Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Иностранные прямые инвестиции в малые и средние предприятия и с помощью малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой

Файлы

Материалы 5-го пленарного заседания Консультативной группы по инвестициям

Российский независимый институт социальных
и национальных проблем;

научная редакция перевода: д.э.н. А.Ю. Чепуренко

Развитие малых и средних предприятий является ключевым фактором общего экономического развития. В странах ОЭСР МСП вносят значительный вклад в ВВП и во многом способствуют увеличению занятости и внедрению передовых технологий.

Опыт развития МСП в странах-членах ОЭСР дает основание полагать, что МСП играют большую роль в создании рабочих мест. В то же время необходимо признать, что эти рабочие места не столь надежны и не обеспечивают таких благ, как должности в крупных корпорациях. МСП также выступают важным проводником нововведений. Зачастую малые фирмы более готовы взяться за рискованные предприятия, чем крупные солидные компании. Поэтому малые и средние предприятия гораздо чаще терпят неудачу, нежели многонациональные предприятия (МНП). В силу более высокой неопределенности, связанной с МСП, и их сравнительно короткого временного горизонта их взаимоотношения с коммерческими банками менее надежны и прочны.

МСП обеспечивают "образ жизни", который нравится их работникам. Не все МСП стремятся стать МНП, и не все заинтересованы в инвестировании за границей.

Когда МСП решают расшириться за пределы собственной страны, ими почти всегда движет желание заполучить более крупную долю рынка. Для МСП самым серьезным препятствием при инвестировании за границей выступает финансирование. Другими проблемами являются выбор законных форм и языковой барьер.

В странах с командно-административной экономикой развитие МСП сдерживалось, так как предпочтение отдавалось крупным промышленным комплексам. Экономическая реформа в этих странах должна привести к деконцентрации, т.е. фрагментации промышленных комплексов, большей поддержке предпринимателей и малого бизнеса, развитию сервисной инфраструктуры. Создание новых МСП, а не просто преобразование действующих госпредприятий, необходимо для обеспечения экономического роста.

Процесс реформирования требует не только пересмотра политики, но и иной ментальности потребителей, служащих и потенциальных предпринимателей. Потребители должны использовать свое право выбора, основанное на личной оценке оптимальности цены в зависимости от качества продукции. Служащие должны изменить свое поведение, проявив более высокую гибкость в работе. Предприниматели должны принять неудачу как должное и иметь мужество продолжать начатое дело. Правительства, центральные и местные, должны больше ориентироваться на услуги и реагировать на нужды бизнеса, а не давать указания.

В странах с ограниченными собственными ресурсами иностранные прямые инвестиции могут содействовать развитию МСП. ИПИ обеспечивают не только деньги, но также опыт в области управления, "ноу-хау" и, нередко, доступ к рынкам. Передача опыта и технологии возможна также без крупных капиталовложений, путем франшизных, лизинговых и лицензионных соглашений. ИПЙ вообще и МСП, в частности, важны для переходного периода как эффективное средство осуществления перемен на уровне компаний. Конкуренция, привносимая иностранными инвесторами, заставляет местных производителей и компании, предоставляющих услуги, приспосабливаться.

При анализе развития МСП в странах с переходной экономикой необходимо различать страны Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), точнее, Вышеградские страны, с одной стороны, и новые независимые государства бывшего Советского Союза (ННГ), с другой. Важным фактором, объясняющим это различие, является то, что Вышеградские страны - Венгрия, Республики Чехия и Словакия, и Польша - уже перед Второй мировой войной были промышленно-развитыми. Россия, Украина и остальные ННГ не являлись промышленно-развитыми до революции 1917 года. Индустриализация происходила в соответствии с командно-административной идеологией.

Существуют прямые и косвенные пути, следуя которым правительства могут способствовать развитию МСП и увеличению ИПИ в МСП. Формы прямой государственной поддержки включают субсидии, налоги и прочие стимулы, а также официальное финансирование. Значение косвенной поддержки в форме администрирования, ориентированного на услуги, часто недооценивается правительствами не только государств с переходной экономикой, но и в странах-членах ОЭСР.

Правительства могут сделать две вещи для поддержки местных МСП: во-первых, обеспечить необходимое финансирование, предоставив гарантии коммерческим банкам, и, во-вторых, организовать экономическую учебу потенциальных предпринимателей и путем переговоров заключить выгодные торговые соглашения, которые обеспечат более широкий доступ к рынкам.

Правительства стран-реципиентов должны принять следующие меры для стимулирования внешних инвестиций в МСП:

(1) обеспечение макроэкономической и политической стабильности. Кредитно-денежная и бюджетная политика должны быть предсказуемыми и осуществляться подобающим образом, в то время как правительству следует быть последовательным как в кадровых перестановках, так и в политике;

(2) ликвидация бюрократических препон и создание агентств по "комплексному продвижению инвестиций" с целью более быстрой практической реализации предложений по инвестициям. Это одна из наиболее полезных услуг, которые правительства могут предложить иностранным инвесторам;

(3) создание прозрачной, непротиворечивой и стабильной хозяйственной конституции;

(4) создание подробных справочников о существующих соответствующих правительственных учреждениях, а также баз данных об инвестиционных проектах.

 

Оглавление

Барбара Паейтш: Введение.
Рольф Альтер: ИПИ для вложения в МСП и силами МСП в странах с переходной экономикой.
Ганс-Гетберт Браун: Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой и роль прямых иностранных инвестиций – потенциал и возможности содействия.
Дэвид Д.Стори: Потенциальная и фактическая современная роль малых и средних предприятий в международных инвестициях.
Д-р Даниэла Бобева: иностранные инвестиции и малые и средние предприятия в Болгарии.
Д-р Кирилл Тодоров: Между полетом Икара и лодкой Харона: история Болгарских МСП.
Алена Земплинерова: Малые иностранные предприятия в Чешской Республике.
М.Элертс, А.Яунземс: Готовы ли латвийские МСП для интернационализации?
А.В. Авилова, В.А. Приписнов, А.Ю. Чепуренко: Малое предпринимательство в регионах России: промежуточные итоги мониторинга.
Виктор Мартьянов: Прямые зарубежные инвестиции в российский малый бизнес: проблемы и перспективы.
М.Ваза: Финансирование иностранных прямых инвестиций в малые и средине предприятия и малыми и средними предприятиями.
Х.Бут ди Джиованни: Нефинансовая помощь международному развитию МСП.
Джозеф Батат: Успешные программы по стыковке тыла в Ирландии, Сингапуре, Тайване и Китае.
Исследования по малому предпринимательству в Российском независимом институте социальных и национальных проблем.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости