Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2

Файлы

Фонд «Либеральная миссия»

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства


Москва 2010

Под общей редакцией А.А. Шамрая

Авторы: Галина Ермилова, Анна Закускина, Александр Литвак, Сергей Мигин, Николай Смирнов, Александр Шамрай, Алексей Шестоперов, Олег Шестоперов, Олег Щетинин

В настоящей книге на основе данных официальной статистики и субъективных данных опросного исследования анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования. Кроме того, отдельно рассмотрен ряд аспектов ликвидации малых фирм, теневой активности малого бизнеса, его стратегий преодоления проблем, связанных с глобальным финансово-экономическим кризисом. Приводится сравнение результатов исследования с итогами первого раунда, проводившегося в середине 2007 года.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Цели и задачи исследования
1.2 Предметная область

ГЛАВА 2. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГЛАВА 3. ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Методика выборочного обследования и характеристика выборки
3.2. Характеристика стадий жизненного цикла малых предприятий
3.3. Ликвидация малых предприятий
3.4. Статистические методы классификации и самоидентификация предпринимателей

ГЛАВА 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

4.1. Внешние факторы, определяющие тенденции развития малых предприятий на отдельных стадиях жизненного цикла
4.2. Внутренние факторы развития малых предприятий
4.3. Теневой оборот в малом предпринимательстве
4.4. Антикризисные стратегии малых предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Распределения ответов респондентов на вопросы анкеты
Приложение 2. Статистические показатели секторов малого и среднего предпринимательства
Приложение 3. Границы сектора малого и среднего предпринимательства и организация статистического наблюдения за сектором
Приложение 4. Детали модели статистической классификации малых предприятий по стадиям жизненного цикла
Приложение 5. Отдельные показатели теневой активности малых предприятий

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая книга представляет результаты работы, явившейся продолжением исследования, проведенного в 2007 году. Исследование «Жизненный цикл малого предприятия»1, выполненное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по заказу Фонда «Либеральная миссия», позволило получить пилотные результаты — стартовый срез данных о характеристиках жизненного цикла субъектов малого бизнеса. В представляемой брошюре авторы имеют возможность изложить дополнительно ко второму статическому срезу исследования анализ изменений, происшедших за прошедший период, а также оценить влияние факторов внешней среды, спровоцировавших эти изменения.

Исследования малого бизнеса традиционно являются одним из важнейших направлений прикладной экономической науки и представляют значительный интерес для общественности, научно$академического сообщества, а также для органов власти, в той или иной мере соприкасающихся с вопросами экономического регулирования. Предметом настоящей брошюры, равно как и предшествовавшей ей публикации, является изучение сравнительно обделенного исследовательским вниманием разреза деятельности малых предприятий — их жизненного цикла.

В рамках исследования, лежащего в основе настоящей брошюры, ставились задачи анализа ряда вопросов, связанных с особенностями жизненного цикла предприятий. Так, в частности, анализу в рамках исследования были подвергнуты:

  • количественные и качественные характеристики стадий жизненного цикла;
  • возможности статистического моделирования закономерностей, связанных с отдельными стадиями жизненного цикла малых предприятий;
  • основные проблемы и факторы, определяющие динамику развития малых предприятий на различных стадиях жизненного цикла;
  • антикризисные стратегии малых предприятий и их «теневая» активность;
  • другие аспекты, представляющие интерес в контексте изучения динамики развития малого бизнеса.

Целью или миссией исследования является доказательство значимости различий между предприятиями, находящимися на различных этапах развития. При этом различия касаются как внутренних характеристик предприятий, так и интенсивности воздействия на компании разных стадий факторов внешней среды.

Таким образом, основная гипотеза работы вытекает из ее цели — это проверка наличия дифференциации характеристик малых фирм в зависимости от этапов их развития.

Вторая по степени значимости гипотеза в рамках настоящего исследования заключается в том, что современный финансово-экономический кризис существенным образом отразился на внешней предпринимательской среде и внутренних установках предпринимателей. Возможность проверки указанной гипотезы предоставляет наличие пилотного опроса, проводившегося в рамках первого раунда исследования в 2007 году, приблизительно за год до проявления первых кризисных явлений.

Следует сразу оговориться, что анализ предмета настоящего исследования существенным образом затруднен отсутствием сбора и учета государственными статистическими органами данных необходимого уровня детализации. Это делает невозможным проведение комплексного анализа жизненного цикла малых предприятий на основе данных официальной статистики. В связи с этим особую актуальность приобретает использование субъективной статистики, выясняемой в рамках опросных исследований. Для целей выяснения характеристик жизненного цикла малых предприятий при проведении настоящего исследования был проведен опрос 300 руководителей и собственников малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации — Москве, Томской, Новгородской и Ростовской областях. Выбор указанных регионов для проведения опроса был обусловлен главным образом наличием значимых различий в отраслевой специализации малых предприятий. При этом авторами преследовалась цель включения в выборку наиболее типичных представителей отдельных видов экономической деятельности, а также минимизация смещения выборочной совокупности, связанного с выбором небольшого количества обследуемых регионов. Цель достижения региональной репрезентативности в явном виде авторами не ставилась.

Рассмотрим далее обзорно имеющиеся исследования по тематике жизненного цикла предприятий и других сопряженных с предметом настоящего исследования аспектов функционирования малых предприятий. В российской исследовательской практике есть ряд работ, связанных с анализом различных аспектов жизненного цикла предприятий и носящих в большинстве своем теоретический характер. При этом в качестве базовых предпосылок в рамках указанных исследований, как правило, применяются предпосылки моделей, разработанных зарубежными авторами.

Так, в частности, проблемы жизненного цикла малых и средних предприятий анализируются в работе «Жизненный цикл малых и средних предприятий».2

В рамках указанного исследования приводятся наиболее типичные по мнению авторов для МСП этапы жизненного цикла, указываются особенности функционирования предприятий на отдельных стадиях развития.

Другой работой теоретического характера является исследование О.В. Головкиной «Механизм оценки финансово)экономической стабильности функционирования предприятия»,3 в рамках которого выделяются 4 этапа жизненного цикла предприятия и отмечается, что для каждого из этапов характерны специфичные проблемы и, как следствие, задачи, стоящие перед экономическими агентами, принимающими решения.

В ряде работ российских исследователей разрабатываются отдельные частные проблемы в преломлении теории жизненного цикла предприятия. Из числа таких исследований следует выделить работу «Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации».4 В рамках указанной работы анализируются вопросы эффективного поведения собственника компании на различных стадиях жизненного цикла и проблемы, связанные с корпоративным управлением компанией. За базовую модель при этом принимается модель жизненного цикла предприятия зарубежного исследователя И. Адизеса.

Зарубежные исследования по проблемам жизненного цикла предприятия характеризуются широким охватом различных аспектов деятельности компаний и в значительной мере устоявшимся методологическим аппаратом, что в первую очередь относится к вопросу определения перечня стадий жизненного цикла. В большинстве случаев в современных исследованиях используется стандартный подход к выделению указанных этапов (иногда — с несущественными отклонениями, обусловленными спецификой конкретного исследования и требованиями к степени детализации анализа). Чаще всего используются способы разбиения жизненного цикла, подразумевающие выделение от 3 до 5 его стадий. Контексты рассмотрения проблематики жизненного цикла предприятия при этом отличаются значительным разнообразием. Так, в работе Д. Мюллера (1972),5 центральным определяющим судьбу предприятия фактором является проблема неопределенности. Фирмы, эффективно действующие в условиях неопределенности и способные рождать новые для рынка идеи, растут до тех пор, пока не иссякает потенциал по «переигрыванию» рынка. Различные этапы жизненного цикла при этом определяются возможностями компании предлагать новый продукт и реализовывать соответствующие конкурентные преимущества.

В исследовании Дж. Агарони, Х. Фалька и Н. Иехуды (2006) со ссылкой на подход, сложившийся в рамках теории жизненного цикла предприятия, выделяется четыре основных стадии развития.6 При этом отмечается, что главные различия в тенденциях развития предприятия на различных стадиях заключаются в таких характеристиках, как степень неопределенности, с которой сталкивается компания, структура активов и наличие возможностей для осуществления инвестиций.

Среди моделей, предлагающих углубленный анализ особенностей функционирования компаний на различных этапах жизненного цикла, следует выделить модель И. Адизеса (1988), описанную в книге «Corporate Life Cycles».7 Согласно указанной модели на протяжении осуществления деятельности большая часть компаний проходит 10 отличных друг от друга этапов8 — рождение, детство, стадия бурного роста, юность, расцвет, стабильность, аристократичность, стадия ранней бюрократичности, бюрократичность, смерть.

Каждая из указанных стадий жизненного цикла в рамках модели имеет свои характерные особенности, задачи, стоящие перед собственником и соответствующие различным этапам риски. Так, в частности, согласно данной модели, в период роста предприятие может столкнуться с рядом рисков (условно их можно обозначить как «болезни роста»), которые при стечении определенных обстоятельств (главным образом относящихся к отношениям внутри компании) могут привести к преждевременной смене позитивной динамики деятельности компании на негативную.

Несмотря на высокую степень детализации описанной выше модели и учет в ней значительного числа факторов, определяющих траекторию развития компании, в эмпирическом исследовании, ставящем целью проведение как качественного, так и количественного анализа, данный подход представляется слишком сложным в применении.

При проведении эмпирических исследований, преследующих в частности цели количественного анализа, вопрос выделения сравнительно небольшого количества стадий и определения критериев отнесения предприятий к различным этапам жизненного цикла встает особенно остро. В исследованиях такого рода в подавляющем большинстве случаев выделяется не более пяти стадий. Так, в работе Д. Миллера и П. Фризена (1984)9 используется разбиение жизненного цикла на этапы рождения, роста, зрелости, возрождения и спада.

Основные структурные различия между стадиями при этом в рамках модели определяются внешней средой, стратегией компании, ее организационной структурой и механизмами принятия решений. Одной из целей указанного исследования являлась классификация компаний, попавших в выборку и отнесение их к определенным стадиям жизненного цикла. Для решения этой задачи авторы разработали систему количественных (числовых) и качественных (описательных) критериев, позволивших им классифицировать ряд крупных компаний и определить их принадлежность к той или иной стадии жизненного цикла.

Российских эмпирических исследований, связанных с изучением жизненного цикла малых предприятий, проведением количественного анализа различных его аспектов (длительность отдельных стадий, демографические характеристики сегмента малого предпринимательства на различных стадиях ЖЦ и т.д.), а также факторов, определяющих динамику развития малых предприятий и особенности их жизненного цикла, до настоящего времени не проводилось. В связи с этим в рамках исследования были в определенной мере эклектично синтезированы подходы, разработанные зарубежными исследователями тематики жизненного цикла предприятия и использовавшиеся в исследованиях эмпирического характера. Так, в частности, авторами был выбран вариант разбивки жизненного цикла компании на пять этапов: становление, рост, зрелость, возрождение, спад. Кроме того, было принято решение обозначать смену тенденций развития с роста на спад на протяжении жизненного цикла (помимо системного спада, характерного для наиболее позднего этапа жизненного пути предприятия) для более точного отражения содержания явления термином «кризис развития». Введение этого понятия в анализ было обусловлено необходимостью отражения негативных тенденций временного, несистемного характера, а также в определенной мере — для целей оценки характеристик их глубины исходя из мнений предпринимателей.

В рамках настоящего исследования авторами использовалась в наиболее общем виде классификация факторов на внешние и внутренние, в рамках которых выделялись следующие основные группы:

  1. Внешние факторы:
    • Доступ к ресурсам.
    • Внешнее вмешательство в деятельность.
    • Рыночные характеристики.
    • Институциональные соглашения.
    • Прочие факторы.
  2. Внутренние факторы:
    • Стратегия развития.
    • Предпринимательский опыт.
    • Мотивация.

По мнению авторов, в указанном перечне в общем виде представлены все наиболее значимые и актуальные для целей настоящего исследования факторы.

На основе данных, полученных при проведении опросного исследования, были проанализированы отдельные количественные и качественные характеристики жизненного цикла малых предприятий, в частности длительности отдельных его стадий, изучены наиболее актуальные проблемы предприятий на разных этапах жизни и факторы, определяющие динамику их развития, проведено сравнение с результатами первого раунда обследования.

Кроме того, в брошюре рассмотрен ряд других аспектов, представляющих интерес в контексте изучения динамики развития сегмента малого предпринимательства. Это, в частности, вопросы, связанные с ликвидацией предприятий, с возможностями перерастания малых фирм в категорию средних, антикризисными стратегиями малых предприятий, а также их «теневой» активностью.

В первой главе настоящей брошюры описываются основные цели и задачи исследования, а также уточняется его предметная область (в том числе на основании более подробного анализа имеющихся исследований в связанных областях) с набором необходимых предпосылок и допущений, в рамках которых проводился анализ субъективных данных о характеристиках жизненного цикла малых предприятий.

Вторая глава посвящена анализу данных официальной статистики о секторе малого бизнеса за последние несколько лет, а также отдельных данных о развитии сегмента среднего бизнеса, отдельное статистическое наблюдение за которым ведется с 2008 года. Несмотря на то, что данные официально регистрируемой статистики не способны предоставить адекватных инструментов для целей анализа предмета настоящего исследования в силу низкой степени их детализации, авторы считают необходимым кратко их охарактеризовать.

Рассмотрение характеристик жизненного цикла малых предприятий на основе микроэкономического анализа в отрыве от общей картины имело бы в значительной мере абстрактный и фрагментарный характер.

В третьей главе представлены результаты опросного исследования, подходы к статистическому моделированию идентификации стадий жизненного цикла, а также анализ особенностей ликвидации малых предприятий. В частности, в числе прочего приводятся оценки длительностей отдельных стадий жизненного цикла, жизненного цикла в целом. Кроме того, в главе приводится оценка доли предприятий выборки, которым наиболее вероятно грозит ликвидация в связи с их нахождением на стадии структурного спада.

Четвертая глава содержит анализ факторов, определяющих динамику развития предприятий на различных стадиях жизненного цикла, стимулов к росту и дестимулирующего влияния отдельных факторов. Кроме того, в главе описываются стратегии малых предприятий в преодолении кризисных явлений, а также их «теневая» активность.

В Приложении 1 приведены линейные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты. Приложение 2 содержит публикуемые, а также расчетные данные официальной статистики о секторе малого и среднего предпринимательства. В Приложении 3 приводится аналитический материал об изменениях в определении границ сектора малого и среднего предпринимательства, а также в статистическом наблюдении за этими сегментами экономики. Приложение 4 содержит отдельные детали модели статистической классификации предприятий по стадиям жизненного цикла, основное описание которой содержится в третьей главе исследования.

Авторы хотели бы выразить признательность региональным координаторам опросного исследования Шиковой Е.А., Качановой И.А. (АНО «ИАЦ «Тезаурус-маркетинг», Москва), Гальковой Л.С. (Томская область) и Бойцовой А.Е. («Центр региональных и муниципальных исследований», Новгородская область), а также Анне Закускиной за обеспечение подготовки, заполнения и анализа базы данных опросного исследования.

Мы также благодарим рецензентов, высказавших ценные критические замечания и предложения: д.э.н., профессора Высшей школы экономики Чепуренко А.Ю., к.э.н., доцента Высшей школы экономики Алимову Т.А. и д.э.н., профессора Российского государственного гуманитарного университета Абаева А.Л.


1 Жизненный цикл малого предприятия. Под общ. ред. О.М. Шестоперова. — М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2009.

2 Жизненный цикл малого предприятия. Русурсный цент малого предпринимательства (РЦМП), www.rcsme.ru. 2005.

3 Головкина О.В. Механизм оценки финансово)экономической стабильности функционирования предприятия. М., 2003.

4 Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента, №4, 2004.

5 Mueller D.C. A Life Cycle Theory of the Firm. The Journal of Industrial Economics, vol. 20, no. 3 (July 1972), pp. 199–219.

6 Aharony J., Falk H., Yehuda N. Corporate Life Cycle and the Relative Value — Relevance of Cash Flow versus Accrual Financial Information. 2006.

7 Adizes I. Corporate Life Cycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do About It. 1988.

8 The Adizes Institute LLC, www.adizes.com.

9 Miller D., Friesen P.H, A longitudinal Study of Corporate Life Cycles // Management Science, vol. 30, no. 10 (October 1984), pp. 1161–1183.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости