Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Ваш бизнес: регистрация, лицензирование, сертификация

Администрация города Иркутска

Комитет по экономике и финансам

Информационно-справочное издание “Ваш бизнес: регистрация, лицензирование, сертификация” содержит перечень организаций с указанием адресов, уполномоченных в регистрации субъектов малого предпринимательства в городе Иркутске. Кроме того, в справочник включены документы, необходимые при регистрации, получении лицензии и прохождении сертификации продукции.

Справочник предназначен для начинающих предпринимателей, руководителей и менеджеров малых предприятий.

Авторский коллектив, 2002

Содержание

Введение

1. Регистрация субъектов малого бизнеса города Иркутска

1.1. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

1.2. Регистрация юридических лиц

2. Лицензирование отдельных видов деятельности субъектов малого предпринимательства города Иркутска

3. Сертификация продукции в городе Иркутске

Введение

Настоящий сборник составлен на основе федеральных законов и местных нормативных актов, материалов Управления Министерства по налогам и сборам РФ города Иркутска, Иркутского областного Комитета статистики и данных Комитета по экономике и финансам Администрации города Иркутска.

Цель данного справочника – помочь субъектам малого предпринимательства расширить их информационный кругозор о порядке регистрации предприятия в городе Иркутске, возможной необходимости получения лицензии на отдельные виды деятельности предприятия и сертификации продукции.

В настоящей брошюре даются ответы на вопросы:

1. Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

2. Как зарегистрироваться в качестве юридического лица?

3. Что делать после регистрации?

4. Что такое лицензия и какая деятельность лицензируется?

5. Сертификация продукции, нужна ли она?

Макроэкономическая ситуация как в стране, так и в городе Иркутске в частности, достаточно благоприятна, о чем свидетельствует всё возрастающее число успешно действующих предприятий и частных предпринимателей в области малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес стал неотъемлемой частью и динамично развивающейся частью экономики города. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности.

На 01.10.2001 в городе функционировало 6045 малых предприятий и 28194 предпринимателя без образования юридического лица.

В общем объеме занятых по городу численность работников малых предприятий составляет 24,1%, это почти каждый 5 – й работающий.

На 1 октября 2001 года на малых предприятиях города было занято 44568 чел., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост числа работников МБ составил 104,7%.

В течение последнего ряда лет отраслевая структура малых предприятий практически остается неизменной. Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Но сфера торговли, по-прежнему, остается доминирующей.

ТОРГОВЛЯ. 2849 торговых предприятия занимают 47,1% в общей массе малых предприятий. По численности работающих данная отрасль также лидирует среди прочих отраслей экономики – 17152 человека или 38,5%. По сравнению с 9 месяцами 2000 года выручка торговых предприятий выросла на 18,2%, оборот общественного питания возрос на 78,3%, оборот розничной торговли вырос на 45,4%, средняя заработная плата увеличилась на 26,9%.

ЗАНЯТОСТЬ в сфере малого бизнеса имеет свою специфику. Данный сектор экономики характеризуется малочисленностью работников. Так, за 9 месяцев 2001 года на одном промышленном предприятии в среднем было занято 10 человек, а на одном торговом предприятии - 6 человек.

Среднемесячная ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА работающих на малых предприятиях за 9 месяцев 2001 года составила 1591,9 руб. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года рост составил 129%., а, по сравнению со среднемесячной заработной платой по городу, заработная плата работающих в малом бизнесе отстает на 2410,4 руб. или в 2,5 раза. Максимальную заработную плату получают работающие на предприятиях связи (2803,9 руб.), на предприятиях ЖКХ (2172,8 руб.), в промышленности (1867,2 руб.).

ОБЪЕМ. В течение 9 месяцев 2001 года малыми предприятиями города произведено продукции, работ и услуг на сумму 6747,6 млн.руб., что на 19,7 % больше аналогичного показателя прошлого года.

Доля предприятий торговли в совокупном объеме производства за 9 месяцев 2001 года составила 30,2 % или 2038,2 млн. руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост объемов производства в торговых предприятиях составил 115,7%.

По темпам роста объемов производства за 9 месяцев 2001 года лидировали предприятия связи - 169,4% (рост), транспорта – 139% (рост) и предприятия, занимающиеся общей коммерческой деятельностью – 149,1% (рост).

В среднем, каждым работающим в секторе малого бизнеса за 9 месяцев 2001 года произведено продукции на 151,4 тыс. руб., что на 19 тыс. руб. больше аналогичного показателя прошлого года.

ВЫРУЧКА. За 9 месяцев 2001 года предприятиями малого бизнеса получено 15744,1 тыс. руб. выручки от реализации товаров, работ и услуг. Данный показатель в 1,2 раза превышает показатель выручки 9 мес. прошлого года. Более половины выручки, полученной за 9 месяцев 2001 года малыми предприятиями г. Иркутска, приходится на сферу торговли (55,8%), следующими являются промышленные предприятия – 18,6%, предприятия прочих отраслей экономики – 9,7%, строительные организации – 9,1%.

По темпам роста выручки за 9 месяцев 2001 года на первом месте предприятия прочих отраслей экономики – 149,6%, связи – 148,1% и торговли – 118,2%.

ПРИБЫЛЬ. За 9 мес. 2001 года малыми предприятиями города Иркутска получено прибыли 112,9 тыс. руб., этот показатель на 15,5% больше аналогичного за 9 мес. 2000 года. Рост прибыли, полученной предприятиями торговли за 9 мес. 2001 года, составил 189,2%, ЖКХ - 166,9%.

Большое количество предприятий малого бизнеса сработали с убытком за 9 месяцев 2001 года. Это с/х (-0,09 млн. руб.), МТС и сбыт (-0,6 млн. руб.), предприятия связи (-2,3 млн. руб.).

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ. Наряду с основной деятельностью, предприятия малого бизнеса занимаются и инвестиционной. В расширение собственного производства, малыми предприятиями за 9 месяцев 2001 года осуществлялись финансовые вливания на сумму 31,1 млн. руб., составляющие 1,8% от общих капитальных вложений по городу. По сравнению с прошлым годом инвестиционные вложения малых предприятий в среднем уменьшились на 23,4%, в т.ч., в торговле – на 53,7%. Рост кап. вложений наблюдался лишь в строительстве - в 4,3 раза.

Ниже в таблице приведены основные показатели деятельности сферы малого бизнеса г. Иркутска за 9 месяцев 2001 года.

Показатели

Ед. изм.

9 месяцев 2001 года

9 месяцев 2000 года

Темп роста

%

Число малых предприятий

единиц

6045

6089

99,3

Численность работающих

человек

44568

42586

104,6

Объем выпуска продукции

млн. руб.

6747,6

5638,0

119,7

Фонд оплаты труда

млн. руб.

638,5

472,8

135,0

Среднемесячная зарплата

руб.

1591,9

1233,7

129,03

Выручка

млн. руб.

15744,1

13333,4

118,1

Прибыль

млн. руб.

503,2

412,4

122,02

Капитальные вложения

млн. руб.

31,1

39,3

79,2

Информационно-справочное издание “Ваш бизнес: регистрация, лицензирование, сертификация” содержит перечень организаций с указанием адресов, уполномоченных в регистрации субъектов малого предпринимательства в городе Иркутске. Кроме того, в справочник включены документы, необходимые при регистрации, получении лицензии и прохождении сертификации продукции.

1. Регистрация субъектов малого бизнеса города Иркутска

Прежде чем приступить к работе, Вы должны определить какую организационно-правовую форму будет иметь ваше предприятие.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных отношений могут создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Следующий этап - это регистрация. В настоящее время законодательными и иными нормативно-правовыми документами предусмотрена государственная регистрация двух категорий субъектов малого предпринимательства:

– индивидуальных предпринимателей;

– коммерческих организаций, в любых организационно-правовых формах.

1.1. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусмотрено законом.

Для того, чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность, необходимо:

  • зарегистрироваться в качестве "индивидуального предпринимателя без образования юридического лица";
  • встать на учет в налоговой инспекции по месту жительства;
  • встать на учет в государственных внебюджетных фондах;
  • получить статистические коды в комитете статистики.

В случае необходимости предприниматель имеет право открыть расчетный счет в банке.

Предприниматель, если это необходимо, обязан:

  • получить лицензию на выбранный вид деятельности (см. раздел 2);
  • получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров (см. раздел 3);
  • получить гигиенический сертификат на производство услуги или товары;
  • получить экологический сертификат на производственные мощности;
  • подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства и т.д.

В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые дееспособные отечественные и иностранные физические лица, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Этап 1: Государственная регистрация

Государственная регистрация производится по месту жительства гражданина в соответствующем регистрирующем органе. В Иркутске - это Регистрационная Палата администрации г. Иркутска (ул. Марата,14, тел. 24-07-25). В Регистрирующий орган представляются следующие документы:

1. Паспорт.

2. Вид на жительство - для иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Фотография 3х4 - 3 экз.

4. Квитанция об оплате регистрационного сбора в размере 1 минимального размера оплаты труда (МРОТ) – это переменная величина сейчас она равна 100 рублей (оплата производится в любой Сберкассе города).

5. Заявление, заполненное на специальном бланке.

В заявлении указываются все виды деятельности, которыми намеревается заниматься гражданин. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Необходимо иметь в виду, что в связи с изменениями персональных данных предпринимателя, указанных в свидетельстве, дополнением (изменением) перечня видов деятельности, потребуется оформления нового свидетельства.

Согласно закону, не позднее, чем в 15-дневный срок с даты приема Заявления, Заявителю выдается либо Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме, либо Отказ в регистрации. Но Регистрационная палата выдает документы на следующий день.

Документы предприниматель может направлять в регистрирующий орган ценным письмом с уведомлением о вручении описью вложения, в этом случае заявление должно быть нотариально заверено. В 15-дневный срок с даты получения документов заявителю высылается по почте свидетельство о регистрации или отказ.

Отказ в регистрации предпринимателя допускается лишь в случаях несоответствия состава представленных документов или состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства, намерения заниматься запрещенными видами деятельности.

Регистрирующий орган не может отказать индивидуальному предпринимателю в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации предпринимателей или уклонение от нее могут быть обжалованы в суде.

Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в трех идентичных экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю под роспись, второй направляется Регистрационной палатой в инспекцию министерства по налогам и сборам по месту жительства Предпринимателя, третий экземпляр остается в Регистрационной Палате.

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является официальным документом, на основании которого с момента регистрации Предприниматель вправе осуществлять без образования юридического лица виды деятельности, указанные в Свидетельстве.

Свидетельство является бессрочным, кроме следующих случаев:

- заявитель указал в заявлении ограниченный срок деятельности в качестве предпринимателя;

- заявителем является иностранный гражданин, пребывание которого в г. Иркутске ограниченно временем.

Регистрационная Палата администрации г. Иркутска

ул. Марата, 14, каб. 320.

Прием документов: понедельник, среда 09 00 – 12 00).

Выдача документов происходит по вторникам, четвергам с 15 00 до 16 30.

Этап 2: Изготовление печати

Изготовлением печатей в г. Иркутске занимаются коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Стандартный срок изготовления печати от 2 до 5 дней.

Для изготовления печати требуется предоставить копию свидетельства о регистрации и оплатить данную услугу (в настоящий момент стоимость изготовления составляет от 100 до 500 рублей, в зависимости от сроков и материалов).

Этап 3: Присвоение кодов

Для регистрации в Иркутском областном Комитете Государственной статистики (ул. Чкалова, 39, каб. 1, тел.: 33-25-54) предоставляется свидетельство о государственной регистрации (оригинал).

Прием документов: с 9 до 11 часов – понедельник, вторник, среда, четверг

Выдача документов: с 14 до 16 часов - понедельник, вторник, среда, четверг

После регистрации в Облкомстате, предпринимателю присваиваются коды в соответствии с указанными видами деятельности в свидетельстве о государственной регистрации. Официальным документом, подтверждающим факт учета и идентификации в составе ЕГРПО органами государственной статистики индивидуального предпринимателя является “Информационное письмо об учете в ЕГРПО”.

При выдаче информационного письма взимается плата в соответствии с тарифами на присвоение кодов. Выдача информационного письма и возврат свидетельства осуществляется при предъявлении квитанции об оплате.

Этап 4: Постановка на учет в налоговом органе

Индивидуальный предприниматель, являясь налогоплательщиком, обязан самостоятельно уплачивать налоги в бюджет государства и взносы во внебюджетные фонды, поэтому он обязан своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей и выше. Для постановки на налоговый учет требуются:

1. Заявление, заполненное по установленной форме.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации.

3. Копия паспорта (1,2 страницы и страницы с пропиской)

4. Книга учета доходов и расходов. Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой прошитую тетрадь с пронумерованными страницами. При постановке на учет налоговая инспекция скрепляет ее своей печатью.

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

По налоговому кодексу РФ налоговая инспекция обязана осуществить постановку налогоплательщика на учет в течении пяти дней с момента предоставления ей всех необходимых документов и в тот же срок выдать:

  • свидетельство установленного образца, подтверждающее факт постановки на учет предпринимателя;
  • справку о постановке на учет в налоговом органе для открытия в банке или ином кредитном учреждении расчетного счета (по заявлению предпринимателя).

Адреса постановки на учет в районных налоговых органах г. Иркутска:

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному округу.

Адрес: ул. Советская,55. Тел.34-73-62, 34-73-63.

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому округу.

Адрес: ул. Байкальская, 249, 24-96-13, 24-77-55

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Свердловскому округу.

Адрес: ул. Гоголя,53А, тел. 43-45-62, 43-47-03

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому округу.

Адрес: ул.Р.Люксембург,182, тел.45-45-47, 45-17-67

Этап 5: Постановка на учет во внебюджетные фонды

Индивидуальный предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном фонде (ул. Ямская, 35а) в качестве плательщика страховых взносов, а в случае найма предпринимателем работников по трудовым контрактам и гражданско-правовым договорам обязан также встать на учет в Фонде социального страхования (ул. Советская, 109). Страховые взносы уплачиваются, во-первых, с чистого дохода, представляющего собой разницу между полученными предпринимательскими доходами и расходами, непосредственно связанными с их извлечением (сумма указанного чистого дохода подтверждается справкой из налоговой инспекции). Во-вторых, с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, работающих у предпринимателя по трудовым контрактам и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам. Постановка на учет предпринимателя в указанных фондах осуществляется по представлении следующих документов:

1. копии паспорта;

2. заявления на регистрацию;

3. нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации;

4. нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5. договора о найме физических лиц на работу в личном хозяйстве.

При постановке на учет плательщику взносов выдается Извещение страхователю.

Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в органах Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этап 6: Открытие расчетного счета в банке

Индивидуальному предпринимателю банки открывают расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета на его имя.

Для открытия счета в учреждение банка представляются:

  • заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • нотариально заверенная карточка образцов подписей предпринимателя;
  • справки из Пенсионного фонда и Фонда социального страхования;
  • справка из налоговой инспекции об уведомлении о намерении открыть счет в банке;
  • иные документы по требованию банка.

После предоставления всех перечисленных документов заключается договор с банком об обслуживании клиента. Услуги банка оплачиваются согласно банковским расценкам.

Этап 7: Получение лицензии

Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии. В настоящее время лицензируемые виды деятельности определяются Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

В главе 2 настоящего справочника описан порядок получения лицензии.

1.2. Регистрация юридических лиц

Регистрация юридических лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту их нахождения, в городе Иркутске - Регистрационная палата администрации города Иркутска (ул. Марата, 14, тел. 24-07-25).

Этап 1: Определение наименования

Юридическое лицо должно иметь наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Например, "Некоммерческое партнерство "Спортивный клуб "Фитнес", а не просто "Некоммерческое партнерство "Фитнес". Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, то есть уникальное наименование.

Наименование юридического лица должно достаточно четко и ясно указывать на основной вид его деятельности, оно не должно вводить в заблуждение. Например, основными видами деятельности ООО "СтройПроект" должны являться строительно-проектные работы, а не розничная торговля сосисками в тесте.

Не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в наименовании организации на русском языке. Например, ООО "Ромашка, ЛТД".

Организация может иметь, кроме полного и сокращенного наименования на русском языке, наименование на любом иностранном языке. Это должно быть отражено в учредительных документах.

Согласование наименования производится Регистрационной палатой (ул. Марата, 14, каб. 314) до момента подачи учредительных документов на регистрацию. Это позволяет предпринимателям до оплаты регистрационного сбора и подготовки учредительных документов изменить выбор наименования организации и, как следствие, не производить перерегистрацию.

Этап 2: Определение адреса места нахождения

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения (адресу), указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации и в учредительных документах, постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется с ним связь.

В подтверждение адреса представляется гарантийное письмо, либо договор аренды, копия свидетельства собственника помещения.

Этап 3: Формирование Уставного капитала (открытие временного расчетного счета)

Учредители коммерческих организаций обязаны сформировать Уставный (складочный) капитал, который определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной соответствующими законами. Для ООО, ЗАО - 100 МРОТ (в настоящее время 10000 руб.), ОАО – 1000 МРОТ (на данный момент 100 000 руб.).

Уставный (складочный) капитал Общества состоит из стоимости вкладов его учредителей. Вкладом в Уставный капитал должны быть денежные средства. Размеры вкладов должны быть определены в учредительных документах.

На момент государственной регистрации коммерческих организаций (подачи документов в Регистрационную палату), необходимо оплатить не менее 50% Уставного капитала. Оставшиеся 50% в течение года с момента регистрации Общества. Если Уставный капитал вносится деньгами, то необходимо открыть накопительный счет в банке и внести на него соответствующую сумму. Для этого в выбранный банк предоставляются:

¨ ïроекты учредительных документов Общества;

¨ ðешение (протокол учредительного собрания) о создании;

¨ ïротокол о назначении директора;

В банке нужно заполнить и подписать заявление на открытие накопительного счета, а в некоторых банках и договор. Банк выдает справку о внесении Уставного капитала, которую необходимо представить в регистрирующий орган.

Этап 4: Подготовка учредительных документов

Учредительными документами юридического лица являются: Устав и учредительный договор. У каждой организационно-правовой формы есть свои особенности. Например, учредительными документами ООО являются Устав и Учредительный договор (если учредителей 2 и более), АО - только Устав, но при создании Акционерного общества учредители обязательно должны заключить договор о создании, который действует с момента его подписания и до государственной регистрации Общества.

Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм определяются соответствующими законами. В соответствии с законодательством РФ к учредительным документам должны предъявляться следующие требования:

1. Устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке формирования и компетенции его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

2. Уставный капитал АО и предприятий с иностранными инвестициями, независимо от их организационно-правовых форм, должен быть не менее 1000-кратного, а уставный капитал предприятий остальных организационно-правовых форм - 100-кратного размера МРОТ, установленной действующим законодательством на дату представления учредительных документов для регистрации.

3. Договор учредителей должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).

Подготовку учредительных документов Общества лучше предоставить юристу.

Этап 5: Регистрация в Регистрационной палате администрации г. Иркутска

Перед подачей документов на регистрацию необходимо оплатить регистрационный сбор (10-ти кратный МРОТ, сегодня это 1000 руб.). Оплата производится через Иркутский филиал банка “Эталон” (ул. Депутатская, 432).

Документы, предоставляемые на регистрацию в Регистрационную Палату администрации г. Иркутска (ул. Марата, 14, тел.: 24-07-25):

1. Заявление с отметкой об уникальности наименования (специальный бланк);

2. Устав – 2 экз.;

3. Учредительный договор – 4 экз.;

4. Протокол (решение) о создании организации;

5. Документ подтверждающий местонахождение юридического лица;

6. Документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (справка из банка);

7. Для учредителей физических лиц –паспорт (предъявлять лично)

8. Для учредителей юридических лиц:

  • комплект учредительных документов (устав, учредительный договор, решение (постановление) о регистрации, свидетельство о регистрации) нотариально заверенные или копии вместе с подлинниками;
  • решение органа управления учредителя – юридического лица, в компетенцию которого отнесено решение вопроса об участии в создании юридического лица;

9. Декларация с эскизом печати на обороте (типовой бланк)– 3 экз.;

10. Документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора (квитанции об оплате в Иркутском филиале банка “Эталон” или платежные поручения);

11. Доверенность на заявителя.

Документы в регистрационный орган могут представляться учредителями или их представителями как непосредственно, так и по почте ценным отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой представления является, соответственно, дата фактического представления или дата, указанная в квитанции о почтовом отправлении с описью направленных документов.

Представленные документы должны быть рассмотрены регистрирующим органом не позднее 3-х дней с даты фактического представления или в течение 30 дней с даты почтового отправления.

Регистрирующий орган по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о регистрации предприятия и выдает временное свидетельство о регистрации, действие которого ограничено 30 днями. По истечении указанного срока временное свидетельство с отметками налоговой инспекции о постановке на налоговый учет, банка – об открытии расчетного счета, облкомстата – о присвоении кодов, и регионального отделения Федеральной комиссии по ценным бумагам (для акционерных обществ) должно быть возвращено в Регистрационную палату для обмена на постоянное свидетельство.

Отказ в регистрации допускается только в случае несоответствия учредительных документов требованиям действующего законодательства или недостоверности содержащихся в них сведений и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ оформляется в письменном виде с подробным указанием причин и не лишает возможности повторного обращения с заявлением о регистрации после устранения выявленных несоответствий.

Этап 6: Изготовление печати

Документы:

1. Декларация на изготовление печати (с эскизом печати) - 3 экз.

2. Документ, подтверждающий полномочия директора (протокол общего собрания о назначении директора или решение учредителя);

3. Копия паспорта директора (Генерального директора).

4. При наличии в эскизе печати средств визуальной индивидуализации (логотипа, товарного знака) - нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака, либо знака обслуживания (либо лицензионного договора, либо договора об уступке товарного знака/знака обслуживания).

Изготовление печати в г. Иркутске по стоимости составляет от 100 до 500 руб. Стандартный срок изготовления печати – от 2 до 5 дней.

Этап 7: Присвоение кодов

При идентификации юридического лица (или обособленного подразделения) используются коды, присвоенные Государственным комитетом РФ по статистике.

Иркутский областной Комитет Государственной статистики (ул. Чкалова, 39, каб.1, тел.: 33-25-54) присваивает организациям следующие коды:

1. ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) - код конкретной организации в ЕГРПО

2. ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления) - Код принадлежности органу управления

3. ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления) - Код местонахождения

4. ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) - Код вида деятельности

5. ОКСФ (Общероссийский классификатор форм собственности) - Код формы собственности

6. ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) - Код организационно-правовой формы

Для получения кодов необходимо предоставить следующие документы:

1. Учредительные документы (оригиналы);

2. Временное свидетельство о регистрации;

3. Копии кодов Статистики на учредителей - юридических лиц.

Официальным документом, подтверждающим факт учета и идентификации в составе ЕГРПО органами государственной статистики предприятия является “Информационное письмо об учете в ЕГРПО”.

При выдаче информационного письма взимается плата, в соответствии с тарифами на присвоение кодов. Выдача информационного письма и возврат учредительных документов осуществляется при предъявлении квитанции об оплате.

Этап 8: Постановка на налоговый учет

Организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по своему месту нахождения. Причем, заявление о постановке на учет организации подается в налоговую инспекцию в течение 10 дней после государственной регистрации. Несвоевременная подача заявления влечет взыскание штрафа в размере от 5 000 рублей и выше.

В налоговую инспекцию предоставляются следующие документы:

1. Заявление о постановке на налоговый учет – типовой бланк;

2. Учредительные документы (копии, заверенные нотариусом);

3. Временное свидетельство о регистрации;

4. Протокол (решение) о создании организации (оригинал);

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (Коды Статистики) - копия, заверенная нотариально;

6. Если учредитель – юридическое лицо, то копии (нотариально заверенные) свидетельства о регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет;

7. Доверенность (нотариально заверенная), если документы подает не должностное лицо организации;

8. Скоросшиватель “Дело”.

По Налоговому кодексу РФ, налоговая инспекция обязана осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней, со дня подачи ей всех необходимых документов, и в тот же срок выдать соответствующее Свидетельство о постановке на налоговый учет.

Адреса постановки на учет в районных налоговых органах г. Иркутска:

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному округу.

Адрес: ул. Советская,55. Тел.34-73-62, 34-73-63.

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому округу

Адрес: ул. Байкальская, 249, 24-96-13, 24-77-55

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Свердловскому округу

Адрес: ул. Гоголя,53А, тел. 43-45-62, 43-47-03

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому округу

Адрес: ул.Р.Люксембург,182, тел.45-45-47, 45-17-67

Этап 9: Постановка на учет во внебюджетные фонды

Каждая организация обязана встать на учет в качестве плательщиков страховых взносов в государственных внебюджетных фондах: Пенсионном фонде РФ (ул. Ямская, 135а), Фонде социального страхования РФ (ул. Советская, 109б). Без постановки на учет в этих фондах организация не сможет открыть счет в банке. Кроме того, действующим законодательством предусмотрены штрафы за ведение деятельности (в особенности, начисления и выплаты вознаграждений физическим лицам - работникам организации) без постановки на учет в фондах и без отчисления страховых взносов.

Документы на регистрацию в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования (ФСС) организация должна подать в течение 30 дней с момента государственной регистрации.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде и ФСС необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление на бланке фонда;

2. Учредительные документы (копия + оригинал);

3. Временное свидетельство о государственной регистрации;

4. Протокол (решение) о создании (копия);

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (копия, заверенная нотариально);

6. Свидетельство о постановке на налоговый учет (копия, заверенная нотариально);

7. Доверенность (нотариально заверенная), если документы подает не должностное лицо организации;

8. Скоросшиватель “Дело”.

Исходящими документами со стороны внебюджетных фондов являются информационные письма.

Этап 10: Открытие расчетного счета в банке

После выполнения указанных процедур предприятие должно заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание с учреждением банка по собственному выбору и открывает в нем расчетный и иные счета по необходимости. Для открытия счета предприятием представляется в банк:

1. Нотариально заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати (некоторые банки требуют 2-3 карточки);

2. Заполненный и подписанный банковский комплект (договоры на расчетно-кассовое обслуживание, заявление на открытие счета и др.);

3. Учредительные документы (Устав, Учредительный договор) – нотариальные копии;

4. Временное свидетельство о государственной регистрации;

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (Коды Статистики) - оригинал;

6. Свидетельство о постановке на налоговый учет - копия нотариальная;

7. Протокол (решение) о создании организации - оригинал;

8. Протокол (решение) о назначении Генерального директора (Директора) - оригинал;

9. Приказы о назначении Главного бухгалтера и других лиц, имеющих право подписи на банковских документах. Если бухгалтера нет, то приказ о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на Генерального директора (Директора);

10. Информационное письмо из Пенсионного фонда;

11. Информационное письмо из Фонда социального страхования;

12. Иные документы по требованию банка.

Без наличия этих документов банк не откроет расчетный счет предприятию. После предоставления всех перечисленных документов заключается договор с банком об обслуживании клиента. Услуги банка оплачиваются согласно банковским расценкам.

Извещение об открытии счета налоговому органу отправляется банком факсом или почтой незамедлительно после открытия счета. Операции по вновь открываемым счетам организаций – налогоплательщиков начинаются только после получения банком информационного письма налогового органа, извещающего об открытии соответствующего счета.

Этап 11: Регистрация первичной эмиссии акций в ФКЦБ (для АО)

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Выпуск ценных бумаг - совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения).

Эмиссия ценных бумаг – это установленная законодательством последовательность действий эмитента - АО по размещению ценных бумаг.

В соответствии со ст.19 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.96 “О рынке ценных бумаг”:

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

  • принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст.18 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.96 “О рынке ценных бумаг”:

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.

Суть регистрации выпуска состоит в официальной фиксации обязательств эмитента, удостоверяемых ценной бумагой объема эмиссии и других параметров ценной бумаги.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг - присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера.

Регистрирующий орган - орган, включенный Федеральной комиссией в перечень органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.

Оформление документов для государственной регистрации выпусков ценных бумаг регулируется Постановлением ФКЦБ РФ № 48 от 11.11.98г. “О внесеннии изменений и дополнений в стандарты эмиссии акций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций”, № 47 от 11.11.98г. “О внесении изменений и дополнений в стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий”.

Перечень документов, представляемых для государственной

регистрации выпуска ценных бумаг:

1. заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;

2. анкета эмитента;

3. копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента

4. два, а в случае, если ведение реестра акционеров должно осуществляться регистратором, - три экземпляра решения о выпуске ценных бумаг;

5. протокол собрания (заседания) уполномоченного органа эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг, содержащий кворум и результаты голосования за принятие указанного решения, а в случае принятия решения о размещении ценных бумаг советом директоров - также с указанием имен членов совета директоров, голосовавших за его принятие;

6. протокол собрания (заседания) уполномоченного органа эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске ценных бумаг, содержащий кворум и результаты голосования за его принятие;

7. копия устава эмитента, а также все внесенные в него изменения и (или) дополнения;

8. документ, свидетельствующий об оплате уставного капитала эмитента;

9. копия письма Государственного комитета Российской Федерации по статистике об учете эмитента в Едином государственном регистре предприятий и организаций;

10. иные документы, предусмотренные законодательством, настоящими Стандартами и спецификой учреждения;

11. опись представленных документов.

Этап 12: Заключительный

На этом этапе сдаются в Регистрационную палату администрации г. Иркутска:

- временное свидетельство с необходимыми отметками указанных органов;

- декларация об изготовлении печати.

Взамен получается постоянное свидетельство о государственной регистрации.

С 01.07.2002 года вводится в действие федеральный закон РФ от 08.08. 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” в соответствии с которым будет изменен порядок регистрации юридических лиц.

Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности с нарушением действующего законодательства (а именно без государственной регистрации, постановки на налоговый учет и без лицензии), подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности субъектов малого предпринимательства города Иркутска

Итак, этап регистрации вашего бизнеса завершен, необходимые средства найдены - можно приступать к работе. Однако нужно знать, что в Российской Федерации отдельные виды предпринимательской деятельности осуществляются на основе специального разрешения – лицензии, выдаваемой уполномоченными лицензирующими органами. Поэтому Вам необходимо знать, что к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В настоящее время лицензируемые виды деятельности определяются Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Согласно вышеназванному закону лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, требующей лицензирования, или с нарушением условий лицензирования предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности (в соответствии с указанным федеральным законом):

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка;

- для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, местожительства);

- вида деятельности;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, и, если они не заверены нотариусом, - с предъявлением оригиналов – для юридических лиц;

в) копию свидетельства о государственной регистрации, если оно не заверено нотариусом, - с предъявлением оригинала – для индивидуального предпринимателя;

г) документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д)сведения о квалификации работников соискателей лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не превышающий 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии доводится до заявителя в письменном виде с мотивированным обоснованием причин отказа.

Основанием для отказа (в соответствии с указанным федеральным законом) в выдаче лицензии является:

– наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В лицензии указываются:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • для юридических лиц - наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию;
  • для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления данного вида деятельности;
  • регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее пяти лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.

Лицензия теряет юридическую силу в случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии, и лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

Структуры, которым поручено осуществлять лицензирование некоторых видов деятельности на территории Иркутской области

Комитет по управлению госимуществом области (тел. 20-03-85, контактное лицо: Зайцев Александр Аркадьевич)

Риэлтерская деятельность.

Комитет по экономике администрации области (тел. 34-63-81, контактное лицо: Границкая Лариса Яковлевна)

Заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов.

Организация и проведение тотализаторов и игорных заведений, проведение местных лотерей.

Комитет здравоохранения администрации области (тел. 24-31-68, контактное лицо: Мишина Светлана Николаевна)

Медицинская деятельность.

Главное управление сельского хозяйства администрации области (тел. 34-30-63, контактное лицо: Зюбин Николай Иванович)

Ветеринарная деятельность

Комитет фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации области (тел. 24-01-54, контактное лицо: Дюбанова Галина Ивановна)

Фармацевтическая деятельность.

Областной центр лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (тел. 43-34-64, контактное лицо: Тюменцев Владимир Александрович)

Лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программа высшего и послевузовского образования.

Центр госсанэпиднадзора области (тел. 23-13-69, контактное лицо: Кузнецова Вера Ивановна)

Производство дезинфекционных, дезинсекционных и деротизационных средств.

Центр лицензирования строительной деятельности (тел. 34-41 -42, контактное лицо: Гладышева Ирина Борисовна)

Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов.

Проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель.

Обследование состояния, консервация, реставрация и ремонт памятников истории и культуры местного значения.

Строительство, реконструкция, ремонт, содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений (кроме федеральных).

Иные виды строительной деятельности.

Нефтеинспекция (тел. 33-36-83, контактное лицо: Крицкий Иван Феодосьевич)

Деятельность по содержанию и эксплуатации нефтеоаз и автозаправочных станций, в том числе и передвижных автозаправочных станций.

Комитет региональных ресурсов и межрегиональных связей (тел. 34-24-22, контактное лицо: Хлебодарова Наталья Евгеньевна)

Производство и оборот произведенного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, переработка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей госстандартам и техническим условиям.

Иркутское отделение Российской транспортной инспекции (тел. 27-68-91, контактное лицо: Анисимов Андрей Юрьевич)

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом (кроме международных).

Органы местного самоуправления (Администрация города Иркутска, лицензионный отдел: тел.24-08-03, контактное лицо: Таныгина Наталья Ильинична)

Розничная торговля алкогольной продукцией;

Публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале.

Ниже мы приводим подробную информацию для соискателей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.

Заявителю необходимо представить в отдел лицензирования следующие документы:

1. Заявление – типовой бланк

2. Характеристика торгового объекта (типовой бланк)

3. Свидетельство о регистрации предпринимателя или юридического лица (копия)

4. Учредительные документы (копии, только для юридических лиц)

5. Свидетельство о постановке на учет в ИМНС (копия)

6. Информационное письмо Госкомстата (копия)

7. Договор аренды помещения или документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции (копия)

8. Заключение органов Госсанэпиднадзора, УВД г. Иркутска и органов противопожарной службы о соответствии помещений требованиям, предъявляемым для розничной продажи алкогольной продукции

9. Справка ИМНС об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет

10. Справка ИМНС о регистрации ККМ

11. Документы, подтверждающие приобретение прибора проверки подлинности акцизных марок (копии)

12. Документы, подтверждающие внесение оплаты за рассмотрение заявления и выдачу лицензии (копии)

При внесении в лицензию дополнительных торговых точек, не представляются следующие документы:

  1. свидетельство о регистрации предпринимателя или юридического лица
  2. учредительные документы (для юр. лиц)
  3. свидетельство о постановке на учет в ИМНС
  4. информационное письмо с Госкомстата
  5. справка с ИМНС об отсутствии задолженностей по платежам в бюджет
  6. документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии

Все нотариально не заверенные копии предъявляются вместе с оригиналом.

Оплата сборов за рассмотрение заявления, за выдачу лицензии и за обследование торгового объекта вносится заявителем самостоятельно по следующим реквизитам:

Р/с 40101810900000010001 ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Иркутской области

БИК 042520001

Получатель: ИНН (налоговой инспекции, на учете в которой стоит заявитель) УФК МФ РФ по Иркутской области.

ИМНС (налоговая инспекция заявителя) по Административному округу города.

В назначении платежа указывается код 1400505 и код причины постановки на учет (КПП)

Суммы сборов составляют:

1. 1/10 минимального размера оплаты труда (МРОТ) за рассмотрение заявления

2. 10 МРОТ за выдачу лицензии

3. 1000 рублей за обследование каждого торгового объекта

Согласно п.2.ст.16 Федерального закона от 22.11.95г. № 171-фз (в ред. федерального закона от 07.01.99г. № 18-фз) “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

  • в детских, учебных, культовых и лечебно - профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
  • лицам, не достигшим возраста 18 лет;
  • без сертификатов соответствия, марок акцизного сбора или специальных марок.

Согласно п.3. ст.16 указанного закона, не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. В частности, постановлением главы администрации Иркутской области “Об организации розничной продажи алкогольной продукции на территории области” от 02.07.99 г. № 91-ПГ (в ред. от 25.05.20001 г.)

Организации, осуществляющие в городе Иркутске розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты. Для предпринимателей ограничений по площади торговых объектов, предназначенных для розничной продажи алкогольной продукции, нет.

3. Сертификация продукции в городе Иркутске

Продукцию, которую будет выпускать предприятие, возможно, придется сертифицировать.

Сертификация продукции - процедура тестирования, проверки, испытания продукции или услуг, производимых предпринимателями, на соответствие требованиям, установленным государственными стандартами, техническими условиями или другими нормативными актами по качеству, техническим параметрам, безопасности и т.д., в зависимости от вида продукции. Сертификация производится независимыми от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей организациями и подтверждается выдаваемыми ими удостоверениями в письменной форме.

В Иркутске таким органом является Центр стандартизации, сертификации и метрологии Госстандарта России (ул. Чехова, 8, тел.24-26-33).

Сертификация в значительной степени более рыночный механизм регулирования экономики, чем лицензирование, так как сертифицируется не деятельность, а произведенный продукт.

Основным документом, регулирующим сферу сертификации, является федеральный закон от 10.06.93г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг".

Изготовители, продавцы, исполнители продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации и реализуемых на территории Российской Федерации, обязаны:

– реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

– обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

– указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

– приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

– обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

– извещать орган по сертификации в установленном им порядке, об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Обязательная сертификация товаров, продукции и услуг регламентирована специальными правилами и нормативами Системы ГОСТ Р. Нормативной базой подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р являются государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, технические условия и другие нормативные акты, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. То есть, действие внешне стимулировано и внутренне мотивировано стремлением выжить, удержаться и преуспеть на рынке.

Сертификация производится в следующем порядке:

- подача заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения по заявке;

- проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства);

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированным объектом, в соответствии со схемой сертификации.

Орган по сертификации рассматривает заявку и, не позднее 15 дней после ее получения, направляет заявителю решение по заявке.

Схемы сертификации для определенной продукции (работы, услуги) конкретизируются в правилах (порядках) сертификации однородной продукции (работ, услуг) с учетом специфики ее производства и применения, наличия представленных заявителем доказательств ее соответствия установленным требованиям.

Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяются.

При обязательной сертификации продукции (работ, услуг) по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает заявку и декларацию о соответствии в орган по сертификации.

К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции, в соответствии с законодательством РФ. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия.

Сертификат может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата. Сертификат соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательной сертификации, является документом, необходимым при реализации и введении в эксплуатацию этой продукции (работ, услуг).

Сертификат соответствия на продукцию (работы, услуги), для которой, в соответствии с требованиями законодательных актов РФ, необходимо проведение проверок (контроля, сертификации) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов федеральных органов исполнительной власти (гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.

При обязательной сертификации продукции (работ, услуг) осуществляется маркирование знаком соответствия.

Право на применение знака соответствия при обязательной сертификации предоставляется органам по сертификации посредством лицензии, выдаваемой в соответствии с Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, работами, услугами, производствами и системами качества осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган, проводивший сертификацию.

Данные об участниках и объектах обязательной сертификации вносятся в Государственный реестр в соответствии с законом о сертификации, и, периодически, публикуются Госстандартом России в своих периодических изданиях или в специальных справочниках.

Расходы по проведению обязательной сертификации конкретной продукции (работ, услуг) оплачивают заявители.


Информация представлена интернет-порталом "Малый бизнес Иркутска"

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости