Согласно подсчетам Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), вклад малого бизнеса в ВВП в 2003 г. составил порядка 21% ВВП (10-11% в 2002 г.) Несмотря на такое стремительное увеличение, это, безусловно, весьма скромная величина, и в среднесрочной перспективе планируется повышение доли до 40-50%.
Развитию малого бизнеса в России, по мнению глава МАП И.Южанова, в настоящее время препятствуют три формы барьеров. Первые – барьеры входа и выхода, то есть, все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса. Вторая форма – стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств. Другими словами, отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему предпринимателю. Третья форма барьеров – барьеры организованного рынка, то есть ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.
Кроме того, предполагается более четко определить сами параметры малого предприятия, которые будут сопоставимы с используемыми в развитых странах. Например, малым считается предприятие, на котором работает не более 100 человек. Кроме того, существуют предложения о повышении величины годового оборота при использовании упрощенной системы налогообложения. Однако в силу опасений, что такой шаг повлечет за собой дробление крупных компаний на более мелкие и значительное сокращение бюджетных доходов, скорее всего, в ближайшее время этого не произойдет.
Одним из наиболее острых вопросов по-прежнему остается кредитование малого бизнеса. Решать ее предполагается путем предоставления гарантий уполномоченному государственному банку – Российскому банку развития. На сумму гарантий РБР привлекает кредитные ресурсы и направляет в банки-операторы, которые будут непосредственно заниматься кредитованием малого бизнеса. Основным достоинством данной схемы считается возможность с ее помощью реально привлечь 3 млрд. руб., а также выдавать длинные кредиты (до трех лет). В настоящее время, выдаются небольшие кредиты на срок до года и под достаточно высокий процент.
Продолжает существовать множество откровенных пробелов в законодательстве. Например, несмотря на использование упрощенной системы налогообложения, практически все предприниматели пользуются услугами бухгалтеров, по ряду причин. Среди них можно, в частности, выделить обязательство вести учет основных средств и нематериальных активов или необходимость возврата к общему режиму налогообложения в случае превышения соответствующих критериев, а восстановление бухучета вещь достаточно дорогостоящая. Держать в штате бухгалтера малое предприятие не может себе позволить, но и отнести на затраты оплату его услуг, не имеет права.
Вывод: Безусловно, развитие малого бизнеса должно играть большую роль, чем ту, которую играет в настоящее время. В России начала работать система “одного окна” регистрации предприятий, упрощенная система налогообложения и введение в действие трехлетнего моратория на проверки малых предприятий. Нельзя не отметить двукратное повышение вклада малого бизнеса в ВВП страны. Одним из немногих позитивных сдвигов можно считать предоставление государственных гарантий по привлекаемым субъектами малого предпринимательства кредитам. Правительству следует более активно использовать опыт зарубежных стран при разработке нормативно-правовой базы, начиная с определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям и заканчивая конкретными формами поддержки. Стоит более внимательно присмотреться к субсидированию части процентной ставки. Кроме того, мы считаем более эффективным для развития малого бизнеса выбор валового дохода (оборота) в качестве объекта налогообложения, при этом необходимо снижение ставки данного налога до 5%. В целом, необходимо отметить некоторые позитивные сдвиги в отношении поддержки малого предпринимательства в России, однако их явно недостаточно для того, чтобы малый бизнес стал основой для развития национальной экономики.
Информация представлена порталом Русское экономическое общество