Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии финансирования предпринимательской деятельности в г.Алматы

Туржанов С.А., директор Департамента малого бизнеса

30.04.2003 г.

Сегодня совместно с корпорацией Прагма проводится Конференция "Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса", приглашены ведущие банки Республики: Европейский Банк Реконструкции и Развития, Темирбанк, Казкоммерцбанк, БанкТуранАлем, а также бизнес-ассоциации, предприниматели г.Алматы. Основная цель Конференции - предоставить полную информацию предприятиям малого и среднего бизнеса о возможностях получения финансирования, а также оказать содействие малым и средним предприятиям при подготовке и получении доступа к соответствующим источникам финансирования.
На 10-ом Форуме предпринимателей Президентом РК Назарбаевым Н.А. было дано Поручение о снижении ставок кредитования, а именно: "выработать меры, устанавливающие низкие ставки банковской маржи при обслуживании дешевых международных займов для развития сектора малого бизнеса, а также меры по стимулированию снижения банками второго уровня ставок кредитования из других источников". Как реализовать эту политику, мы собрались обсудить сегодня вместе с Вами.
Анализ развития предпринимательства в г.Алматы за последние годы свидетельствует о том, что малый бизнес нашего города достаточно далеко продвинулся в решении многих вопросов.
Сегодня малый бизнес Алматы - это сформировавшийся и динамично развивающийся сектор экономики города, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности - торговлю, промышленность, бытовое и медицинское обслуживание, туризм, переработки сельскохозяйственной продукции, транспорт, гостиницы, рестораны, рынки.
По итогам 1 квартала 2003г. года количество зарегистрированных предприятий малого бизнеса в г.Алматы составило - 41433, численность занятых в малом бизнесе составляет порядка 162 000 человек, что больше почти в 2 раза по сравнению с 1998 годом (88646 человек). Поступления в бюджет от субъектов малого предпринимательства в 2002г. составили 29,769 млрд. тенге, что больше на 110,4% чем в 2001г.
Мы бы достигли больших успехов в развитии малого предпринимательства, если бы сегодня была кардинально решена проблема ограниченности доступа предпринимателей к финансово- кредитным ресурсам.
Хочу остановиться на проблеме государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса. При формировании годового бюджета г.Алматы предусматривается выделение льготных кредитных ресурсов из бюджета города для финансирования субъектов малого предпринимательства. Условия кредитования предполагают предоставление заемных средств на 1 год до 4 миллионов тенге под залоговое имущество с процентной ставкой вознаграждения - 10% годовых тенге. Городская программа кредитования субъектов малого предпринимательства работает с 1997г. За этот период предпринимателям предоставлены кредиты для развития своего бизнеса по 102 проектам, относящимся к приоритетным направлениям данного сектора. Из них в производственной сфере - 80%, в сфере обслуживания населения г.Алматы - 20%. В 2002 году из средств местного бюджета для кредитования субъектов малого бизнеса по льготной системе выделено 83 млн. тенге, исходя из расчета до 4 млн. тенге в одни руки. В результате оказания поддержки предпринимателям в реализации их проектов с начала текущего года создано 78 рабочих мест.
Практика показала, что для становления начинающих предпринимателей предусмотренные сроки (1год) являются не достаточными для успешной реализации бизнес-планов и своевременного возвращения заемных средств без нанесения ущерба собственному бизнесу. А также суммы, выделяемые из бюджета г.Алматы, явно малы для оказания реальной помощи в кредитовании всем желающим предпринимателям и составляют ничтожно малую долю от объемов поступающих налогов в бюджет от малого бизнеса.
Динамика поступления налогов от субъектов малого предпринимательства за 1999-2002 г.г. свидетельствует о постоянном росте объемов сбора налогов. Так в 1999г. - 14,694млрд тенге, 2000г. - 20.066 млрд.тенге, в 2001г. поступления налогов в бюджет от малого бизнеса города составили - 26.869 млрд.тенге, а в 2002г. - 29,769млрд.тенге.
Учитывая стабильную тенденцию роста поступлений налогов, с целью стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса необходимо определить размер государственной финансовой поддержки, которая бы ежегодно направлялась бы на развитие малого бизнеса конкретного региона хотя бы в объеме 5% от годового поступления налогов от субъектов малого бизнеса в государственный бюджет. Такая помощь будет действительно существенной.
В настоящее время многие международные финансовые институты предлагают различные схемы финансирования МП, внедряются кредитные линии. Но сам механизм предоставления кредитов недостаточно совершенен и, как правило, эти средства не доходят до субъектов МБ. Самая распространенная проблема - отсутствие каналов независимой оценки предоставляемых проектов, а также монопольное использование заемных средств. Местные банки, являясь агентами финансовых институтов, монополизируют право предоставления кредитов, лоббируют свои схемы и предложения, отказывая предпринимателям, не являющимся клиентами банка-агента. Многие банки предпочитают сотрудничество с представителями крупного бизнеса, и не настроены на кредитование слабого и неразвитого частного сектора. В настоящее время для поддержки малого и среднего бизнеса действуют следующие кредитные линии:
1. Германская кредитная линия по поддержке малого и среднего бизнеса.
2. Мирового банка реконструкции и развития
3. Азиатского банка развития
4. Европейского банка реконструкции и развития
По Германской кредитной линии KFM (Kreditastalt fvr Wiederaufbau) по поддержке малого и среднего бизнеса операторами являются 3 банка - ОАО "Казкоммерцбанк", ОАО "Народный банк Казахстана" и ОАО "Алматинский торгово-финансовый банк". Раскладка себестоимости конечному заемщику кредитных средств по данной линии в 2002 году была примерно следующая:
- Правительству финансовые средства предоставляются под 2% годовых;
- Министерство финансов РК взимает 3% годовых;
- Маржа коммерческого банка 7% годовых;
- В результате: конечному заемщику кредит предоставляется под 12% годовых в валюте, сроком до 4 лет на суммы от 500 до 750 000 Евро.
Ограничение количества банков-операторов отрицательно сказывается на оперативности рассмотрения проектов, а также динамике и объемах освоения этих финансовых ресурсов. Предлагаем установить жесткие рамки процентных ставок кредитования, как для правительственных структур, так и для банков-агентов, а также увеличить количество банков-операторов. Решение этих вопросов значительно облегчит предприятиям малого и среднего бизнеса процедуру получения кредитов.
Сегодня, наши предприниматели обслуживаются в местных банках, где предлагаемая ставка кредитования составляет: в валюте 16-18% годовых и в тенге 22-24%. В то время как, западные предприятия, работающие на рынках Казахстана, обслуживаются в своих банках с процентной ставкой 5-6% годовых. Поэтому местные предприниматели находятся в явно невыгодных условиях по сравнению с их западными конкурентами. Аналогичная ситуация складывается в сфере лизинга. Лизинг в Казахстане имеет практически неограниченный потенциал, как в предоставлении лучшего доступа к кредиту для малого и среднего бизнеса, так и в стимулировании капитальных инвестиций в стране, однако, лизинг не использовал свой потенциал полностью в основном из-за имеющих место сложностей в законодательстве. Так, предоставление оборудования в лизинг через отечественные банки обходиться нашим предприятиям в 18-22%, что значительно дороже, чем само кредитование. Кроме того, существующие условия способствуют уходу предпринимателей в тень. Предприниматели предпочитают брать взаем не у банков, а в теневом секторе, стремясь уйти от налогов, тем самым уменьшить затраты. Поэтому нам вместе с финансовыми институтами нужно работать над налоговым кодексом, добиваясь увеличения притока инвестиций в экономику Казахстана.
Анализ динамики макроэкономических показателей за истекший год показывает: объем вложенных инвестиций составил 1193 млрд. тенге, где из них 99 млрд. тенге - государственные инвестиции, 299 млрд. тенге - иностранные, в то числе 80% - в нефтегазовый комплекс, а 795 млрд. тенге - инвестиции отечественных предпринимателей. Отсюда видно, что для государства выгоднее развивать деятельность местных предпринимателей, т.к. львиная доля инвестиций в рыночную экономику Республики приходится именно на отечественных инвесторов
Таким образом, политика финансово- кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства должна быть ориентирована на обеспечение роста абсолютного объема финансово- кредитных ресурсов, выделяемых предприятиям малого бизнеса, увеличение доли долгосрочного и среднесрочного кредитования с применением льготных ставок вознаграждения. В связи с этим основные меры должны способствовать развитию инвестиционных механизмов, внедрению новых технологий финансирования, которые обеспечат максимально эффективное использование, как бюджетных ресурсов, так и привлеченных средств.

Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости