Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российский челночный бизнес. Общая характеристика и взаимосвязь с итальянским рынком

(проблемные исследования)
ECONOMISTI ASSOCIATI (1997)

Татьяна Мельниченко

Альберто Болонини

Роберто Заватта

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ >>>

2. ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ >>>

2.1. Главные характеристики челночного бизнеса >>>

2.2. Экономический эффект челночного бизнеса >>>

2.3. История развития челночного бизнеса >>>

2.4. Экономика челночного бизнеса >>>

2.5. Транспортировка товара и его реализация >>>

2.6. Структуры, обслуживающие челночный бизнес >>>

2.7. География челночных поездок >>>

3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС В ИТАЛИИ >>>

3.1. История развития >>>

3.2. Масштабы явления >>>

3.3. Реакция итальянского рынка >>>

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛНОЧНОГО БИЗНЕСА >>>

4.1. Долгосрочные перспективы >>>

4.2. Краткосрочные перспективы: влияние законодательных актов >>>

4.3. Дискуссия относительно челночного бизнеса

4.4. Новые возможности для итальянских предпринимателей >>>

ПРИЛОЖЕНИЯ >>>

Приложение 1. Пример East Line >>>

Приложение 2. Таблицы >>>

Таблица 1. Число граждан стран бывшего Советского Союза, прибывших в Италию в 1995 году (по видам транспорта) >>>

Таблица 2. Число российских граждан, выехавших за границу в 1995 году (по целям поездок), тысяч человек >>>

Таблица 3 Число российских граждан, выехавших за границу в 1994 году (по целям поездок), тысяч человек >>>

1. ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено российскому челночному бизнесу – явлению, имеющему достаточный экономический резонанс, но не получившему пока должной оценки. Под “челноками” подразумеваются физические лица, официально относимые к категории туристов, которые посещают зарубежные страны с целью приобретения разнообразных товаров широкого потребления (начиная с одежды и заканчивая мелкими электробытовыми приборами) для их дальнейшей перепродажи на российском рынке.

Зародившаяся в самом конце 80-х годов и первоначально осуществляемая с некоторыми странами Восточной Европы и Ближнего Востока, челночная торговля постепенно распространилась на Западную Европу, в том числе Италию. В Италии челночный бизнес особенно активизировался начиная с 1993 года, и в настоящее время для многих итальянских предпринимателей (представителей не только торгового, но и производственного секторов) российские челноки являются постоянными клиентами.

Данное исследование представляет собой первую попытку описать и дать количественную оценку челночному бизнесу. В частности, вторая глава посвящена описанию челночного бизнеса в контексте современной российской экономики. Затем, в третьей главе представлен анализ деятельности российских челноков в Италии и ее влияние на итальянский рынок. Наконец, в четвертой главе дается краткий анализ наиболее вероятных направлений развития этого явления, как в целом, так и в отношении итальянского рынка.

Как известно, “официальные” данные относительно челночного бизнеса существуют лишь в ограниченном виде. Настоящее исследование в широкой степени базируется на информации, полученной в ходе бесед с представителями самого челночного бизнеса, а также туристических агентств, торгового сектора и других организаций, так или иначе связанных с данным типом экономической деятельности. Встречи и беседы проходили как в России (Москве), так и в Италии в период лето-осень 1996 года. Информация, полученная во время этих бесед была проанализирована и дополнена данными статистики, поступившими как из официальных российских источников, так и других. Так, например, фирма Аэрадрия (фирма-администратор аэропорта Мирамаре города Римини) предоставила данные о прибытии российских граждан в аэропорт Римини. Авторы благодарят все организации за сотрудничество.

2. ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

2.1. Главные характеристики челночного бизнеса

Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.

Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой. Подобная деятельности охватывает широкий спектр товаров широкого потребления (одежду, обувь, электробытовые приборы, бижутерию и т.д.). Другой ее характеристикой является большая частота посещений зарубежных стран. Действительно, челноки-профессионалы осуществляют до 20 поездок в год.

Челноки не регистрируют свою деятельность в России в качестве юридических лиц (как предприятия или фирмы), а получают лицензию на право ведения розничной торговли.

Близким к челночной торговле вариантом являются так называемые “шоп-туры”, которые в рамках единой поездки за рубеж преследуют двойную цель: туризм и коммерцию. При том, что экономический смысл этих двух вариантов различен, на практике их трудно отличить. Кроме того, представители новой российской элиты (так называемые “новые русские”) во время пребывания в Милане или Париже могут потратить на приобретение одежды сумму, эквивалентную стоимости закупок профессиональных челноков.

2.2. Экономический эффект челночного бизнеса

Сама “неофициальная” природа челночного бизнеса создает сложности для его количественной оценки. Однако, все большее распространение этого явления в последнее время подтолкнуло российские ведомства к попыткам таких оценок. Согласно данным Госкомстата России, в 1994 году челноки импортировали товаров на сумму 8,2 млрд. долларов США. В 1995 году эта сумма превысила 10 млрд. долларов США (20% всего российского импорта). При этом челночный бизнес вовлекает в свою экономику в общей сложности около 10 миллионов человек.

Для сравнения напомним, что весь российский импорт из стран дальнего зарубежья в 1995 году оценивался в 33 миллиарда долларов США.

Ниже приведем также данные об импорте из этих стран некоторых видов товаров широкого потребления (в миллионах долларов США):

  • Ткани х/б - 32
  • Ткани синтетические - 93
  • Трикотажная одежда - 235
  • Текстильная одежда - 275
  • Одежда из кожи - 18
  • Меховая одежда - 16
  • Кожаная обувь - 206
  • Текстильная обувь - 19
  • Парфюмерия - 320
  • Часы - 17
  • Ковры - 53
  • Постельное и столовое белье - 26
  • Электромеханическиебытовые машины - 17

Таким образом, официально зарегистрированный импорт основных товаров широкого потребления не превышает 1,5 миллиардов долларов США, что означает, что в конце 1995 года челноки контролировали большую часть импорта этих товаров.

Можно попытаться оценить количество занятых челночными операциями (подобная оценка, безусловно, является очень приблизительной), опираясь на данные статистики о количестве российских граждан, выезжающих за границу. Согласно этим данным Госкомстата (основанных в свою очередь на данных таможенно-пограничной службы) в 1995 году российские граждане совершили 2.555.000 поездок за границу с туристической целью и 1.696.000 с целью, определяемой как “служебная” (2.522.000 и 2.283.000 соответственно в 1994 года). На основе данных, предоставленных некоторыми российскими туристическими агентствами, которые организуют чартерные рейсы, можно считать, что в среднем 60% этих поездок осуществляется челноками, т.е. приблизительно 1.500.000 поездок. Исходя из предположения, что один челнок совершает в год от 10 до 15 поездок, получим общее количество челноков от 75.000 до 100.000 человек.

На основе информации, полученной из бесед с челноками, можно предположить, что по крайней мере одна четвертая/одна пятая часть от общего количества челноков к настоящему времени достигла достаточного размера и оборота операций для того, чтобы считать их мелкими оптовиками. Имеет смысл напомнить, что в 1995 году в России насчитывалось 41.600 официально зарегистрированных оптовых фирм (около 35.000, если из этого количества исключить предприятия, торгующие нефтепродуктами). Так как многие официально зарегистрированные российские оптовые фирмы действуют в отраслях, далеких от челночного бизнеса, можно осмелиться и предположить, что оптовая торговая сеть, созданная челноками, по крайней мере в количественном выражении является более важной.

В свете вышеизложенных данных и оценок, неудивительно, что челночная торговля быстро превратилась из “неформального явления” в серьезную политическую проблему. Действительно, с одной стороны Правительство не имеет достаточного административного и налогового контроля над большей частью операций по импорту потребительских товаров, с другой стороны, явление получило настолько широкое распространение, что может влиять на стабильность внутреннего российского рынка. В России ситуация еще больше осложняется наличием конфликта интересов между федеральными властями, контролирующими сбор таможенных пошлин на импортируемые товары, и местными администрациями, получающими плату за лицензии на право розничной торговли и собирающими налоги с коммерческой деятельности (челноки обычно платят налоги как представители розничной торговли).

Уже в конце 1995 года государственные структуры обвинили челноков в масштабах отрицательного сальдо между импортом и экспортом, которое в 1995 году составило 7,28 млрд. долларов (5,03 млрд. долларов в 1994 года). Затем, несмотря на регулярный отпор со стороны Совета Федерации, Правительство предприняло серию актов, направленных на взятие челночного бизнеса под минимальный контроль. Однако, сегодня, кажется, никто не в состоянии уничтожить челночный бизнес как таковой, используя единственно возможное, эффективное с административной точки зрения средство: т.е. введение ограничения на валюту, вывозимую физическими лицами за границу (как это было, например, в Италии до недавнего времени).

2.3. История развития челночного бизнеса

Челночный бизнес зародился в самом конце 80-ых годов, когда были открыты границы для частных поездок за рубеж. Возможность выезжать за границу была встречена с энтузиазмом, который, однако, сразу же натолкнулся на ограниченность финансовых средств в распоряжении советских граждан. Отсюда родилась идея “коммерческого элемента”, чтобы оплатить свою поездку и немного заработать. Денежные средства “инвестировались” в относительно дешевые товары “Made in USSR” (электрические чайники, утюги, телевизоры и т.д.), которые затем перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта использовалась для закупки потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе.

Первый же опыт показал, какие экономические возможности дает этот вид торговли. Поэтому можно считать, что челночный бизнес оформился в 1991-93 гг., когда для растущего числа граждан этот бизнес стал основным способом заработка. В условиях все более сложной социально-экономической ситуации (в этот период валовый внутренний продукт в России сократился на более, чем 20%)люди самых разных процессий и разных социальных групп начали заниматься челночными операциями. Так, например, в него пришли те, кто покинул предприятия оборонного комплекса, оставшиеся без госзаказов и, следовательно, испытывающие финансовые трудности.

Первые челноки, так же как и российские покупатели, были неопытны и невзыскательны в отношении качества товаров: они привозили, в основном, дешевые товары соответствующего качества. Первые страны, “открытые” для челночного бизнеса – Польша, Китай, Турция – полностью соответствовали этим требованиям. Со временем ситуация изменилась: потребители значительно повысили свои требования и к ассортименту, и к качеству товаров, Одновременно челноки расширили географию своих поездок, включив в нее западно-европейские страны, такие как Италия и Греция.

Можно говорить о том, что за первым этапом экспансивного развития челночного бизнеса, характеризующимся быстрым ростом количества импортируемых товаров и высоким процентом прибылей, последовал второй этап (продолжающийся и в настоящее время), который можно определить как “укрепление позиций”. Это этап характеризуется процессом “цивилизации” челночного бизнеса, сопровождающимся укрупнением отдельных его представителей и улучшением общей организации, в том числе касающейся реализацией товаров (например, развитием вещевых рынков). Кроме того, появилась специализация челноков по группам товаров и/или по странам, где производятся закупки. Эти изменения не затронули, однако, основных характеристик челночного бизнеса, и даже в случае наиболее организованных челноков, которых вполне можно отнести к разряду мелких оптовиков, сохраняется оперативность и низкие затраты, лежащие в основе их конкурентоспособности по отношению к традиционной торговле.

На этом этапе можно выделить три основные категории челноков:

  • успешно действующие представители челночной торговли, практически создавшие оптово-закупочные фирмы или торговые дома, у которых нет только официально зарегистрированного названия;
  • традиционные челноки, работающие индивидуально при поддержке членов их семей;
  • категория тех, кто осуществляет закупки для процветающих представителей челночного бизнеса или для третьих лиц.

2.4. Экономика челночного бизнеса

Закупка товаров. Расходы на закупку товаров во время одной поездки варьируются в незначительных пределах: начиная от 2.000 долларов в случае мелкого или начинающего свою деятельность челнока до среднего уровня, определяемого в 10.000-20.000 долларов в случае уже организованного челнока, имеющего одну или более торговые точки. Представляется, что максимальная сумма, предназначенная для закупки товаров, достигает уровня 50.000 долларов. Эта статья расходов также зависит от страны и от типа товаров, достигая более высокого уровня, например, при закупке одежды достаточно высокого качества в Италии.

Оборотный капитал. Первоначально необходимый для челночной деятельности капитал приравнивался к стоимости затрат на одну поездку. На заре челночного бизнеса можно было отправиться в Турцию или Индию, имея 300 долларов. В настоящее время эти цифры значительно выросли как за счет увеличения некоторых затрат, так и за счет более организованного характера операций в целом. Предположив, что товар, приобретенный во время только одной поездки может быть продан в течение одного месяца и добавив 20% на нереализацию, затраты на управление (см.ниже) и т.д., необходимый оборотный капитал может быть оценен в 2.500-5.000 долларов США для мелкого челнока и в 75.000 долларов США для оптовика. Возросшая потребность в финансовых средствах смягчается наличием так называемого кредита со стороны поставщиков. Несмотря на кажущееся противоречие с неформальным характером этого бизнеса, некоторые челноки достигли достаточно высокого уровня доверительности в отношении своих поставщиков.

Затраты. Процесс “цивилизации” челночного бизнеса приводит к увеличению расходов по сравнению с начальным этапом. Кроме расходов на закупку товаров, основными затратными статьями челночного бизнеса являются: расходы на дорогу и проживание за рубежом, растаможивание, разгрузку, аренду торговой точки или места на рынке и ее обслуживание (например, места на вещевом рынке). К этим затратам необходимо добавить налоги, которые челноки платят не как субъекты внешнеторговой деятельности, а как физические лица, имеющие лицензию на розничную торговлю: т.е. налог на доход, являющийся прогрессивным, а также НДС. В конце параграфа приведен пример стандартных затрат челнока, базирующегося в Москве.

Прибыли. Как любой новый вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным риском (как известно, многие челноки пострадали от неправильного выбора товара или подверглись изъятию партии товара на таможне), в начальный период челночный бизнес давал высокие прибыли, т.е. прибыли на уровне 100% и 200% считались вполне нормальными. В настоящее время возросшая конкуренция привела к значительному сокращению уровня прибыли. Так, в Москве для “обычных” товаров прибыли не превышает 50%. Это сокращение уровня прибыли в свою очередь повлияло на процесс дифференциации челноков, и особенно, на увеличение масштабов деятельности преуспевающей части.

Стандартные затраты московского челнока

  • Поездка за рубеж
В случае использования чартерного рейса и недельного пребывания, затраты на поездку находятся в пределах 400 долл. США для Турции и 600 долл. США для Италии (полупансион)
  • Транспортировка товаров
Тарифы в зависимости от страны: 2 дол. США за кг для Турции и 4,5 долл. США за кг для Италии (зависит также от туроператора)
  • Аренда торговой точки
В Москве плата за аренду от 25 долл. США в день для рынков типа Коньково, до 100 долл. США в день для более престижных рынков (Динамо, ЦСК, Щелково)
  • Зарплата продавщиц
На уровне 150-200 долл. США в месяц

2.5. Транспортировка товара и его реализация

Транспортировка. Одной из главных проблем, с которой сталкивается каждый представитель челночного бизнеса, является доставка груза в Россию. Если в первое время челноки перевозили закупленный товар как личный багаж, то с развитием бизнеса постепенно внедряются такие цивилизованные формы как карго-перевозчик, когда импортер только покупает товар, а его доставкой занимаются специализирующиеся на перевозках груза фирмы (грузоперевозчики). Естественно, пользование их услугами означает для челноков дополнительные расходы. Другой проблемой являются сложные отношения челноков с российской таможней. Во избежание конфликтов и споров, многие предпочитают заплатить за услуги фирмам, которые наряду с организацией шоп-туров обеспечивают растаможивание.

