высшего профессионального образования
"Академический правовой университет (Институт)"
г.Москва
Сентябрь 2008 г.
Содержание
- Цели и задачи проекта
- Выводы и предложения
- Данные опроса экспертов в сфере защиты прав потребителей
- Данные опроса экспертов-предпринимателей
- Данные опроса экспертов - государственных служащих
- Данные опроса экспертов-правоведов
- Обобщенный анализ опроса экспертов
- Приложения
Введение
Острая потребность в рыночных законах вызвала бурную деятельность законодательной власти, принявшей в период с 1991 г. по настоящее время тысячи федеральных законов, не говоря о региональном нормотворчестве.
Данный фактор относят к числу достижений, однако до сих пор в России не проведено объединенными усилиями юристов и социологов серьезных исследований, которые содержали бы ответ на элементарный вопрос: каково отношение частного капитала к этому все возрастающему нормативному массиву.
Между тем, бизнес является тем сообществом, которому этот массив адресован, и требования которого ему следует выполнять. Понятно, что уровень такого исполнения прямо зависит от отношения предпринимателя к закону. Отсюда и возникают проблемы установления характера такого отношения, начиная с правового нигилизма коммерсанта до его страха перед санкциями.
Необходимо понять, что именно видит бизнес в законе и представляющих его должностных лицах - недружественную силу; средство, которое при определенных обстоятельствах способно защитить его интересы; малодоступный набор правил, в которых невозможно разобраться и т.п. Говоря более обобщенно, важно установить, насколько бизнес разделяет интересы государства, особенно в условиях острой международной конкуренции, и как он соотносит эти интересы со своими собственными.
Все это, в конечном счете, позволяет получить социально значимый материал, который может быть использован как законодателем в его работе по подготовке проектов законов, так и бизнес - сообществом при выработке его общей позиции перед федеральной законодательной властью.
Основная цель проекта состоит в определении характера существующего конфликта между частным капиталом и законом, включая правоприменение, в интересах выработки принципов разрешения такого конфликта. В соответствии с этой целью в проекте преследуются следующие задачи:
- исследование ментальности представителей частного бизнеса в их отношениях с законом и их информированности об основных положениях законодательства, регулирующего их деятельность;
- выявление типичных причин, побуждающих бизнес обходить закон;
- изучение ожиданий частного капитала в плане совершенствования правового поля;
- исследование ментальности должностных лиц, осуществляющих правоприменение (налоговые и иные контрольные органы) в их отношениях с бизнесом;
- изучение представлений должностных лиц о причинах нарушения законов и резервах совершенствования законодательства;
- анализ отношения к законодательству о предпринимательстве граждан - потребителей;
- исследование перспектив установления отношений партнерства между государством и частным капиталом.
Основная гипотеза проекта состоит в возможности расширения сектора совпадения интересов государственной власти и частного капитала. Такой сектор должен служить основой для построения исходных начал законодательства, регламентирующего частное предпринимательство.
Суть проекта носит двоякий характер. Во-первых, необходимо выяснить отношение частного капитала к действующему законодательству: является ли оно в глазах бизнеса тормозом к развитию и насколько велик в нем удельный вес элементов, стимулирующих предпринимательство.
Во-вторых, следует понять позицию, занимаемую по отношению к бизнесу потребителями и государственными органами (органами местного самоуправления), непосредственно вовлеченными в регулирование предпринимательства и контроль над ним. Здесь особенно важно установить, насколько сохранились остатки советской командно-административной системы, и в какой мере получили развитие рыночные методы регулирования.
Все это дает возможность уяснить реальную ситуацию взаимодействия частного капитала с законом и предложить меры по ее оптимизации.