Комитет по экономике и финансам
Цель информационно-справочного издания “Малый бизнес: проверки контролирующими органами” – информирование субъектов малого предпринимательства о контролирующих органах в городе Иркутске, о методах проведения проверок, о правах и обязанностях предпринимателей при проверках.
Справочник предназначен для начинающих предпринимателей, руководителей и менеджеров малых предприятий.
1.1. Как избежать необоснованных проверок (Журнал учета мероприятий по контролю)
1.2. Как вести себя при проверке
2.2. Государственная противопожарная служба МЧС России
2.3. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (СЭС)
Данный справочник является третьим выпуском серии “Предприниматель города Иркутска”. Ранее в помощь предпринимателям были выпущены справочники: “Как получить кредит предпринимателю?”, “Ваш бизнес: регистрация, лицензирование, сертификация”. В них были освещены такие вопросы как:
· порядок регистрации предприятия в городе Иркутске;
· порядок получения лицензии на отдельные виды деятельности;
· сертификация продукции предприятия;
· где и как получить кредит в городе Иркутске.
С апреля 2002 года на базе Центра защиты прав предпринимателей администрацией г.Иркутска была организована “горячая линия” аккумулирующая проблемы субъектов малого бизнеса города Иркутска.
Обращения предпринимателей по телефону “горячей линии” можно разделить на следующие группы:
Первая группа – обращения предпринимателей и физических лиц с просьбой разъяснить возможность открытия собственного бизнеса. Что необходимо для начала работы? В какой сфере выгодно начинать свою деятельность? Какие налоги платит индивидуальный предприниматель? Где можно обучиться ведению бизнеса?
Вторая группа – обращения связанные с инвестированием. Есть ли в Иркутске организации, которые оказывают финансовую помощь? На каких условиях? Что такое Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд микрофинансирования? Кто может принять участие в конкурсе инвестиционных проектов, лизинговых компаний? Чем могут помочь Центры занятости населения?
Третья группа – обращения предпринимателей с просьбой разъяснить порядок проведения проверок предпринимателей различными контролирующими (надзорными) органами. Как часто могут проверять их контролирующие органы? Каковы полномочия контролеров? Какие права и обязанности предпринимателя при проверках?
Четвертая группа – прочие обращения, связанные, в основном, с вопросами арендных взаимоотношений и налогообложения.
Как видно из обращений, одной из самых наболевших проблем являются частые и не всегда обоснованные проверки всевозможными контролирующими инстанциями. При этом, как показывает практика, в большинстве своем данные проверки проводятся с различными нарушениями законодательства. Предприниматели не знают в полной мере прав и обязанностей, как проверяющих органов, так и своих.
Именно этой теме посвящено настоящее информационно-справочное издание. Оно составлено на основе федеральных законов и местных нормативных актов, материалов УВД г.Иркутска, Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Иркутска, Иркутского территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития РФ.
Цель данного справочника – информирование субъектов малого предпринимательства (СМП) о контролирующих органах в городе Иркутске, о методах проведения проверок, о правах и обязанностях СМП при проверках.
1.1. Как избежать необоснованных проверок (Журнал учета мероприятий по контролю)
С 11 августа 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Согласно этому нормативному акту, каждый контролирующий (надзорный) орган (Центр госсанэпиднадзора, торгинспекция, пожарная инспекция, Центр стандартизации и метрологии, отдел по защите прав потребителей администрации города и другие) может проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не чаще чем один раз в два года, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Налоговый, валютный, таможенный, лицензионный контроль, банковский и страховой надзор, а также оперативно-розыскные мероприятия под действие данного закона не подпадают.
Закон предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых – исполнение предписания об устранении выявленных нарушений, установленных в ходе проведения планового мероприятия по контролю (надзору).
Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля также в случаях:
- получения информации об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения другой информации. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Закон закрепляет ряд важных принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) – презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа, учет мероприятий по контролю, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении, недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю и др.
Одним из принципов является недопустимость непосредственного получения органами контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю.
Важной гарантией защиты прав предпринимателей является журнал учета мероприятий по контролю. Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, документ, который хранится у предпринимателя, и в котором каждый проверяющий должен делать соответствующие отметки о проведенных им проверках.
Примерный журнал учёта мероприятий по контролю
Журнал учёта мероприятий по контролю
субъекта предпринимательской деятельности
(полное наименование субъекта предпринимательской деятельности)
Местонахождение: ___________________________________
Орган регистрации:_____________________________________
дата__________________Государственная регистрация: номер________________________
серия ______________________________
ИНН ____________________
N |
Наимено- вание контроли- рующего органа (органов) |
Дата, время начала проверки. Дата, время окончания проверки |
Дата выдачи и регистраци- онный номер направления или другого документа, на основе которого проводится проверка (приказ, рас-поряжение) |
ФИО, должность, номер служебного удостовере- ния, подпись проверя- ющего |
ФИО, должность, подпись сотрудника субъекта предприни-мательства, присутству- |
Цель и характер проверки, вопросы, подлежа-щие проверки | Наименова-ние и номер документа, составлен-ного по результатам проверки. Выявленные нарушения | Приме-чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью предпринимателя (юридического лица).
Если у предпринимателя несколько мест торговли, лучше иметь журнал учета в каждом месте торговли. В графе “Местонахождение” указывается юридический адрес предпринимателя, а если книга проверок хранится, например, в павильоне, еще и местоположение павильона. Это существенно может помочь в дальнейшем. Наличие заполненного журнала поможет предпринимателю и в случае апеллирования к различным инстанциям с жалобами на действия проверяющих.
1.2. Как вести себя при проверке
Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки реально могут допускается ошибки, как с его стороны, так и со стороны проверяющего. Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую просто не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его ошибки можно использовать для дальнейшего обжалования результатов проверки в судебном порядке.
Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).
В распоряжении должно быть также указано:
- его номер и дата;
- наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка, адрес торговой точки;
- основания проводимого мероприятия по контролю;
- дата начала проверки.
Проверяющий почти всегда настроен негативно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к нему доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.
Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих.
В случае, если вы по каким либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку “не согласен” (“не согласна”) или подпишитесь только в его получении. Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему же можно объяснить, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.
Необходимо знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило “разрешено все, что не запрещено”, то для проверяющего наоборот: “запрещено все, что не разрешено”. Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.
Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП), должны быть разъяснены права, копия протокола по требованию должна быть вручена предпринимателю.
2. Порядок проведения проверок субъектов малого предпринимательства некоторыми контролирующими органами в г.Иркутске
В настоящее время контроль над соблюдением существующих государственных правил и норм при производстве и реализации товаров и оказании услуг осуществляют следующие инстанции:
- санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;
- государственная ветеринарная служба;
- государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;
- государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития Российской Федерации;
- государственная противопожарная служба МЧС России;
- государственной служба защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ;
- государственная инспекция труда;
- государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другие.
Полномочия по контролю над деятельностью предприятий со стороны МВД РФ определенны в федеральном законе от 18.04.1991 г. N1026-1 “О милиции”.
Милиция, в соответствии с поставленными перед ней задачами, обязана: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и, в пределах своих прав, принимать меры к устранению данных обстоятельств.
В соответствии со статьей 11 ФЗ “О милиции” для выполнения возложенных на нее обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право:
п.4. - получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них,
п.5. - составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
п.25. - при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушений законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную предпринимательскую и торговую деятельность:
¨ áеспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной или иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
¨ ïроизводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
¨ èзымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
¨ îпечатывать кассы, помещения и проводить контрольные закупки;
¨ ïриостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли в случаях неисполнения ими законных требований сотрудника милиции о прекращении правонарушения.
Но пользоваться данными правами сотрудник милиции может только при исполнении своих обязанностей в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.
Проведение плановых и внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно – розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае, вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому, предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить, на каком основании производится проверка.
Проведение и оформление проверок:
При осуществлении контроля в сфере потребительского рынка, в том числе при проверке конкретных фактов правонарушений, сотрудник милиции должен официально представиться лицу, нарушившему правила торговли (продавцу) и предложить ему пригласить представителя администрации (если таковой имеется). С началом проверки торговая деятельность проверяемого предприятия прекращается.
В торговых предприятиях может вестись контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверок и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. О принятых мерах администрация сообщает контролирующему органу.
Особое внимание при проверке соблюдения правил торговли обращается на наличие и достоверность следующих документов:
1. на право осуществления торговых операций (копий регистрационного свидетельства, разрешения на торговлю, патента, уставных документов);
2. копии лицензий на реализацию лицензионных товаров, облагаемых акцизами;
3. подтверждающих безопасность и качество товара (сертификаты соответствия, заключения санэпидемслужбы, заключение госпожнадзора о пригодности помещения к эксплуатации);
4. внутренние приходные документы;
5. ценников на реализуемые товары;
6. санитарных книжек продавцов (если осуществляется торговля пищевыми продуктами, парфюмерной косметикой, гигиеническими товарами);
7. кассовой книги;
8. книг отзывов и предложений;
9. книг учета доходов и расходов.
Производится внешний осмотр товаров для определения соответствия их сроку годности, проверяется состояние весоизмерительных и других контрольных приборов (клеймение гирь, целостность пломб), санитарное состояние объекта торговли.
Сотрудники милиции (в частноости отдела по борьбе с экономическими преступлениями) имеют право проверять кассу (если отсутствует кассовый аппарат, производить подсчет и фиксацию наличных денег, находящихся в кассе). Об этом составляется акт, в котором отражается (покупюрно) сумма денег, находящихся в кассе. Изымается контрольно-кассовая лента, на которой материально ответственное лицо ставит (в начале и конце ленты) свою подпись. Сумма контрольных оттисков сличается с суммой наличных денег, что фиксируется в акте. К акту проверки торгового предприятия прилагаются погашенные кассовые чеки (упакованные в опечатанный полиэтиленовый пакет).
Правовым результатом проверки является составление акта проверки, определенного образца, с последующим составлением протокола об административном правонарушении.
Основные требования по правильному оформлению протокола об административном правонарушении:
1. заполняются все реквизиты типового бланка протокола, записи производятся аккуратно, полно и разборчиво;
2. указываются дата и место составления протокола, должность, фамилия, имя и отчество лица, его составившего;
3. данные о личности нарушителя указываются на основании документов, устанавливающих его личность, а при их отсутствии – по показаниям знающих его свидетелей, должностных лиц, родственников;
4. При составлении протокола об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности указывается статус организации (ее реквизиты, местонахождение) или индивидуального предпринимателя, наличие у них разрешения, регистрационного свидетельства, лицензии, патента;
5. В протоколе фиксируются фамилии и адреса свидетелей и потерпевших по документам, удостоверяющим их личность (если они имеются).
Особое внимание обращается на полное и точное отражение объективной стороны состава правонарушения, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, указание конкретных статей нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за данное правонарушение. Не допустимы чрезмерно краткие записи типа “нарушил правила торговли” без указания, в чем, конкретно, это нарушение выразилось, какие статьи правил торговли и других нормативных актов нарушены.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших, протокол подписывается также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в соответствии с настоящим Кодексом), о чем делается отметка в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
2.2. Государственная противопожарная служба МЧС России
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности определяются в федеральном законе от 21.12. 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, регулирующем отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 5 ФЗ “О пожарной безопасности” определены основные права и обязанности Государственной противопожарной службы, в том числе:
· разработка и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
· организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
· организация и осуществление в установленном порядке охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
· обеспечение и осуществление тушения пожаров.
Статьей 37 ФЗ “О пожарной безопасности” определены основные права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности.
Предприятия имеют право:
– вносить в органы государственной власти предложения по обеспечению пожарной безопасности;
– проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
– устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
– получать в установленном порядке информацию по вопросам пожарной безопасности.
Предприятия обязаны:
– соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, др. требования должностных лиц пожарной охраны;
– разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
– проводить противопожарную пропаганду, а также обучать свих работников мерам пожарной безопасности;
– включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности;
– содержать в исправном состоянии системы пожарной автоматики, первичные средства пожаротушения;
– оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, в установлении причин и условий их возникновения, выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
– предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территории предприятий необходимые силы и средства, ГСМ, продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны;
– обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны, при осуществлении ими служебных обязанностей, на объекты предприятий;
– предоставлять, по требованиям должностных лиц ГПС, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях;
– незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях систем пожарной автоматики, об изменении состоянии дорог и проездов;
– содействовать деятельности ДПД.
Определенные обязанности, в соответствии со статьями 35, 36 ФЗ “О пожарной безопасности”, возложены и на органы исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частности:
– организовывать разработку и реализацию мер пожарной безопасности на соответствующих территориях;
– оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
– осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности;
– принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника от ее содержания, использовать указанное имущество по прямому назначению.
Подразделения Управления Государственной противопожарной службы МЧС Иркутской области в своей деятельности по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на объектах среднего и малого бизнеса руководствуются приказами, указаниями, издаваемыми по линии МЧС, ГУГПС, ГУ по делам ГО и ЧС Иркутской области, УГПС, нормативными актами законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.
В части периодичности проведения пожарно-технических обследований и проверок объектов малого и среднего предпринимательства должностные лица ГПС руководствуются ФЗ № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, согласно которому органы государственного пожарного надзора (ГПН) вправе проводить обследования в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) не более одного раза в два года.
При обнаружении в ходе обследования нарушений требований норм и правил пожарной безопасности юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подлежит внеочередному контролю, предметом которого является исполнение предписания об устранении в технологически обоснованные сроки выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания органа государственного пожарного надзора юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) переводится на усиленный режим контроля . Перевод на усиленный режим контроля (надзора) производится сроком на 6 месяцев на основании решения органа государственного пожарного надзора (ОГПС,ПЧ). Указанное решение вручается заинтересованному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю). Если при проведении контрольных обследований не выявлены нарушения требований пожарной безопасности усиленный режим контроля подлежит прекращению по истечению указанного срока. Продление усиленного режима контроля производится на срок до 6 месяцев.
Основным методом работы государственных инспекторов по пожарному надзору, в целях установления соответствия территорий, зданий, сооружений малого предприятия требованиям пожарной безопасности, а также его деятельности, требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности является детальное обследование. Данное обследование проводится не более одного раза в два года. Контрольное обследование, осуществляемое в целях проверки выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению предписанием ГПС, проводится не ранее, чем через 6 месяцев после окончания детального обследования.
Внеплановое контрольное обследование проводится в случае перевода предприятия на усиленный режим контроля и проводится в форме целевых (оперативных) проверок Внеплановое контрольное обследование может проводиться по заявлению юридического или физического лица (например выдача заключения для получения лицензии), а также на основании публикаций в средствах массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности или при иной документированной информации (вещественных доказательств), свидетельствующих о наличии признаков нарушения этих требований (заявления граждан, предприятий, организаций, юридических или физических лиц). Заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора (ОГПС, ПЧ), не могут служить основанием для проведения внепланового (внеочередного) контрольного обследования (анонимка). Целевая (оперативная) проверка может проводиться и в нерабочее время (гостиницы, учреждения здравоохранения, транспортные предприятия, учреждения с массовым пребыванием людей в ночное время) не чаще одного раза в полугодие.
Продолжительность обследования не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях руководитель подразделения ГПС может установить более продолжительный срок проведения обследования, но не более 2-х месяцев. При проведении обследования должен соблюдаться принцип непрерывности.
Решение о проведении обследования принимается руководителем подразделения ГПС. Решение оформляется в форме поручения, в котором указывается:
- номер и дата принятия решения;
- наименование органа государственного пожарного надзора (ОГПС, ПЧ);
- ссылка на правовые основания проведения обследования (ст. 6 Федерального Закона “О пожарной безопасности” № 169-ФЗ, ст.7 Федерального Закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля” № 134-ФЗ);
- фамилия, имя, отчество лица (лиц), уполномоченного на проведение обследования (к проведению обследования привлекаются только те сотрудники, которые указаны в поручении);
- наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) и его государственный регистрационный номер;
- дата начала и окончания обследования.
О проведении обследования ставится в известность руководитель проверяемого объекта, в адрес которого направляется уведомление, заверенное печатью органа государственного пожарного надзора.
Результаты обследования оформляются актом установленной формы. В акте указываются:
- наименование органа государственного пожарного надзора;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- дата, время и место проведения обследования;
- фамилия, имя, отчество, номер служебного удостоверения и должность лица осуществляющего обследование;
- дата и номер документа, на основании которого проводилось обследование;
- сведения о результатах обследования, выявленных нарушениях, их характере, лицах, ответственных за совершение этих нарушений;
- предписания по устранению выявленных нарушений и срок их устранения;
- дата, время и место составления акта, а также подпись лица (лиц), осуществляющего обследование.
Один экземпляр акта вручается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) или его представителю под роспись либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в контрольно-наблюдательном деле.
Если, при проведении обследования, будет установлено, что состояние пожарной безопасности объекта, проведение работ, услуг может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей или послужить причиной возникновения пожара, орган государственного пожарного надзора имеет право принять меры к недопущению причинения вреда, пожара, в том числе путем приостановления эксплуатации объекта, производства товара (работы, услуги) и (или) отзыв товаров с рынка.
При подготовке заключений в лицензионные органы для получения лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, предусмотренных постановлением губернатора области от 05.05.99 г. № 293-п “Об организации лицензионной деятельности на территории Иркутской области”, органами Государственного пожарного надзора проводятся внеплановые проверки противопожарного состояния объектов малого и среднего бизнеса.
Руководителям данных объектов, для получения заключения о противопожарном состоянии, необходимо представить в органы Государственного пожарного надзора следующие документы:
1. Заявление
Начальнику (подразделение ГПС)
от __________________________
Заявление
Прошу Вас провести внеплановую проверку противопожарного состояния (наименование и адрес объекта) и выдать заключение для получения лицензии (указать вид деятельности).
Дата должность подпись
К заявлению прилагаются документы или соответствующим образом удостоверенные копии, подтверждающие соответствие объектов и проводимых соискателем лицензии организационных мероприятий требованиям пожарной безопасности:
2. Акты о наличии и исправности, приемки в эксплуатацию оборудования и систем противопожарной защиты (установок пожаротушения, пожарной сигнализации, молниезащиты, наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, оповещения людей о пожаре), документы об организации технического обслуживания оборудования и систем противопожарной защиты.
3. Протокол замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети.
4. Схема и характеристика объекта (Технический паспорт)
5. Последние предписания органов Государственного пожарного надзора (заключение для получения лицензии).
6. Договор аренды (право устанавливающий документ на помещение).
7. Документы, удостоверяющие факт проведения противопожарного инструктажа, занятий по программе пожарно-технического минимума.
8. Организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.), требующиеся в соответствии с правилами и нормами пожарной безопасности.
9. Свидетельство о государственной регистрации.
20 декабря 2001 года Государственной Думой РФ принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который был введен в действие с 1 июля 2002 года. Новым Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены более жесткие санкции, налагаемые на должностных лиц и граждан, за нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20.4., за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ.
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.
Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
Кроме того, должностные лица ГПС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях ситуациях:
– Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ (ст. 19.2).
– Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно, воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ (ст. 19.4).
– Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ (ст. 19.5).
– Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 19.6).
Основными нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, осложняющими их тушение являются:
- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики,
- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов,
- нарушение требований Правил Пожарной Безопасности, Правил Устройства Электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.),
- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска,
- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов,
- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц.
2.3. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Мероприятия по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения”, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-гигиеническом нормировании” должностными лицами органов и учреждений государственной санитарно–эпидемиологической службы.
Права, обязанности и полномочия должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, определяются ст. ст. 50,51,52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения”. Этим же законом определяются права и обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
· выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц;
· разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
· обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
· осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
· проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
· своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно - эпидемиологическому благополучию населения;
· иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
· осуществлять гигиеническое обучение работников.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
– получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
– проводить санитарно - эпидемиологические расследования;
– беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно - эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
– посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
– при наличии оснований проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
– проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
– проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
– проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
– составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно - эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
При проведении мероприятий по контролю осуществляется проверка выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор.
При организации и проведении мероприятий по контролю, оформлению и реализации их результатов должностные лица руководствуются:
Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями Министерства здравоохранения, постановлениями главного государственного санитарного врача РФ, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Организация проведения проверок, мероприятий по контролю осуществляется в рамках Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.
В соответствии с этим документом плановые мероприятия проводятся не более чем 1 раз в 2 года. При этом продолжительность проверки не может быть более 1 месяца. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в соответствии с требованиями, установленными пунктом 5 ст.7 Федерального закона от 08.08.2001 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения главного врача или его заместителя, в котором указываются цель и задачи проверки, кто проводит проверку, ее срок.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица госсанэпидслужбы не вправе:
· проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции госсанэпиднадзора;
· проводить плановые проверки в отсутствии должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
· требовать представления документов, образцов продукции, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
· требовать образцы проб продукции для исследований (испытаний) без наличия основания и составления акта об отборе проб;
· превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
По результатам контроля составляется акт установленной формы в 2-х экземплярах. К нему прилагаются акты об отборе проб продукции, заключения проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения лиц, ответственных за выявленные нарушения санитарного законодательства и др. документы или их копии, связанные с мероприятиями по контролю. Один экземпляр акта с приложениями вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку, либо отправляется почтой с уведомлением.
2.4. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития РФ (Госторгинспекция)
Одним из органов контроля, с которым часто приходится сталкиваться предпринимателям, является Госторгинспекция, которая имеет следующие права:
- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
- при наличии оснований производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества;
- осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата соответствия на реализуемые товары и соответствием их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
- давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
- получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
- составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
- выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению обнаруженных нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей на основании ст. 23.49 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП: 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частью 3 статьи 14.16, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих):
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно - санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ.
Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил:
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ.
2. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.
Статья 14.7. Обман потребителей
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от десяти до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до трехсот МРОТ.
Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих
Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ.
Объектами контроля Госторгинспекции, в соответствии с возложенными на нее задачами, являются предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие и производящие товары и услуги.
Контрольная деятельность Госторгинспекции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством, регулирующим взаимоотношения потребителя и продавца, в том числе:
– Положением о Госторгинспекции;
– Федеральными законами - №29-ФЗ от 02.01.2000 г. “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, № 5151-1 от 10.06.1993 г. “О сертификации продукции и услуг”, №134-ФЗ от 08.08.2001г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, в соответствии с законом № 2300-1 от 07.02.1992 г. “О защите прав потребителей” рассматриваются жалобы и заявления граждан;
– Кодексом РФ об административных правонарушениях;
– Правилами продаж отдельных видов товаров, оказания услуг общественного питания, правилами продаж алкогольной продукции, комиссионной торговли непродовольственных товаров, бытового обслуживания населения;
– Стандартами и другими нормативными документами, принятыми в установленном порядке органами государственного управления, в том числе ГОСТ 51074-97, Р 51121-97 “Информация для потребителей” и другие;
– Законодательными и нормативными актами по вопросам соблюдения правил торговли, порядка применения цен и качества товаров, утвержденными местными органами исполнительской власти субъектов РФ, не противоречащими требованиям Российских документов.
Должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя, обеспечить сохранение технологической и коммерческой тайн.
* * *
В данном справочнике мы постарались отразить основные методы проведения проверок субъектов малого предпринимательства контролирующими органами города Иркутска.
Более подробную информацию предприниматели могут получить по адресам и телефонам указанным ниже.
Иркутское территориальное управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция)
664003 г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 15.
Телефон: 34-16-04 – Приемная руководителя,
34-15-74 –руководитель управления,
34-16-24 – заместитель управления,
24-13-18 – Отдел по качеству торговли.
Руководитель управления – Астраханцева Нина Константиновна.
Вид деятельности:
· Государственный контроль соблюдения правил торговли, общественного питания;
· Контроль соблюдения качества товаров.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Иркутске
664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 8.
Телефон: 24-34-81 – Приемная главного врача,
24-39-87 – Заместитель главного врача,
Главный врач – Чубук Николай Юрьевич,
Заместитель главного врача – Комкова Людмила Григорьевна.
Вид деятельности:
· Контроль соблюдения норм санитарной безопасности;
· Выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии видов деятельности, товаров и услуг требованиям действующего законодательства;
· Консультации;
· Обследования;
· Исследования;
· Санитарно-эпидемиологические экспертизы.
Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области
664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 15.
Телефон: 25-79-49 – Приемная начальника управления,
Факс УГПС – 25-79-03
25-79-07, 25-79-16 – отдел государственного пожарного надзора.
25-79-70 – нормативно-технический отдел
Начальник управления – Файзрахманов Геннадий Павлович.
Вид деятельности:
· Контроль соблюдения норм противопожарной безопасности;
· Согласование проектов строительства объектов.
Управление внутренних дел г. Иркутска
664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 23.
Телефон: 53-14-00 – приемная начальника управления,
21-31-94 – начальник отделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства (ОБППРиИАЗ)
Начальник ГУВД – Халдеев Андрей Валерьевич
Начальник ОБППРиИАЗ ГУВД – Богданова Ирина Николаевна
Комитет по потребительскому рынку администрации г. Иркутска
664000, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 37
Телефон: 24-08-01 – приемная председатель комитета,
24-24-54 – отдел координации деятельности предприятий торговли и перерабатывающей промышленности,
24-34-56 – отдел бытового обслуживания,
24-34-50 – отдел по защите прав потребителей.
Председатель комитета - Третьяков Александр Анатольевич
Государственная инспекция труда в Иркутской области
664011, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30
Телефон: 20-54-24 – приемная руководителя,
20-54-21 – отдел правового надзора и контроля в производственной сфере,
20-54-22 – отдел правового надзора и контроля в непроизводственной сфере,
Руководитель инспекции – Коноплев Сергей Иванович
Отдел труда и трудовых отношений Главного экономического управления Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска
664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14
Телефоны: 24-07-93, 24-07-85
Начальник отдела – Касьянова Татьяна Петровна
Иркутский центр стандартизации и метрологии Госстандарта России
664011, г. Иркутск, ул. Чехова, 8
Телефон: 24-26-33 – приемная,
24-28-47– отдел по государственному надзору
Директор центра – Курбатов Евгений Константинович
Вид деятельности:
· Испытание и сертификация;
· Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартизации;
· Предоставление справочной информации по государственным стандартам (ГОСТ).
Центр защиты прав предпринимателей
664000, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 3
Телефон:24-24-90
Телефон “горячей линии”: 20-23-24
Директор центра – Василенко Александр Андреевич
Вид деятельности:
· Оказание помощи в сертификации продукции, услуг;
· Предоставление нормативно-правовой информации;
· Консультации по административному, налоговому законодательству и др.
Информация представлена интернет-порталом "Малый бизнес Иркутска"