Реализация товара. Продажа импортированных челноками товаров, как правило, происходит на специальных рынках, на которых во многих случаях осуществляется как оптовая, так и розничная торговля. Например, в Москве известны два “челночных” рынка, где кроме розничной ведется также оптовая торговля: Лужники и Покровский . Эти рынки также регулярно посещают коммерсанты из других регионов. С другой стороны, многие челноки из регионов, летающие через Москву, предпочитают перепродавать здесь свои товары, т.к. платежеспособный спрос выше, чем в других городах РФ.

Как для всех прочих участников торгового бизнеса, залогом успеха для челноков является их способность правильно “угадать” товар в стране, где производятся закупки, быстро и гибко реагируя на спрос покупателей. Для этого нужно хорошо знать как российский рынок (спрос), так и рынок страны, где товары закупаются (предложение). Поэтому в организациях челноков из разряда мелких оптовиков есть свои специалисты по маркетингу и сбыту. Как правило, в настоящее время челнок такого типа налаживает прямые отношения с фабриками, специализируясь на закупке товаров в какой-либо одной стране, а в некоторых случаях получает товар на реализацию.

Другой интересной характеристикой челночного бизнеса является его связь с официально зарегистрированными оптовыми фирмами-импортерами. Например, когда челноку не удается реализовать свой товар (товар “завис”), он обращается к оптовой фирме с тем, чтобы взять товар на реализацию, используя таким образом свою торговую точку. Официальные фирмы-импортеры, со своей стороны, иногда используют челноков для неформальной проверки реакции рынка на новый товар.

2.6. Структуры, обслуживающие челночный бизнес

В связи с развитием челночной торговли быстро оформилась и развилась целая серия организаций, в том числе: туроператовы, турагентства, грузоперевозчики, чартерные авиакомпании и т.д., которые специально обслуживают эту особую категорию клиентов. Большую часть поездок за границу организуют туристические агентства (туроператоры), прежде всего потому, что именно они устанавливают контакты с посольствами принимающих стран и получают групповые визы, а кроме того договариваются с авиакомпаниями и организуют чартерные рейсы.

В настоящее время в России насчитывается около 6000 туристических агентств (из них более 1000 в Москве). Приблизительно 80% туристических агентств было создано в начале 90-ых гг., что связано с либерализацией условий выезда российских граждан за рубеж и с ослаблением валютного контроля. Некоторые агентства “специализируются” на каком-либо направлении, но большинство из них предлагает поездки во многие страны и формирует туристические пакеты разного типа: отдых плюс экскурсии, экскурсии плюс шопинг, шопинг с коммерческой целью. Интересно заметить, что в условиях недостаточной безопасности автомобильного транспорта, а также благодаря наличию в России недоиспользованных самолетов, многие предпочитают пользоваться авиатранспортом. В Приложении 1 приводится анализ деятельности известного в России туроператора East Line , специализирующегося на работе с челноками, который может служить примером развития этого сектора в последние годы.

2.7. География челночных поездок

Как уже отмечалось выше, с годами значительно увеличилось количество стран, посещаемых представителями челночного бизнеса. Это, прежде всего, связано с введением упрощенной процедуры выдачи коллективных туристических виз консульскими службами разных стран. После Польши и Турции другие страны тоже начали принимать российских “туристов-импортеров”. В настоящее время “за челночными товарами” ездят в Турцию, Польшу, Китай, ОАЭ, Грецию, Кипр, Италию, Францию, Южную Корею, Оман, Египет, Таиланд, Индию и некоторые другие страны. Челночный бизнес постепенно вовлекает более дорогие страны, в том числе Италию, Францию, Англию, что связано с новыми требованиями покупателей в отношении качества и стиля товаров. Наиболее “дешевыми” и массовыми направлениями остаются Турция, Китай и Польша.

В Приложении 2 приведены данные Госкомстата о количестве выездов российских граждан за рубеж в 1994 и в 1995 годах. К сожалению, в эту таблицу не были включены данные по таким важным для челночной торговли странам, как Индия или Пакистан. Базой для этих официальных данных служит декларация, заполняемая российскими гражданами при выезде за рубеж (графа Цель поездки ), которая обычно совпадает с типом въездной визы.

За исключением США, Германии и Израиля, в отношении которых превалирует реальный туризм, почти все страны, приведенные в таблице, являются челночными направлениями. В частности, согласно данным туристических агентств, каждую неделю только из Москвы в Стамбул отбывает 700 человек. Помощник советника по торговле турецкого посольства в Москве в интервью журналу “Russia Review” назвал следующие цифры: в 1995 году челноки закупили в Турции товаров на 3-4 млрд. долларов, что составляет примерно 25% общего объема челночного импорта.

Как правило, челноки четко распределяют страны по товарным группам, а также учитывают сезоны, когда их лучше посещать. Так, в Южную Корею ездят за аппаратурой и бытовой техникой, в Пакистан – за изделиями из кожи, тканями, поделками из оникса, в Индию в зависимости от сезона – за х/б одеждой (весной и летом), изделиями из кожи (ранней весной), мохером (зимой), в Грецию – за шубами, в Италию – за всем тем, что относится к сектору моды – одеждой обувью, аксессуарами (круглый год, избегая только время наплыва отдыхающих во время летних отпусков). В связи с возросшей конкуренцией челноки вынуждены специализироваться на рынке какой-либо одной страны и на определенной группе товаров. Однако, когда открываются новые рынки, случается, что часть челноков переходит на новое направление в надежде найти новую товарную нишу на российском рынке.

Представители принимающих стран обычно подчеркивают важное значение для экономики этих стран челночного бизнеса в России. Так, например, многие мелкие предприятия Польши и Турции работают специально “на заказ” для челноков. Единственную попытку остановить челночный бизнес в России предприняло Китайское правительство в 1994 году, обосновывая это решение тем, что челноки наносят вред репутации страны, т.к. закупают в основном дешевые товары низкого качества.

3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС В ИТАЛИИ

3.1. История развития

Российский туризм в Италии, в том числе связанный с челночным бизнесом, начинает свою историю с 1993 года. В последующие годы произошел своего рода бум, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные ИСТАТ и Госкомстат . Между этими данными существует расхождение, даже с учетом того, что данные ИСТАТ касаются всех стран бывшего Советского Союза (в действительности, их вклад не такой значительный). По данным ИСТАТ , Италию посетили: 158 тысяч туристов из стран бывшего Советского Союза в 1993 году, 245 тысяч в 1994 и 311 тысяч в 1995 году. Согласно Госкомстат России, в 1993 году в Италию выехало 80 тысяч российских граждан, 125 тысяч в 1994 и 145 тысяч в 1995 году (Приложение 2).

Как уже отмечалось выше, активизация туризма была связана с введением облегченной процедуры для оформления групповых виз со стороны итальянских властей. До 1993 года при выдаче виз Итальянское посольство в Москве должно было получить согласие Министерства иностранных дел. Сейчас туристические агентства при оформлении тургрупп получают разрешение непосредственно посольства. При этом введена плата за личную страховку, которая выражается в достаточно символической сумме – 15 долларов США.

Что касается направлений туристических потоков внутри Италии, первым таким направлением явилась область Эмилия Романья, которая и сейчас продолжает играть важнейшую роль как для российского туризма в целом, так и в особенности для туризма, связанного с челночной торговлей: в 1995 году зарегистрировано более 34.000 туристов, прибывших в аэропорт Римини Мирамаре из России (более 40 тысяч туристов из стран СНГ); в 1996 году эта цифра возросла вдвое.

Первые туристы, в том числе и те, кто участвовал в шоп-турах, появились, в Римини, Риччоне и других курортах на побережье Романьи. Благодаря географическому положению и общей туристическо-коммерческой организации области, туристические агентства Эмилии Романьи смогли предложить туристам-челнокам из России полный набор услуг как туристических, так и коммерческих, организуя с одной стороны, экскурсионные выезды на автобусах в знаменитые города (Венецию, Флоренцию, Рим), а с другой стороны, сопровождая клиентов в магазины, коммерческие центры и центры оптовой торговли, на обувные и текстильные фабрики области и т.д. В настоящее время, кроме Римини и других городов Эмилии Романьи, о массовых посещениях туристов и мелких импортеров из России можно говорить применительно к Риму, Милану, Анконе (область Марке) и Неаполю с его окрестностями.

3.2. Масштабы явления

Как и в случае общероссийского оборота челночной торговли можно делать попытки лишь приблизительной оценки общего объема коммерческих операций, осуществляемых челноками в Италии. На основе данных ИСТАТ и исходя из уже высказанного выше предположения, что 60% посетивших Италию в 1995 году являются представителями челночной торговли, каждый из которых за одну поездку тратит на покупку товаров 8.000-10.000 долларов США, общий объем коммерческих операций находится на уровне данных Госкомстата России, получим объем коммерческих операций на уровне 700-900 миллионов долларов США.

Какие же товары привлекают челноков в Италию? Прежде всего это все,что относится к сектору моды: одежда, нижнее белье, обувь, сумки и другие аксессуары, ювелирные изделия. Эти и другие товары российские челноки и шоп-туристы приобретают в центрах оптовой торговли в Милане, Римини (Гросримини), в Болонье (Чентергрос). В Неаполе (ЧИС) и Бари. Другими местами для закупок являются районы сосредоточения фабрик. Например, город Карпи (провинция Модены) знаменит предприятиями, производящими трикотажные изделия; в окрестностях Анконы находятся многочисленные обувные фабрики, другим районом сосредоточнения обувных фабрик является Сан Мауро Пасколи (провинция Форли Чезены). Торговые предприятия государства Сан Марино осуществляют продажу фирменной одежды, предоставляя значительные скидки (т.е. продают образцы нового или остатки коллекции предыдущего сезона уже известных на российском рынке марок таких, как Армани, Версаче и др.). Город-государство привлекает также покупателей ювелирных изделий.

Представители итальянского туристического бизнеса довольно быстро разделили российских туристов в Италии на три условные категории. К первой категории относятся собственно туристы, которые заинтересованы в посещении исторических и архитектурных памятников и/или отдыхе на море. Их “коммерческие интересы” сводятся к покупкам для членов своей семьи, друзей или продажу с целью частичного возмещения стоимости поездки. Ко второй категории относятся те, кто совмещает экскурсии с закупкой товаров, предназначенных для перепродажи третьим лицам. Третью категорию представляют собой челноки или мелкооптовики, которые не заинтересованы в туризме и развлечениях.

Как правило, туристы второй и третьей категории предпочитают приезжать не в сезон (т.е. в период с октября по май), пользуясь гостиничным и другим сервисом по более низким ценам. Продолжительность их пребывания в Италии 4 дня – 1 неделя. Большинство из них предпочитает 4-звездочные и 3-звездочные гостиницы. С другой стороны, среди собственно туристов можно выделить, во-первых, представителей элиты, которые останавливаются в 5-звездочных отелях на более длительный срок 2-3 недели и делают покупки в дорогих магазинах; а во-вторых, туристов “без претензий”, т.е. заинтересованных в стандартных 2-х и 3-х-звездочных гостиницах, недорогих экскурсиях и дешевых магазинах. Эти последние, а также часть туристов второй категории приезжают в Италию на автобусах. О популярности этого наиболее дешевого вида транспорта свидетельствуют следующие данные: “автобусные” туристы превысили в 1995 году 83 тысячи человек.

3.3. Реакция итальянского рынка

Инициаторами российского туризма в Италии явились отдельные российские агентства, которые установили прямые контакты с гостиницами, транспортными и экскурсионными службами и т.д. Затем итальянские туристические агентства стали активно работать на российском рынке, открывая свои представительства или заключая контракты с российскими агентствами.

В настоящее время итальянские и российские агентства предлагают разнообразные пакеты услуг. Особенностью туристических пакетов, предлагаемых для российского рынка, является так называемое “обслуживание на земле”, связанное прежде всего с организацией посещений магазинов, торговых центров, центров оптовой торговли и фабрик, с которыми были достигнуты специальные договоренности. Обычно российские агентства берут на себя организацию транспорта, однако некоторые итальянские агентства также заключили договора с авиакомпаниями, которые организуют чартерные рейсы и карго-перевозки, а также растаможивание товаров в России, получив таким образом полный контроль над поездками челноков.

Итальянский рынок туристических услуг и торговые предприятия успешно адаптировались к туристическому буму из стран бывшего Советского Союза (кроме России, Италию посещают шоп-туристы из Украины, Беларуси, стран Прибалтики, Армении). Это касается как базового сервиса, так и всей организации торгово-коммерческого обслуживания. Так, например, гостиницы более или менее постоянно принимающие российских челноков обеспечили номера сейфами для хранения наличных денег. Во многих ресторанах, кафе, магазинах в местах, наиболее посещаемых туристами из России, появились меню и объявления на русском языке. Многие оптовики и владельцы магазинов имеют переводчика с русским языком.

Как уже отмечалось выше, многие итальянские туристические агентства ориентировали свою деятельность на обслуживание “коммерческого туризма”, построив свою работу на базе договоров с представителями торговли и производства и организуя транспортировку и растаможивание товаров. Работая в сотрудничестве с российскими агентствами, итальянские агентства заранее узнают круг торговых интересов “туристов-импортеров”, чтобы построить программу их пребывания в Италии. Администрации регионов и региональные торговые палаты также заинтересованы в развитии туристического и коммерческого обслуживания российских шоп-туристов на своих территориях.

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛНОЧНОГО БИЗНЕСА

4.1. Долгосрочные перспективы

Нет сомнений, что челночный бизнес является аномальным явлением в рамках международного товарообмена. С точки зрения экономической рациональности, челночная торговля (связанная с перемещением большого числа отдельных лиц, каждый из которых провозит товар на довольно незначительную сумму) не оправдана. Существование этого явления объясняется, во-первых, недостаточным развитием официальной торговой сети в России (недостаточным количеством торговых точек, наличием неадекватного ассортимента и, в особенности, медленной реакцией на изменения со стороны спроса), а во-вторых, особым налоговым режимом.

В долгосрочной перспективе, если, конечно, не произойдут резкие изменения в российской экономической политике, постоянное совершенствование национальной торговой сети обязательно приведет к сокращению делового пространства для представителей челночного бизнеса. С другой стороны, нельзя недооценивать фактор существующей инертности торгово-распределительной системы России, а также огромные интересы, связанные с челночной торговлей. Следовательно, вполне вероятно, что челночная торговля может просуществовать еще несколько лет, и по крайней мере наиболее развитые ее элементы могут постепенно преобразоваться в элементы официальной торговли.

4.2. Краткосрочные перспективы: влияние законодательных актов

В краткосрочной перспективе главным фактором, который влияет на развитие челночного бизнеса, является внесение возможных изменений в законодательство по таможенным пошлинам. Действительно российские власти демонстрируют политику постоянного ужесточения в этой области таможенного регулирования. Уже в 1994 году максимальная скорость товаров, беспошлинно ввозимых физическими лицами (в эту категорию как раз и попадают челноки) была понижена с 5.000 до 2.0000 долларов США. Затем в июле 1996 года было принято наделавшее достаточно шума “челночное” Постановление Правительства № 808 от 18/07/1996, еще более ограничившее беспошлинный провоз товаров через границы России. Суть нового Постановления сводится к следующему: через границы России можно беспошлинно провозить товары на сумму 1.000 долларов США, если их вес не превышает 50 килограммов. Товары, стоимость которых превышает эту сумму, но не более 10.000 долларов, облагаются пошлиной, составляющей 30% от его таможенной стоимости, но не более 4 экю (приблизительно 5 долларов США) за килограмм. При этом вес товаров не должен превышать 200 килограммов.

Пытаясь оценить влияние нового постановления на челночный бизнес, можно лишь отметить отсутствие в данный момент драматических последствий. В то время как сами челноки и организации, защищающие их интересы (например, ассоциация “Туризм и предпринимательство” – см. текст выделенный в рамку) выражают свои жалобы, представители туристического бизнеса настроены менее пессимистично. Например, менеджеры упомянутого выше холдинга East Line подчеркивают, что их клиенты уже давно не путешествуют с товарами в личном багаже, а пользуются услугами карго-перевозок.

4.3. Дискуссия относительно челночного бизнеса

Постановление, принятое Правительством летом 1996 года не было неожиданным, и дискуссии относительно будущего челночного бизнеса и его регулирования со стороны государства велись давно.

В июне 1996 года в Москве впервые состоялся “круглый стол” “Развитие делового туризма в России (челночный бизнес как форма социального выживания)”, организованный по инициативе Региональной общественной организации (РОО) “Туризм и предпринимательство”. В “Круглом столе” также участвовали руководители Госкомитета по физической культуре и туризму (ГКФТ). РОО “Туризм и предпринимательство”, руководимая директором одной из московских туристических фирм, взяла на себя функцию защиты челноков, подчеркивая важную роль, которую они играют в развитии торговли, конкуренции и обеспечении населения товарами (считается, что от 60до 80% москвичей и жителей других крупных городов покупают одежду, обувь, мелкую бытовую технику на так называемых вещевых рынках).

Представители ГКФТ, напротив, заострили внимание на негативных последствиях челночной деятельности: вывозе капитала из России, сказывающимся на дефиците платежного баланса. Кроме того, по оценкам Министерства экономики, госбюджет ежемесячно “теряет” 400 миллионов долларов в виде налогов, которые челноки не платят. Однако, и ГКФТ высказался против крайних мер в отношении челноков, отмечая, что такие меры вытеснят с рынка “четно работающих и наименее защищенных”, тогда как те, кто связан с криминальными структурами, останутся. На встрече говорилось о необходимости государственной программы, регулирующей этот вид бизнеса с точки зрения создания и поддержания класса мелких собственников.

Основным же последствием нового постановления является значительное увеличение сроков растаможивания в результате усложнения бюрократической процедуры, что негативно влияет на челночный бизнес, который основан в том числе на быстроте проведения операций. Руководители Eats Line считают, что новое постановление не таит в себе немедленную угрозу для деятельности челноков, хотя и может ускорить процесс сокращения их количества (особенно вымывание мелких челноков) и реорганизация данного сектора в целом.

4.4. Новые возможности для итальянских предпринимателей

Изменения в законодательстве и другие факторы, которые повлекли за собой рождение и развитие челночной торговли, имеют важное значение для торговых и промышленных предприятий Италии. Как было отмечено выше, итальянские предприниматели быстро поняли важность данного явления и приспособились к требованиям этого нового типа клиентов (начиная от найма персонала русского происхождения и заканчивая специально сформулированными коммерческими предложениями). Однако, в основе своей поведение итальянских предпринимателей остается несколько пассивным и превалирует логика: “российские туристы сами приезжают сюда покупать товары”.

Некоторые предприниматели уже делают попытки сократить риск, который заложен в этой ситуации, отбирая среди массы туристов-импортеров тех, кто могли бы стать их постоянными клиентами, чтобы затем вести бизнес напрямую, минуя туристические агентства (сберегая таким образом процент от объема продаж, выплачиваемый агентствам). Кроме того, несмотря на сегодняшний “челночный бум”, многие фирмы пытаются установить прямые контакты с представителями оптовой и розничной торговли России. Для этого они участвуют в выставках, открывают show-rooms, ищут посредников для их внедрения на российский рынок и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Пример East Line

Как уже отмечалось в тексте данного исследования, расцвет челночной торговли сопровождался появлением целого ряда организаций, которые обслуживают этот вид бизнеса: туроператоры, туристические агентства, грузоперевозчики и т.д. В этой связи интересно привести пример East Line .

Холдинг East Line был создан в 1991 году и является крупным туроператором. Начиная с 1992 года, после приобретения 51% пакета акций авиакомпании Домодедовские Авиалинии , холдинг включил в свой состав авиакомпанию, которая осуществляет как чартерные рейсы для перевозки пассажиров, так и перевозки грузов. В последнее время авиакомпания East Line проходит аккредитацию в различных странах под собственным названием East Airlines. Line East Line организует чартерные рейсы в 10-15 стран (в зависимости от сезона). Другой важнейшей услугой, которую East Line предоставляет своим клиентам, является растаможивание грузов на имя юридического лица East Line.

Холдинг специализируется на шоп-турах, которыми в основном и пользуются челноки. Что касается направлений, то, как это видно из названия, в первое время поездки тургрупп были сосредоточены на Восточном направлении, т.е. в страны: Индию, Корею и Китай. Начиная с весны 1994 года East Line “открывает” новое направление – Италию в ответ на возросший спрос со стороны российских клиентов. На сегодняшний день East Line является одним из двух крупнейших российских туроператоров, обслуживающих шоп-туристов/челноков в Италии и осуществляет еженедельные рейсы в Римини и Неаполь. Итальянским партнером East Line , работающем на приеме клиентов, является агентство Spiagge and Co из Риччоне (в прошлом итальянский партнер был заменен в связи с претензиями туристов в отношении гостиничного и транспортного обслуживания в Италии).

Через посредничество итальянского партнерства East Line имеет обязательства в отношении итальянских гостиниц на использование определенного числа номеров, а также с владельцами магазинов в центрах оптовой торговли, таких как Гросримини, Чентергрос в Болонье и др. Кроме туристических программ, связанных с коммерцией, East Line предлагает своим клиентам туристические пакеты на отдых. Так, в летний период (июнь-сентябрь) 60% клиентов приезжает в Италию на отдых на море, тогда как в течение всего остального года (октябрь-май) 90% клиентов посещают Италию с коммерческими целями. Большинство (приблизительно 70%) клиентов East Line являются постоянными. Многие из тех, кто сегодня регулярно посещают Италию, перешли на это направление с других направлений (например, с Дели, Стамбула или Китая).

East Line осуществляет продажу туристических пакетов через широкую сеть собственных турагентств в Москве, Петербурге и других городах: менеджеры холдинга свидетельствуют, что в последнее время более 50% клиентов для шоп-туров поставляют регионы.

Приложение 2. Таблицы

Таблица 1. Число граждан стран бывшего Советского Союза, прибывших в Италию в 1995 году (по видам транспорта)

Год

Ж\д транспорт

Автодорожный транспорт

Авиатранспорт

Морской транспорт

Всего

1993

2.800

40.646

83.266

31.509

158.221

1994

2.136

81.083

124.690

37.509

245.600

1995

3.288

83.321

198.402

26.018

311.029

Источник: ИСТАТ

Таблица 2. Число российских граждан, выехавших за границу в 1995 году (по целям поездок), тысяч человек

 

Всего

В том числе цель поездки

Туризм

Служебная

Частная

Всего

8.396

2.555

1.696

2.925

В том числе в страны

       

Эстония

1.752

1

4

1.700

Литва

1.081

114

298

509

Турция

764

538

31

83

Финляндия

641

223

190

105

Польша

479

385

50

25

Германия

443

52

178

131

Китай

343

239

38

6

Латвия

233

22

96

104

ОАЭ

211

163

9

4

США

165

13

92

41

Япония

152

5

17

2

Италия

145

74

39

6

Монголия

142

9

79

48

Испания

135

94

23

4

Греция

130

92

11

8

Франция

127

45

60

7

Болгария

125

66

25

20

Великобритания

117

17

69

8

Кипр

109

88

13

2

Республика Корея

92

24

17

4

Израиль

78

15

40

40

Источник: Российский статистический ежегодник 1996, Москва

Таблица 3 Число российских граждан, выехавших за границу в 1994 году (по целям поездок), тысяч человек

 

Всего

В том числе цель поездки

Туризм

Служебная

Частная

Всего

9.139

2.522

2.283

3.024

В том числе в страны

       

Эстония

1.866

2

437

1.424

Литва

1.075

100

297

552

Турция

832

588

47

98

Финляндия

374

134

104

61

Польша

406

280

39

17

Германия

498

40

173

200

Китай

587

339

106

8

Латвия

657

122

202

265

ОАЭ

212

154

8

10

США

281

109

95

55

Япония

160

6

15

1

Италия

125

55

46

6

Монголия

291

0

142

139

Испания

112

71

23

4

Греция

101

66

13

5

Франция

131

45

62

8

Болгария

144

72

50

7

Великобритания

123

17

69

7

Кипр

98

69

12,6

3

Республика Корея

107

29

10

3

Израиль

112

17

21

71

Источник: Российский статистический ежегодник 1995, Москва


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости