В период с октября по декабрь 2003 года Фондом поддержки и развития предпринимательских структур было проведено исследование сложившейся практики оценки краткосрочных учебных программ в области бизнес-образования. Работа проводилась в рамках проекта «Анализ и разработка критериев оценки учебных программ подготовки предпринимателей для малого бизнеса», реализованного при финансовой поддержке Фонда Евразия.
Одной из целей проекта был сбор и анализ эмпирической информации, позволяющей получить и обобщить данные о ситуации в сфере краткосрочной подготовки кадров для малого бизнеса, о важнейших характеристиках самих образовательных программ и условиях их реализации, отражающие мнения трех основных участников образовательного процесса – слушателей, преподавателей и руководителей образовательных структур, а также получить первичные данные о существующей практике оценки эффективности учебных программ бизнес-образования для предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, выявить актуальные проблемы этой практики.
Основным источником информации были определены материалы, которые предполагалось получить с помощью анкетирования и интер-вьюирования руководителей и преподавателей организаций, реализующих краткосрочные учебные программы по экономике и бизнесу, а также обучающихся по этим программам в каждой из обсле-дуемых образовательных структур.
Для проведения полевых исследований были разработаны анкеты для преподавателей и слушателей, включающие, соответственно, 44 и 22 вопроса, и направленные на выявление нескольких блоков информации – общей характеристики ситуации в сфере краткосрочной подготовки предпринимателей (направленность образовательных программ, целевые группы, тенденции развития, факторы, влияющие на качество обучения и т.д.); качества образовательных программ и практики их оценки, а также собственных оценок респондентов эффективности бизнес-обучения; характеристики образовательных процессов в обследуемых организациях – цели обучения, новизна содержания, формы и методы проведения занятий, методическое, материально-техническое и иное обеспечение; информация о личности респондента. Кроме того, для проведения глубинных интервью с руководителями образовательных структур был разработан детальный вопросник, следуя которому интервьюеры смогли получить информацию, отражающую не только объективные данные о количестве, направленно-сти реализуемых в обследованных организациях краткосрочных образовательных программ, контингенте слушателей, качестве обучения и влияющих на него внешних и внутренних для организации факторах, но и мнения руководителей о сществующей в настоящее время практике оценки качества образовательных программ.
С помощью разработанного инструментария было проведено выборочное обследование организаций, оказывающих образовательные услуги в рамках оговоренных в проекте образовательных программ и целевых аудиторий, в шести регионах России, а именно: в Москве, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Томске, Перми, Туле и в прилегающих к ним областях. В каждом из регионов было обследовано по 5 таких организаций, то есть общий список охватил 30 организаций.
В число организаций-участниц обследования вошли:
Москва:
- Высшая школа менеджмента при ГУ Высшей школе экономики
- Негосударственное образовательное учреждение «Институт пред-принимательства и инвестиций»
- ООО «Центр управления персоналом XXI век»
- Школа менеджеров «Арсенал»
- ООО «Бизнеслэнд»
Свердловская область:
- Региональный Фонд поддержки женского предпринимательства, г. Екатеринбург
- Международная консалтинговая корпорация, г. Екатеринбург
- Центр инновационного бизнеса. г. Екатеринбург
- Фонд поддержки НКО НО «Партнер». г. Реж Свердловской обл.
- Невьянский Фонд поддержки предпринимательства. г. Невьянск, Свердловской обл.
Новгородская область:
- «Сплав образование» (некоммерческое образовательное подразделение ООО «Панацея-Н»). г. Великий Новгород
- Профессиональное училище № 28 г. Великий Новгород
- Учебный центр ООО «Мединфо». г. Великий Новгород
- Центр маркетинга и кадровых ресурсов. г. Великий Новгород
- Учебно-методический центр 200 (Институт экономики и управления, Новгородский Государственный Университет)
Томская область:
- Институт Менеджмента и Инноваций (ИМИ). г. Томск
- Центр дополнительного образования Факультета Международного Управления ТГУ. г. Томск
- Сибирский Межрегиональный Образовательный Центр. г. Томск
- Центр делового образования. г. Томск
- Центр дополнительного образования «Ориентир»
Пермская область:
- Центр дополнительного образования экономического факультета Пермского государственного университета им. Горького, г. Пермь
- Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров (коор-динатор реализации областной обучающей модульной программы для предпринимателей), г. Пермь
- Пермская общественная организация поддержки индивидуальных предпринимателей, г. Пермь
- Тренинговый центр «ИНСАЙД», г. Пермь
- Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий, г. Пермь
Тульская область:
- Веневский Бизнес-центр. г. Венев Тульской области
- Учебно-деловой центр Бизнес-лицей.г. Тула
- НП Учебно-деловой центр Морозовского Проекта. Г. Тула
- ООО «Компания ПродЭко», г. Тула
- Учебный центр ПО «ЩекиноАзот», Щекинский район Тульской области
В исследование были вовлечены три группы респондентов – руко-водители учреждения (или представители администрации, отвечающие за учебный процесс), преподаватели, слушатели. Всего социологическим исследованием было охвачено 750 респондентов из 6 регионов – 720 человек участвовали в анкетировании и 30 человек в интервьюировании.
Полученные в ходе социологического исследования данные пред-ставлены в предлагаемом информационно-аналитическом материале.
Анализ материалов эмпирического исследования позволяет сделать вывод, существенный с точки зрения тематики и целей настоящего проекта, а именно – в системе бизнес-образования существует объективная необходимость и востребованность методик оценки качества образовательных программ. По мнению руководителей образовательных организаций, качество программ находится на третьем месте (из семи) по степени влияния на результаты обучения. Около 40% опрошенных руководителей отмечают, что новые программы появляются в их учебном процессе чаще, чем раз в полгода. При этом, как правило (почти в половине случаев), их оценивают либо сами руководители, либо их заместители по учебной работе. Половина руководителей-респондентов считает, что эти оценки основываются на личном опыте, либо на интуиции оценивающего. Респонденты-преподаватели при оценке факторов, снижающих эффективность оценки программ, выдвинули на первое место отсутствие качественных методик оценки, однако большинство опрошенных преподавателей ничего не знают о существовании методик оценки образовательных программ, позволяющих делать обоснованный прогноз эффективности обучения. Полученные в ходе опроса выводы коррелируют и с данными Междуна-родной Ассоциации последипломного образования, которая проводила опрос с целью определения наиболее востребованных тем цикла учебных семинаров. Больше всего голосов набрала тема «Методы оценки качества образовательных услуг со стороны производителя и потребителя».