общественной поддержки малого предпринимательства к проблеме производственной кооперации малого и крупного бизнеса.

6. В рамках Общественного Совета по реформе предприятий провести заседание по проблеме использования возможностей малых предприятий при реформировании крупных производств.

7. В целях повышения качества, достоверности и сопоставимости статистической информации о развитии малого предпринимательства и влиянии этого сектора на экономику в целом разработать комплексную систему государственного статистического наблюдения за сектором малого предпринимательства.

3. В части выполнения государственных заказов:

Меры государственной поддержки должны быть направлены на разработку механизма реализации и контроля со стороны органов за соблюдением норм Закона и решений Правительства по обязательному привлечению малых предприятий к поставкам для государственных нужд. В этом направлении необходимо:

1. Подготовить нормативно методические материалы по участию малых предприятий в производстве и поставке продукции для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы.

2. Включить в проект Федерального закона “О конкурсах по поставкам продукции для государственных нужд” специальных норм, касающихся малых предприятий.

3. Стимулировать привлечение малых предприятий к поставкам для муниципальных нужд: организация проведения специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов, стоимость которых не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

4. Создать перечень малых предприятий - потенциальных участников госзаказов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523.

5. Установить процедуру аккредитации малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным показателям выполнять государственные заказы. Публиковать в средствах массовой информации списки аккредитованных фирм.

6. Утвердить нормативные документы по введению процедуры предварительного согласования пакета документов по реализации государственного заказа в Минфине России.

7. В целях осуществления контроля и статистического наблюдения за привлечением к выполнению государственных заказов субъектов малого предпринимательства включить в форму представления информации федеральными органами исполнительной власти в Минэкономики России (направленную письмом Министерства за N АС-272/4-319 от 2 июля 1997 г.) о результатах проведения торгов (конкурсов),расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов на закупку товаров, работ и услуг, в том числе на конкурсной основе, эффективности закупок, а также о закупках без проведения конкурсов, показатели, касающиеся участия малых предприятий в указанных закупках.

8. В рамках проведения Минэкономики России круглого стола по обмену опытом в проведении торгов на закупку продукции для государственных нужд рассмотреть как самостоятельную проблему участие малых предприятий в госзаказах.

4. В части развития лизинга, франчайзинга, венчурного финансирования:

1. Принять соответствующие федеральные законы.

2. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках программ поддержки предпринимательства предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых компаний для малых предприятий.

3. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках программ поддержки предпринимательства предусматривать мероприятия по созданию специализированных инвестиционных институтов венчурного финансирования.

5. В части включения следующих мероприятий в региональные программы поддержки малого предпринимательства:

1. Развитие схем кредитования физических лиц, учреждающих малые предприятия, при обеспечении кредитов личными средствами и имуществом либо гарантиями фондов поддержки малого предпринимательства или крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями.

2. Развитие объектов инфраструктуры поддержки малых предприятий, создаваемых на базе пустующих площадей крупных предприятий, с использованием механизмов льгот по налогу на землю и налогу на имущество, специальных ставок арендной платы, долевого участия в капитале и др.


Приложение 1

Диаграммы 1-3

 


Приложение 2

Таблица 4

Распределение малых предприятий по отраслям экономики

(По итогам 1 полугодия 1998 г.)

Кол-во малых предприятий (шт.)

% от общего количества

ВСЕГО:

871359

100

в том числе по отраслям экономики:

Промышленность

136326

15,6

Строительство

136714

15,7

Торговля и общественное питание

385749

44,3

Сельское хозяйство

13052

1,5

Транспорт

18218

2,1

Прочие

181300

20,8

Приложение 3

Структура малых предприятий в промышленности

Приложение 4

Таблица 6.

Сводные показатели развития малого предпринимательства (данные Госкомстата России по итогам года)

Показатель

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Число малых предприятий (МП), тыс.ед.

146/

560a

480/

865 a

896,9

877,3

828

861,1

Доля промышленных МП в общем числе, %

10,7

10,9

14,2

14,6

15,6

15,7

Доля строительных МП в общем числе, %

13,0

10,6

13,8

16,6

16,5

16,5

Доля МП торговли и общепита в общем числе, %

49,1

45,9

46,8

42,7

42,6

43,3

Доля МП частной формы собственности в общем числе, %

35,6b

75,3

84,2

84,2

89,0

90,1

Общая численность занятых на МП, тыс чел

3729,8

12717,0

15156,5

13871,0

8621,2

8639,2

Доля работников списочного состава в общем числе, %

55,6

53,7

55,9

64,5

72,7

74,5

Доля занятых на МП на постоянной основе в общей численности занятых в народном хозяйстве, %

-

11,2

14,0

15,7

10,0

Доля продукции (товаров, услуг) МП в общем объеме валового выпуска в России, %

-

-

12,0

-

7,0

10,0

Доля балансовой прибыли МП в прибыли всех сфер российской экономики, %

-

-

30,0

18,0

26,14

Доля объема капитальных вложений МП в общем объеме капитальных вложений в экономике, %

-

-

6,0

11,0

6,2

Доля товарооборота МП рознич ной торговли в общем объеме розничного товарооборота, %

-

-

35c

12,0

-

37

Доля объема продукции промышленных МП в общем объеме промышленного производства, %

-

-

8,0

8,0

-

3,8

Доля объема подрядных работ строительных МП в общем объеме подрядных работ отрасли, %

-

-

40,8

38,9

20,0

Доля МП Центрального района в общем числе, %

19,9

35,6

30,1

30,5

33,0

30,6

a - Досчет на ненаблюдаемый круг

b - Собственность граждан

c - Товарооборот предприятий торговли и общественного питания


Приложение 5

Объем продукции, произведенной малыми промышленными предприятиями (в трл. неденоминир. руб.)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости