Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления министра экономического развития Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального собрания РФ в рамках "Правительственного часа" с докладом "Снижение административных барьеров как фактор экономического

Файлы

Доклад Министра экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллиной

Уважаемые члены Совета Федерации!

Слайды 1-2

В условиях становления посткризисной инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, недостаточное качество предоставления государственных услуг, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти – эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики. Мы всегда придавали решению этой задачи большое значение, однако в последнее время работа в этом направлении приобрела еще более масштабный характер.

Слайд 3

По нашему мнению, для снижения административных барьеров необходимо принимать как общесистемные меры, направленные на совершенствование административных механизмов государственного регулирования экономики, так и меры отраслевого характера, связанные с решением проблем, существующих в различных сферах экономической деятельности.
К общесистемным мерам относятся совершенствование механизмов лицензирования и аккредитации, внедрение саморегулирования и расширение использования для допуска на рынок уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизация осуществления контрольных функций и предоставления государственных услуг, а также ряд иных мер. Остановлюсь на некоторых из них поподробнее.

Слайд 4

Все мы знаем о проблемах действующей системы лицензирования: необоснованная сложность процедур, тотальный характер и необходимость продления лицензии, никак не связанная с изменением реальных условий осуществления подконтрольной деятельности. Минэкономразвития России подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного действия лицензий, перевод государственных услуг по лицензированию в электронную форму. Указанный проект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации и готовится к принятию в I чтении.

Слайд 5

В то же время, отказываясь от лицензирования отдельных видов деятельности, мы должны использовать более мягкие и эффективные механизмы регулирования, обеспечивающие компетентность и ответственность предпринимателей и представителей отдельных профессий. В этих целях осуществляется совершенствование и расширение применения институтов аккредитации.
В этом направлении проведена серьезная работа, внесены в Правительство Российской Федерации проекты концепции и плана мероприятий по формирования единой национальной системы аккредитации, а также проект соответствующего Указа Президента Российской Федерации, предусматривающего, в том числе, создание единого органа по аккредитации. Концепция по аккредитации одобрена на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 9 сентября 2010 года и в настоящее время готовится к принятию.

Слайд 6

В целях дальнейшего развития механизмов саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности в настоящее время проводится анализ практики применения законодательства в этой области, по результатам которого планируется разработать предложения по дальнейшему переходу от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования. Напомню, что к настоящему моменту создано 589 саморегулируемых организаций, действующих в 8 сферах экономической деятельности (строительство, подготовка проектной документации, инженерные изыскания, арбитражные управляющие, оценщики, аудит, организации в сфере проведения энергетического обследования, а также СРО, действующие в различных сферах на добровольной основе). Минэкономразвития России проведен ряд встреч с представителями саморегулируемых организаций, а также представителями организаций – членов саморегулируемых организаций в отдельных отраслях.
Целью организации указанных встреч является выявление ключевых недостатков сложившихся в отдельных отраслях систем саморегулирования, общих и специфических проблем, с которыми пришлось столкнуться участникам рынков в связи с введением института саморегулирования с обязательным членством в саморегулируемых организациях, а также определение ключевых направлений, по которым требуется выработка системных решений с целью преодоления существующих проблем, с непосредственным привлечением организаций, деятельность которых оказалась в наибольшей степени затронута введением института саморегулирования.
Минэкономразвития России представит в Правительство Российской Федерации специальный доклад, посвященный проблемам в сфере функционирования саморегулируемых организаций к 1 ноября 2010 г.

Слайд 7

За последний год многое было сделано в целях упорядочения и оптимизации контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти. Министерство провело анализ масштабов такой деятельности, в том числе на основе данных о согласовании с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, за III и IV кварталы 2009 года и I квартал 2010 года. За исследуемый период было проведено порядка 1,6 млн. проверок. В годовом исчислении это составляет около 2,1 млн. проверок (без проверок финансового характера, органов внутренних дел и отдельных видов контроля, выведенных из-под сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ – «закон о проверках»).
По результатам анализа, после вступления в силу «закона о проверках» по сравнению с III кварталом 2009 г. в I квартале 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.
В целях дальнейшего снижения административного бремени на предпринимателей Минэкономразвития России выступило с инициативой заменить денежные штрафы за незначительные нарушения на предупреждения. Соответствующий закон (№ 239-ФЗ) уже принят и вступил в силу с 13 августа 2010 г. Очень важно, что вынесение данной меры наказания становится для органов контроля обязательной мерой, тогда как раньше ее применение целиком и полностью зависело от доброй воли проверяющего. Также стоит отметить, что указанным законом впервые установлена административная ответственность должностных лиц органов контроля за конкретные грубые нарушения Закона о контроле.
Кроме того, в этом году Минэкономразвития России необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов и внести изменения в более чем 50 федеральных законов в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Слайд 8

В то же время Правительство РФ не должно ограничиваться мерами, связанными с упрощением процедур ведения бизнеса. Чрезвычайно важным является создание условий для стимулирования начала реализации новых бизнес-проектов.
Доказал свою эффективность механизм уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, в тех сферах, где это допускается - 43 тыс. уведомлений подано на сегодняшний день. В октябре 2010 года, после обсуждения с предпринимательским сообществом, мы планируем представить в Правительство Российской Федерации законопроект, устанавливающий уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для всех видов деятельности с закреплением исчерпывающего перечня исключений из указанной нормы.

Слайд 9

К сожалению, мы часто сталкиваемся со случаями, когда проекты нормативных правовых актов разрабатываются без учета необходимости создания благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности. Как правило, это связано с возложением на бизнес дополнительных расходов, необоснованным усложнением контрольных процедур, созданием новых административных барьеров.
Эффективнее выявлять избыточные административные ограничения до принятия акта, чем устранять их в последующем. Для предотвращения принятия таких нормативных правовых актов в Минэкономразвития России ведется работа по организации оценки регулирующего воздействия. Мы планируем осуществлять эту деятельность при активном взаимодействии с бизнес-сообществом, четко регламентировать процесс оценки и при разработке соответствующих методик использовать передовой зарубежный опыт.

Слайд 10

Одной из основных важнейших задач является регламентация порядка предоставления услуг, для решения которой ведется работа по принятию административных регламентов. По состоянию на 1 сентября 2010 года на федеральном уровне утверждено 435 административных регламентов. Разработка и утверждение административных регламентов позволяет систематизировать полномочия органов власти, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. Административный регламент включает в себя «стандарт государственной услуги», который закрепляет условия предоставления государственной услуги (сроки, документы, порядок предоставления), а также предусматривает механизм персональной ответственности должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействий).
Результаты проведенного мониторинга позволяют утверждать, что внедренные административные регламенты выполнили основную задачу - позволили описать, а в отдельных случаях упростить административные процедуры. Для завершения процесса регламентации предоставления услуг на федеральном уровне требуется принять 442 регламента.

Слайд 11

Необходимо завершить наполнение Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций), который является информационной основой размещения информации о государственных и муниципальных услугах, а также об органах, предоставляющих указанные услуги, на Едином портале государственных услуг в сети Интернет (www.gosuslugi.ru).
К настоящему времени в Сводном реестре содержатся сведения о 489 государственных услугах, на рассмотрении в Минэкономразвития России – сведения по 19 государственным услугам, на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти – по 182.
Кроме того, в сводный реестр включена информация о 5246 государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Слайд 12

Важной задачей является организация предоставления услуг по принципу одного окна, в том числе путем создания многофункциональных центров (далее – МФЦ). В настоящее время действует более 100 МФЦ в 48 субъектах Российской Федерации, из которых 63 МФЦ были созданы, в том числе, за счет средств федерального бюджета, выделенных на конкурсной основе в 2007-2009 годах (в 2007-2009 годах потрачено 1,2 млрд. рублей федеральных средств; из бюджетов субъектов Российской Федерации выделено порядка 2,2 млрд. рублей). Остальные центры были созданы субъектами Российской Федерации в инициативном порядке.
Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными между органами власти соглашениями.

Слайд 13

Важной и болезненной проблемой является оказание так называемых «сопутствующих» платных услуг организаций, как правило, подведомственных государственным или муниципальным органам, результат которых необходим при обращении за государственными услугами (это уже стало своеобразным «направлением бизнеса» при госорганах). Это та ситуация, когда для получения собственно государственной услуги заявитель вынужден обратиться в организацию, которая за деньги (по договору) предоставит справку, проведет экспертизу, окажет другие «необходимые» услуги.
Ярким примером возникающих злоупотреблений является государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов. Порядок государственной регистрации включает в себя норму, в соответствии с которой Минсельхоз России ожет «рекомендовать» заявителю, в какую организацию ему обратиться за проведением экспертизы.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2009 г. 80% заявителей, получивших лицензии в Минрегионе России, предварительно обратились за «информационно-консультационными» услугами подведомственного учреждения, результатом оказания которых фактически является заключение, передаваемое в лицензионную комиссию. При этом доход от оказания таких услуг составил 2,5 млрд. рублей.
На решение перечисленных проблем было направлено принятие в июле текущего года Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым, в частности предусмотрено определение фиксированного перечня услуг, за предоставление которых может взиматься плата.
В ближайшей перспективе, по нашему мнению, принципы предоставления государственных услуг за плату должны быть следующими: взимаемая с граждан и предпринимателей плата должна перечисляться в бюджет в виде государственной пошлины. Если необходимо для проведения тех или иных работ (в связи с государственными услугами) привлечение подведомственных организаций, госорган это делает в соответствии с государственным заданием. В других случаях платные услуги могут оказываться аккредитованными организациями (после создания национальной системы аккредитации).

Слайд 14

Большое внимание в своей работе Правительство РФ уделяет мерам, связанным со снижением административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений.
К таким сферам относятся земельно-имущественные отношения, строительство, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение, транспорт, промышленное производство, миграция, рыболовство, природопользование, регистрация юридических лиц, налоговое администрирование и другие.
К настоящему моменту Правительством Российской Федерации уже утверждены соответствующие Планы мероприятий по пяти направлениям (градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство; внешнеторговая деятельность; образование; здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие). По остальным сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в конце 2010 - начале 2011 года.

На сегодняшний день одной из ключевых проблем развития современной российской экономики по-прежнему остаются избыточные административные барьеры в сфере строительства.
Административные барьеры в строительстве являются проблемой не только для застройщиков, но и для страны в целом, поскольку ограничивают конкуренцию и снижают эффективность инвестиционно-строительного сектора, приводят к ухудшению делового климата в стране и к значительным потерям общества и государства.
Несмотря на то, что за длительный период реформирования строительного рынка было внесено огромное количество изменений в федеральное законодательство, реализация принятых решений идет очень медленно, а регионы и муниципалитеты зачастую их попросту игнорируют.
Генеральная прокуратура Российской Федерации провела проверку исполнения законов и соблюдения прав хозяйствующих субъектов в сфере строительной деятельности, которая показала, что состояние законности в данной сфере является неудовлетворительным. Нарушения закона выявлены практически на всех этапах строительной деятельности, включая выделение земельных участков для строительства, проведение государственной экспертизы проектной документации, выдачу разрешений на строительство, осуществление строительного надзора и ввод объектов в эксплуатацию. Остановлюсь на основных проблемах, требующих немедленного решения.

Слайд 15

В нашей стране до сих пор не решен вопрос, связанный с разработкой документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий. Это означает, что нет единых правил, определяющих где и что можно строить. При этом существующий порядок подготовки градостроительной документации громоздкий и сложный.
Для решения этой проблемы предлагается:
упростить требования к составу и порядку подготовки документов территориального планирования; закрепить за органом местного самоуправления сельского поселения право принимать решение о подготовке правил землепользования и застройки вместо генерального плана поселения; создать федеральную государственную географическую информационную систему территориального планирования, содержащую карты (схемы) административных границ, особо охраняемых природных территорий, а также существующих и предполагаемых объектов капстроительства федерального, регионального и местного значения. Считаем, что пришло время отменить дублирующий институты территориального планирования и градостроительного зонирования механизм деления земель на категории.

Слайд 16

В большинстве регионов сохраняется непрозрачный механизм предоставления земельных участков для целей строительства. Процедура формирования и предоставления участков без проведения торгов может занимать сегодня до 3-4 лет. При этом инвестору на любом этапе согласительных процедур может быть отказано в приобретении участка.
Чтобы решить эту проблему, по нашему мнению, необходимо установить запрет на предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением предусмотренных законом случаев.
Для того, чтобы придать работе по формированию земельных участков дополнительный импульс, предлагается закрепить возможность направлять средства, полученных от продажи земельных участков, на финансирование работ по формированию новых земельных участков.
Кроме того, следует обязать органы государственной власти и органы местного самоуправления публиковать на официальных сайтах в сети Интернет информацию о наличии для целей строительства земель и земельных участков.

Слайд 17

Серьезной проблемой для застройщика является подключение к сетям инженерно-технической инфраструктуры и присоединение к электрическим сетям. Высокая стоимость такого подключения, невыполнение сроков подключения, обременение застройщика обязательствами по самостоятельному строительству сети в целях получения доступа к необходимым мощностям и множество других проблем стоят на пути реализации любого инвестиционно-строительного проекта.
Полагаю, что процедуры подключения не достаточно проработаны, а меры, направленные на предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке, недостаточны и малоэффективны.
Для решения этих проблем, в частности, предлагается ввести запрет на взимание организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями «дополнительной» платы с застройщика помимо платы за подключение, а также установить как минимум 3-летний срок действия технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случае комплексного освоения земельного участка.

Слайд 18

Полное отсутствие конкуренции в сфере предоставления услуг по проведению экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, а также высокая загруженность Главгосэкспетизы привели к тому, что заключения на многие инвестиционные проекты готовятся с нарушениями всех предусмотренных сроков и зачастую носят субъективный характер.
Предлагается развивать систему негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. При этом необходимо предусмотреть, что положительное заключение будет являться основанием для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства, в том числе, что важно, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Также считаю целесообразным наделить организации негосударственной экспертизы правом проведения проверок эффективности и достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, сократить срок проведения экспертизы проектной документации до 60 дней (за исключением жилых объектов) и закрепить возможность заказчика устранять возникающие замечания «в рабочем порядке».
Многие нарушения возникают по причине отсутствия четких механизмов ответственности должностных лиц, отвечающих за выдачу разрешительной документации. Считаю, что без решения вопросов соблюдения законодательства, обеспечиваемых эффективным контролем за региональными и муниципальными органами власти, снизить административные барьеры не удастся ФАС России по итогам проведенных за 2009 год проверок деятельности региональных и местных органов власти в сфере градостроительства выявлено 147 факторов (признаков) нарушения антимонопольного законодательства, по которым в настоящее время проводится антимонопольное расследование.
Необходимо наладить систему мониторинга осуществления регионами и муниципалитетами полномочий в сфере строительства и установить дополнительную административную ответственность за нарушение требований законодательства.

Слайд 19

В целях реализации принятых решений ведется активная работа по внесение изменений в законодательство.
Доработан принятый в первом чтении 29 июня 2007 г., проект федерального закона, предусматривающий оптимизацию процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства, оптимизацию процедур градостроительного зонирования и планировки территории, предоставление земельных участков для комплексного развития в целях строительства любых видов объектов капитального строительства, установление административной ответственности за нарушения в области градостроительной деятельности.
4 июня 2010 г. принят в первом чтении проект федерального закона, направленный на упрощение и упорядочивание требований к документам территориального планирования.
Подготовлен и проходит согласование с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее отмену обязательной технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Для устранения ограничений, связанных с отнесением проектной документации к типовой проектной документации Минрегионом России принят приказ «О признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 июля 2007 г. № 62 «Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства».
Минэкономразвития России по итогам 2010 года проведет мониторинг влияния мероприятий, направленных на снижение административных барьеров в сфере строительства, на улучшение инвестиционного климата.

Слайд 20

Серьезные проблемы, связанные с высоким уровнем административных барьеров, существуют в сельском хозяйстве. В первую очередь это связано с несовершенством механизмов осуществления фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Безобразная ситуация сложилась вокруг выдачи сертификатов на растительную продукцию (так называемых карантинных сертификатов). На фуру, груженную помидорами, при перевозке, например, из Краснодара в Санкт-Петербург может потребоваться оформление десятка карантинных сертификатов – в каждом субъекте Федерации новый сертификат. А это – простой груза, отбор проб, выдача бумажек. И везде плати. В результате за год по стране выдаётся более 1 млн. карантинных сертификатов. При этом эффективность государственного контроля оставляет желать лучшего – более половины территории России охвачена теми или иными карантинными зонами.
Для решения этой проблемы предусматривается отмена карантинных сертификатов и совершенствование механизмов введения фитосанитарного карантина. Кроме того, предлагается отменить обязательность получения импортных карантинных разрешений. В них фиксировалось, какую продукцию, откуда, через какой пункт пропуска и на какой обеззараженный склад в России предприниматель может ее ввезти. Таким образом, накладывались ничем не обоснованные ограничения. Срок действия разрешения составляет 1 год. В среднем за год выдается около 70 тысяч таких разрешений, при этом посреднические услуги, связанные с его получением составляют от 30 до 70 тысяч рублей. Вместо этого предлагается предусмотреть возможность оперативного информационного доступа импортеров через интернет к требованиям и реестрам в сфере карантина растений. Такое решение, по самым скромным оценкам, позволит предпринимателям сэкономить более 2 миллиардов рублей.
Существенной статьей расходов у производителей продукции растительного происхождения является обеззараживание. В настоящий момент этой деятельностью могут заниматься лишь подведомственные государству организации. Очевидно, что эта коммерческая деятельность включена в цепочку контрольных мероприятий и координируется, в конечном счете, самими контролирующими органами. При этом доходы, получаемые подведомственным учреждениям Россельхознадзора за осуществление платной деятельности, по экспертным оценкам составляют более 4 миллиардов рублей в год. Правительство РФ предлагает провести либерализацию механизмов предоставления услуг в сфере обеззараживания подкарантинной продукции путем предоставления возможности его осуществления во всех случаях негосударственным организациям.
Отдельно отмечу решение об установлении интенсивности государственного фитосанитарного контроля при ввозе продукции в зависимости от уровня доверия к системе фитосанитарной сертификации иностранного государства, что позволит существенно оптимизировать торговое взаимодействие с благонадежными странами-импортерами подкарантинной продукции и обеспечить добросовестным предпринимателям благоприятные условия для осуществления торговой деятельности.
В Министерство экономического развития поступает много обращений от представителей бизнес-сообщества, в которых критикуется деятельность ветеринарных служб субъектов Российской Федерации. Одной из причин, предопределяющей высокий уровень административных барьеров в этой сфере, является отсутствие действенных механизмов влияния федеральных органов исполнительной власти на осуществление полномочий региональными ветеринарными службами (численность работников этих служб составляет более 180 тысяч человек).
Министерство считает целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство о ветеринарии, в том числе по вопросам введения карантина и согласования назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за ветеринарный контроль. Необходимо принять также ряд других важных решений, снижающих административное воздействие на производителей продукции животного происхождения, в частности, увеличить сроки действия ветеринарных сопроводительных документов в зависимости от вида поднадзорных грузов; установить бессрочный характер регистрации кормовых добавок для животных и отменить разрешение на вывоз изготовленных промышленным способом кормов и кормовых добавок для животных. Запланирован постепенный переход к электронной системе выдачи ветеринарных сопроводительных документов, а также предусматривается возможность совершения юридически значимых действий в сфере ветеринарии негосударственными аккредитованными специалистами и организациями. Реализуются также многие решения, связанные с упрощением ветеринарного контроля при ввозе и вывозе подконтрольной продукции. Упрощается форма и порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию, перемещаемую между государствами в рамках таможенного союза. Так, например, при перевозке из России в Казахстан сыра, творога, сушеной и копченой рыбы, сливочного масла теперь не требуется оформлять ветеринарный сертификат, будет достаточно штампа на документах, сопровождающих продукцию, о том, что такая продукция безопасна в ветеринарном отношении. Кроме того, в случае дробления одной большой партии товаров не потребуется оформлять оригиналы ветеринарных сертификатов на каждую образовавшуюся партию, достаточно будет копии, выданной на первоначальную партию.
Отменяется необходимость получения разрешений на ввоз отдельных видов товаров. В сфере ветеринарного контроля мы отказались от разрешений на ввоз кормов для непродуктивных животных (кошки, собаки и т.д.), поскольку такая продукция не несет в себе ветеринарных рисков. Такое решение позволит снизить административную нагрузку на «зообизнес».
И это лишь часть решений, над реализацией которых сейчас работают федеральные органы исполнительной власти.

Слайд 21

Многое уже сделано – доработаны документы Таможенного союза, вносятся изменения в федеральное законодательство.
Государственной Думой принят 30 июня в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий процедуры контроля за переданными на региональный уровень полномочиями в сфере ветеринарии. Направлена на согласование в федеральные органы власти и активно обсуждается с представителями предпринимательского сообщества новая редакция федерального закона «О карантине растений». Разработана новая редакция закона «О ветеринарии», внесены изменения в ряд приказов Минсельхоза России.
Говоря об административных барьерах во внешнеторговой деятельности, следует отметить серьезное отставание нашей страны в вопросах оптимизации и упрощения таможенных процедур. В целях упрощения таможенных процедур решаются задачи снижения документооборота, сокращения срока выпуска товаров, более широкого применения упрощенных таможенных технологий.
Для решения этих задач требуется введение электронного декларирования, развитие института уполномоченных кономических операторов, запуск полноценной системы управления рисками. Очевидно, что тотальный контроль и тиражирование «оправдательных» документов для участников ВЭД не приводят даже к улучшению результатов правоохранной деятельности. Для добросовестных же участников ВЭД они просто становятся настоящим бичем.
С учетом доработки Таможенного кодекса таможенного союза, в него включены положения, направленные на упрощение таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной, высокотехнологичной продукции. В частности количество документов, представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами сокращено до 7 (в отношении остальных товаров представляется 14 документов). Введён запрет требовать представления иных документов; Установлены сокращённые сроки выпуска инновационных товаров при экспорте - 4 часа (остальные товары выпускаются не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации) Принят и реализуется ряд других важных решений.

Слайд 22

Большая работа по снижению административных барьеров проведена также в сферах образования, здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия.
В частности упрощается порядок получения лицензий на право введения образовательной деятельности; предусматривается проведение государственной аккредитации как по отдельным образовательным программам, так и по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей профессионального образования; принято очень важное решение по исключению необходимости получения санитарно-эпидемиологических заключений, которое было реализовано в соглашениях и нормативных документах таможенного союза.

Слайд 23

Безусловно, работа по снижению административных барьеров не ограничивается перечисленными мерами. По многим сферам ведения предпринимательской деятельности решения находятся в стадии обсуждения и согласования (транспорт, промышленное производство, рыболовство, природопользование, связь, сферы, подведомственные МЧС России, Федеральной миграционной службе и Федеральной налоговой службе). Приведу некоторые примеры. Активно проводится оптимизация (реинжиниринг) ряда значимых услуг в сфере транспорта, например, формирование сети постоянно действующих маршрутов перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в отношении которых применяется упрощенный порядок выдачи специальных разрешений; расширение перечня учреждений, уполномоченных на выдачу специальных разрешений; установление единой допустимой границы погрешности измерений и формирование прогрессивной шкалы штрафов за превышения установленных норм.

В сфере государственной регистрации и технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним приняты решения о возможности проведения регистрационных действий и обязательного периодического технического осмотра в любом субъекте Российской Федерации вне зависимости от регистрации по месту жительства собственника транспортного средства; разделении процедуры присвоения и производства государственных регистрационных знаков; возможности проведения проверочных процедур в отношении представленных заявителями сведений и документов в электронном виде; исключении требования предоставления медицинской справки при проведении обязательного техосмотра.

В сфере регистрации юридических лиц предлагается законодательно закрепить возможность подачи заявления о внесении данных в единый государственный реестр юридических лиц, засвидетельствованного электронной подписью без нотариального свидетельствования её подлинности; установить порядок исправления технических ошибок, исключающий процедуры повторной подачи документов для государственной регистрации юридического лица; уточнить перечень оснований для отказа в государственной регистрации, вводящий запрет на проведение юридической экспертизы предоставленных документов.

Дополнительно можно остановиться на проблеме производства и применения контрольно-кассовой техники. Существующий порядок не позволяет применять новые необременительные для бизнеса, а, в конечном итоге, и для конечного потребителя, технологии контроля за осуществлением торговых операций. Существующая ежегодная обязанность предпринимателей менять в ККТ электронные контрольные ленты защищенные (ЭКЛЗ) должна иметь эффективную для государства и менее затратную для торговли альтернативу. Планы, направленные на снижение административных в этих сферах будут рассмотрены Правительством Российской Федерации в конце 2010 – начале 2011 года.

Слайд 24

Как вы можете видеть, работа по снижению административных барьеров касается целого ряда направлений и может быть эффективной только при условии скоординированности действий всех участвующих в ней федеральных органов исполнительной власти. Для того, чтобы надлежащим образом спланировать эту работу на ближайшую перспективу, обеспечить ее системность, Министерство экономического развития выступило с инициативой принятия Концепции совершенствования государственного управления на период 2011 - 2013 годов. Такая инициатива была поддержана Правительством Российской Федерации, разработка Концепции осуществляется Министерством с привлечением представителей экспертного и бизнес сообщества. По нашим оценкам на протяжении 2011 и 2012 годов мы сможем полностью реализовать и оценить эффективность принятых в настоящее время решений, а также подготовить предложения и начать реализацию мероприятий связанных со снижением административных барьеров во всех сферах экономической деятельности.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости